Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2008 год
Содержание:

(901–1005)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация
4.5. Аннотирование и реферирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.2. Теория и методы информационного поиска
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.3. Средства хранения информации
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

М/64023 2007 г.

989. Карауш А. С. “Прописные истины” внедрения информационных технологий в библиотеках / А. С. Карауш // Современные направления развития библиотек: ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2007. – С. 32–40. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены вопросы, возникающие при настройке и создании информационной системы в автоматизирующейся библиотеке: стандартизация, организационное, технологическое и программное обеспечение, кадры, планирование, что в конечном итоге влияет на возможности библиотеки, стратегию и конкурентоспособность на рынке информационных услуг.

См. также № 914, 918, 930, 931, 961, 972.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д9–08/47657

990. Романенко В. Н. Работа в Интернете: от бытового до профессионального поиска: практ. пособие / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина, В. С. Неверов. – СПб.: Профессия, 2008. – 416 с.: ил. – (Библиотека). – Библиогр.: 19 назв. – ISBN 978–5–93913–121–6.

Приводится информация о поисковых системах и принципах их формирования. Разъясняются правила составления поисковых запросов и практического сетевого поиска. Характеризуются особенности профессионально ориентированной работы в Интернете с научными библиотеками, архивами, журналами и отчетами.

М/64023 2007 г.

991. Соколова Н. В. Программное обеспечение с открытым исходным кодом для библиотек: “за” и “против” / Н. В. Соколова, А. В. Кедрин // Современные направления развития библиотек: ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2007. – С. 65–80: ил. – Библиогр.: 11 назв.

Представлена информация об OSS (OpenSourceSoftware) в целом, об OSS для библиотек, а также об опыте Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в разработке и использовании ПО с открытым исходным кодом.

См. также № 919, 925, 938, 971.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

См. № 915, 978, 1004.

6.3. Библиотечное обслуживание

М/52848 № 45/1

992. Батаева Т. Н. Библиотечное обслуживание мультикультурного населения в странах Восточной Европы / Т. Н. Батаева // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 36–37.

Отмечается возрастание актуальности решения проблемы библиотечного обслуживания мультикультурного населения в связи с активизацией во многих регионах мира миграции. Проанализирована специфика этого вида СИО.

Ж2–07/43647

993. Логинова Т. Н. Новые технологии в системе обслуживания читателей вузовских библиотек г. Казани / Т. Н. Логинова // Университетская библиотека: через традиции – к инновациям: Межрегион. науч.-практ. конф.: сб. докл. – Казань, 2007. – С. 71–81: табл.

Рассмотрены направления деятельности методического объединения библиотек вузов. Представлены сведения о количестве обслуженных читателей, посещений, книговыдаче, объеме фондов, внедрении новых информационных технологий в 12-ти библиотеках высших учебных заведений г. Казани.

М/52848 № 45/1

994. Марина Е. А. Модели исполнения полномочий органами местного самоуправления Брянской области по решению вопросов местного значения по организации библиотечного обслуживания населения / Е. А. Марина // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 15–19.

Характеризуются различные модели обслуживания читателей и комплектования библиотечных фондов в условиях реформы местного самоуправления в Брянской области.

См. также № 901, 945, 957, 958.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

М/52848 № 45/1

995. Информационный бюллетень РБА. № 45/1 “Библиотека в системе социальных коммуникаций”: Всерос. библ. конгресс: XII Ежегод. Конф. РБА: докл. и сообщ. Ч. 1 / РБА. – СПб., 2007. – 119 с. – ISSN 1991–8062.

Из содерж.: Серова О. В. Взаимоиспользование ресурсов – важное условие для развития информационно-культурного пространства. – С. 111–113; Буняева М. А. Межбиблиотечное обслуживание: проблемы функционирования в традиционной и электронной среде. – С. 114–115; Красильникова И. Ю. Предоставление комплексных услуг по МБА и ДД. – С. 117–119.

М/64023 2007 г.

996. Линдеман Е. В. Современное состояние службы МБА и доставки документов в ГПНТБ России и её развитие в свете российского законодательства / Е. В. Линдеман, Г. С. Лисицына // Современные направления развития библиотек: ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2007. – С. 15–22: ил.

Отмечается, что Центру МБА ГПНТБ России уже 40 лет. Приведены статистические данные по книговыдаче, количеству обслуживаемых организаций, географии пользователей службы МБА, в том числе зарубежных. Подробно характеризуются положения 4-й части Гражданского кодекса, введенного с 1 января 2008 г., касающиеся вопросов авторского и имущественного прав правообладателей информационных ресурсов.

