6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И
ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
6.1.1.1. Использование режима
теледоступа
Д9–09/59467
1125.
Степанов В. К. Применение
Интернета в профессиональной информационной деятельности /
В. К. Степанов. – М.: ФАИР, 2009. – 302 с.: ил. – (Специальный
издательский проект для библиотек). – ISBN 978–5–8183–1401–3.
Представлены развёрнутые
разделы по организационно-технологической структуре Интернета, поиску
информации, справочным и библиографическим ресурсам, цифровым библиотекам,
описанию интернет-ресурсов. Особо выделено описание возможностей применения
Сети во всех библиотечных процессах, начиная с комплектования и обработки
изданий до обслуживания читателей.
Д9–08/49450
1126. Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион.
науч.-практ. конф. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2008. – 382 с. – ISBN
978–5–94560–141–3.
Из содерж.: Негуляев Е. А. Концептуальные подходы к
проблеме архивирования веб-ресурсов. – С. 33–35. – Библиогр.: 4 назв.;
Канн С. К. Эффективность управления ресурсами библиотечного сайта
(опыт отделения ГПНТБ СО РАН). – С. 69–71; Кулева О. В.
Структурирование содержательного наполнения сайтов библиотечной сферы
деятельности. – С. 71–76; Шевченко Л. Б. Сайт издательства научных
журналов как элемент системы научных коммуникаций. – С. 225–229. – Библиогр.: 2
назв.; Лисовская Н. С. Библиотечный сайт – форма организации
информационного пространства научного сотрудника. – С. 229–237.
См. также № 1075, 1078, 1103, 1132.
6.2. Информационные
потребности и запросы. Потребители информации
Н/17971 № 6/3
1127.
Барахнин В. Б. Исследование
информационных потребностей научного сообщества для построения информационной
модели описания его деятельности / В. Б. Барахнин,
А. М. Федотов // Вестн. НГУ. Сер. Информ. технологии. – 2008. – Т. 6,
вып. 3. – С. 48–58. – Библиогр.: 13 назв.
Анализируются информационные
потребности как отдельных пользователей так и коллективных пользователей
(научных учреждений СО РАН).
6.3. Библиотечное
обслуживание
М/59764 № 9
1128.
Базаева А. П. Эффективные
формы работы библиотеки ЧГПУ, или Что даёт автоматизация современному читателю
и библиотекарю / А. П. Базаева // Библиотеки вузов Урала: проблемы и
опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2008. – № 9. – С. 125–131. –
Библиогр.: 5 назв.
Раскрывается деятельность
Библиотеки Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ),
которая является центром информационных технологий (все библиотечные процессы
автоматизированы, информационно-поисковая система представлена электронным
каталогом, работающим в интерактивном режиме и совмещающим функции традиционных
каталогов – учётную, справочно-информационную, поисковую).
Д9–09/59030
1129.
Волженина С. Ю. Реформирование
системы библиотечного обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного
округа-Югры на основе менеджмента качества / С. Ю. Волженина // Роль
библиотеки в формировании регионального социально-культурного пространства: сб.
науч. тр. – Новосибирск, 2009. – С. 75–79.
Представлен стратегический
план библиотечного обслуживания населения, ориентированный на предоставление
качественных услуг, который будет осуществляться в трёх направлениях: в
управлении отраслью, в кадровых ресурсах, в библиотечных услугах.
Д9–09/59441
1130.
Гриханов Ю. А. Концепция
проекта закона “О библиотечно-информационном обслуживании населения
г. Москвы” / Ю. А. Гриханов // Библиотеки в правовом
пространстве: материалы совещ. рук. федер. и регион. б-к и выездного заседания
обществ. ком. содействия развитию б-к России. – М., 2009. – С. 84–89.
Конкурс на разработку
московского отраслевого законопроекта выиграла группа учёных юридического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В нём отражены особенности
работы библиотек в условиях мегаполиса.
Д9–08/49450
1131.
Лаврик О. Л. Электронная
библиотека ГПНТБ СО РАН как система для обслуживания читателей /
О. Л. Лаврик, Т. А. Калюжная //Электронные ресурсы
библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. –
С. 127–134.
Приведены определения понятия
“электронная библиотека”, разработаны технологии для обслуживания читателей: в
режиме самостоятельной работы и режиме работы через посредника: а) через сайт
для удаленного пользователя; б) через автоматизированное рабочее место (АРМ)
при работе в локальной сети – организация электронной выдачи; в) через АРМ при
работе в автономном режиме.
М/59764 № 9
1132.
Ширинкина Л. А.
Современному читателю – современную библиотеку / Л. А. Ширинкина //
Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. –
Екатеринбург, 2008. – № 9. – С. 132–133.
