Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №12 2009 год
Содержание:

(1255–1366)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.5. Аннотирование и реферирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.2. Средства ввода информации
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

У 39

1349. Алексеевский М. Стандарты информационного обслуживания через Интернет / М. Алексеевский // Стандарты и качество. – 2009. – № 10. – С. 44–47.

Отмечается, что несмотря на вынужденное заимствование иностранного программного обеспечения информационных систем, именно в отечественной практике получены образцы систем полной автоматизации, превосходящие западные по производительности и безопасности информационного обслуживания.

004/Б761 Д9–09/63658

1350. Боженюк А. В. Интеллектуальные интернет-технологии: учебник / А. В. Боженюк, Э. М. Котов, А. А. Целых. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 382 с.: ил. – (Высшее образование). – Библиогр.: 45 назв. – ISBN 978–5–222–15978–1.

Приведены понятия и основы интеллектуальных интернет-технологий. Рассмотрены архитектурные особенности организации и функционирования современных интеллектуальных интернет-систем. Изложены вопросы информационного и программного обеспечения интеллектуальных интернет-систем. Учебник содержит систематизированную и актуальную информацию с учетом последних научных данных, полученных отечественными и зарубежными исследователями.

Д9–09/61119

1351. Кулева О. В. Профессиональная библиотечная веб-среда: методика исследования (постановка проблемы) / О. В. Кулева // Восьмые Макушинские чтения: материалы науч. конф. – Новосибирск, 2009. – С. 345–348.

Приведены результаты предварительного мониторинга библиотечной веб-среды (сайты крупных научных и областных, краевых и вузовских библиотек) по формальному признаку – наличие на сайтах разделов и подразделов, раскрывающих основные направления деятельности библиотеки.

У 3897

1352. Моисеев К. В. Динамическая фильтрация агрессивного Интернет-континента / К. В. Моисеев // Соврем. б-ка. – 2009. – № 1. – С. 124–127.

Представлены некоторые варианты фильтрации, в частности, URL–фильтрация и CCTInternetContentFilter.

У 3897

1353. Степанов В. К. Программное обеспечение для доступа к Интернету / В. К. Степанов // Соврем. б-ка. – 2009. – № 1. – С. 144–149.

Применение Интернета в информационно-библиотечной деятельности.

См. также № 1258, 1262, 1267, 1285, 1286, 1290, 1300, 1305, 1325, 1341, 1360.

6.3. Библиотечное обслуживание

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

См. № 1262.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

М/56400 № 45

1354. Тараненко Л. Г. Информационное обеспечение потребностей региона: специфика краеведческой деятельности библиотек: учеб. пособие / Л. Г. Тараненко. – М.: Литера, 2009. – 155 с.: ил., табл. – (Серия “Современная библиотека”; вып. 45). – Библиогр.: 96 назв. – Прил.: с. 133–155. – ISBN 978–5–91670–013–8.

Рассмотрены основные группы и выделены методы изучения потребностей региональных пользователей информации. Особо выделена ГПНТБ СО РАН в структуре информационного обеспечения региона.

Д9–09/61119

1355. Шевченко Л. Б. К вопросу изучения состояния информационного обеспечения экологических исследований СО РАН / Л. Б. Шевченко // Восьмые Макушинские чтения: материалы науч. конф. – Новосибирск, 2009. – С. 372–374. – Библиогр.: 6 назв.

Отмечено, что экологические исследования в СО РАН ведутся по 22 научным направлениям.

См. также № 1255, 1353.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Д9–09/60409

1356. Квятик М. М. Информационно-библиографическое обслуживание медицинских работников Приморского края / М. М. Квятик // Библиотека и общество: связь времен: материалы межведомств. науч.-практ. конф. – Владивосток, 2009. – С. 68–72.

Избирательное распространение информации (ИРИ) и дифференцированное обеспечение руководителей (ДОР), Дни информации и Дни специалиста в Приморской краевой научной медицинской библиотеке. Говорится о необходимости взаимосвязи библиотек через Интернет.

6.5. Конкурентная разведка

Ар 09–09082

1357. Дегтярёва В. В. Формирование организационного механизма управления воспроизводством инноваций для обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур: автореф. дис. … канд. экон. наук 08.00.05 / В. В. Дегтярёва; Гос. ун-т упр. – М., 2009. – 20 с.: ил., табл. – Библиогр.: 10 назв.

Разработаны научно-методические рекомендации по формированию организационного механизма управления воспроизводством инноваций в предпринимательских структурах как основы их технологических стратегий в условиях конкурентного рынка.

