14 Народное образование.
Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики
Р 3100
33. Анисимов П. Ф. О задачах
вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования /
П. Ф. Анисимов // Высш. образование в России. – 2010. – № 3. – С. 3–7.
В связи с вхождением российской высшей школы в европейское, а
значит, и мировое образовательное пространство, определены задачи:
законодательного обеспечения модернизации системы образования; приведения
содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с
современными потребностями личности, общества, рынка труда; повышения
доступности качественных образовательных услуг; создания системы независимой
оценки контроля качества образования.
У 2495
34. Антонов В. Г.
Реализация стратегии изменений в
университете / В. Г.
Антонов, В. В. Масленников, М. В. Кошкина // Вестн. ун-та. – 2009. – № 33. –
С. 324–334. – Библиогр.: 3 назв.
Рассмотрен механизм формирования стратегии государственного
университета управления, на основе широкого внедрения новшеств в
образовательный процесс и создания условий для развития партнерских связей
между наукой и бизнесом. Анализируются: конкурентные преимущества ГУУ,
конкурентоспособность вуза, образовательная и научная деятельность,
взаимосвязь финансовой структуры и стратегии Университета, центры затрат,
центры доходов или выручки, центры прибыли, центры инвестиций. Изложены
стратегические цели ГУУ. Рекомендуется создать единую организационную,
учебно-методическую и информационную среду взаимодействия, межрегиональную
инновационно-образовательную организационную структуру, объединяющую 10–15
инновационных вузов страны в динамичную, управляемую, территориально
распределенную ассоциацию с возможностью работы в режиме дистанционного
образования («электронный распределенный сетевой университет»), обеспечивающую
существенное повышение доступности инновационного образования и повышение
отдачи от научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов.
У 2495
35. Арасланова А. А. Интеграция российской
высшей школы в европейское образовательное пространство: перспективы и
проблемы / А. А. Арас-ланова //
Вестн. ун-та. – 2009. – № 31. – С. 214–217.
Раскрывается динамика развития процесса интеграции
отечественной высшей школы в европейское образовательное пространство,
обозначает перспективы и проблемы участия России в Болонском процессе.
У 2495
36. Владимирова И. Г. Смена
парадигмы образовательной деятельности: от «знаниевой» к компетентностной / И.
Г. Владимирова // Вестн. ун-та. – 2009. – № 33. – С. 280–286. – Библиогр.: 6
назв.
Использование компетентностного подхода в образовательной
деятельности составляет основу модернизации российского высшего образования.
Исследуются основные отличия «знаниевой» и компетентностной парадигмы
образования. Рассмотрены дискуссионные вопросы трактовки понятий
«компетенция», «компетентность», «квалификация», значительное внимание уделено
уточнению термина «компетенция».
У 2495
37. Давыденкова О. В.
Определение и особенности имиджа учебного заведения / О. В. Давыденкова //
Вестн. ун-та. – 2009. – № 26. – С. 26–28. – Библиогр.: 5 назв.
Раскрываются вопросы определения имиджа учебного заведения как
научной категории, а также особенности формирования и восприятия имиджа вуза.
Выделены и рассматриваются параметры образа вуза, определен процесс
формирования имиджа вуза.
Р 3100
38. Ендовицкий Д. А.
Востребованность выпускников вузов на рынке труда / Д. А. Ендовицкий // Высш.
образование в России. – 2010. – № 2. – С. 47–56.
Описываются регулярные комплексные исследования регионального
рынка труда, соответствия качества и перечня образовательных программ
требованиям работодателей, проводимые Воронежским государственным
университетом. Полученные результаты служат основанием для корректировки
содержания учебных планов вуза.
Н/19371 № 1
39. Ипатов О. С.
Корпоративное образование как основа применения новых
информационно-организацинных систем / О. С. Ипатов // Информ. технологии в
науке, образовании и производстве : материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф.,
г. Орел, 22-23 апр. 2010 г. / М-во образования и науки, Гос НИИ информ.
технологий и телекоммуникаций «Информика»,
С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 1. – С. 36–38.
Освещена проблема организации сотрудничества образовательных
учреждений и производственных предприятий с целью подготовки профессиональных
кадров. Отмечается необходимость внедрения дистанционной формы образования с
использованием новых информационных технологий. Указывают-ся подходы к
созданию организационно-правовой формы участия учебных заведений в жизни
корпораций.
