Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №4 2008 год
Содержание:

(343–457)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.3.3. Другие информационно-поисковые языки
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д9–07/39591

443. Здрелюк Е. П. Служба виртуальной справки ЦГПБ им. В. В. Маяковского / Е. П. Здрелюк // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. – СПб, 2007. – С. 23–28.

Рассказывается о становлении и начальном этапе функционирования службы виртуальной справки ЦГПБ им. В. В. Маяковского. Отмечены особенности формирования электронного запроса пользователем, пределы ресурсной базы исполнения запросов. Права и обязанности пользователей и исполнителей отражены в специально разработанных документах. Представлен опыт организации службы, определен круг специалистов, изложены результаты работы, достигнутые на первом этапе. Рассмотрены перспективы развития.

См. также № 361, 369, 374, 402, 408, 421, 426, 430, 432, 444, 445, 451, 455.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

М/62191 № 16

444. Антонова Н. С. Читатель и Интернет: тематические обзоры Интернет-ресурсов в практике РГБ / Н. С. Антонова // Методические и теоретические проблемы библиографии в контексте новых информационных технологий: [сб. ст.]. – М., 2007. – С. 57–61. – Библиогр.: 7 назв.

Констатируется создание тематических путеводителей по Рунету – обзоров интернет-ресурсов. Излагаются критерии отбора сайтов для тематических обзоров: достоверность данных, доступность и простота поиска внутри сайта. Предлагается модель формализованного описания сайтов Рунета.

Д9–07/39591

445. Веденяпина Н. И. Архивы выполненных тематических запросов в универсальных научных библиотеках: проблемы организации удаленного доступа / Н. И. Веденяпина // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. – СПб, 2007. – С. 33–37.

Проблема использования архива выполненных запросов рассматривается в контексте виртуального СБО. Охарактеризована работа с архивными материалами в научных универсальных библиотеках в рамках традиционного обслуживания. Идентичность традиционного и виртуального типов архивов по видам решаемых задач позволяют сделать вывод о целесообразности использования традиционного архива выполненных тематических справок для целей виртуальных справочных служб после перевода его в электронный вид.

Д9–07/39591

446. Чиляева Е. В. Современный читатель БАН (Центральная библиотека) / Е. В. Чиляева // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 272–278.

По итогам исследования приводятся статистические показатели о читателях БАН по различным показателям: возрасту, должностному положению, области их занятости в определенной области знаний и др.

М/62191 № 16

447. Шапошникова Н. Д. Новые технологии в обеспечении пользователей в Российской государственной библиотеке для слепых / Н. Д. Шапошникова // Методологические и теоретические проблемы библиографии в контексте новых информационных технологий: [сб. ст.]. – М., 2007. – С. 62–66. – Библиогр.: 4 назв.

Освещается опыт справочно-библиографического обслуживания пользователей в РГБС с привлечением дефектологов, тифлопедагогов, социальных работников и т.д. Приводится перечень используемых для этого БД, CD-ROM, ресурсов Интернет, сайтов крупнейших библиотек Москвы.

См. также № 344, 409, 443, 453.

6.3. Библиотечное обслуживание

Д9–07/39795

448. Дыченко Л. Ф. Эволюция дисциплины “Библиотечное обслуживание” / Л. Ф. Дыченко // Стратегии деятельности региональных библиотек в современном социуме: Пятые Азаровские чтения: материалы регион. науч.-практ. конф. – Самара, 2006. – С. 182–186. – Библиогр.: 14 назв.

Освещается процесс переосмысления теоретических и технологических основ библиотечно-информационного обслуживания в конце XX и в начале XXI вв. Излагаются современные авторские концепции, анализируются информационно-психологические аспекты этого процесса.

Д9–07/39591

449. Подвигина М. П. Представление информационно-библиотечных услуг – совместная работа двух отделов БАН (ОФО и СБО) / М. П. Подвигина // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 38–41.

Освещается роль Справочно-библиографического отдела и Отдела фондов и обслуживания БАН в повышении уровня СИО читателей за счет снижения числа отказов на запросы, а также совместного выполнения тематических справок, поступающих от учреждений культуры, издательств, СМИ.

См. также № 399.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

У 3300

450. Красильникова И. Ю. Развитие системы МБА и доставки документов в электронной среде / И. М. Красильникова // Библиосфера. – 2007. – № 4. – С. 7–11. – Библиогр.: 10 назв.

