6.
ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1.
Общие вопросы
6.1.1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
См. № 951, 968, 989, 1007.
6.1.1.1.
Использование режима теледоступа
М/63241 [№ 42] 2006
998.
Гончаров М. В. Перспективы развития
Интернет-комплекса ГПНТБ России / М. В. Гончаров, К. А. Колосов // Электронные ресурсы и
электронные библиотеки: ежемес. межвед. сб. науч. тр. – М., 2006. – С. 18–25.
Определяются
основные приоритеты развития Интернет-комплекса библиотеки, портальных
технологий и телекоммуникационной инфраструктуры обслуживания читателей. Среди
важнейших задач: дальнейшее совершенствование доступа к электронным ресурсам
ГПНТБ пользователей сети Интернет и создание технологий, позволяющих библиотеке
участвовать в современных корпоративных проектах.
М/63241 [№ 42] 2006
999.
Киселев С. С. Разработка и внедрение системы поддержки принятия решений по
техническому обслуживанию Интернет-комплекса [ИК] ГПНТБ России / С. С. Киселев // Электронные
ресурсы и электронные библиотеки: ежегод. межвед. сб. науч. тр. – М., 2006. –
С. 43–52.
Описывается
каскадная модель и выделены этапы разработки системы принятия решений по
техническому обслуживанию (ТО) Интернет-комплекса. Анализируется работа Центра
развития и поддержки ИК ГПНТБ, а также охарактеризована система «Заявки на
обслуживание», которая объединяет в себе информацию по оперативным вопросам ТО
всех отделов и потребителей библиотеки и помогает устранять все возникающие
проблемы вычислительного комплекса.
См.
также № 944, 950,
955, 958, 967, 968, 994, 1005–07.
6.2.
Информационные потребности и запросы. Потребители информации
Д9–06/29481
1000.
Романов П. С. «LibraryAnxiety», или тревожное состояние
читателя в стенах библиотеки / П. С. Романов // Библиотеки в
обществе, построенном на знаниях: сб. материалов 2-й междунар. конф.
«Библиотеки и образование». – Вологда, 2006. – С. 125–128. – Библиогр.: 10
назв.
Излагаются
психологические аспекты и причины, связанные с дискомфортными состоянием
студентов, аспирантов и преподавателей вузов при получении ими современных
библиотечных услуг.
См.
также № 921,
1002, 1005, 1007.
6.3.
Библиотечное обслуживание
Р 3070
1001.
Еланцева О.
Подобно педагогу и врачу / О. Еланцева // Библиотека. – 2006. – № 11. – С.
34–35.
О
различных формах библиотечного обслуживания читателей вузовских библиотек
Приморья, Магадана, Камчатки и Сахалина (общая книговыдача составила 8, 9 млн.
экземпляров изданий). Этому способствовали активные формы продвижения
литературы и её пропаганды (выставки, обзоры и т. д.). Отдельно рассказывается
о формах СИО Зональной научной библиотеки Дальневосточного государственного
университета (г. Владивосток).
М/63241 [№ 42] 2006
1002.
Муктыбаева С. М. Особенности
библиотечно-информационного обслуживания пользователей в компьютерном зале [К3]
ГПНТБ России / С. М. Муктыбаева // Электронные ресурсы
и электронные библиотеки: ежегод. межвед. сб. науч. тр. – М., 2006. – С. 73–75:
ил., табл. – Библиогр.: 3 назв.
Перечислены
библиотечно-информационные услуги, предоставляемые пользователям в К3.
Приведена динамика количества сеансов Интернет, статистика поиска в электронном
каталоге и базах данных ГПНТБ России.
Р 325
1003.
Первый авторский
учебник о библиотечном обслуживании / А. Е. Шапошников //
Библиография. – 2007. – № 1 (348). – С. 120–121.
Рецензия
на книгу Ю. П. Мелентьевой «Библиотечное обслуживание» (М.: ФАИР,
2006. 251 с.).
См.
также № 914, 964.
6.3.1.
МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
Д9–06/33563
1004.
Шпенкова Н. И. Электронная доставка документов [ЭДД] – эффективное направление в
межбиблиотечном обслуживании пользователей / Н. И. Шпенкова //
Современные тенденции развития библиотек учебных заведений: материалы семинара.
