14 Народное
образование. Педагогика
14.01
Общие вопросы народного образования
и педагогики
14.01.11
Современное состояние и перспективы развития
образования и педагогики
Р 3100
43. Александров А. А. МГТУ им. Н. Э. Баумана –
исследовательский университет техники и технологий / А. А. Александров //
Высш. образование в России. – 2010. – № 10. – С. 3–9.
В ноябре 2009 г. МГТУ им. Н. Э. Баумана установлена категория
национального исследовательского университета техники и технологий, что
предполагает гарантии бюджетного финансирования, рост внебюджетных средств по
договорам с предприятиями и организациями, формирование целевого капитала,
участие в пополнении бюджета вуза попечительских советов и заинтересованных
спонсоров, оснащение передовым научно-лабораторным оборудованием, повышение
квалификации профессорско-преподавательского состава, разработку
образовательных программ на основе автономно устанавливаемых образовательных
стандартов и требований. Освещены история, современное состояние и перспективы
развития университета.
М/66126 № 3
44. Васильев М. В. Российские университеты и российская
экономика: каким будет следующий шаг на инновационном пути? / М. В. Васильев
// Инновац. развитие экономики России: роль университетов : сб. ст. по
материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон.
фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 235–237.
Перечислены стадии инновационного процесса: 1. Создание
инноваций; 2. Фундаментальные исследования (Прикладные исследования,
Опытно-конструкторские разработки, Внедрение); 3. Коммерциализация (Первые
продажи, Рост продаж, Замедление роста, Спад продаж). Рассмотрены направления
развития университетских инноваций: разработка системы достойного и
непрерывного финансирования интеллектуального труда; создание и внедрение
соответствующих учебных программ и курсов; разработка моделей
межуниверситетского взаимодействия; разработка механизмов вхождения
университетов на инновационный рынок.
Р 3357
45. Гортышов Ю. Ф. КГТУ им. А. Н. Туполева – национальный
исследовательский университет / Ю. Ф. Гортышов, Н. Г. Багаутдинова // Рос.
предпринимательство. – 2010. – № 10, вып. 1. – С. 4–9. – Библиогр.: 3 назв.
Представлены основные этапы становления Казанского
государственного технического университета им. А. Н. Туполева как одного из
научных и образовательных центров РФ и Республики Татарстан, сформулированы
направления его развития как национального исследовательского университета.
М/66126 № 3
46. Калмычкова Е. Н. Болонский процесс и проблемы
модернизации экономики / Е. Н. Калмычкова, О. М. Дюсуше // Инновац. развитие
экономики России: роль университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар.
науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3.
– С. 642–649. – Библиогр.: 23 назв.
Разделение вузов страны на национальные, федеральные и
научно-исследовательские; возможность более широко распоряжаться своей
самостоятельностью; сотрудничество вузов внутри страны, а также в мире.
Приглашение ведущих западных ученых ( в том числе и соотечественников,
уехавших за рубеж в 90-е гг.). Бизнес-школы, предлагающие специализированное
высшее образование по программам Магистр делового администрирования (МДА,
МВА).
Р 3100
47. Лазарев Г. И. Консорциум вузов сервиса как форма
сетевого партнерства / Г. И. Лазарев // Высш. образование в России. – 2010. –
№ 10. –
С. 10–18. – Библиогр.: 7 назв.
Рассмотрены задачи организации консорциума вузов, намечены пути
их реализации. Сделан акцент на международное сотрудничество.
М/66126 № 3
48. Макиров К. К. Инновационный комплекс высшей школы
России / К. К. Макиров // Инновац. развитие экономики России: роль
университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им.
М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 229–234. – Библиогр.: 4
назв.
Инновационная инфраструктура определяется как совокупность
субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты,
вузы, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, наукограды,
технологические парки, парки информационных технологий, особые экономические
зоны, фонды венчурных инвестиций, центры коллективного пользования и др.).
Представлена структура инновационного комплекса.
Р 16
49. Новости образования в России // Alma mater: вестн.
высш. шк. – 2010. – № 10. – С. 3–10.
Приведены материалы парламентских слушаний на тему "О проекте
нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации",
состоявшихся в октябре 2010 г. Представлены наиболее значимые новеллы проекта
"Об образовании": сейчас и как будет (система уровней образования
[образовательных цензов], классификация программ, типы и виды образовательных
организаций, новые экономические институты в сфере образования, высшее
образование, дополнительное образование).
