Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.01 Общие вопросы экономических наук
06.01.29 Информационная деятельность в области экономических наук
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.41 Экономика культуры
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

10 Государство и право. Юридические науки
10.07 Теория государства и права
10.07.45 Право и научно-технический прогресс
10.15 Конституционное (государственное) право
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.35.61 Патенты и их правовая защита
10.35.91 Патентное право и право промышленной собственности отдельных стран
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав
10.91 Государство и право отдельных стран

12 Науковедение
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.75 Экономика науки
12.75.41 Цена и стоимость научных исследований и разработок
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.09 История библиотечного дела
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.35.17 Студенческие организации в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.01 Руководящие материалы
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.17 Международное сотрудничество, деятельность международных организаций по информатике
20.01.79 Кадры
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.13 Информационные службы на предприятиях и в учреждениях
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.23 Информационный поиск
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.80 Правовые вопросы
50.05 Теоретические основы программирования
50.05.09 Языки программирования
50.05.13 Технология программирования. Автоматизация программирования.
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.15 Операционные системы

60 Полиграфия. Репрография. Фотокинотехника
60.29 Полиграфия

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.11 Современное состояние и перспективы развития патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.17 Международное сотрудничество в области патентного дела, изобретательства и рационализаторства

Указатель использованных источников

Авторский указатель


12   Науковедение

12.41 Организация науки. Политика в области науки

12.41.31   Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований
в научных учреждениях и коллективах

У 3670

34. Новицкий В. В. Внедрение процессного управления интеллектуальной собственностью в высшем учебном заведении как необходимое условие реализации инновационной политики государства / В. В. Новицкий, Л. М. Огородова, Н. Г. Зубарева // Право интеллектуал. собственности. – 2010. – № 3. – С. 31–33.

Раскрывается опыт Сибирского государственного медицинского университета, получившего статус "Национального исследовательского университета", по генерации фундаментальных знаний и повышению качества и конкурентоспособности результатов научно-технической деятельности. Рассматривается разработанный в вузе вариант организации процесса управления интеллектуальной собственностью, включающий совокупность, последовательность и содержание необходимых для этого процедур.

12.41.33   Научно-исследовательская деятельность
в высшей школе

См. №  50.

12.41.45   Связь науки с практикой.
Внедрение научных достижений

У 1880

35. Бабкина О. Создание инновационного пояса малых предприятий Томского государственного университета [ТГУ] в рамках федерального закона № 217-ФЗ / О. В. Бабкина, Л. Н. Борило, Г. Е. Дунаевский // Инновации. – 2010. – № 6 (140). – С. 13–15. – Библиогр.: 3 назв.

Представлена инновационная инфраструктура ТГУ (Совет по интеллектуальным ресурсам, Отдел коммерциализации результатов НИОКР, Отдел интеллектуальной собственности Научного управления ТГУ, Центр маркетинговых исследований и коммуникаций, Инновационно-технологический бизнес-инкубатор). Появление закона № 217-ФЗ позволило вузу не только предоставлять лицензию на право использования патентов и ноу-хау малым предприятиям, но и выступать в качестве непосредственного участника (акционера) хозяйственного общества, "легально" создавать инновационные производства. ТГУ стал более жестко подходить к вопросу выбора внедряемой интеллектуальной собственности и создания предприятий. Отражено создание ТГУ совместно с госкорпорацией "РОСНАНО" и стратегическим партнером ЗАО "ЭлеСи" инновационного предприятия с уставным капиталом более 140 млн рублей.

У 2937

36. Карпова Г. А. Национальная рамка квалификаций как механизм формирования сбалансированных отношений системы образования и рынка труда / Г. А. Карпова, Е. В. Васина // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. – 2010. – № 14/3. – С. 75–77. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматриваются направления гармонизации деятельности системы образования и потребностей рынка труда. Показана роль Национальной рамки квалификаций (НРК) во взаимодействии рынка труда и профессионального образования. Приводятся методические рекомендации по использованию НРК при разработке образовательных стандартов нового поколения. Отмечается, что летом 2009 г. Министерством образования и науки РФ и Российским Союзом промышленников и предпринимателей был создан Общественный государственный совет по оценке и сертификации квалификаций в РФ, что может рассматриваться как новый этап координации усилий системы образования и работодателей по подготовке специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.

У 1880

37. Никитенко С. М. Оптимальные сценарии создания научно-образовательными учреждениями хозяйственных обществ (в рамках
№ 217-ФЗ) / С. М. Никитенко // Инновации. – 2010. – № 6 (140). – С. 15–21.

Складывается впечатление, что руководители вузов и НИИ восприняли закон № 217-РФ как некий коридор в золотую долину прибыли, которую можно получить лишь только потому, что у них имеются вполне определенные результаты интеллектуальной собственности. О том, нужны ли эти результаты на рынке, интересны ли они для бизнес-структур, их не волнует. Анализируется федеральная программа "СТАРТ" Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Рассматриваются возможные сценарии формирования малых инновационных предприятий совместно с научно-образовательными учреждениями, предлагаются рекомендации на основе практического опыта.

