6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И
ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
6.1.1.1. Использование режима
теледоступа
Д9–07/39591
443.
Здрелюк Е. П. Служба
виртуальной справки ЦГПБ им. В. В. Маяковского /
Е. П. Здрелюк // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и
новации: сб. науч. тр. – СПб, 2007. – С. 23–28.
Рассказывается о становлении
и начальном этапе функционирования службы виртуальной справки ЦГПБ им.
В. В. Маяковского. Отмечены особенности формирования электронного
запроса пользователем, пределы ресурсной базы исполнения запросов. Права и
обязанности пользователей и исполнителей отражены в специально разработанных
документах. Представлен опыт организации службы, определен круг специалистов,
изложены результаты работы, достигнутые на первом этапе. Рассмотрены
перспективы развития.
См. также № 361, 369, 374, 402, 408, 421, 426, 430, 432, 444,
445, 451, 455.
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители
информации
М/62191 № 16
444.
Антонова Н. С. Читатель и
Интернет: тематические обзоры Интернет-ресурсов в практике РГБ /
Н. С. Антонова // Методические и теоретические проблемы библиографии
в контексте новых информационных технологий: [сб. ст.]. – М., 2007. – С. 57–61.
– Библиогр.: 7 назв.
Констатируется создание
тематических путеводителей по Рунету – обзоров интернет-ресурсов. Излагаются
критерии отбора сайтов для тематических обзоров: достоверность данных,
доступность и простота поиска внутри сайта. Предлагается модель
формализованного описания сайтов Рунета.
Д9–07/39591
445.
Веденяпина Н. И. Архивы
выполненных тематических запросов в универсальных научных библиотеках: проблемы
организации удаленного доступа / Н. И. Веденяпина //
Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. –
СПб, 2007. – С. 33–37.
Проблема использования архива
выполненных запросов рассматривается в контексте виртуального СБО.
Охарактеризована работа с архивными материалами в научных универсальных
библиотеках в рамках традиционного обслуживания. Идентичность традиционного и
виртуального типов архивов по видам решаемых задач позволяют сделать вывод о
целесообразности использования традиционного архива выполненных тематических
справок для целей виртуальных справочных служб после перевода его в электронный
вид.
Д9–07/39591
446.
Чиляева Е. В. Современный
читатель БАН (Центральная библиотека) / Е. В. Чиляева //
Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. –
СПб., 2007. – С. 272–278.
По итогам исследования
приводятся статистические показатели о читателях БАН по различным показателям:
возрасту, должностному положению, области их занятости в определенной области
знаний и др.
М/62191 № 16
447.
Шапошникова Н. Д. Новые
технологии в обеспечении пользователей в Российской государственной библиотеке
для слепых / Н. Д. Шапошникова // Методологические и теоретические
проблемы библиографии в контексте новых информационных технологий: [сб. ст.]. –
М., 2007. – С. 62–66. – Библиогр.: 4 назв.
Освещается опыт
справочно-библиографического обслуживания пользователей в РГБС с привлечением
дефектологов, тифлопедагогов, социальных работников и т.д. Приводится перечень
используемых для этого БД, CD-ROM, ресурсов Интернет, сайтов крупнейших библиотек
Москвы.
См. также № 344, 409, 443, 453.
6.3. Библиотечное обслуживание
Д9–07/39795
448.
Дыченко Л. Ф. Эволюция дисциплины
“Библиотечное обслуживание” / Л. Ф. Дыченко // Стратегии деятельности
региональных библиотек в современном социуме: Пятые Азаровские чтения:
материалы регион. науч.-практ. конф. – Самара, 2006. – С. 182–186. – Библиогр.:
14 назв.
Освещается процесс
переосмысления теоретических и технологических основ
библиотечно-информационного обслуживания в конце XX и в начале XXI вв.
Излагаются современные авторские концепции, анализируются
информационно-психологические аспекты этого процесса.
Д9–07/39591
449. Подвигина М. П.
Представление
информационно-библиотечных услуг – совместная работа двух отделов БАН (ОФО и
СБО) / М. П. Подвигина // Справочно-библиографическое обслуживание:
традиции и новации: сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 38–41.
Освещается роль Справочно-библиографического
отдела и Отдела фондов и обслуживания БАН в повышении уровня СИО читателей за
счет снижения числа отказов на запросы, а также совместного выполнения
тематических справок, поступающих от учреждений культуры, издательств, СМИ.
См. также № 399.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ
АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
У 3300
450.
Красильникова И. Ю. Развитие
системы МБА и доставки документов в электронной среде /
И. М. Красильникова // Библиосфера. – 2007. – № 4. – С. 7–11. –
Библиогр.: 10 назв.
