Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №7 2010 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
06.75.47 Прибыль. Рентабельность. Цены.
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.12 Организация и управление. Планирование на предприятии
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.91 Экономика отдельных стран

10 Государство и право. Юридические науки
10.15 Конституционное (государственное) право
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина
10.19 Информационное право
10.19.25 Правовой режим информации, информационных систем и сетей
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.35.65 Ответственность в патентном праве и праве промышленной собственности
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав
10.41.65 Ответственность в авторском праве

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.11 Современное состояние и перспективы развития науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в области науковедения
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.51 Методика и техника иссследовательской работы
12.51.85 Автоматизация научных исследований
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела
13.31.15 Организация и управление в области библиотечного дела

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области образования и педагогики
14.01.29 Информационная деятельность в области образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.07 Теория и методология информатики
20.01.13 Научные и технические общества, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
20.01.17 Международное сотрудничество, деятельность международных организаций по информатике
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.37 Стандартизация в научно-информационной деятельности
20.01.45 Преподавание информатики
20.01.79 Кадры
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.19 Аннотирование и реферирование
20.19.23 Перевод научных текстов
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.17 Информационные потребности и запросы
20.51.23 Эффективность информационного обслуживания

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.15 Распознавание образов. Обработка изображений
28.23.35 Экспертные системы

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.80 Правовые вопросы
50.05 Теоретические основы программирования
50.05.09 Языки программирования
50.05.13 Технология программирования. Автоматизация программирования
50.39 Вычислительные сети (ВС)
50.39.02 Общие проблемы вычислительных сетей
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.49 Автоматизированные системы организационного управления
50.49.37 Автоматизированные системы управления предприятиями и организациями

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.81 Контроль и управление качеством
81.81.05 Системы управления качеством
81.81.19 Контроль качества на стадиях жизненного цикла продукции

82 Организация и управление
82.13 Государственное и административное управление
82.13.13 Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. Документоведение

84 Стандартизация
84.13 Системы и службы стандартизации
84.13.05 Государственные, национальные системы и службы стандартизации

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.11 Современное состояние и перспективы развития патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.05 Лицензия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14   Народное образование. Педагогика

14.01   Общие вопросы народного образования и педагогики

14.01.11   Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики

Р 3100

33. Анисимов П. Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования / П. Ф. Анисимов // Высш. образование в России. – 2010. – № 3. – С. 3–7.

В связи с вхождением российской высшей школы в европейское, а значит, и мировое образовательное пространство, определены задачи: законодательного обеспечения модернизации системы образования; приведения содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями личности, общества, рынка труда; повышения доступности качественных образовательных услуг; создания системы независимой оценки контроля качества образования.

У 2495

34. Антонов В. Г. Реализация стратегии изменений в университете / В. Г. Антонов, В. В. Масленников, М. В. Кошкина //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 33. – С. 324–334. – Библиогр.: 3 назв.

Рассмотрен механизм формирования стратегии государственного университета управления, на основе широкого внедрения новшеств в образовательный процесс и создания условий для развития партнерских связей между наукой и бизнесом. Анализируются: конкурентные преимущества ГУУ, конкурентоспособность вуза, образовательная и научная деятельность, взаимосвязь финансовой структуры и стратегии Университета, центры затрат, центры доходов или выручки, центры прибыли, центры инвестиций. Изложены стратегические цели ГУУ. Рекомендуется создать единую организационную, учебно-методическую и информационную среду взаимодействия, межрегиональную инновационно-образовательную организационную структуру, объединяющую 10–15 инновационных вузов страны в динамичную, управляемую, территориально распределенную ассоциацию с возможностью работы в режиме дистанционного образования («электронный распределенный сетевой университет»), обеспечивающую существенное повышение доступности инновационного образования и повышение отдачи от научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов.

У 2495

35. Арасланова А. А. Интеграция российской высшей школы в европейское образовательное пространство: перспективы и проблемы / А. А. Арас-ланова //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 31. – С. 214–217.

Раскрывается динамика развития процесса интеграции отечественной высшей школы в европейское образовательное пространство, обозначает перспективы и проблемы участия России в Болонском процессе.

У 2495

36. Владимирова И. Г. Смена парадигмы образовательной деятельности: от «знаниевой» к компетентностной / И. Г. Владимирова //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 33. – С. 280–286. – Библиогр.: 6 назв.

