Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №3 2007 год
Содержание:

(260 – 374)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.2.2.3. Реферативные издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация

5. Информационный поиск
5.2. Теория и методы информационного поиска
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.3. Средства хранения информации
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.7. Средства копирования информационных материалов
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


1.ОБЩИЕ ВОПРОСЫ НТИ, БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА И БИБЛИОГРАФИИ

1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью

Р 3443

260. Киселев С. С. Проектирование и использование систем поддержки принятия решений в библиотеках / С. С. Киселев // Вестн. МГУКИ. – 2006. – № 3, ч. 2. – С. 54–58. – Библиогр.: 2 назв.

Обсуждаются проблемы создания систем информационной поддержки принятия решений, базирующихся на некой базе знаний, содержащей информацию о возможных вариантах и алгоритмах выбора наиболее оптимальных управленческих решений (УР). Рассматривается один из видов алгоритмов для выбора УР – метод анализа иерархий. Отмечается, чем скорее руководители библиотек смогут адаптировать современные технологии управления в своих организациях, тем более конкурентоспособными будут их действия и услуги пользователям.

Р 3367

261. Презентация новых документов по государственной политике поддержки инновационной деятельности [Экспертный Совет Государственной Думы, 24 ноябр. 2006 г.] / В. Севостьянов // ИС. Пром. собственность. – 2007. – № 1. – С. 58–61.

В ходе заседания рассмотрено содержание Федеральной целевой программы “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы”; информация о разработке модельного закона стран СНГ “Об инновационной деятельности”; проекта развития особой экономической зоны технико-внедренческого типа “Зеленоград”.

1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность

Н/14610 № 2 (135)

262. Быкова В. Г. Информация как объект права / В. Г. Быкова, К. В. Пителинский // Межотраслевая информ. служба. – 2006. – № 2 (135). – С. 34-45.

Рассмотрены следующие проблемы информации: право собственности на информацию, компьютерное право как неотъемлемая часть российского законодательства, понятие конфиденциальной информации и её типы, конфиденциальная информация в силу закона, коммерческая тайна и др.

Д9-06/29092

263. Жарова А. К. Информация. Правовое регулирование обращения информации в Интернет / А. К. Жарова; Ин-т Государства и права РАН, Ин-т сферы социал. отношений. – М.: Янус–К, 2006. – 208 с. – Библиогр.: 163 назв. – ISBN 5–8037–0338–9.

Специальный курс дает возможность овладеть читателям комплексом теоретических и практических знаний в области правовых отношений субъектов права в Интернете; осуществлять правовое информирование населения, юридическое обслуживание лиц и организаций, чья деятельность тесно связана с информацией. Показано влияние Интернета на формы международного правового сотрудничества и эволюцию национальных систем права. Приведен перечень нормативных актов, принятых государствами и международными организациями, регулирующих отношения интеллектуальной собственности и защиты информации, размещенной в Интернете.

Н/14610 № 2 (135)

264. Котов Д. М. Правовое обеспечение в информационно-сетевой сфере Российской Федерации за 1999–2005 гг. / Д. М. Котов // Межотраслевая информ. служба. – 2006. – № 2 (135). – С. 46-54. – Библиогр.: 5 назв.

Проведенный анализ правового обеспечения в информационно-сетевой сфере Российской Федерации выявил основные его направления: регулирование отношений в сфере применения и создания объектов ИС, развитие законодательства о связи, регулирование электронного документооборота, Интернета и др.

Р 3363

265. Хавкин А. Об авторских правах в научных произведениях / А. Хавкин // ИС. Авт. право и смеж. права. – 2007. – № 1. – С. 44–51. – Библиогр.: 9 назв.

Высказывается ряд критических замечаний по поводу законопроекта части четвертой Гражданского кодекса РФ, в котором отсутствуют четкие правовые положения об авторских правах в научных произведениях. В ней игнорируются положения Закона об авторском праве и Закона о науке, что ухудшает правовую защиту научных результатов. Для защиты авторских прав работников науки автор предлагает включить ряд соответствующих положений в часть четвертую ГК РФ.

См. также № 289, 293, 304, 328, 355.

1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии

Д9–06/30035

266. Бачалдин Б. Н. Фрагменты памяти / Б. Н. Бачалдин; РГБ. – М.: Пашков дом, 2006. – 460 с. – (В кругу книг и друзей). – ISBN 5–7510–0387–Х.