Развитие системы
межбиблиотечного абонемента и доставки документов (МБА и ДД) рассматривается в
историческом, системно-функциональном и синергетическом аспектах. Представлены
основные элементы системы в традиционной и электронной средах. Обобщены
перспективные тенденции в деятельности МБА и ДД.
6.4. Справочно-информационное обслуживание
У 1154
451.
Московкин В. М. Два пути
“интернетизации” научных исследований в условиях глобализации /
В. М. Московкин, Е. М. Савченко // НТИ. Сер. 1. – 2007. – №
1. – С. 16–18.
Рассматриваются механизмы и
стратегии открытого доступа к научному и гуманитарному знаниям. Предложены две
стратегии распространения результатов исследований: Green – стратегия (размещение рукописей своих статей в
традиционных научных журналах (23500 журналов) и Gold-стратегия (размещение рукописей своих статей в
онлайновых научных журналах (500 журналов)). Особо выделен вопрос о том, кто
должен оплачивать открытый доступ к научным публикациям (ОА-архивам);
предлагаются различные бизнес-модели и их комбинации (author-paymodel, readerpaymodel), финансирование
библиотечных подписок и др. Отмечена деятельность издательства “Elsevier” в данной области. Выдвигается идея создания
белорусско-российско-украинского университетского консорциума.
Д9–07/39795
452. Пицик Ю. Л.
Патентный фонд как основной ресурс
информационного обеспечения деятельности по охране интеллектуальной
собственности в регионе / Ю. Л. Пицик // Стратегии деятельности
региональных библиотек в современном социуме: Пятые Азаровские чтения: материалы
регион. науч.-практ. конф. – Самара, 2007. – С. 129–132.
Освещается опыт работы центра
правовой и патентно-технической информации Самарской областной универсальной
научной библиотеки. Приоритетные направления обслуживания потребителей –
повышение оперативности и безотказное удовлетворение информационных
потребностей.
Д9–07/39591
453.
Плохих М. В. Особенности
информационного обслуживания читателей Фундаментальной библиотеки СПбГПУ /
М. В. Плохих // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и
новации: сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 20–22.
Исследуются особенности
обслуживания читателей крупной вузовской библиотеки (ФБ СПбГУ), предпринимающей
серьезные усилия для совершенствования СИО студентов и преподавателей. Большое
значение придается обучению библиотечного персонала и пользователей работе с
БД, активной рекламной деятельности.
Д9–07/40550
454.
Цукерблат Д. М. Обеспечение
доступа к деловой информации / Д. М. Цукерблат // Объекты
интеллектуальной собственности – правовая практика, патентный поиск, анализ,
оценка и использование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Иркутск, 2007. –
С. 65–72.
Констатируется снижение
деловой (профильной, отраслевой) информации в фондах библиотек. Рассматриваются
особенности комплектования и использования информации в сфере бизнеса:
меняющаяся тематика; многообразие источников информации и её поставщиков;
влияние инфраструктуры предприятий на технологию их информационного
обеспечения. Представлена стратегия ГПНТБ СО РАН по обслуживанию деловой
информацией.
См. также № 346, 421, 423, 427, 449.
6.4.2.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Д9–07/39591
455.
Разумова Э. Г. Справочно-библиографическое
обслуживание удаленных пользователей в универсальных научных библиотеках:
основа для корпоративного взаимодействия / Э. Г. Разумова //
Справочно-библиографическое обслуживание: традиции и новации: сб. науч. тр. –
СПб., 2007. – С. 28–33.
Предпринята попытка анализа
деятельности российских виртуальных справочных служб (ВСС), имеющих определенный
опыт работы. Обследованы: отраслевые специализированные службы, формы
организации их деятельности, онлайнового обслуживания и предоставления ответа.
Показано, что технологическое сходство и организационные структуры
библиографически ориентированных ВСС универсальных научных библиотек могут
стать основанием для зарождения проекта “Корпоративной виртуальной справочной
службы”, что со временем позволит усовершенствовать СБО удаленных
пользователей.
Д9–07/39591
456.
Сидоренко Н. А. Современное
состояние справочно-библиографического обслуживания в библиотеке РАН /
Н. А. Сидоренко // Справочно-библиографическое обслуживание: традиции
и новации: сб. науч. тр. – СПб., 2007. – С. 9–20: ил.
Представлены основные виды
СБО и их статистические показатели, отмечены качественные изменения ресурсной
базы библиографического поиска, значительное расширение ее границ. Кратко
охарактеризована научная и научно-библиографическая деятельность
Справочно-библиографического отдела БАН.
См. также № 431, 433.
6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ
ПРОПАГАНДА
См. № 407, 453.
6.7. Эффективность
библиотечного и справочно-информационного обслуживания
См. № 344, 369, 373, 407, 442, 449.
|