См. также № 950, 1003.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Ар 08–8561

997. Атрощенко П. В. Информационная поддержка принятия решений в процессе управления лизинговой деятельностью: автореф. дис. …канд. техн. наук: 05.13.10 / П. В. Атрощенко; Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2008. – 16 с.: ил. – Библиогр.: 16 назв.

Отмечено, что создание эффективной экономической системы в условиях недостатка у предприятий собственных оборотных средств, кредитных ресурсов и бюджетных ассигнований, предполагает активную деятельность рынка лизинговых услуг. Несмотря на преимущество лизинга перед другими финансовыми инструментами, данная форма экономических отношений в России развивается медленными темпами. Разработаны алгоритмы эконометрического прогнозирования риска в процессе лизинговой деятельности и программное обеспечение для информационной поддержки принятия управленческих решений.

М/52848 № 45/1

998. Евстигнеева Г. А. О проектах ГПНТБ России по информационному обеспечению науки, поддержанных Российским фондом фундаментальных исследований / Г. А. Евстигнеева // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 92–94.

На примере ГПНТБ России представлена деятельность Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), направленная на информационную поддержку научных исследований; показаны возможности библиотек в разработке проектов при финансовой помощи РФФИ и использовании ресурсов ЭБ РФФИ для предоставления пользователям.

М/52848 № 45/1

999. Жабко Е. Д. Универсальная научная библиотека в электронной среде: модель организации информационного обслуживания / Е. Д. Жабко // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 99–101.

Исследованы одинаковые элементы информационного обслуживания (ИО) независимо от типа и уровня библиотек. Это пользователи, ИР, персонал библиотек. Проанализированы также специфические особенности, обусловленные глубиной и объектом фондов, структурой СПА, содержанием информационных потребностей пользователей, а также уровней внедрения ИТ.

Ж2–07/43647

1000. Павличева Е. Н. Информационное обеспечение университета / Е. Н. Павличева, Н. И. Иванова, О. Е. Рожкова // Университетская библиотека: через традиции – к инновациям: Межрегион. науч.-практ. конф.: сб. док. – Казань, 2007. – С. 138–141.

Перечислены отечественные и зарубежные организации, а также БД, с помощью которых осуществляется СИО студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава, научных работников РХТУ им. Д. И. Менделеева. Дана краткая характеристика перечисленных массивов БД.

См. также № 921, 931, 941, 949.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

М/52848 № 45/1

1001. Сидоренко Н. А. Современные тенденции развития справочно-библиографического обслуживания (из опыта Библиотеки РАН) / Н. А. Сидоренко // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 105–107.

Проанализированы важнейшие качественные изменения, произошедшие и происходящие в связи с использованием электронных ресурсов в справочно-библиографическом обслуживании (СБО) читателей и пользователей. Выявлены ведущие тенденции развития СБО БАН – расширение ресурсной базы и поискового пространства, повышение качества поиска, рост профессионального самосознания. Отмечена необходимость развития не только электронного СБО, но и традиционного.

М/52848 № 45/1

1002. Федькина Н. Г. Участие библиотеки Брянского государственного технического университета в проекте МАРС и использование информационных технологий в библиографической работе / Н. Г. Федькина // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 103–105.

Констатируются изменения в справочно-библиографическом обслуживании читателей НБ Брянского государственного технического университета, явившегося следствием использования новых информационных технологий. В связи с этим характеризуется современное состояние СИО и его участие в корпоративных проектах АРБИКОН и ЭПОС.

6.5. Конкурентная разведка

См. № 904, 951.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

М/52848 № 45/1

1003. Паклин А. Г. Роль информационно-рекламной деятельности в организации работы по электронной доставке документов в ГПИБ России / А. Г. Паклин // Информ. бюл. РБА. – 2007. – № 45/1. – С. 115–117.

На основе практического опыта характеризуются возможности информационных услуг, предоставляемых Государственной публичной исторической библиотекой России. Даны практические рекомендации библиотечным работникам по организации рекламной деятельности, способствующей привлечению новых пользователей к использованию такого вида обслуживания, как ЭДД.

См. также № 941.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

Ж2–07/43647

1004. Исакова Е. В. Социологический опрос как метод улучшения качества обслуживания читателей / Е. В. Исакова // Университетская библиотека: через традиции – к инновациям: Межрегион. науч.-практ. конф.: сб. докл. – Казань, 2007. – С. 166–171. – Библиогр.: 6 назв.

Подводятся итоги анкетирования, проведенного учебно-научным информационным центром Казанского государственного технологического университета с целью изучения отношения читателей к условиям работы в НБ, предпочтений, отдаваемых тому или иному виду обслуживания, культуры СИО. Приводятся также результаты опроса студентов и преподавателей, организованного во всех читальных залах библиотеки. Подготовлены соответствующие предложения.

См. также № 915, 943, 982.

  
На главную