14 Народное образование.
Педагогика
14.01 Общие вопросы народного
образования и педагогики
14.01.75 Экономика,
организация, управление,
планирование и прогнозирование образования
У 2328
30. Абрамов И.В. База данных для определения
конкурентоспособного потенциала кафедры вуза/ И. В. Абрамов, Н. А.
Александрова // Вестн. Ижев. гос техн. ун-та. – 2009. – № 3 (43). – С.
154–157. – Библиогр.: 5 назв.
Анализируется опыт определения весовых значений показателей
отечественных и зарубежных рейтингов вузов. БД кафедры «Управление качеством»
ИжГТУ отражена в удобном для пользователя виде с применением аналитической
программы MATLAB и отражает значение 35 показателей. Отражены показатели
рейтингов: Шанхайского, THES-QS, Webometrics.
У 3779
31. Корчагина Н.А. Образовательные кластеры как основа
повышения конкурентоспособности учебных заведений/ Н. А. Корчагина //
Прикаспийс. журн.: упр. и высокие технологии. – 2009. – № 3(7). – С. 78–84. –
Библиогр.: 11 назв.
Рассматривается использование кластеров в зарубежных вузах,
указывается на необходимость их применения в российских образовательных
учреждениях. Под кластерами понимается группа географически локализованных
взаимосвязанных компаний – поставщиков оборудования, специализированных услуг,
инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других
организаций, дополняющих друг друга и, что самое главное, усиливающих свои
конкурентные преимущества.
У 2837
32. Моложавенко В.Л. Конкурентоспособность
университетского комплекса/ В. Л. Моложавенко // Высшее образование сегодня. –
2009. –
№ 12. – С. 49–52. – Библиогр.: 6 назв.
Представлен анализ процесса
интеграции в сфере профессионального образования как одного из закономерных
следствий общих тенденций современного периода: сокращение доли
государственного финансирования; роста числа студентов; диверсификации как
потребности в новых формах обучения
и учебных программах. Показана значимость региональных университетских
комплексов в системе профессионального образования и определена основная их
ориентация на конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Приведен
относительный показатель конкурентоспособности ведущих вузов региона:
интеллектуальный, социально-культурный, материально-технический.
Р 3534
33. Савенкова Ю.С.
Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических
условиях/ Ю. С. Савенкова, А. А. Советкина // Вопр. образования. – 2009. – №
4. – С. 182–198. – Библиогр.: 8 назв.
Систематизированы факторы, влияющие на конкурентоспособность
вузов в современных рыночных условиях; исследованы ожидания потребителей
образовательных услуг. Описана модель конкурентоспособности вуза с
использованием методов маркетингового управления, а также метод оценки
конкурентоспособности вуза.
См. также № 57
14.01.79 Кадры
образования
М/65679 № 3
34. Методическое и информационно-аналитическое
обеспечение мониторинга штатной численности и организации оплаты труда
работников вузов в системе Рособразования в условиях новой системы оплаты
труда/ А. Е. Зверев [и др.] // Информ. средства и технологии : тр. XVII
междунар. науч.-техн. конф. / Моск. энергет. ин-т (техн. ун-т), Моск. гос.
технол. ун-т «СТАНКИН». – М., 2009. – Т. 3: Информационные технологии в
инженерном и экономическом образовании. Управление и информатика в технических
системах. – С. 184–190. – Библиогр.: 1 назв.
Описан переход на новую систему оплаты труда с декабря 2008 г.
работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе учреждений высшего
профессионального образования.
14.01.85 Автоматизация
и автоматизированные системы
в образовании
Ж2-09/47823
35. Web-технологии в локальной компьютерной сети/ И. А.
Чурилов [и др.] // Инновац. подходы к образовательной деятельности в школе и
вузе : материалы 2-й Межвуз. науч.-практ. конф., 19–20 нояб. 2009 г. / М-во
образования Перм. края, ГОУ ВПО «Перм. гос. фармацевт. акад. Федер. агентства
по здравоохранению и социальному развитию». – Пермь, 2009. – С. 226–228.
