6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Р
3070
238. Слащева Н. Традиции и новации /
Н. Слащева, Т. Харыбина, Ю. Мохначева // Библиотека. – 2006. – №
9. – С. 69–70.
О создании Единой автоматизированной
информационно-библиотечной системы (ЕАИБС) в Центральной библиотеке Пущинского
научного центра РАН (Отдел по естественным наукам). Перечислены основные этапы
и направления формирования ЕАИБС и перспективы ее развития. Предполагается, что
создаваемый центр корпоративной каталогизации в ходе реализации данной системы
позволит осуществлять одноразовую подготовку записей и многоразовое их
использование всеми организациями–членами консорциума.
См. также № 170, 174, 235.
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
Р
2764
239. Норузи А. Применение законов
Ранганатана к сети Интернет / А. Норузи // Междунар. форум по информ. –
2006. – Т. 31, № 3. – С. 18–24. – Библиогр.: 26 назв.
Дается анализ сети, поднимается вопрос: “Экономит ли
сеть время пользователей?”, который рассматривается в контексте Пяти законов
сети. Подразумевается, что законы должны быть лаконичны, понятны и отражать
существенное значение всемирной паутины. Эти законы дают ясное представление о
том, какой следовало бы быть сети. Делается попытка отразить простоту пяти
законов библиотековедения Ранганатана, которые инспирировали появление законов
сети.
См. также № 131, 133, 136, 169, 177, 199, 249, 253, 259.
6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации
Д9–06/29244
240. Колобова А. Е. Информационные
потребности малого бизнеса: монография / А. Е. Колобова; Сарат. гос.
техн. ун-т. – Саратов, 2006. – 100 с.: табл. – Библиогр.: 103 назв. – ISBN
5–7433–1716–Х.
Монография посвящена проблеме потребления
информационных продуктов и услуг в сфере малого бизнеса (МБ). Проанализированы
сущность и структура информационных потребностей и особенности МБ как
потребителя информации. Представлены результаты исследования потребностей в
информации предпринимателей МБ.
Д9–06/29211
241. Константиновский Д. Л. От сбора
статистических данных – к информационному обеспечению принятия решений /
Д. Л. Константиновский, М. Л. Агранович,
О. Я. Дымарская; Нац. фонд подгот. кадров. – М.: Логос, 2006. – 160
с.: ил., табл. – ISBN 5–98704–182–1.
Рассмотрены вопросы создания системы выявления информационных
потребностей в статистической информации в области образования.
Р
3300
242. Свирюкова В. Г. Организация
самостоятельной работы пользователей, в том числе удаленных, с электронными
ресурсами / В. Г. Свирюкова // Библиосфера. – 2006. – № 4. – С. 61–63. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются подходы к организации виртуального
справочно-библиографического обслуживания в крупной научной библиотеке.
Описывается одна из форм обслуживания – методическое сопровождение.
См. также № 239.
6.3. Библиотечное обслуживание
Р
2227
243. Стахевич А. М. Обслуживание
читателей НТБ МАДИ с использованием штрих–кода: третий этап работы /
А. М. Стахевич // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 12. – С. 47–52. –
Нач. см.: Науч. и техн. б-ки. 2006. № 9, 11.
Рассматриваются особенности и содержание основных видов
работ отделов НТБ МАДИ, занятых в переводе обслуживания студентов I–VI курсов
на автоматизированную технологию.
См. также № 157.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
М/52848
№ 37 2006 г.
244. Власова Л. С. Открытый мир
библиотек: обслуживание внешних пользователей в современных условиях /
Л. С. Власова // Информ. бюл. РБА. – 2006. – № 37. – С. 28–30.
Освещается ход проведения и содержание докладов
научно-практического семинара (РГБ, центр МБА и доставки документов, 28 окт.
2005 г.). В работе семинара приняли участие более 70 специалистов служб
МБА и ДД библиотек разных типов и видов из различных регионов страны. Принят
ряд рекомендаций и предложений о разработке совместной программы создания Федеральной
корпоративной БД периодических изданий с оглавлениями (содержанием), хранящихся
в фондах Центров МБА и ДД.
Ар
06–26347
245. Красильникова И. Ю.
Межбиблиотечный абонемент и доставка документов в информационно-библиотечной
системе Российской Академии наук: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 /
И. Ю. Красильникова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2006. – 26 с. –
Библиогр.: 15 назв.
Впервые установлена периодизация исторического развития
МБА и ДД библиотек РАН. Обобщены и конкретизированы научные представления о
роли МБА и электронной доставки в общей системе МБА и ДД библиотек РАН.
