6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
См. № 1132.
6.1.1.1.
Использование режима теледоступа
Д9–06/20946
1119. Зайцева Ю.А. Эффективный
поиск в Интернет: проблемы и решения / Ю.А. Зайцева // Молодые в библиотечном
деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – С. 118–121.
Характеризуются наиболее типичные
ошибки пользователей при поиске информации в сети Интернет. Излагаются правила
корректного составления запроса для поисковой системы.
Р3363
1120. Серго А. Правовые проблемы
сети Интернет / А. Серго // ИС. Авт. право и смеж. права. – 2006. – № 8. – С.
32–41.
Рассматриваются юридические
проблемы, порожденные новыми возможностями Интернета. Обосновывается необходимость
пересмотра некоторых подходов в сфере правового регулирования отношений в сети
Интернет в силу ее глобального характера. Комментируются положения проекта
федерального закона «Об информатизации банковской системы РФ с использованием
мировой информационной сети Интернет».
Д9–06/21043
1121. Современные проблемы
библиотечной и информационной этики / Междунар. Федерация библ. ассоц. и
учреждений; сост. Ю.П. Мелентьева, И.А. Трушина, науч. ред. В.Р. Фирсов. –
СПб., 2006. – 244 с. – Библиогр. к отд. ст. – ISBN 5– 8192–0256–2.
Из содерж.: Хамильтон С. Война с
терроризмом – ограничение доступа к ресурсам Интернета в библиотеках [США]. –
С. 116–131. – Библиогр.: 23 назв.; Линден И.Л. Фильтрация в Интернете:
сравнительный обзор зарубежной практики [США]. – С. 132–142. – Библиогр.: 25
назв.; Шрадер Э.М. Интернет-фильтры: доступ библиотек в киберпространство
[Канада]. – С. 143–180. – Библиогр.: 69 назв.
См. также № 1040,
1062, 1065, 1071, 1079, 1091, 1102, 1107, 1126.
6.2. Информационные
потребности и запросы. Потребители информации
У2511
1122. Евтюхина Е.А. К проблеме
диагностирования информационных потребностей / Е.А. Евтюхина // Вестн. БАЕ. –
2006. – № 1. – С. 65–68. – Библиогр.: 4 назв.
Представлены различные точки
зрения по вопросу изучения информационных потребностей и их удовлетворения.
Затрагиваются проблемы соответствия степени комфортности библиотечной
информационной среды ее потребителям. Раскрываются основные положения
библиопсихологической теории Н.А. Рубакина.
См. также № 1074,
1126.
6.3. Библиотечное
обслуживание
Д9–06/20946
1123. Гайдукова И.Ю. Проблемы
предметизации при создании поискового образа документа / И.Ю. Гайдукова //
Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск,
2006. – С. 106–108.
Констатируется факт,
что в настоящее время качество электронного каталога и объем его наполнения
определяют эффективность обслуживания пользователей в библиотеке. Освещается
опыт ведения БД TEST в
ГУНБ Красноярского края (единой на статьи и книги). Излагаются требования к
предметным рубрикам, которые должны адекватно отражать предметы документов.
Обусловлена значимость преодоления разобщенности в подходах к созданию
поискового образа документов.
6.3.1.
МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
У2511
1124. Вестник Библиотечной
Ассамблеи Евразии. № 4: науч.-практ. журн. / Библ. Ассамблея Евразии, РГБ. –
М., 2005. – 96 с.
Из содерж.: Березина
Н.Е., Плаксий Т.А. Секции по межбиблиотечному абонементу государств-участников
СНГ – пять лет. – С. 54–58; Долгополова Е.Е. Межбиблиотечный абонемент: новые
технологии. [Национальная библиотека Беларуси]. – С. 58–60; Рафикова С.К.
Современное состояние межбиблиотечного абонемента в Кыргызстане. – С. 61–62.
6.4.
Справочно-информационное обслуживание
Д9–06/20946
1125. Гиенко О.В. Новые
информационные технологии в обслуживании пользователей в библиотеке
Красноярского государственного технического университета [КГТУ] / О.В. Гиенко
// Молодые в библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. –
Красноярск, 2006. – С. 93–99. – Библиогр.: 6 назв.
Характеризуются собственные (т.е.
созданные библиотекой КГТУ) и приобретенные ресурсы других библиотек и
информационных центров, предоставляемые пользователям библиотеки университета.
