Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2009 год
Содержание:

(1039–1148)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.3. Предметизация и индексирование

5. Информационный поиск
5.2. Теория и методы информационного поиска
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д9–09/59467

1125. Степанов В. К. Применение Интернета в профессиональной информационной деятельности / В. К. Степанов. – М.: ФАИР, 2009. – 302 с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек). – ISBN 978–5–8183–1401–3.

Представлены развёрнутые разделы по организационно-технологической структуре Интернета, поиску информации, справочным и библиографическим ресурсам, цифровым библиотекам, описанию интернет-ресурсов. Особо выделено описание возможностей применения Сети во всех библиотечных процессах, начиная с комплектования и обработки изданий до обслуживания читателей.

Д9–08/49450

1126. Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2008. – 382 с. – ISBN 978–5–94560–141–3.

Из содерж.: Негуляев Е. А. Концептуальные подходы к проблеме архивирования веб-ресурсов. – С. 33–35. – Библиогр.: 4 назв.; Канн С. К. Эффективность управления ресурсами библиотечного сайта (опыт отделения ГПНТБ СО РАН). – С. 69–71; Кулева О. В. Структурирование содержательного наполнения сайтов библиотечной сферы деятельности. – С. 71–76; Шевченко Л. Б. Сайт издательства научных журналов как элемент системы научных коммуникаций. – С. 225–229. – Библиогр.: 2 назв.; Лисовская Н. С. Библиотечный сайт – форма организации информационного пространства научного сотрудника. – С. 229–237.

См. также № 1075, 1078, 1103, 1132.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

Н/17971 № 6/3

1127. Барахнин В. Б. Исследование информационных потребностей научного сообщества для построения информационной модели описания его деятельности / В. Б. Барахнин, А. М. Федотов // Вестн. НГУ. Сер. Информ. технологии. – 2008. – Т. 6, вып. 3. – С. 48–58. – Библиогр.: 13 назв.

Анализируются информационные потребности как отдельных пользователей так и коллективных пользователей (научных учреждений СО РАН).

6.3. Библиотечное обслуживание

М/59764 № 9

1128. Базаева А. П. Эффективные формы работы библиотеки ЧГПУ, или Что даёт автоматизация современному читателю и библиотекарю / А. П. Базаева // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2008. – № 9. – С. 125–131. – Библиогр.: 5 назв.

Раскрывается деятельность Библиотеки Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ), которая является центром информационных технологий (все библиотечные процессы автоматизированы, информационно-поисковая система представлена электронным каталогом, работающим в интерактивном режиме и совмещающим функции традиционных каталогов – учётную, справочно-информационную, поисковую).

Д9–09/59030

1129. Волженина С. Ю. Реформирование системы библиотечного обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на основе менеджмента качества / С. Ю. Волженина // Роль библиотеки в формировании регионального социально-культурного пространства: сб. науч. тр. – Новосибирск, 2009. – С. 75–79.

Представлен стратегический план библиотечного обслуживания населения, ориентированный на предоставление качественных услуг, который будет осуществляться в трёх направлениях: в управлении отраслью, в кадровых ресурсах, в библиотечных услугах.

Д9–09/59441

1130. Гриханов Ю. А. Концепция проекта закона “О библиотечно-информационном обслуживании населения г. Москвы” / Ю. А. Гриханов // Библиотеки в правовом пространстве: материалы совещ. рук. федер. и регион. б-к и выездного заседания обществ. ком. содействия развитию б-к России. – М., 2009. – С. 84–89.

Конкурс на разработку московского отраслевого законопроекта выиграла группа учёных юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В нём отражены особенности работы библиотек в условиях мегаполиса.

Д9–08/49450

1131. Лаврик О. Л. Электронная библиотека ГПНТБ СО РАН как система для обслуживания читателей / О. Л. Лаврик, Т. А. Калюжная //Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 127–134.

Приведены определения понятия “электронная библиотека”, разработаны технологии для обслуживания читателей: в режиме самостоятельной работы и режиме работы через посредника: а) через сайт для удаленного пользователя; б) через автоматизированное рабочее место (АРМ) при работе в локальной сети – организация электронной выдачи; в) через АРМ при работе в автономном режиме.

М/59764 № 9

1132. Ширинкина Л. А. Современному читателю – современную библиотеку / Л. А. Ширинкина // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2008. – № 9. – С. 132–133.