Использование компетентностного подхода в образовательной деятельности составляет основу модернизации российского высшего образования. Исследуются основные отличия «знаниевой» и компетентностной парадигмы образования. Рассмотрены дискуссионные вопросы трактовки понятий «компетенция», «компетентность», «квалификация», значительное внимание уделено уточнению термина «компетенция».

У 2495

37. Давыденкова О. В. Определение и особенности имиджа учебного заведения / О. В. Давыденкова //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 26. – С. 26–28. – Библиогр.: 5 назв.

Раскрываются вопросы определения имиджа учебного заведения как научной категории, а также особенности формирования и восприятия имиджа вуза. Выделены и рассматриваются параметры образа вуза, определен процесс формирования имиджа вуза.

Р 3100

38. Ендовицкий Д. А. Востребованность выпускников вузов на рынке труда / Д. А. Ендовицкий //  Высш. образование в России. – 2010. – № 2. – С. 47–56.

Описываются регулярные комплексные исследования регионального рынка труда, соответствия качества и перечня образовательных программ требованиям работодателей, проводимые Воронежским государственным университетом. Полученные результаты служат основанием для корректировки содержания учебных планов вуза.

Н/19371 № 1

39. Ипатов О. С. Корпоративное образование как основа применения новых информационно-организацинных систем / О. С. Ипатов //  Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22-23 апр. 2010 г. / М-во образования и науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика»,
С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 1. – С. 36–38.

Освещена проблема организации сотрудничества образовательных учреждений и производственных предприятий с целью подготовки профессиональных кадров. Отмечается необходимость внедрения дистанционной формы образования с использованием новых информационных технологий. Указывают-ся подходы к созданию организационно-правовой формы участия учебных заведений в жизни корпораций.

Р 3100

40. Кирой В. Н. Новые университеты России: проблемы и пути их решения / В. Н. Кирой //  Высш. образование в России. – 2010. – № 3. – С. 7–23. – Библиогр.: 3 назв.

Изложены вопросы, связанные с реализацией национального проекта создания в России федеральных и национальных исследовательских университетов. Проблемы университетского строительства обсуждаются в контексте анализа опыта создания и реализации программы развития Южного Федерального университета.

Р 3100

41. Скаковская Л. Н. По пути модернизации образовательного процесса / Л. Н. Скаковская, Н. А. Лучинина, В. В. Мигаль //  Высш. образование в России. – 2010. – № 3. – С. 61–67. – Библиогр.: 2 назв.

Описаны основные направления модернизации образовательного процесса в Тверском государственном университете: переход на двухуровневую систему подготовки специалистов; введение зачетных единиц, рейтинговой системы, независимой оценки результатов обучения, технологии ректорского контроля; применение инновационных образовательных технологий.

Д9-09/66914

42. Стебеняева Т. В. Инновационный подход к формированию образовательного контента / Т. В. Стебеняева, Л. Ю. Лазарева //  Упр. инновац. развитием соврем. социал.-экон. систем : сб. ст. / Центр прикладных науч. исслед. . – М., 2009. – С. 137–141. – Библиогр.: 3 назв.

Освещена технологическая база реализации Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Обозначено появление новых поколений аппаратных и программных средств, реализующих образовательную стратегию «Учеба в любом месте и в любое время» (Anywhere, Anytime Learning).

Р 3100

43. Тихомирова Н. В. Управление современным распределенным университетом: концепция, инструменты, методы / Н. В. Тихомирова //  Высш. образование в России. – 2010. – № 4. – С. 8–16.

Тенденции развития образования в информационном пространстве в соответствии с рекомендациями Болонского процесса. Коммуникативно-интегрированная система организации учебного процесса. Электронная коммуникативно-интегрированная система управления. Схема эволюции содержания труда профессорско-преподавательского состава. Структура распределенной кафедры. Предложенная оригинальная концепция системы управления университетом будет способствовать обеспечению высокой конкурентоспособности российских вузов как внутри страны, так и за рубежом.

14.01.17   Международное сотрудничество в области
организации образования и педагогики

У 2495

44. Владимирова И. Г. Организационные формы интернационализации университетской образовательной деятельности: сравнительная характеристика / И. Г. Владимирова //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 33. – С. 271–280. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются особенно актуальные вопросы выбора наиболее оптимальной формы сотрудничества между университетами разных стран. Исследуются: экспорт образовательных услуг, образовательный франчайзинг, совместные образовательные программы, филиалы и представительства зарубежных университетов, образовательные стратегические альянсы.

