6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И
ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
М/64023 2007 г.
989.
Карауш А. С. “Прописные
истины” внедрения информационных технологий в библиотеках /
А. С. Карауш // Современные направления развития библиотек: ежегод.
межведомств. сб. науч. тр. – М., 2007. – С. 32–40. – Библиогр.: 4 назв.
Рассмотрены вопросы,
возникающие при настройке и создании информационной системы в
автоматизирующейся библиотеке: стандартизация, организационное, технологическое
и программное обеспечение, кадры, планирование, что в конечном итоге влияет на
возможности библиотеки, стратегию и конкурентоспособность на рынке
информационных услуг.
См. также № 914, 918, 930, 931, 961, 972.
6.1.1.1. Использование режима
теледоступа
Д9–08/47657
990.
Романенко В. Н. Работа в
Интернете: от бытового до профессионального поиска: практ. пособие /
В. Н. Романенко, Г. В. Никитина, В. С. Неверов. –
СПб.: Профессия, 2008. – 416 с.: ил. – (Библиотека). – Библиогр.: 19 назв. – ISBN 978–5–93913–121–6.
Приводится информация о
поисковых системах и принципах их формирования. Разъясняются правила
составления поисковых запросов и практического сетевого поиска. Характеризуются
особенности профессионально ориентированной работы в Интернете с научными
библиотеками, архивами, журналами и отчетами.
М/64023 2007 г.
991.
Соколова Н. В. Программное
обеспечение с открытым исходным кодом для библиотек: “за” и “против” /
Н. В. Соколова, А. В. Кедрин // Современные направления
развития библиотек: ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2007. – С. 65–80:
ил. – Библиогр.: 11 назв.
Представлена информация об OSS (OpenSourceSoftware)
в целом, об OSS для библиотек, а также об
опыте Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в
разработке и использовании ПО с открытым исходным кодом.
См. также № 919, 925, 938, 971.
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители
информации
См. № 915, 978, 1004.
6.3. Библиотечное обслуживание
М/52848 № 45/1
992.
Батаева Т. Н. Библиотечное
обслуживание мультикультурного населения в странах Восточной Европы /
Т. Н. Батаева // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 36–37.
Отмечается возрастание
актуальности решения проблемы библиотечного обслуживания мультикультурного
населения в связи с активизацией во многих регионах мира миграции.
Проанализирована специфика этого вида СИО.
Ж2–07/43647
993.
Логинова Т. Н. Новые
технологии в системе обслуживания читателей вузовских библиотек г. Казани
/ Т. Н. Логинова // Университетская библиотека: через традиции – к
инновациям: Межрегион. науч.-практ. конф.: сб. докл. – Казань, 2007. – С.
71–81: табл.
Рассмотрены направления
деятельности методического объединения библиотек вузов. Представлены сведения о
количестве обслуженных читателей, посещений, книговыдаче, объеме фондов,
внедрении новых информационных технологий в 12-ти библиотеках высших учебных
заведений г. Казани.
М/52848 № 45/1
994.
Марина Е. А. Модели
исполнения полномочий органами местного самоуправления Брянской области по
решению вопросов местного значения по организации библиотечного обслуживания
населения / Е. А. Марина // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С.
15–19.
Характеризуются различные
модели обслуживания читателей и комплектования библиотечных фондов в условиях
реформы местного самоуправления в Брянской области.
См. также № 901, 945, 957, 958.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ
АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
М/52848 № 45/1
995. Информационный бюллетень РБА. № 45/1 “Библиотека в системе социальных
коммуникаций”: Всерос. библ. конгресс: XII Ежегод. Конф. РБА: докл. и сообщ. Ч. 1 / РБА. – СПб.,
2007. – 119 с. – ISSN 1991–8062.
Из содерж.: Серова О. В. Взаимоиспользование ресурсов –
важное условие для развития информационно-культурного пространства. – С.
111–113; Буняева М. А. Межбиблиотечное обслуживание: проблемы
функционирования в традиционной и электронной среде. – С. 114–115;
Красильникова И. Ю. Предоставление комплексных услуг по МБА и ДД. –
С. 117–119.
М/64023 2007 г.
996.
Линдеман Е. В. Современное
состояние службы МБА и доставки документов в ГПНТБ России и её развитие в свете
российского законодательства / Е. В. Линдеман,
Г. С. Лисицына // Современные направления развития библиотек: ежегод.
межведомств. сб. науч. тр. – М., 2007. – С. 15–22: ил.
Отмечается, что Центру МБА
ГПНТБ России уже 40 лет. Приведены статистические данные по книговыдаче,
количеству обслуживаемых организаций, географии пользователей службы МБА, в том
числе зарубежных. Подробно характеризуются положения 4-й части Гражданского
кодекса, введенного с 1 января 2008 г., касающиеся вопросов авторского и
имущественного прав правообладателей информационных ресурсов.
См. также № 950, 1003.
6.4. Справочно-информационное обслуживание
Ар 08–8561
997.
Атрощенко П. В. Информационная
поддержка принятия решений в процессе управления лизинговой деятельностью:
автореф. дис. …канд. техн. наук: 05.13.10 / П. В. Атрощенко; Уфим.
гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2008. – 16 с.: ил. – Библиогр.: 16 назв.
Отмечено, что создание
эффективной экономической системы в условиях недостатка у предприятий
собственных оборотных средств, кредитных ресурсов и бюджетных ассигнований,
предполагает активную деятельность рынка лизинговых услуг. Несмотря на
преимущество лизинга перед другими финансовыми инструментами, данная форма
экономических отношений в России развивается медленными темпами. Разработаны
алгоритмы эконометрического прогнозирования риска в процессе лизинговой
деятельности и программное обеспечение для информационной поддержки принятия
управленческих решений.
М/52848 № 45/1
998.
Евстигнеева Г. А. О
проектах ГПНТБ России по информационному обеспечению науки, поддержанных
Российским фондом фундаментальных исследований / Г. А. Евстигнеева //
Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 92–94.
На примере ГПНТБ России
представлена деятельность Российского фонда фундаментальных исследований
(РФФИ), направленная на информационную поддержку научных исследований; показаны
возможности библиотек в разработке проектов при финансовой помощи РФФИ и
использовании ресурсов ЭБ РФФИ для предоставления пользователям.
М/52848 № 45/1
999. Жабко Е. Д.
Универсальная научная библиотека в
электронной среде: модель организации информационного обслуживания /
Е. Д. Жабко // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 99–101.
Исследованы одинаковые
элементы информационного обслуживания (ИО) независимо от типа и уровня
библиотек. Это пользователи, ИР, персонал библиотек. Проанализированы также
специфические особенности, обусловленные глубиной и объектом фондов, структурой
СПА, содержанием информационных потребностей пользователей, а также уровней
внедрения ИТ.
Ж2–07/43647
1000.
Павличева Е. Н. Информационное
обеспечение университета / Е. Н. Павличева, Н. И. Иванова,
О. Е. Рожкова // Университетская библиотека: через традиции – к
инновациям: Межрегион. науч.-практ. конф.: сб. док. – Казань, 2007. – С.
138–141.
Перечислены отечественные и
зарубежные организации, а также БД, с помощью которых осуществляется СИО
студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, научных
работников РХТУ им. Д. И. Менделеева. Дана краткая характеристика
перечисленных массивов БД.
См. также № 921, 931, 941, 949.
6.4.2.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
М/52848 № 45/1
1001.
Сидоренко Н. А. Современные
тенденции развития справочно-библиографического обслуживания (из опыта
Библиотеки РАН) / Н. А. Сидоренко // Информ. бюл. РБА. – 2007. – №
45/1. – С. 105–107.
Проанализированы важнейшие
качественные изменения, произошедшие и происходящие в связи с использованием
электронных ресурсов в справочно-библиографическом обслуживании (СБО) читателей
и пользователей. Выявлены ведущие тенденции развития СБО БАН – расширение
ресурсной базы и поискового пространства, повышение качества поиска, рост
профессионального самосознания. Отмечена необходимость развития не только
электронного СБО, но и традиционного.
М/52848 № 45/1
1002. Федькина Н. Г.
Участие библиотеки Брянского
государственного технического университета в проекте МАРС и использование
информационных технологий в библиографической работе / Н. Г. Федькина
// Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 103–105.
Констатируются изменения в
справочно-библиографическом обслуживании читателей НБ Брянского
государственного технического университета, явившегося следствием использования
новых информационных технологий. В связи с этим характеризуется современное
состояние СИО и его участие в корпоративных проектах АРБИКОН и ЭПОС.
6.5. Конкурентная разведка
См. № 904, 951.
6.6. Пропаганда литературы и
библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. РЕКЛАМА.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
М/52848 № 45/1
1003.
Паклин А. Г. Роль
информационно-рекламной деятельности в организации работы по электронной
доставке документов в ГПИБ России / А. Г. Паклин // Информ. бюл. РБА.
– 2007. – № 45/1. – С. 115–117.
На основе практического опыта
характеризуются возможности информационных услуг, предоставляемых Государственной
публичной исторической библиотекой России. Даны практические рекомендации
библиотечным работникам по организации рекламной деятельности, способствующей
привлечению новых пользователей к использованию такого вида обслуживания, как
ЭДД.
См. также № 941.
6.7. Эффективность библиотечного и
справочно-информационного обслуживания
Ж2–07/43647
1004.
Исакова Е. В. Социологический
опрос как метод улучшения качества обслуживания читателей /
Е. В. Исакова // Университетская библиотека: через традиции – к
инновациям: Межрегион. науч.-практ. конф.: сб. докл. – Казань, 2007. – С.
166–171. – Библиогр.: 6 назв.
Подводятся итоги
анкетирования, проведенного учебно-научным информационным центром Казанского
государственного технологического университета с целью изучения отношения
читателей к условиям работы в НБ, предпочтений, отдаваемых тому или иному виду
обслуживания, культуры СИО. Приводятся также результаты опроса студентов и
преподавателей, организованного во всех читальных залах библиотеки.
Подготовлены соответствующие предложения.
См. также № 915, 943, 982.
|