Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.01 Общие вопросы экономических наук
06.01.29 Информационная деятельность в области экономических наук
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.41 Экономика культуры
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

10 Государство и право. Юридические науки
10.07 Теория государства и права
10.07.45 Право и научно-технический прогресс
10.15 Конституционное (государственное) право
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.35.61 Патенты и их правовая защита
10.35.91 Патентное право и право промышленной собственности отдельных стран
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав
10.91 Государство и право отдельных стран

12 Науковедение
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.75 Экономика науки
12.75.41 Цена и стоимость научных исследований и разработок
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.09 История библиотечного дела
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.35.17 Студенческие организации в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.01 Руководящие материалы
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.17 Международное сотрудничество, деятельность международных организаций по информатике
20.01.79 Кадры
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.13 Информационные службы на предприятиях и в учреждениях
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.23 Информационный поиск
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.80 Правовые вопросы
50.05 Теоретические основы программирования
50.05.09 Языки программирования
50.05.13 Технология программирования. Автоматизация программирования.
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.15 Операционные системы

60 Полиграфия. Репрография. Фотокинотехника
60.29 Полиграфия

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.11 Современное состояние и перспективы развития патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.17 Международное сотрудничество в области патентного дела, изобретательства и рационализаторства

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14   Народное образование. Педагогика

14.01   Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11   Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики

Р 3100

48. Белоцерковский О. М. Система подготовки кадров для научных центров / О. М. Белоцерковский, Б. Е. Патон, В. А. Школьников // Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 3–13. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается развитие в Московском физико-техническом институте (государственном университете) системы целевой подготовки специалистов для удаленных от Москвы ведущих научных и научно-произ­вод­ственных центров. Разработанная методика позволяет быстро осуществлять выпуск научно-инженерных кадров по направлениям науки и наукоемкого производства, подготовка которых на местах невозможна или крайне затруднена. Методика используется в работе с научными центрами России и зарубежных стран.

У 1880

49. Борочкин А. А. Управление в вузе правами на результаты интеллектуальной деятельности в парадигме открытых инноваций / А. А. Борочкин // Инновации. – 2010. – № 7 (141). – С. 67–70. – Библиогр.: 7 назв.

Предлагается экономико-математическая модель стратегического альянса университета (вуза) и предприятий, разработанная на основе парадигмы открытых инноваций и учитывающая последние изменения в российском законодательстве об образовании. Исследованы условия, выполнение которых необходимо для заключения стратегического альянса, даны рекомендации по созданию и развитию стратегических альянсов вузов и предприятий.

Р 3367

50. Видякина О. Патентная политика университета для обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности / О. Видякина // ИС. Пром. собственность. – 2010. – № 12. – С. 22–34. – Библиогр.:
3 назв.

Проведен анализ зарубежного и российского опыта формирования патентной политики (ПП) университетов, предложено собственное определение термина "патентная политика", разработана модель выявления "узких мест" при внедрении ПП с целью обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Представлены фрагменты структуры и содержания локальной ПП, разработанной на базе Иркутского государственного университета путей сообщения для обеспечения коммерциализации РИД.

У 39

51. Лялин А. Как повысить престиж и качество высшего образования в России? / А. Лялин // Стандарты и качество. – 2010. – № 12. – С. 54–56. – Беседу с ректором ГУУ, профессором А. Лялиным провел В. Щербаков.

Обсуждались: уровень квалификации преподавателей, их зарплата; низкая мобильность студентов; предоставление больших материальных благ выпускникам российских вузов известными и крупными западными компаниями; распределение выпускников; симбиоз выпускников технических вузов и менеджеров (увеличивает их потенциал в пять раз) и др.

У 1880

52. Максиянова Т. В. Особенности реализации открытых инновационных технологий в системе высшего профессионального образования /
Т. В. Максиянова // Инновации. – 2010. – № 7 (141). – С. 63–66. – Библиогр.: 11 назв.

Проводится анализ особенностей внедрения открытых инновационных технологий в систему высшего профессионального образования и разработки на этой основе университета инновационного типа, активно применяющего современные достижения в области информационных технологий, в частности интернет-технологий в организации учебного процесса. В качестве примера представлена методика обучения студентов с применением интернет-технологий на основе информационно-образовательной сети "SPIDER".

