Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №12 2010 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.01 Общие вопросы экономических наук
06.01.29 Информационная деятельность в области экономических наук
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.12 Организация и управление. Планирование на предприятии
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.25 Научно-технический прогресс на предприятии
06.81.45 Себестоимость. Рентабельность. Прибыль. Ценообразование на предприятии

10 Государство и право. Юридические науки
10.15 Конституционное (государственное) право
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.35.91 Патентное право и право промышленной собственности отдельных стран
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав
10.41.91 Авторское право и смежные права в отдельных странах

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.41.53 Экспертиза научной деятельности, аттестация и аккредитация научных учреждений
12.75 Экономика науки
12.75.41 Цена и стоимость научных исследований и разработок
12.75.51 Экономическая эффективность научных исследований и разработок
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.41 Библиография. Библиографоведение. Общие вопросы
13.41.08 Методика библиографии
13.41.11 Современное состояние библиографии
13.41.52 Библиографическое обслуживание

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.15 Организация и управление в системе образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.37 Стандартизация в научно-информационной деятельности
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.15 Виды источников информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.23 Информационный поиск
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.01 Общие вопросы
20.51.19 Виды информационного обслуживания
20.53 Технические средства обеспечения информационных процессов

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.33 Терминология. Справочная литература. Учебная литература
50.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование
50.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы на предприятиях отрасли
50.05 Теоретические основы программирования
50.05.09 Языки программирования
50.05.13 Технология программирования. Автоматизация программирования.
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.39 Вычислительные сети (ВС)

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства
и рационализаторства
85.01.11 Современное состояние и перспективы развития патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.07 Патентование и патентная политика

Указатель использованных источников

Авторский указатель


12   Науковедение

12.01   Общие вопросы науковедения

12.01.73   Статистика науки

У 1465

27. Мохначева Ю. В. Российско-Белорусское научное сотрудничество: библиометрический анализ текущего состояния и перспектив развития /
Ю. В. Мохначева // Информ. ресурсы России. – 2010. – № 5. – С. 11–15. – Библиогр.: 18 назв.

Представлен библиометрический анализ состояния и перспектив развития российско-белорусского научного сотрудничества за последние 10 лет по различным индикаторам: динамические характеристики публикационной активности, цитируемости, среднего и суммарного импакт-фактора, степени участия фондов поддержки научных исследований.

12.41 Организация науки. Политика в области науки

12.41.31  Организация, управление, планирование и прогнозирование
исследований в научных учреждениях и коллективах

У 3055

28. Штенников В. Н. Результат научно-технической деятельности (РНТД) как научное произведение / В. Н. Штенников // Биржа интеллектуал. собственности. – 2010. – Т. IX, № 10. – С. 29–33. – Библиогр.: 15 назв.

Отмечается, что основным источником финансирования разработок является, как правило, государство. Таким образом, эффективная охрана и коммерциализация результатов научно-технической деятельности имеет для него первостепенное значение. Делается вывод, что РНТД можно рассматривать как научные произведения с вытекающими последствиями в части их правовой защиты.

12.41.33   Научно-исследовательская деятельность в высшей школе

Д9-11/73717

29. Кукушкина В. В. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистрантов): учеб. пособие / В. В. Кукушкина. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 264 с. – (Высшее образование). – Библиогр.: 14 назв. – ISBN 978-5-16-004167-4.

Описаны цели и задачи научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Раскрываются классификация и методы оценки НИРС. Рассматривается информационное обеспечение НИРС. Предложены пути совершенствования научно-исследовательской работы студентов в вузе.

У 3376

30.   Формирование системы показателей оценки качества и эффективности научно-инновационной деятельности вуза / Е. Б. Гаффорова [и др.] // Нац. интересы, приоритеты и безопасность. – 2010. – № 27(84). –
С. 16–22. – Библиогр.: 3 назв.

Систематизированы показатели оценки эффективности деятельности вуза, сформирована общая иерархичная структура показателей. Предложен комплексный подход к формированию показателей и оценке эффективности научно-инновационной деятельности. Приведена Карта управления научно-инновационной деятельностью на уровне вуза (фрагмент).

12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений

Н/19540 № 15(70)/12/1

31. Владыка М. В. К вопросу о необходимости становления системы трансфера знаний и технологий на основе инновационного потенциала ведущих вузов России / М. В. Владыка // Науч. ведомости БелГУ. – 2009. –
№ 15 (70), вып. 12/1. – С. 70–79. – (История Политология Экономика Информатика).

