Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №7 2008 год
Содержание:

(681—785)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.6. Перевод текстов
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.3. Другие информационно-поисковые языки
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.3. Средства хранения информации
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д9–07/43958

770. Кулева О. В. Информационно-коммуникативная библиотечная веб-среда: содержание, структура и принципы исследования / О. В. Кулева // Итоги и перспективы научной работы ГПНТБ СО РАН: материалы науч. сессии. – Новосибирск, 2007. – С. 104–109: ил. – Библиогр.: 6 назв.

Раскрыт понятийный аппарат “библиотечной веб-среды”. В целях изучения её топографии исследован мониторинг информационно–коммуникативного пространства Интернета. Предложена модель библиотечного сайта как эффективного инструмента взаимодействия в веб-среде.

У1154

771. Шамаев В. Г. Особенности информационного обеспечения и программно-технологический комплекс подготовки интернет-энциклопедии по экологии / В. Г. Шамаев // НТИ. Сер. 1. – 2008. – № 5. – С. 5–12. – Библиогр.: 8 назв.

Дано краткое описание программно-технологического комплекса интернет-энциклопедии, его моделирования и реализации. Программно-технологический комплекс Энциклопедии состоит из двух основных функциональных блоков – блока подготовки базы данных Энциклопедии к публикации в Интернете и блока, обеспечивающего доступ пользователя к материалам Энциклопедии, размещенным на веб-сайте.

См. также № 693, 727, 738, 764, 766.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

См. № 711, 753, 762, 773, 784.

6.3. Библиотечное обслуживание

Р2227

772. Кобзева Н. Р. Концептуальный подход библиотеки медицинского вуза к обеспечению дистанционного медицинского образования / Н. Р. Кобзева // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – С. 78–82. – Библиогр.: 6 назв.

Изложены принципы выбора новых подходов к технологии библиотечного обслуживания (в том числе с использованием виртуальной библиотечно-информационной среды), которые обеспечивают оперативное представление медицинской информации пользователям Научной библиотеки Башкирского государственного медицинского университета.

Р3300

773. Свирюкова В. Г. “Юридическая клиника” – возможность получения правовой поддержки / В. Г. Свирюкова // Библиосфера. – 2008. – № 1. – С. 65–66.

“Юридическая клиника” – новая форма сотрудничества библиотеки и вуза. Такое взаимодействие дает возможность более качественно удовлетворять возникающие информационные потребности читателей по правовым вопросам и повышать уровень информационной культуры студентов для того, чтобы уверенно чувствовать себя в будущей профессиональной деятельности.

См. также № 756, 781.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Д9–07/43958

774. Красильникова И. Ю. Комплексное обслуживание по МБА и ДД библиотек РАН / И. Ю. Красильникова // Итоги и перспективы научной работы ГПНТБ СО РАН: материалы науч. сессии. – Новосибирск, 2007. – С. 74–77: ил.

Предложена модель комплексного обслуживания читателей и абонентов первичными документами в традиционной и электронной среде с использованием системы МБА и ДД библиотек РАН. Использованы апробированные на практике ГПНТБ СО РАН организационные решения СИО для целей МБА и ДД.

См. также № 696, 704.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Н/14610 № 1

775. Калиева О. М. Информационное обеспечение процесса управления / О. М. Калиева // Межотраслевая информ. служба. – 2008. – № 1. – С. 29–33.

Описана интегрированная маркетинговая информационная система (ИМИС) для принятия операционных маркетинговых решений. ИМИС представляет собой совокупность приемов, методов, организационных мер, средств и ресурсов, с помощью которых непрерывно осуществляется сбор, классификация, анализ, накопление и распространение информации в целях её использования при принятии эффективных маркетинговых решений. ИМИС обеспечивает развитие связей предприятия с рынком и является основой непрерывной разработки опережающих маркетинговых решений.

Ар 08–6997

776. Осипов К. А. Управление развитием информационного обеспечения на промышленном предприятии: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / К. А. Осипов; Самар. гос. экон. ун-т. – Самара, 2008. – 26 с.: ил. – Библиогр.: 9 назв.