У 1880

53.   Методология открытых инноваций в стратегии развития политехнического университета / А. И. Рудской [и др.] // Инновации. – 2010. – № 7 (141). – С. 51–56. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются концептуальные вопросы развития методологии открытых инноваций. Проводится расширенный SWOT-анализ политехнического вуза с позиций открытых инноваций, формулируются основные стратегические цели вуза в области управления инновационной деятельностью. Сформулированы направления исследований, необходимых для практической реализации концепции открытых инноваций в вузе. Приведены: схема внедрения научных результатов и схема запроса на получение научных результатов для удовлетворения потребностей рынка.

У 1880

54. Платонов М. Ю. Влияние концепции "открытых инноваций" на управление инновационным процессом в высшем учебном заведении /
М. Ю. Платонов // Инновации. – 2010. – № 7 (141). – С. 56–62. – Библиогр.:
16 назв.

Представлены различные классификации моделей управления инновационным процессом. Изложены основные организационные модели осуществления инновационного процесса в вузе с точки зрения удовлетворения требованиям концепции "открытых инноваций". Делается вывод, что вузы все заметнее выступают источником регионального и национального экономического развития, становятся платформой институциональных преобразований, формирования новых организационных форматов для создания и распространения инноваций за счет взаимодействия с промышленностью и государственными органами.

Д9-10/74681

55.   Тенденции инновационного развития высшего образования в XXI веке / А. Е. Воробьев [и др.]; Калинингр. гос. техн. ун-т. – Калининград, 2010. – 334 с.: ил. – Библиогр.: с. 320–334. – ISBN 978-5-94826-281-9.

Дан обзор мирового рынка образовательных услуг, определены задачи и цели современного высшего образования. Рассмотрены вопросы автономии и конкурентоспособности университетов, зарубежный опыт реформирования высшего образования, механизмы и процедуры признания высшего образования в мире и экспорт образовательных услуг. Исследованы проблемы развития российского высшего образования на современном этапе, вопросы инновационной деятельности в образовательном процессе и международный опыт инновационных методов управления университетом. Изучен мировой опыт дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий. Показана роль и значение кафедры в управлении образовательными инновациями. Представлен теоретический анализ международного опыта контроля качества образования, современной концепции системы качества менеджмента высшего образования.

Д9-10/74691

56.   Управление инновациями в российских университетских комплексах как фактор устойчивого развития регионов: учеб. пособие /
Г. П. Турмов [и др.]; под общ. ред. Г. П. Турмова; Дальневост. гос. техн. ун-т, Ин-т проблем непрерыв. образования РАО, Дальневост. науч.-образоват. центр Сиб. отд-ния РАО. – Изд. 2-е, доп. – Владивосток, 2010. – 360 с.: ил. – Библиогр.: 103 назв. – ISBN 978-5-7596-1180-6.

Оценка влияния инновационного потенциала рыночных субъектов на социально-экономическое развитие территорий. Характеристика системы управления инновационной деятельностью высшей школы. Эволюция университетских комплексов в РФ. Методические основы управления учебно-научно-инновационной деятельностью университетских комплексов. Характеристика основных видов российских университетских комплексов. Развитие дальневосточного образовательного научно-технического центра для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоо­кеанском регионе ( на примере Дальневосточного государственного технического университета им. В. В. Куйбышева).

См. также №  34.

14.01.17   Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики

У 2837

57. Газалиев А. М. Перспективы реализации магистерских программ и программ подготовки кадров с выдачей двойных дипломов в рамках пилотных проектов Университета Шанхайской организации сотрудничества / А. М. Газалиев, В. В. Егоров, И. В. Брейдо // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 10. – С. 6–9.

Изложены перспективы развития пилотного проекта Университета Шанхайской организации сотрудничества в Карагандинском государственном техническом университете, являющимся одним из базовых вузов по специальности "Энергетика". Сформулированы основные проблемы, представлены возможные варианты получения образования с выдачей выпускникам двойных и сдвоенных дипломов (double majors и double degree). Предложены принципы реализации образовательных программ двойных дипломов на основе использования дистанционных технологий и электронного обучения.

Д9-10/74711

58. Оводенко А. А. Обеспечение качества образования в технических университетах России при реализации Болонской декларации / А. А. Оводенко; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. – СПб., 2010. –
277 с.: ил. – Библиогр.: 29 назв. – ISBN 978-5-8088-0551-4.

