6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
793. Солошенко Н.С. Доступность научных отраслевых
информационных ресурсов в Интернете: математика / Н.С. Солошенко //
Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для
библиотек: докл. и тез. докл. - М., 2004. - С. 179-185. - Библиогр.: с. 185 (2
назв.).
Поднимается проблема о достижении доступности малотиражной
научной продукции для научного и библиотечного сообщества при наличии правильно
организованной системы информирования о ней в Интернете. В предлагаемом
исследовании рассматривается текущее состояние некоторых элементов этой системы
и перспективы ее развития.
794. Юдина И.Г. Динамика развития библиотечных сайтов НИУ
Новосибирского научного центра СО РАН / И.Г. Юдина // Библиотечные ресурсы
региона: сб. науч. тр. - Новосибирск, 2005. - С. 259-264: табл.
Приводятся электронные адреса 17 научных библиотек
Новосибирского научного центра, имеющих собственные web-сайты в Интернете
(созданы с 1999 по 2004 год). Раскрывается тематическая направленность сайтов.
Излагаются перспективные направления работы центра в сфере
библиотечно-библиографической деятельности.
См. также № 733, 787, 792.
6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации
795. Каширская Н.Ф. Основные направления работы с
потребителями по распространению электронной версии РЖ ВИНИТИ / Н.Ф. Каширская,
А.В. Силко // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская
продукция для библиотек: докл. и тез. докл. - М., 2004. - С. 85-89.
Состав читательской аудитории, изменения тематики подписки,
тенденции развития РЖ ВИНИТИ рассматриваются во взаимосвязи с выбором
направлений работы по распространению электронной версии реферативного журнала.
796. Савина Е.А. Компенсация читателями утерянной и
испорченной литературы - источник пополнения фондов вузовских библиотек /
Е.А. Савина // Книга и мировая цивилизация: материалы 11-й Междунар. науч. конф.
по проблемам книговедения: в 4 т. - М., 2004. - Т. 3. -
С. 161-163.
Рассматриваются основные методы компенсации утерянной
читателями и испорченной литературы в библиотеках вузов г. Иваново, в том числе
и такие, которые позволяют ликвидировать тематические пробелы в фондах.
Затрагиваются также и финансовые вопросы пополнения фондов.
См. также № 740, 803.
6.3. Библиотечное обслуживание
797. Библиотека - центр правового информирования и
просвещения населения: проблемы и перспективы: материалы науч.-практ. конф.,
Красноярск, окт. 2003 г. / Краснояр. библ. ассоц., Ассоц. юрид. фак. высш. юрид.
учеб. заведений "Сибирь", Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; сост. О.Л.
Гасникова. - Красноярск, 2004. - 196 с. - Библиогр. к отд. ст.
Освещаются различные аспекты деятельности библиотек
Сибирского региона, направленной на повышение уровня правовой культуры населения
и реализацию прав граждан на доступ к правовой информации.
798. Мелентьева Ю.П. Библиотечное обслуживание как
показатель состояния социального здоровья общества / Ю.П. Мелентьева // Книга и
мировая цивилизация: материалы 11-й Междунар. науч. конф. по проблемам
книговедения: в 4-х т. - М., 2004. - Т. 3. - С. 34-35.
Библиотечное обслуживание как процесс и явление
рассматривается автором с социальных позиций, расширяется многообразие
предлагаемых библиотеками услуг: консультационных, образовательных и многих
других. Увеличилось внимание к особым категориям читателей: инвалидам,
маргиналам и т.п. Таким образом, в настоящее время укрепляется не только
информационная, но и социализирующая функция библиотеки.
См. также № 752, 768, 795, 803.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
799. Библиотечные ресурсы региона: сб. науч. тр. / ГПНТБ
СО РАН; отв. ред. Е.Б. Артемьева. - Новосибирск, 2005. - 294 с. - ISBN
6-94560-067-9.
Из содерж.: Красильникова И.Ю. МБА библиотек РАН:
исторический аспект (1725-1980 гг.). - С. 71-102; Красильникова И.Ю. Развитие
межбиблиотечного абонемента и доставки документов (1990-е - начало 2000-х гг.).
- С. 102-110; Беспоместных Н.Н. Платное обслуживание организаций Новосибирска по
межбиблиотечному абонементу в ГПНТБ СО РАН. - С. 111-115; Кукула Е.А.
Библиографический поиск как технологическая основа межбиблиотечного абонемента и
доставки документов. - С. 115-120; Красильникова И.Ю., Кукула Е.А. Маркетинговый
подход к обслуживанию абонентов межбиблиотечного абонемента в ГПНТБ СО РАН. - С.
