14 Народное
образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы
народного образования
и педагогики
14.01.11 Современное состояние и
перспективы развития образования и педагогики
Р 3100
48. Белоцерковский О. М. Система подготовки кадров для
научных центров / О. М. Белоцерковский, Б. Е. Патон, В. А. Школьников // Высш.
образование в России. – 2010. – № 11. – С. 3–13. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматривается развитие в Московском физико-техническом
институте (государственном университете) системы целевой подготовки
специалистов для удаленных от Москвы ведущих научных и
научно-производственных центров. Разработанная методика позволяет быстро
осуществлять выпуск научно-инженерных кадров по направлениям науки и
наукоемкого производства, подготовка которых на местах невозможна или крайне
затруднена. Методика используется в работе с научными центрами России и
зарубежных стран.
У 1880
49. Борочкин А. А. Управление в вузе правами на
результаты интеллектуальной деятельности в парадигме открытых инноваций / А.
А. Борочкин // Инновации. – 2010. – № 7 (141). – С. 67–70. – Библиогр.: 7
назв.
Предлагается экономико-математическая модель стратегического
альянса университета (вуза) и предприятий, разработанная на основе парадигмы
открытых инноваций и учитывающая последние изменения в российском
законодательстве об образовании. Исследованы условия, выполнение которых
необходимо для заключения стратегического альянса, даны рекомендации по
созданию и развитию стратегических альянсов вузов и предприятий.
Р 3367
50. Видякина О. Патентная политика университета для
обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности / О.
Видякина // ИС. Пром. собственность. – 2010. – № 12. – С. 22–34. – Библиогр.:
3 назв.
Проведен анализ зарубежного и российского опыта формирования
патентной политики (ПП) университетов, предложено собственное определение
термина "патентная политика", разработана модель выявления "узких мест" при
внедрении ПП с целью обеспечения коммерциализации результатов интеллектуальной
деятельности. Представлены фрагменты структуры и содержания локальной ПП,
разработанной на базе Иркутского государственного университета путей сообщения
для обеспечения коммерциализации РИД.
У 39
51. Лялин А. Как повысить престиж и качество высшего
образования в России? / А. Лялин // Стандарты и качество. – 2010. – № 12. – С.
54–56. – Беседу с ректором ГУУ, профессором А. Лялиным провел В. Щербаков.
Обсуждались: уровень квалификации преподавателей, их зарплата;
низкая мобильность студентов; предоставление больших материальных благ
выпускникам российских вузов известными и крупными западными компаниями;
распределение выпускников; симбиоз выпускников технических вузов и менеджеров
(увеличивает их потенциал в пять раз) и др.
У 1880
52. Максиянова Т. В. Особенности реализации открытых
инновационных технологий в системе высшего профессионального образования /
Т. В. Максиянова // Инновации. – 2010. – № 7 (141). – С. 63–66. – Библиогр.:
11 назв.
Проводится анализ особенностей внедрения открытых инновационных
технологий в систему высшего профессионального образования и разработки на
этой основе университета инновационного типа, активно применяющего современные
достижения в области информационных технологий, в частности
интернет-технологий в организации учебного процесса. В качестве примера
представлена методика обучения студентов с применением интернет-технологий на
основе информационно-образовательной сети "SPIDER".
У 1880
53. Методология открытых инноваций
в стратегии развития политехнического университета / А. И. Рудской [и др.] //
Инновации. – 2010. – № 7 (141). – С. 51–56. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются концептуальные вопросы развития методологии
открытых инноваций. Проводится расширенный SWOT-анализ политехнического вуза с
позиций открытых инноваций, формулируются основные стратегические цели вуза в
области управления инновационной деятельностью. Сформулированы направления
исследований, необходимых для практической реализации концепции открытых
инноваций в вузе. Приведены: схема внедрения научных результатов и схема
запроса на получение научных результатов для удовлетворения потребностей
рынка.