Описана локальная сеть Пермской государственной фармацевтической
академии, включающая комплекс электронных учебников, методических пособий,
тестов, статей, справочников. Оптимальной формой представления информации в
этом комплексе являются web-страницы в формате HTML. Успешно применяется
компьютерная программа тестирования студентов. Для создания гипертекстовых
версий учебников достаточно знания языков разметки HTML и CSS.
М/65679 № 3
36. Артемов Д.В.
Использование технологий дистанционного образования в учебном процессе/ Д. В.
Артемов // Информ. средства и технологии : тр. XVII междунар. науч.-техн. конф.
/ Моск. энергет. ин-т (техн. ун-т), Моск. гос. технол. ун-т «СТАНКИН». – М.,
2009. – Т. 3: Информационные технологии в инженерном и экономическом
образовании. Управление и информатика в технических системах. – С. 10–13. –
Библиогр.: 3 назв.
Описан программный комплекс с открытым кодом «Moodle», который
является специализированной системой управления учебным процессом (Learning
management system – LMS), предназначенной для использования в сети Интернет.
У 3834
37. Забровский А.Л. Система интерактивного обучения в
сети Интернет/ А. Л. Забровский // Ученые записки . – 2009. – № 9(103). – С.
63–
65. – (Естественные и технические науки). – Библиогр.: 6 назв.
Описана система интерактивного обучения Петрозаводского
государственного университета, которая была протестирована и запущена в
эксплуатацию в феврале 2009 года. Данная система предоставляет возможность
использовать новые средства обучения, такие как видеолекции с возможностью
показа презентаций и обсуждением тем в реальном режиме времени в
образовательном процессе. Используются протоколы (RTP/RTSP) передачи аудио- и
видеоданных.
М/65679 № 3
38. Заварзина В.С. Исследование и разработка методов
генерации задач для систем автоматизированного контроля знаний/ В. С.
Заварзина // Информ. средства и технологии : тр. XVII междунар. науч.-техн.
конф. / Моск. энергет. ин-т (техн. ун-т), Моск. гос. технол. ун-т «СТАНКИН». –
М., 2009. – Т. 3: Информационные технологии в инженерном и экономическом
образовании. Управление и информатика в технических системах. – С. 64–69. –
Библиогр.: 5 назв.
Рассматривается автоматизированная система контроля знаний (АСКЗ).
Предусматриваются системы тестирования и системы генерации. Взаимодействие
между этими системами может происходить как в локальном виде (без
использования Интернета), так и в сетевом (с использованием Интернета). Модели
задач и генерируемые по ним задачи представляются средствами XML. Синтаксис
соответствующих приложений XML описывается средствами языка XML-Schema.
М/65679 № 2
39. Иванченко Л.С. Повышение качества контроля знаний
студентов при дистанционном обучении за счет использования интеллектуальной
модульной вычислительной системы/ Л. С. Иванченко, Н. В. Суханова // Информ.
средства и технологии : тр. XVII междунар. науч.-техн. конф. / Моск. энергет.
ин-т (техн. ун-т), Моск. гос. технол. ун-т «СТАНКИН». – М., 2009. – Т. 2:
Цифровая обработка сигналов. Информатизация в машиностроении. Вычислительные
системы и сети. – С. 103–107. – Библиогр.:
4 назв.
Предлагается последовательная
организация двух независимых процессов. 1-й процесс служит для преобразования
поступившего ответа, т.е. предложения, с естественного языка на формальный
мета-язык. 2-й процесс выполняется на искусственной нейронной сети (ИНС). ИНС
выполняет оценку соответствия данного студентом и правильного ответа. Освещен
проект «Устройство контроля знаний», разработанный в ГОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН».
У 1650
40. Мальшаков Г.В. Автоматизация процессов управления в
вузе на основе CALS-технологий/ Г. В. Мальшаков // Вестн. МАИ. – 2009. – Т.
16, № 3. – С. 77–84. – Библиогр.: 8 назв.
Проведен анализ существующих средств автоматизации вуза.
Предложены модели жизненных циклов разработки подсистем автоматизации и их
объединения. На основе методологии создания протоколов применения STEP
разработан прикладной протокол автоматизации процессов управления вуза. В
качестве средств поддержки CALS были разработаны на языке VBScript синтезатор,
анализатор и загрузчик EXPRESS-схем.