14.01.29   Информационная деятельность
в области образования и педагогики

У 2495

45. Кузьмина Т. Т. Оценка вузами востребованности молодых специалистов с высшим образованием в России / Т. Т. Кузьмина //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 31. – С. 218–225. – Библиогр.: 34 назв.

Анализируются результаты проведенного исследования о востребованности выпускников экономических, юридических и ИТ-специальностей на рынках труда России на основе данных отчетов о самообследовании 122 университетов и 72 филиалов университетов из 56 субъектов РФ и других материалов в период с 1997-2008 годы. Сделан вывод, что, несмотря на высокую конкуренцию в сфере занятости России, выпускники ее выдерживают. Именно универсальность образования, полученного выпускниками университетов РФ, дает им неоспоримое преимущество в построении жизненной стратегии, существенно расширяя свободу выбора и маневра в определении профессиональной и карьерной траектории.

14.01.75   Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования

У 2495

46. Зимарин А. А. Основные вопросы выбора информационной системы управления вузом / А. А. Зимарин //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 25. –
С. 179–183. – Библиогр.: 4 назв.

Любой вуз характеризуется уникальной инфраструктурой, системой документооборота, организационной системой, поэтому для каждого в отдельности требуется индивидуальный подход к отладке системы управления. Следовательно, надо выбирать наиболее гибкую платформу, которая в наибольшей степени удовлетворяет нужным требованиям. Приведены этапы выбора информационной системы управления вузом. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны внедрения информационной системы управления.

У 2495

47. Рождественский А. В. Комплекс маркетинга высшего учебного заведения в условиях современного рынка / А. В. Рождественский, В. Б. Симонов //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 25. – С. 183–186. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются внутренние (стратегии разработки новых образовательных продуктов, проведения НИР, разработки нововведений и новых технологий; стратегия ценообразования; месторасположение вуза; стратегия продвижения услуг вуза; динамика клиентской базы данных вуза; профессорско-преподавательский и научный состав вуза) и внешние (конкурентная среда вуза; правовая и законодательная системы; демографические процессы) факторы развития высшего учебного заведения. Анализ предложенных факторов каждого вуза служит опорой для построения современной маркетинг-ориентированной организации.

У 2495

48. Харчилава Х. П. Система корпоративного управления в вузе /
Х. П. Харчилава //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 29. – С. 15–23. – Библиогр.: 10 назв.

Сравнение вуза с экономической организацией, корпорацией уже давно стало нормой в зарубежных системах образования. Рассматриваются принципы корпоративного управления, которые позволяют осуществить наиболее эффективное управление и контроль за деятельностью корпорации (вуза) с целью соблюдения корпорацией основных интересов ее стейкхолдеров. Раскрываются: основные проблемы управления вузами в России; правовой статус вузов; система органов управления вуза; система внутреннего контроля и аудита.

14.01.79 Кадры образования

У 2495

49. Балашов В. В. Проблемы воспроизводства кадрового потенциала сектора науки высших учебных заведений / В. В. Балашов, И. В. Малюгина //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 33. – С. 252–261. – Библиогр.: 9 назв.

Разработаны механизмы управления подготовкой и привлечением научно-педагогических кадров к работе в научно-образовательной сфере, организации научно-исследовательской деятельности студентов, стимулирования преподавателей, осуществляющих индивидуальное научное руководство студентами. Отмечен рост численности штатного профессорско-преподавательского персонала государственных и муниципальных вузов за последние 10 лет в 1,4 раза. Анализируются результаты подготовки кадров в аспирантуре и докторантуре вузов России.

У 2495

50. Кабанова Т. А. Проблемы формирования у преподавателей высшей школы новых профессиональных компетенций / Т. А. Кабанова, В. А. Новиков //  Вестн. ун-та. – 2010. – № 4. – С. 133–143. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются профессиональные компетенции преподавателей в области педагогических измерений, дистанционных образовательных технологий и использования свободно распространяемого программного обеспечения в учебных целях.