Через призму фрагментов своей 60-летней профессиональной биографии автор осмысливает исторические вехи отечественного библиотечного дела второй половины ХХ в. Фрагментарность освобождает мемуариста от безапелляционных оценок, широких обобщений и конъюнктурной критики пути, пройденного советской библиотечной системой. Вместе с тем автор аргументированно излагает личные позиции по различным аспектам библиотечного строительства – управленческого, организационного, научно-методического характера, – не совпадающие в чем-то с официальной концепцией. Вся книга пронизана фактами из личной жизни автора.

Р 325

267. Библиография. № 6: науч. журн. / РКП, Бук Чембэр Интернэшнл. – М., 2006. – 160 с.: ил. –ISSN 0869–6020.

Из содерж.: Летопись Книжной палаты [1917–1935: к 90-летию учреждения] / Н. Г. Шапиро. – С. 15–17; Библиография О. П. Коршунова [к 80-летию со дня рождения] / Ю. В. Климаков. – С. 116–117; Библиотекарь, учёный, литератор [к 75-летию Н. Е. Добрыниной] / М. Я. Дворкина. – С. 123–126. – Основные работы Н. Е. Добрыниной: 44 назв.

М/62872 № 1 2006

268. Михеева Г. В. История русской библиографии (февраль 1917 – 1921 гг.). Ч. 1 / Г. В. Михеева; РНБ. – СПб., 2006. – 560 с.: табл. – ISBN 5–8192–0273–2.

Первая часть монографии содержит подробный анализ деятельности Книжной палаты в Петрограде (1917–1920 гг.) и начальный московский период (1920–1921 гг.). Наряду с общей текущей библиографией отражаются все направления общей ретроспективной библиографии в первое послереволюционное пятилетие.

Специальные разделы посвящены наиболее развитым в рассматриваемый период краеведческим библиографическим изданиям.

Д9–06/27189

269. Молчанов В. Ф. Книжная культура России XIX века. Эпоха, судьба, наследие Н. П. Румянцева: монография / В. Ф. Молчанов; РГБ. – М.: Пашков дом, 2006. – 468 с. – Прил.: с. 393–465. – ISBN 5–7510–03–75–6.

Представлен новый научный подход, позволяющий реконструировать историю книжной культуры России XIX в. посредством исследования жизни и наследия человека, именем которого названа целая эпоха. Многогранная деятельность государственного канцлера России Н. П. Румянцева (1754–1826) – это феноменальная история взаимовлияния и взаимообогащения личности и книги, ставшая не только блистательным уроком, но и вдохновляющей реальностью.

У 2990

270. Потанина Е. А. Мотивы работы в библиотеке: о конфликте между необходимостью и желанием / Е. А. Потанина // Библ. Дело. – 2006. – № 11. – С. 33–36. – Библиогр.: 26 назв.

В историческом аспекте рассматривается мотивация книгохранительной службы в X–XVII вв. в монастырских и церковных библиотеках. Отмечается, что мотивы труда менялись в разные периоды страны и были тесно связаны как с историей библиотечного дела, так и с историей нашей Родины.

М/59764 № 6 2005

271. Рубанова Т. Д. Музей истории библиотеки как инструмент сохранения и трансляции профессиональной культуры / Т. Д. Рубанова // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 81–88.

На основе изучения опыта создания музеев библиотечной истории и его многовариантность определяются три важнейших этапа создания такого музея в Челябинской государственной академии культуры и искусства: организационный (анализ ресурсной базы, формирование концепции музея, PR–компания, анкетирование, разработка программы деятельности); создание музейной среды (сбор материала, атрибутация и структурирование экспонатов, разработка тематико-экспозиционного плана, определение состава потенциальных посетителей); организация коммуникативной среды (презентация музея в местном сообществе, экскурсии для читателей, использование музея в корпоративных проектах, продолжение исследовательско-поисковой работы, установление контактов с другими библиотеками).

См. также № 274, 276, 319, 327.

1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика

Р 3443

272. Гениева Е. Ю. Социосемиотическая модель библиотеки / Е. Ю. Гениева // Вестн. МГУКИ. – 2006. – № 3, ч. 2. – С. 26–32. – Библиогр.: 2 назв.

Характеризуются две конкретные символические формы библиотеки, характерные для Европы XVIII–XXI веков: модель, ориентированная на “просвещение” и модель, ориентированная на “межкультурную коммуникацию”.

У 1154

273. Семенюк Э. П. Потребности человечества и информатика / Э. П. Семенюк / НТИ. Сер. 1. – 2007. – № 1. – С. 1–9. – Библиогр.: 36 назв.

