2. ОРГАНИЗАЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ И БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Организация
информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ,
СЛУЖБЫ, СИСТЕМЫ, СЕТИ
Д9–09/63014
1189. Внутрифирменное управление и информационные технологии //
А. Н. Бородулин [и др.]; Рос. акад. естеств. наук. – М., 2009. – 324
с.: ил. – Библиогр.: 437 назв. – ISBN 978–5–903183–02–9.
Рассматриваются
оптимизационные модели и методы, а также информационные технологии
внутрифирменного управления.
У 1154
1190. Информационный менеджмент: место и роль в обеспечении науки,
техники, производства // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 8. – С. 23–35.
Представлены материалы
Круглого стола на Пятой научно-технической конференции “Информационные
технологии в профессиональном образовании, научной и
библиотечно-библиографической деятельности”. В ходе обсуждения вопросов, связанных
с перспективами развития информационных служб предприятий, сделан вывод об их
необходимости, возможно в качестве центров управления знаниями. Приведен
заслуживающий внимания опыт информационной службы ОАО “Ленморниипроект”,
компании Николаев консалтинг. Отражено понятие “теневая” информация.
Рассмотрены возможности деятельности информационно-аналитических и
маркетинговых агентств, использование аутсорсинга.
Д9–09/61834
1191.
Коломеец О. С. Организация
и развитие рынка информации в России: моногр. / О. С. Коломеец; М-во
образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО “Сев.-Кавказ.
гос. техн. ун-т”. – Ставрополь, 2009. – 90 с.: ил., табл. – Библиогр.: 130
назв. – ISBN 978–5–9296–0445–4.
Установлено, что информация
стала доминирующим фактором конкурентоспособности предприятий, отраслей,
регионов и стран, создавая возможности человеческому капиталу широко
использовать свой потенциал для достижения взаимодополняющих целей обеспечения
устойчивого экономического развития. Показана функциональная роль государства в
развитии рынка информации. Проведен анализ современного состояния
информационного рынка в России и направления его развития.
Д9–08/61806
1192.
Повесьма Е. К. Основы
информационной культуры: учеб. пособие / Е. К. Повесьма; Дальневост. гос.
техн. ун-т. – Владивосток, 2008. – 247 с.: ил., табл. – (Инновационная
образовательная программа ДВГТУ). – ISBN 978–5–7596–0929–2.
Характеризуется современная
ГСНТИ, её структура, библиотеки в ГСНТИ. Представлены различные типы и виды
библиотек, в том числе основные российские и зарубежные библиотеки, а также
автоматизированные библиотечные системы. Рассмотрена ИПС библиотек: каталоги,
картотеки, справочные издания, методика поиска информации по аппарату книги.
Представлены различные электронные информационные ресурсы, российские и
зарубежные базы данных. Даны типы поисковых средств Интернет: поисковые
системы. Web-сайты, электронные библиотеки,
порталы, электронные каталоги российских и зарубежных библиотек. Подробно
изложены правила оформления учебных и научных работ, а именно:
библиографическое описание источников согласно последним ГОСТам, оформление
списков литературы, оформление библиографических ссылок (цитат). Затронуты
проблемы правового обеспечения информационной деятельности, в частности, в связи
с вводом части четвертой Гражданского кодекса РФ.
М/56400 № 52
1193.
Сагитова Л. К.
Информационные ресурсы Росинформкультуры: науч.-метод. пособие /
Л. К. Сагитова. – М.: Литера, 2009. – 114 с. – (Серия “Современная
библиотека”; вып. 52). – Библиогр.: 42 назв. – ISBN 978–5–91670–020–6.
Росинформкультура является
правопреемницей Информкультуры, основанной в 1970-е гг. прошлого века на базе
универсальных библиотек. Изложены предпосылки, создание и развитие
информационного обеспечения культуры в РФ, структура Росинформкультуры и
функции её информационных органов и служб на трех этапах её развития с 1972 по
настоящее время. Описаны информациорные услуги и продукция Росинформкультуры с
1972 по 2007 гг.: ИРИ, ДОР, депонирование научных работ.