Д9–06/20946
1126. Демина Е.А. Обеспечение
информационных потребностей пользователей современными ресурсами научной
библиотеки / Е.А. Демина // Молодые в библиотечном деле: материалы регион.
науч.-практ. конф. – Красноярск, 2006. – С. 149–153.
Приводятся результаты
многоаспектного анкетирования, проведенного в два этапа (2002 и 2005 гг.),
сотрудниками ГУНБ Красноярского края. Выявлены наиболее привлекательные с точки
зрения пользователей библиотечные ресурсы (БР) и приоритетность источников
информации в библиотеке, а также мнение читателей, является ли Интернет
конкурентом традиционным БР.
У2511
1127. Картышова Е.Н.
Библиографическое обслуживание пользователей в форме устной справки (из опыта
работы Российской государственной библиотеки) / Е.Н. Картышова // Вестн. БАЕ. –
2005. – № 4. – С. 48–51.
Освещены приоритетные направления
деятельности отдела справочно-библиографического обслуживания (СБО):
предоставление платных и бесплатных библиографических услуг, организация
выставок (справочных и библиографических изданий, путеводителей, памяток для
читателей), проведение лекций и обзоров по основам библиографических знаний и
др.
Р3425
1128. Нещерет М.Ю. Услуги в
системе справочно-библиографического обслуживания Российской государственной
библиотеки / М.Ю. Нещерет // Библ. дело – XXI век. – 2006. – № 1 (11). – С. 113–121: ил. – Библиогр.: 7
назв.
Раскрываются основные тенденции в
сфере предоставления библиографических услуг. Затрагиваются вопросы качества
предоставляемой информации. Представлена динамика выполнения письменных
запросов.
У2511
1129. Цыганова Е.Р. Письменная
справка в обслуживании читателей Российской государственной библиотеки / Е.Р.
Цыганова // Вестн. БАЕ. – 2005. – № 4. – С. 44–48.
Дается видовая дифференциация
письменных справок в соответствии со спецификой запросов (адресных, уточняющих,
тематических, консультационных, фактографических), поступающих в отдел
справочно-библ㠸ографического обслуживания РГБ.
См. также № 1052.
6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ
МОНИТОРИНГ
У2511
1130. Калёнов Н.Е. Библиотека по
естественным наукам РАН – современный информационно-библиотечный центр / Н.Е.
Калёнов // Вестн. БАЕ. – 2006. – № 1. – С. 60–64.
Освещаются перспективы развития
БЕН РАН, связанные с созданием единого информационного пространства РАН, в
рамках которого предполагается поддерживать интерактивный библиотечный узел,
включающий каталоги, библиографические и реферативные БД, электронные
библиотеки и различные библиотечные службы, обеспечивающие сопровождение НИОКР.
См. также № 1052.
6.4.2.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Д0–06/20946
1131. Холявко Л.А.
Справочно-библиографическое обслуживание в век электронных технологий (на
примере Справочно-информационного центра [СИЦ] Научной библиотеки Сибирского
государственного технологического университета) / Л.А. Холявко // Молодые в
библиотечном деле: материалы регион. науч.-практ. конф. – Красноярск 2006. – С.
86–93.
Определены основные
задачи СИЦ: создание системы доступа к информационным ресурсам сети Интернет и
электронным ресурсам библиотеки (электронный каталог, электронная библиотека,
библиографические и полнотекстовые БД, CD-ROM);
оперативное библиотечно-библиографическое обслуживание читателей; оказание
консультативной и практической помощи пользователям в поиске информации;
формирование фонда оптических дисков и др.
6.5. Конкурентная разведка
См. № 1077.
6.6. Пропаганда
литературы и библиотечно-библиографических знаний
См. № 1127.
6.6.1. РЕКЛАМА.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
См. № 1127.
6.7. Эффективность
библиотечного и справочно-информационного обслуживания
Д9–06/20946
1132. Молодые в библиотечном
деле: материалы регион. науч.-практ. конф. / Краснояр. библ. ассоц., Гос.
универс. науч. б-ка Краснояр. края. – Красноярск, 2006. – 164 с.
Из содерж.: Каверзина Е.Г. Роль
малодых специалистов в формировании положительного имиджа библиотеки. – С.
41–48; Лонюк О.Т. WEB-сайт
библиотеки – отражение ее деятельности. – С. 99–106; Шулипина С.В. Формирование
положительного имиджа библиотеки: опыт проведения «Недели библиотеки в
университете». – С. 122–131.
См. также № 1099.
|