Определяется роль информационных потребностей (ИП) в работе ученого и специалиста, особенности этих потребностей и пути их формирования. Отмечается возрастание удельного веса, социальной значимости и уровня сложности ИП в связи с бурными изменениями в мировом информационном пространстве и революционными сдвигами в самом типе информатики.

См. также № 275, 281.

1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки

М/59764 № 6 2005

274. Бычкова О. М. Зональные научно-практические конференции в системе повышения квалификации / О. М. Бычкова // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 27–33.

Вопросы развития системы повышения квалификации библиотечных специалистов рассматриваются в контексте проводимой зональными библиотеками региона научно-методической работы, в том числе в ходе научно-практических конференций. Приводится хронологический обзор конференций библиотек вузов Уральского региона (1969–2004 гг.). Прослеживается эволюция их содержания.

У 1154

275. Жукова Н. П. Международная научно-практическая конференция “Информационная культура личности: вызовы информационного общества” [г. Москва, 2–3 нояб. 2006 г.] / Н. П. Жукова, Н. П. Кальниболоцкая // НТИ. Сер. 1. – 2007. – № 1. – С. 35–36.

Конференция прошла в рамках программы Юнеско “Информация для всех”. Приведен перечень мероприятий, дискуссий, круглых столов, презентаций книг, докладов трех сессий, озвученных участниками мероприятий.

Р 325

276. Конференция в МГУКИ: начало международного проекта / П. С. Соков // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 118–120.

Освещается ход проведения, организационные мероприятия и содержание основных докладов, озвученных на Международной научной конференции “Библиотековедение в России и традиции Запада в 1910–1930 годы” (МГУКИ, 4–5 сент. 2006 г.). Данная конференция – лишь начало проекта, который был задуман ее организаторами. В дальнейшем планируется провести научные конференции в Германии и США.

М/59764 № 6 2005

277. О работеXIX Зональной научно-практической конференции “Научно-методическая работа библиотеки вуза” (26–28 октября 2005 г., г. Екатеринбург, ЗНБ УГТУ–УПИ) // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2006. – Вып. 6. – С. 11–13.

Представлен обзор докладов, озвученных на конференции.

См. также № 283, 311, 320.

1.7. Международное сотрудничество

Р 3443

278. Гришина С. М. Международное сотрудничество библиотек России: особенности регионального участия / С.М. Гришина // Вестн. МГУКИ. – 2006. – № 3, ч. 2. – С. 33–37. – Библиогр.: 11 назв.

Анализируются факторы, расширяющие международное библиотечное сотрудничество: появление ряда международных неправительственных организаций, координирующих взаимодействие в данной сфере; соответствующая правовая база, позволяющая библиотекам любого уровня вести такое сотрудничество; унификация информационных технологий. Рассматривается ряд региональных двусторонних и многосторонних международных проектов и программ.

У 2990

279. Прянишникова В. “Cambridge” в Российской национальной библиотеке. Новая коллекция книг от старейшего издательства Великобритании / В. Прянишникова, М. Макарова // Библ. Дело. – 2006. – № 11. – С. 11.

Раскрывается содержание новой коллекции книг издательства CambridgeUniversitiPress, приобретенной РНБ. Столь масштабная закупка научной литературы стала значительным событием в культурной жизни города.

М/59764 № 6 2005

280. Файзагалямова А. В. Управление технологическим процессом обработки информации: новые подходы / А. В. Файзагалямова // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 65–68.

Данная статья посвящена стажировке специалистов вузовских библиотек Томска и Кемерова в библиотеках Экстера (Англия), Бохума и Вюрцбура. Цель стажировки: изучение процессов комплектования и обработки документов; организация функционирования ЭК и управления информационными ресурсами. По мнению автора, полученный опыт, а также приобретенная АБИС корпорации VTLSVIRTUA позволит в ближайшие годы освоить и воплотить в жизнь современную автоматизированную библиотечную систему, построенную на основе новых подходов и передовых технологий. Разработана программа обучения персонала НБ Южно-Уральского госуниверситета с участием коллег из библиотеки Томского университета.

См. также № 263, 275, 276, 320, 331, 349.

1.8. Экономические проблемы

1.8.2. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

См. № 370.

1.8.4. МАРКЕТИНГ. МЕНЕДЖМЕНТ

Р 3443

281. Дубенок Т. Е. Теория организации как методология информационно-библиотечного менеджмента / Т. Е. Дубенок // Вестн. МГУКИ. – 2006. – № 3, ч. 2. – С. 51–54. – Библиогр.: 13 назв.