Определены принципы организации обслуживания читателей и абонентов МБА и ДД
библиотек РАН в традиционной и электронной среде. Предложено определение
“централизованное обслуживание по МБА и ДД” и уточнено понятие “МБА и ДД”.
Разработанная концептуальная модель системы МБА и ДД базируется на вовлечении в
нее всех видов информационно-библиотечных ресурсов; на ключевых ориентирах и
организационно-технологических основах функционирования системы. Рассмотрены
перспективы развития системы МБА и ДД в контексте общества знаний.
См. также № 151.
6.4. Справочно-информационное обслуживание
М/62718
№ 1
246. Кириллова О. В. Информационные
издания России по экологии и обеспеченность российских ученых зарубежными
ресурсами в данной области и других отраслях знаний / О. В. Кириллова
// 8-й Междунар. семинар “Электронные ресурсы и международный информационный
обмен: Восток-Запад”: тр. Семинара: в 2-х т. – Нью-Хэвен [и др.], 2006. – Т. 1.
– С. 47–55: табл.
Раскрывается репертуар РЖ ВИНИТИ в печатном и
электронном виде в области экологии и охраны окружающей среды. Непосредственно
проблемам окружающей среды посвящен ряд выпусков обзорной и
экспресс–информации. Из представленных в таблице данных делается вывод, что
значительная, но далеко не полная часть изданий крупнейших издательств
присутствует на российском рынке, однако ограниченные финансовые средства
научных организаций и вузов часто не дают возможности оплатить доступ к
важнейшим электронным ресурсам. Эти же данные показывают, что проводящими
подписку организациями делается правильный выбор издательств, охватывающих
наиболее ценную часть научных журналов.
Р
3310
247. Куликова О. Ю. Наши приоритеты /
О. Ю. Куликова // Мир библиогр. – 2006. – № 4. – С. 12–13. –
Библиогр.: 3 назв.
Характеризуются приоритеты (Брянская областная научная
универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева) в информационном
обеспечении научной деятельности ученых, продвижения информации,
аккумулирования всех сведений, публикаций о развитии науки в регионе.
Рассматриваются используемые в этих целях методы работы.
Р
3070
248. Леонова Л. Скорая юридическая помощь /
Л. Леонова // Библиотека. – 2006. – № 8. – С. 20–21.
Характеризуются традиционные и основанные на
современных технологиях (АИПС “Гарант”, “Кодекс” и др.) формы и методы СИО.
Отмечается, что использование справочно-правовых БД является одним из
приоритетных направлений работы Публичного центра правовой информации Тульской
областной универсальной научной библиотеки.
М/62718
№ 2
249. Невинс К. Восприятие и реальность:
лицом к новой библиотечной среде / К. Невинс // 8-й Междунар. семинар
“Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток-Запад”: тр.
Семинара : в 2-х т. – Нью-Хэвен [и др.], 2006. – Т. 2. – С. 55–60.
Приводятся результаты ряда отчетов Онлайнового
компьютерного и библиотечного центра Юго-Восточной библиотечной сети (Майами,
Флорида, США). Дается характеристика экономического воздействия библиотечной
деятельности (по сравнению с другими отраслями, профессиями и организациями) в
системе мировой экономики. Сделаны также следующие выводы: в библиотеках
наблюдается тенденция к самообслуживанию, дисагрегации, сотрудничеству,
интернационализации.
Р
3300
250. Новикова Н. В. Формирование
информационной системы для обеспечения исследований рынка товаров и услуг /
Н. В. Новикова, Д. М. Цукерблат // Библиосфера. – 2006. – №
4. – С. 35–41. – Библиогр.: 4 назв.
Рассматриваются проблемы создания информационной
системы для обеспечения исследований рынка товаров и услуг. Описываются базы
данных для использования их предпринимателями в соответствии с блоками решаемых
задач.
М/52848
№ 37 2006 г.
251. Письмо генерального директора РГБ
В. В. Федорова и генерального директора РНБ В. Н. Зайцева
Председателю Совета ректоров вузов РФ В. А. Садовничеву № 77/11–789
от 08.12.2005 г. // Информ. бюл. РБА. – 2006. – № 37. – С. 61–62.
В целях улучшения библиотечно-информационного
обслуживания студентов российских вузов подготовлено и опубликовано письмо в
Совет ректоров высших учебных заведений Российской Федерации, характеризующее
проблемы в этой сфере деятельности и возможные пути их решения.
