Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №7 2009 год
Содержание:

(695–817)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

М/65034 № 1

799. Ильина О. Н. Интернет как источник информации о личных библиотеках / О. Н. Ильина // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 1. – С. 328–331. – Библиогр.: 13 назв.

Значение таких фирм как “Книжная галерея”, “In Libra”, “Элитная книга” по созданию и текущему комплектованию личных библиотек в среде представителей российского бизнеса и финансовой элиты.

М/65034 № 2

800. Леонов В. П. Об организации академической виртуальной справочной службы / В. П. Леонов, Н. В. Колпакова, Н. М. Баженова // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 237–240.

Рассматривается создание Единой академической виртуальной справочной службы – корпоративного объединения распределенных виртуальных справочных служб крупных академических библиотек.

Д9–09/58812

801. Романова Ю. Д. Сетевые технологии и сайтостроение / Ю. Д. Романова; Моск. междунар. высш. шк. бизнеса “МИРБИС” (ин–т). – М., 2009. – 77 с.: ил. – (Информационные технологии). – Библиогр.: 3 назв.

Предлагаются теоретические основы и практические задания по созданию Web-сайтов.

М/65034 № 2

802. Степанова Ю. П. Сайт библиотеки как проявление её информационной открытости / Ю. П. Степанова // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 67–69. – Библиогр.: 1 назв.

Перечислены функции сайта библиотеки. представлены требования к его качеству.

См. также № 695, 725, 726, 729, 742, 787, 815, 816.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

М/65034 № 2

803. Гениева Е. Ю. “Большое чтение” в России (опыт Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы по продвижению чтения) / Е. Ю. Гениева // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 90–92.

М/65034 № 2

804. Кононученко Л. И. Удовлетворение потребностей пользователей библиотек в условиях информационного общества / Л. И. Кононученко // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 227–228.

Определен круг проблем, которые нуждаются в срочном решении: учет пользователей и информационных услуг, получаемых при помощи современных технологий; улучшение библиотечной рекламы; увеличение количества компьютеров, их мощности; повышение профессионального и культурного уровней персонала и т.д. Указывается на необходимость мониторинга информационных потребностей пользователей.

6.3. Библиотечное обслуживание

Ж2–09/46384

805. Ивушкина Е. Б. Научная коммуникация и библиотечная деятельность / Е. Б. Ивушкина // Информационные технологии в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., окт. 2008 г. – март 2009 г., 3-го Всерос. семинара “Применение MOODLE в сетевом обучении”, 1–3 апр. 2009 г. (г. Железноводск). – Шахты, 2009. – С. 186–189.

Показана роль органов информации и специальных библиотек, их сотрудников в обслуживании студентов и преподавателей различного рода информацией.

М/65034 № 2

806. Матвеева Е. О. Дефектологическое библиотековедение: некоторые аспекты современного развития / Е. О. Матвеева // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 47–49. – Библиогр.: 1 назв.

Рассмотрен вклад А. Е. Шапошникова, Ю. Н. Дрешер, М. П. Коноваловой в развитие теоретических и методических аспектов библиотечного обслуживания инвалидов.

См. также № 807.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Р 325

807. Авдонина Н. А. Фонд выполненных справок – важный элемент СБА / Н. А. Авдонина, Н. С. Масловская // Библиография. – 2008. – № 5. – С. 30–34.

Описан опыт Отдела справочно-библиографического обслуживания РГБ по работе с тематическими запросами, поступающими от специалистов, организаций и учреждений. А так как запросы нередко повторяются – создан фонд выполненных справок с целью избежания в дальнейшем непроизводительных расходов времени и труда библиографа.

У 1154

808. Борисова Л. Ф. Проблемы информационного обеспечения научно-инновационной и промышленной сферы: новые концептуальные подходы / Л. Ф. Борисова, О. В. Сюнтюренко // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 4. – С. 9–12. – Библиогр.: 7 назв.