В ходе диссертационного исследования уточнено понятие информации с позиции удовлетворения информационных потребностей системы управления предприятием; определено место информации как ресурса в системе управления промышленным предприятием; рассмотрены основы управления информационными потоками; разработана методика диагностики информационной деятельности предприятия с целью выработки стратегии устойчивого информационного развития предприятия.

Д9–07/43958

777. Перегоедова Н. В. Информационная поддержка внедрения современных форм организации и управления научными исследованиями в регионе: состояние и перспективы развития, анализ документального потока / Н. В. Перегоедова, Н. А. Балуткина // Итоги и перспективы научной работы ГПНТБ СО РАН: материалы науч. сессии. – Новосибирск, 2007. – С. 241–249.

Приведены сведения о формах информационной поддержки научно-организационной деятельности СО РАН, осуществляемой ГПНТБ СО РАН, в частности системе ДОР (обзорно-реферативные материалы по проблемам организации и управления наукой и инновациями в современных экономических условиях). Дано соотношение полнотекстового и библиографического компонентов в этой БД по видам документов. Представлена динамика документально-информационного потока с 1998 по 2005 гг.

См. также № 694, 704, 710, 730, 771.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Р3300

778. Юдина И. Г. Избирательное распространение информации на базе веб-сервисов: обзор Интернет-ресурсов / И. Г. Юдина // Библиосфера. – 2008. – № 1. – С. 51–56: ил., табл. – Библиогр.: 1 назв.

Отмечается, что в настоящее время за рубежом происходит динамичное развитие избирательного распространения информации (ИРИ) как сервиса на базе веб-технологий. Большое количество информационных ресурсов – баз данных, коллекций электронных журналов, доступных через Интернет, оснащены подпиской на рассылку оповещений о новых поступлениях по заранее сформированным тематическим профилям. Предлагается обзор наиболее крупных зарубежных поставщиков информации, предоставляющих интернет-сервис по идеологии ИРИ. Описана деятельность библиотек по организации использования данного сервиса в интересах читателей.

См. также № 765, 777.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Р2227

779. Лойкова А. М. Новые аспекты в справочно-библиографическом и информационном обслуживании / А. М. Лойкова // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – С. 72–77.

Освещается опыт работы научной библиотеки Сургутского государственного университета с электронными ресурсами. Описаны этапы формирования общей информационной среды библиотеки.

6.5. Конкурентная разведка

Д9–07/46234

780. Трансформация факторов экономического развития и конкурентоспособность / А. В. Барышева [и др.]. – М.: МАКС Пресс, 2007. – 284 с.: ил., табл. – ISBN 978–5–317–02223–5.

Исследуются процессы трансформации факторов экономического развития и конкурентоспособности. Особое внимание уделяется производству знаний и информации, их превращению в главный ресурс формирования новой экономики.

См. также № 775.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

Р 2227

781. Броневская Н. А. Изучение качества библиотечно-информационного обслуживания студентов-заочников / Н. А. Броневская // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – С. 55–61.

Излагается опыт исследования, накопленный НТБ Самарского государственного технического университета в процессе изучения факторов, влияющих на качество обслуживания пользователей. Подготовлены соответствующие рекомендации, составлен план мероприятий.

Р 2227

782. Линден И. Л. Новый инструмент оценки качества библиотечного обслуживания – SERVQUAL/LibQUAL / И. Л. Линден // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – С. 45–54. – Библиогр.: 8 назв.

Представлена новая для библиотечного дела методология выявления качества обслуживания – LibQUAL, заимствованная из сферы бизнеса, где известна под названием SERVQUAL. Рассмотрены инструментарий и концептуальная модель показателей SERVQUAL.

Д9–07/43958

783. Редькина Н. С. Оценка эффективности результатов научной деятельности библиографическими методами / Н. С. Редькина // Итоги и перспективы научной работы ГПНТБ СО РАН: материалы науч. сессии. – Новосибирск, 2007. – С. 118–123.

Разработана информационная модель многоуровневого изучения результатов научной деятельности, обеспечивающая получение количественных данных о состоянии и тенденциях развития фундаментальных научных направлений. Раскрывается её структура. Отмечается, что модель является действенным инструментом оценки эффективности результатов НИР, а библиометрические методы в сочетании с техническими средствами, используемыми при этом, существенно расширяют возможности исследования науки.

См. также № 734.

  
На главную