Констатируется факт, что пропаганда и внедрение в библиотечно-информационный менеджмент идей теории организации расширяет возможности грамотного профессионального управления. Это связано с тем, что библиотеки, обладая развитой сетью и методикой распространения новых идей и информации, являясь центрами информационной, культурной, социальной жизни, имеют разнообразные возможности внесения собственного вклада в формирование информационного обеспечения рыночной экономики в России. Участие библиотек в разработке и реализации государственной информационной политики изменит их общественный статус и профессиональный имидж.

См. также № 285, 288, 290, 291, 293, 295, 307, 308, 312, 314, 318.

1.8.5. БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВЫЕ ВОПРОСЫ

У 2990

282. Саковская  О. А. Новые идеи на почве безденежья. Взаимовыручка и пожертвование как альтернативные виды “финансирования” / О. А. Саковская // Библ. Дело. – 2006. – № 11. – С. 9–10.

Обсуждаются задачи, связанные с документопотоком, процедурами трендов, технологиями книгообмена. Для полноценного комплектования необходимо устойчивое финансирование и применение современных технологий. Рассмотрен опыт муниципальной библиотечной системы г. Твери.

См. также № 307, 313, 314.

1.8.6. ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

См. № 357.

1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров

М/59764 № 6 2005

283. Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы. Вып 6: науч.-практ. сб. / Метод. об-ние вуз. б-к Ур. зоны, Ур. гос. техн. ун-т (УПИ). – Екатеринбург, 2005. – 112 с.

Из содерж.: Кудряшова Г. Ю. Научно-методическое обеспечение функционирования и модернизации деятельности вузовской библиотеки. – С. 13–19. – Библиогр.: 6 назв.; Володина В. П. Аналитическая составляющая научно-методической деятельности библиотеки вуза. – С. 43-46. – Библиогр.: 3 назв.; Пирогова Т. С. Организационно-методическое сопровождение библиотечных инноваций. – С. 46–50. – Библиогр.: 3 назв.; Зайцева Т. В., Боруля  Г. И. Методическое обеспечение работы с книжными памятниками в вузовских библиотеках на региональном уровне. – С. 88–92.

См. также № 310, 314.

1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров

См. № 318, 349, 372.

1.12. Терминология. Словари. Справочные издания

См. № 332.

1.13. Стандартизация

Р 325

284. Калинин С. Ю. Новое в оформлении выходных сведений изданий / С. Ю. Калинин // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 37–43.

Констатируется, что внедрение ГОСТ Р 7.0.4–2006 позволит обеспечить унифицированное приведение на титульном листе и на других элементах издания полных и достоверных сведений, минимизировать затраты по созданию и распространению сведений об издании в информационно-поисковых системах книжного бизнеса, библиотечного дела, государственной библиографии и статистики печати.

См. также № 340–42, 372, 373.

1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия

93/А471 Д9-07/30418

285. Алексеева Е. В. Архивоведение: учебник / Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева, Е. М. Бурова. – 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2007. – 272 с.: ил., табл. – (Подготовка служащих). – Библиогр.: 101 назв. – ISBN 978–5–7695–3797–4.

Анализируются проблемы становления и функционирования архивной сферы, ее правового регулирования. Освещаются организационно-методические вопросы классификации, комплектования, экспертизы ценности, научно-справочного аппарата и использования документов Архивного фонда РФ. Затрагиваются некоторые аспекты менеджмента и маркетинга в архивах, а также информатизации архивного дела.

У 1154

286. Бовт И. В. Некоторые особенности формирования и развития у учащихся знаний, умений и навыков с использованием инструментария е-Learning / И. В. Бовт // НТИ. Сер. 1. – 2007. – № 1. – С. 23–26. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается процесс обучения человека в электронной среде; знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися при такой форме обучения; используемые при этом средства и инструменты, их сходства и различия с аналогичными инструментами традиционной формы обучения.

Отмечается, что преподаватель в электронной среде (тьютор) имеет возможность с гораздо большей эффективностью предоставлять учащимся (слушателям) необходимые знания. Современные средства коммуникации позволяют носителю знаний общаться и передавать свой опыт одновременно многим людям, находящимся в любых уголках планеты.

Ж2–06/39981

287. Бьер М. Интеллектуальное ведение и сопровождение бизнеса: учеб.-справ. издание / М. Бьер; ООО “ИД КУДИЦ–ОБРАЗ”. – М., 2006. – 232 с.: ил., табл. – ISBN 5–9579–0058–3. – ISBN 0–13–141303–1.