Д9–09/63255
1194.
Советов Б. Я.
Информационные технологии: учеб. для вузов / Б. Я. Советов;
В. В. Цехановский. – 5-е изд., стер. – М.: Высш. шк., 2009. – 263 с.:
ил., табл. – Библиогр.: 52 назв. – ISBN
978–5–06–006174–1.
Определены основные понятия и
задачи информационной технологии, приведены этапы эволюции. Раскрыты базовые
информационные процессы, входящие в состав информационных технологий
(извлечение информации, её транспортирование, обработка, хранение,
представление и использование). Отражены базовые информационные технологии
(мультимедиа, технологии защиты информации, CASE–технологии,
телекоммуникационные, технологии искусственного интеллекта). Приведена методика
построения информационных систем с оценкой их качества. Дан анализ и приведены
рекомендации по использованию программных, технических и методических средств
информационных технологий.
См. также № 1150, 1157, 1177, 1185, 1229, 1250.
2.1.1.1. Инновационная
деятельность
См. № 1170, 1175, 1191.
2.1.2. БИБЛИОТЕКИ,
БИБЛИОТЕЧНЫЕ СЕТИ
Р 3324
1195. Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения
общедоступных библиотек муниципальных образований // Библиотека и закон. –
2009. – № 26 (1'2009). – С. 332–351.
Предложены базовые нормы,
которые отражают минимальные требования к организации сети, информационному наполнению,
материально-техническому и кадровому обеспечению муниципальных общедоступных
библиотек и регламентируют определенный уровень удовлетворения важнейших
потребностей человека в получении информации, знаний и культуры.
У 1465
1196.
Калинина Л. Ю. Этапы
большого пути (К 110-летию библиотеки Российского химико-технологического
университета им. Д. И. Менделеева) / Л. Ю. Калинина,
С. И. Сулименко // Информ. ресурсы России. – 2009. – № 4(110). – С.
13–15.
Приводится история
библиотеки, её развития и преобразования в Научно-информационный центр.
М/60703 № 107
1197.
Коряковцева Н. А.
Библиотеки и образование: учеб.-метод. пособие / Н. А. Коряковцева. –
М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 127 с. – ISBN 987–5–8167–0019–1.
Освещены изменения, которые
произошли в образовании, в деятельности вузовских библиотек в результате
информатизации.
У 1465
1198.
Маркарова Т. С.
Педагогическая библиотека как один из главных источников научно-информационного
обеспечения современного образования / Т. С. Маркарова // Информ.
ресурсы России. – 2009. – № 4 (110). – С. 23–25. – Библиогр.: 6 назв.
Определяются проблемы
модернизации информационно-коммуникационной составляющей образования.
Предлагаются принципы построения информационно-образовательной среды.
См. также № 1165, 1192, 1218.
2.1.2.1. Электронные
(цифровые) библиотеки
См. № 1149.
2.1.2.2. Корпоративные
библиотеки
Ж2–08/47124
1199. Внедрение информационных систем в корпоративную информационную
среду вуза / М. А. Вышиванов [и др.] // “Информационные и
коммуникационные технологии в образовании и научной деятельности”: межрегион.
науч.-практ. конф. – Хабаровск, 2008. – С. 110–116. – Библиогр.: 3 назв.
Освещены вопросы внедрения
информационных систем в действующую корпоративную информационную среду вуза.
Рассматриваются вопросы интеграции пользователей, данных, приложений,
процессов.
Ж2-08/47124
1200.
Крюков В. В. Концепция
развития информационной среды вуза / В. В. Крюков,
К. И. Шахгельдян // “Информационные и коммуникационные технологии в
образовании и научной деятельности”: межрегион. науч.-практ. конф. – Хабаровск,
2008. – С. 42–48.
Обсуждается концепция
корпоративной информационной среды вуза на базе онтологического подхода. Такой
подход позволяет разрабатывать настраиваемую, расширяемую и масштабируемую
информационную среду.