У 1880
54. Платонов М. Ю. Влияние концепции "открытых инноваций"
на управление инновационным процессом в высшем учебном заведении /
М. Ю. Платонов // Инновации. – 2010. – № 7 (141). – С. 56–62. – Библиогр.:
16 назв.
Представлены различные классификации моделей управления
инновационным процессом. Изложены основные организационные модели
осуществления инновационного процесса в вузе с точки зрения удовлетворения
требованиям концепции "открытых инноваций". Делается вывод, что вузы все
заметнее выступают источником регионального и национального экономического
развития, становятся платформой институциональных преобразований, формирования
новых организационных форматов для создания и распространения инноваций за
счет взаимодействия с промышленностью и государственными органами.
Д9-10/74681
55. Тенденции инновационного развития
высшего образования в XXI веке / А. Е. Воробьев [и др.]; Калинингр. гос. техн.
ун-т. – Калининград, 2010. – 334 с.: ил. – Библиогр.: с. 320–334. – ISBN
978-5-94826-281-9.
Дан обзор мирового рынка образовательных услуг, определены
задачи и цели современного высшего образования. Рассмотрены вопросы автономии
и конкурентоспособности университетов, зарубежный опыт реформирования высшего
образования, механизмы и процедуры признания высшего образования в мире и
экспорт образовательных услуг. Исследованы проблемы развития российского
высшего образования на современном этапе, вопросы инновационной деятельности в
образовательном процессе и международный опыт инновационных методов управления
университетом. Изучен мировой опыт дистанционного обучения и перспективы
развития дистанционных образовательных технологий. Показана роль и значение
кафедры в управлении образовательными инновациями. Представлен теоретический
анализ международного опыта контроля качества образования, современной
концепции системы качества менеджмента высшего образования.
Д9-10/74691
56. Управление инновациями в
российских университетских комплексах как фактор устойчивого развития
регионов: учеб. пособие /
Г. П. Турмов [и др.]; под общ. ред. Г. П. Турмова; Дальневост. гос. техн.
ун-т, Ин-т проблем непрерыв. образования РАО, Дальневост. науч.-образоват.
центр Сиб. отд-ния РАО. – Изд. 2-е, доп. – Владивосток, 2010. – 360 с.: ил. –
Библиогр.: 103 назв. – ISBN 978-5-7596-1180-6.
Оценка влияния инновационного потенциала рыночных субъектов на
социально-экономическое развитие территорий. Характеристика системы управления
инновационной деятельностью высшей школы. Эволюция университетских комплексов
в РФ. Методические основы управления учебно-научно-инновационной деятельностью
университетских комплексов. Характеристика основных видов российских
университетских комплексов. Развитие дальневосточного образовательного
научно-технического центра
для формирования инновационного терминала России в Азиатско-Тихоокеанском
регионе ( на примере Дальневосточного государственного технического
университета им. В. В. Куйбышева).
См. также № 34.
14.01.17 Международное
сотрудничество в области организации образования и педагогики
У 2837
57. Газалиев А. М. Перспективы реализации магистерских
программ и программ подготовки кадров с выдачей двойных дипломов в рамках
пилотных проектов Университета Шанхайской организации сотрудничества /
А. М. Газалиев, В. В. Егоров, И. В. Брейдо
// Высшее образование сегодня. – 2010. – № 10. – С. 6–9.
Изложены перспективы развития пилотного проекта Университета
Шанхайской организации сотрудничества в Карагандинском государственном
техническом университете, являющимся одним из базовых вузов по специальности
"Энергетика". Сформулированы основные проблемы, представлены возможные
варианты получения образования с выдачей выпускникам двойных и сдвоенных
дипломов (double majors и double degree). Предложены принципы реализации
образовательных программ двойных дипломов на основе использования
дистанционных технологий и электронного обучения.
