Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2010 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозирование и планирование экономики. Экономические циклы и кризисы
06.52.41 Экономическое развитие отдельных групп стран
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.56 Общественно-экономическая структура
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.12 Организация и управление. Планирование на предприятии

10 Государство и право. Юридические науки
10.15 Конституционное (государственное) право
10.19 Информационное право
10.21 Финансовое право
10.23 Предпринимательское право
10.41 Авторское право и смежные права

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.21 Наука и общество. Социология науки
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.51 Методика и техника исследовательской работы
12.91 Наука и научно-исследовательская работа в отдельных странах

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.71 Архивное дело. Архивоведение

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование

16 Языкознание
16.31 Прикладное языкознание

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.15 Организация информационной деятельности
20.17 Документальные источники информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.23 Информационный поиск
20.51 Информационное обслуживание

28 Кибернетика
28.19 Теория кибернетических систем управления
28.23 Искусственный интеллект

49 Связь
49.33 Сети и узлы связи
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.05 Теоретические основы программирования
50.10 Устройства ввода-вывода
50.33 Цифровые вычислительные машины и вычислительные комплексы (ВК)
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.39 Вычислительные сети (ВС)
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей

71 Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание
71.01 Общие вопросы внутренней торговли

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.79 Кадры
81.81 Контроль и управление качеством
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы

82 Организация и управление
82.05 Теория и методология управления
82.13 Государственное и административное управление
82.33 Стратегический менеджмент. Стратегическое планирование

83 Статистика
83.33 Социальная статистика

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.31 Изобретательство и рационализаторство

Указатель использованных источников

Авторский указатель


12  Науковедение

12.01  Общие вопросы науковедения

12.01.11  Современное состояние и перспективы развития  
науковедения

Д9-09/64004

18. Ваганов А.Г. «Одногорбая» наука: о некоторых закономерностях регионального распределения научного потенциала в России/ А. Г. Ваганов // Наука в условиях глобализации: сб. ст. / под ред. А.Г. Аллахвердяна [и др.]. – М., 2009. – Библиогр.: 24 назв.

В 2003 г., в рамках программы «Информационная революция» Национального совета по разведке США, влиятельная RAND Corp. представила отчет: «Глобальный курс информационной революции: общие вопросы и региональные различия». По мнению экспертов RAND Corp., большая часть новой деловой активности сегодня сконцентрирована в географических «кластерах» Северная Америка, Европа и отдельные части Азиатско-Тихоокеанского региона. Причем подобное деление сохранится в ближайшие 15–20 лет. В упомянутом отчете Россия практически не представлена – ни в позитивном , ни в негативном контексте. Говорится о концентрации науки и научных кадров в Москве и Ленинграде, о перераспределении научно- технического потенциала на Восток и Юго-Восток, создании Новосибирского академгородка. Приведена таблица распределения публикаций по городам мира (данные 1998 г.). Отмечается негативное действие ФЗ № 95, который практически лишил местные власти права самостоятельной инициативы в сфере науки, инноватики и высшего профессионального образования.

12.01.73  Статистика науки

Д9-09/64004

19. Маршакова-Шайкевич И.В. Место России в научном сотрудничестве десяти новых стран-членов Европейского союза/ И. В. Маршакова-Шайкевич // Наука в условиях глобализации: сб. ст. / под ред. А. Г. Аллахвердяна [и др.]. – М., 2009. – Библиогр.: 5 назв.

Приведены данные библиометрического анализа вклада России в развитие мировой науки в период 1991–2002 гг.

См. также № 40, 58, 65

12.01.85  Автоматизация и автоматизированные системы
в области науковедения

У 1154

20. Создание ВИНИТИ – заслуга академика А. Н. Несмеянова/ Р. С. Гиляревский, А. И. Черный // НТИ. Сер.1, Орг. и методика информ. работы. –
2009. – № 12. – С. 26–27

К 110-летию со дня рождения академика А. Н. Несмеянова. Отмечается его роль в создании ВИНИТИ, реферативных изданий, а также градообразующих комплексов, получивших название наукоградов – Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна), Научный центр биологических исследований (г. Пущино) и Центр химико-физических исследований (г. Черноголовка).

См. также № 65

12.21  Наука и общество. Социология науки

12.21.35  Наука, культура и образование

Д9-09/64004

21. Китова Г.А. Мировой опыт и российская практика интеграции науки и образования/ Г. А. Китова // Наука в условиях глобализации: сб. ст. / под ред. А. Г. Аллахвердяна [и др.]. – М., 2009. – С. 320–344. – Библиогр.: 34 назв.

Примеры поддержки интеграционных процессов в СССР. Правовые проблемы развития интеграционных процессов ( нормы действующего российского законодательства продолжают разделять научную и образовательную деятельность, основные задачи согласования Закона об интеграции с действующим законодательством). Масштабы и механизмы финансирования (внутренние затраты на исследования и разработки в России – 17 095,0 млн долл. (отставание от США – в 18, Японии – 7, Германии – 3,6 раза); внутренние затраты на ИиР в секторе высшего образования в расчете на одного исследователя – 12,7 тыс. долл. (ниже, чем в Нидерландах почти в 20 раз, США – 12, Китае – 4 раза). Необходимость непрерывного образования, интегрированного с наукой.

