6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Д9–05/18106
694. Майстрович Т.В. Перспективы использования
информационных технологий [ИТ] в практике библиотек села / Т.В. Майстрович //
Сельская библиотека: взгляд библиотековедов и практиков: сб. ст. – СПб., 2005.
– С. 158–163.
Освещаются некоторые аспекты влияния современных ИТ на
направления работы сельских библиотек [СБ]: мультидокументное обслуживание,
поддержка образования, ресурсная база, определяющая успех информатизации СБ.
См. также № 699.
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
Д9–05/22151
695. Алиев А.Т. Разработка систем
автоматизированного сбора и поиска тематической информации в сети Интернет /
А.Т. Алиев, Р.Э. Арутюнян, С.Э. Покровский; Сев.-Кавк. науч. центр высш. шк. –
Ростов н/Д, 2005. – 160 с.: ил. – Библиогр.: 53 назв. – ISBN 5–87875–343–3.
Представлены результаты исследований методов и
алгоритмов обработки и опубликования информации в Интернете, создания
информационных систем, позволяющих различными способами обеспечивать нахождение
требуемой информации и предоставление ее пользователю.
См. № 635, 697, 702.
6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации
Р325
696. Евтюхина Е.А. Диагностирование
информационных потребностей / Е.А. Евтюхина // Библиография. – 2006. – № 2. –
С. 26–29.
Затрагиваются проблемы формирования и удовлетворения
информационных потребностей. Обсуждаются вопросы комфортности
библиотечно-информационного обслуживания.
См. также № 625, 626, 654, 678, 693.
6.3. Библиотечное обслуживание
Р3070
697. Подшивайлова О. // Библиотека. – 2006. – №
1. – С. 58–59.
Характеризуется спектр справочно-информационных услуг,
предоставляемых службой “БиблиоСервис” (СБС) г. Стрежевой Томской области:
составление библиографических списков для дипломных и курсовых работ; подбор
литературы по предварительному заказу, в том числе их выполнение по МБА, поиск
информации с использованием Интернета и ее доставка по e-mail. Кроме того, СБС
работает на создание положительного имиджа библиотеки как информационного
городского центра посредством СМИ.
См. № 637.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ.
Н/14610
№ 1
698. Власова С.А. Комплексная автоматизированная
система обработки заказов по межбиблиотечному абонементу / С.А. Власова, Н.Е.
Калёнов, Т.С. Колерова // Межотраслевая информ. служба. – 2006. – № 1. – С.
48–52.
Анализируется специфика представленной системы, при
помощи которой абоненты получают полную информацию о текущем состоянии всех
своих заказов через Интернет.
См. также № 697.
6.4. Справочно-информационное обслуживание
Р2622
699. Багрова И.Ю. Виртуальное
справочно-информационное обслуживание (по материалам англоязычной печати
2000–2004 гг.) / И.Ю. Багрова // Библиотековедение. – 2005. – № 6. – С. 42–49.
– Библиогр.: 34 назв.
Представлены некоторые модели виртуального СИО. Прослеживается
эволюция информационных потребностей пользователей. Проведен анализ
виртуального СИО в национальных библиотеках отдельных стран мира.
Д9–06/21473
001/Н340
700. Березкина Н.Ю. Обеспечение ученых Беларуси
научными информационными ресурсами: проблемы и перспективы / Н.Ю. Березкина //
Наука в странах СНГ: сб. ст. – М., 2006. – С. 58–62.
Приводятся количественные характеристики (в процентах)
по книгообмену Центральной научной библиотеки АН Беларуси с библиотеками и
информационными учреждениями стран СНГ. Освещаются проблемы, связанные с
электронной доставкой документов, в частности трудности взаиморасчетов из-за
отсутствия единой валюты. Отмечается значимость библиотечной кооперации в этой
сфере в рамках Международной ассоциации академий наук для создания единого
информационного пространства научных исследований.
У1465
701. Березовский Б.М. Информационное обеспечение
профессионального образования / Б.М. Березовский, С.А. Хузина // Информ.
ресурсы России. – 2006. – № 1. – С. 24–26. – Библиогр.: 6 назв.
Обсуждаются вопросы построения схем информационных
потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести её детальный анализ.
