Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2007 год
Содержание:

(901 – 1014)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.6.1. Совместимость систем и банков данных. Информационные сети
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.3. Средства хранения информации
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.9. Средства микрофильмирования информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.1. Оборудование для обработки текста
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

См. № 951, 968, 989, 1007.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

М/63241 [№ 42] 2006

998. Гончаров М. В. Перспективы развития Интернет-комплекса ГПНТБ России / М. В. Гончаров, К. А. Колосов // Электронные ресурсы и электронные библиотеки: ежемес. межвед. сб. науч. тр. – М., 2006. – С. 18–25.

Определяются основные приоритеты развития Интернет-комплекса библиотеки, портальных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры обслуживания читателей. Среди важнейших задач: дальнейшее совершенствование доступа к электронным ресурсам ГПНТБ пользователей сети Интернет и создание технологий, позволяющих библиотеке участвовать в современных корпоративных проектах.

М/63241 [№ 42] 2006

999. Киселев С. С. Разработка и внедрение системы поддержки принятия решений по техническому обслуживанию Интернет-комплекса [ИК] ГПНТБ России / С. С. Киселев // Электронные ресурсы и электронные библиотеки: ежегод. межвед. сб. науч. тр. – М., 2006. – С. 43–52.

Описывается каскадная модель и выделены этапы разработки системы принятия решений по техническому обслуживанию (ТО) Интернет-комплекса. Анализируется работа Центра развития и поддержки ИК ГПНТБ, а также охарактеризована система «Заявки на обслуживание», которая объединяет в себе информацию по оперативным вопросам ТО всех отделов и потребителей библиотеки и помогает устранять все возникающие проблемы вычислительного комплекса.

См. также № 944, 950, 955, 958, 967, 968, 994, 1005–07.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

Д9–06/29481

1000. Романов П. С. «LibraryAnxiety», или тревожное состояние читателя в стенах библиотеки / П. С. Романов // Библиотеки в обществе, построенном на знаниях: сб. материалов 2-й междунар. конф. «Библиотеки и образование». – Вологда, 2006. – С. 125–128. – Библиогр.: 10 назв.

Излагаются психологические аспекты и причины, связанные с дискомфортными состоянием студентов, аспирантов и преподавателей вузов при получении ими современных библиотечных услуг.

См. также № 921, 1002, 1005, 1007.

6.3. Библиотечное обслуживание

Р 3070

1001. Еланцева О. Подобно педагогу и врачу / О. Еланцева // Библиотека. – 2006. – № 11. – С. 34–35.

О различных формах библиотечного обслуживания читателей вузовских библиотек Приморья, Магадана, Камчатки и Сахалина (общая книговыдача составила 8, 9 млн. экземпляров изданий). Этому способствовали активные формы продвижения литературы и её пропаганды (выставки, обзоры и т. д.). Отдельно рассказывается о формах СИО Зональной научной библиотеки Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток).

М/63241 [№ 42] 2006

1002. Муктыбаева С. М. Особенности библиотечно-информационного обслуживания пользователей в компьютерном зале [К3] ГПНТБ России / С. М. Муктыбаева // Электронные ресурсы и электронные библиотеки: ежегод. межвед. сб. науч. тр. – М., 2006. – С. 73–75: ил., табл. – Библиогр.: 3 назв.

Перечислены библиотечно-информационные услуги, предоставляемые пользователям в К3. Приведена динамика количества сеансов Интернет, статистика поиска в электронном каталоге и базах данных ГПНТБ России.

Р 325

1003. Первый авторский учебник о библиотечном обслуживании / А. Е. Шапошников // Библиография. – 2007. – № 1 (348). – С. 120–121.

Рецензия на книгу Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (М.: ФАИР, 2006. 251 с.).

См. также № 914, 964.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Д9–06/33563

1004. Шпенкова Н. И. Электронная доставка документов [ЭДД] – эффективное направление в межбиблиотечном обслуживании пользователей / Н. И. Шпенкова // Современные тенденции развития библиотек учебных заведений: материалы семинара. – Великий Новгород, 2006. – С. 49–53. – Библиогр.: 7 назв.

