Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №3 2007 год
Содержание:

(260 – 374)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.2.2.3. Реферативные издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация

5. Информационный поиск
5.2. Теория и методы информационного поиска
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.3. Средства хранения информации
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.7. Средства копирования информационных материалов
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

Р 325

357. Бунина Е. Г. Информационно-аналитическая деятельность библиотек в оценке специалистов / Е. Г. Бунина // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 71–79.

Дается оценка информационно-аналитической деятельности на основе изучения мнения ведущих специалистов российских библиотек. Рассматриваемая тема во многом остается дискуссионной, т.к. с развитием информационной аналитики возрастает осознание коммерческой выгоды от ее продажи. Представлен опыт информационно-аналитических служб, созданных на базе библиотек и отделов научно-технической информации (ОНТИ). Выдвигается концепция информационно-консалтинговой деятельности библиотек и ОНТИ.

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Д9–06/21180

358. Коломейчук Е. М. Стратегии использования информационных технологий в деятельности главных региональных библиотек (по материалам исследования) / Е. М. Коломейчук) // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – С. 112–113.

Группируются стратегические цели большей части главных региональных библиотек РФ. Две трети из них выделили для себя следующие аспекты использования информационных технологий: автоматизация библиотечных процессов; интеграция информационных ресурсов субъекта РФ; удовлетворение спроса населения региона на информацию; расширение ассортимента информационных услуг.

См. также № 314, 337.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

М/59764 № 6 2005

359. Карымова М. Г. Концептуальные основы организации web-сайта библиотеки /М. Г. Карымова // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 57–60.

Представлены основные группы пользователей информационно-библиотечного центра Тюменского государственного университета. Именно их интересы являются приоритетными, определяя специфику информационно-библиотечного наследия, которая отражается в организации web-сайта. Изложены и охарактеризованы требования, которым должны отвечать Интернет–представительства библиотек: качество информационного наполнения сайта; стабильность и актуализация информационных ресурсов; удобство навигации; единство дизайна всех разделов.

Д9–06/21180

360. Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. / РБА, РНБ. – СПб., 2006. – 175 с.: ил., табл. – ISBN 5–8192–0258–9.

Из содерж.: Грузнова Е. Б. Интернет и восполнение лакун в фондах библиотек (на примере Российской национальной библиотеки). – С. 25–28; Краснов И. В. Веб-сайт академической библиотеки как средство продвижения библиотечных продуктов и услуг. – С. 120–124. – Библиогр.: 1 назв.; Бабушкина Ю. В. Веб-сайт организации как профессионально-ориентированный источник информации. – С. 125–127.

См. также № 263, 264, 290, 302, 324, 351, 352.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

Д9–06/21180

361. Серова О. В. Изучение пользователей и их потребностей с целью совершенствования поисковых возможностей электронного каталога [ЭК] РГБ / О. В. Серова // Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – С. 90–99: табл.

Исследуется мнение пользователей о поисковых качествах ЭК РГБ. Рассматриваются логически блоки анкеты, в частности: сведения о респонденте (возраст, владение компьютером, знание иностранных языков, частота обращений в ЭК); цели обращения (источники информации о документах, поиск документов на иностранных языках, поля, предпочитаемые пользователями для поиска, показатели неэффективного поиска); проблемы, связанные с поиском (трудности, возникающие у пользователей, их действия в случае отрицательного результата поиска); анализ предложений по совершенствованию ЭК. Все полученные результаты анкетирования приведены в количественном и процентном выражении.

См. также № 273, 326, 334, 350, 359, 364.

6.3. Библиотечное обслуживание

Д9–06/24079

362. Библиотечное обслуживание в условиях многообразия культур народов России / РГБ, РНБ; сост. И. И. Ганицкая [и др.]. – М.: Пашков дом, 2006. – 140 с.: табл. – (Библиотека: новые возможности). – ISBN 5–7510–0349–7.

Впервые предпринята попытка системно представить многоплановую деятельность российских библиотек по обслуживанию многонационального населения. В основе публикаций авторов РГБ, РНБ, руководителей и специалистов библиотечных региональных центров – исследования многообразия этнических культур и их влияние на специфику библиотечного обслуживания в России, обширный опыт работы библиотек в этой сфере, анализ многочисленных печатных источников.

М/59764 № 6 2005

363. Шевченко И. Б. Новый шаг в обслуживании пользователей, или электронная библиотека диссертаций в Оренбурге / И. Б. Шевченко // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 77–78.

Характеризуются организационные основы доступа к электронной библиотеке диссертаций РГБ на основе заключения договора НБ Оренбургского государственного университета с РГБ. Открытие виртуального читального зала в библиотеке рассматривается как этап создания инфраструктуры прямого доступа к информационным ресурсам, который стал логическим продолжением внедрения современных технологий в библиотеке вуза.