Р 3100
40. Кирой В. Н. Новые
университеты России: проблемы и пути их решения / В. Н. Кирой // Высш.
образование в России. – 2010. – № 3. – С. 7–23. – Библиогр.: 3 назв.
Изложены вопросы, связанные с реализацией национального проекта
создания в России федеральных и национальных исследовательских университетов.
Проблемы университетского строительства обсуждаются в контексте анализа опыта
создания и реализации программы развития Южного Федерального университета.
Р 3100
41. Скаковская Л. Н. По пути
модернизации образовательного процесса / Л. Н. Скаковская, Н. А. Лучинина, В.
В. Мигаль // Высш. образование в России. – 2010. – № 3. – С. 61–67. –
Библиогр.: 2 назв.
Описаны основные направления модернизации образовательного
процесса в Тверском государственном университете: переход на двухуровневую
систему подготовки специалистов; введение зачетных единиц, рейтинговой
системы, независимой оценки результатов обучения, технологии ректорского
контроля; применение инновационных образовательных технологий.
Д9-09/66914
42. Стебеняева Т. В.
Инновационный подход к формированию образовательного контента / Т. В.
Стебеняева, Л. Ю. Лазарева // Упр. инновац. развитием соврем. социал.-экон.
систем : сб. ст. / Центр прикладных науч. исслед. . – М., 2009. – С. 137–141.
– Библиогр.: 3 назв.
Освещена технологическая база реализации Национальной доктрины
образования в Российской Федерации на период до 2025 года. Обозначено
появление новых поколений аппаратных и программных средств, реализующих
образовательную стратегию «Учеба в любом месте и в любое время» (Anywhere,
Anytime Learning).
Р 3100
43. Тихомирова Н. В.
Управление современным распределенным университетом: концепция, инструменты,
методы / Н. В. Тихомирова // Высш. образование в России. – 2010. – № 4. – С.
8–16.
Тенденции развития образования в информационном пространстве в
соответствии с рекомендациями Болонского процесса.
Коммуникативно-интегрированная система организации учебного процесса.
Электронная коммуникативно-интегрированная система управления. Схема эволюции
содержания труда профессорско-преподавательского состава. Структура
распределенной кафедры. Предложенная оригинальная концепция системы управления
университетом будет способствовать обеспечению высокой конкурентоспособности
российских вузов как внутри страны, так и за рубежом.
14.01.17 Международное сотрудничество в области
организации образования и педагогики
У 2495
44. Владимирова И. Г.
Организационные формы интернационализации университетской образовательной
деятельности: сравнительная характеристика / И. Г. Владимирова // Вестн.
ун-та. – 2009. – № 33. – С. 271–280. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматриваются особенно актуальные вопросы выбора наиболее
оптимальной формы сотрудничества между университетами разных стран.
Исследуются: экспорт образовательных услуг, образовательный франчайзинг,
совместные образовательные программы, филиалы и представительства зарубежных
университетов, образовательные стратегические альянсы.
14.01.29 Информационная деятельность
в области образования и педагогики
У 2495
45. Кузьмина Т. Т. Оценка
вузами востребованности молодых специалистов с высшим образованием в России /
Т. Т. Кузьмина // Вестн. ун-та. – 2009. – № 31. – С. 218–225. – Библиогр.: 34
назв.
Анализируются результаты проведенного исследования о
востребованности выпускников экономических, юридических и ИТ-специальностей на
рынках труда России на основе данных отчетов о самообследовании 122
университетов и 72 филиалов университетов из 56 субъектов РФ и других
материалов в период с 1997-2008 годы. Сделан вывод, что, несмотря на высокую
конкуренцию в сфере занятости России, выпускники ее выдерживают. Именно
универсальность образования, полученного выпускниками университетов РФ, дает
им неоспоримое преимущество в построении жизненной стратегии, существенно
расширяя свободу выбора и маневра в определении профессиональной и карьерной
траектории.
14.01.75 Экономика, организация, управление,
планирование
и прогнозирование образования
У 2495
46. Зимарин А. А. Основные
вопросы выбора информационной системы управления вузом / А. А. Зимарин //
Вестн. ун-та. – 2009. – № 25. –
С. 179–183. – Библиогр.: 4 назв.
Любой вуз характеризуется уникальной инфраструктурой, системой
документооборота, организационной системой, поэтому для каждого в отдельности
требуется индивидуальный подход к отладке системы управления. Следовательно,
надо выбирать наиболее гибкую платформу, которая в наибольшей степени
удовлетворяет нужным требованиям. Приведены этапы выбора информационной
системы управления вузом. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны
внедрения информационной системы управления.
