Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №12 2008 год
Содержание:

(1248 - 1368)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.3. Нормирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.4. Каталогизация
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.3. Средства хранения информации
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

М/52848 № 46/2

1340. Дрешер Ю. Н. Предпосылки и подходы к формированию единого информационного пространства здравоохранения / Ю. Н. Дрешер // Информационный бюл. РБА. – 2008. – № 46, ч. 2. – С. 65–67.

Использование и модернизация компьютерных и телекоммуникационных технологий в РМБИЦ. Отмечается, что для обеспечения высокой конкурентоспособности на рынке информационных услуг библиотека или информационный центр должны интегрироваться не только в единое информационное пространство конкурентной отрасли, региона, страны, но и в мировое информационное пространство.

См. также № 1300.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

М/60554 № 2

1341. Беглик А. Г. Понятие “веб-сайт” в терминологической системе информационного обслуживания / А. Г. Беглик // Информационно-библиографическое обслуживание. – СПб., 2008. – Вып. 2. – С. 145–155. – Прим.: с. 154–155.

Раскрывается формирование понятийного ряда библиотечного сайтостроения. приведены группы сайтов по функционально-целевому назначению.

Д9–08/50262

1342. Граничин О. Н. Информационные технологии в управлении: учеб. пособие / О. Н. Граничин, В. И. Кияев. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 335 с.: ил., табл. – (Серия “Основы информационных технологий”). – Библиогр.: 29 назв. – ISBN 978–5–94774–986–1 (БИНОМ. Л3).

Рассматриваются базовые понятия “данные”, “информация”, “знание”, “информационные технологии и системы” и др., их использование в экономике и бизнесе. Раскрыты основные типы информационных модулей, составляющих современную корпоративную информационную систему. Освещены вопросы проектирования, разработки для реализации бизнес-целей современной компании. Рассмотрены в общем виде вопросы защиты информации и безопасности информационных систем.

Д9–09/50533

1343. Каймин В. А. Информатика: учеб. – М.: Проспект, 2009. – 271 с.: ил., табл. – ISBN 978–5–392–00541–3.

Изложены основные сведения по основам программирования, интернет-технологиям. (ПК, редактирование текстов на ЭВМ, Интернет и электронная почта, поиск информации в Интернете, создание сайтов в Интернете, гипертекстовые редакторы, язык гипертекстов HTML и др.).

М/52848 № 46/2

1344. Филатова И. Р. Использование ресурсов Интернет в муниципальных библиотеках города Ижевска / И. Р. Филатова // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 46, ч. 2. – С. 17–19.

Из 25 библиотек ЦБС г. Ижевска доступ к Интернет имеют 7 библиотек филиалов. Создан собственный сайт Центральной муниципальной библиотеки, она является участником общероссийского корпоративного проекта “Виртуальная справочно-информационная служба публичных библиотек” (“LIBRARY.RU” (http://www.library/ru)).

См. также № 1254, 1255, 1275, 1277, 1285, 1299, 1324, 1325, 1339, 1351, 1356.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

Р 2622

1345. Земсков А. И. Роль библиотек. Чтение (статья II) / А. И. Земсков // Библиотековедение. – 2008. – № 3. – С. 80–85.

На материале отбора зарубежной прессы показана роль чтения и значимость библиотек, библиотекарей в оказании помощи в использовании традиционных или электронных ресурсов.

Д9–07/48371

1346. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сб. науч.-практ. работ / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Межрегион. центр библ. сотрудничества, Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. В. Я. Аскарова. – М., 2007. – 269 с.: табл. – ISBN 978–5–91515–005–7.

Представлены материалы, отражающие результаты первого года работ по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Обсуждаются проблемы, связанные с преодолением кризиса чтения в России, выполнением библиотеками миссии культурного посредничества между читателями и печатной продукцией.

