14 Народное образование.
Педагогика
14.01 Общие вопросы народного
образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики
У 1880
67. Иванец С. В. Национальный
исследовательский университет как инструмент развития инновационной
инфраструктуры Российской Федерации / С. В. Иванец // Инновации. – 2009. – № 6
(128). – С. 9–10.
Рассматривается, внесенный в Государственную Думу проект об
установлении категории «национальный исследовательский университет». Проект
рассчитан на 10 лет. На пилотные проекты выделены 3 млрд р., которые не должны
быть «проедены», а должны воплотиться в современные научные лаборатории,
передовые образовательные технологии, квалифицированных преподавателей и
научных сотрудников, современный научный и образовательный менеджмент.
У 1880
68. Фияксель Э. А. Национальный
исследовательский университет как ядро регионального инновационного кластера /
Э. А. Фияксель // Инновации. – 2009. – № 12 (134). – С. 85–88.
Раскрывается основная цель НИУ – создание вокруг себя
полноценной инновационной среды: малых инновационных предприятий (МИП),
внедренческих фирм и технопарков, фондов поддержки и технологического
предпринимательства студентов. Рассматривается модель регионального
инновационного кластера, ядро которого построено на базе национального
исследовательского университета. Представлен опыт Нижегородского кампуса
ГУ-ВШЭ.
У 1880
69. Хлунов А. В. О перспективах
развития научной и инновационной деятельности высшей школы / А. В. Хлунов //
Инновации. – 2009. – № 12 (134). – С. 3–7.
Создание сети федеральных университетов, стратегической миссией
которых является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого
капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных
услуг и разработок. Формирование национальных исследовательских университетов
по приоритетным направлениям развития науки и техники. Выделение государством
дополнительных средств на обновление исследовательской и лабораторной базы,
программы научных обменов, привлечение лучших ученых, в том числе из-за
рубежа. Государственная поддержка развития инфраструктуры малого
инновационного предпринимательства ведущих российских вузов.
См. также № 51
14.01.75 Экономика, организация, управление,
планирование
и прогнозирование образования
Д9-09/65857
70. Ирисов С. Г. Разработка
информационной системы для контроля оплаты обучения / С. Г. Ирисов, С. А.
Подгорных // Информ. технологии
в пром-сти и образовании : сб. тр. науч.-техн. конф. фак. «Информатика
и ычисл. техника» (25 апр. 2009 г.) / Ижев. гос. техн. ун-т. – Ижевск, 2009. –
С. 156–159.
Система контроля оплаты
обучения предназначена для использования в финансовом планировании
деятельности образовательных учреждений путем учета платежей за обучение в
них. Система позволяет формировать графики платежей, выполнять учет платежей,
формировать отчетные документы.
У 2046
71. Сковородина И. С. Печатная
продукция в вузе: расчет стоимости /
И. С. Сковородина // Унив. кн. – 2010. – № 1. – С. 76–79.
На примере издательства
Омского государственного университета
им Ф. М. Достоевского подробно рассматривается механизм формирования стоимости
вузовской печатной продукции, включающий: нормы выработки работников,
определение расценок по видам работ (расчет пооперационной стоимости обработки
1 издательского листа, расценки на услуги дизайнера) и на основные расходные
материалы; нормы списания расходных материалов.
У 1880
72. Сташевская Г. Н.
Инновационный кластер как ядро инновационно-ориентированной экономики / Г. Н.
Сташевская // Инновации. – 2009. –
№ 9 (131). – С. 112–117. – Библиогр.: 5 назв.
Подробно анализируется
понятие «кластеры», делается вывод о необходимости их применения для
экономического развития Российской Федерации.
См. также № 22
14.01.79 Кадры образования
У 1880
73. Фияксель Э. А.
Проектно-учебная лаборатория в системе подготовки кадров для инновационной
экономики / Э. А. Фияксель, Н. Г. Шубнякова // Инновации. – 2009. – № 10
(132). – С. 108–111. – Библиогр.: 5 назв.
Одна из тенденций модернизации современной системы образования
и регионального развития связана с созданием в России научно-исследовательских
университетов. Представлены основные концептуальные положения проектно-учебных
лабораторий, которые должны стать составляющими организационных структур
научно-исследовательских университетов.
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные
системы в образовании
М/65277 № 1
74. Балясникова Е. В.
Применение информационных технологий в процессе обучения и контроля знаний
студентов / Е. В. Балясникова // Инновац. активность вузов: состояние,
проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009
г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 213–216.
Использование мультимедийных проекторов, интерактивной доски,
видеокейсов, электронного тестирования в учебном процессе Тихоокеанского
государственного экономического университета.
Д9-09/64717
75. Дергачева Ю. Ю. Цели
создания и сферы применения электронного портфолио в высшем образовании / Ю.
Ю. Дергачева // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в образовании
НИТ-2009 : 14-я Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и
специалистов: материалы конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос. радиотехн.