Д9-10/74711
58. Оводенко А. А. Обеспечение качества образования в
технических университетах России при реализации Болонской декларации / А. А.
Оводенко; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. – СПб., 2010. –
277 с.: ил. – Библиогр.: 29 назв. – ISBN 978-5-8088-0551-4.
Рассматривается история развития Болонского процесса как
механизма согласования, взаимопонимания, оптимизации отношений между странами
и образовательными системами, а не механизма их реформирования. Изложены:
многоуровневая система высшего образования; введение системы академических
кредитов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей; выдача единого
Европейского приложения к диплому; система управления качеством высшего
образования, продемонстрированы связи международных стандартов ИСО и ENQA,
принципов менеджмента качества и образовательного процесса.
Р 3100
59. Ременцов А. Н. Подготовка кадров для зарубежных стран
/
А. Н. Ременцов // Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 82–87.
Рассматривается международное сотрудничество Московского
автомобильно-дорожного института (МАДИ), особое внимание уделяется
деятельности подготовительного факультета для иностранных граждан.
У 2837
60. Фирсова С. П. Международные службы в инфраструктуре
современного вуза / С. П. Фирсова // Высшее образование сегодня. – 2010. –
№ 10. – С. 10–13. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются проблемы интеграции высшей профессиональной
школы России в международное образовательное пространство, а также
деятельность международных служб вуза. Выделяются приоритетные стратегические
направления международного сотрудничества в области образования, определяющие
основные цели и задачи вуза в этой области. Показана необходимость разработки
и реализации системы критериев для оценки эффективности деятельности вуза в
области международного сотрудничества. Определяются перспективы дальнейших
исследований в этой области.
14.01.75 Экономика, организация,
управление, планирование и прогнозирование образования
У 1880
61. Викторов А. Д. Сегментация рынка образовательных
услуг /
А. Д. Викторов, А. П. Титов // Инновации. – 2010. – № 6 (140). – С. 94–96. –
Библиогр.: 2 назв.
Раскрывается сложившееся положение на рынке образовательных
услуг (самыми популярными на рынке остаются выпускники экономических вузов;
второе место занимают технические специальности, особенно в области
информационных технологий, IT-специалисты; велик спрос на маркетологов,
бренд-менеджеров; растет спрос на квалифицированные технические кадры;
рекламный бизнес переживает активный подъем; знание языков по-прежнему в
цене). Конкурентная борьба между вузами стимулируется с помощью системы
аттестации качества образования. По мнению экспертов всероссийского фонда
образования Болонский процесс – не что иное, как скрытый переход к платному
образованию. Стоимость обучения в магистратуре в Европе от 3 до 6 тысяч евро.
Н/19478 № 2
62. Говорков А. С. Инновационные решения в управлении
научной деятельностью вуза / А. С. Говорков // Информ. и мат. технологии в
науке и упр. : тр. XVI Байкал. Всерос. конф. / Ин-т систем энергетики им. Л.
А. Мелентьева СО РАН. – Иркутск, 2010. – Ч. 2. – С. 237–243. – Библиогр.:
5 назв.
Создание федеральных и национальных исследовательских
университетов. Выполнение научных, хоздоговорных работ, НИОКР в вузах.
Приведена таблица соотношения выполненных НИОКР по источникам финансирования.
У 2270
63. Горюнова Е. В. Инновационная деятельность
региональных вузов и некоторые возможности ее финансирования / Е. В. Горюнова
// Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. – 2010. – № 3. – С. 31–43. – Библиогр.:
10 назв.
Предложены новые, учитывающие специфику региональных вузов
подходы к формированию стратегий, обеспечивающих рост качества образования и
снижение инвестиционных рисков, что создает возможности для более активного
привлечения внебюджетных средств. Проведенные исследования и эксперименты
позволили подготовить направленные на повышение конкурентоспособности
региональных вузов рекомендации, которые связаны с внедрением "института
вузовского резерва", развитием элитного образования на базе отдельных кафедр
лучших вузов регионов, обеспечением высокой степени объективности и
прозрачности оценивания образовательных компетенций студентов.
