Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2009 год
Содержание:

(583–694)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.7. Средства копирования информационных материалов
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Д9–09/56608

676. Васильев В. В. Практикум по информатике: учеб. пособие / В. В. Васильев, Н. В. Сороколетова, Л. В. Хливненко. – М.: ФОРУМ, 2009. – 335 с.: ил., табл. – (Высшее образование). – Библиогр.: 27 назв. – ISBN 978–5–91134–300–2.

Представлено программное обеспечение, используемое в библиотеках: операционные системы семейства Windows; графический редактор Paint, текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, СУБД ACCESS 2000.

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

См. № 628, 681, 683, 685.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

Д9–08/57960

677. Мазуркина И. Ю. Система обеспечения результативного информационного поведения пользователей в библиотеке Чебоксарского кооперативного института / И. Ю. Мазуркина // Информационные ресурсы региона: проблемы создания и использования: материалы регион. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2008. – С. 48–58.

Выдвигается задача научить читателя навыкам самостоятельного информационного поиска.

Д9–08/57960

678. Матвеева Т. С. Формирование информационной культуры пользователей муниципальных библиотек / Т. С. Матвеева // Информационные ресурсы региона: проблемы создания и использования: материалы регион. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2008. – С. 59–66.

Показано как находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться СБА, использовать компьютер при написании и редактировании текста, поиска информации.

6.3. Библиотечное обслуживание

Р 3070

679. Модель информационного обеспечения науки на примере Института математических проблем биологии РАН / С. Захарова [и др.] // Библиотека. – 2008. – № 11. – С. 24–27.

Библиотека ИМПБ РАН является филиалом ЦБС Пущинского научного центра, в ней создан сайт библиотеки, с которого есть выход в базы данных ScienceCitationIndex, CitationReports, JournalCitationReports и др. В обслуживании пользователей используется сочетание традиционных и электронных источников информации.

У 2914

680. Рязанцева Л. М. Секреты успеха проектной деятельности / Л. М. Рязанцева // Справ. рук. учреждения культуры. – 2009. – № 4. – С. 46–59. – Прил.: с.53–59. – Окончание. Начало см.: Справ. рук. учреждения культуры. 2009. № 3.

Описан жизненный цикл проекта, базирующийся на профессиональной деятельности и применении современных научных знаний, навыков, методов и технологий. Представлен опыт Центральной городской библиотеки им. Н. К. Крупской г. Тамбова.

М/59441 № 8

681. Стольниц М. М. Интеграция локальных и интернет-ресурсов библиотеки: проблемы, препятствия, перспективы / М. М. Стольниц // Б-ка вуза: вчера, сегодня, завтра. – 2008. – Вып. 8. – С. 4–7.

Приведена примерная схема обработки заказа читателя библиотечными подразделениями. Указывается на необходимость оцифровки книг и перспективу создания Всемирной цифровой библиотеки.

См. также № 685.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Р 3070

682. Паклин А. Электронная доставка документов / А. Паклин // Библиотека. – 2008. – № 12. – С. 32–35. – Библиогр.: 26 назв.

Изложен опыт МБА и ЭДД в Государственной публичной исторической библиотеке России.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

М/56399 № 6 (54)

683. Архангельская Л. Правовые ресурсы Интернета / Л. Архангельская // Независимый библ. адвокат. – 2008. – № 6 (54). – С. 5–13. – Прил.: с. 11–13.

Характеризуется деятельность библиотек, направленная на обслуживание населения правовой информацией на основе внедрения интернет-технологий, позволяющих обеспечивать качественный и оперативный поиск, а также создание правового тезауруса документной информационно-поисковой системы.

М/56399 № 3 (51)

684. Брежнева В. Стандарты и регламенты: пути совершенствования информационного обслуживания / В. Брежнева // Независимый библ. адвокат. – 2008. – № 3 (51). – С. 8–19. – Библиогр.: 14 назв.

Отмечается, что разработка и внедрение стандартов обслуживания и регламентов на подготовку отдельных видов информационной продукции будут способствовать формированию положительного имиджа библиотеки или информационной службы.

Д9–08/57960

685. Калинина И. Г. Информационно-библиотечное обслуживание специалистов здравоохранения в условиях корпоративной деятельности Республиканской научной медицинской библиотеки ЧР / И. Г. Калинина // Информационные ресурсы региона: проблемы создания и использования: материалы регион. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2008. – С. 42–48.