Даетсяопределение Business Intelligence (BI). Автор трактует его, как решение в области интеллектуального ведения и сопровождения бизнеса, в состав которых входят: средства получения и анализа данных, информационные хранилища, технологии интеграции и управления данными. Рассматриваются история и перспективы развития BI–технологий и организационные аспекты принятия эффективных BI–решений, начиная с оценки использования информационного контента предприятия, выбора аналитических средств и заканчивая поддержкой конечных пользователей.

Д9–05/31052

288. Воздамирова Ю. В. Управление конкурентоспособностью предприятия: маркетинговая стратегия: учеб. пособие / Ю. В. Воздамирова; Куб. гос. ун-т, ФГУ “Краснод. ЦНТИ”. – Краснодар, 2005. – 40 с.: ил., табл. – ISBN 5–91221–005–7.

Исследуется современный инструментарий маркетинга. Все больше внимания уделяется конкурентам. Представлена схема управления конкурентоспособностью экономической системы. Рассмотрены её функциональные подсистемы: маркетинговая, производственно-экономическая, инновационно-технологическая, инвестиционная, информационная и др. Характеризуются качества информационной подсистемы, обеспечивающей стейкхолдеров и менеджеров сведениями, необходимыми для принятия решений.

Д9–06/30564

289. Гурский Р. А. Авторское право: учеб. пособие / Р. А. Гурский, В. А. Хохлов; Сам. гос. экон. ун-т. – Самара, 2006. – 212 с. – Библиогр.: 318 назв. – ISBN 5–94622–213–9.

Изложены основы авторского права (АП). На базе обновленного законодательства об АП и смежных правах, анализа судебной практики рассматриваются вопросы понятия и содержания АП, их соотношение с правом интеллектуальной собственности (исключительными правами), передача и защита АП, особенности авторских договоров, специфика прав на компьютерные программы. Затрагиваются аспекты международно-правовой охраны и защиты АП.

Д9–06/30274

290. Евстафьев Д. С. Маркетинг в информационном обществе: учеб. пособие / Д. С. Евстафьев, Н. Н. Молчанов, П. С. Шарахин; С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 2006. – 278 с.: ил., табл. – Библиогр. в конце разд. – ISBN 5–356–00127–4.

Настоящее учебное пособие раскрывает инструментарий маркетинга с точки зрения экономики информационного общества. Методы маркетинга представлены с позиций теории детерменизма. Особое внимание уделяется использованию современных информационных технологий в маркетинге и преимуществам Интернет–маркетинга.

Д9–07/30575

291. Ермасов С. В.  Инновационный менеджмент: конспект лекций / С. В. Ермасов. – М.: Высшее образование, 2007. – 185 с. – (Хочу все сдать). – Библиогр.: 23 назв. – ISBN 5–9692–0110–3.

Компилированный курс лекций для систематизации своих знаний при подготовке к сдаче экзамена по специальности “Инновационный менеджмент”. Содержание и структура пособия соответствуют требованиям Государственного образовательного высшего профессионального образования.

М/59764 № 6 2005

292. Заварыкина Н. П. Формы и методы повышения квалификации (ПК) / Н. П. Заварыкина // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 54–57.

В результате анализа кадрового состава научной библиотеки Оренбургского государственного университета, с учетом уровня профессионализма, характера деятельности и карьерных предпочтений сотрудников, для целенаправленного обучения и переподготовки кадров, сформированы следующие группы: руководящий состав библиотеки; группа управленческого (менеджерского) резерва; сотрудники без специального образования (“Школа молодого библиотекаря”). Характеризуются различные формы ПК для перечисленных групп персонала библиотеки.

Д9–07/29979

293. Коноплев С. П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / С. П. Коноплев; ООО “ТК Велби”. – М.: Проспект, 2007. – 126 с.: ил., табл. – Библиогр.: 5 назв. – ISBN 978–5–482–01379–3.

Издание охватывает вопросы специфики и механизмов рынка новшеств и инноваций. Рассматривается организация их внедрения с учетом превращения полученных результатов в новую НТИ, изобретения, патенты, макеты и образцы новой техники. Правовое регулирование инновационной деятельности включает также механизм защиты объектов ИС и юридический порядок передачи технологий.

Р 3443

294. Кутькина О. П. Формирование медиакомпетентности будущих библиотечно-информационных специалистов / О. П. Кутькина // Вестн. МГУКИ. – 2006. – № 3, ч. 2. – С. 38–42.

