Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №11 2010 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.45 Экономика образования
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

10 Государство и право. Юридические науки
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.61 Патенты и их правовая защита
10.35.91 Патентное право и право промышленной собственности отдельных стран
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.21 Наука и общество. Социология науки
12.21.65 Коммуникации в науке
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.53 Экспертиза научной деятельности, аттестация и аккредитация научных учреждений
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.41 Библиография. Библиографоведение. Общие вопросы
13.41.09 История библиографии
13.41.11 Современное состояние библиографии
13.41.23 Виды библиографии

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.07 Философские вопросы и методология педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.07 Общая педагогика
14.07.07 Общая теория образования и обучения
14.09 История образования и педагогики. Персоналия
14.09.91 История образования и педагогической мысли в отдельных странах
14.15 Система образования
14.15.07 Принципы организации образования
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.35.09 Методика преподавания учебных дисциплин в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.79 Кадры
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.07 Национальные органы информации
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.17 Предметизация и индексирование
20.19.23 Перевод научных текстов
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.25 Информационные системы с базами знаний
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.15 Потребители информации

28 Кибернетика
28.21 Теория информации
28.21.27 Структуры систем передачи данных
28.23 Искусственный интеллект
28.23.01 Общие вопросы искусственного интеллекта
28.23.13 Инженерия знаний
28.23.37 Нейронные сети

49 Связь
49.33 Сети и узлы связи
49.33.35 Надежность сетей связи и защита информации
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.33 Терминология. Справочная литература. Учебная литература
50.05 Теоретические основы программирования
50.05.13 Технология программирования. Автоматизация программирования.
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14   Народное образование. Педагогика

14.01   Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.07   Философские вопросы и методология педагогики

Р 3545

41. Савзиханова С. Э. Образование или услуга? / С. Э. Савзиханова // Креатив. экономика. – 2010. – № 10. – С. 71–76. – Библиогр.: 2 назв.

Раскрывается сущность некоторых базовых категорий образовательных услуг. 

14.01.11   Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики

Д9-10/73008

42. Баяндин Н. И. Конкурентная разведка и управление знаниями – как инструменты управления конкурентной средой образовательного учреждения / Н. И. Баяндин // "Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями" : 13-я науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2010. – С. 34–36. – Библиогр.: 2 назв.

Сделан обзор стратегических задач, направленных на повышение конкурентоспособности вуза. Отмечается возможность доступа студентов МЭСИ к крупнейшей в мире он-лайновой БД Lexis-Nexis и ряду российских БД.

Р 16

43. Васильева Е. Ю. Возможности и ограничения SWOT-анализа кафедр при разработке стратегии вуза / Е. Ю. Васильева, М. В. Шестакова // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2010. – № 8. – С. 41–47.

Описан опыт применения SWOT-анализа кафедр как одного из этапов полномасштабной работы по определению конкурентных преимуществ вуза и разработки его стратегической программы. Сделана попытка оценить возможности и ограничения SWOT-анализа на практике.

У 3963

44. Кондратьев А. А. Роль нанотехнологий и непрерывного образования в инновационном развитии / А. А. Кондратьев, Н. В. Афанасьева, Д. Г. Ле­тенко // Нанотехнологии. Экология. Производство. – 2010. – № 4 (6). –
С. 68–69.

Северо-Западный государственный заочный технический университет (СЗТУ): научно-образовательный центр, банк нанотехнологий, студенческое конструкторское бюро, GRID-лаборатория.

У1880

45. Костин Р. А. Технологическое обеспечение научной работы сетевого университета: опыт Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики / Р. А. Костин, О. В. Кучина // Инновации. – 2010. – № 4 (138). – С. 91–94.

Раскрываются принципы структуризации научной работы, система институциональных показателей вуза, пакет технологических карт процессов и механизм работы в соответствии с ними, процесс перманентного обучения сотрудников в области эффективного администрирования. В рамках ежегодного международного форума "Инновационные технологии в сервисе" инициировано проведение консультационно-обучающего мероприятия в новом формате "Открытая дискуссионная площадка "Малые инновационные предприятия вузов и НИИ" для профессорско-преподавательского состава всех вузов Консорциума с привлечением ведущих юристов Санкт-Петербурга.