У 3056

38. «Об инновационном центре "Сколково"»: Федер. закон от 28 сент. 2010 г. № 244-ФЗ // Изобретательство. – 2010. – Т. Х, № 11. – С. 1–16. - (Нормативные правовые акты). Приведен текст закона.

См. также №   8,  14,  16,  49,  56,  78,  81.

12.41.51   Качество и результативность научной деятельности

М/66262 № 2

39. Карпов А. С. Разработка модели оценки и управления качеством образовательной деятельности вуза / А. С. Карпов, А. С. Простомолотов // Инноватика-2010 : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами науч. шк., 12–16 апр. 2010 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2010. – Т. 2. – С. 204–208. – Библиогр.: 3 назв.

Характеризуется модель системы управления качеством вуза, реализованная в виде модели профессионального портрета специалиста, имеющей инвариантную для всех специальностей часть и специфичную для групп специальностей. Приведена организационная модель системы мониторинга удовлетворенности работодателей качеством выпускников.

М/66262 № 2

40. Пущенко Д. Н. Квалиметрическая оценка качества высшего образования / Д. Н. Пущенко // Инноватика-2010 : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами науч. шк., 12–16 апр. 2010 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2010. – Т. 2. – С. 208–214. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются внутренняя и внешняя оценки качества образования; способы измерения функционирования системы менеджмента качества (СМК) организации в стандарте ISO 9001:2008; восприятие потребителями того, в какой степени выполняются их требования, в стандарте ISO 9000:2005.

См. также №  13,  20.

12.75 Экономика науки

12.75.41   Цена и стоимость научных исследований и разработок

См. №  30.

12.79 Научные кадры

12.79.41   Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

Д9-11/73928

41. Аристер Н. И. Управление диссертационным советом: практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник; под общ. ред. Ф. И. Шамхалова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 318 с. – (Менеджмент в науке). – Библиогр.: 79 назв. – ISBN 978-5-16-004590-0.

На основе обобщения опыта работы диссертационных советов рассматривается система формирования, планирования и организации их деятельности. Особое внимание уделено контролю и путям повышения качества деятельности советов, системе работы с соискателями, научными руководителями и оппонентами, организации личной деятельности руководителей советов.

Р 3100

42. Байденко В. И. Пути совершенствования докторской подготовки: Европа и США (статья третья) / В. И. Байденко, Н. А. Селезнёва // Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 99–112. – Библиогр.: 10 назв.

Сделана попытка обобщить основные направления реформирования подготовки исследователей по обе стороны Атлантики, отражены выводы общеевропейского исследования EURODOC, освещены вопросы формирования европейского доктората и объединенных докторских программ в партнерской связке "университет–промышленность". Приведены последние изыскания, выполненные в США, в части американского докторского образования и путей его совершенствования.

М/66153 № 1

43. Бедняк С. Г. Формы и методы контроля знаний студентов /
С. Г. Бедняк, А. С. Дмитракова // Соврем. проблемы науки, образования и пр-ва : сб. науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (16 апр. 2010 г.) / Ун-т гос. акад. образования. Нижегор. фил. – Н. Новгород, 2010. – Т. 1. – С. 284–287. – Библиогр.: 5 назв.

Отмечено, что существует множество средств реализации тестирующих программ, например, on-line тестирование с использованием возможностей языка HTML, тестирующие программы, интегрированные в документы Microsoft Office и т.д. Рассмотрена наиболее удобная, на взгляд авторов, среда быстрой разработки приложений (Rapid Application Development или RAD) Borland Delfi версии 7.0. Она содержит удобные средства и инструменты для разработки подобного вида программ.

У 2837

44. Крих С. Б. Рейтинговые системы: принципы и логика моделирования / С. Б. Крих // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 11. – С. 83–89.

Выделены два основных типа рейтинговых систем: рамочная рейтинговая система (РРС) и открытая рейтинговая система (ОРС), проведен их анализ. Рассмотрены также различные промежуточные варианты систем контроля и оценки знаний, разработанных в Омском государственном техническом университете.

М/66262 № 2

45. Погуда А. А. Тестирование как неотъемлемая часть современного образования / А. А. Погуда, А. А. Мицель // Инноватика-2010 : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами науч. шк., 12–16 апр. 2010 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2010. – Т. 2. – С. 92–96. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается использование комбинированных методов, а также нейронных сетей, что дает принципиально новый подход к решению задач тестирования и контроля знаний. Это может максимально приблизить оценивание знаний компьютером к выводам, которые делает преподаватель при проверке устного или письменного задания.

Р 3590

46. Тарасова М. А. Программно-методическая система обучения и оценки знаний учащихся и студентов / М. А. Тарасова // Информ. системы и технологии. – 2010. – № 6 (62). – С. 79–85. – Библиогр.: 6 назв.

 Показано применение информационно-коммуникационных технологий как инновационных технологий обучения. На базе этих технологий разработан программно-методический комплекс для оценки усвоения знаний. Методическая часть включает: тематические лекции, решения типовых задач, тесты. Программная часть представляет собой программу "Учебный Мастер" для организации и проведения компьютерного тестирования в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) по любым учебным дисциплинам, сбора и анализа результатов, выставления оценки.

См. также №  36,  84.

  
На главную