Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2007 год
Содержание:

(131—259)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.4. Каталогизация
4.6. Перевод текстов
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.2. Теория и методы информационного поиска
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Р 3070

238. Слащева Н. Традиции и новации / Н. Слащева, Т. Харыбина, Ю. Мохначева // Библиотека. – 2006. – № 9. – С. 69–70.

О создании Единой автоматизированной информационно-библиотечной системы (ЕАИБС) в Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН (Отдел по естественным наукам). Перечислены основные этапы и направления формирования ЕАИБС и перспективы ее развития. Предполагается, что создаваемый центр корпоративной каталогизации в ходе реализации данной системы позволит осуществлять одноразовую подготовку записей и многоразовое их использование всеми организациями–членами консорциума.

См. также № 170, 174, 235.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Р 2764

239. Норузи А. Применение законов Ранганатана к сети Интернет / А. Норузи // Междунар. форум по информ. – 2006. – Т. 31, № 3. – С. 18–24. – Библиогр.: 26 назв.

Дается анализ сети, поднимается вопрос: “Экономит ли сеть время пользователей?”, который рассматривается в контексте Пяти законов сети. Подразумевается, что законы должны быть лаконичны, понятны и отражать существенное значение всемирной паутины. Эти законы дают ясное представление о том, какой следовало бы быть сети. Делается попытка отразить простоту пяти законов библиотековедения Ранганатана, которые инспирировали появление законов сети.

См. также № 131, 133, 136, 169, 177, 199, 249, 253, 259.

6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации

Д9–06/29244

240. Колобова А. Е. Информационные потребности малого бизнеса: монография / А. Е. Колобова; Сарат. гос. техн. ун-т. – Саратов, 2006. – 100 с.: табл. – Библиогр.: 103 назв. – ISBN 5–7433–1716–Х.

Монография посвящена проблеме потребления информационных продуктов и услуг в сфере малого бизнеса (МБ). Проанализированы сущность и структура информационных потребностей и особенности МБ как потребителя информации. Представлены результаты исследования потребностей в информации предпринимателей МБ.

Д9–06/29211

241. Константиновский Д. Л. От сбора статистических данных – к информационному обеспечению принятия решений /
Д. Л. Константиновский, М. Л.  Агранович, О. Я. Дымарская; Нац. фонд подгот. кадров. – М.: Логос, 2006. – 160 с.: ил., табл. – ISBN 5–98704–182–1.

Рассмотрены вопросы создания системы выявления информационных потребностей в статистической информации в области образования.

Р 3300

242. Свирюкова В. Г. Организация самостоятельной работы пользователей, в том числе удаленных, с электронными ресурсами / В. Г. Свирюкова // Библиосфера. – 2006. –  № 4. – С. 61–63. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются подходы к организации виртуального справочно-библиографического обслуживания в крупной научной библиотеке. Описывается одна из форм обслуживания – методическое сопровождение.

См. также № 239.

6.3. Библиотечное обслуживание

Р 2227

243. Стахевич А. М. Обслуживание читателей НТБ МАДИ с использованием штрих–кода: третий этап работы / А. М. Стахевич // Науч. и техн. б-ки. – 2006. – № 12. – С. 47–52. – Нач. см.: Науч. и техн. б-ки. 2006. № 9, 11.

Рассматриваются особенности и содержание основных видов работ отделов НТБ МАДИ, занятых в переводе обслуживания студентов I–VI курсов на автоматизированную технологию.

См. также № 157.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

М/52848 № 37 2006 г.

244. Власова Л. С. Открытый мир библиотек: обслуживание внешних пользователей в современных условиях / Л. С. Власова // Информ. бюл. РБА. – 2006. – № 37. – С. 28–30.

Освещается ход проведения и содержание докладов научно-практического семинара (РГБ, центр МБА и доставки документов, 28 окт. 2005 г.). В работе семинара приняли участие более 70 специалистов служб МБА и ДД библиотек разных типов и видов из различных регионов страны. Принят ряд рекомендаций и предложений о разработке совместной программы создания Федеральной корпоративной БД периодических изданий с оглавлениями (содержанием), хранящихся в фондах Центров МБА и ДД.

Ар 06–26347

245. Красильникова И. Ю. Межбиблиотечный абонемент и доставка документов в информационно-библиотечной системе Российской Академии наук: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / И. Ю. Красильникова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2006. – 26 с. – Библиогр.: 15 назв.

