Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2006 год
Содержание:

(584—707)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация
4.5. Аннотирование и реферирование
4.6. Перевод текстов
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.2. Теория и методы информационного поиска
5.3. Информационно-поисковые языки
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Д9–05/18106

694. Майстрович Т.В. Перспективы использования информационных технологий [ИТ] в практике библиотек села / Т.В. Майстрович // Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. – СПб., 2005. – С. 158–163.

Освещаются некоторые аспекты влияния современных ИТ на направления работы сельских библиотек [СБ]: мультидокументное обслуживание, поддержка образования, ресурсная база, определяющая успех информатизации СБ.

См. также № 699.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д9–05/22151

695. Алиев А.Т. Разработка систем автоматизированного сбора и поиска тематической информации в сети Интернет / А.Т. Алиев, Р.Э. Арутюнян, С.Э. Покровский; Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. – Ростов н/Д, 2005. – 160 с.: ил. – Библиогр.: 53 назв. – ISBN 5–87875–343–3.

Представлены результаты исследований методов и алгоритмов обработки и опубликования информации в Интернете, создания информационных систем, позволяющих различными способами обеспечивать нахождение требуемой информации и предоставление ее пользователю.

См. № 635, 697, 702.

6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации

Р325

696. Евтюхина Е.А. Диагностирование информационных потребностей / Е.А. Евтюхина // Библиография. – 2006. – № 2. – С. 26–29.

Затрагиваются проблемы формирования и удовлетворения информационных потребностей. Обсуждаются вопросы комфортности библиотечно-информационного обслуживания.

См. также № 625, 626, 654, 678, 693.

6.3. Библиотечное обслуживание

Р3070

697. Подшивайлова О. // Библиотека. – 2006. – № 1. – С. 58–59.

Характеризуется спектр справочно-информационных услуг, предоставляемых службой “БиблиоСервис” (СБС) г. Стрежевой Томской области: составление библиографических списков для дипломных и курсовых работ; подбор литературы по предварительному заказу, в том числе их выполнение по МБА, поиск информации с использованием Интернета и ее доставка по e-mail. Кроме того, СБС работает на создание положительного имиджа библиотеки как информационного городского центра посредством СМИ.

См. № 637.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ.

Н/14610 № 1

698. Власова С.А. Комплексная автоматизированная система обработки заказов по межбиблиотечному абонементу / С.А. Власова, Н.Е. Калёнов, Т.С. Колерова // Межотраслевая информ. служба. – 2006. – № 1. – С. 48–52.

Анализируется специфика представленной системы, при помощи которой абоненты получают полную информацию о текущем состоянии всех своих заказов через Интернет.

См. также № 697.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Р2622

699. Багрова И.Ю. Виртуальное справочно-информационное обслуживание (по материалам англоязычной печати 2000–2004 гг.) / И.Ю. Багрова // Библиотековедение. – 2005. – № 6. – С. 42–49. – Библиогр.: 34 назв.

Представлены некоторые модели виртуального СИО. Прослеживается эволюция информационных потребностей пользователей. Проведен анализ виртуального СИО в национальных библиотеках отдельных стран мира.

Д9–06/21473 001/Н340

700. Березкина Н.Ю. Обеспечение ученых Беларуси научными информационными ресурсами: проблемы и перспективы / Н.Ю. Березкина // Наука в странах СНГ: сб. ст. – М., 2006. – С. 58–62.

Приводятся количественные характеристики (в процентах) по книгообмену Центральной научной библиотеки АН Беларуси с библиотеками и информационными учреждениями стран СНГ. Освещаются проблемы, связанные с электронной доставкой документов, в частности трудности взаиморасчетов из-за отсутствия единой валюты. Отмечается значимость библиотечной кооперации в этой сфере в рамках Международной ассоциации академий наук для создания единого информационного пространства научных исследований.

У1465

701. Березовский Б.М. Информационное обеспечение профессионального образования / Б.М. Березовский, С.А. Хузина // Информ. ресурсы России. – 2006. – № 1. – С. 24–26. – Библиогр.: 6 назв.