Указывается на необходимость коммерциализации результатов научно-технической деятельности и становления системы трансфера знаний и технологий, то есть перехода от объектной позиции той части инновационной системы, которая составляет инновационный потенциал. Делается вывод, что решение проблем трансфера знаний и технологий, а также коммерциализации результатов научно-технической деятельности вузов, степень их разработанности и реализации не только не удовлетворяют, но и не соответствуют современному состоянию инновационного потенциала высшей школы России и национальной экономики.

У 3376

32. Никулина О. В. Управление инновационным развитием промышленных предприятий в условиях формирования инновационного кластера в

регионе / О. В. Никулина, К. И. Шевченко // Нац. интересы, приоритеты и безопасность. – 2010. – № 28 (85). – С. 38–49. – Библиогр.: 18 назв.

Предложен механизм управления инновационным развитием промышленного предприятия в условиях формирования инновационных кластеров в регионе. Данная концепция разработана для реализации проекта, призванного помочь в формировании научно-методического обеспечения университетского бизнес-инкубатора для реализации инновационных проектов Юга России.

Р 3367

33. "Об инновационном центре "Сколково": Федер. закон РФ от 28 сент. 2010 г. № 244-ФЗ // ИС. Пром. собственность. – 2010. – № 11. –
С. 68–87.

Приведен текст Закона.

М/66126 № 3

34. Шамарова Г. М. Роль университетов в инновационном развитии регионов / Г. М. Шамарова // Инновац. развитие экономики России: роль университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 223–228. – Библиогр.: 2 назв.

В вузах России действуют около 100 различных инновационных структур, при участии вузов создано более 2000 малых инновационных предприятий, осуществляющих выпуск наукоемкой продукции. Дана развернутая характеристика инновационного кластера.

См. также №  4, 48, 50, 56, 75, 96

12.41.51   Качество и результативность научной деятельности

Р 16

35. Горбашко Е. А. Обеспечение качества образования в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов: вклад проектов TEMPUS / Е. А. Горбашко // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2010. – № 9. – С. 52–55.

Рассматривается влияние программы TEMPUS на обеспечение качества образования в университетах. Показаны возможности создания международных программ двойных дипломов. Исследована роль международных программ в функционировании единого европейского образовательного пространства и гарантий качества образования.

М/66126 № 3

36. Карасева Л. А. Индикаторы конкурентоспособности и инновационности университетского образования в России / Л. А. Карасева, А. А. Охрименко // Инновац. развитие экономики России: роль университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 377–393. – Библиогр.: 9 назв.

Расширение контингента студентов приводит к ухудшению их качественного состава, особенно за счет тех, кто обучается на платной основе. А расширение платного образования неизбежно в условиях недофинансирования университетов. Например, в Гарвард ежегодно направляется 1,7 млрд долларов. Экстенсивное развитие университетского образования не привело к повышению конкурентоспособности и качества высшего образования в стране в целом. В результате место российских университетов в международных рейтингах остается низким. Наиболее признанными из таких рейтингов являются: Академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities – ARWU), публикуемый Институтом высшего образования Шанхайского университета с 2003 г., охватывает 500 лучших университетов; Международный рейтинг Приложения по высшему образованию к газете "Таймс" (Times Higher Education Supplement), публикуется с 2004 г., составляется для 200 и 500 лучших университетов мира. В Шанхайском рейтинге МГУ в 2009 г. был на 77 месте, а Санкт-Петербургский государственный университет в третьей сотне вузов мира. В рейтинге "Таймс" МГУ был на 155 месте. На первом месте в этих рейтингах – Гарвард.

М/66126 № 3

37. Толкачев С. А. Формирование концептуальных подходов к оценке конкурентоспособности вуза / С. А. Толкачев // Инновац. развитие экономики России: роль университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 394–400. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается разработка и применение методики расчета конкурентоспособности вуза. Приведена оценка конкурентоспособности вуза с точки зрения потребителя услуг.

См. также № 84

12.41.53   Экспертиза научной деятельности, аттестация
и аккредитация научных учреждений

Н/18807 № 3/1

38. Об оценке эффективности аспирантуры в области точных и естественных наук / Б. И. Бедный [и др.] // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 3, ч. 1. – С. 11–19. – Библиогр.: 15 назв.

Обсуждается методология оценки деятельности аспирантуры по подготовке кадров высшей квалификации в области точных и естественных наук. Анализируется понятие "эффективность" в контексте оценки образовательной и научно-технической деятельности. Предложены и обоснованы система индикаторов эффективности аспирантуры, модель и алгоритм расчета специализированного рейтинга аспирантских программ.

См. также № 72

12.75 Экономика науки

12.75.41   Цена и стоимость научных исследований и разработок

См. №  2

12.75.51   Экономическая эффективность научных исследований
и разработок

См. № 30

12.79 Научные кадры

12.79.41   Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

См. № 38, 74, 76, 84

  
На главную