Впервые установлена периодизация исторического развития МБА и ДД библиотек РАН. Обобщены и конкретизированы научные представления о роли МБА и электронной доставки в общей системе МБА и ДД библиотек РАН. Определены принципы организации обслуживания читателей и абонентов МБА и ДД библиотек РАН в традиционной и электронной среде. Предложено определение “централизованное обслуживание по МБА и ДД” и уточнено понятие “МБА и ДД”. Разработанная концептуальная модель системы МБА и ДД базируется на вовлечении в нее всех видов информационно-библиотечных ресурсов; на ключевых ориентирах и организационно-технологических основах функционирования системы. Рассмотрены перспективы развития системы МБА и ДД в контексте общества знаний.

См. также № 151.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

М/62718 № 1

246. Кириллова О. В. Информационные издания России по экологии и обеспеченность российских ученых зарубежными ресурсами в данной области и других отраслях знаний / О. В. Кириллова // 8-й Междунар. семинар “Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток-Запад”: тр. Семинара: в 2-х т. – Нью-Хэвен [и др.], 2006. – Т. 1. – С. 47–55: табл.

Раскрывается репертуар РЖ ВИНИТИ в печатном и электронном виде в области экологии и охраны окружающей среды. Непосредственно проблемам окружающей среды посвящен ряд выпусков обзорной и экспресс–информации. Из представленных в таблице данных делается вывод, что значительная, но далеко не полная часть изданий крупнейших издательств присутствует на российском рынке, однако ограниченные финансовые средства научных организаций и вузов часто не дают возможности оплатить доступ к важнейшим электронным ресурсам. Эти же данные показывают, что проводящими подписку организациями делается правильный выбор издательств, охватывающих наиболее ценную часть научных журналов.

Р 3310

247. Куликова О. Ю. Наши приоритеты / О. Ю. Куликова // Мир библиогр. – 2006. – № 4. – С. 12–13. – Библиогр.: 3 назв.

Характеризуются приоритеты (Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. И. Тютчева) в информационном обеспечении научной деятельности ученых, продвижения информации, аккумулирования всех сведений, публикаций о развитии науки в регионе. Рассматриваются используемые в этих целях методы работы.

Р 3070

248. Леонова Л. Скорая юридическая помощь / Л. Леонова // Библиотека. – 2006. – № 8. – С. 20–21.

Характеризуются традиционные и основанные на современных технологиях (АИПС “Гарант”, “Кодекс” и др.) формы и методы СИО. Отмечается, что использование справочно-правовых БД является одним из приоритетных направлений работы Публичного центра правовой информации Тульской областной универсальной научной библиотеки.

М/62718 № 2

249. Невинс К. Восприятие и реальность: лицом к новой библиотечной среде / К. Невинс // 8-й Междунар. семинар “Электронные ресурсы и международный информационный обмен: Восток-Запад”: тр. Семинара : в 2-х т. – Нью-Хэвен [и др.], 2006. – Т. 2. – С. 55–60.

Приводятся результаты ряда отчетов Онлайнового компьютерного и библиотечного центра Юго-Восточной библиотечной сети (Майами, Флорида, США). Дается характеристика экономического воздействия библиотечной деятельности (по сравнению с другими отраслями, профессиями и организациями) в системе мировой экономики. Сделаны также следующие выводы: в библиотеках наблюдается тенденция к самообслуживанию, дисагрегации, сотрудничеству, интернационализации.

Р 3300

250. Новикова Н. В. Формирование информационной системы для обеспечения исследований рынка товаров и услуг / Н. В. Новикова, Д. М. Цукерблат // Библиосфера. – 2006. – № 4. – С. 35–41. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются проблемы создания информационной системы для обеспечения исследований рынка товаров и услуг. Описываются базы данных для использования их предпринимателями в соответствии с блоками решаемых задач.

М/52848 № 37 2006 г.

251. Письмо генерального директора РГБ В. В. Федорова и генерального директора РНБ В. Н.  Зайцева Председателю Совета ректоров вузов РФ В. А. Садовничеву № 77/11–789 от 08.12.2005 г. // Информ. бюл. РБА. – 2006. – № 37. – С. 61–62.

В целях улучшения библиотечно-информационного обслуживания студентов российских вузов подготовлено и опубликовано письмо в Совет ректоров высших учебных заведений Российской Федерации, характеризующее проблемы в этой сфере деятельности и возможные пути их решения.