См. также № 45

14.01.80   Правовые вопросы в системе образования

Р 3367

51. Сокольская И. Формирование патентной политики университета / И. Сокольская, О. Видякина //  ИС. Пром. собственность. – 2010. – № 5. – С. 16–26. – Библиогр.: 4 назв.

Предлагаемая патентная политика университета в области управления интеллектуальной собственностью направлена на решение основных практических задач патентной службы университета и может быть использована в любых высших учебных заведениях для реализации этапов управления: планирования, организации, мотивации (стимулирования) и контроля и реализации функций объектов интеллектуальной собственности: технической, технологической, правовой, экономической, социологической, психологической и общеорганизационной (на основе функциональной модели Б.Б. Леонтьева).

14.01.85   Автоматизация и автоматизированные
системы в образовании

М/65858 № 1

52. Бердникова Е. А. Методы и средства электронного адаптивного обучения в информационно-образовательной среде AcademicNT / Е. А. Берд-никова, А. В. Лямин, М. С. Чежин //  Информ. технологии в обеспечении нового качества высшего образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием  / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС», Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. – М., 2010. – Кн 1. – С. 132–138. – Библиогр.: 6 назв.

На базе сетевой Интернет-технологии в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) разработана и внедрена в учебный процесс  информационная образовательная среда «AcademicNT».

М/65868 № 1

54. Булакина М. Б. Федеральная система информационных образовательных ресурсов (ФСИОР) и ее применение в профессиональном образовании / М. Б. Булакина, А. Д. Иванников, А. В. Сигалов //  Информ. технологии в обеспечении нового качества высш. образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 14–15 апр. 2010 г. / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов (МИСиС), Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и телекоммуникаций (ИНФОРМИКА)  и др. – М., 2010. – Кн. 1. – С. 27–33. – Библиогр.: 3 назв.

Информационно-образовательные интернет-ресурсы  в вузах. Федеральный портал «Российское образование». Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для общего образования. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Статистика обращений к ресурсам федеральной системы информационных образовательных ресурсов. Представлена динамика посещаемости порталов в 2003-2010 гг.

Н/19371 № 1

53. Булакина М. Б. Аспекты применения федеральной системы информационных образовательных ресурсов (ФСИОР) в профессиональном образовании / М. Б. Булакина, А. Д. Иванников, А. В. Сигалов //  Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22–23 апр. 2010 г. / М-во образования и науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика»,
С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 1. – С. 18–24.

Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями использования информационно-образовательных Интернет-ресурсов в профессиональном образовании. Представлена структура ФСИОР, выделены базовые функциональные элементы ФСИОР, их сервисы и контент. Приведена статистика обращений к ресурсам ФСИОР.

Ж2-10/48707

55. Галеев О. Р. Управление процессом обучения в вузе на основе информационно-компьютерной системы / О. Р. Галеев, А. К. Сулейманов. – Нижнекамск, 2010. – 128 с.: ил. – Библиогр.: 173 назв. – ISBN 978-5-901702-27-7.

Рассматривается структурно-функциональная модель управления процессом обучения на информационно-компьютерной основе, включающая в себя три базовых блока: информационный, технологический и диагностический. Разработанная информационно-компьютерная система управления обучением в вузе имеет открытый характер и способна достраиваться новыми модулями (система рейтинга, зачетными единицами) и может быть эффективно адаптирована в соответствии с требованиями к управлению качеством образования, обозначенных в Болонской конвенции.

У 2495

56. Долятовский В. А. Инновационные технологии обучения менеджеров на основе виртуальных информационных сред / В. А. Долятовский //  Вестн. ун-та. – 2010. – № 4. – С. 143–149. – Библиогр.: 10 назв.

Рассмотрен инновационный подход к обучению, основанный на структуризации, фильтрации знаний и применении виртуальных обучающих сред.

Н/19371 № 4

57. Китаев Д. Е. Системное многоуровневое объединение образовательных ресурсов в локальной сети высшего военного учебного заведения / Д. Е. Китаев, Д. Е. Мясников, И. П. Самбурский //  Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22-23 апр. 2010 г. / М-во образования и науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика», С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 4: Актуальные вопросы создания единого информационного образовательного пространства. – С. 39–45. – Библиогр.: 8 назв.

Цель работы: системно изложить по направлениям работы кафедры основную информацию, основываясь на научных подходах к восприятию, запоминанию, сохранению и воспроизведению информации в учебном процессе, для методического обеспечения самостоятельной работы курсантов.