У 3779
41. Петрова И.Ю. Методика расчета базовых показателей
читабельности тестовых материалов на основе экспертных оценок/ И. Ю. Петрова,
С. В. Окладникова // Прикаспийс. журн.: упр. и высокие технологии. – 2009. – №
3(7). – С. 85–95. – Библиогр.: 7 назв.
Рассматривается необходимость оценки читабельности тестовых
материалов. С учетом конструктивных особенностей тестовых вопросов
предлагается номенклатура единичных показателей оценки читабельности их
формулировок и методика расчета базовых показателей на основе экспертных
оценок. Тестовые материалы (ТМ) представляют собой контрольно-измерительный
учебный материал, усвоение которого зависит от сложности текста, а понимание –
от составляющих его компонентов, например, количества и длины слов,
используемых сокращений, иностранных символов, математических формул и т.п.
М/65679 № 1
42. Пителинский К.В. Сайт как важная составляющая имиджа
вуза/ К. В. Пителинский, Ю. В. Локтюшина // Информ. средства и технологии : тр.
XVII междунар. науч.-техн. конф. / Моск. энергет. ин-т (техн. ун-т), Моск. гос.
технол. ун-т «СТАНКИН». – М., 2009. – Т. 1: Интеллектуализация современных
информационных средств и систем. Компьютеризация процессов обучения и принятия
решений. Математика и ее приложения. – С. 158–162. – Библиогр.: 2 назв.
Приведены показатели качества сайтов вузов, показано значение
профессионалов веб-дизайнеров, собственных рекламных подразделений,
пресс-службы для поддержания имиджа вуза.
У 2361
43. Садыкова В.А. Реализация дидактических принципов при
профессиональном обучении с использованием информационных технологий/ В. А.
Садыкова // Вестн. Каз. технол. ун-та. – 2009. – № 6. – С. 335–340. – Библиогр.:
4 назв.
Рассмотрена специфика реализации классических дидактических
принципов в профессиональном обучении специалистов с использованием
информационной технологии в высшей школе. Показаны значимые различия
соответствия требованиям принципа наглядности и индивидуализации при обучении
с использованием информационных технологий и при традиционном обучении.
Определена педагогическая особенность выбора программных продуктов,
необходимых при профессиональном обучении.
Ж2-09/47823
44. Хамадиярова Т.А. Опыт использования информационных
технологий при организации учебного процесса в вузе/ Т. А. Хамадиярова //
Инновац. подходы к образовательной деятельности в школе и вузе : материалы 2-й
Межвуз. науч.-практ. конф., 19–20 нояб. 2009 г. / М-во
образования Перм. края, ГОУ ВПО «Перм. гос. фармацевт. акад. Федер.
агентства по здравоохранению и социальному развитию». – Пермь, 2009. – С.
218–221.
Представлен электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) –
обучающая система комплексного назначения, обеспечивающая полноту и
непрерывность дидактического цикла обучения, включающая в себя теоретический
материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую
деятельность с визуализацией всех действий на компьютере.
Ж2-09/47823
45. Чурилов И.А. Программирование тестов для проверки
знаний учащихся/ И. А. Чурилов // Инновац. подходы к образовательной
деятельности в школе и вузе : материалы 2-й
Межвуз. науч.-практ. конф., 19–20 нояб. 2009 г. / М-во образования Перм. края,
ГОУ ВПО «Перм. гос. фармацевт. акад. Федер. агентства по здравоохранению и
социальному развитию». – Пермь, 2009. – С. 228–231.
Рассмотрен простейший случай, когда оценка выводится сразу по
окончании тестирования и не требуется ее сохранения в архиве. Разобраны
достоинства и недостатки двух способов реализации таких тестов.
М/65679 № 3
46. Щеглов Г.А. Информационная поддержка студенческих
проектов как тренинг PLM-компетенций/ Г. А. Щеглов // Информ. средства и
технологии : тр. XVII междунар. науч.-техн. конф. / Моск. энергет. ин-т (техн.
ун-т), Моск. гос. технол. ун-т «СТАНКИН». – М., 2009. – Т. 3: Информационные
технологии в инженерном и экономическом образовании. Управление и информатика
в технических системах. – С. 156–160.
