12 Науковедение
12.01
Общие вопросы науковедения
12.01.73
Статистика науки
У 1465
27. Мохначева Ю. В. Российско-Белорусское научное
сотрудничество: библиометрический анализ текущего состояния и перспектив
развития /
Ю. В. Мохначева // Информ. ресурсы России. – 2010. – № 5. – С. 11–15. –
Библиогр.: 18 назв.
Представлен библиометрический анализ состояния и перспектив
развития российско-белорусского научного сотрудничества за последние 10 лет по
различным индикаторам: динамические характеристики публикационной активности,
цитируемости, среднего и суммарного импакт-фактора, степени участия фондов
поддержки научных исследований.
12.41
Организация науки. Политика в области науки
12.41.31 Организация,
управление, планирование и прогнозирование
исследований в научных учреждениях и коллективах
У 3055
28. Штенников В. Н. Результат научно-технической
деятельности (РНТД) как научное произведение / В. Н. Штенников // Биржа
интеллектуал. собственности. – 2010. – Т. IX, № 10. – С. 29–33. – Библиогр.:
15 назв.
Отмечается, что основным источником финансирования разработок
является, как правило, государство. Таким образом, эффективная охрана и
коммерциализация результатов научно-технической деятельности имеет для него
первостепенное значение. Делается вывод, что РНТД можно рассматривать как
научные произведения с вытекающими последствиями в части их правовой защиты.
12.41.33
Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
Д9-11/73717
29. Кукушкина В. В. Организация научно-исследовательской
работы студентов (магистрантов): учеб. пособие / В. В. Кукушкина. – М.:
ИНФРА-М, 2011. – 264 с. – (Высшее образование). – Библиогр.: 14 назв. – ISBN
978-5-16-004167-4.
Описаны цели и задачи научно-исследовательской работы студентов
(НИРС). Раскрываются классификация и методы оценки НИРС. Рассматривается
информационное обеспечение НИРС. Предложены пути совершенствования
научно-исследовательской работы студентов в вузе.
У 3376
30. Формирование системы показателей
оценки качества и эффективности научно-инновационной деятельности вуза / Е. Б.
Гаффорова [и др.] // Нац. интересы, приоритеты и безопасность. – 2010. – №
27(84). –
С. 16–22. – Библиогр.: 3 назв.
Систематизированы показатели оценки эффективности деятельности
вуза, сформирована общая иерархичная структура показателей. Предложен
комплексный подход к формированию показателей и оценке эффективности
научно-инновационной деятельности. Приведена Карта управления
научно-инновационной деятельностью на уровне вуза (фрагмент).
12.41.45
Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
Н/19540 № 15(70)/12/1
31. Владыка М. В. К вопросу о необходимости становления
системы трансфера знаний и технологий на основе инновационного потенциала
ведущих вузов России / М. В. Владыка // Науч. ведомости БелГУ. – 2009. –
№ 15 (70), вып. 12/1. – С. 70–79. – (История Политология Экономика
Информатика).
Указывается на необходимость коммерциализации результатов
научно-технической деятельности и становления системы трансфера знаний и
технологий, то есть перехода от объектной позиции той части инновационной
системы, которая составляет инновационный потенциал. Делается вывод, что
решение проблем трансфера знаний и технологий, а также коммерциализации
результатов научно-технической деятельности вузов, степень их разработанности
и реализации не только не удовлетворяют, но и не соответствуют современному
состоянию инновационного потенциала высшей школы России и национальной
экономики.
У 3376
32. Никулина О. В. Управление инновационным развитием
промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в
регионе / О. В. Никулина, К. И. Шевченко // Нац. интересы, приоритеты и
безопасность. – 2010. – № 28 (85). – С. 38–49. – Библиогр.: 18 назв.
Предложен механизм управления инновационным развитием
промышленного предприятия в условиях формирования инновационных кластеров в
регионе. Данная концепция разработана для реализации проекта, призванного
помочь в формировании научно-методического обеспечения университетского
бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России.