М/60554 № 2

1347. Ронина Е. С. Современные и традиционные технологии в работе с читательскими требованиями в национальной библиотеке (на примере ГИК ИБО РНБ) / Е. С. Ронина // Информационно-библиографическое обслуживание. – СПб., 2008. – Вып. 2. – С. 123–134.

Библиографическая проработка читательских требований, работа по выявлению изданий, отсутствующих в фондах библиотеки, при помощи электронных ресурсов.

См. также № 1299.

6.3. Библиотечное обслуживание

Р 2622

1348. Елкина Н. Н. Об эволюции первичных форм каталогизации и обслуживания в Библиотеке Российской академии наук / Н. Н. Елкина // Библиотековедение. – 2008. – № 3. – С. 112–114. – Библиогр.: 12 назв.

Рассматриваются основные тенденции развития первичных форм справочной, библиографической и информационной работы Библиотеки РАН, начиная с основания Академии до начала XIX в.

М/52848 № 46/2

1349. Информационный бюллетень РБА. № 46: Библиотека в системе социальных коммуникаций: докл. и сообщ. XII Ежегод. конф. РБА (Брянск, 14–19 мая 2007 г.). Ч. 2. – СПб., 2008. – 91 с.: ил., табл. – ISSN 1991–8062.

Из содерж.: Никулина В. А. Реформирование библиотечного обслуживания в развивающейся библиотеке. – С. 7–9; Матвеева Т. И. Формирование моделей организации библиотечного обслуживания в условиях административной реформы в Красноярском крае. – С. 13–14; Акиншина Н. Е. Муниципальная библиотека в обслуживании людей с ограниченными возможностями. – С. 15–17; Губарева Р. М. Информационно-библиотечное обслуживание по вопросам защиты прав потребителей в библиотеках города Рязани. – С. 20–21; Пантелеева В. Н. Роль Башкирской республиканской специальной библиотеки для слепых в процессе образования читателей с особыми потребностями. – С. 42–45; Провольнева Л. Н. Чтение в жизни особого пользователя: по результатам исследований. – С. 45–48.

См. также № 1278, 1279, 1300, 1309, 1318, 1326, 1345, 1347, 1350, 1352.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Д9–08/49361

1350. Дрешер Ю. Н. Информационное обеспечение учёных и специалистов: учеб.-метод. пособие / Ю. Н. Дрешер. – СПб.: Профессия, 2008. – 463 с.: ил., табл. – Библиогр.: 172 назв. – Прил.: с. 412–463. – ISBN 978–5–93913–170–4.

Даны основы знаний о процессах создания, переработки и распространения научной информации, их специфике в социокультурной среде. Рассматривается деятельность информационных служб, описываются применяемые ими прогрессивные формы и методы работы. Описано формирование и использование информационных ресурсов, мировой продукции и услуг. Представлена Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ): ведущие информационные центры России: ВИНИТИ, ИНИОН, ВНТИЦ; место библиотек в структуре ГСНТИ. Представлены информационные ресурсы Интернета, электронные библиотеки. Особо выделены библиотечно-библиографическое обслуживание, информационное обеспечение нормативной документацией, информационные технологии и издательская деятельность в РМБИЦ МЗ Республики Татарстан.

У 2990

1351. Ефимова Е. А. Грани виртуальности: формы и способы справочно-информационного обслуживания / Е. А. Ефимова // Библ. Дело. – 2008. – № 6. – С. 28–31. – Библиогр.: 15 назв.

Дано определение виртуальной справочной службы [ВСС], описаны формы ВСС, рассмотрены достоинства и недостатки синхронных и асинхронных форм ВСС.

М/60554 № 2

1352. Жабко Е. Д. Информационное обслуживание пользователей в национальной библиотеке: современное состояние и перспективы развития (на примере Российской национальной библиотеки) / Е. Д. Жабко // Информационно-библиографическое обслуживание. – СПб., 2008. – Вып. 2. – С. 7–11.