У 2495
64. Меняйлова Р. А. Особенности финансирования сферы
образования / Р. А. Меняйлова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 8. – С. 230–233. –
Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются теоретические основы финансирования образования,
его место в системе финансов, принципы финансирования. Особое внимание
уделяется специфике сферы образования как объекта финансирования и связанным с
ней особенностям финансирования сферы образования.
У 2937
65. Тютикова И. Б. Образовательный кредит как инструмент
повышения доступности и качества профессионального образования / И. Б.
Тютикова // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. – 2010. – № 14/3. – С. 93–97. –
Библиогр.: 6 назв.
Рассматривается перспективная, но в настоящее время мало
распространенная в Российской Федерации форма оплаты обучения –
образовательный кредит. Анализируется практика образовательных кредитов за
рубежом и в России. Раскрываются виды кредитов и условия их предоставления,
роль государства, банковской системы, учебного заведения, заемщика (студента),
а также экономическое стимулирование участия бизнеса в образовательном
процессе.
У 2937
66. Швец О. В. Маркетинговые коммуникации в сфере высшего
профессионального образования / О. В. Швец
// Вестн. Рос. акад. естеств. наук. – 2010. – № 14/3. – С. 101–103. –
Библиогр.: 7 назв.
Рассматриваются отличительные особенности маркетинговых
коммуникаций в системе высшего образования. Особое внимание уделяется роли
маркетинговых коммуникаций в обеспечении конкурентоспособности вуза на рынке
образовательных услуг.
См. также № 54.
14.01.79 Кадры
образования
М/66244 № 1
67. Рубина Л. Я. Креативность кадрового потенциала вуза /
Л. Я. Рубина // Инновац. технологии в образоват. процессе высш. шк. :
материалы VII Междунар. науч. конф., 11–13 окт. 2010 г. / ГОУ ВПО "Урал. гос.
пед.
ун-т". – Екатеринбург, 2010. – Ч. 1. – С. 60–63. – Библиогр.: 4 назв.
Предлагается методология социологического исследования
креативности педагогических кадров на уровне вузовской организации, трудовой
деятельности и потенциальных возможностей личности.
14.01.80
Правовые вопросы в системе образования
См. № 28.
14.01.85 Автоматизация и
автоматизированные системы в образовании
Д9-10/73179
68. Васильев А. С. Разработка концепции электронной среды
эффективного взаимодействия в вузе / А. С. Васильев // Информатика и вычисл.
техника : сб. науч. тр. Рос. конф. аспирантов, студентов и молодых ученых
ИВТ-2010 (май 2010) / ГОУ ВПО "Ульян. гос. техн. ун-т". – Ульяновск, 2010. –
С. 124–139. – Библиогр.: 10 назв.
Представлены основные моменты организации электронной среды
эффективного взаимодействия в вузе (далее – Портал). Рассмотрена структура
организации Портала. В частности, раскрываются функциональные требования к
интернет-, интранет- и экстранет-зонам. В основу положена сервисная модель
организации архитектуры Портала и процессная модель вуза как объекта
исследования.
Д9-10/73179
69. Данилов К. М. OLAP-технологии как инструмент анализа
образовательной деятельности вуза / К. М. Данилов, А. С. Васильев //
Информатика и вычисл. техника : сб. науч. тр. Рос. конф. аспирантов, студентов
и молодых ученых ИВТ-2010 (май 2010) / ГОУ
ВПО "Ульян. гос. техн. ун-т". – Ульяновск, 2010. – С. 197–199.
Описаны основные понятия OLAP-технологий, которые приобретают
все большую популярность в мире, в связи с постоянным увеличением объемов
информации. Освещены возможности использования данной технологии в
образовательных учреждениях.