Д9-10/73008

46. Тихомирова Н. В. Процесс трансформации: от маркетинга в классическом университете до маркетинга в информационном распределенном вузе / Н. В. Тихомирова // "Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями" : 13-я науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2010. – С. 324–330.

Рассматриваются различные подходы к определению и классификации маркетинговых инструментов и формированию маркетингового комплекса в университетах нового типа – инновационных. Дается сравнение между традиционным классическим вузом и инновационным университетом по пяти направлениям: образовательная среда [обучение face-to-face, дистанционное обучение]; услуга (товар, продукт) [учебники в твердых копиях, бумажная библиотека, электронные курсы, мультимедиа учебники]; место (физическое расположение) [проживание рядом с вузом, обучение независимо от места проживания]; персонал (преподаватель, администрация) [лекционно-семинарская система обучения, преподаватель вместе со студентами создает новые знания]; продвижение (реклама, личные продажи, стимулирование продаж, PR, прямой маркетинг).

У 3175

47. Тихонов В. А. Система государственного управления инновационными технологиями в образовании / В. А. Тихонов // Соврем. наукоем. технологии. – 2010. – № 8: Материалы Междунар. науч. конф.  Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании, Испания,
2–9 авг. 2010 г.; Приоритетные направления науки, технологий и техники, Египет, 15–22 авг. 2010 г. – С. 60–62.

Отмечается, что одним из базисных нововведений в настоящее время стала креативная педагогика, делающая упор не на запоминание нормативного объема знаний, а на развитие творческих способностей обучаемых, умение ориентироваться в быстро меняющейся обстановке и находить нестандартные решения новых проблем и головоломок, щедро предлагаемых жизнью, освоение информационного мышления. Выделено формирование системы непрерывного образования и дистанционного обучения на основе информационно-коммуникационных технологий.

См. также №  26, 32, 34

14.01.45   Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации

У 3409

48. Клюев Ю. Б. Профессор – ключевой движитель модернизации образования в федеральном университете / Ю. Б. Клюев // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 27–31.

Выдвинута и доказывается гипотеза, что главный фактор для статуса федерального университета – массовое внедрение профессорами авторских лекционных курсов. Авторский курс основывается на выполненных профессором творческих научно-исследовательских работах. Предложен перечень конкретных мер, необходимых для модернизации образования на уровне как министерства, так и федерального университета.

14.01.75   Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

У 3409

49. Гаффорова Е. Б. Формирование общего подхода к управлению научно-инновационной деятельностью в системе менеджмента качества вуза / Е. Б. Гаффорова, Т. И. Елисеева, Т. В. Синдеева // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 48–53. – Библиогр.: 6 назв.

Предложен общий подход к управлению научно-инновационной деятельностью в СМК вуза, которую было предложено рассматривать с двух позиций: как составляющую процессов, характеризующих основные виды деятельности вуза, и как самостоятельный вид деятельности, связанный с выполнением инновационных проектов.

У 3409

50. Дульзон А. А. К проблеме ресурсоэффективности вуза / А. А. Дульзон // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 78–82. – Библиогр.: 24 назв.

Отмечается сокращение бюджетного финансирования, что резко повышает актуальность эффективного использования всех видов ресурсов вуза. Первым шагом на этом пути является создание качественной системы управленческого учета. На ее основе может быть реализована комплексная программа повышения эффективности использования всех видов ресурсов вуза, и прежде всего человеческих ресурсов. Реализация программы ресурсосбережения требует больших организационных усилий и соблюдения рационального баланса интересов.

У 3409

51. Резник С. Д. Система и механизмы управления репутацией высшего учебного заведения / С. Д. Резник, Т. А. Юдина // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 2 (66). – С. 51–57. – Библиогр.: 8 назв.

Репутация любого образовательного учреждения складывается годами, десятилетиями, иногда столетиями. Обосновывается актуальность вопроса о необходимости принятия мер для повышения уровня репутации высшего учебного заведения. Представлена модель системы управления репутацией вуза, а также принципы и механизмы формирования и развития репутации.

У 3409

52. Свиридова Н. В. Эффективность функционирования высших учебных заведений / Н. В. Свиридова // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 83–86. – Библиогр.: 5 назв.