12.41  Организация науки. Политика в области науки

12.41.45  Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений

Д9-09/64605

22. Инновационное развитие регионов – зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) / под ред. А. П. Лунева, И. Ю. Петровой. – Астрахань: Изд. дом «Астрах. ун-т», 2009. – 139 с.: ил, табл. – Библиогр.: 54 назв. – ISBN 978-5-9926-0278-4.

Работа выполнена по материалам Международного проекта JEP 26108 2005 «Network for universities and enterprises cooperation (NEUC)», выполняемых в рамках программы «Tempus (Tasis)» консорциумом университетов Юга России. Описаны основные принципы регулирования инновационной деятельности в странах Евросоюза (Франции, Великобритании, Германии, Бельгии, Финляндии), роль университетов и взаимодействие их с предприятиями. Показана ключевая роль активной региональной инновационной политики. Даны основные понятия и термины инновационной деятельности, представлены сведения о существующих технологических укладах. Анализируется модель инновационного развития региона в России ( Астраханская область). Раскрывается значение Каспийского международного университетского комплекса как центрального звена инновационной инфраструктуры региона.

12.41.51  Качество и результативность научной деятельности

Д9-09/64044

23. Богомолов А.А. Разработка системы критериев оценки качества электронных образовательных ресурсов основного общего образования/
А. А. Богомолов // Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные бизнес системы»: материалы конф., 25 апр. 2009 г. / Моск. физ.-техн. ин-т (гос. ун-т). – М., 2009. – С. 66–69.

Раскрывается использование информационных технологий в образовательном процессе. Отмечается, что качество электронных образовательных ресурсов (ЭОР) определяется следующими принципами: интерактивность, мультимедийность, адаптивность, коммуникативность. Предлагается применять на практике системы критериев оценки качества ЭОР основного общего образования, доступ к которым предоставляется на портале ФЦИОР (Федерального центра информационных образовательных ресурсов).

Д9-09/64044

24. Бабешко В.Н. Структура показателей качества реализации образовательного процесса с участием бизнес-заказчика/ В. Н. Бабешко // Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные бизнес системы»: материалы конф., 25 апр. 2009 г. / Моск. физ.-техн. ин-т (гос. ун-т). – М., 2009. – С. 40–42.

Разработан инструментарий оценки качества, позволяющий всесторонне отслеживать в динамике различные показатели качества учебного процесса со степенью детализации до отдельного учебного мероприятия, и при необходимости вносить коррективы в учебный процесс.

Д9-09/64004

25. Голиченко О.Г. Наука в российской национальной инновационной системе: проблемы и факторы развития/ О. Г. Голиченко // Наука в условиях глобализации: сб. ст. / под ред. А.Г. Аллахвердяна [и др.]. – М., 2009. – С. 174–194. – Библиогр.: 7 назв.

Наука – стратегический источник развития общества, основанного на знаниях. Рассмотрены результативность и масштабы производства знаний, факторы масштабов и результативности науки, оптимизация деятельности науки. Раскрыты проблемы финансирования государственных научных организаций, взаимодействие госсектора науки и бизнеса.

Д9-09/64044

26. Щетинина Д.С. Модель оценки качества образовательных услуг для корпоративного университета/ Д. С. Щетинина // Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные бизнес системы»: материалы конф., 25 апр. 2009 г. / Моск. физ.-техн. ин-т (гос. ун-т). – М., 2009. – С. 159–162. – Библиогр.: 3 назв.

Приведены структура модели и алгоритм оценки качества образовательных услуг. Непосредственная оценка качества осуществляется с применением специальных квалиметрических шкал.

12.51  Методика и техника исследовательской работы

12.51.85  Автоматизация научных исследований

Д9-09/64004

27. Мирская Е.З. Глобальные информационно-коммуникационные технологии как инструмент модернизации современной российской науки/ Е. З. Мирская // Наука в условиях глобализации: сб. ст. / под ред. А. Г. Аллахвердяна [и др.]. – М., 2009. – С. 270–308. – Библиогр.: 17 назв.

Использование в науке современных интернет-технологий непрерывно растет. Но можно ли то же самое утверждать об их воздействии на результаты научной деятельности? Сказывается ли их влияние на обычных, традиционных показателях успешности ученых? Есть ли какие-либо реальные свидетельства о радикальных изменениях в глубинных механизмах производства научного знания? Ответы на эти вопросы представлены на основании конкретных данных трех последовательных эмпирических исследований-пилотажей, проведенных автором в 1995, 1998 и 2001–2002гг.

12.91  Наука и научно-исследовательская работа
в отдельных странах

См. № 22

  
На главную