Н/19371 № 4

58. Лазарев С. А. Разработка электронного учебно-методического комплекса для системы дистанционного обучения / С. А. Лазарев, О. А. Савина, В. Н. Волков //  Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22–23 апр. 2010 г. / М-во образования и науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика», С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 4: Актуальные вопросы создания единого информационного образовательного пространства. – С. 54–61. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются особенности построения электронного учебно-методического комплекса для системы дистанционного обучения, который является Web-приложением, независимым от аппаратно-программной платформы функционирования, обеспечивает формирование произвольной структуры электронных курсов для дистанционного обучения с заданной глубиной детализации. Это позволяет интегрировать в структуру курсов любые графические, текстовые или интерактивные материалы, поддерживаемые современными интернет-браузерами, в любой последовательности.

Н/19371 № 4

59. Логинов И. В. Организация мобильного хранилища данных в составе распределенного АРМ / И. В. Логинов //  Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22-23 апр. 2010 г. / М-во образования и науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика», С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 4: Актуальные вопросы создания единого информационного образовательного пространства. – С. 62–66. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрена проблема организации хранилища данных автоматизированных рабочих мест профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов вуза. Отмечается, что в настоящее время отсутствует единая концепция организации такого хранилища данных, при этом основная нагрузка по его формированию и сопровождению ложится непосредственно на пользователя. Выявлен распределенный характер профессионального хранилища данных и перечень основных проблем его реализации и ведения. Для повышения эффективности доступа к локальным данным предложен комплекс мер, заключающийся в создании на основе существующих технологий распределенных баз данных  мобильной СУБД с функциями управления распределенными хранилищами в фоновом режиме.

Н/19371 № 4

60. Лысков О. Э. О перспективах внедрения вычислительного кластера в информационно-образовательную среду ОрелГТУ / О. Э. Лысков, С. С. Моз-гов //  Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22-23 апр. 2010 г.  / М-во образования и науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика», С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. –
Т. 4: Актуальные вопросы создания единого информационного образовательного пространства. – С. 67–70. – Библиогр.: 6 назв.

Описана общая структура кластера (группа серверов, объединенных высокоскоростными каналами, способных обрабатывать идентичные запросы и использующихся как единый ресурс), причины и особенности его внедрения.

М/65858 № 1

61. Лямин А. В. Организация сетевого межвузовского взаимодействия
в информационно-образовательной среде AcademicNT / А. В. Лямин,
А. А. Скшидлевский, М. С. Чежин //  Информ. технологии в обеспечении нового качества высш. образования. – М., 2010. – Кн. 1. – С. 111–115. – Библиогр.: 5 назв.

Реализуемая в «AcademicNT» модель организации и проведения учебного процесса позволяет создавать в рамках среды множество административных зон на разных уровнях взаимодействия, что существенно упрощает процедуры администрирования и позволяет в рамках одного программно-аппаратного комплекса организовать несколько систем различных вузов. Работа нескольких вузов в рамках одной информационно-образовательной среды (ИОС) обеспечивает их более тесное взаимодействие при разработке и совместном использовании электронных учебно-методических комплексов (УМК).

У 2495

62. Малыгин А. А. Компьютерное адаптивное тестирование в обеспечение качества дистанционного обучения / А. А. Малыгин //  Вестн. ун-та. – 2010. – № 4. – С. 166–169. – Библиогр.: 4 назв.

Подчеркивается ключевая роль педагогических измерений и педагогического контроля учебной деятельности учащегося для обеспечения качества дистанционного обучения. Приводится классификация видов педагогических  измерений. Делается вывод  в пользу использования в дистанционном обучении компьютерного адаптивного тестирования, основывающегося на современной теории тестирования и позволяющего индивидуализировать обучение и контроль.

М/65858 № 1

63. Минниахметов Р. Ю. «Цифровой вуз» – современная информационно-образовательная среда нового поколения высшего образования /
Р. Ю. Минниахметов //  Информ. технологии в обеспечении нового качества высшего образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием  / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС», Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. . – М., 2010. – Кн 1. –  С. 164–167. – Библиогр.: 8 назв.