Большинство вузов имеют финансирование за счет бюджетных средств и могут получать дополнительные доходы от внебюджетной деятельности. Предлагается новая группировка по уровням формирования финансовой базы бюджетных учреждений.

См. также № 6, 28, 29, 30, 31

14.01.79   Кадры образования

См. № 23, 48

14.01.85   Автоматизация и автоматизированные системы
в образовании

У3761

53. Звегинцева О. В. Выдать нельзя копировать / О. В. Звегинцева, А. Е. Думбар // Кн. индустрия. – 2010. – № 8 (80). – С. 45–47.

Рассматривается проблема обеспечения каждого студента учебно-методическим комплектом (УМК). Учебники, входящие в комплект, должны быть представлены в электронной форме и введены в ЭБС. Акцентируется внимание на вопросах авторского права в сфере оцифровки учебников.

Д9-10/73008

54. Куклина А. Г. Вопросы применения искусственных нейронных сетей в области образования / А. Г. Куклина // "Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями" : 13-я науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2010. – С. 180–184. – Библиогр.: 7 назв.

Искусственные нейронные сети (ИНС) представляют собой систему соединенных и взаимодействующих между собой простых процессоров (искусственных нейронов), они дают богатые возможности и просты в использовании. Для построения ИНС в  современном образовании более всего пригодна Нейронная сеть Ворда, топология которой характеризуетсятем, что внутренние (скрытые) слои нейронов разбиты на блоки: качество преподавания, качество успеваемости, качество использования бюджета вуза.

14.07   Общая педагогика

14.07.07   Общая теория образования и обучения

У 2837

55. Звонников В. И. Адаптивное тестирование: вчера, сегодня, завтра / В. И. Звонников, М. Б. Челышкова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 8. – С. 14–17. – Библиогр.: 4 назв.

За последние годы традиционное тестирование, осуществляемое с помощью стандартизированных тестов фиксированной длины, трансформируется в современные эффективные формы адаптивного тестирования, базирующегося на новых технологиях конструирования и предъявления тестов. Развитие адаптивного тестирования, его внедрение в практику образования стимулируются современными компьютерными технологиями и различными методами исследования, среди которых следует выделить метод математического моделирования.

14.09 История образования и педагогики. Персоналия

14.09.91   История образования и педагогической мысли в отдельных странах

У 2837

56. Ху Мин. Формы организации учебного процесса в высшей школе Китая в конце XIX – начале XX века / Ху Мин // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 8. – С. 22–24. – Библиогр.: 2 назв.

На основе публикаций в КНР и в России анализируются формы организации учебного процесса в системе высшего образования Китая. 

14.15 Система образования

14.15.07   Принципы организации образования

У 2837

57. Поварич И. П. Каким быть менеджмент-образованию в региональных вузах? / И. П. Поварич, А. О. Акулов // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 8. – С. 39–41. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрены ключевые проблемы и особенности развития менеджмент-образования в региональных вузах, а также факторы, определяющие качество профессиональной подготовки в ценностных ориентациях будущих менеджеров в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты.

14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01   Общие вопросы

У 3409

58. Антропов В. А. Бизнес-образование в структуре федерального университета / В. А. Антропов // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 16–20. – Библиогр.: 9 назв.

Делается вывод о необходимости создания бизнес-школ с уровнями обучения менеджеров (бакалавр – магистр – кандидат наук – доктор наук – PhD [Doctor of Philosophy] – MBA [Master of Business Administration] – DBA [Doctor of Business Administration]).

Р 2899

59. Губарьков С. Инновационное развитие высшей школы России: базовые структуры / С. Губарьков // Проблемы теории и практики упр. – 2010. – № 9. – С. 30–34. – Библиогр.: 3 назв.

Раскрывается структура системы высшего профессионального образования России, способствующая построению инновационной экономики. Представлено современное состояние сети федеральных и национальных исследовательских университетов.

У 3409

60. Иванова А. В. Студенческое предпринимательство в Уральском государственном университете: условия развития и потенциал / А. В. Иванова // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 21–26. – Библиогр.: 5 назв.

Дана оценка существующих в настоящее время условий для развития студенческого бизнеса на основе анализа политических инициатив, инновационной инфраструктуры и ментальных аспектов. Особое внимание уделено сравнительному анализу результатов исследования отношения студентов к предпринимательству в России и Финляндии и выявлению потенциала к развитию малого студенческого бизнеса.

