Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №4 2006 год
Содержание:

(355—470)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация
4.5. Аннотирование и реферирование
4.6. Перевод текстов
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.2. Теория и методы информационного поиска
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Р3070

455. Гогунский В. Что купить в библиотеку? / В. Гогунский // Библиотека. - 2005. - № 12. - С. 16-19.

Обсуждаются проблемы оснащенности библиотек новейшими компьютерными технологиями. Рассматриваются принципы формирования фондов электронных носителей информации. Даются некоторые практические рекомендации по приобретению компьютеров, мультимедийных носителей и т.д.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д9-06/19461

456. Бабкин С.А. Интеллектуальная собственность в Интернет: Федер. программа книгоиздания в России / С.А. Бабкин; АО "Центр ЮрИнфоР". - М., 2006. - 512 с. - (Библиотека "ЮрИнфоР". Компьютерное право). - ISBN 5-89158-070-5.

Исследуется правовое регулирование отношений по использованию объектов исключительных прав в сети Интернет. Освещаются тенденции в данной области, нашедшие свое отражение в законодательстве РФ и США. Анализируются теоретические аспекты применения и адаптации норм классического права ИС к новейшим способам воспроизведения и передачи информации, получившим широкое развитие благодаря Интернет. На основе результатов анализа рассматриваются вопросы правовой охраны информации, составляющие содержание web-страниц, а также ответственности "Интернет-провайдеров".

У2990

457. Wi-Fi в читальном зале // Библ. Дело. - 2005. - № 7. - С. 16-17.

О реализации в РГБ корпоративного проекта (Российской государственной библиотеки, компании "Комстар Объединенные Телесистемы" и корпорации Intel) по обеспечению общественной библиотеки беспроводным доступом в Интернет на базе технологии Wi-Fi. Данная технология предоставляет многочисленной аудитории РГБ возможности использования фондов и каталогов библиотеки, ресурсов Интернета как при помощи собственного компактного персонального компьютера или ноутбука, так и в специально оборудованных компьютерных залах РГБ.

См. также № 392, 394, 400, 415, 434, 441, 442, 454, 462.

6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации

Р2622

458. Грошева Е.М. Научные работники как потребители информации (по итогам исследования) / Е.М. Грошева // Библиотековедение. - 2005. - № 5. - С. 49-53. - Библиогр.: 9 назв.

Рассмотрены данные опроса "Информационные потребности научных работников г. Улан-Удэ", проведенного в Бурятском научном центре СО РАН, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и Восточно-Сибирском государственном технологическом университете. Охарактеризован контингент респондентов по различным параметрам. Изучено поведение ученых как потребителей информации с точки зрения знания ими иностранных языков, компьютерной грамотности, использования электронных услуг и др.

У2990

459. Збаровская Н.В. Читатель только "подразумевается" / Н.В. Збаровская // Библ. Дело. - 2005. - № 8. - С. 25-28. - Библиогр.: 4 назв.

Приводятся результаты опроса заведующих библиотеками-филиалами ЦБС "Невская" о современном состоянии Централизованной библиотечной системы как единого социального института (в связи с принятием закона о местном самоуправлении). Представлены параметры, предложенные участникам опроса, основные выводы и предложения.

У2990

460. Опарина О.Д. Пользователь побеждает читателя! / О.Д. Опарина // Библ. Дело. - 2005. - № 8. - С. 2-5. - Библиогр.: 4 назв.

Опыт обучения пользователей информационной грамотности в Научной библиотеке Уральского госуниверситета им. А.М. Горького (г. Екатеринбург).

Р3070

461. Сукиасян Э. Научитесь читать быстро / Э. Сукиасян // Библиотека. - 2005. - № 10. - С. 61-63: ил.

Затрагиваются проблемы воспитания навыков быстрого чтения. Анализируются причины низкой скорости при чтении. Дается ряд полезных рекомендаций по разработке доступной методики быстрого чтения.