Рассматривается история развития Болонского процесса как механизма согласования, взаимопонимания, оптимизации отношений между странами и образовательными системами, а не механизма их реформирования. Изложены: многоуровневая система высшего образования; введение системы академических кредитов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей; выдача единого Европейского приложения к диплому; система управления качеством высшего образования, продемонстрированы связи международных стандартов ИСО и ENQA, принципов менеджмента качества и образовательного процесса.

Р 3100

59. Ременцов А. Н. Подготовка кадров для зарубежных стран /
А. Н. Ременцов // Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 82–87.

Рассматривается международное сотрудничество Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), особое внимание уделяется деятельности подготовительного факультета для иностранных граждан.

У 2837

60. Фирсова С. П. Международные службы в инфраструктуре современного вуза / С. П. Фирсова // Высшее образование сегодня. – 2010. –
№ 10. – С. 10–13. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются проблемы интеграции высшей профессиональной школы России в международное образовательное пространство, а также деятельность международных служб вуза. Выделяются приоритетные стратегические направления международного сотрудничества в области образования, определяющие основные цели и задачи вуза в этой области. Показана необходимость разработки и реализации системы критериев для оценки эффективности деятельности вуза в области международного сотрудничества. Определяются перспективы дальнейших исследований в этой области.

14.01.75   Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

У 1880

61. Викторов А. Д. Сегментация рынка образовательных услуг /
А. Д. Викторов, А. П. Титов // Инновации. – 2010. – № 6 (140). – С. 94–96. – Библиогр.: 2 назв.

Раскрывается сложившееся положение на рынке образовательных услуг (самыми популярными на рынке остаются выпускники экономических вузов; второе место занимают технические специальности, особенно в области информационных технологий, IT-специалисты; велик спрос на маркетологов, бренд-менеджеров; растет спрос на квалифицированные технические кадры; рекламный бизнес переживает активный подъем; знание языков по-прежнему в цене). Конкурентная борьба между вузами стимулируется с помощью системы аттестации качества образования. По мнению экспертов всероссийского фонда образования Болонский процесс – не что иное, как скрытый переход к платному образованию. Стоимость обучения в магистратуре в Европе от 3 до 6 тысяч евро.

Н/19478 № 2

62. Говорков А. С. Инновационные решения в управлении научной деятельностью вуза / А. С. Говорков // Информ. и мат. технологии в науке и упр. : тр. XVI Байкал. Всерос. конф. / Ин-т систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН. – Иркутск, 2010. – Ч. 2. – С. 237–243. – Библиогр.:
5 назв.

Создание федеральных и национальных исследовательских университетов. Выполнение научных, хоздоговорных работ, НИОКР в вузах. Приведена таблица соотношения выполненных НИОКР по источникам финансирования.

У 2270

63. Горюнова Е. В. Инновационная деятельность региональных вузов и некоторые возможности ее финансирования / Е. В. Горюнова // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. – 2010. – № 3. – С. 31–43. – Библиогр.: 10 назв.

Предложены новые, учитывающие специфику региональных вузов подходы к формированию стратегий, обеспечивающих рост качества образования и снижение инвестиционных рисков, что создает возможности для более активного привлечения внебюджетных средств. Проведенные исследования и эксперименты позволили подготовить направленные на повышение конкурентоспособности региональных вузов рекомендации, которые связаны с внедрением "института вузовского резерва", развитием элитного образования на базе отдельных кафедр лучших вузов регионов, обеспечением высокой степени объективности и прозрачности оценивания образовательных компетенций студентов.

У 2495

64. Меняйлова Р. А. Особенности финансирования сферы образования / Р. А. Меняйлова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 8. – С. 230–233. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются теоретические основы финансирования образования, его место в системе финансов, принципы финансирования. Особое внимание уделяется специфике сферы образования как объекта финансирования и связанным с ней особенностям финансирования сферы образования.

У 2937

65. Тютикова И. Б. Образовательный кредит как инструмент повышения доступности и качества профессионального образования / И. Б. Тютикова // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. – 2010. – № 14/3. – С. 93–97. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается перспективная, но в настоящее время мало распространенная в Российской Федерации форма оплаты обучения – образовательный кредит. Анализируется практика образовательных кредитов за рубежом и в России. Раскрываются виды кредитов и условия их предоставления, роль государства, банковской системы, учебного заведения, заемщика (студента), а также экономическое стимулирование участия бизнеса в образовательном процессе.