В Кумертауском филиале разработан план мероприятий, успешно внедряются и проводятся работы и исследования по программе «Цифровой вуз». Компьютерные классы на основе компьютеров Core 2 Duo. Использование платформы HPC от фирмы Microsoft, позволяющей превратить 64-х разрядные компьютеры компьютерного класса в мощный вычислительный кластер. Проведение конференций, заседаний, круглых столов и собраний осуществляется в поливалентном конференц-зале с центральным экраном, проектором, камерами, микрофонами и системой голосования. Проводятся научные исследования в области внедрения в учебный процесс голографических технологий и средств, позволяющих наглядно изучать 3D модели в пространстве. Использование кабинета дипломного проектирования, оснащенного компьютерами с постоянным бесплатным доступом в Internet.

М/65858 № 1

64. Моругин А. С. Методы интеграции систем учебных заведений на основе кластерного подхода / А. С. Моругин //  Информ. технологии в обеспечении нового качества высшего образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС», Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. . – М., 2010. – Кн 1. – С. 286–291.

Рассматривается кластерный подход, обобщающий отношения реляционной и линейной алгебры.

Р 3100

65. Орлов Ю. Д. Информатизация регионального классического университета: стратегия и решения / Ю. Д. Орлов, И. С. Солдатенко, О. Н. Мед-ведева //  Высш. образование в России. – 2010. – № 3. – С. 68–74. – Библиогр.: 2 назв.

Изложены этапы создания единой интегрированной информационно-аналитической системы, включающей две оригинальные разработки Тверского государственного университета: АС «Приемная комиссия» и АС «Сервер информационно-методического обеспечения учебного процесса».

Н/18789 № 2 (70)

66. Парфёнова А. С. Педагогические условия использования информационных ресурсов в обучении студентов профессионально-педагогического вуза / А. С. Парфёнова //  Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. – 2010. – № 2 (70). – С. 111–120. – Библиогр.: 7 назв.

Развитие сетевой инфрастуктуры и интернет-технологий, предпосылки перехода от проблемно-ориентированных информационных систем к интегрированным информационным средам различного назначения. Мировые информационные ресурсы.

М/65858 № 1

67. Слышкин С. Н. Использование дистанционного обучения в системе высшего образования / С. Н. Слышкин, Г. А. Ермолова //  Информ. технологии в обеспечении нового качества высшего образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС», Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. . – М., 2010. – Кн 1. – С. 265–269.

Описаны особенности и современные компьютерные технологии, доступные для дистанционного обучения в высших учебных заведениях.

М/65858 № 1

68. Фролов А. В. Проблема «встраивания» электронного обучения в структуру традиционного университета / А. В. Фролов //  Информ. технологии в обеспечении нового качества высшего образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС», Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. . – М., 2010. – Кн 1. – С. 153–163. – Библиогр.: 13 назв.

Рассматриваются наиболее существенные аспекты опыта развитых стран по внедрению электронного обучения (ЭО). Накопленный богатый опыт может сэкономить средства и время, необходимые для модернизации системы образования России.

См. также № 85

14.35   Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01 Общие вопросы

См. № 88

14.35.07   Образование и обучение в высшей
профессиональной школе

У 2495

69. Горшков Д. В. Учебный креативный ситуационный центр вуза как активная, самоорганизующаяся среда формирования и развития компетенций менеджера / Д. В. Горшков //  Вестн. ун-та. – 2010. – № 4. – С. 161–165.

Рассматриваются технологии системно-креативного мышления и управления.  Компетенции студента должны быть не инструментом (техникой), которые даны в руки студенту, они должны быть сформированы в целостном «Я» студента (эмпирически или с помощью специальных психотехник).

У 2495

70. Желткова Т. И. Подходы к прогнозированию уровня креативности студентов / Т. И. Желткова //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 26. –  С. 30–33. – Библиогр.: 6 назв.

Представлены некоторые подходы к прогнозированию уровня креативности студентов на основе результатов психодиагностики. По экспериментальным данным вычислены уравнения регрессии и дана интерпретация результатов исследования, в котором участвовали студенты МГУКИ.

У 2495

71. Моисеева Н. К. Особенности подготовки магистров экономического профиля в наукоемком регионе / Н. К. Моисеева // Вестн. ун-та. – 2010. –
№ 4. – С. 38–44.

