Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №5 2009 год
Содержание:

(463–582)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.3. Предметизация и индексирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

У 1155

566. Борщев В. Б. Интернет и информационная среда / В. Б. Борщев // НТИ. Сер. 2. – 2009. – № 2. – С. 1–14. – Библиогр.: 15 назв.

Сопоставлены разные принципы, существующие в организации информационного обслуживания науки: “информационная вертикаль”, исторически сложившаяся в СССР и до сих пор реализуемая в нашей стране усилиями ВИНИТИ РАН и других информационных служб; информационная самоорганизация научного сообщества, опирающаяся на сетевую информационную структуру Интернета; система LINGUISTList.

М/64882 № 2

567. Гольдштейн С. Л. Интерфейс веб-сип на основе тезаурусных онтологий в учебно-научной работе кафедры ВТ / С. Л. Гольдштейн, Д. А. Никифоров // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 2. – Екатеринбург, 2009. – С. 88–92. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрен интерфейс корпоративной информационной системы на основе веб-технологий и системного интеллектуального подсказчика в учебно-научной работе кафедры вычислительной техники УГТУ–УПИ на примере компенсации пропущенных студентом аудиторных занятий.

У 1154

568. Райков А. Н. Интеллектуальные информационные технологии в управлении / А. Н. Райков // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 2. – С. 18–25.

Рассматриваются проблемные ситуации в развитии интеллектуальных технологий аналитических, когнитивных, ситуационных центров; оцениваются сложности информационного и лингвистического обеспечения интеллектуальных технологий; анализируется динамика их развития за последние пятьдесят лет.

М/64882 № 1

569. Сисин С. А. Представление учебно-методических документов кафедры в сети Интернет / С. А. Сисин, В. Е. Соркина // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 1. – Екатеринбург, 2009. – С. 254–256. – Библиогр.: 5 назв.

Коротко описано создание архива электронных учебно-методических документов как модуля CMS-системы сайта кафедры РЭИС УГТУ–УПИ.

См. также № 471, 486, 493, 496, 508, 522, 524, 536, 553, 558.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

Р 3300

570. Кочукова Е. В. Информационные потребности ученых и специалистов РАН в области наук о земле, общенаучном направлении и отечественный книжный рынок / Е. В. Кочукова, О. В. Павлова // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 80–84. – Библиогр.: 5 назв.

Создание интернет-системы экспертных оценок предусматривает привлечение ведущих специалистов (ученых) к оценке предложений отечественного книжного рынка, что позволяет существенно повысить качество комплектования библиотек ЦБС БЕН РАН и оперативно информировать ученых о вышедшей литературе, а также проводить мониторинг их информационных потребностей.

6.3. Библиотечное обслуживание

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Д9–08/55132

571. Сводный каталог периодики библиотек России. Проект “Электронная доставка документов”: метод. пособие / В. И. Бородавкина [и др.]; Ассоц. регион. библ. консорциумов (АРБИКОН). – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. – 175 с.: ил., табл. – (Серия “Корпоративные библиотечные проекты России”). – Библиогр.: 20 назв. – Прил.: с. 146–175.

Рассмотрены история развития служб МБА и ЭДД, проект ЭДД АРБИКОН, технология создания сводного каталога периодических изданий, технология создания сводного каталога периодических изданий, технология формирования и выполнения заказов, вопросы авторского права.

См. также № 521.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

У 39

572. Галкин В. Стратегия развития национальной системы информационного обеспечения технического регулирования / В. Галкин, А. Докукин, М. Ломакин // Стандарты и качество. – 2009. – № 1. – С. 28–31. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается использование сбалансированной системы показателей (ССП) в информационном обеспечении технического регулирования, что позволяет сформулировать долгосрочную стратегию и перейти от пассивного накапливания и распространения информации к целостной, ориентированной на потребителей системе знаний.

М/64882 № 1

573. Голошумов А. Ю. Информационное сопровождение процесса подготовки будущих специалистов / А. Ю. Голошумов // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 1. – Екатеринбург, 2009. – С. 130–133.

