6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Р3070
455. Гогунский В. Что купить в библиотеку? / В. Гогунский
// Библиотека. - 2005. - № 12. - С. 16-19.
Обсуждаются проблемы оснащенности библиотек новейшими
компьютерными технологиями. Рассматриваются принципы формирования фондов
электронных носителей информации. Даются некоторые практические рекомендации по
приобретению компьютеров, мультимедийных носителей и т.д.
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
Д9-06/19461
456. Бабкин С.А. Интеллектуальная собственность в
Интернет: Федер. программа книгоиздания в России / С.А. Бабкин; АО "Центр
ЮрИнфоР". - М., 2006. - 512 с. - (Библиотека "ЮрИнфоР". Компьютерное право). -
ISBN 5-89158-070-5.
Исследуется правовое регулирование отношений по использованию
объектов исключительных прав в сети Интернет. Освещаются тенденции в данной
области, нашедшие свое отражение в законодательстве РФ и США. Анализируются
теоретические аспекты применения и адаптации норм классического права ИС к
новейшим способам воспроизведения и передачи информации, получившим широкое
развитие благодаря Интернет. На основе результатов анализа рассматриваются
вопросы правовой охраны информации, составляющие содержание web-страниц, а также
ответственности "Интернет-провайдеров".
У2990
457. Wi-Fi в читальном зале // Библ. Дело. - 2005. - № 7.
- С. 16-17.
О реализации в РГБ корпоративного проекта (Российской
государственной библиотеки, компании "Комстар Объединенные Телесистемы" и
корпорации Intel) по обеспечению общественной библиотеки беспроводным доступом в
Интернет на базе технологии Wi-Fi. Данная технология предоставляет
многочисленной аудитории РГБ возможности использования фондов и каталогов
библиотеки, ресурсов Интернета как при помощи собственного компактного
персонального компьютера или ноутбука, так и в специально оборудованных
компьютерных залах РГБ.
См. также № 392, 394, 400, 415, 434, 441, 442, 454, 462.
6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации
Р2622
458. Грошева Е.М. Научные работники как потребители
информации (по итогам исследования) / Е.М. Грошева // Библиотековедение. - 2005.
- № 5. - С. 49-53. - Библиогр.: 9 назв.
Рассмотрены данные опроса "Информационные потребности научных
работников г. Улан-Удэ", проведенного в Бурятском научном центре СО РАН,
Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств и
Восточно-Сибирском государственном технологическом университете. Охарактеризован
контингент респондентов по различным параметрам. Изучено поведение ученых как
потребителей информации с точки зрения знания ими иностранных языков,
компьютерной грамотности, использования электронных услуг и др.
У2990
459. Збаровская Н.В. Читатель только "подразумевается" /
Н.В. Збаровская // Библ. Дело. - 2005. - № 8. - С. 25-28. - Библиогр.: 4 назв.
Приводятся результаты опроса заведующих
библиотеками-филиалами ЦБС "Невская" о современном состоянии Централизованной
библиотечной системы как единого социального института (в связи с принятием
закона о местном самоуправлении). Представлены параметры, предложенные
участникам опроса, основные выводы и предложения.
У2990
460. Опарина О.Д. Пользователь побеждает читателя! / О.Д.
Опарина // Библ. Дело. - 2005. - № 8. - С. 2-5. - Библиогр.: 4 назв.
Опыт обучения пользователей информационной грамотности в
Научной библиотеке Уральского госуниверситета им. А.М. Горького (г.
Екатеринбург).
Р3070
461. Сукиасян Э. Научитесь читать быстро / Э. Сукиасян //
Библиотека. - 2005. - № 10. - С. 61-63: ил.
Затрагиваются проблемы воспитания навыков быстрого чтения.
Анализируются причины низкой скорости при чтении. Дается ряд полезных
рекомендаций по разработке доступной методики быстрого чтения.
См. также № 367, 463.
6.3. Библиотечное обслуживание
Р3310
462. Гридчина Ю.В. Новая служба областной библиотеки /
Ю.В. Гридчина, А.Д. Афанасова // Мир библиогр. - 2005. - № 5. - С. 39-42. -
Библиогр.: 5 назв.