Информационное обслуживание рассматривается как осуществляемый персоналом поиск информации: библиографический поиск, фактографический поиск, поиск полных текстов документов в электронных БД. Раскрываются факторы, определяющие будущее развитие системы ИО в РНБ: изменение структуры аудитории локальных пользователей библиотеки; трансформация ресурсной базы в сторону увеличения электронной составляющей; широкое использование в обществе телекоммуникационных технологий.

Ар 08–11519

1353. Камянецкая О. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества услуг как основа принятия управленческих решений (на примере телекоммуникационных компаний): автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / О. В. Камянецкая; ГОУ ВПО “Урал. гос. экон. ун-т”. – Екатеринбург, 2008. – 29 с.: ил., табл. – Библиогр.: 13 назв.

Спроектирована информационная модель системы менеджмента качества телекоммуникационных услуг и инструментарий для её создания в телекоммуникационных компаниях с разветвленной филиальной сетью. Предложена методика оценки качества телекоммуникационных услуг для принятия управленческих решений в сформированной системе менеджмента качества услуг.

М/52848 № 46/2

1354. Красикова О. Л. Роль информационного обеспечения научной зарубежной информацией для развития науки в библиотеках РАН / О. Л. Красикова, Т. Н. Харыбина // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 46, ч. 2. – С. 70–73: ил., табл.

Представлены научные результаты, полученные в Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН и её филиалах по формированию библиотечных ресурсов зарубежными информационными ресурсами.

Ар 08–13979

1355. Олейник О. С. Информационное обеспечение управления развитием региона / О. С. Олейник; ГОУ ВПО “Волгоград. гос. ун-т”. – Волгоград, 2008. – 51 с.: ил., табл. – Библиогр.: 55 назв.

Раскрыты предпосылки и условия преобразования информационного обеспечения государственного управления. Исследована институциональная среда формирования информационных ресурсов и создания на их основе новых подходов к информационному обеспечению государственного управления.

М/60554 № 2

1356. Разумова Э. Г. Технология выполнения запросов удаленных пользователей в рамках виртуальной справочной службы национальной библиотеки / Э. Г. Разумова // Информационно-библиографическое обслуживание. – СПб., 2008. – Вып. 2. – С. 92–101. – Прим.: с. 101.

Изложен опыт ВСС РНБ, типообразующими признаками которой являются: отраслевая специализация службы, форма организации деятельности, форма электронного обслуживания, форма предоставления ответа. Выявлены особенности онлайнового СБО в УНБ на основе анализа деятельности ВСС РНБ.

М/ 60554 № 2

1357. Савельева Л. Д. Информационное обслуживание в контексте маркетингового подхода (на примере Информационно-сервисного центра РНБ). – СПб., 2008. – Вып. 2. – С. 102–122. – Прил.: с. 118–120. – Прим.: с. 121–122.

Обобщен уникальный опыт создания Информационно-сервисного центра, первого в стране центра, работающего на платной основе и позволившего повысить уровень обслуживания пользователей за счет использования преимущественно локальных ресурсов РНБ и удаленных ресурсов.

У 1154

1358. Яшукова С. П. Формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности: состав информационных ресурсов / С. П. Яшукова // НТИ. Сер. 1. – 2008. – № 9. – С. 11–16. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается один из возможных подходов к формированию информационных ресурсов, которые должны быть представлены в национальной инновационной системе.

См. также № 1279, 1298, 1303, 1308, 1315, 1318, 1320, 1340, 1347.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

См. № 1320.

6.5. Конкурентная разведка

Д9–08/51455

1359. Методические основы оценки конкурентоспособности в малом бизнесе с целью её повышения: моногр. / С. Н. Цветкова [и др.], под общ. ред. В. А. Романова; ГОУ ВПО “Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса”. – Шахты, 2008. – 158 с.: ил., табл. – Библиогр.: 36 назв. – ISBN 978–5–93834–379–5.