Приводятся некоторые результаты внедрения элементов системы
управления жизненным циклом изделия (Product lifecycle management. HLM) для
информационной поддержки курсового и дипломного проектирования студентов.
См. также № 96
14.35 Высшее профессиональное
образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
У3131
47. Горленко О.А.
Разработка модели подготовки
специалиста в техническом ВУЗе на основе процессного подхода/ О. А. Горленко,
Т. П. Можаева // Вестн. Брян. гос. техн. ун-та. – 2009. – № 4 (24). – С.
122–129. – Библиогр.:
9 назв.
Рассмотрена проблема формирования в техническом вузе на основе
процессного подхода специалистов, отвечающих требованиям рынка труда.
Предложена процессная модель подготовки специалиста в области менеджмента
качества, позволяющая удовлетворить требования и ожидания всех
заинтересованных сторон еще на стадии проектирования образовательной программы
специальности: на макрорынке (государственном рынке образовательных услуг), на
мезорынке (рынке трудовых ресурсов), на микрорынке (рынке профилирующих
вузов).
М/65679 № 3
48. Ефимова С.Н. Модель взаимодействия ИТ-компании и ВУЗа.
Опыт лаборатории Касперского/ С. Н. Ефимова, А. И. Горелова // Информ.
средства и технологии : тр. XVII междунар. науч.-техн. конф. / Моск. энергет.
ин-т (техн. ун-т), Моск. гос. технол. ун-т «СТАНКИН». – М., 2009. –
Т. 3: Информационные технологии в инженерном и экономическом образовании.
Управление и информатика в технических системах. – С. 53–56.
Предложена модель, разработанная ЗАО «Лаборатория Касперского» и
представляющая собой пересечение интересов образовательного учреждения,
ИТ-компании и государства, которые заключаются в стремлении образовательных
учреждений повысить качество образовательного процесса и выпустить
квалифицированные кадры, ИТ-компаний подобрать для себя кадры, государство –
трудоустроить выпускников.
М/65679 № 3
49. Челышев Н.Д. Взаимовыгодное партнерство современного
российского вуза и ИТ-компании/ Н. Д. Челышев // Информ. средства и технологии
: тр. XVII междунар. науч.-техн. конф. / Моск. энергет. ин-т (техн. ун-т),
Моск. гос. технол. ун-т «СТАНКИН». – М., 2009. – Т. 3: Информационные
технологии в инженерном и экономическом образовании. Управление и информатика
в технических системах. – С. 92–93.
Перспективные формы взаимодействия Компании «ФОРС – Центр
разработки» с ведущими вузами страны, учреждениями в сфере подготовки кадров,
научно-исследовательскими институтами.
Р 3534
50. Эфендиев А.Г. Результаты и проблемы подготовки
современного специалиста сквозь призму карьерного роста
выпускников-менеджеров/ А. Г. Эфендиев, Е. С. Балабанова, Е. Б. Галицкий //
Вопр. образования. – 2009. – № 4. – С. 133–152. – Библиогр.: 15 назв.
Анализируются факторы
карьерного успеха выпускников-менеджеров, среди которых особое внимание
обращается на показатели качества образования и соответствие их нынешней
работы полученной специальности. Выявляются сегменты российской бизнес-среды,
в наибольшей степени ориентированные на клановые или, напротив, на
профессионально-квалификационные критерии карьерных продвижений.
Рассматривается соотношение фундаментальных и прикладных знаний в структуре
подготовки и их роль в становлении профессиональной карьеры выпускников.
См. также № 24
14.35.07 Образование и
обучение в высшей
профессиональной школе
У 2361
51. Вишнякова И.В. Концептуальные основы системы
профессиональной подготовки инженеров к управлению интеллектуальной
собственностью (УИС)/ И. В. Вишнякова // Вестн. Каз. технол. ун-та. – 2009. –
№ 6. – С. 354–356.
Рассматриваются результаты готовности к УИС: выраженная
профессиональная направленность, высокий уровень готовности к инновационной
деятельности, развитые коммуникативные и аналитические способности. Вершиной
ожидаемых и возможных результатов является успешная деятельность специалиста в
условиях инновационного производства.