ун-т. – Рязань, 2009. –
С. 22–24. – Библиогр.: 5 назв.
При помощи представленных в портфолио документов можно не только
составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути
претендента. Дана характеристика различных портфолио: документов, работ,
отзывов, развития, подготовленности, трудоустройства, для поступления в вуз;
портфолио для учебного планирования, показательный портфолио.
Н/15793 № 4
76. Егорова Е. Ю. Управление
учебным курсом на основе измерения знаний / Е. Ю. Егорова, В. А. Горбунов //
Информ. технологии в проектировании и пр-ве. – 2009. – № 4. – С. 52–55. –
Библиогр.: 8 назв.
Рассмотрена уникальная web-технология управления учебным курсом
на основе измерения знаний. «Модель управления учебным курсом на основе
измерения знаний и анализа деятельности учащегося» разработана в Вологодском
научно-координационном центре Центрального экономико-математического института
РАН. Представлены основные принципы построения модели и результаты ее
реализации в информационной системе управления. Технология генерирует
индивидуальный учебный курс с учетом возможностей отдельного студента,
оптимизирует индивидуальную учебную траекторию.
Д9-09/67114
77. Информационные системы
поддержки дистанционного обучения
в сети Интернет: моногр. / А. В. Дьяченко [и др.]; Юж.-Рос. гос. ун-т
экономики и сервиса. – Шахты, 2009. – 122 с.: ил. – Библиогр.: 19 назв. – ISBN
978-5-93834-510-2.
Обобщен многолетний опыт нескольких российских вузов по
организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных
технологий. Представлены разные образовательные организации, объединенные
единым делом – созданием и внедрением новейших технологий обучения через сеть
Интернет. Рассмотрены различные подходы к реализации распределенного учебного
процесса, приведены практические рекомендации по созданию и совершенствованию
образовательных систем на основе телекоммуникационных технологий.
М/65277 № 1
78. Ишкова С. В.
Информационно-коммуникационные технологии как один из видов инструментария при
организации самостоятельной работы студентов / С. В. Ишкова // Инновац.
активность вузов: состояние, проблемы,
перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб.
2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С.
253–256.
Использование в современном российском образовании
мультимедийных обучающих систем, электронных учебников, систем искусственного
интеллекта (OCR – систем оптического распознавания текста), Интернета.
Отмечается, что информационные технологии дают возможность производить поиск
информации и более удобный доступ к ней, повышать эффективность работы с
традиционными и электронными ресурсами, поддерживать обратную связь с
преподавателем.
Д9-09/64717
79. Кадырова Э. А.
Методологическое обеспечение процессов внедрения моделей смешанного обучения /
Э. А. Кадырова // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в образовании
НИТ-2009 : 14-я Всерос. науч.-техн. конф.
студентов, молодых ученых и специалистов: материалы конф. / Рос. фонд фундам.
исслед., Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009. – С. 26–28. – Библиогр.: 4
назв.
В современном понимании смешанное обучение основано на
использовании «смесей» традиционных и дистанционных образовательных
технологий, инновационных методов обучения.
Д9-09/64717
80. Козлов С. А. Технологии
Internet в организации процесса дистанционного образования / С. А. Козлов //
Новые информ. технологии в науч. исслед. и в образовании НИТ–2009 : 14-я
Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и специалистов: материалы
конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009.
– С. 29–31.
Раскрывается возможность
компаний (IBM, General Motors, Ford, Federal Express, Газпром, Федеральное
Казначейство России) с географически удаленными филиалами успешно проводить
курсы по обучению новейшим технологиям и повышению квалификации без отрыва
сотрудников от производства.
Д9-09/64717
81. Панюкова С. В. Цели и
задачи развития в университете системы дистанционного обучения / С. В.
Панюкова, Н. П. Клейносова // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в
образовании НИТ-2009: 14-я Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и специалистов: материалы
конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009.
– С. 28–29.
Среди целей: улучшение качества обучения, сохранение и
тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания,
удешевление компонентов учебного процесса и др.
Р 3425
82. Ратникова Е. И.
Образовательная
деятельность вузовских библиотек
в условиях развития новых информационно-коммуникационных технологий / Е. И.
Ратникова // Библ. дело – XXI век. – 2009. – № 2 (18). – С. 52–68. – (Прил. к
журн. «Библиотековедение»). – Библиогр.: 30 назв.
Рассматриваются инновационные подходы к организации
образовательного процесса в вузовских библиотеках. Единое
информационно-образовательное пространство вуза. Ресурсы вузовских библиотек.
Электронная библиотека. Открытое дистанционное образование и мобильное
обучение в вузах.
М/65277 № 1
83. Савостина С. Е.
Дистанционное образование как один из перспективных путей повышения
эффективности образования / С. Е. Савостина //
Инновац. активность вузов: состояние,
проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009
г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 257–261.
Делается вывод о том, что наиболее удачный вариант образования –
это гармоничное сочетание возможностей ДО с четкой и проверенной веками
традиционной системой образования.
