Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №11 2007 год
Содержание:

(1130 – 1246)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.5. Аннотирование и реферирование
4.6. Перевод текстов
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.6.1. Совместимость систем и банков данных. Информационные сети
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.8.1. Электронные издательские системы

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

См. № 1134, 1199.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Р 2227

1235. Воройский Ф. С. Сетевые технологии нового поколения / Ф. С. Воройский // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 7. – С. 43–53. – Библиогр.: 16 назв.

Определяются перспективы развития сетевых технологий, связанных с Интернет 2 и сетями следующего или нового поколения: NGN (Next (new) GenerationNetwork). Раскрывается концепция построения многофункциональных и многопользовательских сетей с гибкими возможностями управления, а также создания новых услуг за счет унификации сетевых решений.

М/63248 № 2

1236. Коул Д.ViFaOst– виртуальная библиотека: доступ к широкому спектру научной информации по странам и регионам Восточной Европы / Д. Коул, В. М. Суворова // Библиотечное дело – 2006: Скворцовские чтения: материалы 11-й междунар. науч. конф. Ч. 2. – М., 2006. – С. 76–78.

ViFaOst – совместный проект нескольких немецких библиотек и свыше двадцати образовательных и научно-исследовательских учреждений: Баварская государственная библиотека, Отделение истории Мюнхенского университета, Институт Гердера в Марбурге и т. д., а также Российская академия наук и Университет в Тарту. ViFaOst работает в режиме он-лайн. Информация сайта предлагается на немецком, русском и английском языках.

Ж2–07/41752

1237. Симонович С. В. Новые возможности Интернета / С. В. Симонович, В. И. Мураховский, Г. А. Евсеев; ООО «Питер Пресс». – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.: ил. – (Необходимый самоучитель). – ISBN 978–5–91180–636–1.

Самоучитель посвящен использованию новейших служб и сервисных возможностей Интернета. Приведены сведения, выходящие за пределы традиционного представления об Интернете, в том числе о скайп-телефонии, об «альтернативном Интернете» пиринговых сетей, о ресурсах негласных файлохранилищ, а также о том, как подходить к подобному андеграунду с соблюдением определенных мер аккуратности.

См. также № 1137, 1180, 1183, 1184, 1192, 1231.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

Ар 07–17030

1238. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 05.25.03 / В. А. Бородина; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2007. – 42 с. – Библиогр.: 96 назв.

Выявлены и обоснованы пути профессионализации библиотекарей как акмеологов чтения, способных личностно и профессионально решать задачи развития читателей в качестве самостоятельного направления библиотечно-информационной деятельности. Теория и технологии читательского развития личности представлены в разных аспектах с позиций психофизиологии, психологии, педагогики, квалитологии, профессиологии.

М/63248 № 2

1239. Левченко О. В. Пользователь университетской библиотеки XXI века / О. В. Левченко // Библиотечное дело – 2006: Скворцовские чтения: материалы 11-й междунар. науч. конф. Ч. 2. – М., 2006. – С. 14–21. – Библиогр.: 8 назв.

Освещается роль университетских библиотек в формировании информационной культуры пользователей. Характеризуется практика организации семинаров – тренингов по работе с информационными ресурсами, а также лекций по основам библиотечно-библиографических знаний.

См. также № 1141, 1150, 1169, 1170.

6.3. Библиотечное обслуживание

См. № 1145, 1147, 1170.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

См. № 1184.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

М/63248 № 1

1240. Бунина Е. Г. Факторы развития информационно-консалтинговой деятельности библиотек / Е. Г. Бунина // Библиотечное дело – 2006: Скворцовские чтения: 11-й материалы междунар. науч. конф. Ч. 1. – М., 2006. – С. 139–144.

Прослеживается история и развитие информационного обслуживания такой особой группы пользователей, как предприниматели. Рассмотрена практика библиотек разных уровней и ведомств, а также отделов НТИ и служб информации. Отмечается, что за последнее десятилетие обязанности библиографа расширились до функций информационных посредников.

