12 Науковедение
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.31 Организация, управление,
планирование и прогнозирование исследований
в научных учреждениях и коллективах
У 3670
34. Новицкий В. В. Внедрение процессного управления
интеллектуальной собственностью в высшем учебном заведении как необходимое
условие реализации инновационной политики государства / В. В. Новицкий, Л. М.
Огородова, Н. Г. Зубарева // Право интеллектуал. собственности. – 2010. – № 3.
– С. 31–33.
Раскрывается опыт Сибирского государственного медицинского
университета, получившего статус "Национального исследовательского
университета", по генерации фундаментальных знаний и повышению качества и
конкурентоспособности результатов научно-технической деятельности.
Рассматривается разработанный в вузе вариант организации процесса управления
интеллектуальной собственностью, включающий совокупность, последовательность и
содержание необходимых для этого процедур.
12.41.33 Научно-исследовательская
деятельность
в высшей школе
См. № 50.
12.41.45 Связь науки
с практикой.
Внедрение научных достижений
У 1880
35. Бабкина О. Создание инновационного пояса малых
предприятий Томского государственного университета [ТГУ] в рамках федерального
закона № 217-ФЗ / О. В. Бабкина, Л. Н. Борило, Г. Е. Дунаевский // Инновации.
– 2010. – № 6 (140). – С. 13–15. – Библиогр.: 3 назв.
Представлена инновационная инфраструктура ТГУ (Совет по
интеллектуальным ресурсам, Отдел коммерциализации результатов НИОКР, Отдел
интеллектуальной собственности Научного управления ТГУ, Центр маркетинговых
исследований и коммуникаций, Инновационно-технологический бизнес-инкубатор).
Появление закона № 217-ФЗ позволило вузу не только предоставлять лицензию на
право использования патентов и ноу-хау малым предприятиям, но и выступать в
качестве непосредственного участника (акционера) хозяйственного общества,
"легально" создавать инновационные производства. ТГУ стал более жестко
подходить к вопросу выбора внедряемой интеллектуальной собственности и
создания предприятий. Отражено создание ТГУ совместно с госкорпорацией
"РОСНАНО" и стратегическим партнером ЗАО "ЭлеСи" инновационного предприятия с
уставным капиталом более 140 млн рублей.
У 2937
36. Карпова Г. А. Национальная рамка квалификаций как
механизм формирования сбалансированных отношений системы образования и рынка
труда / Г. А. Карпова, Е. В. Васина // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. –
2010. – № 14/3. – С. 75–77. – Библиогр.: 11 назв.
Рассматриваются направления гармонизации деятельности системы
образования и потребностей рынка труда. Показана роль Национальной рамки
квалификаций (НРК) во взаимодействии рынка труда и профессионального
образования. Приводятся методические рекомендации по использованию НРК при
разработке образовательных стандартов нового поколения. Отмечается, что летом
2009 г. Министерством образования и науки РФ и Российским Союзом
промышленников и предпринимателей был создан Общественный государственный
совет по оценке и сертификации квалификаций в РФ, что может рассматриваться
как новый этап координации усилий системы образования и работодателей по
подготовке специалистов, соответствующих требованиям рынка труда.
У 1880
37. Никитенко С. М. Оптимальные сценарии создания
научно-образовательными учреждениями хозяйственных обществ (в рамках
№ 217-ФЗ) / С. М. Никитенко // Инновации. – 2010. – № 6 (140). – С. 15–21.
Складывается впечатление, что руководители вузов и НИИ
восприняли закон № 217-РФ как некий коридор в золотую долину прибыли, которую
можно получить лишь только потому, что у них имеются вполне определенные
результаты интеллектуальной собственности. О том, нужны ли эти результаты на
рынке, интересны ли они для бизнес-структур, их не волнует. Анализируется
федеральная программа "СТАРТ" Фонда содействия развитию малых форм предприятий
в научно-технической сфере. Рассматриваются возможные сценарии формирования
малых инновационных предприятий совместно с научно-образовательными
учреждениями, предлагаются рекомендации на основе практического опыта.
У 3056
38. «Об инновационном центре "Сколково"»: Федер. закон от
28 сент. 2010 г. № 244-ФЗ // Изобретательство. – 2010. – Т. Х, № 11. – С.
1–16. - (Нормативные правовые акты). Приведен текст закона.
См. также № 8, 14, 16, 49, 56, 78, 81.
12.41.51
Качество и результативность научной деятельности
М/66262 № 2
39. Карпов А. С. Разработка модели оценки и управления
качеством образовательной деятельности вуза / А. С. Карпов, А. С.
Простомолотов // Инноватика-2010 : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ.
конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами науч. шк., 12–16
апр. 2010 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2010. – Т. 2. – С. 204–208. –
Библиогр.: 3 назв.