У 3409

61. Кузнецова Е. Ю. Активные формы обучения в уровневой подготовке / Е. Ю. Кузнецова // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 3 (67). – С. 36–40. – Библиогр.: 6 назв.

Обсуждаются активные формы обучения, специфика их применения для разных категорий обучающихся в вузе. Особое внимание уделено современной дистанционной форме обучения. Выявлены проблемы применения активных форм обучения в практике  и поставлены стратегические задачи, которые позволили бы эти проблемы минимизировать. Представлен опыт реализации программы MBA для управленцев высшей квалификации.

См. также № 35

14.35.07   Образование и обучение в высшей профессиональной школе

У 3175

62. Бушуев В. Д. Инновационный и интегративный подходы к организации самостоятельной работы студента / В. Д. Бушуев, С. И. Шелобаев // Соврем. наукоем. технологии. – 2010. – № 8: Материалы Междунар. науч. конф.  Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании, Испания , 2–9 авг. 2010 г.; Приоритетные направления науки, технологий и техники, Египет, 15–22 авг. 2010 г. – С. 141–143.

Освещен опыт инновационной деятельности Автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования "Институт экономики и управления" (АНО ВПО "ИЭУ").

У 3409

63. Заика И. Т. Научно-методические подходы к оценке качества образовательных услуг на основе принципов TQM / И. Т. Заика // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 2 (66). – С. 24–32. – Библиогр.: 11 назв.

Указывается на необходимость реализации процессного и системного подходов в деятельность по самообследованию образовательных программ. Предложены новые подходы к оценке образовательных услуг в сфере высшего образования на основе принципов TQM, что позволит вузу в долгосрочной перспективе продемонстрировать заявленное качество.

У 3409

64. Келлер Н. Л. Интеллектуальная поддержка управленческих решений в вузе (на примере структурных преобразований) / Н. Л. Келлер,
М. Г. Гриф // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 2 (66). –
С. 16–23. – Библиогр.: 14 назв.

Описывается обобщенная типовая модель структурных преобразований в вузе.

Д9-10/73008

65. Шарабаева Л. Ю. Моделирование процесса управления обучением в вузе при внедрении системы управления знаниями / Л. Ю. Шарабаева // "Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления процессами и знаниями" : 13-я науч.-практ. конф.: сб. науч. тр. / Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Ин-т компьютер. технологий. – М., 2010. – С. 378–383. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается внедрение системы управления знаниями (СУЗ) вуза, которая обеспечивает интегрированный подход к созданию, сбору, организации и использованию информационных ресурсов для решения задач обучения и доступу к ним с помощью интерактивной среды субъектов-участников образовательной деятельности. Представлен процесс диагностики качества знаний студентов.

14.35.09   Методика преподавания учебных дисциплин в высшей профессиональной школе

У 2837

66. Шабанов Г. А. Педагогическое сопровождение дистанционного образования студентов вузов / Г. А. Шабанов // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 8. – С. 6–13. – Библиогр.: 2 назв.

Пятилетний опыт организации дистанционного образования, изучение и экспертная оценка деятельности вузов позволяют выделить круг проблем, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели, реализующие дистанционные образовательные технологии. Одна из наиболее значимых проблем – определение контента (содержания учебного материала, дистанционно изучаемого студентами и слушателями). Другая проблема состоит в том, что в образовательном контенте не всегда научно обосновывается оптимальное соотношение изучаемого теоретического материала и практических заданий (упражнений для самостоятельной работы). Единый для всех контент дистанционного образования не позволяет студентам получать профессионально ориентированные знания, дополнительную учебную информацию, выбирать содержание дисциплин, наиболее полно соответствующее их индивидуальным познавательным интересам.

14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах

Р 16

67. Орусова О. В. Современные тенденции развития высшего образования в Японии / О. В. Орусова // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2010. –
№ 8. – С. 64–69. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются основные элементы системы образования Японии, при этом акцентируется внимание на системе высшего образования, ее преимуществах и недостатках, тенденциях ее реформирования и модернизации в условиях высокой конкуренции мировых систем образования. Главными составляющими выделены процессы интернационализации и глобализации образовательной системы Японии.

  
На главную