Традиционные формы
библиотечного обслуживания и создание собственного сайта в научной библиотеке
Пермского государственного технического университета.
См. также № 1123, 1138.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ
АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
Д9–08/49450
1133.
Колерова Т. С. Электронная
доставка документов в БЕН РАН: итоги и перспективы / Т. С. Колерова
// Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф.
– Новосибирск, 2008. – С. 172–174.
Денежные расчёты за
выполнение ЭДД осуществляются через автоматизированную систему ОМБА БЕН РАН,
т. е. автоматически, при вводе вида выполнения запроса и количества
выполненных страниц. Абонент может видеть стоимость своего заказа. БЕН РАН не
обслуживает частных лиц, а только коллективных абонентов на основе Договора и
при наличии денег на счёте абонента.
Д9–08/49450
1134.
Красильникова И. Ю.
Электронная составляющая системы МБА и ДД / И. Ю. Красильникова //
Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. –
Новосибирск, 2008. – С. 175–182. – Библиогр.: 4 назв.
Перечислены субъекты и
объекты системы МБА и ДД. Показано значение e-mail при передаче заказов в иногородние библиотеки.
Выявлены недостатки в организации обслуживания по МБА и ДД по стране.
Отмечается, что для эффективной доставки документов (ДД) наиважнейшим является
наличие полноценных электронных каталогов любых видов (сводных, распределенных,
корпоративных).
М/65061 2009
1135.
Середа О. А. Международная
деятельность ГПНТБ России в области МБА и доставки документов /
О. А. Середа // Библиотечное обслуживание в информационном веке:
ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2009. – С. 51–60.
Работа международного сектора
МБА делится условно на две части: традиционное обслуживание удалённых
зарубежных пользователей литературой из фондов ГПНТБ России; обеспечение
отечественных абонентов МБА информацией, отсутствующей в ГПНТБ России, путём
получения материалов из фондов зарубежных библиотек. Отмечено сотрудничество с
Библиотекой Конгресса США, Шведской библиотекой г. Линкоепинга, Институтом
информации в области науки и техники (Франция) и др. Отражено использование
проектов СУБИТО, ТИБОРДЕР. Приведены сведения о получении и выдаче изданий по
ММБА ГПНТБ России за последние 7 лет.
У 1465
1136.
Тимофеева О. В. Роль и
место электронной доставки документов в информационной технологии СВЕТС /
О. В. Тимофеева // Информ. ресурсы России. – 2009. – № 1. – С. 29–32.
Описывается технологическое
решение СВЕТС (Международная компания, профессионально занимающаяся
комплектованием библиотечных фондов с 1901 года, в настоящее время
сотрудничающая с 60000 библиотек и 65000 издательств в 160 странах мира) для
обеспечения полной автоматизации электронной доставки документов от зарубежных
провайдеров.
6.4.
Справочно-информационное обслуживание
М/65061 2009
1137.
Бычкова Е. Ф. Место фонда
экологической информации в обслуживании читателей / Е. Ф. Бычкова //
Библиотечное обслуживание в информационном веке: ежегод. межведомств. сб. науч.
тр. – М., 2009. – С. 7–15. – Библиогр.: 14 назв.
Предложены варианты
организации центров экологической информации на базе библиотек. Описан опыт
Отдела и зала экологической информации ГПНТБ России.
М/65061 2009
1138.
Горбулева К. В.
Информационное обслуживание читателей и пользователей в компьютерном зале ГПНТБ
России: основные направления деятельности, статистика, перспективы /
К. В. Горбулева // Библиотечное обслуживание в информационном веке:
ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2009. – С. 16–26.
Отечественные и зарубежные
БД, собственные БД; возможность поиска в сети Интернет; платные услуги.
Д9–09/59030
1139.
Исакова О. Н. Развитие
информационно-библиотечных ресурсов собственной генерации для обслуживания
бизнеса / О. Н. Исакова // Роль библиотеки в формировании
регионального социально-культурного пространства: сб. науч. тр. – Новосибирск,
2009. – С. 228–233.
Представлен опыт Кабинета
конъюнктурной информации ГПНТБ СО РАН по реконструкции библиографической базы
данных “Обзоры товарных рынков”.
У 1154
1140. Удалённые информационные ресурсы как важный компонент
информационной поддержки фундаментальной науки / М. И. Козлова [и
др.] // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 7. – С. 16–21. – Библиогр.: 6 назв.
Обсуждаются основные
направления научно-информационного обслуживания ведущих учёных страны,
осуществляемого ВИНИТИ РАН. Приводится перечень библиографических и
полнотекстовых БД, доступных в интерактивном режиме. Отмечаются трудности,
возникающие при загрузке статей из удалённых информационных ресурсов через Интернет
и даются сведения о средних объёмах статей в формате pdf по ряду иностранных
научных журналов.