2.1.3. АРХИВЫ, СЛУЖБЫ
ПЕРЕВОДА, ПАТЕНТНЫЕ СЛУЖБЫ И ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Д9–09/61715
1201.
Воровченко Л. В. Стиль и
техника составления документа: учеб. пособие / Л. В. Воровченко; ФГОУ
ВПО “Самар. гос. акад. культуры и искусств”. – Самара, 2009. – 233 с.: ил., табл.
– Библиогр.: 14 назв. – ISBN 978–5–88293–219–9.
Рассматриваются новые
тенденции в изучении вузовских курсов: Документоведение и документационное
обеспечение управления, Документалистика, Архивоведение и др. Приведены
практические задания по составлению текстов документов с учетом последних
изменений в действующей нормативной базе.
Р 325
1202.
Смирнова В. П.
Государственный архив печати – культурное достояние России /
В. П. Смирнова, В. Е. Кузнецов // Библиография. – 2009. – №
3. – С. 3–13. – Библиогр.: 16 назв.
Освещена архивная функция
Книжной палаты, прослежена история создания Архива печати. В настоящее время
Государственный архив печати содержит более 86 млн экземпляров и представляет
собой уникальное хранилище издательской продукции страны.
См. также № 1182, 1204.
2.2. Организация
информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
Р 325
1203.
Гуцол Г. А. Книжной палате
Украины – 90 лет / Г. А. Гуцол // Библиография.. – 2009. – № 2. – С.
47–52.
Подведены итоги и намечены
планы (оцифровка фондов Государственного архива печати и создание депозитарной
цифровой библиотеки с открытым доступом через Интернет).
Р 325
1204.
Пеннел Д. М. Книжные палаты
и национальные библиографии в Украине, Беларуси и Молдове после 1991 г. /
Д. М. Пеннел, пер. А. С. Первушиной // Библиография. –
2009. – № 3. – С. 40–45.
Описана деятельность
Национальных книжных палат после распада СССР. Рассмотрены особенности каждой
книжной палаты и её взаимоотношения с соответствующей национальной библиотекой,
а также исследовано, насколько изменилась национальная библиография независимых
стран и какова степень её развития сегодня.
2.3. Организация
информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах
Д9–09/61436
1205. Брофи П. Современная библиотека учебного заведения /
П. Брофи; пер. с англ. А. Б. Лисица, Е. В. Малявской;
науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг. – М.: Омега–Л, 2009. – 307 с.: ил. –
(Серия “Электронные ресурсы в библиотеках и образовании”). – Доп. тит. л. англ.
– ISBN 978–5–370–01472–7.
Освещены основные вопросы
деятельности университетских библиотек, прежде всего в контексте
стратегического развития высшего образования. Рассматриваются
автоматизированные системы и технологии, мультимедиа и интернет в библиотеках,
электронные библиотеки. Затронут широкий спектр вопросов управления
деятельностью библиотеки, в том числе экономических, связанных с формированием
бюджета, и кадровых, касающихся подбора и обучения персонала.
Д9–08/61673
1206.
Ефремова Ю. Е. Управление
знаниями персонала предприятий передовых индустриальных стран /
Ю. Е. Ефремова // Управление знаниями в условиях инновационной
экономики: сб. науч. ст. – М., 2008. – С. 151–157. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматривается система
дополнительного профессионального образования в экономически развитых странах:
принятие законов; увеличение финансирования; приоритет менеджмента, участие
государства и компаний.
М/60703 № 105
1207.
Романов П. С. Зарубежные
библиотеки: финансовый менеджмент: науч.-метод. пособие /
П. С. Романов. – М., 2009. – 127 с.: ил., табл. – (Серия “Библиотекарь
и время. XXI век”; Вып. 105). – ISBN
978–5–8167–0015–3.
Освещено применение
аналитического инструментария к оценке эффективности деятельности библиотечных
учреждений. Приведены современные подходы к выявлению затрат и определению
путей их снижения при помощи элементов финансового менеджмента. Рассматриваются
трактовки различных методов библиотековедческих исследований в сфере экономики.
|