Раскрыты информационные ресурсы современной системы профессиональной подготовки будущих специалистов. Рассмотрены условия формирования систем дистанционного обучения. Представлены различные формы, виды и модели обучения в вузе с применением дистанционных образовательных технологий.

У 1154

574. Терещенко С. С. Информационно-аналитическое обеспечение инновационной “Стратегии–2020” с использованием ресурсов банка данных ВИНИТИ РАН / С. С. Терещенко // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 2. – С. 25–32.

Рассматриваются проблемы инновационного развития в “Стратегии – 2020”; оцениваются аналитические технологии механизмов её реализации, средства ГАСНТИ; выделяется роль банка данных ВИНИТИ РАН в обслуживании руководителей федерального и регионального уровней; затрагивается проблема многоуровневой аналитики и необходимость комплексных массивов, формируемых в банке данных. Выделяется значение аналитики концепций, стратегий и программ инновационного развития.

6.5. Конкурентная разведка

М/64882 № 2

575. Машкова Н. С. Обеспечение конкурентоспособности объектов дополнительного профессионального образования и качества образовательных услуг на основе применения новых информационных технологий / Н. В. Машкова // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 2. – Екатеринбург, 2009. – С. 252–254.

Показаны объективные предпосылки необходимости поиска новых источников повышения конкурентоспособности объектов ДПО, в том числе на основе применения новых информационных технологий.

См. также № 510.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

Д9–09/55119

576. Брофи П. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы – MeasuringLibraryPerformance: principlesandtechniques / П. Брофи; науч. ред. пер. Я. Л. Шрайберг, [пер. с англ. Л. И. Земскова]. – М.: Омега–Л, 2009. – 357 с.: ил., табл. – Библиогр. в конце гл. – ISBN 978–5–370–00830–6.

Представлен весь доступный объем исследований эволюции библиотечного обслуживания и оценки его эффективности: удовлетворение запросов пользователя, воздействие на пользователей, социальное и экономическое воздействие, ресурсы, технологические процессы, продукт, персонал, инфраструктура, обслуживание различных групп пользователей, Бенчмаркинг, сбалансированная система показателей, стандарты. В приложении представлены методы сбора данных, анализ данных, представление результатов.

Р 3300

577. Езова С. А. О качестве библиотечного общения / С. А. Езова // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 24–26. – Библиогр.: 7 назв.

Раскрывается подход к качеству библиотечного общения в ракурсе концепции отношений личности (В. Н. Мясищев) и теории активности (В. Д. Небылицын); характеризуются зарубежные теории межличностных отношений.

Р 3367

578. Награды тюменским изобретателям и рационализаторам / ИС. Пром. собственность. – 2009. – № 3. – С. 60–62.

Подведены итоги конкурсов изобретателей и рационализаторов, проведенных Тюменским областным советом ВОИР. Годовые экономические эффекты от использования некоторых технических решений составили от 32 млн 451 тыс. руб. до 572 млн руб. 626 тыс. руб.

Р 3300

579. Редькина Н. С. Измерение эффективности работы библиотек / Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2009. – № 1. – С. 63–72. – Библиогр.: 15 назв. – Прил.: с. 69–72.

Рассмотрены некоторые подходы к выявлению показателей и построению комплексной системы измерения эффективности работы библиотек. Отмечается, что систему показателей, так же как и стратегию библиотеки, нужно корректировать и пересматривать по мере изменения внешней ситуации и внутренней среды (профессиональный рост персонала, техническое переоснащение). Приведены примеры систем измерения эффективности работы библиотек.

М/64882 № 2

580. Щербинина Г. С. О потерях качества библиотечных продуктов и услуг в свете СМК / Г. С. Щербинина // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ – 2009): 6-я междунар. науч.-метод. конф.: сб. материалов. Ч. 2. – Екатеринбург, 2009. – С. 373–375.

Показано значение современного менеджмента качества [СМК] в бизнес-процессах библиотеки. Отмечается, что важным условием предотвращения потерь качества является постоянное наблюдение за ходом выполнения процессов и операций, а также корректирующие (управляющие) воздействия со стороны персонала и руководителей процессов.

См. также № 496, 536, 557.

  
На главную