См. также № 314, 333, 360.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Д9–06/21180

364. Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. / РБА, РНБ. – СПб., 2006. – 175 с.: ил., табл. – ISBN 5–8192–0258–9.

Из содерж.: Нещерет М. Ю. Справочно-библиографическое обслуживание: тенденции и перспективы (на примере Российской государственной библиотеки). – С. 13–17. – Библиогр.: 5 назв.; Соловьева Е. Б. Информационно-библиографическое сопровождение исследований в области науки и техники: возможности библиотек. – С. 29–31; Жабко Е. Д. Виртуальные справочные службы как форма организации онлайнового справочно-библиографического обслуживания. – С. 79–81; Кутузова Е. А. Виртуальное обслуживание удаленных пользователей в Российской национальной библиотеке (на примере деятельности Информационно-сервисного центра). – С. 82–86; Брежнева В. В. Потребительские требования к информационной продукции. – С. 117–119; Снитникова Ю. И. Информационная деятельность Библиотечно-информационного центра ОАО “Концерна “Стелла”. – С. 174.

См. также № 314, 334.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

См. № 287.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ  И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Р 325

365. Лепий О. А. Библиографическая работа в НБ НГПУ [Новосибирского государственного педагогического университета]: традиции и новации / О. А. Лепий // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 61–63.

О сочетании традиционных и инновационных форм СИО в НБ НГПУ: одновременное ведение карточной и электронной картотеки статей; присоединение к корпоративному проекту МАРС; проведение библиотечно-библиографических занятий для студентов, где после теоретической части полученные знания закрепляются на практике; оказание иных библиографических услуг.

Ар 07–950

366. Шабурова Н. Н. Моделирование системы информационного обеспечения современных форм научных исследований в академическом научно-исследовательском институте: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Н. Н. Шабурова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2006. – 22 с.: ил. – Библиогр.: 22 назв.

Определена тематико-видовая структура ситуативных знаний для каждой из новых организационных форм НИР и специфика методов их предоставления. Она включает социально-экономическую (право, статистика, менеджмент, маркетинг, финансы) тематику, а также патентно-лицензионную, методологическую, конъюнктурную, нормативно-техническую, рекламную информацию. Предпочтительными являются методы предоставления данных в режимах ИРИ, оперативного сигнального информирования, а также в виде библиографических обзоров, сводок, дайджестов.

6.5. Конкурентная разведка

Ар 07–285

367. Козловцев М. С. Управление инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия: автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.06 / М. С. Козловцев; Моск. экон. ин-т. – М., 2006. – 26 с.: табл. – Библиогр.: 4 назв.

Предложена функциональная модель инновационного развития, обеспечивающая повышение его конкурентоспособности, суть которой состоит в организации взаимодействия между объектами и субъектами управления с целью достижения запланированных показателей социально-экономического развития исследуемого предприятия. В качестве объектов управления выделены: продукция, денежный поток, финансовые результаты, технологии, активы, источники финансирования, информация и знания.

Д9–06/29971

368. Прихач А. Ю. Основы управления конкурентоспособностью / А. Ю. Прихач; С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. – СПб., 2006. – 307 с.: ил., табл. – Библиогр.: 208 назв. – (Посвящается 100-летию Университета ИНЖЕКОН). – ISBN5–88996–616–2.

Анализируются проблемы конкурентоспособности экономических субъектов на современных рынках. Основное внимание уделено вопросам потребительской ценности предлагаемых товаров или услуг, видам эластичности спроса. Раскрывается концепция информационного поля товара и рекламы в процессах управления конкурентоспособностью.

Ар 07–699

369. Тулонов Н. К. Формирование конкурентных преимуществ организации в условиях информационной экономики: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / Н.К. Тулонов; Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т. – Улан-Удэ, 2006. – 23 с.: ил., табл. – Библиогр.: 7 назв.

Выявлена роль информации и информационных технологий в формировании конкурентных преимуществ организации. Обоснована экономическая природа “информационного продукта” и “информационного товара”, определены конкурентные отношения и конкурентоспособность организаций на основе их поведения в информационной экономике; сформулированы основные критерии повышения конкурентоспособности организаций с учетом влияния информационных технологий, разработана классификация этих критериев.

См. также № 287, 288, 308, 314, 355.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

См. № 271.

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

См. № 311, 368.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

М/59764 № 6 2005

370. Савина Т. В. Основы применения системного подхода к анализу итогов работы библиотеки / Т. В. Савина // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 40–43.

Определяется роль анализа итогов года в постановке новых задач на следующий год, оценки состояния инновационных процессов, экспериментальной работы, определения показателей эффективности и действенности исследовательской деятельности коллектива. Подчеркивается значимость осуществления аналитической составляющей как одного из условий управления библиотекой.

См. также № 323, 351.

  
На главную