Характеризуется модель системы управления качеством вуза,
реализованная в виде модели профессионального портрета специалиста, имеющей
инвариантную для всех специальностей часть и специфичную для групп
специальностей. Приведена организационная модель системы мониторинга
удовлетворенности работодателей качеством выпускников.
М/66262 № 2
40. Пущенко Д. Н. Квалиметрическая оценка качества
высшего образования / Д. Н. Пущенко // Инноватика-2010 : сб. материалов VI
Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами
науч. шк., 12–16 апр. 2010 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2010. – Т. 2. – С.
208–214. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматриваются внутренняя и внешняя оценки качества
образования; способы измерения функционирования системы менеджмента качества
(СМК) организации в стандарте ISO 9001:2008; восприятие потребителями того, в
какой степени выполняются их требования, в стандарте ISO 9000:2005.
См. также № 13, 20.
12.75 Экономика науки
12.75.41 Цена и
стоимость научных исследований и разработок
См. № 30.
12.79 Научные кадры
12.79.41
Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
Д9-11/73928
41. Аристер Н. И. Управление диссертационным советом:
практ. пособие / Н. И. Аристер, С. Д. Резник; под общ. ред. Ф. И. Шамхалова. –
4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 318 с. – (Менеджмент в
науке). – Библиогр.: 79 назв. – ISBN 978-5-16-004590-0.
На основе обобщения опыта работы диссертационных советов
рассматривается система формирования, планирования и организации их
деятельности. Особое внимание уделено контролю и путям повышения качества
деятельности советов, системе работы с соискателями, научными руководителями и
оппонентами, организации личной деятельности руководителей советов.
Р 3100
42. Байденко В. И. Пути совершенствования докторской
подготовки: Европа и США (статья третья) / В. И. Байденко, Н. А. Селезнёва //
Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 99–112. – Библиогр.: 10 назв.
Сделана попытка обобщить основные направления реформирования
подготовки исследователей по обе стороны Атлантики, отражены выводы
общеевропейского исследования EURODOC, освещены вопросы формирования
европейского доктората и объединенных докторских программ в партнерской связке
"университет–промышленность". Приведены последние изыскания, выполненные в
США, в части американского докторского образования и путей его
совершенствования.
М/66153 № 1
43. Бедняк С. Г. Формы и методы контроля знаний студентов
/
С. Г. Бедняк, А. С. Дмитракова // Соврем. проблемы науки, образования и пр-ва
: сб. науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (16 апр. 2010 г.) / Ун-т гос.
акад. образования. Нижегор. фил. – Н.
Новгород, 2010. – Т. 1. – С. 284–287. – Библиогр.: 5 назв.
Отмечено, что существует множество средств реализации
тестирующих программ, например, on-line тестирование с использованием
возможностей языка HTML, тестирующие программы, интегрированные в документы
Microsoft Office и т.д. Рассмотрена наиболее удобная, на взгляд авторов, среда
быстрой разработки приложений (Rapid Application Development или RAD) Borland
Delfi версии 7.0. Она содержит удобные средства и инструменты для разработки
подобного вида программ.
У 2837
44. Крих С. Б. Рейтинговые системы: принципы и логика
моделирования / С. Б. Крих // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 11. – С.
83–89.
Выделены два основных типа рейтинговых систем: рамочная
рейтинговая система (РРС) и открытая рейтинговая система (ОРС), проведен их
анализ. Рассмотрены также различные промежуточные варианты систем контроля и
оценки знаний, разработанных в Омском государственном техническом
университете.
М/66262 № 2
45. Погуда А. А. Тестирование как неотъемлемая часть
современного образования / А. А. Погуда, А. А. Мицель // Инноватика-2010 : сб.
материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых
ученых с элементами науч. шк., 12–16 апр. 2010 г. / Том. гос. ун-т. – Томск,
2010. – Т. 2. – С. 92–96. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматривается использование комбинированных методов, а также
нейронных сетей, что дает принципиально новый подход к решению задач
тестирования и контроля знаний. Это может максимально приблизить оценивание
знаний компьютером к выводам, которые делает преподаватель при проверке
устного или письменного задания.
Р 3590
46. Тарасова М. А. Программно-методическая система
обучения и оценки знаний учащихся и студентов / М. А. Тарасова // Информ.
системы и технологии. – 2010. – № 6 (62). – С. 79–85. – Библиогр.: 6 назв.
Показано применение информационно-коммуникационных технологий
как инновационных технологий обучения. На базе этих технологий разработан
программно-методический комплекс для оценки усвоения знаний. Методическая
часть включает: тематические лекции, решения типовых задач, тесты. Программная
часть представляет собой программу "Учебный Мастер" для организации и
проведения компьютерного тестирования в любых образовательных учреждениях
(вузы, колледжи, школы) по любым учебным дисциплинам, сбора и анализа
результатов, выставления оценки.
См. также № 36, 84.
|