У 2495
47. Рождественский А. В.
Комплекс маркетинга высшего учебного заведения в условиях современного рынка /
А. В. Рождественский, В. Б. Симонов // Вестн. ун-та. – 2009. – № 25. – С.
183–186. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются внутренние (стратегии разработки новых
образовательных продуктов, проведения НИР, разработки нововведений и новых
технологий; стратегия ценообразования; месторасположение вуза; стратегия
продвижения услуг вуза; динамика клиентской базы данных вуза;
профессорско-преподавательский и научный состав вуза) и внешние (конкурентная
среда вуза; правовая и законодательная системы; демографические процессы)
факторы развития высшего учебного заведения. Анализ предложенных факторов
каждого вуза служит опорой для построения современной
маркетинг-ориентированной организации.
У 2495
48. Харчилава Х. П. Система
корпоративного управления в вузе / Х. П. Харчилава // Вестн. ун-та. – 2009.
– № 29. – С. 15–23. – Библиогр.: 10 назв.
Сравнение вуза с
экономической организацией, корпорацией уже давно стало нормой в зарубежных
системах образования. Рассматриваются принципы корпоративного управления,
которые позволяют осуществить наиболее эффективное управление и контроль за
деятельностью корпорации (вуза) с целью соблюдения корпорацией основных
интересов ее стейкхолдеров. Раскрываются: основные проблемы управления вузами
в России; правовой статус вузов; система органов управления вуза; система
внутреннего контроля и аудита.
14.01.79 Кадры образования
У 2495
49. Балашов В. В. Проблемы
воспроизводства кадрового потенциала сектора науки высших учебных заведений /
В. В. Балашов, И. В. Малюгина // Вестн. ун-та. – 2009. – № 33. – С. 252–261.
– Библиогр.: 9 назв.
Разработаны механизмы управления подготовкой и привлечением
научно-педагогических кадров к работе в научно-образовательной сфере,
организации научно-исследовательской деятельности студентов, стимулирования
преподавателей, осуществляющих индивидуальное научное руководство студентами.
Отмечен рост численности штатного профессорско-преподавательского персонала
государственных и муниципальных вузов за последние 10 лет в 1,4 раза.
Анализируются результаты подготовки кадров в аспирантуре и докторантуре вузов
России.
У 2495
50. Кабанова Т. А. Проблемы
формирования у преподавателей высшей школы новых профессиональных компетенций
/ Т. А. Кабанова, В. А. Новиков // Вестн. ун-та. – 2010. – № 4. – С. 133–143.
– Библиогр.: 7 назв.
Рассматриваются профессиональные компетенции преподавателей в
области педагогических измерений, дистанционных образовательных технологий и
использования свободно распространяемого программного обеспечения в учебных
целях.
См. также № 45
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
Р 3367
51. Сокольская И.
Формирование патентной политики университета / И. Сокольская, О. Видякина //
ИС. Пром. собственность. – 2010. – № 5. – С. 16–26. – Библиогр.: 4 назв.
Предлагаемая патентная политика университета в области
управления интеллектуальной собственностью направлена на решение основных
практических задач патентной службы университета и может быть использована в
любых высших учебных заведениях для реализации этапов управления:
планирования, организации, мотивации (стимулирования) и контроля и реализации
функций объектов интеллектуальной собственности: технической, технологической,
правовой, экономической, социологической, психологической и
общеорганизационной (на основе функциональной модели Б.Б. Леонтьева).
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные
системы в образовании
М/65858 № 1
52. Бердникова Е. А. Методы и
средства электронного адаптивного обучения
в информационно-образовательной среде AcademicNT / Е. А. Берд-никова,
А. В. Лямин, М. С. Чежин // Информ. технологии в обеспечении нового качества
высшего образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
участием / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС»,
Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и
телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. – М., 2010. – Кн 1. – С. 132–138. –
Библиогр.: 6 назв.
На базе сетевой Интернет-технологии в Санкт-Петербургском
государственном университете информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ
ИТМО) разработана и внедрена в учебный процесс информационная образовательная
среда «AcademicNT».
М/65868 № 1
54. Булакина М. Б.