Развитие системы межбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД) рассматривается в историческом, системно-функциональном и синергетическом аспектах. Представлены основные элементы системы в традиционной и электронной средах. Обобщены перспективные тенденции в деятельности МБА и ДД.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

У 1154

451. Московкин В. М. Два пути “интернетизации” научных исследований в условиях глобализации / В. М. Московкин, Е. М. Савченко // НТИ. Сер. 1. – 2007. – № 1. – С. 16–18.

Рассматриваются механизмы и стратегии открытого доступа к научному и гуманитарному знаниям. Предложены две стратегии распространения результатов исследований: Green – стратегия (размещение рукописей своих статей в традиционных научных журналах (23500 журналов) и Gold-стратегия (размещение рукописей своих статей в онлайновых научных журналах (500 журналов)). Особо выделен вопрос о том, кто должен оплачивать открытый доступ к научным публикациям (ОА-архивам); предлагаются различные бизнес-модели и их комбинации (author-paymodel, readerpaymodel), финансирование библиотечных подписок и др. Отмечена деятельность издательства “Elsevier” в данной области. Выдвигается идея создания белорусско-российско-украинского университетского консорциума.

Д9–07/39795

452. Пицик Ю. Л. Патентный фонд как основной ресурс информационного обеспечения деятельности по охране интеллектуальной собственности в регионе / Ю. Л. Пицик // Стратегии деятельности региональных библиотек в современном социуме: Пятые Азаровские чтения: материалы регион. науч.-практ. конф. – Самара, 2007. – С. 129–132.

Освещается опыт работы центра правовой и патентно-технической информации Самарской областной универсальной научной библиотеки. Приоритетные направления обслуживания потребителей – повышение оперативности и безотказное удовлетворение информационных потребностей.

Д9–07/39591

453. Плохих М. В. Особенности информационного обслуживания читателей Фундаментальной библиотеки СПбГПУ / М. В. Плохих // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 20–22.

Исследуются особенности обслуживания читателей крупной вузовской библиотеки (ФБ СПбГУ), предпринимающей серьезные усилия для совершенствования СИО студентов и преподавателей. Большое значение придается обучению библиотечного персонала и пользователей работе с БД, активной рекламной деятельности.

Д9–07/40550

454. Цукерблат Д. М. Обеспечение доступа к деловой информации / Д. М. Цукерблат // Объекты интеллектуальной собственности – правовая практика, патентный поиск, анализ, оценка и использование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Иркутск, 2007. – С. 65–72.

Констатируется снижение деловой (профильной, отраслевой) информации в фондах библиотек. Рассматриваются особенности комплектования и использования информации в сфере бизнеса: меняющаяся тематика; многообразие источников информации и её поставщиков; влияние инфраструктуры предприятий на технологию их информационного обеспечения. Представлена стратегия ГПНТБ СО РАН по обслуживанию деловой информацией.

См. также № 346, 421, 423, 427, 449.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Д9–07/39591

455. Разумова Э. Г. Справочно-библиографическое обслуживание удаленных пользователей в универсальных научных библиотеках: основа для корпоративного взаимодействия / Э. Г. Разумова // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 28–33.

Предпринята попытка анализа деятельности российских виртуальных справочных служб (ВСС), имеющих определенный опыт работы. Обследованы: отраслевые специализированные службы, формы организации их деятельности, онлайнового обслуживания и предоставления ответа. Показано, что технологическое сходство и организационные структуры библиографически ориентированных ВСС универсальных научных библиотек могут стать основанием для зарождения проекта “Корпоративной виртуальной справочной службы”, что со временем позволит усовершенствовать СБО удаленных пользователей.

Д9–07/39591

456. Сидоренко Н. А. Современное состояние справочно-библиографического обслуживания в библиотеке РАН / Н. А. Сидоренко // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 9–20: ил.

Представлены основные виды СБО и их статистические показатели, отмечены качественные изменения ресурсной базы библиографического поиска, значительное расширение ее границ. Кратко охарактеризована научная и научно-библиографическая деятельность Справочно-библиографического отдела БАН.

См. также № 431, 433.

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

См. № 407, 453.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

См. № 344, 369, 373, 407, 442, 449.

  
На главную