6.
ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1.
Общие вопросы
Р 325
357.
Бунина Е. Г. Информационно-аналитическая деятельность библиотек в оценке специалистов
/ Е. Г. Бунина // Библиография. – 2006. – № 6. – С. 71–79.
Дается
оценка информационно-аналитической деятельности на основе изучения мнения
ведущих специалистов российских библиотек. Рассматриваемая тема во многом
остается дискуссионной, т.к. с развитием информационной аналитики возрастает
осознание коммерческой выгоды от ее продажи. Представлен опыт
информационно-аналитических служб, созданных на базе библиотек и отделов
научно-технической информации (ОНТИ). Выдвигается концепция
информационно-консалтинговой деятельности библиотек и ОНТИ.
6.1.1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Д9–06/21180
358.
Коломейчук Е. М. Стратегии использования информационных технологий в деятельности главных
региональных библиотек (по материалам исследования) /
Е. М. Коломейчук) // Современные пользователи автоматизированных
информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения:
материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – С. 112–113.
Группируются стратегические
цели большей части главных региональных библиотек РФ. Две трети из них выделили
для себя следующие аспекты использования информационных технологий:
автоматизация библиотечных процессов; интеграция информационных ресурсов
субъекта РФ; удовлетворение спроса населения региона на информацию; расширение
ассортимента информационных услуг.
См.
также № 314, 337.
6.1.1.1.
Использование режима теледоступа
М/59764 № 6 2005
359.
Карымова М. Г. Концептуальные основы организации web-сайта библиотеки
/М. Г. Карымова // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы:
науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 57–60.
Представлены
основные группы пользователей информационно-библиотечного центра Тюменского
государственного университета. Именно их интересы являются приоритетными,
определяя специфику информационно-библиотечного наследия, которая отражается в
организации web-сайта. Изложены и охарактеризованы требования, которым
должны отвечать Интернет–представительства библиотек: качество информационного
наполнения сайта; стабильность и актуализация информационных ресурсов; удобство
навигации; единство дизайна всех разделов.
Д9–06/21180
360.
Современные
пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы
обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. /
РБА, РНБ. – СПб., 2006. – 175 с.: ил., табл. – ISBN 5–8192–0258–9.
Из
содерж.:
Грузнова Е. Б. Интернет и восполнение лакун в фондах библиотек (на
примере Российской национальной библиотеки). – С. 25–28; Краснов И. В.
Веб-сайт академической библиотеки как средство продвижения библиотечных
продуктов и услуг. – С. 120–124. – Библиогр.: 1 назв.;
Бабушкина Ю. В. Веб-сайт организации как
профессионально-ориентированный источник информации. – С. 125–127.
См.
также № 263, 264,
290, 302, 324, 351, 352.
6.2.
Информационные потребности и запросы. Потребители информации
Д9–06/21180
361.
Серова О. В. Изучение пользователей и их потребностей с целью совершенствования
поисковых возможностей электронного каталога [ЭК] РГБ / О. В. Серова
// Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных
систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й
науч.-практ. конф. – СПб., 2006. – С. 90–99: табл.
Исследуется мнение
пользователей о поисковых качествах ЭК РГБ. Рассматриваются логически блоки
анкеты, в частности: сведения о респонденте (возраст, владение компьютером,
знание иностранных языков, частота обращений в ЭК); цели обращения (источники
информации о документах, поиск документов на иностранных языках, поля,
предпочитаемые пользователями для поиска, показатели неэффективного поиска);
проблемы, связанные с поиском (трудности, возникающие у пользователей, их
действия в случае отрицательного результата поиска); анализ предложений по
совершенствованию ЭК. Все полученные результаты анкетирования приведены в
количественном и процентном выражении.
См.
также № 273, 326,
334, 350, 359, 364.
6.3.
Библиотечное обслуживание
Д9–06/24079
362.
Библиотечное
обслуживание в условиях многообразия культур народов России / РГБ, РНБ; сост.
И. И. Ганицкая [и др.]. – М.: Пашков дом, 2006. – 140 с.: табл. –
(Библиотека: новые возможности). – ISBN 5–7510–0349–7.
Впервые
предпринята попытка системно представить многоплановую деятельность российских
библиотек по обслуживанию многонационального населения. В основе публикаций
авторов РГБ, РНБ, руководителей и специалистов библиотечных региональных
центров – исследования многообразия этнических культур и их влияние на
специфику библиотечного обслуживания в России, обширный опыт работы библиотек в
этой сфере, анализ многочисленных печатных источников.
М/59764 № 6 2005
363.
Шевченко И. Б. Новый шаг в обслуживании пользователей, или электронная библиотека
диссертаций в Оренбурге / И. Б. Шевченко // Библиотеки вузов Урала:
проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С.
77–78.
Характеризуются
организационные основы доступа к электронной библиотеке диссертаций РГБ на
основе заключения договора НБ Оренбургского государственного университета с
РГБ. Открытие виртуального читального зала в библиотеке рассматривается как
этап создания инфраструктуры прямого доступа к информационным ресурсам, который
стал логическим продолжением внедрения современных технологий в библиотеке
вуза.
См.
также № 314, 333,
360.
6.4.
Справочно-информационное обслуживание
Д9–06/21180
364.