Федеральная система информационных образовательных ресурсов (ФСИОР) и ее
применение в профессиональном образовании / М. Б. Булакина, А. Д. Иванников,
А. В. Сигалов // Информ. технологии в обеспечении нового качества высш.
образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос.
науч.-практ. конф. с междунар. участием, Москва, 14–15 апр. 2010 г. /
М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов (МИСиС), Моск. гос.
ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и
телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. – М., 2010. – Кн. 1. – С. 27–33. –
Библиогр.: 3 назв.
Информационно-образовательные интернет-ресурсы в вузах.
Федеральный портал «Российское образование». Единое окно доступа к
образовательным ресурсам. Специализированный портал
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов для общего образования. Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов. Статистика обращений к ресурсам
федеральной системы информационных образовательных ресурсов. Представлена
динамика посещаемости порталов в 2003-2010 гг.
Н/19371 № 1
53. Булакина М. Б. Аспекты
применения федеральной системы информационных образовательных ресурсов (ФСИОР)
в профессиональном образовании / М. Б. Булакина, А. Д. Иванников, А. В.
Сигалов // Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы
4-й Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22–23 апр. 2010 г. / М-во
образования и науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика»,
С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 1. – С. 18–24.
Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями
использования информационно-образовательных Интернет-ресурсов в
профессиональном образовании. Представлена структура ФСИОР, выделены базовые
функциональные элементы ФСИОР, их сервисы и контент. Приведена статистика
обращений к ресурсам ФСИОР.
Ж2-10/48707
55. Галеев О. Р. Управление
процессом обучения в вузе на основе информационно-компьютерной системы / О. Р.
Галеев, А. К. Сулейманов. – Нижнекамск, 2010. – 128 с.: ил. – Библиогр.: 173
назв. – ISBN 978-5-901702-27-7.
Рассматривается структурно-функциональная модель управления
процессом обучения на информационно-компьютерной основе, включающая в себя три
базовых блока: информационный, технологический и диагностический.
Разработанная информационно-компьютерная система управления обучением в вузе
имеет открытый характер и способна достраиваться новыми модулями (система
рейтинга, зачетными единицами) и может быть эффективно адаптирована в
соответствии с требованиями к управлению качеством образования, обозначенных в
Болонской конвенции.
У 2495
56. Долятовский В. А.
Инновационные технологии обучения менеджеров на основе виртуальных
информационных сред / В. А. Долятовский // Вестн. ун-та. – 2010. – № 4. – С.
143–149. – Библиогр.: 10 назв.
Рассмотрен инновационный подход к обучению, основанный на
структуризации, фильтрации знаний и применении виртуальных обучающих сред.
Н/19371 № 4
57. Китаев Д. Е. Системное
многоуровневое объединение образовательных ресурсов в локальной сети высшего
военного учебного заведения / Д. Е. Китаев, Д. Е. Мясников, И. П. Самбурский
// Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы 4-й
Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22-23 апр. 2010 г. / М-во образования и
науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика», С.-Петерб.
технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 4: Актуальные вопросы
создания единого информационного образовательного пространства. – С. 39–45. –
Библиогр.: 8 назв.
Цель работы: системно изложить по направлениям работы кафедры
основную информацию, основываясь на научных подходах к восприятию,
запоминанию, сохранению и воспроизведению информации в учебном процессе, для
методического обеспечения самостоятельной работы курсантов.
Н/19371 № 4
58. Лазарев С. А. Разработка
электронного учебно-методического комплекса для системы дистанционного
обучения / С. А. Лазарев, О. А. Савина, В. Н. Волков // Информ. технологии в
науке, образовании и производстве :
материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22–23 апр. 2010 г.
/ М-во образования и науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика»,
С.-Петерб. технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 4: Актуальные
вопросы создания единого информационного образовательного пространства. – С.
54–61. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматриваются особенности построения электронного
учебно-методического комплекса для системы дистанционного обучения, который
является Web-приложением, независимым от аппаратно-программной платформы
функционирования, обеспечивает формирование произвольной структуры электронных
курсов для дистанционного обучения с заданной глубиной детализации. Это
позволяет интегрировать в структуру курсов любые графические, текстовые или
интерактивные материалы, поддерживаемые современными интернет-браузерами, в
любой последовательности.
Н/19371 № 4
59. Логинов И. В. Организация
мобильного хранилища данных в составе распределенного АРМ / И. В. Логинов //
Информ. технологии в науке, образовании и производстве : материалы 4-й
Междунар. науч.-техн. конф., г. Орел, 22-23 апр. 2010 г. / М-во образования и
науки, Гос НИИ информ. технологий и телекоммуникаций «Информика», С.-Петерб.