Н/19478 № 2
70. Домников А. С. Создание и сопровождение электронных
учебных изданий / А. С. Домников, В. В. Белоус // Информ. и мат. технологии в
науке и упр. : тр. XVI Байкал. Всерос. конф. / Ин-т систем энергетики
им. Л. А. Мелентьева СО РАН. – Иркутск, 2010. – Ч. 2. – С. 220–229. –
Библиогр.: 7 назв.
Основные понятия. Введение вместо термина "учебное электронное
издание" термина "электронное учебное издание" (ЭУИ) – мультимедийное издание
(локальное, сетевое или комбинированного распространения). Основные принципы
создания ЭУИ. Издательские требования к ЭУИ. Этапы разработки ЭУИ.
Рекомендации по написанию текста ЭУИ. Экспертиза ЭУИ и экспертные заключения.
Н/19478 № 2
71. Курганская Г. С. Wiki в системе интернет-обучения
ГЕКАДЕМ 4.0 / Г. С. Курганская, Н. В. Юдалевич // Информ. и мат. технологии в
науке и упр. : тр. XVI Байкал. Всерос. конф. / Ин-т систем энергетики им. Л.
А. Мелентьева СО РАН. – Иркутск, 2010. – Ч. 2. – С. 216–219. – Библиогр.:
2 назв.
Рассматривается созданная в 1998 г. и внедренная в Байкальской
международной бизнес-школе Иркутского государственного университета система
ГЕКАДЕМ, которая служит для повышения эффективности передачи знаний в учебном
процессе, контроля знаний и создания гипертекста.
У 2837
72. Лебедев А. В. Электронно-библиотечная система вуза:
проблемы создания, тенденции развития / А. В. Лебедев // Высшее образование
сегодня. – 2010. – № 10. – С. 84–87.
Рассматриваются проблемы создания собственной
электронно-библиотечной системы, оформления подписки на готовую
электронно-библиотечную систему у сторонних организаций-агрегаторов, создание
межвузовских электронных библиотек. Приведена статистика затрат вузов на
создание собственной библиотечной системы. Раскрывается значение консорциума
"Контекстум", на базе которого была создана информационная система
"Контекстум" по сбору, хранению, предоставлению доступа и защите электронных
версий печатных изданий, аудио, видео и мультимедийных произведений в области
науки, образования и культуры на основе лицензионных договоров с
правообладателями. Представлена схема взаимодействия структур вуза с
информационной системой "Контекстум".
М/66244 № 2
73. Миронова Л. И. ИКТ-компетентность как ключевая
компетентность в системе подготовки бакалавров / Л. И. Миронова // Инновац.
технологии в образоват. процессе высш. шк. : материалы VII Междунар. науч.
конф., 11–13 окт. 2010 г. / ГОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". – Екатеринбург,
2010. – Ч. 2. – С. 223–228. – Библиогр.: 5 назв.
Отмечается, что наличие ИКТ-компетентности бакалавра повышает
его конкурентоспособность. Для формирования практических навыков
ИКТ-компетентности предложена технологическая карта этого процесса.
М/66244 № 1
74. Разработка и внедрение
электронного учебного процесса в вузе / О. Б. Беляева [и др.] // Инновац.
технологии в образоват. процессе высш. шк. : материалы VII Междунар. науч.
конф., 11–13 окт. 2010 г. / ГОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". – Екатеринбург,
2010. – Ч. 1. – С. 22–28.
Рассматриваются разработанные в УрГЭУ интерактивные технологии
всех видов учебных занятий – лекций, лабораторных работ, практических и
семинарских занятий, зачетов, экзаменов. В качестве базового программного
обеспечения используется программное средство Netop School датской компании
Danware, получившее широкое признание в образовательных центрах Европы и США.
Внедренная технология проведения интерактивных лекций снижает хронический
дефицит больших аудиторий в вузе, оказывает оперативную индивидуальную помощь
каждому студенту по мере необходимости в ней по сигналу студента.