Содержатся теоретические исследования по проблемам конкурентоспособности, анализ деятельности конкретных предприятий, апробация разработанных методик по повышению конкурентоспособности. Освещены методы оценки возможностей конкурентов, эффективность маркетинговой деятельности менеджмента, взаимосвязь конкурентоспособности продукции и налоговой эффективности предприятия.

Р 3367

1360. Нырова Н. Управление коммерческой тайной как ресурсом, способным обеспечить конкурентное преимущество / Н. Нырова // ИС. Пром. собственность. – 2008. – № 11. – С. 45–53.

Раскрываются свойства коммерческой тайны: секретность, новизна, стоимость, практическая применимость, наличие защиты. Отмечается, что особенности формирования и защиты коммерческой тайны зависят от вида информации, которая может представлять собой технические секреты или сведения о хозяйственной деятельности компании.

Ж2–08/45023

1361. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: практикум / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Маркет ДС, 2008. – 204 с.: ил., табл. – (Университетская серия). – ISBN 978–5–7958–0193–3.

Практикум структурирован по 14 разделам, интегрирующим маркетинговые, инвестиционные, экономические и другие аспекты обеспечения конкурентоспособности персонала, товаров, организации. В каждом разделе рассматриваются: состояние вопроса; цели и задачи изучения; структура; понятийный аппарат; рекомендации по изучению материала.

Ар 08–12060

1362. Хайрец А. А. Интеллиджент-маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности вуза / А. А. Хайрец; ГОУ ВПО “Волгогр. гос. пед. ун-т”. – Волгоград, 2008. – 20 с.: ил., табл. – Библиогр.: 13 назв.

Проанализированы инструменты управления конкурентоспособностью вузов, разработана управленческая структура, нацеленная на повышение конкурентоспособности государственного вуза в рамках интеллиджент-маркетинга.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

М/52848 № 47

1363. Райкова Г. А. Опыт межведомственного взаимодействия в продвижении чтения в библиотеках России [по материалам IV Всероссийского конкурса публичных библиотек “Современные тенденции в обслуживании читателей” по теме “Организация партнерства в поддержку чтения”] / Г. А. Райкова // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 47. – С. 73–76.

Представлен опыт МУК ЦБС г. Кургана, г. Калиниграда, ЦБС г. Соликамска Пермской области, ЦБС г. Югорска Хантымансийского автономного округа Тюменской области и Баевской межпоселенческой библиотеки Алтайского края по пропаганде чтения: растяжки, объявления (рекламные на остановочных комплексах), афиши, прессрелизы в СМИ, визитки (раздача на улицах) и др.

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

М/ 52848 № 46/2

1364. Баукова Н. И. Роль рекламы и PR библиотеки в продвижении чтения / Н. И. Баукова // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 46, ч. 2. – С. 48–50.

О разработке библиотечной стратегии рекламной кампании, обеспечивающей стабильность представлений о библиотеке у её читателей, коллег и партнеров, и ставящей в качестве основной цели привлечение читателей через внедрение и распространение новых услуг, создание благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами.

См. также № 1279.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

М/52848 № 46/2

1365. Коморовская Т. В. Проблемы повышения эффективности использования информационных ресурсов в Научной библиотеке Сибирского государственного технологического университета (НБ СибГТУ) / Т. В. Коморовская // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 46, ч. 2. – С. 55–57.

НБ СибГТУ – одна из крупных и технически оснащенных вузовских библиотек Восточной Сибири – обеспечивает информационное сопровождение учебного процесса, фундаментальных и прикладных исследований лабораторий и кафедр.

У 2990

1366. Тикунова И. П. Качество библиотечных услуг. Как его измерить и оценить? / И. П. Тикунова // Библ. Дело. – 2008. – № 6. – С. 23–26. – Библиогр.: 13 назв.

Рассмотрен информационный менеджмент, выделены критерии для измерения качества оказания базовых услуг по обеспечению доступа граждан к информации: показатели доступности и комфортности; информационные показатели; профессиональные показатели, претензионные показатели.

См. также № 1294, 1364.

  
На главную