Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №4 2010 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.01 Общие вопросы экономических наук
06.01.13 Научные общества, съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы в области экономических наук
06.01.29 Информационная деятельность в области экономических наук
06.39 Наука управления экономикой
06.39.41 Теории менеджмента
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.58 Воспроизводственная структура экономики. Накопление и потребление. Благосостояние
06.58.51 Издержки производства. Ценообразование. Ценовая политика
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.45 Экономика образования
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.25 Научно-технический прогресс на предприятии
06.81.45 Себестоимость. Рентабельность. Прибыль. Ценообразование на предприятии
06.91 Экономика отдельных стран

10 Государство и право. Юридические науки
10.19 Информационное право
10.19.01 Общие вопросы информационного права
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.11 Современное состояние и перспективы развития науковедения
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.75 Экономика науки
12.75.21 Финансирование науки
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.91 Библиотечное дело в отдельных странах
13.41 Библиография. Библиографоведение. Общие вопросы
13.41.09 История библиографии
13.41.11 Современное состояние библиографии

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.51 Печать
19.51.09 История печати
19.51.45 Книга. Книговедение
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.17 Международное сотрудничество, деятельность международных организаций по информатике
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.79 Кадры
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.06 Наднациональные и международные органы информации
20.17 Документальные источники информации
20.17.15 Виды источников информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.23 Информационный поиск
20.23.01 Общие вопросы
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.13 Инженерия знаний
28.23.35 Экспертные системы
28.23.39 Интеллектуальные базы знаний

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.29 Системы и аппаратура передачи текстовой и графической информации
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.33 Терминология. Справочная литература. Учебная литература
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.25 Прикладное программное обеспечение
50.49 Автоматизированные системы организационного управления
50.49.37 Автоматизированные системы управления предприятиями и организациями

60 Полиграфия. Репрография. Фотокинотехника
60.31 Репрография
60.31.15 Копировально-множительные, микрофильмирующие и читально-копировальные процессы и оборудование

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.79 Кадры
81.79.07 Воспитание кадров. Проблема материальной заинтересованности
81.79.11 Подготовка кадров. Повышение квалификации
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

83 Статистика
83.29 Экономическая статистика
83.29.09 Статистика научно-технического прогресса
83.77 Методы и средства сбора, обработки и анализа статистической информации
83.77.31 Программное обеспечение обработки статистической информации

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.01 Руководящие материалы
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.07 Патентование и патентная политика

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14  Народное образование. Педагогика

14.01  Общие вопросы народного образования и педагогики

14.01.11  Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики

У 1880

67. Иванец С. В. Национальный исследовательский университет как инструмент развития инновационной инфраструктуры Российской Федерации / С. В. Иванец // Инновации. – 2009. – № 6 (128). – С. 9–10.

Рассматривается, внесенный в Государственную Думу проект об установлении категории «национальный исследовательский университет». Проект рассчитан на 10 лет. На пилотные проекты выделены 3 млрд р., которые не должны быть «проедены», а должны воплотиться в современные научные лаборатории, передовые образовательные технологии, квалифицированных преподавателей и научных сотрудников, современный научный и образовательный менеджмент.

У 1880

68. Фияксель Э. А. Национальный исследовательский университет как ядро регионального инновационного кластера / Э. А. Фияксель // Инновации. – 2009. – № 12 (134). – С. 85–88.

Раскрывается основная цель НИУ – создание вокруг себя полноценной инновационной среды: малых инновационных предприятий (МИП), внедренческих фирм и технопарков, фондов поддержки и технологического предпринимательства студентов. Рассматривается модель регионального инновационного кластера, ядро которого построено на базе национального исследовательского университета. Представлен опыт Нижегородского кампуса ГУ-ВШЭ.

У 1880

69. Хлунов А. В. О перспективах развития научной и инновационной деятельности высшей школы / А. В. Хлунов // Инновации. – 2009. – № 12 (134). – С. 3–7.

Создание сети федеральных университетов, стратегической миссией которых является формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. Формирование национальных исследовательских университетов по приоритетным направлениям развития науки и техники. Выделение государством дополнительных средств на обновление исследовательской и лабораторной базы, программы научных обменов, привлечение лучших ученых, в том числе из-за рубежа. Государственная поддержка развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства ведущих российских вузов.

