Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2009 год
Содержание:

(933–1038)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация
4.5. Аннотирование и реферирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.6.1. Совместимость систем и банков данных. Информационные сети
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Ж2–08/45847

1017. Барахнин В. Б. Проблемы технологий создания систем смысловой обработки данных / В. Б. Барахнин, А. М. Федотов // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции: 10-я Всерос. науч. конф. «RCDL’2008»: тр. конф. – Дубна, 2008. – С. 37–44. – Библиогр.: 38 назв.

Обсуждаются перспективы развития процесса смысловой обработки данных как технологии, при этом в качестве источника данных рассматриваются интернет-документы достаточно произвольной структуры, что принципиально отличает описываемый подход от концепции SemanticWeb.

Д9–08/53326

1018. Библиотека по естественным наукам РАН. Итоги и перспективы: сб. ст. – М., 2008. – 306 с. – ISBN 978–5–91522–049–1.

Из содерж.: Кочукова Е. В., Рафтопуло Ю. Б. Автоматизация обработки информации интернет-системы экспертных оценок. – С. 129–136; Соловьева Т. Н. Сайт библиотеки по естественным наукам РАН. – С. 179–189. – Библиогр.: 3 назв.; Варакин В. П., Власова С. А. Использование интернет-технологий в обслуживании читателей ЦБС БЕН РАН. – С. 198–219. – Библиогр.: 5 назв.

См. также № 940, 1026.

6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации

Р 3324

1019. Библиотека и закон. № 25 (2’2008): юрид. журн.-справ. – М.: Либерея–Бибинформ, 2009. – 384 с.

Из содерж.: Кузьмин Е. И. Национальная программа поддержки и развития чтения сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы. – С. 188–191; Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения. – С. 214–235; Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне: пособие для руководителей библиотек. – С. 236–266.

См. также № 934, 994.

6.3. Библиотечное обслуживание

Н/19157 № 1

1020. Блок-схемы на основные технологические циклы ГПНТБ СО РАН. Ч. 1. Обслуживание читателей и абонентов / ГПНТБ СО РАН; сост. В. Г. Свирюкова [и др.]. – Новосибирск, 2009. – 176 с. – ISBN 978–5–94560–178–9.

В часть 1 вошли схемы на основные производственные процессы и операции, раскрывающие в наглядной форме циклы: «Библиотечное обслуживание читателей», «Обслуживание абонентов», «Справочно-библиографическое обслуживание», «Информационно-библиографическая работа».

См. также № 1018, 1026.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Д9–08/53326

1021. Власова С. А. Автоматизированная система обеспечения приема заказов и поддержки централизованной службы МБА / С. А. Власова, Н. Е. Каленов, Т. С. Колерова // Библиотека по естественным наукам РАН. Итоги и перспективы. – М., 2008. – С. 164–172. – Библиогр.: 4 назв.

Комплексная автоматизированная система МБА БЕН РАН поддерживает базу данных «Абоненты» и базу данных «Заказы» и состоит из двух подсистем: подсистема формирования заказов через Интернет абонентами БЕН РАН; подсистема диспетчеризации заказов, предоставляющая по запросам многоаспектную справочно-статистическую информацию.

Д9–08/59589

1022. Дабаева Г. Д.-Ц. Виртуальное обслуживание и электронная доставка документов в Национальной библиотеке Бурятии / Г. Д.-Ц. Дабаева // Библиотечно-информационная деятельность: проблемы и технологии: сб. науч. тр. – Улан-Удэ, 2008. – С. 117–121.

С 2007 г. НБ РБ – участница Корпоративной виртуальной справочной службы универсальных научных библиотек (ВСС КОРУНБ) и проекта (АРБИКОН) Ассоциации региональных библиотечных консорциумов – «МАРС» Межрегиональная аналитическая роспись статей.

Д9–08/53326

1023. Колерова Т. С. Роль межбиблиотечного абонемента в информационном обеспечении ученых РАН / Т. С. Колерова // Библиотека по естественным наукам РАН. Итоги и перспективы: сб. ст. – М., 2008. – С. 159–163. – Библиогр.: 2 назв.