М/66153 № 1
75. Свиряева М. А. Организация и методическое
сопровождение профессиональной подготовки в условиях дистанционного обучения /
М. А. Свиряева, Н. В. Молоткова, И. А. Анкудимова // Соврем. проблемы науки,
образования и пр-ва : сб. науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. (16 апр.
2010 г.) / Ун-т гос. акад. образования. Нижегор. фил. – Н. Новгород, 2010. –
Т. 1. – С. 248–251. – Библиогр.: 7 назв.
Открытость дистанционного образования предполагает: открытое
планирование обучения; свободу выбора преподавателя; свободу в выборе времени,
ритма и темпа обучения; свободу в выборе места обучения.
У 1155
76. Цыганкова А. И. Вебометрика и вебометрическая
активность российских вузов / А. И. Цыганкова, В. А. Цветкова // НТИ. Сер. 2,
Информ. процессы и системы. – 2010. – № 11. – С. 17–22. – Библиогр.: 6 назв.
Вебометрика – новое, активно развивающееся направление
информатики – наука, изучающая количественные аспекты конструирования и
использования информационных ресурсов, структур и технологий применительно к
World Wide Web. В 2004-ом году Испанская Лаборатория Cybermetrics Lab,
специализирующаяся на оценке научной активности университетов и
исследовательских организаций опубликовала рейтинг Webometrics. Рассмотрены
вебометрические методы оценки веб-сайтов и методология этого рейтинга.
Приводится статистика по рейтингам отечественных вузов и университетов.
Высказаны предложения по повышению качества вебометрических показателей этих
учреждений.
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация
образовательных учреждений
См. № 61.
14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
Р 3100
77. Абрамова Е. Г. Показатели востребованности
выпускников на рынке труда / Е. Г. Абрамова, В. В. Борщ // Высш. образование в
России. – 2010. – № 11. – С. 88–93.
Обсуждаются вопросы востребованности выпускников вуза на рынке
труда. Представлены основные результаты трудоустройства выпускников МАДИ в
2010 г. Проведена оценка качества высшего образования на основе анализа
спроса, составлен рейтинг факультетов.
У 2495
78. Брагина З. В. Опыт взаимодействия с работодателями в
становлении компетентностного подхода в образовании / З. В. Брагина // Вестн.
ун-та. – 2010. – № 3. – С. 107–111. – Библиогр.: 2 назв.
Обобщен опыт института экономики Костромского государственного
университета по взаимодействию с работодателями. Показано использование
компетентностного подхода в образовании.
Д9-10/73179
79. Жижина Т. В. Применение технологий
BusinessIntelligence (BI) в сфере высшего образования / Т. В. Жижина, А. С.
Васильев // Информатика и вычисл. техника : сб. науч. тр. Рос. конф.
аспирантов, студентов и молодых ученых ИВТ-2010 (май 2010) / ГОУ ВПО "Ульян.
гос. техн. ун-т". – Ульяновск, 2010. – С. 211–216.
BI – "инструменты для анализа данных, построения отчетов и
запросов, которые могут помочь бизнес-пользователям преодолеть море данных для
того, чтобы синтезировать из них значимую информацию". Рассмотрено
бизнес-окружение, специфика применения BI,
а также перспективы использования этой технологии для предоставления услуг в
сфере образования.
Р 3100
80. Основные направления
PR-продвижения образовательных услуг вуза / Д. О. Медведева [и др.] //
Высш. образование в России. – 2010. – № 11. – С. 141–143. – Библиогр.: 5 назв.
Перечислены конкурентные преимущества на рынке образовательных
услуг Уфимского государственного нефтяного технического университета.
Рассматриваются организация и проведение специальных PR-мероприятий, поддержка
имиджа вуза в рекламно-информационной деятельности.