У 2837
52. Галимов А.М. Управление профессиональной подготовкой
студентов вузов на основе повышения качества образования/ А. М. Галимов //
Высшее образование сегодня. – 2009. – № 12. – С. 42–48. – Библиогр.:
14 назв.
Рассматриваются вопросы повышения качества подготовки кадров в
системе высшего образования на основе внедрения в вузах современных систем
менеджмента качества.
У 2837
53. Елканова Т.М. Формирование
информационно-аналитической компетентности в структуре общегуманитарного
базиса образования/ Т. М. Елканова // Высшее образование
сегодня. – 2009. – № 12. – С. 53–57. – Библиогр.: 10 назв.
Рассматривается умение перерабатывать большие массивы информации
с использованием как информационных (компьютерных) технологий, так и
интеллектуальных нормализованных методик (поаспектного анализа текстов,
контент-анализа, классификационного и кластерного анализа и др.); извлекать из
информации личностно ценное содержание.
Р 2622
54. Котляров И.Д. Формирование внутривузовского
электронного архива для обеспечения подготовки специалистов высшей
квалификации/ И. Д. Котляров // Библиотековедение. – 2009. – № 6. – С.
117–119.
В целях повышения качества подготовки специалистов высшей
квалификации предлагается создать внутривузовские электронные архивы переводов
текстов по специальности (подготавливаемых в рамках сдачи экзамена
кандидатского минимума по иностранному языку) и рефератов по истории и
философии науки.
М/65679 № 3
55. Хорев П.Б. Подготовка специалистов по прикладной
информатике в области информационной безопасности/ П. Б. Хорев // Информ.
средства и технологии : тр. XVII междунар. науч.-техн. конф. / Моск. энергет.
ин-т (техн. ун-т), Моск. гос. технол. ун-т «СТАНКИН». – М., 2009. –
Т. 3: Информационные технологии в инженерном и экономическом образовании.
Управление и информатика в технических системах. – С. 85–91. – Библиогр.: 3
назв.
Обобщен опыт подготовки специалистов в области информационной
безопасности с использованием продуктов и технологий компании Oracle и
Лаборатории Касперского.
14.85 Технические средства
обучения
и учебное оборудование
14.85.35 Технические
средства и учебное оборудование
в высшей профессиональной школе
Д9-09/66048
56. Бабченко Г.Л. Мультимедиа технология/ Г. Л. Бабченко;
Сарат. гос. техн. ун-т. – Саратов, 2009. – 102 с.: ил. – Библиогр.: 17 назв. –
ISBN 978-5-7433-2172-8.
Рассмотрены: понятие мультимедиа технологии; классификация и
области применения мультимедиа-приложений; мультимедиа-продукты учебного
назначения; аппаратные средства мультимедиа-технологии; типы и форматы файлов;
текстовые файлы; растровая и векторная графика; гипертекст; звуковые файлы;
трехмерная графика и анимация; видео; виртуальная реальность; программные
средства для создания и редактирования элементов мультимедиа; этапы и
технология создания мультимедиа-продуктов и др.
14.91 Народное образование и
педагогика
в отдельных странах
Р 3534
57. Багуэс М. Различия в стандартах оценки успеваемости и
финансирование университетов: опыт Италии/ М. Багуэс, М. С. Лабини,
Н. М. Зиновьева // Вопр. образования. – 2009. – № 4. – С. 82–106. – Библиогр.:
25 назв.
Средние итоговые оценки выпускников разных итальянских
государственных университетов существенно различаются. При этом молодые люди,
окончившие вузы с более высокими средними выпускными оценками, не являются
более успешными на рынке труда, а иногда даже проигрывают тем, кто учился в
вузе, выпускники которого в среднем получают более низкие оценки в дипломе.
Одна из причин различий итоговых баллов – неоднородность стандартов оценки
успеваемости, применяемых различными университетами. Отсюда следует, что
системы финансирования университетов, основанные на показателях академической
успеваемости студентов, не гарантируют преимущественную поддержку тех вузов,
которые реально обеспечивают более высокое качество образования. Это касается,
в частности, итальянской системы финансирования, где распределение бюджетных
средств между университетами зависит от количества успешно сданных студентами
экзаменов.
|