Д9-09/64717
84. Семёнов А. А. Технология
виртуального рабочего места в применении к образовательной деятельности / А.
А. Семёнов, В. П. Корячко // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в
образовании НИТ-2009 : 14-я Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых
ученых и специалистов: материалы конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос.
радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009. – С. 53–54.
Рассматриваются типы требований к серверному оборудованию
значимые для проекта виртуализации.
См. также № 24, 88, 108
14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
М/65277 № 1
85. Белоусова Т. И. Обучение и
развитие профессионалов в области ИТ / Т. И. Белоусова //
Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы
регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т .
– Владивосток, 2009. – № 1. – С. 188–193. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматривается модель компетенций выпускника ИТ-специалиста,
состоящая из взаимосвязанных модулей: учебной дисциплины, преподавателя,
управления познавательной деятельностью студентов, обучающегося.
М/65277 № 1
86. Комлик Т. М. ИТ-инновации в
высшем образовании: траектория стимулов и препятствий / Т. М. Комлик, Д. Э.
Кусраева // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы :
материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос.
экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 183–187.
Указывается на необходимость более тесного сотрудничества
консалтинговых фирм, учебных центров, агентств по найму персонала в целях
реализации национального образовательного проекта и повышения качества
образования.
У 1880
87. Харин А. А. Российскому
государственному университету инновационных технологий и предпринимательства –
10 лет / А. А. Харин // Инновации. – 2009. – № 11 (133). – С. 3–7.
Содержатся сведения об основных направлениях деятельности и
достигнутых результатах. Основная цель университета – создание национальной
инновационной системы, обеспечивающей экономически целесообразное получение,
распространение и использование научно-технологических знаний, разработку и
освоение новых технологий, введение в практику организационно-экономических
механизмов, стимулирующих и поддерживающих создание и развитие малых и средних
предприятий, работающих
в области коммерциализации технологий, формирование необходимых стартовых
условий для развития инновационной деятельности в сфере высоких технологий.
См. также № 18
14.35.07 Образование и обучение в высшей
профессиональной школе
М/65277 № 1
88. Дубровская А. О.
Инновационные технологии нового образования /
А. О. Дубровская, Т. В. Горборукова, В. М. Рощин // Инновац. активность вузов:
состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13
нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С.
207–213. – Библиогр.: 7 назв.
Рассматривается планирование содержания и этапов учебного
проекта. Приведен пакет учебно-методических материалов. Отмечается возможность
студентов, имеющих в своем пользовании компьютер, получить доступ к учебному
материалу дисциплины через локальную сеть и Internet.
М/65277 № 1
89. Кошкова Т. М.
Методологические вопросы разработки информационной среды вуза / Т. М. Кошкова,
Н. В. Соколова // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы
: материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос.
экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 216–220.
Проведен анализ основных направлений работы образовательного
учреждения и задач, им решаемых. Рассматривается структурная схема
информационной среды, разработанная на примере филиала ДВГТУ в г. Находка.
Схема носит концептуальный характер и может наращиваться, видоизменяться в
зависимости от темпов развития информационного пространства, технического
оснащения, выбранного программного обеспечения, возможного объема трафика
Интернета, требований интеграции с другими организациями.
См. также № 20, 27, 92
14.85 Технические средства обучения
и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное
оборудование
в высшей профессиональной школе
М/65277 № 1
90. Смышляев А. А.
Интерактивная доска как средство реализации
IT-инноваций в вузе / А. А. Смышляев // Инновац. активность вузов: состояние,
проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009
г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. –
№ 1. – С. 235–239. – Библиогр.: 4 назв.
Интерактивная доска сочетает в себе проектор, компьютер, драйвер
интерактивной доски и специализированное программное обеспечение.
Рассматриваются основные преимущества и недостатки интерактивных досок.
М/65277 № 1
91. Ткаченко Т. А. Электронный
учебник как средство обучения студентов технологических специальностей / Т. А.
Ткаченко, Е. Н. Ященко, О. В. Соболева // Инновац. активность вузов:
состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13
нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С.
245–249. – Библиогр.: 10 назв.
Описаны особенности электронных учебников, их использование в
системе дистанционного обучения.
14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах
У 1880
92. Чик Деннис В.
Предпринимательство в сфере высшего образования: точка зрения из США / В. Чик
Деннис // Инновации. – 2009. – № 6 (128). – С. 18–21. – Библиогр.: 5 назв.
Освещаются несколько причин, почему предпринимательство и высшее
образование в США могут и должны существовать вместе. Описаны: опыт Фонда
Кауффмана, предпринимательство в сфере высшего образования и поддержка
инноваций в университетах. Отмечается, что опыт, накопленный Фондом Кауффмана
может оказаться полезным для тех университетов в России и во всем мире,
которые стремятся легче и в то же время более полно подготовить студентов к
предпринимательству, стремятся к тому, чтобы поселить в студенческих умах
возможность начать собственный предпринимательский бизнес.
|