У 2495
81. Причина О. С. Опыт взаимодействия с работодателями в
становлении компетентностного подхода в образовательном процессе Ростовского
государственного экономического университета при подготовке IT-специалистов /
О. С. Причина, М. Ю. Денисов, Н. Ю. Мисиченко // Вестн. ун-та. – 2010. – № 3.
– С. 102–107. – Библиогр.: 1 назв.
Рассмотрена система поддержки в трудоустройстве выпускников
сферы IT-технологий РГЭУ на рынке труда. Определены современные требования
работодателей к подготовке этих специалистов. Приведена таблица востребованных
компетенций IT-специалистов на рынке труда.
Cм. также № 41.
14.35.07 Образование и обучение
в высшей профессиональной школе
У 2837
82. Вишнякова И. В. Организационно-педагогические условия
становления компетентности инженера в области менеджмента интеллектуальной
собственности / И. В. Вишнякова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 10.
– С. 27–29. – Библиогр.: 5 назв.
Компетентность в области менеджмента интеллектуальной
собственности – неотъемлемый компонент профессиональной подготовки инженера,
поскольку инженер должен не просто предвидеть результаты своей деятельности,
но и уметь обосновать, какое техническое предложение более привлекательно, как
организовать на предприятии изобретательскую и рационализаторскую работу,
конструктивно работать в команде и т.д.
Р 3100
83. Иванищева Н. А. О реализации многоуровневого
профессионального образования в педвузе / Н. А. Иванищева // Высш. образование
в России. – 2010. – № 11. – С. 137–140. – Библиогр.: 6 назв.
Рассмотрена подготовка специалиста на основе компетентностного
подхода с позиции усиливающейся индивидуализации обучения. Увеличение доли
самостоятельной и научно-исследовательской работы дает основание рассматривать
студентов как взрослых обучающихся и использовать в образовательном процессе
университета ресурсы андрагогики.
У 2495
84. Сабирова Д. К. Третье поколение государственных
образовательных стандартов: система кредитов (зачетных единиц) / Д. К.
Сабирова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 54–59.
Освещены новые требования, в соответствии со стандартами третьей
версии, которые внедряются в учебный процесс по направлениям для бакалавра и
магистра. В частности, рассматривается внедрение в учебный процесс системы
кредитов и оценки знаний студентов по балльно-рейтинговой системе. Кредиты
(зачетные единицы) – инструмент обеспечения качества образования. Зачетные
единицы (кредиты) можно накапливать сколько угодно в течение всей жизни. Они
перезачитываются при переводе студента в другой университет, и принимаются во
внимание при продолжении обучения на другом уровне в европейском государстве –
участнике Болонского процесса.
Н/19478 № 2
85. Формирование образовательных
программ подготовки магистров на основе системной технологии, использующей
объектно-ориентированный подход / В. А. Силич [и др.] // Информ. и мат.
технологии в науке и упр. : тр. XVI Байкал. Всерос. конф. / Ин-т систем
энергетики им. Л. А. Мелентьева СО РАН. – Иркутск, 2010. – Ч. 2. – С. 197–204.
– Библиогр.: 5 назв.
Разработана информационная технология, которая может быть
использована для разработки инновационных образовательных программ по любым
направлениям подготовки специалистов, а также для образовательных программ
повышения квалификации и переподготовки. Данные программы соответствуют
программам 3-го поколения и обеспечивают повышение качества образования,
академическую мобильность студентов, возможность интеграции вуза в мировое
образовательное пространство.
См. также № 42.
14.35.17 Студенческие организации
в высшей профессиональной школе
М/66262 № 2
86. Воронов И. А. Информационная система учета научной
деятельности студентов / И. А. Воронов, М. А. Гейн // Инноватика-2010 : сб.
материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых
ученых с элементами науч. шк., 12–16 апр. 2010 г. / Том. гос. ун-т. – Томск,
2010. – Т. 2. – С. 87–89.
