12 Науковедение
12.01 Общие вопросы
науковедения
12.01.73 Статистика науки
См. № 21
12.21 Наука и общество. Социология науки
12.21.65 Коммуникации в науке
У 1155
20. Плешкевич Е. А. Информационно-коммуникационная
деятельность: сущность, структура, виды / Е. А. Плешкевич // НТИ. Сер. 2,
Информ. процессы и системы. – 2010. – № 9. – С. 11–13. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматривается проблема определения первичных форм
информационных объектов. Предлагается отнести к таким формам сообщение,
алгоритм и модель.
12.31 Научный труд.
Научное творчество
12.31.31 Научное
творчество
У 3409
21. Штенников В. Н. Проблема соавторства в научных
публикациях / В. Н. Штенников // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010.
– № 2 (66). – С. 58–61. – Библиогр.: 12 назв.
Автор статьи считает, что для повышения корректности освещения
научной активности ученых необходимо учитывать число соавторов их публикаций.
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.33 Научно-исследовательская
деятельность в высшей
школе
Д9-10/73008
22. Бойченко А. В. Применение методологии процессного
управления для организации научной работы преподавателей вуза / А. В.
Бойченко,
Э. Р. Ипатова // "Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных
информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями" : 13-я
науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики
и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2010. – С.
77–82.
Раскрывается система управления процессами НИОКР в вузе,
показана связь науки, образования и инновационного бизнеса.
У 3409
23. Пахомов С. И. Изменение номенклатуры специальностей
научных работников и перерегистрация сети советов по защите докторских и
кандидатских диссертаций / С. И. Пахомов, Г. Б. Фомин, Н. И. Аристер //
Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 2 (66). – С. 39–45. –
Библиогр.: 3 назв.
Рассмотрены особенности новой редакции Номенклатуры
специальностей научных работников. Проведен анализ ее структурных и
содержательных изменений, обуславливающих перерегистрацию сети советов по
защите докторских и кандидатских диссертаций. Раскрыты особенности
сформированной сети советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в
отраслевом и территориальном разрезах.
12.41.45 Связь науки с практикой.
Внедрение научных достижений
Д9-10/72321
24. Бударов А. Ю. Методология управления развитием
научно-производственных комплексов на основе системно-синергетического подхода
/ А. Ю. Бударов; Моск. гос. ин-т электрон. техники (техн. ун-т). – М.: МИЭТ,
2010. – 247 с.: ил. – Библиогр.: 181 назв. – ISBN 978-5-7256-0579-2.
Рассмотрены особенности, тенденции, способы развития
научно-производственных комплексов в условиях современной экономики. Отражено
управление самоорганизацией интегрированных бизнес-структур.
Н/18721 № 20 (196)/14
25. Глоова А. В. Кластер как инструмент повышения
конкурентоспособности региона / А. В. Глоова, О. С. Зыбин // Вестн. Юж.-Урал.
гос. ун-та. Сер. "Экономика и менеджмент". – 2010. – № 20 (196), вып. 14. –
С. 101–105. – Библиогр.: 11 назв.
Показаны три основные модели создания кластеров, используемые в
международной практике: британская, австралийская и американская.
В рамках каждой модели представлена характеристика и отличительные
особенности. Рассмотрены преимущества функционирования организации в
кластерах. Определены составные части кластерных структур. Классическими
примерами успешных кластеров являются группы компаний в области информационных
технологий в Силиконовой долине (Калифорния); лесобумажный, упаковочный и
полиграфический кластер Финляндии и судостроительный кластер Норвегии.
У1880
26. Каплунов И. А. Инновационная научно-производственная
деятельность в вузе: Тверской государственный университет / И. А. Каплунов,
А. И. Колесников // Инновации. – 2010. – № 4 (138). – С. 82–87. – Библиогр.:
4 назв.
Дана оценка перспектив развития инновационной инфраструктуры
вузов на основе Федерального закона № 217-ФЗ. Показана специфика действия
закона и проблемы, связанные с его реализацией. Приведен опыт Тверского
государственного университета по созданию и функционированию малых
инновационных предприятий.
У 3617
27. Коробов С. А. Организация комплекса мер
государственной поддержки малого инновационного предпринимательства в условиях
кризиса на примере бизнес-инкубатора / С. А. Коробов, С. И. Фомина, А. Н.
Мигаль // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер.
10, Инновац. деятельность. – 2010. – Вып. 4. – С. 19–21. – Библиогр.: 5
назв.
Прослежено возникновение
технопарковых структур в начале 1950-х гг. в США, дана их
характеристика. Приведен пример деятельности Волгоградского областного
бизнес-инкубатора.
У 3409
28. Лазарев Г. И. Стратегическое партнерство
университета: опыт ВГУЭС / Г. И. Лазарев, О. О. Мартыненко // Университет.
упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 62–69. – Библиогр.: 3 назв.
Анализируется опыт Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса по развитию стратегического партнерства с
бизнес-средой. Рассматриваются основные интересы и ожидания партнеров, а также
барьеры, возникающие на пути эффективного взаимодействия. Для обеспечения
конкурентоспособности и лидерства в инновационном развитии экономики
университет активно внедряет формы и механизмы сотрудничества, адекватные
конкретным экономическим условиям региона. Новому качеству образовательных
услуг университета способствует усиление практикоориентированности подготовки
за счет вовлечения в учебный процесс представителей бизнес-среды, пересмотра
подходов к организации практик и стажировок студентов в компаниях-партнерах и
к исследовательской работе студентов по заказам предприятий.