У 3103
50. Савзиханова С. Э. Формирование единого
информационно-коммуникативного пространства системы образования региона / С.
Э. Савзиханова // Регионал. экономика: теория и практика. – 2010. – № 37
(172). – С. 17–20. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматривается создание Инновационно-образовательного комплекса
(консорциума) республик Северо-Кавказского региона (ИОКРСК) в форме сетевой
виртуальной организации с распределенной структурой, осуществляющей свою
деятельность , сочетая традиционную и электронную формы.
М/66126 № 3
51. Ульянова М. Е. Развитие и продвижение программ
двойных дипломов на российском рынке образовательных услуг / М. Е. Ульянова //
Инновац. развитие экономики России: роль университетов : сб. ст. по материалам
Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М.,
2010. – Т. 3. – С. 460–465.
Описан опыт Экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
по реализации программы двух дипломов на бакалаврском и на магистерском
уровнях.
Р 16
52. Фирсов Г. А. Закон Российской Федерации "Об
образовании": прошедшее, настоящее, будущее / Г. А. Фирсов, М. Г. Сергеева //
Alma mater: вестн. высш. шк. – 2010. – № 10. – С. 17–23.
Проанализирован действующий ФЗ "Об образовании", внесены
предложения и пожелания в будущий вариант законодательного акта с учетом
инновационных процессов в образовании, непрерывного образования.
14.01.17
Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
Р 16
53. Зарипова В. М. Формирование комплексной
информационной системы вуза на основе опыта европейских университетов / В. М.
Зарипова, Н. Ю. Кожевникова // Alma mater: вестн.
высш. шк. – 2010. – № 9. – С. 42–48. – Библиогр.: 7 назв.
Показан опыт построения информационной инфраструктуры вуза в
рамках реализации международных проектов Tempus, выдвигается задача гибкого
распределения ресурсов вуза для поддержки многоуровневой образовательной
системы и формирования индивидуальной траектории обучения студента.
Рассмотрены вопросы формирования инновационной системы непрерывного
образования на основе выполнения поисковых творческих задач с элементами
научного исследования.
Р 16
54. Ковтун Е. Н. Европейский формат российских
образовательных программ / Е. Н. Ковтун // Alma mater: вестн. высш. шк. –
2010. – № 9. –
С. 38–42.
Излагаются результаты работы по проекту RHUSTE "Модель
построения основных образовательных программ по гуманитарным направлениям
подготовки на основе методологии Tuning-ECTS для реализации принципов
Болонского процесса в России", осуществленному в 2007–2008 гг. рядом ведущих
российских вузов во главе с МГУ им. М. В. Ломоносова.
Р 16
55. Олейникова О. Н. Программа Tempus в Российской
Федерации. Что такое программа Tempus? / О. Н. Олейникова // Alma mater:
вестн. высш. шк. – 2010. – № 9. – С. 7–10.
Основная цель программы Tempus – содействие реализации
Болонского процесса и формированию европейского пространства высшего
образования, а также превращение вузов в центральные субъекты формирования
общества, основанного на знаниях, в центры развития человеческих ресурсов.
Характеризуются : типы проектов, совместные проекты, структурные меры,
страны-участники, члены консорциумов, как подать заявку.
М/66126 № 3
56. Сапир Е. В. Международные сети университетов и их
роль в развитии инновационных процессов / Е. В. Сапир // Инновац. развитие
экономики России: роль университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар.
науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3. –
С. 206–214. – Библиогр.: 16 назв.
Обозначены инновационные кластеры: в Европе – "Ла-Манш –
Северное море", Скандинавия и Германия (Штуттгарт – Мюнхен– Дюссельдорф); в
США – кластер Западного побережья (Силиконовая долина, Северо-Каролинский
Треугольный парк) и мегаполис Нью-Йорк; в Японии – регион Шутокен и регион
Кансай; а также передовые инновационные центры мирового класса – Шанхай, Пекин
(Китай), Хайфа (Израиль), Москва, Санкт-Петербург, Томск-Новосибирск (Россия),
Бангалор, Дели (Индия). Рассмотрено участие Ярославского университета им. П.
Г. Демидова в программе "Темпус" и др.
Р 16
57. Шведова С. В. Болонский клуб в России: предпосылки
создания и перспективы развития / С. В. Шведова // Alma mater: вестн. высш.
шк. – 2010. – № 9. – С. 22–24. – Библиогр.: 7 назв.