Представлен Молодежный центр ТГУ, являющийся центром организации
и учета научной деятельности студентов. Разработка ИС для Молодежного центра
ТГУ ведется на базе СУБД MySQL5, языка программирования PHP5 и тестируется с
помощью Web-сервера Apache 2. Похожая система существует в Ставропольском
государственном университете – АИС "Университет".
У 1880
87. Митрофанов А. С. Индивидуальная форма управления
поддержкой инновационной деятельности творческой молодежи / А. С. Митрофанов,
В. В. Михайловский // Инновации. – 2010. – № 6 (140). – С. 54–58. – Библиогр.:
2 назв.
Рассматриваются проблемы государственной поддержки инновационной
деятельности творческой молодежи. Предлагается в качестве объекта
индивидуального мониторинга выбрать молодежные инновационные коллективы (МИК)
и отслеживать их развитие на всех этапах их существования, начиная от момента
создания и заканчивая прекращением их деятельности или превращением во
"взрослые" предприятия. В качестве практической реализации этой технологии
предлагается разработать информационную систему, предназначенную для
проведения мониторинга МИК и сопровождения их участия в конкурсах,
рассматривается схема предлагаемой информационной системы. Программы
"У.М.Н.И.К." и "СТАРТ", "Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России" на 2009–2013 годы, "Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012
годы".
14.85 Технические средства обучения
и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и
учебное оборудование
в высшей профессиональной школе
У 2937
88. Костин К. Б. Применение технологии видеоконференций в
образовательном процессе вуза / К. Б. Костин, Е. В. Викторова, Е. Е.
Шарафанова // Вестн. Рос. акад. естеств. наук. – 2010. – № 14/3. – С. 78–80. –
Библиогр.: 2 назв.
Обсуждается опыт использования видеоконференцсвязи как наиболее
эффективной формы информационно-коммуникационных технологий в образовательном
процессе на примере инновационного опыта Санкт-Петербургского государственного
университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ).
М/66244 № 1
89. Стариченко Б. Е. Система видеоконференцсвязи в
учебном процессе вуза / Б. Е. Стариченко, Е. Б. Стариченко // Инновац.
технологии в образоват. процессе высш. шк. : материалы VII Междунар. науч.
конф., 11–13 окт. 2010 г. / ГОУ ВПО "Урал. гос. пед. ун-т". – Екатеринбург,
2010. –
Ч. 1. – С. 71–77. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются общие схемы взаимодействия преподавателя и
студентов с применением системы видеоконференцсвязи. Описываются
технологические и дидактические преимущества системы Adobe Acrobat Connect
Pro.
14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах
М/66153 № 1
90. Мукан Н. В. Трансформации в университетском
образовании Англии и Уэльса / Н. В. Мукан, М. В. Гаврилюк // Соврем. проблемы
науки, образования и пр-ва : сб. науч. тр. 2-й Междунар. науч.-практ. конф.
(16 апр. 2010 г.) / Ун-т гос. акад. образования. Нижегор. фил. – Н. Новгород,
2010. – Т. 1. – С. 180–182. – Библиогр.: 2 назв.
На уровне правительства Англии и Уэльса предлагаются различные
программы финансирования научно-исследовательской и педагогической
деятельности, которые распределяются на условиях конкуренции. Университеты
усовершенствуют собственные программы подготовки специалистов разных отраслей
хозяйства, а также публикуют результаты собственной деятельности, направленной
на содействие выпускникам в устройстве на работу. Представители бизнеса и
промышленности сотрудничают с университетами с целью четкого определения и
удовлетворения собственных интересов и потребностей в высококвалифицированных
специалистах, финансирования и развития программ профессиональной подготовки,
спонсирования различных исследовательских работ студентов, предложений
прохождения практики и т.д. Университеты принимают решения о содержании
программ подготовки, беря во внимание требования бизнеса и промышленности к
компетентностной характеристике выпускников.
См. также № 42.
|