Традиционные формы библиотечного обслуживания и создание собственного сайта в научной библиотеке Пермского государственного технического университета.

См. также № 1123, 1138.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Д9–08/49450

1133. Колерова Т. С. Электронная доставка документов в БЕН РАН: итоги и перспективы / Т. С. Колерова // Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 172–174.

Денежные расчёты за выполнение ЭДД осуществляются через автоматизированную систему ОМБА БЕН РАН, т. е. автоматически, при вводе вида выполнения запроса и количества выполненных страниц. Абонент может видеть стоимость своего заказа. БЕН РАН не обслуживает частных лиц, а только коллективных абонентов на основе Договора и при наличии денег на счёте абонента.

Д9–08/49450

1134. Красильникова И. Ю. Электронная составляющая системы МБА и ДД / И. Ю. Красильникова // Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 175–182. – Библиогр.: 4 назв.

Перечислены субъекты и объекты системы МБА и ДД. Показано значение e-mail при передаче заказов в иногородние библиотеки. Выявлены недостатки в организации обслуживания по МБА и ДД по стране. Отмечается, что для эффективной доставки документов (ДД) наиважнейшим является наличие полноценных электронных каталогов любых видов (сводных, распределенных, корпоративных).

М/65061 2009

1135. Середа О. А. Международная деятельность ГПНТБ России в области МБА и доставки документов / О. А. Середа // Библиотечное обслуживание в информационном веке: ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2009. – С. 51–60.

Работа международного сектора МБА делится условно на две части: традиционное обслуживание удалённых зарубежных пользователей литературой из фондов ГПНТБ России; обеспечение отечественных абонентов МБА информацией, отсутствующей в ГПНТБ России, путём получения материалов из фондов зарубежных библиотек. Отмечено сотрудничество с Библиотекой Конгресса США, Шведской библиотекой г. Линкоепинга, Институтом информации в области науки и техники (Франция) и др. Отражено использование проектов СУБИТО, ТИБОРДЕР. Приведены сведения о получении и выдаче изданий по ММБА ГПНТБ России за последние 7 лет.

У 1465

1136. Тимофеева О. В. Роль и место электронной доставки документов в информационной технологии СВЕТС / О. В. Тимофеева // Информ. ресурсы России. – 2009. – № 1. – С. 29–32.

Описывается технологическое решение СВЕТС (Международная компания, профессионально занимающаяся комплектованием библиотечных фондов с 1901 года, в настоящее время сотрудничающая с 60000 библиотек и 65000 издательств в 160 странах мира) для обеспечения полной автоматизации электронной доставки документов от зарубежных провайдеров.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

М/65061 2009

1137. Бычкова Е. Ф. Место фонда экологической информации в обслуживании читателей / Е. Ф. Бычкова // Библиотечное обслуживание в информационном веке: ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2009. – С. 7–15. – Библиогр.: 14 назв.

Предложены варианты организации центров экологической информации на базе библиотек. Описан опыт Отдела и зала экологической информации ГПНТБ России.

М/65061 2009

1138. Горбулева К. В. Информационное обслуживание читателей и пользователей в компьютерном зале ГПНТБ России: основные направления деятельности, статистика, перспективы / К. В. Горбулева // Библиотечное обслуживание в информационном веке: ежегод. межведомств. сб. науч. тр. – М., 2009. – С. 16–26.

Отечественные и зарубежные БД, собственные БД; возможность поиска в сети Интернет; платные услуги.

Д9–09/59030

1139. Исакова О. Н. Развитие информационно-библиотечных ресурсов собственной генерации для обслуживания бизнеса / О. Н. Исакова // Роль библиотеки в формировании регионального социально-культурного пространства: сб. науч. тр. – Новосибирск, 2009. – С. 228–233.

Представлен опыт Кабинета конъюнктурной информации ГПНТБ СО РАН по реконструкции библиографической базы данных “Обзоры товарных рынков”.

У 1154

1140. Удалённые информационные ресурсы как важный компонент информационной поддержки фундаментальной науки / М. И. Козлова [и др.] // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 7. – С. 16–21. – Библиогр.: 6 назв.