М/63248 № 1

1241. Данильченко А. В. Библиотечно-информационное обеспечение малого бизнеса в современных условиях / А. В. Данильченко // Библиотечное дело – 2006: Скворцовские чтения: материалы 11-й междунар. науч. конф. Ч. 1. – М., 2006. – С. 149–152.

Показан переход от примитивного и явно недостаточного для малого бизнеса информационного обслуживания к современному уровню: выпуск списков новых поступлений и тематических указателей и распространение их по предприятиям города; мониторинг и анализ статей, публикаций, научных работ, поиск обновлений информации электронных версий периодических изданий по экономике, управлению и праву в Интернете; оформление и постоянное обновление стенда деловой информации; выход на местном радио радиопередач, подготовленных сотрудниками библиотеки; публикации библиотек в газетах и журналах.

М/63248 № 2

1242. Матвеева Е. О. Развитие дефектологического библиотековедения в 90-е гг. ХХ века / Е. О. Матвеева // Библиотечное дело – 2006: Скворцовские чтения: материалы 11-й междунар. науч. конф. Ч. 2. – М., 2006. – С. 21–27. – Библиогр.: 11 назв.

Обзор исследований известных ученых А. Е. Шапошникова, Г. П. Диянской, М. П. Коноваловой, О. Л. Кабачек по теории и методике библиотечного обслуживания инвалидов. Рассмотрены реабилитационные задачи библиотек, разработаны основы дефектологического библиотековедения, показаны перспективы его развития, дана психофизиологическая характеристика читателей с особыми потребностями.

Ар 07–18388

1243. Мироедов А. А. Совершенствование управления региональной экономикой на базе новой концепции его информационного обеспечения: автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / А. А. Мироедов; Иван. гос. ун-т. – Иваново, 2007. – 39 с. – Библиогр.: 30 назв.

Научная новизна заключается в создании и научном обосновании оригинальной авторской концепции информационного обеспечения управления региональной экономикой, расширяющей представления о сущности управления экономикой региона, выявляющей многообразие методов сбора и обработки экономической информации.

Р 325

1244. Шапошникова Н. Д. Рекомендательная тифлобиблиография. На примере Российской государственной библиотеки для слепых [РГБС] / Н. Д. Шапошникова // Библиография. – 2007. – № 4. – С. 41–45.

Освещается опыт издания РГБС библиографических пособий различных видов: ретроспективных, текущих, краеведческих и др., относящихся к научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии. В этих изданиях, предназначенных для инвалидов по зрению, отражаются издания из фондов рельефно-точечных, “говорящих”, плоскопечатных книг, отвечающих целям социальной реабилитации незрячих.

См. также № 1145, 1197.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Д9–07/37332

1245. Трахтенгерц Э. А. Современные компьютерные технологии управления информационно-аналитической деятельностью / Э. А. Трахтенгерц, Е. Л. Ивакилов, Е. В. Юркевич; РАН, Ин-т проблем упр. им. В. А. Трапезникова. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 372 с.: ил., табл. – (Серия «Системы и проблемы управления»). – Библиогр.: 95 назв. – ISBN 978–5–89638–103–7.

Определяется роль информационного мониторинга в принятии управленческих решений. Охарактеризованы компьютерные системы поиска, анализа, обработки речевой и текстовой информации, обмена информацией на разных языках. Проанализированы методы компьютерного распознавания эффективности стратегий и управляющих воздействий по результатам мониторинга.

См. также № 1168.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

Ар 07–17193

1246. Борисова О. О. Библиотечная реклама как компонент информационной культуры и социальный феномен: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 05.25.03 / О. О. Борисова; Орл. гос. ин-т искусств и культуры. – М., 2007. – 38 с. – Библиогр.: 53 назв.

Уточнены правовые, социально-психологические и этические основы библиотечной рекламы (БР). Определен социальный статус БР как социально-экономического, социально-идеологического, социально-технологического, социально-культурного и социально-информационного феномена. Разработаны теоретические основы для научных исследований в области библиотечного рекламоведения.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

См. № 1196, 1215, 1231.

  
На главную