Ар
06–25684
252. Тимофеева М. О. Информационное
обеспечение
внутрикорпоративных экономических отношений: автореф. дис. … канд. экон. наук:
08.00.01 / М. О. Тимофеева; Костром. гос. ун-т им.
Н. А. Некрасова. – Кострома, 2006. – 23 с. – Библиогр.: 6 назв.
Охарактеризована эволюция взглядов на место, роль и
функции информации и информационного обеспечения в экономической деятельности
организации; уточнены и проанализированы существующие подходы к определению
видов информации и экстраполированы на систему экономических
внутрикорпоративных отношений. Сформулированы основные противоречия: между
темпами информационного роста в экономике в целом; между степенью участия
субъектов экономических отношений в инновационной деятельности и использованием
данного потенциала в производстве; между содержанием информационных процессов и
состоянием сознания участников экономических отношений. Все это позволяет определить
меру необходимой внутрикорпоративной согласованной информированности в условиях
современной экономики России.
См. также № 165, 173.
6.5. Конкурентная разведка
Ж2–07/39823
253. Ющук Е. Л. Интернет–разведка:
руководство к действию / Е. Л. Ющук; Консультац.-финансовый центр
“Актион”. – М.: Вершина, 2007. – 256 с.: ил., табл. – (Библиотека
маркетолога–практика). – ISBN 5–9626–0290–0.
Констатируется необходимость освоения тонкостей работы
в Интернете всеми пользователями всемирной сети – от специалистов по
конкурентной разведке, маркетингу и PR до рядовых служащих. Как найти в
Интернете сведения о конкретных людях, компаниях и товарах? Как организовать
продвижение собственного предприятия в сети? Как уберечься от хакеров и
спрятать информацию на своем компьютере от посторонних? Представленные в книге
практические ответы помогут выстоять в конкурентной или информационной борьбе,
возможно и победить в ней, изучив возможности Интернета.
См. также № 181, 195, 200.
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний
Р
3070
254. Баляба Е. День специалиста – праздник
работающий / Е. Баляба // Библиотека. – 2006. – № 9. – С. 24–25.
Излагается опыт проведения и содержание мероприятий дня
специалиста “Историки во времени”, организованный Зональной научной библиотекой
Дальневосточного государственного университета для ученых Дальневосточного
отделения РАН, студентов, преподавателей и библиотечных работников Института
истории и философии ДВГУ.
М/52848
№ 37 2006 г.
255. Дрешер Ю. Н. Выставочная
деятельность РМБИЦ Татарстана / Ю. Н. Дрешер // Информ. бюл. РБА. –
2006. – № 37. – С. 104–107.
Описывается проведение ежегодных выставок, которые
используются не только для пропаганды новейшей зарубежной литературы по
медицине, но и для решения проблем и координации деятельности медицинских
библиотек России, улучшения библиотечно-информационного обслуживания работников
здравоохранения. В работе выставок принимают участие зарубежные специалисты.
См. также № 202, 236, 246.
6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
См. № 253.
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания
Р
51
256. Макаров И. М. О выставочной
деятельности Российской академии наук / И. М. Макаров,
Д. В. Рундквист, В. А. Рукавишников // Вестн. Рос. акад.
наук. – 2006. – Т. 76, № 11. – С. 1006–1013.
Рассказывается о роли выставочного центра РАН в
распространении знаний о достижениях академической науки, содействии в
налаживании научных и деловых контактов с отечественными и зарубежными фирмами,
научными центрами и отдельными специалистами, а также защите интеллектуальной
собственности. Выставочному центру РАН исполнилось 15 лет.
Р
3070
257. Сукиасян Э. Что заслужили, то и
получили? / Э. Сукиасян // Библиотека. – 2006. – № 8. – С. 6–8.
В связи с реформой бюджетной сферы и системы
финансирования библиотек в корне должна измениться и работа самих библиотек.
Р
2227
258. Урмурзина К. Г. День библиотек
Казахстана на Крымской конференции: подведем итоги / К. Г. Урмурзина
// Науч. и техн. б–ки. – 2006. – № 12. – С. 41–46.
Освещается опыт реализации деятельности Информационного
консорциума 50 казахстанских библиотек. Приводится обзор и раскрывается
содержание наиболее значимых докладов, затрагивающих вопросы реформирования
библиотечной системы Республики, формирования новой национальной
инфраструктуры, развития электронных услуг и др.
См. также № 205, 254, 255.
|