Предлагается решение проблемы преодоления тенденций инерционного развития национальной информационной системы. Показаны наиболее критические фазы информационного обеспечения на этапах трансфера технологий и основные принципы развития информационной инфраструктуры. Дан краткий перечень комплекса ключевых мероприятий по развитию информационной инфраструктуры научно-технической и промышленной сферы.

См. также № 722, 755, 764, 799, 800, 805.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

См. № 764.

6.5. Конкурентная разведка

Ар 08–15667

809. Резанович Е. А. Профессиональный потенциал менеджеров как фактор повышения конкурентоспособности промышленного предприятия: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. А. Резанович; Юж.-Урал. гос. ун-т. – Челябинск, 2008. – 26 с.: ил., табл. – Библиогр.: 10 назв.

Отмечается, что в настоящее время “качества человеческого капитала” и “качества человеческого потенциала” отстают от требований “экономики знаний” XXI века, а суть этих требований в изменении концепции функционирования предприятия: от классической парадигмы товаров и услуг, к инновационной – производству знаний, ноу–хау, созданию и освоению новых технологий, разработке и принятию управленческих решений, позволяющих эффективно решать стратегические и тактические задачи. Разработан метод оценки профессионального потенциала менеджера.

Д9–09/56973

810. Четыркина Н. Ю. Управление конкурентоспособностью организаций сферы услуг: учеб. пособие / Н. Ю. Четыркина; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО “С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов”. – СПб., 2009. – 128 с.: ил., табл. – Библиогр.: 46 назв.

Характеризуются проблемы управления конкурентоспособностью организаций сферы услуг в современных условиях России. Исследуются категория конкурентоспособности, конкурентный потенциал организации, конкурентная среда организации и экономическое поведение организации по обеспечению конкурентоспособности.

См. также № 696, 745.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний

М/65034 № 2

811. Берштадт А. Б. Креатив в издательской рекламе / А. Б. Берштадт // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 322–324.

Раскрываются нестандартные методы издательской рекламы: флешмобы; реклама обычная по форме, но креативная по содержанию.

М/65034 № 2

812. Солонская Н. Г. Модели библиотечных книжных выставок как их теоретическое воспроизведение / Н. Г. Солонская // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 62–63.

Представлена формула модели книжной выставки. Модель имеет три основных элемента: цель, процесс реализации, конечный результат.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

М/65034 № 2

813. Клюев В. К. Сервисная доминанта библиотечно-информационной деятельности / В. К. Клюев // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 34–36.

Сервисная доминанта представляет собой своеобразный синтез насущных информационных и культурно-образовательных потребностей, материальных возможностей и потребительской культуры основных групп пользователей, ресурсного потенциала библиотечного учреждения, психологической ориентации и навыков персонала.

М/65034 № 2

814. Кормишина Г. М. Имиджевые коммуникации как предмет библиотековедческого анализа / Г. М. Кормишина // Наука о книге. Традиции и инновации: материалы 12-й междунар. науч. конф. по проблемам книговедения. – М., 2009. – Ч. 2. – С. 36–38. – Библиогр.: 1 назв.

Кратко описана история отечественных библиотековедческих исследований имиджа библиотек с конца XIX в. до настоящего времени. Выделены два основных аспекта имиджа библиотек: изучение восприятия деятельности библиотек пользователями (т.е. то, что относится к внешнему имиджу) и мнений самих библиотекарей (внутренний имидж).

Р 325

815. Матвеев М. Ю. Зарубежные ресурсы об имидже библиотек и библиотекарей / М. Ю. Матвеев // Библиография. – 2009. – № 5. – С. 139–146. – Библиогр.: 57 назв.

Отмечается отчетливо выраженная ориентация исследователей имиджа библиотек на Интернет. Рассматриваются четыре группы существующих в Интернете материалов: исследования внешнего и внутреннего имиджа библиотек; исследования “независимых” источников; авторские или коллективные сайты; “библиотечный” юмор.

См. также № 740, 754, 774, 802.

  
На главную