Обсуждаются основные направления научно-информационного обслуживания ведущих учёных страны, осуществляемого ВИНИТИ РАН. Приводится перечень библиографических и полнотекстовых БД, доступных в интерактивном режиме. Отмечаются трудности, возникающие при загрузке статей из удалённых информационных ресурсов через Интернет и даются сведения о средних объёмах статей в формате pdf по ряду иностранных научных журналов.

Д9–08/49450

1141. Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ конф. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2008. – 382 с. – ISBN 978–5–94560–141–3.

Из содерж.: Серова О. В. Обеспечение доступа к информационным и интеллектуальным ресурсам библиотек (на примере РГБ). – С. 12–22; Бекарева Н. С., Босина Л. В. Использование зарубежных электронных журналов в библиотеках СО РАН: проблемы и перспективы. – С. 141–147; Новикова Н. В. Информационное обслуживание электронными патентными ресурсами. – С. 148–152; Кузнецова Т. П., Лукьянова Е. И. Потребности учёных в библиографической информации на электронных носителях (на примере исследования информационных потребностей специалистов НИУ СО РАН). – С. 153–161; Свирюкова В. Г. Организация обслуживания удалённых пользователей электронными ресурсами. – С. 196–199.

См. также № 1042, 1075, 1095, 1103, 1105, 1113, 1125, 1126, 1130.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Д9–08/49450

1142. Балуткина Н. А. Информационное обслуживание потребителей в режиме избирательного распространения информации в современных условиях: проблемы и перспективы / Н. А. Балуткина, Н. Ю. Крюкова // Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ конф. – Новосибирск, 2008. – С. 183–190. – Библиогр.: 3 назв.

Этапы становления ИРИ в ГПНТБ СО РАН.

См. также № 1113.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Д9–08/49450

1143. Куминова Л. А. Виртуальная справочная служба как вид информационного сервиса в работе библиотек / Л. А. Куминова // Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 190–195. – Библиогр.: 5 назв.

Под информационным сервисом понимается: разработка программных средств, формирование баз данных, предоставление доступа в Интернет. Описаны некоторые виртуальные справочно-информационные службы (ВСС): ВСИС публичных библиотек (ПБ), “1-я Виртуальная справка”. Обслуживание пользователей ведётся в офф-лайновом режиме: ответ на вопрос, как правило, даётся в течение суток.

Д9–08/49450

1144. Ремизова Т. В. Методика выполнения информационных запросов пользователей в условиях смешанной среды / Т. В. Ремизова // Электронные ресурсы библиотек региона: материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 199–205: ил. – Библиогр.: 18 назв.

Предложена универсальная схема, отражающая процесс выполнения любого запроса независимо от его типо-видовой принадлежности и используемых источников. В приложении наглядно отражены путь справки и путь запроса.

6.5. Конкурентная разведка

Ар 09–12377

1145. Баева Д. А. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Д. А. Баева; Юж.-Урал. гос. ун-т. – Челябинск, 2009. – 24 с. – Библиогр.: 10 назв.

Разработаны рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения управления конкурентоспособностью предприятия на основе выделения приоритетных направлений сбора информации и мониторинга конкурентов.

Ар 09–12464

1146. Димитриев М. Д. Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования [ОУ ВПО] в рыночных условиях: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / М. Д. Димитриев; ГОУ ВПО “Соч. гос. ун-т туризма и курортного дела”. – Сочи, 2009. – 28 с.: ил., табл. – Библиогр.: 5 назв.

Процессы управления в ОУ ВПО становятся всё более адекватными условиям предпринимательства. Отмечается, что в сфере образования начинают действовать рыночные законы, возникают конкурентные отношения, актуальными становятся вопросы конкурентоспособности российского образования и российских вузов, особенно в условиях присоединения к Болонскому процессу. Предложена комплексная система качественных и стоимостных факторов конкурентоспособности ОУ ВПО.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

М/59764 № 9

1147. Коновалова В. И. Позиционирование библиотеки вуза как территории для читателя: из опыта работы научной библиотеки НТГСПА / В. И. Коновалова // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы: науч.-практ. сб. – Екатеринбург, 2008. – № 9. – С. 134–137. – Библиогр.: 8 назв.

Отмечается всё более частое использование в деятельности современной библиотеки понятий “позиционирование” и “Public Relations”, которые направлены на формирование и поддержание имиджа библиотеки.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

См. № 1061, 1107.

  
На главную