Затрагиваются вопросы развития новой образовательной технологии.
У3034
702. Спиридонова Н. Об опыте введения новой
информационной услуги в дистанционном режиме “он-лайн справка” / Н. Спиридонова
// Вестн. б-к Москвы. – 2005. – № 4. – С. 38–40.
Излагается технология справочно-информационного
обслуживания в режиме он-лайн в ЦГПБ им. Н.А. Некрасова. При выполнении справок
на первом этапе (с 1 июня по 30 ноября 2005 г.) эксперимента использовались
собственные электронные ресурсы библиотеки, электронные каталоги других
библиотек, базы данных сети Интернет. Всего выполнено 69 запросов, из них 2
фактографических, 6 уточняющих, 29 тематических, 32 адресных. Определены
дальнейшие перспективы развития системы.
У3300
703. Шабурова Н.Н. Современные организационные
формы научных исследований и подходы к их информационному обеспечению в ИФП СО
РАН / Н.Н. Шабурова // Библиосфера. – 2005. – № 2. – С. 79–84: ил., табл. –
Библиогр.: 4 назв.
Рассматриваются вопросы информационной специфики
научных исследований в зависимости от их организационной формы. Описывается
работа библиотеки Института физики полупроводников СО РАН по информационному
обеспечению (ИО) научных исследований в рамках грантов, интеграционных проектов
и др. Представлена схема ИО НИОКР с помощью электронных средств.
У3300
704. Шевченко Л.Б. Разработка модели
проблемно-ориентированного сайта для информационного обеспечения экологических
и природоохранных исследований / Л.Б. Шевченко // Библиосфера. – 2005. – № 2. –
С. 85–94: ил., табл. – Библиогр.: 4 назв.
Утверждается актуальность информационного обеспечения
(ИО) природоохранных и экологических исследований, осуществляемого библиотеками
и информационными центрами. Проанализирована структура современного
документального потока по экологии и охране окружающей среды в традиционной и
электронной форме. Описывается блочная модель проблемно-ориентированного сайта
для ИО исследований рассматриваемой тематики.
См. также № 613, 697.
6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ
У3034
705. Джерелиевская И. Как повысить эффективность
управленческих решений / И. Джерелиевская // Вестн. б-к Москвы. – 2005. – № 4.
– С. 32–36.
Определяются стадии принятия и осуществления
управленческих решений (УР) в библиотечной практике. Освещаются типичные ошибки
руководителя. Констатируется, что эффективность УР напрямую зависит от их
осуществляемости, от целенаправленной деятельности сотрудников библиотек по
достижению поставленных целей, которая, в свою очередь, связана с атмосферой
уважения и доверия во взаимоотношениях руководителя и подчиненных.
См. также № 648, 696.
6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Д9–06/21473
001/Н340
706. Добко Т.В. Справочно-библиографическое
обеспечение потребностей науки в Украине / Т.В. Добко // Наука в странах СНГ:
сб. ст. – М., 2006. – С. 91–93.
Характеризуются задачи по информационному обеспечению
науки, заложенные в Государственную программу развития Национальной библиотеки
Украины им. В.И. Вернадского на 2005–2010 гг.: укрепление научно-информационной
базы для поддержки инновационной деятельности в Украине; создание
интегрированной справочно-поисковой системы раскрытия содержания совокупных
фондов отечественных научных библиотек и средств поиска необходимых документов;
распространение и популяризация сведений об информационных ресурсах страны;
создание документальных массивов (энциклопедических, научно-обзорных,
справочных и т.п.) для подготовки информационно-аналитических материалов.
6.5. Конкурентная разведка
См. № 591, 636, 645.
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний
6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
См. № 625, 697.
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания
Р3310
707.Сафиуллина З.А. Как оценивается информация в
сфере социальных коммуникаций / З.А. Сафиуллина / Мир библиогр. – 2006. – № 1.
– С. 44–48. – Библиогр.: 14 назв.
Затрагиваются проблемы оценки информации в
информационно-библиографической деятельности, в архивной и делопроизводственной
сферах. Раскрывается методика и система оценки, имеющая свою специфику в
зависимости от сферы деятельности.
|