технол. ин-т (техн. ун-т) и др. – Орел, 2010. – Т. 4: Актуальные вопросы
создания единого информационного образовательного пространства. – С. 62–66. –
Библиогр.: 7 назв.
Рассмотрена проблема организации хранилища данных
автоматизированных рабочих мест профессорско-преподавательского состава,
аспирантов и студентов вуза. Отмечается, что в настоящее время отсутствует
единая концепция организации такого хранилища данных, при этом основная
нагрузка по его формированию и сопровождению ложится непосредственно на
пользователя. Выявлен распределенный характер профессионального хранилища
данных и перечень основных проблем его реализации и ведения. Для повышения
эффективности доступа к локальным данным предложен комплекс мер, заключающийся
в создании на основе существующих технологий распределенных баз данных
мобильной СУБД с функциями управления распределенными хранилищами в фоновом
режиме.
Н/19371 № 4
60. Лысков О. Э. О
перспективах внедрения вычислительного кластера
в информационно-образовательную среду
ОрелГТУ / О. Э. Лысков, С. С. Моз-гов // Информ. технологии в науке,
образовании и производстве : материалы 4-й Междунар. науч.-техн. конф., г.
Орел, 22-23 апр. 2010 г. / М-во образования и науки, Гос НИИ информ.
технологий и телекоммуникаций «Информика», С.-Петерб. технол. ин-т (техн.
ун-т) и др. – Орел, 2010. –
Т. 4: Актуальные вопросы создания единого информационного образовательного
пространства. – С. 67–70. – Библиогр.: 6 назв.
Описана общая структура кластера (группа серверов, объединенных
высокоскоростными каналами, способных обрабатывать идентичные запросы и
использующихся как единый ресурс), причины и особенности его внедрения.
М/65858 № 1
61. Лямин А. В. Организация
сетевого межвузовского взаимодействия
в информационно-образовательной среде AcademicNT / А. В. Лямин,
А. А. Скшидлевский, М. С. Чежин // Информ. технологии в обеспечении нового
качества высш. образования. – М., 2010. – Кн. 1. – С. 111–115. – Библиогр.: 5
назв.
Реализуемая в «AcademicNT» модель организации и проведения
учебного процесса позволяет создавать в рамках среды множество
административных зон на разных уровнях взаимодействия, что существенно
упрощает процедуры администрирования и позволяет в рамках одного
программно-аппаратного комплекса организовать несколько систем различных
вузов. Работа нескольких вузов в рамках одной информационно-образовательной
среды (ИОС) обеспечивает их более тесное взаимодействие при разработке и
совместном использовании электронных учебно-методических комплексов (УМК).
У 2495
62. Малыгин А. А.
Компьютерное адаптивное тестирование в обеспечение качества дистанционного
обучения / А. А. Малыгин // Вестн. ун-та. – 2010. – № 4. – С. 166–169. –
Библиогр.: 4 назв.
Подчеркивается ключевая роль педагогических измерений и
педагогического контроля учебной деятельности учащегося для обеспечения
качества дистанционного обучения. Приводится классификация видов
педагогических измерений. Делается вывод в пользу использования в
дистанционном обучении компьютерного адаптивного тестирования, основывающегося
на современной теории тестирования и позволяющего индивидуализировать обучение
и контроль.
М/65858 № 1
63. Минниахметов Р. Ю.
«Цифровой вуз» – современная информационно-образовательная среда нового
поколения высшего образования /
Р. Ю. Минниахметов // Информ. технологии в обеспечении нового качества
высшего образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
участием / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС»,
Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и
телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. . – М., 2010. – Кн 1. – С. 164–167. –
Библиогр.: 8 назв.
В Кумертауском филиале разработан план мероприятий, успешно
внедряются и проводятся работы и исследования по программе «Цифровой вуз».
Компьютерные классы на основе компьютеров Core 2 Duo. Использование платформы
HPC от фирмы Microsoft, позволяющей превратить 64-х разрядные компьютеры
компьютерного класса в мощный вычислительный кластер. Проведение конференций,
заседаний, круглых столов и собраний осуществляется в поливалентном
конференц-зале с центральным экраном, проектором, камерами, микрофонами и
системой голосования. Проводятся научные исследования в области внедрения в
учебный процесс голографических технологий и средств, позволяющих наглядно
изучать 3D модели в пространстве. Использование кабинета дипломного
проектирования, оснащенного компьютерами с постоянным бесплатным доступом в
Internet.