Рассматриваются основные проблемы и пути  повышения качества подготовки менеджеров-маркетологов. Знания представляются как особая форма интеллектуальной собственности человека. В качестве источников повышения конкурентоспособности вуза и его деловой активности, предлагается структура показателей качества подготовки кадров в вузе с учетом их поэтапной селекции. На примере подготовки бакалавров и магистров показаны возможности развития творческой активности с учетом маркетинговой ситуации и интернационализации рынков, как факторов изменения учебных программ, исходя из результатов анализа опыта университетов Германии.

Н/18789 № 2 (70)

72. Сазонов Б. А. Применение зачетных единиц при проектировании и реализации основных образовательных программ вузов в соответствии с ФГОС / Б. А. Сазонов //  Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. – 2010. – № 2 (70). – С. 37–57. – Библиогр.: 5 назв.

В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) рассматриваются вопросы использования зачетных единиц при проектировании и реализации основных образовательных программ вузов; особенности использования зачетной единицы в качестве меры трудоемкости учебной работы, ее роль в системном определении основных аспектов организации обучения, включая организацию и планирование аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов. Описывается перспективная модель учебной нагрузки студентов, отвечающая требованиям создаваемого в рамках Болонского процесса общеевропейского пространства высшего образования.

У 2837

73. Фирсова С. П. Современный технический университет: тенденции развития в условиях становления экономики знаний / С. П. Фирсова //  Высшее образование сегодня. – 2010. – № 4. – С. 94–96. – Библиогр.: 3 назв.

Проанализированы основные факторы и этапы становления технического университета. Обосновывается система принципов образовательного пространства современного технического университета, определяются тенденции его дальнейшего развития.

У 2495

74. Шенцева Н. Н. Мотивация деятельности достижения успеха у студентов вуза в учебном процессе / Н. Н. Шенцева //  Вестн. ун-та. – 2009. – № 26. – С. 126–129. – Библиогр.: 23 назв.

Рассматриваются: интеграция достижений современных отечественных и зарубежных исследователей в области мотивации учебной деятельности студентов; выявление места мотива достижения в структуре мотивации современных студентов, его роли в успешности как обучения, так и реализации полученных знаний в дальнейшем, в профессиональной жизни. Доказано, что обладатели очень высокого показателя IQ не всегда богаты, знамениты и добились значимых успехов в работе. Необходима вера в свои способности и стремление к намеченной цели.

14.85   Технические средства обучения и учебное оборудование

Д9-09/71085

75. Газенаур Е. Г. Компьютерные технологии в науке и образовании: учеб. пособие / Е. Г. Газенаур; Кемер. гос. ун-т. – Томск, 2009. – 155 с. – Библиогр.: 22 назв. –  ISBN 978-5-8353-0985-6. – ISBN 978-5-89428-491-0.

Компьютерные технологии: основные понятия и определения; Информационная технология организации, хранения и обработки данных; Технологии обработки текстовой, числовой и графической информации; современные телекоммуникационные технологии; Internet-технлогии; Защита информации; Информационные технологии дистанционного образования и создания электронных образовательных ресурсов; Технологии искусственного интеллекта.

Д9-10/69712

76.   Построение информационных систем непрерывного образования на основе Интернет-технологий / А. В. Дьяченко [и др.]; под ред. А. Э. Попова. – М.: Акад. Естествознания, 2010. – 130 с. – Библиогр.: 10 назв. – ISBN 978-5-91327-085-6.

Обобщен многолетний опыт по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий. Представлены разные образовательные организации, объединенные единым делом – созданием и внедрением новейших технологий обучения через сеть Интернет. Рассмотрены различные подходы к реализации распределенного учебного процесса, проведен анализ существующих систем дистанционного обучения, приведены практические рекомендации по созданию и совершенствованию образовательных систем на основе телекоммуникационных технологий.

14.91   Народное образование и педагогика
в отдельных странах

У 2495

77. Лавровская И. Б. Зарубежный опыт элитобразования на этапе студенчества / И. Б. Лавровская, Т. В. Косенкова //  Вестн. ун-та. – 2009. –
№ 33. – С. 319–324. – Библиогр.: 6 назв.

Раскрывается зарубежный опыт поиска, поддержки и привлечения к творческой деятельности в сфере науки и образования талантливой (элитной) студенческой молодежи. Указывается на необходимость дифференцированного подхода к экономической поддержке студентов государством. Целесообразно также установить зависимость между уровнями стипендий и должностными окладами преподавателей.

См. также № 71

  
На главную