Обсуждаются вопросы построения схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести её детальный анализ. Затрагиваются вопросы развития новой образовательной технологии.

У3034

702. Спиридонова Н. Об опыте введения новой информационной услуги в дистанционном режиме “он-лайн справка” / Н. Спиридонова // Вестн. б-к Москвы. – 2005. – № 4. – С. 38–40.

Излагается технология справочно-информационного обслуживания в режиме он-лайн в ЦГПБ им. Н.А. Некрасова. При выполнении справок на первом этапе (с 1 июня по 30 ноября 2005 г.) эксперимента использовались собственные электронные ресурсы библиотеки, электронные каталоги других библиотек, базы данных сети Интернет. Всего выполнено 69 запросов, из них 2 фактографических, 6 уточняющих, 29 тематических, 32 адресных. Определены дальнейшие перспективы развития системы.

У3300

703. Шабурова Н.Н. Современные организационные формы научных исследований и подходы к их информационному обеспечению в ИФП СО РАН / Н.Н. Шабурова // Библиосфера. – 2005. – № 2. – С. 79–84: ил., табл. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются вопросы информационной специфики научных исследований в зависимости от их организационной формы. Описывается работа библиотеки Института физики полупроводников СО РАН по информационному обеспечению (ИО) научных исследований в рамках грантов, интеграционных проектов и др. Представлена схема ИО НИОКР с помощью электронных средств.

У3300

704. Шевченко Л.Б. Разработка модели проблемно-ориентированного сайта для информационного обеспечения экологических и природоохранных исследований / Л.Б. Шевченко // Библиосфера. – 2005. – № 2. – С. 85–94: ил., табл. – Библиогр.: 4 назв.

Утверждается актуальность информационного обеспечения (ИО) природоохранных и экологических исследований, осуществляемого библиотеками и информационными центрами. Проанализирована структура современного документального потока по экологии и охране окружающей среды в традиционной и электронной форме. Описывается блочная модель проблемно-ориентированного сайта для ИО исследований рассматриваемой тематики.

См. также № 613, 697.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

У3034

705. Джерелиевская И. Как повысить эффективность управленческих решений / И. Джерелиевская // Вестн. б-к Москвы. – 2005. – № 4. – С. 32–36.

Определяются стадии принятия и осуществления управленческих решений (УР) в библиотечной практике. Освещаются типичные ошибки руководителя. Констатируется, что эффективность УР напрямую зависит от их осуществляемости, от целенаправленной деятельности сотрудников библиотек по достижению поставленных целей, которая, в свою очередь, связана с атмосферой уважения и доверия во взаимоотношениях руководителя и подчиненных.

См. также № 648, 696.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Д9–06/21473 001/Н340

706. Добко Т.В. Справочно-библиографическое обеспечение потребностей науки в Украине / Т.В. Добко // Наука в странах СНГ: сб. ст. – М., 2006. – С. 91–93.

Характеризуются задачи по информационному обеспечению науки, заложенные в Государственную программу развития Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского на 2005–2010 гг.: укрепление научно-информационной базы для поддержки инновационной деятельности в Украине; создание интегрированной справочно-поисковой системы раскрытия содержания совокупных фондов отечественных научных библиотек и средств поиска необходимых документов; распространение и популяризация сведений об информационных ресурсах страны; создание документальных массивов (энциклопедических, научно-обзорных, справочных и т.п.) для подготовки информационно-аналитических материалов.

6.5. Конкурентная разведка

См. № 591, 636, 645.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

См. № 625, 697.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания

Р3310

707.Сафиуллина З.А. Как оценивается информация в сфере социальных коммуникаций / З.А. Сафиуллина / Мир библиогр. – 2006. – № 1. – С. 44–48. – Библиогр.: 14 назв.

Затрагиваются проблемы оценки информации в информационно-библиографической деятельности, в архивной и делопроизводственной сферах. Раскрывается методика и система оценки, имеющая свою специфику в зависимости от сферы деятельности.

  
На главную