120-139. - Прил.: с. 133-139.
См. также № 751.
6.4. Справочно-информационное обслуживание
800. Куделя Л.А. Система информационного обеспечения
ученых Красноярска: опыт работы / Л.А. Куделя // Библиотечные ресурсы региона:
сб. науч. тр. - Новосибирск, 2005. - С. 223-232.
Подробно рассматриваются два взаимосвязанных направления
информационного обеспечения научных работников: организация доступа к внешним
ресурсам и информирование о внутренних ресурсах библиотеки. По мнению автора,
комплексность и непротиворечивое сочетание традиционных и современных форм СИО
повышают уровень использования информационных ресурсов, а также способствуют
созданию нового имиджа библиотек.
801. Кузнецова Н.Н. Опыт создания в университетской
библиотеке полнотекстовых ресурсов на компакт-дисках (на основе изучения
потребностей фонда библиотеки и читательского спроса) / Н.Н. Кузнецова, С.А.
Морозова // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская
продукция для библиотек: докл. и тез. докл. - М., 2004. - С. 103-110.
Приводятся результаты анкетирования читателей Фундаментальной
библиотеки им. Имп. Марии Федоровны Российского государственного педагогического
университета им. А.И. Герцена об их готовности пользоваться различными видами
электронных ресурсов. Итоги опроса проанализированы дифференцированно: среди
студентов, аспирантов, преподавателей, сотрудников, а также в зависимости от
уровня владения навыками работы на компьютере и знания компьютерных технологий.
802. Сухоруков К.М. Информационное обеспечение
московского книжного дела / К.М. Сухоруков // Книга и мировая цивилизация:
материалы 11-й Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения: в
4-х т. - М., 2004. - Т. 3. - С. 247-251.
Рассмотрены нормативная и справочно-библиографическая системы
информационного обеспечения московского книжного дела и основные направления их
оптимизации.
См. также № 745, 753.
6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ
803. Волкова Н.А. Новая технология документального
информационного обеспечения руководящего состава предприятия / Н.А. Волкова,
Е.А. Жаркова // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская
продукция для библиотек: докл. и тез. докл. - М., 2004. - С. 47-50.
Излагается содержание новой технологии подготовки
информационно-аналитических материалов для руководителей различного уровня
Российского федерального ядерного центра специалистами ЦНИИАТОМинформ с
использованием электронной почты. Реализована автоматизированная отправка
сообщений соответствующему адресату по заказанной тематической рубрике. В
результате создан значимый электронно-информационный ресурс по тематике работ
предприятия, сокращены затраты ручного труда сотрудников библиотеки на обработку
документов.
804. Коморовская Т.В. Мониторинг информационных
потребностей отдельных категорий пользователей Сибирского государственного
технологического университета (по материалам социологических исследований) /
Т.В. Коморовская, Л.Б. Мясоедова // Библиотечные ресурсы региона: сб. науч. тр.
- Новосибирск, 2005. - С. 210-222. - Прил.: Анкета абонента ДОР. - С. 219-222.
Характеризуются формы информационного мониторинга,
используемые научной библиотекой СибГТУ: дифференцированное обслуживание
руководства с обратной связью, анкетирование абонентов, выявление групповых
информационных потребностей сотрудников кафедр. Раскрывается содержание анкеты,
подводятся итоги исследования.
Р 3070
805. Хахалева Н.И. Стратегический ресурс государства:
тенденции развития / Н.И. Хахалева // Библиотека. - 2005. - № 1. - С. 35-37.
Обусловливается значимость выявления новых тенденций
мониторинга развития фондов: внедрение электронных публикаций в фонды библиотек,
развитие кооперации в области формирования и хранения фондов.
6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
806. Айгистов Р.А. Оптимизация библиографического и
справочно-информационного обслуживания Российского книжного рынка на современном
этапе / Р.А. Айгистов // Книга и мировая цивилизация: материалы 11-й Междунар.
науч. конф. по проблемам книговедения: в
4-х т. - М., 2004. - Т. 3. - С. 265-269.
Приводится перечень мероприятий, способствующих решению задач
организации информационного и нормативного обеспечения российского
книгораспространения. Акцентируется значимость приоритетного справочного,
библиографического сопровождения максимально широкого ассортимента социально
значимой литературы, распространяемой по каналам муниципальной книготорговли.
6.5. Конкурентная разведка
См. № 732.
|