См. также № 51

14.01.75  Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования

Д9-09/65857

70. Ирисов С. Г. Разработка информационной системы для контроля оплаты обучения / С. Г. Ирисов, С. А. Подгорных // Информ. технологии
в пром-сти и образовании : сб. тр. науч.-техн. конф. фак. «Информатика
и ычисл. техника» (25 апр. 2009 г.) / Ижев. гос. техн. ун-т. – Ижевск, 2009. – С. 156–159.

Система контроля оплаты обучения предназначена для использования в финансовом планировании деятельности образовательных учреждений путем учета платежей за обучение в них. Система позволяет формировать графики платежей, выполнять учет платежей, формировать отчетные документы.

У 2046

71. Сковородина И. С. Печатная продукция в вузе: расчет стоимости /
И. С. Сковородина // Унив. кн. – 2010. – № 1. – С. 76–79.

На примере издательства Омского государственного университета
им Ф. М. Достоевского подробно рассматривается механизм формирования стоимости вузовской печатной продукции, включающий: нормы выработки работников, определение расценок по видам работ (расчет пооперационной стоимости обработки 1 издательского листа, расценки на услуги дизайнера) и на основные расходные материалы; нормы списания расходных материалов.

У 1880

72. Сташевская Г. Н. Инновационный кластер как ядро инновационно-ориентированной экономики / Г. Н. Сташевская // Инновации. – 2009. –
№ 9 (131). – С. 112–117. – Библиогр.: 5 назв.

Подробно анализируется понятие «кластеры», делается вывод о необходимости их применения для экономического развития Российской Федерации.

См. также № 22

14.01.79  Кадры образования

У 1880

73. Фияксель Э. А. Проектно-учебная лаборатория в системе подготовки кадров для инновационной экономики / Э. А. Фияксель, Н. Г. Шубнякова // Инновации. – 2009. – № 10 (132). – С. 108–111. – Библиогр.: 5 назв.

Одна из тенденций модернизации современной системы образования
и регионального развития связана с созданием в России научно-исследовательских университетов. Представлены основные концептуальные положения проектно-учебных лабораторий, которые должны стать составляющими организационных структур научно-исследовательских университетов.

14.01.85  Автоматизация и автоматизированные
системы в образовании

М/65277 № 1

74. Балясникова Е. В. Применение информационных технологий в процессе обучения и контроля знаний студентов / Е. В. Балясникова // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 213–216.

Использование мультимедийных проекторов, интерактивной доски, видеокейсов, электронного тестирования в учебном процессе Тихоокеанского государственного экономического университета.

Д9-09/64717

75. Дергачева Ю. Ю. Цели создания и сферы применения электронного портфолио в высшем образовании / Ю. Ю. Дергачева // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в образовании НИТ-2009 : 14-я Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и специалистов: материалы конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009. –
С. 22–24. – Библиогр.: 5 назв.

При помощи представленных в портфолио документов можно не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. Дана характеристика различных портфолио: документов, работ, отзывов, развития, подготовленности, трудоустройства, для поступления в вуз; портфолио для учебного планирования, показательный портфолио.

Н/15793 № 4

76. Егорова Е. Ю. Управление учебным курсом на основе измерения знаний / Е. Ю. Егорова, В. А. Горбунов // Информ. технологии в проектировании и пр-ве. – 2009. – № 4. – С. 52–55. – Библиогр.: 8 назв.

Рассмотрена уникальная web-технология управления учебным курсом на основе измерения знаний. «Модель управления учебным курсом на основе измерения знаний и анализа деятельности учащегося» разработана в Вологодском научно-координационном центре Центрального экономико-математического института РАН. Представлены основные принципы построения модели и результаты ее реализации в информационной системе управления. Технология генерирует индивидуальный учебный курс с учетом возможностей отдельного студента, оптимизирует индивидуальную учебную траекторию.

Д9-09/67114

77. Информационные системы поддержки дистанционного обучения
в сети Интернет: моногр. / А. В. Дьяченко [и др.]; Юж.-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. – Шахты, 2009. – 122 с.: ил. – Библиогр.: 19 назв. – ISBN 978-5-93834-510-2.

