Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2006 год
Содержание:

(1023 – 1132)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.3. Нормирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск

5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

См. № 1132.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д9–06/20946

1119. Зайцева Ю.А. Эффективный поиск в Интернет: проблемы и решения / Ю.А. Зайцева // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – С. 118–121.

Характеризуются наиболее типичные ошибки пользователей при поиске информации в сети Интернет. Излагаются правила корректного составления запроса для поисковой системы.

Р3363

1120. Серго А. Правовые проблемы сети Интернет / А. Серго // ИС. Авт. право и смеж. права. – 2006. – № 8. – С. 32–41.

Рассматриваются юридические проблемы, порожденные новыми возможностями Интернета. Обосновывается необходимость пересмотра некоторых подходов в сфере правового регулирования отношений в сети Интернет в силу ее глобального характера. Комментируются положения проекта федерального закона «Об информатизации банковской системы РФ с использованием мировой информационной сети Интернет».

Д9–06/21043

1121. Современные проблемы библиотечной и информационной этики / Междунар. Федерация библ. ассоц. и учреждений; сост. Ю.П. Мелентьева, И.А. Трушина, науч. ред. В.Р. Фирсов. – СПб., 2006. – 244 с. – Библиогр. к отд. ст. – ISBN 5– 8192–0256–2.

Из содерж.: Хамильтон С. Война с терроризмом – ограничение доступа к ресурсам Интернета в библиотеках [США]. – С. 116–131. – Библиогр.: 23 назв.; Линден И.Л. Фильтрация в Интернете: сравнительный обзор зарубежной практики [США]. – С. 132–142. – Библиогр.: 25 назв.; Шрадер Э.М. Интернет-фильтры: доступ библиотек в киберпространство [Канада]. – С. 143–180. – Библиогр.: 69 назв.

См. также № 1040, 1062, 1065, 1071, 1079, 1091, 1102, 1107, 1126.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

У2511

1122. Евтюхина Е.А. К проблеме диагностирования информационных потребностей / Е.А. Евтюхина // Вестн. БАЕ. – 2006. – № 1. – С. 65–68. – Библиогр.: 4 назв.

Представлены различные точки зрения по вопросу изучения информационных потребностей и их удовлетворения. Затрагиваются проблемы соответствия степени комфортности библиотечной информационной среды ее потребителям. Раскрываются основные положения библиопсихологической теории Н.А. Рубакина.

См. также № 1074, 1126.

6.3. Библиотечное обслуживание

Д9–06/20946

1123. Гайдукова И.Ю. Проблемы предметизации при создании поискового образа документа / И.Ю. Гайдукова // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – С. 106–108.

Констатируется факт, что в настоящее время качество электронного каталога и объем его наполнения определяют эффективность обслуживания пользователей в библиотеке. Освещается опыт ведения БД TEST в ГУНБ Красноярского края (единой на статьи и книги). Излагаются требования к предметным рубрикам, которые должны адекватно отражать предметы документов. Обусловлена значимость преодоления разобщенности в подходах к созданию поискового образа документов.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

У2511

1124. Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. № 4: науч.-практ. журн. / Библ. Ассамблея Евразии, РГБ. – М., 2005. – 96 с.

Из содерж.: Березина Н.Е., Плаксий Т.А. Секции по межбиблиотечному абонементу государств-участников СНГ – пять лет. – С. 54–58; Долгополова Е.Е. Межбиблиотечный абонемент: новые технологии. [Национальная библиотека Беларуси]. – С. 58–60; Рафикова С.К. Современное состояние межбиблиотечного абонемента в Кыргызстане. – С. 61–62.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Д9–06/20946

1125. Гиенко О.В. Новые информационные технологии в обслуживании пользователей в библиотеке Красноярского государственного технического университета [КГТУ] / О.В. Гиенко // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – С. 93–99. – Библиогр.: 6 назв.

Характеризуются собственные (т.е. созданные библиотекой КГТУ) и приобретенные ресурсы других библиотек и информационных центров, предоставляемые пользователям библиотеки университета.