– Великий Новгород, 2006. – С. 49–53. – Библиогр.: 7 назв.
Характеризуются
достоинства ЭДД в СИО (скорость и надежность доставки электронных копий,
возможность взаимоиспользования информационных ресурсов). Перечислены этапы и
специфические особенности организации процесса ЭДД. Затрагиваются вопросы
соблюдения авторских прав.
См.
также № 968, 985,
989.
6.4.
Справочно-информационное обслуживание
Р 3070
1005.
Лашас А.
Стать подготовленным пользователем / А. Лашас // Библиотека. – 2006. – №
10. – С. 51–52.
Дается
определение информационной культуры (ИК) пользователя. Утверждается, что ИК
проявляется в умении использовать новые технологии при поиске необходимых
данных, в овладении практическими способами работы с различными источниками, в
наличии возможности повышать свою квалификацию путем дистанционного обучения.
Д9–06/29481
1006.
Панев М. В. Виртуальная справочная служба [ВСС] библиотеки на основе WebИРБИС. Зачем и как? /
М. В. Панев // Библиотеки в обществе, построенном на знаниях: сб.
материалов 2-й междунар. конф. «Библиотеки и образование». – Вологда, 2006. –
С. 110–112.
Проанализированы
задачи Виртуальной службы Информационно-библиотечного центра Международного
университета бизнеса и новых технологий (Ярославль). Рассмотрена схема
организации СИО на страницах Internet ВСС с использованием ответов на
ранее поступившие в службу запросы.
Р 3310
1007. Справочно-библиографическое обслуживание
студентов / И. А. Березина // Мир библиогр. – 2007. – № 1. – С.
69–70.
Приводятся
результаты исследования, проведенного специалистами Научной библиотеки
Сургутского государственного университета на тему «Анализ информационных
потребностей студентов». Получены данные об использовании БД сети Интернет,
справочно-правовых систем «Гарант» и «Консультант Плюс», других информационных
ресурсов и услуг, достаточности рекламы этих услуг в целом и о степени
комфортности работы в библиотеке.
6.4.1.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ
Р 325
1008.
Весомое
приращение научно-профессионального знания / И. Г. Моргенштерн //
Библиография. – 2007. – № 1 (348). – С. 112–114.
Рецензия
на книгу Е. Д. Жабко «Справочно-библиографическое обслуживание в
электронной среде: теория и практика» (СПб.: Изд-во РНБ, 2006. 387 с.).
Р 325
1009.
Исследование
электронного СБО / М. Ю. Нещерет // Библиография. – 2007. – № 1
(348). С. 109–111.
Рецензия
на монографию Е. Д. Жабко «Справочно-библиографическое обслуживание в
электронной среде: теория и практика» (СПб.: Изд-во РНБ, 2006. 387 с.).
6.5.
Конкурентная разведка
См. № 908, 922, 942.
6.6.
Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
Р 3070
1010.
Рябыкин Н.
Работа не напоказ / Н. Рябыкин // Библиотека. – 2006. – № 10. – С. 49–50.
Анализируются
недостатки в организации библиотечных выставок (отсутствие должных концепций
при отборе материалов, соответствующих характеру экспозиции, дизайну).
Констатируется, что задача книжной выставки заключается не только в раскрытии
фонда, но и в том, чтобы заинтересовать читателя, побудить его ознакомиться с
представленным изданием.
См.
также № 914,
1001.
6.7.
Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания
Р 3070
1011.
Артемьева Т.
«Рекламный листопад» / Т. Артемьева // Библиотека. – 2007. – № 1. – С.
42–44.
Библиотечная
реклама рассматривается не только как неотъемлемая часть профессиональной
деятельности, но и как средство привлечения читателей, раскрытия возможностей
библиотек и формирования ее положительного имиджа. Предлагается обзор методов
организации библиотечной рекламы в муниципальных библиотеках г. Ижевска.
Р 3070
1012.
Платонова О.
Философия дизайна / О. Платонова // Библиотека. – 2006. – № 11. – С.
72–74.
Представлен
опыт работы первого в Белгородской области сектора библиотечного дизайна,
который открылся пять лет назад при Центральной городской библиотеке.
См.
также № 940,
1010.
|