Р 3367
33. "Об инновационном центре "Сколково": Федер. закон РФ
от 28 сент. 2010 г. № 244-ФЗ // ИС. Пром. собственность. – 2010. – № 11. –
С. 68–87.
Приведен текст Закона.
М/66126 № 3
34. Шамарова Г. М. Роль университетов в инновационном
развитии регионов / Г. М. Шамарова // Инновац. развитие экономики России: роль
университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им.
М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 223–228. – Библиогр.: 2
назв.
В вузах России действуют около 100 различных инновационных
структур, при участии вузов создано более 2000 малых инновационных
предприятий, осуществляющих выпуск наукоемкой продукции. Дана развернутая
характеристика инновационного кластера.
См. также № 4, 48, 50, 56, 75, 96
12.41.51
Качество и результативность научной деятельности
Р 16
35. Горбашко Е. А. Обеспечение качества образования в
Санкт-Петербургском университете экономики и финансов: вклад проектов TEMPUS /
Е. А. Горбашко // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2010. – № 9. – С. 52–55.
Рассматривается влияние программы TEMPUS на обеспечение качества
образования в университетах. Показаны возможности создания международных
программ двойных дипломов. Исследована роль международных программ в
функционировании единого европейского образовательного пространства и гарантий
качества образования.
М/66126 № 3
36. Карасева Л. А. Индикаторы конкурентоспособности и
инновационности университетского образования в России / Л. А. Карасева, А. А.
Охрименко // Инновац. развитие экономики России: роль университетов : сб. ст.
по материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон.
фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 377–393. – Библиогр.: 9 назв.
Расширение контингента студентов приводит к ухудшению их
качественного состава, особенно за счет тех, кто обучается на платной основе.
А расширение платного образования неизбежно в условиях недофинансирования
университетов. Например, в Гарвард ежегодно направляется 1,7 млрд долларов.
Экстенсивное развитие университетского образования не привело к повышению
конкурентоспособности и качества высшего образования в стране в целом. В
результате место российских университетов в международных рейтингах остается
низким. Наиболее признанными из таких рейтингов являются: Академический
рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities – ARWU),
публикуемый Институтом высшего образования Шанхайского университета с 2003 г.,
охватывает 500 лучших университетов; Международный рейтинг Приложения по
высшему образованию к газете "Таймс" (Times Higher Education Supplement),
публикуется с 2004 г., составляется для 200 и 500 лучших университетов мира. В
Шанхайском рейтинге МГУ в 2009 г. был на 77 месте, а Санкт-Петербургский
государственный университет в третьей сотне вузов мира. В рейтинге "Таймс" МГУ
был на 155 месте. На первом месте в этих рейтингах – Гарвард.
М/66126 № 3
37. Толкачев С. А. Формирование концептуальных подходов к
оценке конкурентоспособности вуза / С. А. Толкачев // Инновац. развитие
экономики России: роль университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар.
науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3.
– С. 394–400. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматривается разработка и применение методики расчета
конкурентоспособности вуза. Приведена оценка конкурентоспособности вуза с
точки зрения потребителя услуг.
См. также № 84
12.41.53
Экспертиза научной деятельности, аттестация
и аккредитация научных учреждений
Н/18807 № 3/1
38. Об оценке эффективности аспирантуры в области точных
и естественных наук / Б. И. Бедный [и др.] // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И.
Лобачевского. – 2010. – № 3, ч. 1. – С. 11–19. – Библиогр.: 15 назв.
Обсуждается методология оценки деятельности аспирантуры по
подготовке кадров высшей квалификации в области точных и естественных наук.
Анализируется понятие "эффективность" в контексте оценки образовательной и
научно-технической деятельности. Предложены и обоснованы система индикаторов
эффективности аспирантуры, модель и алгоритм расчета специализированного
рейтинга аспирантских программ.
См. также № 72
12.75
Экономика науки
12.75.41
Цена и стоимость научных исследований и разработок
См. № 2
12.75.51
Экономическая эффективность научных исследований
и разработок
См. № 30
12.79 Научные
кадры
12.79.41
Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
См. № 38, 74, 76, 84
|