Обобщен многолетний опыт нескольких российских вузов по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Представлены разные образовательные организации, объединенные единым делом – созданием и внедрением новейших технологий обучения через сеть Интернет. Рассмотрены различные подходы к реализации распределенного учебного процесса, приведены практические рекомендации по созданию и совершенствованию образовательных систем на основе телекоммуникационных технологий.

М/65277 № 1

78. Ишкова С. В. Информационно-коммуникационные технологии как один из видов инструментария при организации самостоятельной работы студентов / С. В. Ишкова // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб.
2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 253–256.

Использование в современном российском образовании мультимедийных обучающих систем, электронных учебников, систем искусственного интеллекта (OCR – систем оптического распознавания текста), Интернета. Отмечается, что информационные технологии дают возможность производить поиск информации и более удобный доступ к ней, повышать эффективность работы с традиционными и электронными ресурсами, поддерживать обратную связь с преподавателем.

Д9-09/64717

79. Кадырова Э. А. Методологическое обеспечение процессов внедрения моделей смешанного обучения / Э. А. Кадырова // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в образовании НИТ-2009 : 14-я Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и специалистов: материалы конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009. – С. 26–28. – Библиогр.: 4 назв.

В современном понимании смешанное обучение основано на использовании «смесей» традиционных и дистанционных образовательных технологий, инновационных методов обучения.

 

Д9-09/64717

80. Козлов С. А. Технологии Internet в организации процесса дистанционного образования / С. А. Козлов // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в образовании НИТ–2009 : 14-я Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и специалистов: материалы конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009. – С. 29–31.

Раскрывается возможность компаний (IBM, General Motors, Ford, Federal Express, Газпром, Федеральное Казначейство России) с географически удаленными филиалами успешно проводить курсы по обучению новейшим технологиям и повышению квалификации без отрыва сотрудников от производства.

Д9-09/64717

81. Панюкова С. В. Цели и задачи развития в университете системы дистанционного обучения / С. В. Панюкова, Н. П. Клейносова // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в образовании НИТ-2009: 14-я Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и специалистов: материалы конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009. – С. 28–29.

Среди целей: улучшение качества обучения, сохранение и тиражирование педагогического опыта знаний и методики преподавания, удешевление компонентов учебного процесса и др.

Р 3425

82. Ратникова Е. И. Образовательная деятельность вузовских библиотек
в условиях развития новых информационно-коммуникационных технологий / Е. И. Ратникова // Библ. дело – XXI век. – 2009. – № 2 (18). – С. 52–68. – (Прил. к журн. «Библиотековедение»). – Библиогр.: 30 назв.

Рассматриваются инновационные подходы к организации образовательного процесса в вузовских библиотеках. Единое информационно-образовательное пространство вуза. Ресурсы вузовских библиотек. Электронная библиотека. Открытое дистанционное образование и мобильное обучение в вузах.

М/65277 № 1

83. Савостина С. Е. Дистанционное образование как один из перспективных путей повышения эффективности образования / С. Е. Савостина // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 257–261.

Делается вывод о том, что наиболее удачный вариант образования – это гармоничное сочетание возможностей ДО с четкой и проверенной веками традиционной системой образования.

Д9-09/64717

84. Семёнов А. А. Технология виртуального рабочего места в применении к образовательной деятельности / А. А. Семёнов, В. П. Корячко // Новые информ. технологии в науч. исслед. и в образовании НИТ-2009 : 14-я Всерос. науч.-техн. конф. студентов, молодых ученых и специалистов: материалы конф. / Рос. фонд фундам. исслед., Ряз. гос. радиотехн. ун-т. – Рязань, 2009. – С. 53–54.

Рассматриваются типы требований к серверному оборудованию значимые для проекта виртуализации.

См. также № 24, 88, 108

14.35  Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01  Общие вопросы

М/65277 № 1

85. Белоусова Т. И. Обучение и развитие профессионалов в области ИТ / Т. И. Белоусова // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 188–193. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматривается модель компетенций выпускника ИТ-специалиста, состоящая из взаимосвязанных модулей: учебной дисциплины, преподавателя, управления познавательной деятельностью студентов, обучающегося.