См. также № 367, 463.

6.3. Библиотечное обслуживание

Р3310

462. Гридчина Ю.В. Новая служба областной библиотеки / Ю.В. Гридчина, А.Д. Афанасова // Мир библиогр. - 2005. - № 5. - С. 39-42. - Библиогр.: 5 назв.

Опыт создания в библиотеке виртуальной справочной службы. Обсуждаются основные принципы выполнения запросов.

Р2227

463. Ефимова И.Б. Центр экологии городской библиотеки в системе местного краеведения / И.Б. Ефимова // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - № 3. - С. 68-72.

Подводятся итоги развития библиотечного дела в Ямало-Ненецком автономном округе. Отмечается увеличение потока библиографических справок и запросов повышенной сложности. Анализируется деятельность Центра экологии и краеведения в рамках целевой программы "Культура Ямала".

М/58278 № 11 2005 г.

464. Киселева Л.Б. Инновационные направления в библиотечном обслуживании / Л.Б. Киселева // Библиотечная орбита: сб. науч. - метод. материалов. - Хабаровск, 2005. - № 11. - С. 22-35.

Освещается опыт работы общедоступных библиотек Хабаровского края как центров правовой информации. Представлены различные формы досуговой и культурно-просветительской деятельности библиотек.

Д9-05/17377

465. Региональная библиотечная политика в условиях административной реформы: сб. материалов Всерос. образоват. семинара для директоров универс. науч. б-к / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма, Межрегион. центр библ. сотрудничества. - М., 2005. - 216 с. - ISBN 5-900412-03-5.

Из содерж.: Гриханов Ю.А. Административная реформа и библиотечное обслуживание населения России. - С. 9-21. - Библиогр.: 24 назв.; Савранская О.Л. Организация библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях в связи с реформой местного самоуправления. - С. 22-25; Положение о нестационарном библиотечном обслуживании населения в Пермской области. - С. 193-213.

См. также № 362, 426, 447.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

См. № 446.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Р2227

466. Лаврик О.Л. Информационный поток по экологии: проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных исследований / О.Л. Лаврик, Л.Б. Шевченко // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - № 3. - С. 51-57.

Раскрывается структура информационных потоков Росгидромета. Предложена блочная модель тематической области "Экология" на основе специально разработанной иерархической классификации. Приводятся сведения об организации информационного обслуживания на базе данной модели.

См. также № 372, 439.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

См. № 417, 468.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

У1155

467. Нестеров А.В. Философия информационных услуг / А.В. Нестеров // НТИ. Сер. 1. - 2005. - № 12. - С. 1-7. - Библиогр.: 17 назв.

Анализируется понятийный аппарат термина "государственные услуги". Дается классификация информационных услуг. Затрагиваются проблемы интеллектуальной информационной собственности, соблюдения баланса прав между ее создателями и пользователями, в том числе на договорной и платной основе.

Р2227

468. Степанов В.К. Тенденции развития библиографических сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций / В.К. Степанов // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - № 3. - С. 13-20.

Рассматриваются основные составные части библиографического обслуживания библиотек. Раскрывается содержание новых форм организации виртуальных справочных служб, в основе которых заложены корпоративность и персонализация, максимально учитывающие информационные потребности каждого пользователя.

6.5. Конкурентная разведка

Р2622

469. Брежнева В.В. Условие конкурентоспособности информационной продукции / В.В. Брежнева // Библиотековедение. - 2005. - № 5. - С. 44-48. - Библиогр.: 12 назв.

Характеризуются требования, предъявляемые к информационным услугам в условиях рынка, регламентированные в стандартах ИСО серии 9000. Определяются требования к информации, технологиям и оборудованию, к производителю и условиям предоставления этих услуг. Излагаются потребительские свойства подготавливаемой библиотекой информационной продукции, способствующие ее конкурентоспособности.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний

См. № 426.

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

См. № 411.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания

См. № 407, 411, 469.

  
На главную