У 2937

66. Швец О. В. Маркетинговые коммуникации в сфере высшего профессионального образования / О. В. Швец // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. – 2010. – № 14/3. – С. 101–103. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются отличительные особенности маркетинговых коммуникаций в системе высшего образования. Особое внимание уделяется роли маркетинговых коммуникаций в обеспечении конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг.

См. также №  54.

14.01.79   Кадры образования

М/66244 № 1

67. Рубина Л. Я. Креативность кадрового потенциала вуза / Л. Я. Рубина // Инновац. технологии в образоват. процессе высш. шк. : материалы VII Междунар. науч. конф., 11–13 окт. 2010 г. / ГОУ ВПО "Урал. гос. пед.
ун-т". – Екатеринбург, 2010. – Ч. 1. – С. 60–63. – Библиогр.: 4 назв.

Предлагается методология социологического исследования креативности педагогических кадров на уровне вузовской организации, трудовой деятельности и потенциальных возможностей личности.

14.01.80   Правовые вопросы в системе образования

См. №  28.

14.01.85   Автоматизация и автоматизированные системы в образовании

Д9-10/73179

68. Васильев А. С. Разработка концепции электронной среды эффективного взаимодействия в вузе / А. С. Васильев // Информатика и вычисл. техника : сб. науч. тр. Рос. конф. аспирантов, студентов и молодых ученых ИВТ-2010 (май 2010) / ГОУ ВПО "Ульян. гос. техн. ун-т". – Ульяновск, 2010. – С. 124–139. – Библиогр.: 10 назв.

Представлены основные моменты организации электронной среды эффективного взаимодействия в вузе (далее – Портал). Рассмотрена структура организации Портала. В частности, раскрываются функциональные требования к интернет-, интранет- и экстранет-зонам. В основу положена сервисная модель организации архитектуры Портала и процессная модель вуза как объекта исследования.

Д9-10/73179

69. Данилов К. М. OLAP-технологии как инструмент анализа образовательной деятельности вуза / К. М. Данилов, А. С. Васильев // Информатика и вычисл. техника : сб. науч. тр. Рос. конф. аспирантов, студентов и молодых ученых ИВТ-2010 (май 2010) / ГОУ ВПО "Ульян. гос. техн. ун-т". – Ульяновск, 2010. – С. 197–199.

Описаны основные понятия OLAP-технологий, которые приобретают все большую популярность в мире, в связи с постоянным увеличением объемов информации. Освещены возможности использования данной технологии в образовательных учреждениях.

Н/19478 № 2

70. Домников А. С. Создание и сопровождение электронных учебных изданий / А. С. Домников, В. В. Белоус // Информ. и мат. технологии в науке и упр. : тр. XVI Байкал. Всерос. конф. / Ин-т систем энергетики
им. Л. А. Мелентьева СО РАН. – Иркутск, 2010. – Ч. 2. – С. 220–229. – Библиогр.: 7 назв.

Основные понятия. Введение вместо термина "учебное электронное издание" термина "электронное учебное издание" (ЭУИ) – мультимедийное издание (локальное, сетевое или комбинированного распространения). Основные принципы создания ЭУИ. Издательские требования к ЭУИ. Этапы разработки ЭУИ. Рекомендации по написанию текста ЭУИ. Экспертиза ЭУИ и экспертные заключения.

Н/19478 № 2

71. Курганская Г. С. Wiki в системе интернет-обучения ГЕКАДЕМ 4.0 / Г. С. Курганская, Н. В. Юдалевич // Информ. и мат. технологии в науке и упр. : тр. XVI Байкал. Всерос. конф. / Ин-т систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН. – Иркутск, 2010. – Ч. 2. – С. 216–219. – Библиогр.:
2 назв.

Рассматривается созданная в 1998 г. и внедренная в Байкальской международной бизнес-школе Иркутского государственного университета система ГЕКАДЕМ, которая служит для повышения эффективности передачи знаний в учебном процессе, контроля знаний и создания гипертекста.