Ар 06–25684

252. Тимофеева М. О. Информационное обеспечение
внутрикорпоративных экономических отношений: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / М. О. Тимофеева; Костром. гос. ун-т им. Н. А. Некрасова. – Кострома, 2006. – 23 с. – Библиогр.: 6 назв.

Охарактеризована эволюция взглядов на место, роль и функции информации и информационного обеспечения в экономической деятельности организации; уточнены и проанализированы существующие подходы к определению видов информации и экстраполированы на систему экономических внутрикорпоративных отношений. Сформулированы основные противоречия: между темпами информационного роста в экономике в целом; между степенью участия субъектов экономических отношений в инновационной деятельности и использованием данного потенциала в производстве; между содержанием информационных процессов и состоянием сознания участников экономических отношений. Все это позволяет определить меру необходимой внутрикорпоративной согласованной информированности в условиях современной экономики России.

См. также № 165, 173.

6.5. Конкурентная разведка

Ж2–07/39823

253. Ющук Е. Л. Интернет–разведка: руководство к действию / Е. Л. Ющук; Консультац.-финансовый центр “Актион”. – М.: Вершина, 2007. – 256 с.: ил., табл. – (Библиотека маркетолога–практика). – ISBN 5–9626–0290–0.

Констатируется необходимость освоения тонкостей работы в Интернете всеми пользователями всемирной сети – от специалистов по конкурентной разведке, маркетингу и PR до рядовых служащих. Как найти в Интернете сведения о конкретных людях, компаниях и товарах? Как организовать продвижение собственного предприятия в сети? Как уберечься от хакеров и спрятать информацию на своем компьютере от посторонних? Представленные в книге практические ответы помогут выстоять в конкурентной или информационной борьбе, возможно и победить в ней, изучив возможности Интернета.

См. также № 181, 195, 200.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний

Р 3070

254. Баляба Е. День специалиста – праздник работающий / Е. Баляба // Библиотека. – 2006. – № 9. – С. 24–25.

Излагается опыт проведения и содержание мероприятий дня специалиста “Историки во времени”, организованный Зональной научной библиотекой Дальневосточного государственного университета для ученых Дальневосточного отделения РАН, студентов, преподавателей и библиотечных работников Института истории и философии ДВГУ.

М/52848 № 37 2006 г.

255. Дрешер Ю. Н. Выставочная деятельность РМБИЦ Татарстана / Ю. Н. Дрешер // Информ. бюл. РБА. – 2006. – № 37. – С. 104–107.

Описывается проведение ежегодных выставок, которые используются не только для пропаганды новейшей зарубежной литературы по медицине, но и для решения проблем и координации деятельности медицинских библиотек России, улучшения библиотечно-информационного обслуживания работников здравоохранения. В работе выставок принимают участие зарубежные специалисты.

См. также № 202, 236, 246.

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

См. № 253.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания

Р 51

256. Макаров И. М. О выставочной деятельности Российской академии наук / И. М. Макаров, Д. В. Рундквист, В. А. Рукавишников // Вестн. Рос. акад. наук. – 2006. – Т. 76, № 11. – С. 1006–1013.

Рассказывается о роли выставочного центра РАН в распространении знаний о достижениях академической науки, содействии в налаживании научных и деловых контактов с отечественными и зарубежными фирмами, научными центрами и отдельными специалистами, а также защите интеллектуальной собственности. Выставочному центру РАН исполнилось 15 лет.

Р 3070

257. Сукиасян Э. Что заслужили, то и получили? / Э. Сукиасян // Библиотека. – 2006. – № 8. – С. 6–8.

В связи с реформой бюджетной сферы и системы финансирования библиотек в корне должна измениться и работа самих библиотек.

Р 2227

258. Урмурзина К. Г. День библиотек Казахстана на Крымской конференции: подведем итоги / К. Г.  Урмурзина // Науч. и техн. б–ки. – 2006. – № 12. – С. 41–46.

Освещается опыт реализации деятельности Информационного консорциума 50 казахстанских библиотек. Приводится обзор и раскрывается содержание наиболее значимых докладов, затрагивающих вопросы реформирования библиотечной системы Республики, формирования новой национальной инфраструктуры, развития электронных услуг и др.

См. также № 205, 254, 255.

  
На главную