6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И
БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и
других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима
теледоступа
У 1155
566.
Борщев В. Б. Интернет и
информационная среда / В. Б. Борщев // НТИ. Сер. 2. – 2009. – № 2. –
С. 1–14. – Библиогр.: 15 назв.
Сопоставлены разные принципы,
существующие в организации информационного обслуживания науки: “информационная
вертикаль”, исторически сложившаяся в СССР и до сих пор реализуемая в нашей
стране усилиями ВИНИТИ РАН и других информационных служб; информационная
самоорганизация научного сообщества, опирающаяся на сетевую информационную
структуру Интернета; система LINGUISTList.
М/64882 № 2
567.
Гольдштейн С. Л. Интерфейс
веб-сип на основе тезаурусных онтологий в учебно-научной работе кафедры ВТ /
С. Л. Гольдштейн, Д. А. Никифоров // Новые образовательные
технологии в вузе (НОТВ – 2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб.
материалов. Ч. 2. – Екатеринбург, 2009. – С. 88–92. – Библиогр.: 7 назв.
Рассмотрен интерфейс
корпоративной информационной системы на основе веб-технологий и системного
интеллектуального подсказчика в учебно-научной работе кафедры вычислительной
техники УГТУ–УПИ на примере компенсации пропущенных студентом аудиторных
занятий.
У 1154
568.
Райков А. Н. Интеллектуальные
информационные технологии в управлении / А. Н. Райков // НТИ. Сер. 1.
– 2009. – № 2. – С. 18–25.
Рассматриваются проблемные
ситуации в развитии интеллектуальных технологий аналитических, когнитивных,
ситуационных центров; оцениваются сложности информационного и лингвистического
обеспечения интеллектуальных технологий; анализируется динамика их развития за
последние пятьдесят лет.
М/64882 № 1
569. Сисин С. А.
Представление учебно-методических
документов кафедры в сети Интернет / С. А. Сисин,
В. Е. Соркина // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ –
2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 1. – Екатеринбург,
2009. – С. 254–256. – Библиогр.: 5 назв.
Коротко описано создание
архива электронных учебно-методических документов как модуля CMS-системы сайта кафедры РЭИС УГТУ–УПИ.
См. также № 471, 486, 493, 496, 508, 522, 524, 536, 553, 558.
6.2. Информационные
потребности и запросы. Потребители информации
Р 3300
570.
Кочукова Е. В. Информационные
потребности ученых и специалистов РАН в области наук о земле, общенаучном
направлении и отечественный книжный рынок / Е. В. Кочукова,
О. В. Павлова // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 80–84. – Библиогр.:
5 назв.
Создание интернет-системы
экспертных оценок предусматривает привлечение ведущих специалистов (ученых) к
оценке предложений отечественного книжного рынка, что позволяет существенно
повысить качество комплектования библиотек ЦБС БЕН РАН и оперативно
информировать ученых о вышедшей литературе, а также проводить мониторинг их
информационных потребностей.
6.3. Библиотечное
обслуживание
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ
АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
Д9–08/55132
571. Сводный каталог периодики библиотек России. Проект
“Электронная доставка документов”: метод. пособие / В. И. Бородавкина
[и др.]; Ассоц. регион. библ. консорциумов (АРБИКОН). – 2-е изд., перераб. и
доп. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 175 с.: ил., табл. – (Серия
“Корпоративные библиотечные проекты России”). – Библиогр.: 20 назв. – Прил.: с.
146–175.
Рассмотрены история развития
служб МБА и ЭДД, проект ЭДД АРБИКОН, технология создания сводного каталога
периодических изданий, технология создания сводного каталога периодических
изданий, технология формирования и выполнения заказов, вопросы авторского
права.
См. также № 521.
6.4.
Справочно-информационное обслуживание
У 39
572. Галкин В. Стратегия развития национальной системы
информационного обеспечения технического регулирования / В. Галкин,
А. Докукин, М. Ломакин // Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – С.
28–31. – Библиогр.: 7 назв.
Рассматривается использование
сбалансированной системы показателей (ССП) в информационном обеспечении
технического регулирования, что позволяет сформулировать долгосрочную стратегию
и перейти от пассивного накапливания и распространения информации к целостной,
ориентированной на потребителей системе знаний.
М/64882 № 1
573.
Голошумов А. Ю. Информационное
сопровождение процесса подготовки будущих специалистов /
А. Ю. Голошумов // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ –
2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 1. – Екатеринбург,
2009. – С. 130–133.