Современные
пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы
обслуживания, изучения и обучения: материалы 6-й и 7-й науч.-практ. конф. /
РБА, РНБ. – СПб., 2006. – 175 с.: ил., табл. – ISBN 5–8192–0258–9.
Из
содерж.:
Нещерет М. Ю. Справочно-библиографическое обслуживание: тенденции и
перспективы (на примере Российской государственной библиотеки). – С. 13–17. –
Библиогр.: 5 назв.; Соловьева Е. Б. Информационно-библиографическое
сопровождение исследований в области науки и техники: возможности библиотек. –
С. 29–31; Жабко Е. Д. Виртуальные справочные службы как форма
организации онлайнового справочно-библиографического обслуживания. – С. 79–81;
Кутузова Е. А. Виртуальное обслуживание удаленных пользователей в
Российской национальной библиотеке (на примере деятельности
Информационно-сервисного центра). – С. 82–86; Брежнева В. В.
Потребительские требования к информационной продукции. – С. 117–119;
Снитникова Ю. И. Информационная деятельность
Библиотечно-информационного центра ОАО “Концерна “Стелла”. – С. 174.
См.
также № 314, 334.
6.4.1.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ
См. № 287.
6.4.2.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Р 325
365.
Лепий О. А. Библиографическая работа в НБ НГПУ [Новосибирского государственного
педагогического университета]: традиции и новации / О. А. Лепий //
Библиография. – 2006. – № 6. – С. 61–63.
О
сочетании традиционных и инновационных форм СИО в НБ НГПУ: одновременное
ведение карточной и электронной картотеки статей; присоединение к
корпоративному проекту МАРС; проведение библиотечно-библиографических занятий
для студентов, где после теоретической части полученные знания закрепляются на
практике; оказание иных библиографических услуг.
Ар 07–950
366.
Шабурова Н. Н. Моделирование системы информационного обеспечения современных форм
научных исследований в академическом научно-исследовательском институте:
автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Н. Н. Шабурова; ГПНТБ СО
РАН. – Новосибирск, 2006. – 22 с.: ил. – Библиогр.: 22 назв.
Определена
тематико-видовая структура ситуативных знаний для каждой из новых
организационных форм НИР и специфика методов их предоставления. Она включает
социально-экономическую (право, статистика, менеджмент, маркетинг, финансы)
тематику, а также патентно-лицензионную, методологическую, конъюнктурную,
нормативно-техническую, рекламную информацию. Предпочтительными являются методы
предоставления данных в режимах ИРИ, оперативного сигнального информирования, а
также в виде библиографических обзоров, сводок, дайджестов.
6.5.
Конкурентная разведка
Ар 07–285
367.
Козловцев М. С. Управление инновационным развитием и конкурентоспособностью предприятия:
автореф. дис. … канд. экон. наук. 08.00.06 / М. С. Козловцев; Моск.
экон. ин-т. – М., 2006. – 26 с.: табл. – Библиогр.: 4 назв.
Предложена
функциональная модель инновационного развития, обеспечивающая повышение его
конкурентоспособности, суть которой состоит в организации взаимодействия между
объектами и субъектами управления с целью достижения запланированных
показателей социально-экономического развития исследуемого предприятия. В
качестве объектов управления выделены: продукция, денежный поток, финансовые
результаты, технологии, активы, источники финансирования, информация и знания.
Д9–06/29971
368.
Прихач А. Ю. Основы управления конкурентоспособностью / А. Ю. Прихач;
С.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т. – СПб., 2006. – 307 с.: ил., табл. –
Библиогр.: 208 назв. – (Посвящается 100-летию Университета ИНЖЕКОН). – ISBN5–88996–616–2.
Анализируются
проблемы конкурентоспособности экономических субъектов на современных рынках.
Основное внимание уделено вопросам потребительской ценности предлагаемых
товаров или услуг, видам эластичности спроса. Раскрывается концепция информационного
поля товара и рекламы в процессах управления конкурентоспособностью.
Ар 07–699
369.
Тулонов Н. К. Формирование конкурентных преимуществ организации в условиях
информационной экономики: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 /
Н.К. Тулонов; Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т. – Улан-Удэ, 2006. – 23 с.:
ил., табл. – Библиогр.: 7 назв.
Выявлена роль
информации и информационных технологий в формировании конкурентных преимуществ
организации. Обоснована экономическая природа “информационного продукта” и “информационного
товара”, определены конкурентные отношения и конкурентоспособность организаций
на основе их поведения в информационной экономике; сформулированы основные
критерии повышения конкурентоспособности организаций с учетом влияния
информационных технологий, разработана классификация этих критериев.
См.
также № 287, 288,
308, 314, 355.
6.6.
Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
См. № 271.
6.6.1.
РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
См. № 311, 368.
6.7.
Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания
М/59764 № 6 2005
370.
Савина Т. В. Основы применения системного подхода к анализу итогов работы библиотеки
/ Т. В. Савина // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы:
науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2005. – Вып. 6. – С. 40–43.
Определяется роль
анализа итогов года в постановке новых задач на следующий год, оценки состояния
инновационных процессов, экспериментальной работы, определения показателей
эффективности и действенности исследовательской деятельности коллектива.
Подчеркивается значимость осуществления аналитической составляющей как одного
из условий управления библиотекой.
См.
также № 323, 351.
|