Анализируются причины и следствия подписания Россией Болонской
декларации, Акцентируется внимание на необходимости более масштабного
продвижения идей Болонского процесса в обществе. Рассматриваются проблемы
создания и утверждения нормативно-правовой базы, регламентирующей основные
процедуры и инструментарий взаимодействия российских и европейских вузов в
рамках Болонского процесса.
См. также № 35
14.01.75
Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования
Н/18789 № 7 (75)
58. Астафьева О. В. Образовательный франчайзинг как
направление предпринимательской деятельности экономического вуза / О. В.
Астафьева // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. –
2010. – № 7 (75). – С. 56–65. – Библиогр.: 5 назв.
В настоящее время университетское предпринимательство позволяет
рассматривать высшее учебное заведение не как коммерческую организацию,
которая продает образовательные услуги и результаты исследований, а как
главного поставщика квалифицированного человеческого капитала, научных,
инновационных, технологических решений.
Р 3357
59. Багаутдинова А. З. Маркетинговая стратегия вуза / А.
З. Багаутдинова // Рос. предпринимательство. – 2010. – № 10, вып. 1. – С.
17–22. – Библиогр.: 1 назв.
Предложен комплекс мер маркетингового воздействия на
потребителей вузовских образовательных услуг. Их реализация позволит решить
задачи стратегического развития вуза за счет увеличения интереса к техническим
специальностям, повышения престижа соответствующих профессий. На примере КГТУ
им. А. Н. Туполева.
Р 3357
60. Багаутдинова Н. Г. Менеджмент качества
образовательных услуг: от кафедры к вузу /
Н. Г. Багаутдинова // Рос. предпринимательство. – 2010. – № 10, вып. 1.
– С. 10–16.
Раскрывается методика формирования системы менеджмента качества
отдельного подразделения (кафедры) образовательной организации с последующим
распространением опыта на весь вуз. Представлены структурированные параментры
(профили) качества образовательных услуг, предоставляемых вузом по группам
потребителей [студенты, потенциальные работодатели, государство и общество,
потребители (профессорско-преподавательский состав, и учебно-вспомогательный
персонал)].
Р 3367
61. Видякина О. Патентная политика университетов для
обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности / О.
Видякина // ИС. Пром. собственность. – 2010. – № 11. – С. 27–33. – Библиогр.:
4 назв.
Проведен анализ зарубежного и российского опыта формирования
патентной политики университетов, предложено собственное определение термина
"патентная политика", разработана модель выявления "узких мест" при внедрении
патентной политики с целью обеспечения коммерциализации результатов
интеллектуальной деятельности.
У 3376
62. Горюнова Е. В. Перспективы развития многоканального
финансирования инновационной деятельности региональных вузов / Е. В. Горюнова
// Нац. интересы, приоритеты и безопасность. – 2010. – № 25 (82). – С. 36–45.
– Библиогр.: 8 назв.
Предложена система показателей, позволяющая неформально
оценивать качество обучения в вузах, что дает возможность эффективно
использовать бюджетные средства и активно привлекать финансовые ресурсы
частных инвесторов. На основе анализа опыта работы российских вузов
подготовлены предложения по совершенствованию законодательной базы российского
образования. Указывается на необходимость четко увязывать
размеры бюджетного финансирования вузов с
результативностью их работы.
М/66126 № 3
63. Пилипенко Р. Е. Университет и частный капитал: плюсы
и минусы коммерциализации / Р. Е. Пилипенко // Инновац. развитие экономики
России: роль университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар. науч.
конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3. –
С. 602–607. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются негативные и положительные моменты взаимосвязи
университета с государством, коммерческими структурами и международными
организациями. Приведен опыт Германии.
М/66126 № 3
64. Плутник Д. А. Выработка стратегии в современных
университетах в контексте глобальных изменений в управлении высшими учебными
заведениями / Д. А. Плутник // Инновац. развитие экономики России: роль
университетов : сб. ст. по материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им.
М. В. Ломоносова, Экон. фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 454–459. – Библиогр.: 3
назв.
Независимость вузов (Япония, Сингапур). Управление вузами через
буферные организации (Великобритания, Индия, Пакистан). Оплата труда
преподавательского состава : договорная (США, Австралия, Канада, ЮАР),
унифицированная национальная шкала оплаты труда преподавателей (Франция,
Великобритания). Стратегический план развития до 2015 г. и Программа развития
до 2020 г. в МГУ. Строительство на острове Русский (Дальний Восток) одного из
самых крупных вузов страны и даже мира. Проект уникален, в том числе по своему
островному расположению.