Д9–06/20946

1126. Демина Е.А. Обеспечение информационных потребностей пользователей современными ресурсами научной библиотеки / Е.А. Демина // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – С. 149–153.

Приводятся результаты многоаспектного анкетирования, проведенного в два этапа (2002 и 2005 гг.), сотрудниками ГУНБ Красноярского края. Выявлены наиболее привлекательные с точки зрения пользователей библиотечные ресурсы (БР) и приоритетность источников информации в библиотеке, а также мнение читателей, является ли Интернет конкурентом традиционным БР.

У2511

1127. Картышова Е.Н. Библиографическое обслуживание пользователей в форме устной справки (из опыта работы Российской государственной библиотеки) / Е.Н. Картышова // Вестн. БАЕ. – 2005. – № 4. – С. 48–51.

Освещены приоритетные направления деятельности отдела справочно-библиографического обслуживания (СБО): предоставление платных и бесплатных библиографических услуг, организация выставок (справочных и библиографических изданий, путеводителей, памяток для читателей), проведение лекций и обзоров по основам библиографических знаний и др.

Р3425

1128. Нещерет М.Ю. Услуги в системе справочно-библиографического обслуживания Российской государственной библиотеки / М.Ю. Нещерет // Библ. дело – XXI век. – 2006. – № 1 (11). – С. 113–121: ил. – Библиогр.: 7 назв.

Раскрываются основные тенденции в сфере предоставления библиографических услуг. Затрагиваются вопросы качества предоставляемой информации. Представлена динамика выполнения письменных запросов.

У2511

1129. Цыганова Е.Р. Письменная справка в обслуживании читателей Российской государственной библиотеки / Е.Р. Цыганова // Вестн. БАЕ. – 2005. – № 4. – С. 44–48.

Дается видовая дифференциация письменных справок в соответствии со спецификой запросов (адресных, уточняющих, тематических, консультационных, фактографических), поступающих в отдел справочно-библ㠸ографического обслуживания РГБ.

См. также № 1052.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

У2511

1130. Калёнов Н.Е. Библиотека по естественным наукам РАН – современный информационно-библиотечный центр / Н.Е. Калёнов // Вестн. БАЕ. – 2006. – № 1. – С. 60–64.

Освещаются перспективы развития БЕН РАН, связанные с созданием единого информационного пространства РАН, в рамках которого предполагается поддерживать интерактивный библиотечный узел, включающий каталоги, библиографические и реферативные БД, электронные библиотеки и различные библиотечные службы, обеспечивающие сопровождение НИОКР.

См. также № 1052.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Д0–06/20946

1131. Холявко Л.А. Справочно-библиографическое обслуживание в век электронных технологий (на примере Справочно-информационного центра [СИЦ] Научной библиотеки Сибирского государственного технологического университета) / Л.А. Холявко // Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск 2006. – С. 86–93.

Определены основные задачи СИЦ: создание системы доступа к информационным ресурсам сети Интернет и электронным ресурсам библиотеки (электронный каталог, электронная библиотека, библиографические и полнотекстовые БД, CD-ROM); оперативное библиотечно-библиографическое обслуживание читателей; оказание консультативной и практической помощи пользователям в поиске информации; формирование фонда оптических дисков и др.

6.5. Конкурентная разведка

См. № 1077.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

См. № 1127.

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

См. № 1127.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

Д9–06/20946

1132. Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. / Краснояр. библ. ассоц., Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края. – Красноярск, 2006. – 164 с.

Из содерж.: Каверзина Е.Г. Роль малодых специалистов в формировании положительного имиджа библиотеки. – С. 41–48; Лонюк О.Т. WEB-сайт библиотеки – отражение ее деятельности. – С. 99–106; Шулипина С.В. Формирование положительного имиджа библиотеки: опыт проведения «Недели библиотеки в университете». – С. 122–131.

См. также № 1099.

  
На главную