У 3409
29. Меренков А. В. Проблемы взаимодействия промышленных
предприятий с вузами региона глазами социолога / А. В. Меренков, Н. И. Сивкова
// Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 2 (66). – С. 68–74.
– Библиогр.: 3 назв.
Приведены результаты социологического исследования,
проведенного в начале 2010 г. методом опроса мелкого и среднего бизнеса
Свердловской области в Уральском университете. Раскрыты основные противоречия
в системе взаимодействия промышленных предприятий с учреждениями высшего
образования. Указывается на недостаток молодых преподавателей, которых не
привлекает низкая заработная плата, устаревшее оборудование в лабораториях,
необходимость самостоятельного поиска тех, кто окажется заинтересованным в их
инновационных разработках. Следовательно, в зависимости от того, как бизнес и
государство будут способствовать повышению качества работы преподавателей
вузов, улучшать материально-техническую базу образовательных учреждений,
стимулировать научные исследования, будет осуществляться подготовка кадров,
готовых создавать лучшие в мире технологии и технические системы.
У 3409
30. Резник Г. А. Студенческое предпринимательство как
важный фактор формирования инновационной экономики / Г. А. Резник, Ю. С.
Пономаренко // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 2 (66). –
С. 62–67. – Библиогр.: 6 назв.
Отражены специально созданные условия и механизмы внедрения
студенческого предпринимательства в вузах. Приведены причины совмещения работы
и учебы студентами российских вузов.
У 3409
31. Резник С. Д. Работодатели и студенты: о путях
формирования конкурентоспособности студенчества / С. Д. Резник, А. А. Сочилова
// Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 70–77. –
Библиогр.: 8 назв.
Выявлены объективные требования предприятий-работодателей к
качествам, обеспечивающим конкурентоспособность выпускников вузов на рынке
труда. Приведены результаты оценки уровня конкурентоспособности студенчества
на основе опроса экспертов.
У1880
32. Старкова Г. П. Роль вуза в развитии сервисной
инфраструктуры венчурной индустрии региона
/ Г. П. Старкова, И. П. Черная // Инновации. – 2010. – № 4 (138). – С.
99–105. – Библиогр.: 9 назв.
Обозначены основные подходы к определению современных тенденций
развития сервисного бизнеса как необходимого элемента инновационной экономики.
На примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
показаны приоритетные направления деятельности вуза (лекционные и практические
занятия по отдельным темам учебных дисциплин ведут успешные бизнесмены и
политики; осуществляется мониторинг, отбор и инкубирование идей и разработок;
трансфер инноваций с целью коммерциализации в другие структуры; проведение
видеоконференций , позволяющих в режиме реального времени обсуждать проблемы
предпринимательства с коллегами из других российских или даже зарубежных вузов
и др.).
У 3963
33. Фурсенко А. А. Наука + бизнес = инновационный рост /
А. А. Фурсенко // Нанотехнологии. Экология. Производство. – 2010. – № 4 (6). –
С. 72–76.
Участие работодателей в разработке образовательных стандартов.
Структура высшего образования России (Национальные университеты Москвы и
Санкт-Петербурга, федеральные университеты, национальные исследовательские
университеты). Закон о создании образовательными и научными организациями
предприятий по внедрению достижений Интеллектуальной деятельности. Субсидии
предприятиям, которые внедряют инновационные проекты на основе заказанных ими
у вузов разработок.
У1880
34. Штриплинг Л. О. Механизм функционирования
научно-образовательной сферы Омского государственного института сервиса / Л.
О. Штриплинг // Инновации. – 2010. – № 4 (138). – С. 79–81.
Фундаментальные исследования в области информационных
технологий. Разработка НИР по актуальным задачам предприятий реального сектора
экономики. Финансирование НИР. Информационное сопровождение научных и
творческих мероприятий. Патентно-лицензионная деятельность.
Научно-образовательный центр, договора о сотрудничестве с более чем двадцатью
вузами. Работа по созданию бизнес-инкубатора производственного типа. Сочетание
экономического и морального стимулирования НИР. Увеличение фонда заработной
платы по договорам. Острый дефицит в молодых научных кадрах.
См. также № 3, 44, 49, 92
12.41.53 Экспертиза научной
деятельности, аттестация и аккредитация научных учреждений
У 3409
35. Никифоров А. А. Рейтинговая оценка и мониторинг
образовательной и научной деятельности вуза / А. А. Никифоров, Л. В. Уткин //
Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 54–61. –
Библиогр.:
4 назв.
Представлена автоматизированная система рейтинговой оценки
деятельности преподавателей, кафедр и факультетов. Система создана для оценки
деятельности профессорско-преподавательского состава и централизованного сбора
данных, обработки и подготовки отчетов научно-исследовательской части и
учебно-методического управления, а также для стимуляции и активизации
творческой педагогической и научной деятельности сотрудников кафедр в течение
календарного года. Система является основой для распределенного сбора и
автоматизированного мониторинга аспектов научной и образовательной
деятельности вуза.
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных
кадров. Аттестация
У2560
36. Демидов Д. Г. Адаптивный метод комплексной оценки
знаний при аттестации персонала предприятий / Д. Г. Демидов // Проблемы
полиграфии и изд. дела. – 2010. – № 3. – С. 68–77. – Библиогр.: 2 назв.
Существующая система оценки знаний на основе 5-бальной шкалы не
позволяет точно оценить работу слушателя в системах открытого образования.
Предлагается улучшенная система оценки, позволяющая учитывать все контрольные
испытания и попытки слушателя, а также прогнозировать успеваемость.
См. также № 65
|