У 2837

72. Лебедев А. В. Электронно-библиотечная система вуза: проблемы создания, тенденции развития / А. В. Лебедев // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 10. – С. 84–87.

Рассматриваются проблемы создания собственной электронно-библио­течной системы, оформления подписки на готовую электронно-библио­течную систему у сторонних организаций-агрегаторов, создание межвузовских электронных библиотек. Приведена статистика затрат вузов на создание собственной библиотечной системы. Раскрывается значение консорциума "Контекстум", на базе которого была создана информационная система "Контекстум" по сбору, хранению, предоставлению доступа и защите электронных версий печатных изданий, аудио, видео и мультимедийных произведений в области науки, образования и культуры на основе лицензионных договоров с правообладателями. Представлена схема взаимодействия структур вуза с информационной системой "Контекстум".

М/66244 № 2

73. Миронова Л. И. ИКТ-компетентность как ключевая компетентность в системе подготовки бакалавров / Л. И. Миронова // Инновац. технологии в образоват. процессе высш. шк. : материалы VII Междунар. науч. конф., 11–13 окт. 2010 г. / ГОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". – Екатеринбург, 2010. – Ч. 2. – С. 223–228. – Библиогр.: 5 назв.

Отмечается, что наличие ИКТ-компетентности бакалавра повышает его конкурентоспособность. Для формирования практических навыков ИКТ-компетентности предложена технологическая карта этого процесса.

М/66244 № 1

74.   Разработка и внедрение электронного учебного процесса в вузе / О. Б. Беляева [и др.] // Инновац. технологии в образоват. процессе высш. шк. : материалы VII Междунар. науч. конф., 11–13 окт. 2010 г. / ГОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". – Екатеринбург, 2010. – Ч. 1. – С. 22–28.

Рассматриваются разработанные в УрГЭУ интерактивные технологии всех видов учебных занятий – лекций, лабораторных работ, практических и семинарских занятий, зачетов, экзаменов. В качестве базового программного обеспечения используется программное средство Netop School датской компании Danware, получившее широкое признание в образовательных центрах Европы и США. Внедренная технология проведения интерактивных лекций снижает хронический дефицит больших аудиторий в вузе, оказывает оперативную индивидуальную помощь каждому студенту по мере необходимости в ней по сигналу студента.

М/66153 № 1

75. Свиряева М. А. Организация и методическое сопровождение профессиональной подготовки в условиях дистанционного обучения /
М. А. Свиряева, Н. В. Молоткова, И. А. Анкудимова // Соврем. проблемы науки, образования и пр-ва : сб. науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (16 апр. 2010 г.) / Ун-т гос. акад. образования. Нижегор. фил. – Н. Новгород, 2010. – Т. 1. – С. 248–251. – Библиогр.: 7 назв.

Открытость дистанционного образования предполагает: открытое планирование обучения; свободу выбора преподавателя; свободу в выборе времени, ритма и темпа обучения; свободу в выборе места обучения.

У 1155

76. Цыганкова А. И. Вебометрика и вебометрическая активность российских вузов / А. И. Цыганкова, В. А. Цветкова // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. – 2010. – № 11. – С. 17–22. – Библиогр.: 6 назв.

Вебометрика – новое, активно развивающееся направление информатики – наука, изучающая количественные аспекты конструирования и использования информационных ресурсов, структур и технологий применительно к World Wide Web. В 2004-ом году Испанская Лаборатория Cybermetrics Lab, специализирующаяся на оценке научной активности университетов и исследовательских организаций опубликовала рейтинг Webometrics. Рассмотрены вебометрические методы оценки веб-сайтов и методология этого рейтинга. Приводится статистика по рейтингам отечественных вузов и университетов. Высказаны предложения по повышению качества вебометрических показателей этих учреждений.

14.15 Система образования

14.15.17   Аттестация и аккредитация
образовательных учреждений

См. №  61.

14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01   Общие вопросы

Р 3100

77. Абрамова Е. Г. Показатели востребованности выпускников на рынке труда / Е. Г. Абрамова, В. В. Борщ // Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 88–93.

Обсуждаются вопросы востребованности выпускников вуза на рынке труда. Представлены основные результаты трудоустройства выпускников МАДИ в 2010 г. Проведена оценка качества высшего образования на основе анализа спроса, составлен рейтинг факультетов.