Определяются три уровня медиакультуры студентов вуза, отражающих временной или стадийный характер целостного образовательного процесса: медиаграмотность, медиакомпетентность и медиатворчество.

У 2990

295. Лохвицкая С. Л. Подготовка менеджера фондовика в системе высшего профессионального образования / С. Л. Лохвицкая, Н. Г. Донченко // Библ. Дело. – 2006. – № 11. – С. 12–13.

Подготовке в СПб ГУКИ студентов основного курса “Библиотечный фонд” с дальнейшим изучением дисциплин специализации “Менеджмент документного фонда” посвящена эта статья. В рамках названной специализации изучается современная технология формирования библиотечного фонда в традиционном и автоматизированном режимах; особенности комплектования и организации отдельных видов документов, в частности – специфика отбора и приобретения электронных документов; проблемы авторского права и составление лицензионных соглашений на использование документов; менеджмент персонала, работающего с документным фондом (ДФ); защита информации. Отдельное место в обучении менеджера по формированию ДФ занимают библиотечный и информационный маркетинг как система экономической деятельности библиотеки.

Д9–06/31043

296. Марешова Л. А. Документационное обеспечение управления: учеб. пособие / Л. А. Марешова; Башк. экон.-юрид. техникум. – Уфа: БЭК, 2006. – 112 с.

Изложены все операции по составлению и оформлению документов, особенности работы с ними (ведение переписки, исполнение и контроль документов, их учет, систематизация, хранение, использование, порядок сдачи законченных производством документов в архив учреждения и т. д.). Характеризуется специфика электронной почты в ходе ведения делопроизводства.

Д9–06/21180

297. Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ.конф. / РБА, РНБ. – СПб., 2006. – 175 с.: ил., табл. – ISBN 5–8192–0258–9.

Из содерж.: Деденева А. С. Информационные технологии в системе подготовки библиотечных кадров. – С. 66–67; Лашас А. В. Организация обучения новейшим информационным технологиям пользователей библиотеки (из опыта работы Библиотеки–читальни им. И. С. Тургенева). – С. 68–71; Сафиканова Н. М.

Система обучения персонала новейшим информационным технологиям в комплексно-компьютеризированной библиотеке (из опыта работы Библиотеки–читальни им. И. С. Тургенева). – С. 72–75; Соколова Ю. В. Комплексные библиотечные технологии в образовательной среде: опыт Международного университета бизнеса и новых технологий. – С. 76–78; Панкова Е. В. Информационные технологии в библиотечной работе – курс подготовки и переподготовки специалистов. – С. 155–157; Беркутова Л. С. Применение информационных технологий в системе повышения квалификации библиотекарей Ленинградской области. – С. 165–166.

Ар 06–2680

298. Тихонова Е. В. Библиотеки в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Е. В. Тихонова; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2006. – 26 с. – Библиогр.: 7 назв.

Отмечается, что в последние годы немалое количество специалистов меняют свои профессии. Не является исключением и библиотечная сфера, в которой часто вакантные должности занимаются кадрами, имеющими высшее, но не профильное (библиотечное) образование. Показана значимость Высших библиотечных курсов (ВБК) – основной формы переподготовки специалистов с небиблиотечным образованием в условиях библиотек. Осуществлен многоаспектный анализ истории и современного состояния системы библиотечного дополнительного профессионального образования (ДПО) в нашей стране и за рубежом (в Италии, Бельгии, США и Великобритании). Сконструирована и обоснована экспериментальная модель учебной программы для специалистов с небиблиотечным высшим образованием с учетом требований, предъявляемых библиотечным специалистам.

 См. также № 300, 309, 334.

1.15. Кадры библиотек и информационных центров

Р 325

299. Новая книга о библиотечной этике / С. А. Езова // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 107–109.

Комментарии к сборнику статей РНБ “Современные проблемы библиотечной и информационной этики”. СПб., 2006. 244 с.

М/59764 № 6 2005

300. Поникаровская М. Н. Формирование навыков эффективного общения в среде профессиональной библиотечной деятельности / М. Н. Поникаровская // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 100–103. – Библиогр.: 9 назв.

Раскрывается специфика социально-психологического тренинга и лекций для начинающих библиотекарей в НБ Уральского государственного университета. Целью тренинга было изучение наличия и обучение эффективному общению библиотечного персонала с читателями. На основе проведенных тренинг–семинаров подготовлены соответствующие методические разработки.

См. также № 274, 292, 294, 295, 297, 314, 334.

1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

См. № 285.

  
На главную