Р 2899
65. Юмашева И. А. Оценка стоимости объектов
интеллектуальной собственности вузов / И.
А. Юмашева // Проблемы теории и практики упр. – 2010. – № 8. – С.
58–65. – Библиогр.: 9 назв.
Интеллектуальный потенциал вуза разделен на блоки:
профессорско-преподавательский состав и младшие научные сотрудники; студенты,
бакалавры и магистры; интеллектуальный потенциал непосредственно высшего
учебного заведения. Перечислены функции интеллектуального капитала в
деятельности вуза: образовательная – наделение учебно-методических разработок
вуза качественными образовательными свойствами и характеристиками;
инновационная – обеспечение конкурентоспособности вуза на рынке
образовательных услуг; экономическая – обеспечение дополнительного
финансирования деятельности вуза; рекламная – индивидуализация вуза среди
вузов аналогичного профиля. Раскрываются основные направления стоимостной
оценки объектов интеллектуальной собственности (ОИС) в вузах: при передаче или
уступке прав на ОИС; при определении размера вознаграждения авторам ОИС и
лицам, содействующим их применению; для учета и поощрения творческого вклада
преподавателя; оценкой величины ущерба при нарушении прав на ОИС; оценкой
стоимости ОИС в целях бухгалтерского и налогового учета.
14.01.85
Автоматизация и автоматизированные системы
в образовании
Р 3100
66. Иванченко Д. А. Построение информационной
инфраструктуры вуза с применением модели SaaS / Д. А. Иванченко // Высш.
образование в России. – 2010. – № 10. – С. 121–126. – Библиогр.: 4 назв.
Рассматриваются основные преимущества, проблемы и перспективы
построения информационной системы управления учебной и научной деятельностью с
распределенной, децентрализованной инфраструктурой. Применение модели SaaS
(Software as a service) позволяет эффективно использовать ресурсы и потенциал
высших учебных заведений и обеспечить менеджмент учебного заведения удобными и
надежными инструментами планирования, контроля и анализа результатов всех
видов деятельности.
Ж2-10/49521
67. Коленко А. Ю. Организация SCORM в области
электронного и дистанционного образования / А. Ю. Коленко, С. А. Ряднов, Д. Н.
Павлюк // Передовые информ. технологии – новому поколению : материалы регион.
науч.-практ. конф. / НОУ ВПО "Сев.-Кавказ. гуманитар.-техн. ин-т". –
Ставрополь, 2010. – С. 117–119. – Библиогр.: 3 назв.
Описывается стандарт, на основе которого строятся современные
системы электронного и дистанционного образования. Цель проекта SCORM –
разработка стратегии использования обучающих и информационных технологий для
модернизации образования и обучения и обеспечения взаимодействия между
правительством, образованием и бизнесом в стандартизации интерактивного
обучения.
Р 3100
68. Лукашенко М. А. E-Learning: формирование
корпоративной культуры преподавания / М. А. Лукашенко // Высш. образование в
России. – 2010. – № 10. – С. 116–121. – Библиогр.: 4 назв.
Особое внимание уделено подробному рассмотрению технологии
разработки корпоративных ценностей вуза как субъекта рынка образовательных
услуг.
У 3401
69. Львович Я. Е. Проблемы организации и управления в
единой
информационной образовательной среде / Я. Е. Львович, И. Я. Львович,
Н. В. Волкова // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. – 2010. – Т. 6, № 9. –
С. 4–8. – Библиогр.: 3 назв.
Рассмотрен состав базовых сервисов и служб образовательных
порталов: сервисы поиска информации и навигации по ресурсам портала; сервисы
интерактивного общения пользователей портала; сервисы персонификации
индивидуального и корпоративного порталов пользователя; сервисы мониторинга и
статистики; средства (службы) экспорта и импорта информационных и
функциональных ресурсов портала; служба аутентификации и авторизации доступа к
содержимому портала и др.
У 1465
70. Токмаков Д. И. Разнородные образовательные
информационные ресурсы: интеграция и поиск / Д. И. Токмаков // Информ. ресурсы
России. – 2010. – № 5. – С. 24–29. – Библиогр.: 14 назв.
Рассматривается способ интеграции разнородных образовательных
информационных ресурсов, основанный на использовании технологий Semantic Web.
См. также № 78
14.15 Система
образования
14.15.15
Организация и управление в системе образования
Н/18789 № 8 (76)
71. Новиков А. М. Структура управленческой деятельности в
системе образования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков // Образование и наука:
изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. – 2010. – № 8 (76). – С. 20–32. –
Библиогр.: 12 назв.