М/65858 № 1
64. Моругин А. С. Методы
интеграции систем учебных заведений на основе кластерного подхода / А. С.
Моругин // Информ. технологии в обеспечении нового качества высшего
образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
участием / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС»,
Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и
телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. . – М., 2010. – Кн 1. – С. 286–291.
Рассматривается кластерный подход, обобщающий отношения
реляционной и линейной алгебры.
Р 3100
65. Орлов Ю. Д.
Информатизация регионального классического
университета: стратегия и решения / Ю. Д. Орлов, И. С. Солдатенко, О. Н. Мед-ведева
// Высш. образование в России. – 2010. – № 3. – С. 68–74. – Библиогр.: 2
назв.
Изложены этапы создания единой интегрированной
информационно-аналитической системы, включающей две оригинальные разработки
Тверского государственного университета: АС «Приемная комиссия» и АС «Сервер
информационно-методического обеспечения учебного процесса».
Н/18789 № 2 (70)
66. Парфёнова А. С. Педагогические
условия использования информационных
ресурсов в обучении студентов профессионально-педагогического вуза / А. С.
Парфёнова // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования.
– 2010. – № 2 (70). – С. 111–120. – Библиогр.: 7 назв.
Развитие сетевой инфрастуктуры и интернет-технологий,
предпосылки перехода от проблемно-ориентированных информационных систем к
интегрированным информационным средам различного назначения. Мировые
информационные ресурсы.
М/65858 № 1
67. Слышкин С. Н.
Использование дистанционного обучения в системе высшего образования / С. Н.
Слышкин, Г. А. Ермолова // Информ. технологии в обеспечении нового качества
высшего образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
участием / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС»,
Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и
телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. . – М., 2010. – Кн 1. – С. 265–269.
Описаны особенности и современные компьютерные технологии,
доступные для дистанционного обучения в высших учебных заведениях.
М/65858 № 1
68. Фролов А. В. Проблема
«встраивания» электронного обучения в структуру традиционного университета /
А. В. Фролов // Информ. технологии в обеспечении нового качества высшего
образования : сб. науч. ст.: тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
участием / М-во образования и науки РФ, Моск. ин-т стали и сплавов «МИСиС»,
Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики, ФГУ ГНИИ информ. технологий и
телекоммуникаций (ИНФОРМИКА) и др. . – М., 2010. – Кн 1. – С. 153–163. –
Библиогр.: 13 назв.
Рассматриваются наиболее существенные аспекты опыта развитых
стран по внедрению электронного обучения (ЭО). Накопленный богатый опыт может
сэкономить средства и время, необходимые для модернизации системы образования
России.
См. также № 85
14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
См. № 88
14.35.07 Образование и обучение в высшей
профессиональной школе
У 2495
69. Горшков Д. В. Учебный
креативный ситуационный центр вуза как активная, самоорганизующаяся среда
формирования и развития компетенций менеджера / Д. В. Горшков // Вестн.
ун-та. – 2010. – № 4. – С. 161–165.
Рассматриваются технологии системно-креативного мышления и
управления. Компетенции студента должны быть не инструментом (техникой),
которые даны в руки студенту, они должны быть сформированы в целостном «Я»
студента (эмпирически или с помощью специальных психотехник).
У 2495
70. Желткова Т. И. Подходы к
прогнозированию уровня креативности студентов / Т. И. Желткова // Вестн.
ун-та. – 2009. – № 26. – С. 30–33. – Библиогр.: 6 назв.
Представлены некоторые подходы к прогнозированию уровня
креативности студентов на основе результатов психодиагностики. По
экспериментальным данным вычислены уравнения регрессии и дана интерпретация
результатов исследования, в котором участвовали студенты МГУКИ.
У 2495
71. Моисеева Н. К.
Особенности подготовки магистров экономического профиля в наукоемком регионе /
Н. К. Моисеева // Вестн. ун-та. – 2010. –
№ 4. – С. 38–44.
Рассматриваются основные проблемы и пути повышения качества
подготовки менеджеров-маркетологов. Знания представляются как особая форма
интеллектуальной собственности человека. В качестве источников повышения
конкурентоспособности вуза и его деловой активности, предлагается структура
показателей качества подготовки кадров в вузе с учетом их поэтапной селекции.