Д9–09/62380

1358. Клименко Е. С. Проблемы конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг / Е. С. Клименко, Н. С. Павлюк, Н. М. Трусова // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов, 2009. – С. 190–196. – Библиогр.: 7 назв.

Предлагается противоречие (с одной стороны вузы традиционно воспринимаются в качестве государственного института, с другой – это субъект рыночной экономики) решить с помощью “клиентоориентированного подхода”.

Ар 09–09295

1359. Сериков А. В. Компетентностный подход к формированию стратегии развития инновационной предпринимательской структуры: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / А. В. Сериков; НОУ ВПО “С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов”. – СПб., 2009. – 17 с. – Библиогр.: 6 назв.

Уточнены, дополнены и конкретизированы роль и значение стратегии в повышении конкурентоспособности предпринимательской структуры. Предложена методика “МЕТКОМ”, с помощью которой возможна оценка уровня компетенции руководителей и специалистов малого инновационного предприятия.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

М/56400 № 54

1360. Арутюнов В. В. Типология и особенности современных коммуникаций в работе библиотек (Искусство и наука общения): учеб.-метод. пособие / В. В. Арутюнов. – М.: Литера, 2009. – 202 с.: ил. – (Серия “Современная библиотека”; вып. 54). – Библиогр.: 75 назв. – ISBN 978–5–91670–022–0.

Отмечается, что в настоящее время в России даже с учетом интенсивного развития сети Интернет, библиотека является одним из основных коммуникационных центров. Как квалифицированно, с использованием новейших методов и средств современных коммуникаций, разговаривать по телефону, выступать по радио или на телевидении; строить свое выступление или доклад с грамотным использованием наглядных пособий и иных современных информационных технологий, – изложено в данном пособии.

У 2914

1361. Колосова С. Г. Создание музеев в библиотеках как одна из тенденций развития публичных библиотек / С. Г. Колосов // Справ. рук. учреждения культуры. – 2009. – № 10. – С. 81–83.

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

Д9–09/61119

1362. Винокурова Е. О. Необходимость PR-образования для библиотекарей / Е. О. Винокурова // Восьмые Макушинские чтения: материалы науч. конф. – Новосибирск, 2009. – С. 322–325.

Приведены результаты исследования о необходимости PR-образования для библиотекарей.

Д9–09/60409

1363. Кузьмина Н. И. Библиотека как партнер на книжном рынке / Н. И. Кузьмина // Библиотека и общество: связь времен: материалы межведомств. науч.-практ. конф. – Владивосток, 2009. – С. 58–62.

Представлена выставка-ярмарка “Печатный Двор”, учрежденная в 1997 г. Приморской государственной публичной библиотекой им. А. М. Горького и призванная объединить участников книжного рынка с целью поддержки регионального книгоиздания и книгоснабжения библиотек.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

Р 3325

1364. Васильев В. И. Создание единого информационного пространства СНГ – актуальная задача ученых, издателей и распространителей печатной продукции / В. И. Васильев // Науч. кн. – 2009. – № 1–2 (32). – С. 51–52.

Освещена история создания и деятельность МААН (Международной ассоциации академий наук [стран СНГ, а также Болгарии]). Дана характеристика единому каталогу научной периодики стран СНГ.

Д9–09/61119

1365. Лисовская Н. С. Оценка эффективности работы академической библиотеки / Н. С. Лисовская // Восьмые Макушинские чтения: материалы науч. конф. – Новосибирск, 2009. – С. 291–294.

Предпринята попытка провести сопоставление оценок эффективности работы библиотеки на основе объективных статистических данных (мониторинг посещений, учет выданных книг и журналов, число заказов по МБА, данные поступлений новой литературы в фонд библиотеки, число проведенных выставок) и субъективных оценок работы библиотеки академическим читателем (анкетирование).

М/56400 № 48

1366. Меньщикова С. П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности: практ. пособие / С. П. Меньшикова. – М.: Литера, 2009. – 93 с. – (Серия “Современная библиотека”; вып. 48). – Библиогр.: 89 назв. Интернет-ресурсы: 2 назв. – Прил.: с. 75–93. – ISBN 978–5–91670–016–9.

Рассмотрены проблемы оценки эффективности библиотечной деятельности в условиях рыночных отношений и трансинформационной сферы. Исследованы основные понятия оценки продуктивности технологических процессов, повышения качества конечного общественного продукта.

  
На главную