Д9–08/49450
1141. Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион.
науч.-практ конф. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2008. – 382 с. – ISBN 978–5–94560–141–3.
Из содерж.: Серова О. В. Обеспечение доступа к
информационным и интеллектуальным ресурсам библиотек (на примере РГБ). – С.
12–22; Бекарева Н. С., Босина Л. В. Использование
зарубежных электронных журналов в библиотеках СО РАН: проблемы и перспективы. –
С. 141–147; Новикова Н. В. Информационное обслуживание электронными
патентными ресурсами. – С. 148–152; Кузнецова Т. П.,
Лукьянова Е. И. Потребности учёных в библиографической информации на
электронных носителях (на примере исследования информационных потребностей
специалистов НИУ СО РАН). – С. 153–161; Свирюкова В. Г. Организация
обслуживания удалённых пользователей электронными ресурсами. – С. 196–199.
См. также № 1042, 1075, 1095, 1103, 1105, 1113, 1125, 1126,
1130.
6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ
Д9–08/49450
1142.
Балуткина Н. А.
Информационное обслуживание потребителей в режиме избирательного
распространения информации в современных условиях: проблемы и перспективы /
Н. А. Балуткина, Н. Ю. Крюкова // Электронные ресурсы
библиотек региона: материалы регион. науч.-практ конф. – Новосибирск, 2008. –
С. 183–190. – Библиогр.: 3 назв.
Этапы становления ИРИ в ГПНТБ
СО РАН.
См. также № 1113.
6.4.2.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Д9–08/49450
1143.
Куминова Л. А. Виртуальная
справочная служба как вид информационного сервиса в работе библиотек /
Л. А. Куминова // Электронные ресурсы библиотек региона: материалы
регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 190–195. – Библиогр.: 5
назв.
Под информационным сервисом
понимается: разработка программных средств, формирование баз данных,
предоставление доступа в Интернет. Описаны некоторые виртуальные
справочно-информационные службы (ВСС): ВСИС публичных библиотек (ПБ), “1-я
Виртуальная справка”. Обслуживание пользователей ведётся в офф-лайновом режиме:
ответ на вопрос, как правило, даётся в течение суток.
Д9–08/49450
1144.
Ремизова Т. В. Методика
выполнения информационных запросов пользователей в условиях смешанной среды /
Т. В. Ремизова // Электронные ресурсы библиотек региона: материалы
регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 199–205: ил. – Библиогр.:
18 назв.
Предложена универсальная
схема, отражающая процесс выполнения любого запроса независимо от его
типо-видовой принадлежности и используемых источников. В приложении наглядно
отражены путь справки и путь запроса.
6.5. Конкурентная разведка
Ар 09–12377
1145.
Баева Д. А. Управление
конкурентоспособностью промышленного предприятия: автореф. дис. … канд. экон.
наук: 08.00.05 / Д. А. Баева; Юж.-Урал. гос. ун-т. – Челябинск, 2009.
– 24 с. – Библиогр.: 10 назв.
Разработаны рекомендации по
совершенствованию информационного обеспечения управления конкурентоспособностью
предприятия на основе выделения приоритетных направлений сбора информации и
мониторинга конкурентов.
Ар 09–12464
1146.
Димитриев М. Д.
Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения высшего
профессионального образования [ОУ ВПО] в рыночных условиях: автореф. дис. …
канд. экон. наук: 08.00.05 / М. Д. Димитриев; ГОУ ВПО “Соч. гос. ун-т
туризма и курортного дела”. – Сочи, 2009. – 28 с.: ил., табл. – Библиогр.: 5
назв.
Процессы управления в ОУ ВПО
становятся всё более адекватными условиям предпринимательства. Отмечается, что
в сфере образования начинают действовать рыночные законы, возникают
конкурентные отношения, актуальными становятся вопросы конкурентоспособности
российского образования и российских вузов, особенно в условиях присоединения к
Болонскому процессу. Предложена комплексная система качественных и стоимостных
факторов конкурентоспособности ОУ ВПО.
6.6. Пропаганда литературы
и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. РЕКЛАМА.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА
М/59764 № 9
1147.
Коновалова В. И.
Позиционирование библиотеки вуза как территории для читателя: из опыта работы
научной библиотеки НТГСПА / В. И. Коновалова // Библиотеки вузов
Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2008. – № 9. –
С. 134–137. – Библиогр.: 8 назв.
Отмечается всё более частое
использование в деятельности современной библиотеки понятий “позиционирование”
и “Public Relations”, которые направлены на формирование и поддержание имиджа
библиотеки.
6.7. Эффективность
библиотечного и справочно-информационного обслуживания
См. № 1061, 1107.
|