На примере подготовки бакалавров и магистров показаны возможности развития
творческой активности с учетом маркетинговой ситуации и интернационализации
рынков, как факторов изменения учебных программ, исходя из результатов анализа
опыта университетов Германии.
Н/18789 № 2 (70)
72. Сазонов Б. А. Применение
зачетных единиц при проектировании и реализации основных образовательных
программ вузов в соответствии с ФГОС / Б. А. Сазонов // Образование и наука:
изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. – 2010. – № 2 (70). – С. 37–57. –
Библиогр.: 5 назв.
В соответствии с новыми Федеральными государственными
образовательными стандартами (ФГОС) рассматриваются вопросы использования
зачетных единиц при проектировании и реализации основных образовательных
программ вузов; особенности использования зачетной единицы в качестве меры
трудоемкости учебной работы, ее роль в системном определении основных аспектов
организации обучения, включая организацию и планирование аудиторной и
самостоятельной учебной работы студентов. Описывается перспективная модель
учебной нагрузки студентов, отвечающая требованиям создаваемого в рамках
Болонского процесса общеевропейского пространства высшего образования.
У 2837
73. Фирсова С. П. Современный
технический университет: тенденции развития в условиях становления экономики
знаний / С. П. Фирсова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 4. – С.
94–96. – Библиогр.: 3 назв.
Проанализированы основные факторы и этапы становления
технического университета. Обосновывается система принципов образовательного
пространства современного технического университета, определяются тенденции
его дальнейшего развития.
У 2495
74. Шенцева Н. Н. Мотивация
деятельности достижения успеха у студентов вуза в учебном процессе / Н. Н.
Шенцева // Вестн. ун-та. – 2009. – № 26. – С. 126–129. – Библиогр.: 23 назв.
Рассматриваются: интеграция достижений современных
отечественных и зарубежных исследователей в области мотивации учебной
деятельности студентов; выявление места мотива достижения в структуре
мотивации современных студентов, его роли в успешности как обучения, так и
реализации полученных знаний в дальнейшем, в профессиональной жизни. Доказано,
что обладатели очень высокого показателя IQ не всегда богаты, знамениты и
добились значимых успехов в работе. Необходима вера в свои способности и
стремление к намеченной цели.
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
Д9-09/71085
75. Газенаур Е. Г.
Компьютерные технологии в науке и образовании: учеб. пособие / Е. Г. Газенаур;
Кемер. гос. ун-т. – Томск, 2009. – 155 с. – Библиогр.: 22 назв. – ISBN
978-5-8353-0985-6. – ISBN 978-5-89428-491-0.
Компьютерные технологии: основные понятия и определения;
Информационная технология организации, хранения и обработки данных; Технологии
обработки текстовой, числовой и графической информации; современные
телекоммуникационные технологии; Internet-технлогии; Защита информации;
Информационные технологии дистанционного образования и создания электронных
образовательных ресурсов; Технологии искусственного интеллекта.
Д9-10/69712
76.
Построение информационных систем непрерывного образования на основе
Интернет-технологий / А. В. Дьяченко [и др.]; под ред. А. Э. Попова. – М.:
Акад. Естествознания, 2010. – 130 с. – Библиогр.: 10 назв. – ISBN
978-5-91327-085-6.
Обобщен многолетний опыт по организации учебного процесса с
использованием дистанционных образовательных технологий. Представлены разные
образовательные организации, объединенные единым делом – созданием и
внедрением новейших технологий обучения через сеть Интернет. Рассмотрены
различные подходы к реализации распределенного учебного процесса, проведен
анализ существующих систем дистанционного обучения, приведены практические
рекомендации по созданию и совершенствованию образовательных систем на основе
телекоммуникационных технологий.
14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах
У 2495
77. Лавровская И. Б.
Зарубежный опыт элитобразования на этапе студенчества / И. Б. Лавровская, Т.
В. Косенкова // Вестн. ун-та. – 2009. –
№ 33. – С. 319–324. – Библиогр.: 6 назв.
Раскрывается зарубежный опыт поиска, поддержки и привлечения к
творческой деятельности в сфере науки и образования талантливой (элитной)
студенческой молодежи. Указывается на необходимость дифференцированного
подхода к экономической поддержке студентов государством. Целесообразно также
установить зависимость между уровнями стипендий и должностными окладами
преподавателей.
См. также № 71
|