Характеризуются достоинства ЭДД в СИО (скорость и надежность доставки электронных копий, возможность взаимоиспользования информационных ресурсов). Перечислены этапы и специфические особенности организации процесса ЭДД. Затрагиваются вопросы соблюдения авторских прав.

См. также № 968, 985, 989.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Р 3070

1005. Лашас А. Стать подготовленным пользователем / А. Лашас // Библиотека. – 2006. – № 10. – С. 51–52.

Дается определение информационной культуры (ИК) пользователя. Утверждается, что ИК проявляется в умении использовать новые технологии при поиске необходимых данных, в овладении практическими способами работы с различными источниками, в наличии возможности повышать свою квалификацию путем дистанционного обучения.

Д9–06/29481

1006. Панев М. В. Виртуальная справочная служба [ВСС] библиотеки на основе WebИРБИС. Зачем и как? / М. В. Панев // Библиотеки в обществе, построенном на знаниях: сб. материалов 2-й междунар. конф. «Библиотеки и образование». – Вологда, 2006. – С. 110–112.

Проанализированы задачи Виртуальной службы Информационно-библиотечного центра Международного университета бизнеса и новых технологий (Ярославль). Рассмотрена схема организации СИО на страницах Internet ВСС с использованием ответов на ранее поступившие в службу запросы.

Р 3310

1007. Справочно-библиографическое обслуживание студентов / И. А. Березина // Мир библиогр. – 2007. – № 1. – С. 69–70.

Приводятся результаты исследования, проведенного специалистами Научной библиотеки Сургутского государственного университета на тему «Анализ информационных потребностей студентов». Получены данные об использовании БД сети Интернет, справочно-правовых систем «Гарант» и «Консультант Плюс», других информационных ресурсов и услуг, достаточности рекламы этих услуг в целом и о степени комфортности работы в библиотеке.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Р 325

1008. Весомое приращение научно-профессионального знания / И. Г. Моргенштерн // Библиография. – 2007. – № 1 (348). – С. 112–114.

Рецензия на книгу Е. Д. Жабко «Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика» (СПб.: Изд-во РНБ, 2006. 387 с.).

Р 325

1009. Исследование электронного СБО / М. Ю.  Нещерет // Библиография. – 2007. – № 1 (348).  С. 109–111.

Рецензия на монографию Е. Д. Жабко «Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде: теория и практика» (СПб.: Изд-во РНБ, 2006. 387 с.).

6.5. Конкурентная разведка

См. № 908, 922, 942.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

Р 3070

1010. Рябыкин Н. Работа не напоказ / Н. Рябыкин // Библиотека. – 2006. – № 10. – С. 49–50.

Анализируются недостатки в организации библиотечных выставок (отсутствие должных концепций при отборе материалов, соответствующих характеру экспозиции, дизайну). Констатируется, что задача книжной выставки заключается не только в раскрытии фонда, но и в том, чтобы заинтересовать читателя, побудить его ознакомиться с представленным изданием.

См. также № 914, 1001.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

Р 3070

1011. Артемьева Т. «Рекламный листопад» / Т. Артемьева // Библиотека. – 2007. – № 1. – С. 42–44.

Библиотечная реклама рассматривается не только как неотъемлемая часть профессиональной деятельности, но и как средство привлечения читателей, раскрытия возможностей библиотек и формирования ее положительного имиджа. Предлагается обзор методов организации библиотечной рекламы в муниципальных библиотеках г. Ижевска.

Р 3070

1012. Платонова О. Философия дизайна / О. Платонова // Библиотека. – 2006. – № 11. – С. 72–74.

Представлен опыт работы первого в Белгородской области сектора библиотечного дизайна, который открылся пять лет назад при Центральной городской библиотеке.

См. также № 940, 1010.

  
На главную