Перечисляются процессуальные компоненты деятельности,
анализируются условия деятельности и такие ключевые категории как
"организация" и "управление", приводятся постановка и технология решения задач
управления образовательными системами.
14.15.17
Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
У 3055
72. Ковчуго Е. А. Критерии эффективности
исследовательских университетов – те ли они
? / Е. А. Ковчуго // Биржа интеллектуал. собственности. – 2010. – Т.
IX, № 10. – С. 35–44.
Анализируются актуальные проблемы оценки эффективности
деятельности исследовательских университетов, описываются оценочные критерии
эффективности, используемые в отечественной практике и за рубежом, в
частности, рейтинговая оценка исследовательских университетов США, Шанхайский
рейтинг, Рейтинг Webometrics. Представлен Перечень показателей оценки
эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых
установлена категория "национальный исследовательский университет".
14.35 Высшее
профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01
Общие вопросы
Р 16
73. Грудзинский А. О. Университетский трансфер знаний для
устойчивого роста / А. О. Грудзинский, А. Б. Бедный // Alma mater: вестн.
высш. шк. – 2010. – № 9. – С. 25–28.
Рассматривается концепция
треугольника знаний (образование – наука – инновации) как основа
функциональной модели инновационного университета. Раскрывается процесс
формирования системы трансфера знаний в Нижегородском государственном
университете им. Н. И. Лобачевского в контексте выполнения проекта Tempus
"Университетский трансфер знаний для устойчивого роста".
У 3103
74. Матвеева Т. В. Оценка качества дополнительных
образовательных услуг на основе инновационного обеспечения (региональный опыт)
/
Т. В. Матвеева, М. А. Илышева, И. В. Картавченко // Регионал. экономика:
теория и практика. – 2010. – № 37 (172). – С. 10–16. – Библиогр.: 8 назв.
Влияние внедрения компонентов инновационного обеспечения на
основные факторы учебного процесса. Комплексная модель формирования показателя
качества "Оперативная оценка", варианты изменения критерия
"средний балл". Метод "Оценка портфолио", широко используемый во многих
зарубежных странах, в частности, в США.
14.35.07
Образование и обучение в высшей профессиональной школе
Н/18807 № 3/1
75. Гергель В. П. Опыт Нижегородского университета по
подготовке специалистов в области суперкомпьютерных технологий / В. П.
Гергель,
Р. Г. Стронгин // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 3,
ч. 1. – С. 191–199. – Библиогр.: 5 назв.
Создание Суперкомпьютерного консорциума университетов России
(http://www.hpc-russia.ru), учредителями которого стали Московский,
Нижегородский, Томский и Южно-Уральский университеты. Открытие
экспериментальной подготовки по направлению "Информационные технологии".
Подготовка высококвалифицированных специалистов в рамках образовательных
программ магистратуры. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей
вузов в области информационных технологий, интернет-университет
суперкомпьютерных технологий.
Ж2-10/49521
76. Подопригора Н. Б. Технология и этапы разработки
тестовых заданий, применяемых в образовательном процессе вуза / Н. Б.
Подопригора // Передовые информ. технологии – новому поколению : материалы
регион. науч.-практ. конф. / НОУ ВПО "Сев.-Кавказ. гуманитар.-техн. ин-т". –
Ставрополь, 2010. – С. 187–190. – Библиогр.: 5 назв.
Предложена разработка тестов для объективного контроля знаний,
умений, навыков студентов. Приведена сравнительная характеристика тестовых
заданий.
См. также № 11
14.85
Технические средства обучения
и учебное оборудование
14.85.35
Технические средства и учебное оборудование
в высшей профессиональной школе
См. № 17
14.91 Народное
образование и педагогика
в отдельных странах
М/66126 № 3
77. Гурова М. В. Университет как один из основных
элементов национальной стратегии интеллектуальной собственности / М. В. Гурова
// Инновац. развитие экономики России: роль университетов : сб. ст. по
материалам Третьей Междунар. науч. конф. / МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон.
фак. – М., 2010. – Т. 3. – С. 250–255. – Библиогр.: 3 назв.
Дана характеристика объектов интеллектуальной собственности
(ИС). Раскрывается изучение национальной стратегии ИС в Японии. Стратегия ИС
Японии представляет собой совокупность четырех основных направлений действия:
создание, использование, защита ИС, а также развитие человеческих ресурсов.
|