Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2009 год
Содержание:

(1 – 115)

Предисловие

Рубрикатор
1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.3. Другие информационно-поисковые языки
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием

Сокращения, принятые в «Указателе...» дополнительно к ГОСТу 7.12–03


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Р 2622

100. Елисина Е. Ю. Услуги, реализуемые библиотекой в электронной среде / Е. Ю. Елисина // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 42–47. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматривается новая парадигма библиотечно-информационного обслуживания, получившая в зарубежном библиотековедении название “Библиотека 2.0”. Предпринята попытка выявить услуги, оказываемые пользователям библиотек в электронной среде, и систематизировать их по видам. Приведены примеры новых услуг, преимущественно из опыта работы крупнейших отечественных и зарубежных библиотек.

У 2990

101. Макаренко И. А. Иголка в стогу сена, или Как научить пользователя самостоятельному поиску / И. А. Макаренко // Библ. Дело. – 2008. – № 14. – С. 13–15.

Отражена деятельность Информационной службы – структурного подразделения Архангельской областной научной библиотеки – предоставляющей читателям возможность выхода в Интернет.

У 2990

102. Рогачёва А. Ю. Что? Где? Когда? Справочное обслуживание в виртуальной среде / А. Ю. Рогачёва // Библ. Дело. – 2008. – № 14. – С. 20–21.

Виртуальная справочная служба и веб-сайт “Спроси библиотекаря” (http://www.aonb.ru/vss) в Архангельской областной научной библиотеке.

У 3300

103. Ткачева Н. И. Веб-сайт научно-информационного комплекса Новосибирского института органической химии СО РАН / Н. И. Ткачева, Е. В. Русакова // Библиосфера. – 2008. – № 3. – С. 61–63. – Библиогр.: 11 назв.

Рассмотрены цели, структура и содержание веб-сайта научно-информационного комплекса НИОХ СО РАН.

См. также № 30, 78, 95.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

У 3300

104. Оганова О. А. Информационные потребности пользователей ЦНБ УрО РАН / О. А. Оганова, Г.И. Сорокина // Библиосфера. – 2008. – № 3. – С. 43–48. – Библиогр.: 8 назв.

Результаты исследования информационных потребностей научных сотрудников трех химических институтов УрО РАН. Выявленные в ходе исследования факты, тенденции и закономерности использовались для разработки концепции интерактивной системы оценки комплектования и могут быть полезны специалистам научных библиотек.

См. № 39.

6.3. Библиотечное обслуживание

Р 2622

105. Варганова Г. В. Передвижная библиотека как институт обслуживания мигрантов и беженцев / Г. В. Варганова // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 94–98.

Рассмотрены возможности передвижной библиотеки (ПБ) по социализации мигрантов беженцев. Показано смещение акцентов в системе задач, функций и приоритетных направлений ПБ. Использован зарубежный опыт.

У 3300

106. Цукерблат Д. М. Свободное использование произведений / Д. М. Цукерблат // Библиосфера. – 2008. – № 4. – С. 32–35. – Библиогр.: 3 назв.

Взаимоотношения, складывающиеся между библиотекой и читателем при предоставлении книг во временное пользование. Анализируется соответствие установленного порядка выдачи литературы на ночной абонемент нормам действующего законодательства.

Р 2622

107. Чаднова И. В. Обслуживание мультикультурных сообществ – важная составляющая менеджмента библиотеки / И. В. Чаднова // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 28–31. – Библиогр.: 7 назв.

К мультикультурным сообществам относятся: иммигранты, представители коренных и малочисленных народов; беженцы; этнические и языковые меньшинства и пр. Представлены основные направления деятельности библиотек в мультикультурной ситуации.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Р 2622

108. Бычкова Е. Ф. Пути совершенствования работы библиотек с экологической информацией / Е. Ф. Бычкова // Библиотековедение. – 2008. – № 2. – С. 37–40. – Библиогр.: 9 назв.

Рассмотрена роль библиотек в осуществлении прав граждан на доступ к экологической информации, предложены направления и формы оптимизации этой деятельности.