У 2495

78. Брагина З. В. Опыт взаимодействия с работодателями в становлении компетентностного подхода в образовании / З. В. Брагина // Вестн. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 107–111. – Библиогр.: 2 назв.

Обобщен опыт института экономики Костромского государственного университета по взаимодействию с работодателями. Показано использование компетентностного подхода в образовании.

Д9-10/73179

79. Жижина Т. В. Применение технологий BusinessIntelligence (BI) в сфере высшего образования / Т. В. Жижина, А. С. Васильев // Информатика и вычисл. техника : сб. науч. тр. Рос. конф. аспирантов, студентов и молодых ученых ИВТ-2010 (май 2010) / ГОУ ВПО "Ульян. гос. техн. ун-т". – Ульяновск, 2010. – С. 211–216.

BI – "инструменты для анализа данных, построения отчетов и запросов, которые могут помочь бизнес-пользователям преодолеть море данных для того, чтобы синтезировать из них значимую информацию". Рассмотрено

бизнес-окружение, специфика применения BI, а также перспективы использования этой технологии для предоставления услуг в сфере образования.

Р 3100

80.   Основные направления PR-продвижения образовательных услуг вуза / Д. О. Медведева [и др.] // Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 141–143. – Библиогр.: 5 назв.

Перечислены конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг Уфимского государственного нефтяного технического университета. Рассматриваются организация и проведение специальных PR-мероприятий, поддержка имиджа вуза в рекламно-информационной деятельности.

У 2495

81. Причина О. С. Опыт взаимодействия с работодателями в становлении компетентностного подхода в образовательном процессе Ростовского государственного экономического университета при подготовке IT-специалистов / О. С. Причина, М. Ю. Денисов, Н. Ю. Мисиченко // Вестн. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 102–107. – Библиогр.: 1 назв.

Рассмотрена система поддержки в трудоустройстве выпускников сферы IT-технологий РГЭУ на рынке труда. Определены современные требования работодателей к подготовке этих специалистов. Приведена таблица востребованных компетенций IT-специалистов на рынке труда.

Cм. также №  41.

14.35.07   Образование и обучение
в высшей профессиональной школе

У 2837

82. Вишнякова И. В. Организационно-педагогические условия становления компетентности инженера в области менеджмента интеллектуальной собственности / И. В. Вишнякова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 10. – С. 27–29. – Библиогр.: 5 назв.

Компетентность в области менеджмента интеллектуальной собственности – неотъемлемый компонент профессиональной подготовки инженера, поскольку инженер должен не просто предвидеть результаты своей деятельности, но и уметь обосновать, какое техническое предложение более привлекательно, как организовать на предприятии изобретательскую и рационализаторскую работу, конструктивно работать в команде и т.д.

Р 3100

83. Иванищева Н. А. О реализации многоуровневого профессионального образования в педвузе / Н. А. Иванищева // Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 137–140. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрена подготовка специалиста на основе компетентностного подхода с позиции усиливающейся индивидуализации обучения. Увеличение доли самостоятельной и научно-исследовательской работы дает основание рассматривать студентов как взрослых обучающихся и использовать в образовательном процессе университета ресурсы андрагогики.

У 2495

84. Сабирова Д. К. Третье поколение государственных образовательных стандартов: система кредитов (зачетных единиц) / Д. К. Сабирова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 54–59.

Освещены новые требования, в соответствии со стандартами третьей версии, которые внедряются в учебный процесс по направлениям для бакалавра и магистра. В частности, рассматривается внедрение в учебный процесс системы кредитов и оценки знаний студентов по балльно-рейтинговой системе. Кредиты (зачетные единицы) – инструмент обеспечения качества образования. Зачетные единицы (кредиты) можно накапливать сколько угодно в течение всей жизни. Они перезачитываются при переводе студента в другой университет, и принимаются во внимание при продолжении обучения на другом уровне в европейском государстве – участнике Болонского процесса.

Н/19478 № 2

85.   Формирование образовательных программ подготовки магистров на основе системной технологии, использующей объектно-ориентированный подход / В. А. Силич [и др.] // Информ. и мат. технологии в науке и упр. : тр. XVI Байкал. Всерос. конф. / Ин-т систем энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН. – Иркутск, 2010. – Ч. 2. – С. 197–204. – Библиогр.: 5 назв.