Опыт создания в библиотеке виртуальной справочной службы.
Обсуждаются основные принципы выполнения запросов.
Р2227
463. Ефимова И.Б. Центр экологии городской библиотеки в
системе местного краеведения / И.Б. Ефимова // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - №
3. - С. 68-72.
Подводятся итоги развития библиотечного дела в Ямало-Ненецком
автономном округе. Отмечается увеличение потока библиографических справок и
запросов повышенной сложности. Анализируется деятельность Центра экологии и
краеведения в рамках целевой программы "Культура Ямала".
М/58278 № 11 2005 г.
464. Киселева Л.Б. Инновационные направления в
библиотечном обслуживании / Л.Б. Киселева // Библиотечная орбита: сб. науч. -
метод. материалов. - Хабаровск, 2005. - № 11. - С. 22-35.
Освещается опыт работы общедоступных библиотек Хабаровского
края как центров правовой информации. Представлены различные формы досуговой и
культурно-просветительской деятельности библиотек.
Д9-05/17377
465. Региональная библиотечная политика в условиях
административной реформы: сб. материалов Всерос. образоват. семинара для
директоров универс. науч. б-к / Федер. агентство по культуре и кинематографии,
Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма, Межрегион. центр
библ. сотрудничества. - М., 2005. - 216 с. - ISBN 5-900412-03-5.
Из содерж.: Гриханов Ю.А. Административная реформа и
библиотечное обслуживание населения России. - С. 9-21. - Библиогр.: 24 назв.;
Савранская О.Л. Организация библиотечного обслуживания в муниципальных
образованиях в связи с реформой местного самоуправления. - С. 22-25; Положение о
нестационарном библиотечном обслуживании населения в Пермской области. - С.
193-213.
См. также № 362, 426, 447.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА
ДОКУМЕНТОВ
См. № 446.
6.4. Справочно-информационное обслуживание
Р2227
466. Лаврик О.Л. Информационный поток по экологии:
проблемы доступа и использования для информационного обеспечения научных
исследований / О.Л. Лаврик, Л.Б. Шевченко // Науч. и техн. б-ки. - 2006. - № 3.
- С. 51-57.
Раскрывается структура информационных потоков Росгидромета.
Предложена блочная модель тематической области "Экология" на основе специально
разработанной иерархической классификации. Приводятся сведения об организации
информационного обслуживания на базе данной модели.
См. также № 372, 439.
6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ
См. № 417, 468.
6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
У1155
467. Нестеров А.В. Философия информационных услуг / А.В.
Нестеров // НТИ. Сер. 1. - 2005. - № 12. - С. 1-7. - Библиогр.: 17 назв.
Анализируется понятийный аппарат термина "государственные
услуги". Дается классификация информационных услуг. Затрагиваются проблемы
интеллектуальной информационной собственности, соблюдения баланса прав между ее
создателями и пользователями, в том числе на договорной и платной основе.
Р2227
468. Степанов В.К. Тенденции развития библиографических
сервисов библиотек в эпоху цифровых коммуникаций / В.К. Степанов // Науч. и
техн. б-ки. - 2006. - № 3. - С. 13-20.
Рассматриваются основные составные части библиографического
обслуживания библиотек. Раскрывается содержание новых форм организации
виртуальных справочных служб, в основе которых заложены корпоративность и
персонализация, максимально учитывающие информационные потребности каждого
пользователя.
6.5. Конкурентная разведка
Р2622
469. Брежнева В.В. Условие конкурентоспособности
информационной продукции / В.В. Брежнева // Библиотековедение. - 2005. - № 5. -
С. 44-48. - Библиогр.: 12 назв.
Характеризуются требования, предъявляемые к информационным
услугам в условиях рынка, регламентированные в стандартах ИСО серии 9000.
Определяются требования к информации, технологиям и оборудованию, к
производителю и условиям предоставления этих услуг. Излагаются потребительские
свойства подготавливаемой библиотекой информационной продукции, способствующие
ее конкурентоспособности.
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний
См. № 426.
6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
См. № 411.
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания
См. № 407, 411,
469.
|