М/65277 № 1

86. Комлик Т. М. ИТ-инновации в высшем образовании: траектория стимулов и препятствий / Т. М. Комлик, Д. Э. Кусраева // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 183–187.

Указывается на необходимость более тесного сотрудничества консалтинговых фирм, учебных центров, агентств по найму персонала в целях реализации национального образовательного проекта и повышения качества образования.

У 1880

87. Харин А. А. Российскому государственному университету инновационных технологий и предпринимательства – 10 лет / А. А. Харин // Инновации. – 2009. – № 11 (133). – С. 3–7.

Содержатся сведения об основных направлениях деятельности и достигнутых результатах. Основная цель университета – создание национальной инновационной системы, обеспечивающей экономически целесообразное получение, распространение и использование научно-технологических знаний, разработку и освоение новых технологий, введение в практику организационно-экономических механизмов, стимулирующих и поддерживающих создание и развитие малых и средних предприятий, работающих
в области коммерциализации технологий, формирование необходимых стартовых условий для развития инновационной деятельности в сфере высоких технологий.

См. также № 18

14.35.07  Образование и обучение в высшей
профессиональной школе

М/65277 № 1

88. Дубровская А. О. Инновационные технологии нового образования /
А. О. Дубровская, Т. В. Горборукова, В. М. Рощин // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 207–213. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается планирование содержания и этапов учебного проекта. Приведен пакет учебно-методических материалов. Отмечается возможность студентов, имеющих в своем пользовании компьютер, получить доступ к учебному материалу дисциплины через локальную сеть и Internet.

М/65277 № 1

89. Кошкова Т. М. Методологические вопросы разработки информационной среды вуза / Т. М. Кошкова, Н. В. Соколова // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 216–220.

Проведен анализ основных направлений работы образовательного учреждения и задач, им решаемых. Рассматривается структурная схема информационной среды, разработанная на примере филиала ДВГТУ в г. Находка. Схема носит концептуальный характер и может наращиваться, видоизменяться в зависимости от темпов развития информационного пространства, технического оснащения, выбранного программного обеспечения, возможного объема трафика Интернета, требований интеграции с другими организациями.

См. также № 20, 27, 92

14.85  Технические средства обучения
и учебное оборудование

14.85.35  Технические средства и учебное оборудование
в высшей профессиональной школе

М/65277 № 1

90. Смышляев А. А. Интерактивная доска как средство реализации
IT-инноваций в вузе / А. А. Смышляев // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. –
№ 1. – С. 235–239. – Библиогр.: 4 назв.

Интерактивная доска сочетает в себе проектор, компьютер, драйвер интерактивной доски и специализированное программное обеспечение. Рассматриваются основные преимущества и недостатки интерактивных досок.

М/65277 № 1

91. Ткаченко Т. А. Электронный учебник как средство обучения студентов технологических специальностей / Т. А. Ткаченко, Е. Н. Ященко, О. В. Соболева // Инновац. активность вузов: состояние, проблемы, перспективы : материалы регион. науч.-метод. конф., 12–13 нояб. 2009 г. / Тихоокеан. гос. экон. ун-т . – Владивосток, 2009. – № 1. – С. 245–249. – Библиогр.: 10 назв.

Описаны особенности электронных учебников, их использование в системе дистанционного обучения.

14.91  Народное образование и педагогика
в отдельных странах

У 1880

92. Чик Деннис В. Предпринимательство в сфере высшего образования: точка зрения из США / В. Чик Деннис // Инновации. – 2009. – № 6 (128). – С. 18–21. – Библиогр.: 5 назв.

Освещаются несколько причин, почему предпринимательство и высшее образование в США могут и должны существовать вместе. Описаны: опыт Фонда Кауффмана, предпринимательство в сфере высшего образования и поддержка инноваций в университетах. Отмечается, что опыт, накопленный Фондом Кауффмана может оказаться полезным для тех университетов в России и во всем мире, которые стремятся легче и в то же время более полно подготовить студентов к предпринимательству, стремятся к тому, чтобы поселить в студенческих умах возможность начать собственный предпринимательский бизнес.

  
На главную