Разработана информационная технология, которая может быть использована для разработки инновационных образовательных программ по любым направлениям подготовки специалистов, а также для образовательных программ повышения квалификации и переподготовки. Данные программы соответствуют программам 3-го поколения и обеспечивают повышение качества образования, академическую мобильность студентов, возможность интеграции вуза в мировое образовательное пространство.

См. также №  42.

14.35.17   Студенческие организации
в высшей профессиональной школе

М/66262 № 2

86. Воронов И. А. Информационная система учета научной деятельности студентов / И. А. Воронов, М. А. Гейн // Инноватика-2010 : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами науч. шк., 12–16 апр. 2010 г. / Том. гос. ун-т. – Томск, 2010. – Т. 2. – С. 87–89.

Представлен Молодежный центр ТГУ, являющийся центром организации и учета научной деятельности студентов. Разработка ИС для Молодежного центра ТГУ ведется на базе СУБД MySQL5, языка программирования PHP5 и тестируется с помощью Web-сервера Apache 2. Похожая система существует в Ставропольском государственном университете – АИС "Университет".

У 1880

87. Митрофанов А. С. Индивидуальная форма управления поддержкой инновационной деятельности творческой молодежи / А. С. Митрофанов,
В. В. Михайловский // Инновации. – 2010. – № 6 (140). – С. 54–58. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются проблемы государственной поддержки инновационной деятельности творческой молодежи. Предлагается в качестве объекта индивидуального мониторинга выбрать молодежные инновационные коллективы (МИК) и отслеживать их развитие на всех этапах их существования, начиная от момента создания и заканчивая прекращением их деятельности или превращением во "взрослые" предприятия. В качестве практической реализации этой технологии предлагается разработать информацион­ную систему, предназначенную для проведения мониторинга МИК и сопровождения их участия в конкурсах, рассматривается схема предлагаемой информационной системы. Программы "У.М.Н.И.К." и "СТАРТ", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009–2013 годы, "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы".

14.85 Технические средства обучения
и учебное оборудование

14.85.35   Технические средства и учебное оборудование
в высшей профессиональной школе

У 2937

88. Костин К. Б. Применение технологии видеоконференций в образовательном процессе вуза / К. Б. Костин, Е. В. Викторова, Е. Е. Шарафанова // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. – 2010. – № 14/3. – С. 78–80. – Библиогр.: 2 назв.

Обсуждается опыт использования видеоконференцсвязи как наиболее эффективной формы информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе на примере инновационного опыта Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ).

М/66244 № 1

89. Стариченко Б. Е. Система видеоконференцсвязи в учебном процессе вуза / Б. Е. Стариченко, Е. Б. Стариченко // Инновац. технологии в образоват. процессе высш. шк. : материалы VII Междунар. науч. конф., 11–13 окт. 2010 г. / ГОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". – Екатеринбург, 2010. –
Ч. 1. – С. 71–77. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются общие схемы взаимодействия преподавателя и студентов с применением системы видеоконференцсвязи. Описываются технологические и дидактические преимущества системы Adobe Acrobat Connect Pro.

14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах

М/66153 № 1

90. Мукан Н. В. Трансформации в университетском образовании Англии и Уэльса / Н. В. Мукан, М. В. Гаврилюк // Соврем. проблемы науки, образования и пр-ва : сб. науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф.
(16 апр. 2010 г.) / Ун-т гос. акад. образования. Нижегор. фил. – Н. Новгород, 2010. – Т. 1. – С. 180–182. – Библиогр.: 2 назв.

На уровне правительства Англии и Уэльса предлагаются различные программы финансирования научно-исследовательской и педагогической деятельности, которые распределяются на условиях конкуренции. Университеты усовершенствуют собственные программы подготовки специалистов разных отраслей хозяйства, а также публикуют результаты собственной деятельности, направленной на содействие выпускникам в устройстве на работу. Представители бизнеса и промышленности сотрудничают с университетами с целью четкого определения и удовлетворения собственных интересов и потребностей в высококвалифицированных специалистах, финансирования и развития программ профессиональной подготовки, спонсирования различных исследовательских работ студентов, предложений прохождения практики и т.д. Университеты принимают решения о содержании программ подготовки, беря во внимание требования бизнеса и промышленности к компетентностной характеристике выпускников.

См. также №  42.

  
На главную