Локальная компьютерная сеть библиотеки объединяет 15 компьютеров, в её основе АБИС “ИРБИС 64”. Приобретена последняя версия встраиваемой базы данных УДК для систематизации документов, ближайшая перспектива – тезаурус MeSH. Создан сайт библиотеки, в сети Интернет сводный каталог представлен в формате RUSMARC.

У 1154

686. Мазуренко Л. В. Информационное обеспечение деятельности промышленного предприятия / Л. В. Мазуренко // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 3. – С. 18–25. – Библиогр.: 18 назв.

Излагается краткая история развития отечественных служб НТИ, рассматриваются методы работы ОНТИ и БТИ предприятий, создания справочных информационных фондов.

Р 3070

687. Харыбина Т. Глубокий кладезь высокой науки / Т. Харыбина, Е. Довбня, Е. Бескаравайная // Библиотека. – 2008. – № 12. – С. 43–44. – Библиогр.: 2 назв.

Описана деятельность библиотечной службы Пущинского научного центра РАН по тематическому поиску информации, выполнению различного рода библиографических, фактографических справок, а также наукометрическим исследованиям.

Ж2–08/46094

688. Шведова В. В. Источники информации и информационные технологии, используемые при прогнозировании научно-технического развития / В. В. Шведова // Роль интеллектуальной собственности в инновационном развитии России: науч. тр. – М., 2008. – С. 310–320. – Библиогр.: 7 назв.

Сделан обзор исходных данных, используемых при прогнозировании научно-технического развития: научно-техническая информация; конъюнктурно-экономическая информация; патентная информация; данные экспертных оценок значений тех или иных характеристик, относящихся в большинстве случаев к будущему времени. Показано значение ВИНИТИ, ВНИИКИ, РГБ, ГПНТБ России, ИНИОН, ВНТИЦентра, Роспатента, ФИПС, а также национальных информационно-аналитических центров (НИАЦ) в реализации Федеральных целевых научно-технических программ.

См. также № 617, 645, 677, 679.

6.5. Конкурентная разведка

Н/14610 № 1 (146)

689. Башин Ю. Б. Анализ взаимосвязей интеллектуального и информационного капиталов предприятия / Ю. Б. Башин, К. Б. Борисова // Межотраслевая информ. служба. – 2009. – № 1 (146). – С. 3–11: ил. – Библиогр.: 8 назв.

Определена социально-экономическая категория – информационный капитал предприятия как часть производимых и непроизводимых нефинансовых активов, обеспечивающих информационную политику, позволяющую предприятию в условиях конкуренции двигаться в направлении устойчивого развития. Показаны сходство и отличие информационного и интеллектуального капиталов предприятия.

М/56399 № 5 (53)

690. Клюев В. Конкурентоспособность: факторный подход / В. Клюев // Независимый библ. адвокат. – 2008. – № 5 (53). – С. 36–38.

Рассматриваются вопросы конкурентоспособности деятельности библиотеки, качественные, количественные и стоимостные параметры информационной продукции и услуг. Приводится классификация основных конъюнктурообразующих факторов, характеризующих отечественную библиотеку.

См. также № 632.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

М/56399 № 4 (52)

691. Горшков Ю. Как измерить реальную цену библиотечной деятельности? / Ю. Горшков // Независимый библ. адвокат. – 2008. – № 4 (52). – С. 26–31. – Библиогр.: 17 назв.

В оценке ресурсов, не имеющих прямой рыночной оценки, применяется метод условной оценки (МУО). Приведен опыт применения МУО справочно-библиографического обслуживания в академической библиотеке в США, а также в Новой Зеландии, Норвегии, Великобритании.

Н/14610 № 1 (146)

692. Пителинский К. В. Взаимосвязь имиджа и образовательного процесса в вузе / К. В. Пителинский // Межотраслевая информ. служба. – 2009. – № 1 (146). – С. 12–17: табл. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрены компоненты имиджа вуза и их содержание. Приведен укрупненный алгоритм формирования и управления имиджем вуза. Изучена взаимосвязь между имиджем вуза и его представлением в киберпространстве (посредством своего сайта). Сформирована иерархия показателей качества сайта вуза и обоснована возможность количественного определения его интегральной характеристики по методу Т. Саати.

См. также № 617.

  
На главную