Отдел МБА является не только функционально-технологическим подразделением в системе ЦБС РАН, но и методическим центром библиотечной системы в рамках своей компетенции.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Д9–08/53326

1024. Глушановский А. В. Обеспечение пользователей БЕН РАН электронной информацией / А. В. Глушановский // Библиотека по естественным наукам РАН. Итоги и перспективы: сб. ст. – М., 2008. – С. 173–178. – Библиогр.: 2 назв.

Использование БД ВИНИТИ, «ScienceCitationIndex», «CurrentContents», сети Интернет, членство в консорциуме «НЭИКОН» для доступа к журналам зарубежных издательств.

Ж2–09/46768

1025. Информационное обслуживание в библиотеках: электронные библиографические ресурсы: науч.-метод. пособие / Н. В. Абакшева [и др.], РНБ, РБА. – СПб.: Изд-во «Российская национальная библиотека», 2009. – 200 с.: ил., табл. – ISBN 978–5–8192–0357–6.

Включены материалы по теории и методике профессионального библиографического поиска. Особенное внимание уделено возможностям использования электронных библиографических ресурсов в процессах информационного обслуживания. Библиографический поиск информации по запросам пользователей в отечественных и зарубежных базах данных демонстрируется на примере тематических, адресных и фактографических запросов, а также библиографических уточнений. Приведены многочисленные примеры «иллюстрации».

Д9–08/59589

1026. Москвитина Н. А. Библиотечно-информационное пространство. Тенденции развития информационного обеспечения в научной библиотеке БГУ / Н. А. Москвитина, Е. Н. Пешняева // Библиотечно-информационная деятельность: проблемы и технологии: сб. науч. тр. – Улан-Удэ, 2008. – С. 67–64. – Библиогр.: 6 назв.

Справочно-библиографическое обслуживание в Научной библиотеке ФГОУ ВПО «Бурятского государственного университета» (НБ БГУ): открытие собственного сайта; создание полнотекстовых, реферативных БД; тестирование электронных ресурсов; использование АБИС «ИРБИС–64»; модернизация ИРИ и ДОР и др.

Д9–08/53326

1027. Полякова М. В. Проблемы информационно-библиотечного обслуживания ученых РАН в отделе геологической литературы / М. В. Полякова // Библиотека по естественным наукам РАН. Итоги и перспективы: сб. ст. – М., 2008. – С. 278–283.

Библиотека геологической литературы создана в 1880 г., с 1973 г. входит в состав БЕН РАН. Освещены каталоги Библиотеки и её фонды. Отмечен неоправданно низкий уровень оплаты труда работников библиотек, в связи с этим отток квалифицированных кадров. Намечены перспективы развития библиотеки.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Д9–08/53326

1028. Беспалова Л. А. История становления и развития информационно-библиографического обслуживания в Пущинском научном центре РАН / Л. А. Беспалова, С. С. Захарова, Т. Н. Харыбина // Библиотека по естественным наукам РАН. Итоги и перспективы: сб. ст. – М., 2008. – С. 234–245. – Библиогр.: 6 назв.

6.5. Конкурентная разведка

У 2560

1029. Белых А. Н. Вопросы конкурентной борьбы покупателей за права на использование объектов интеллектуальной собственности / А. Н. Белых // Пробл. полиграфии и изд. дела. – 2009. – № 2. – С. 141–144: ил. – Библиогр.: 3 назв.

Изложены некоторые вопросы формализации конкурентной борьбы потребителей объектов интеллектуальной собственности (ОИС) за права на их использование в соответствии с моделями согласования интересов правообладателя и потребителя ОИС. Представлена схема определения приоритетного предложения о покупке прав на использование ОИС.