Раскрыты информационные
ресурсы современной системы профессиональной подготовки будущих специалистов.
Рассмотрены условия формирования систем дистанционного обучения. Представлены
различные формы, виды и модели обучения в вузе с применением дистанционных
образовательных технологий.
У 1154
574.
Терещенко С. С. Информационно-аналитическое
обеспечение инновационной “Стратегии–2020” с использованием ресурсов банка
данных ВИНИТИ РАН / С. С. Терещенко // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 2. –
С. 25–32.
Рассматриваются проблемы
инновационного развития в “Стратегии – 2020”; оцениваются аналитические
технологии механизмов её реализации, средства ГАСНТИ; выделяется роль банка
данных ВИНИТИ РАН в обслуживании руководителей федерального и регионального
уровней; затрагивается проблема многоуровневой аналитики и необходимость
комплексных массивов, формируемых в банке данных. Выделяется значение аналитики
концепций, стратегий и программ инновационного развития.
6.5. Конкурентная разведка
М/64882 № 2
575.
Машкова Н. С. Обеспечение
конкурентоспособности объектов дополнительного профессионального образования и
качества образовательных услуг на основе применения новых информационных технологий
/ Н. В. Машкова // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ –
2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 2. – Екатеринбург,
2009. – С. 252–254.
Показаны объективные
предпосылки необходимости поиска новых источников повышения конкурентоспособности
объектов ДПО, в том числе на основе применения новых информационных технологий.
См. также № 510.
6.7. Эффективность
библиотечного и справочно-информационного обслуживания
Д9–09/55119
576. Брофи П. Оценка
деятельности библиотек: принципы и методы – MeasuringLibraryPerformance: principlesandtechniques / П. Брофи; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг, [пер.
с англ. Л. И. Земскова]. – М.: Омега–Л, 2009. – 357 с.: ил., табл. –
Библиогр. в конце гл. – ISBN
978–5–370–00830–6.
Представлен весь доступный
объем исследований эволюции библиотечного обслуживания и оценки его
эффективности: удовлетворение запросов пользователя, воздействие на
пользователей, социальное и экономическое воздействие, ресурсы, технологические
процессы, продукт, персонал, инфраструктура, обслуживание различных групп
пользователей, Бенчмаркинг, сбалансированная система показателей, стандарты. В
приложении представлены методы сбора данных, анализ данных, представление
результатов.
Р 3300
577. Езова С. А.
О качестве библиотечного общения /
С. А. Езова // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 24–26. – Библиогр.: 7
назв.
Раскрывается подход к
качеству библиотечного общения в ракурсе концепции отношений личности
(В. Н. Мясищев) и теории активности (В. Д. Небылицын);
характеризуются зарубежные теории межличностных отношений.
Р 3367
578. Награды тюменским изобретателям и рационализаторам / ИС. Пром.
собственность. – 2009. – № 3. – С. 60–62.
Подведены итоги конкурсов
изобретателей и рационализаторов, проведенных Тюменским областным советом ВОИР.
Годовые экономические эффекты от использования некоторых технических решений
составили от 32 млн 451 тыс. руб. до 572 млн руб. 626 тыс. руб.
Р 3300
579.
Редькина Н. С. Измерение
эффективности работы библиотек / Н. С. Редькина // Библиосфера. –
2009. – № 1. – С. 63–72. – Библиогр.: 15 назв. – Прил.: с. 69–72.
Рассмотрены некоторые подходы
к выявлению показателей и построению комплексной системы измерения
эффективности работы библиотек. Отмечается, что систему показателей, так же как
и стратегию библиотеки, нужно корректировать и пересматривать по мере изменения
внешней ситуации и внутренней среды (профессиональный рост персонала,
техническое переоснащение). Приведены примеры систем измерения эффективности
работы библиотек.
М/64882 № 2
580.
Щербинина Г. С. О потерях
качества библиотечных продуктов и услуг в свете СМК / Г. С. Щербинина
// Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2009): 6-я междунар.
науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 2. – Екатеринбург, 2009. – С. 373–375.
Показано значение современного
менеджмента качества [СМК] в бизнес-процессах библиотеки. Отмечается, что
важным условием предотвращения потерь качества является постоянное наблюдение
за ходом выполнения процессов и операций, а также корректирующие (управляющие)
воздействия со стороны персонала и руководителей процессов.
См. также № 496, 536, 557.
|