Р 2622

109. Егорова Н. А. Развитие эколого-просветительской деятельности библиотек: состояние и перспективы / Н. А. Егорова // Библиотековедение. – 2008. – № 4. – С. 37–40. – Библиогр.: 10 назв.

Рассмотрены вопросы значения и развития одного из актуальнейших направлений деятельности библиотек – экологического просвещения, показана роль Российской государственной юношеской библиотеки, где в 2002 г. был создан Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК).

У 3300

110. Новикова Н. В. Информационно-библиотечное обеспечение маркетинговой работы предприятия / Н. В. Новикова, Д. М. Цукерблат // Библиосфера. – 2008. – № 4. – С. 49–55. – Библиогр.: 6 назв.

Подробно рассмотрены вопросы организации информационной системы предприятий, в основу которой положены задачи поддержки управленческих и маркетинговых решений. Даны характеристики требований к информации и принципов её предоставления. Анализируются возможности научно-технических библиотек по организации информационных потоков, методы и способы взаимодействия с потребителями, нацеленные на удовлетворение запросов информационной системы конкретного предприятия.

См. также № 43, 78, 100, 101.

6.5. Конкурентная разведка

Ар 08–14575

111. Дресвяников В. А. Формирование системы управления интеллектуальным капиталом на промышленных предприятиях (теория и методология): автореф. дис. … д-ра экон. наук: 08.00.05 / В. А. Дресвяников; Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т. – М., 2008. – 42 с.: ил., табл. – Библиогр.: 59 назв.

Предложен новый подход к управлению промышленным предприятием, рассматривающий интеллектуальную деятельность как самостоятельный экономический процесс, формирующий интеллектуальные ресурсы и производящий интеллектуальные продукты – новые информацию и знания с последующей их капитализацией. Дана новая интерпретация категориям “интеллект”, “интеллектуальная деятельность”, “информация”, “знания”, “интеллектуальные ресурсы”, “интеллектуальный капитал”. Под интеллектуальным капиталом понимается вид капитала, включающий в себя интеллект и продукты интеллектуальной деятельности субъекта (человека, организации). Полученные в диссертационной работе результаты позволяют решать актуальные задачи повышения конкурентоспособности российских предприятий путем систематизации их интеллектуальной деятельности по созданию и использованию интеллектуального капитала.

Ар 08–12951

112. Журавлева Л. В. Оценка инновационной активности организации как открытой системы в конкурентной среде: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Л. В. Журавлева; Гос. ун-т управления. – М., 2008. – 19 с.: ил. – Библиогр.: 12 назв.

Разработаны теоретико-методологические положения и методические рекомендации по оценке инновационной активности, в результате использования которых обеспечиваются условия для повышения конкурентоспособности российских организаций.

Д9–08/51574

113. Каюченко А. В. Информационные технологии на службе бизнеса / А. В. Каюченко. – М.: Экон-Информ, 2008. – 106 с.: ил., табл. – ISBN 978–5–9506–0328–0.

Рассматриваются современные особенности и проблемы конкурентоспособности как средство повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий. Отмечается, что человечеству понадобилось всего 30–40 лет, чтобы превратить информацию из категории научной в категорию коммерческую, в такой же принципиальный фактор развития, как сырье и энергия.

У 2990

114. Матвеев М. Ю. Партнеры и конкуренты / М. Ю. Матвеев // Библ. Дело. – 2008. – № 17. – С. 24–26. – Библиогр.: 24 назв.

Рассматривается возможность считать коммерческие и государственные информационные службы конкурентами библиотек, роль маркетинга и стратегического плана в конкуренции.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

У 3300

115. Мохначева Ю. В. Методика определения значимости научных публикаций / Ю. В. Мохначева, Т. Н. Харыбина // Библиосфера. – 2008. – № 3. – С. 23–33: ил., табл. – Библиогр.: 4 назв.

Методика оценки значимости публикаций по таким критериям, как индекс цитируемости статей и импакт-фактор изданий. Методика может быть использована библиотеками для анализа научной деятельности как целых институтов, так и отдельных лабораторий и научных работников.

См. также № 67, 90.

  
На главную