Д9–08/61097

1030. Коммерциализация результатов НИОКР: учеб. пособие / М. П. Галимова [и др.]; Федер. агентство по образованию, ГОУ ВПО «Уфимский гос. авиац. техн. ун-т». – Уфа, 2008. – 178 с.: ил., табл. – Библиогр.: 34 назв. – ISBN 978–5–86911–893–6.

Отражены следующие инновационные элементы содержания: 1) способы выявления и определения коммерчески значимых результатов НИОКР, а также возможности и состав необходимых работ по доведению имеющихся НИОКР до уровня готовности к коммерциализации; 2) порядок разработки (выбора) наиболее успешных стратегий коммерциализации НИОКР в зависимости от их типа, уровня развития рынка, компаний, работающих на этих рынках, и продуктов, предлагаемых на данных рынках; 3) выбор схем финансирования проектов в зависимости от стадии развития инновационного проекта и типа организации, занимающейся его реализацией; 4) порядок создания малой высокотехнологичной фирмы инновационной компании, стадии и этапы её развития; 5) типы кризисов при развитии организации, методы и способы их преодоления, а также порядок действия компаний при коммерциализации результатов НИОКР, правила и порядок действий для соблюдения интересов разработчика, инноватора-предпринимателя и инвестора.

Ар 09–08905

1031. Марков Д. А. Информационная система как фактор повышения конкурентоспособности промышленного предприятия: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Д. А. Марков; Перм. фил. Ин-та экономики Урал. отд-ния РАН. – Ижевск, 2009. – 25 с.: ил., табл. – Библиогр.: 8 назв.

Делается вывод о необходимости обобщения опыта и проведения комплексных научных исследований в области организации эффективного информационного обеспечения менеджмента промышленного предприятия.

338/Р344 Д9–09/60321

1032. Резник С. Д. Основы личной конкурентоспособности: учеб. пособие / С. Д. Резник, А. А. Сочилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА–М, 2009. – 251 с.: ил. – (Высшее образование). – Прил.: с. 211–225. – Библиогр.: с. 226–234. – ISBN 978–5–16–003702–8.

Разработана специальная концепция, определяющая формирование у студентов необходимых качеств, а также способностей влиять на ход событий, быть конкурентоспособными и конкурентоориентированными на рынке труда.

Ар 09–09674

1033. Славникова Е. Ю. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе кадрового менеджмента: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. Ю. Славникова; ГОУ ВПО «Рос. гос. гуманитар. ун-т». – М., 2009. – 26 с.: ил., табл. – Библиогр.: 11 назв.

Разработаны практические рекомендации по совершенствованию инструментов кадрового менеджмента, в том числе на основе использования методов управления интеллектуальным капиталом.

Ар 09–08635

1034. Шишова О. Н. Стратегия обеспечения конкурентоспособности университетских комплексов в условиях реформирования образования: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / О. Н. Шишова; ГОУ ВПО «С.-Петерб. гос. ун-т сервиса и экономики». – СПб., 2009. – 21 с. – Библиогр.: 3 назв.

Определена специфика реформирования системы образования России; разработаны подходы к оценке экономической эффективности основной деятельности университетского комплекса (УК); обоснованы основы организационно-экономического механизма обеспечения конкурентоспособности УК; выработаны перспективные направления интеграции университетских комплексов в национальную и международную системы образования на основе повышения их конкурентоспособности; обоснованы тенденции расширения международного сотрудничества на базе УК.

Ар 09–10585

1035. Ягафарова Е. Ф. Формирование устойчивого конкурентного преимущества на основе интеллектуального капитала: автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.01 / Е. Ф. Ягафарова; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. – М., 2009. – 18 с. – Библиогр.: 10 назв.

В ходе диссертации исследована система взаимосвязанных категорий: «конкуренция», «конкурентоспособность» на уровне фирмы; проанализирован процесс формирования устойчивого конкурентного преимущества на основе интеллектуального капитала; рассмотрены пути формирования устойчивых конкурентных преимуществ фирмы в российской экономике.

См. также № 957, 971.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

См. № 989, 1018, 1036.

  
На главную