Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.54.41 Наука как производительная сила
06.54.51 Компьютеризация. Информатизация. Экономика информационного обслуживания
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.33 Региональная экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.12 Организация и управление. Планирование на предприятии
06.81.30 Основной и оборотный капитал предприятия. Капиталовложения. Финансы

10 Государство и право. Юридические науки
10.15 Конституционное (государственное) право
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина
10.17 Административное право
10.17.45 Государственное регулирование и управление в социально-культурной сфере
10.19 Информационное право
10.19.25 Правовой режим информации, информационных систем и сетей
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.01 Общие вопросы патентного права
10.35.35 Имущественные и неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений и их охрана
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.41.53 Экспертиза научной деятельности, аттестация и аккредитация научных учреждений
12.79 Научные кадры
12.79.21 Структура и динамика научных кадров
12.79.25 Воспроизводство научных кадров
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.41 Библиография. Библиографоведение. Общие вопросы
13.41.52 Библиографическое обслуживание

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.13 Научные общества, съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары в области образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.07 Принципы организации образования
14.15.15 Организация и управление в системе образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.35.09 Методика преподавания учебных дисциплин в высшей профессиональной школе
14.35.17 Студенческие организации в высшей профессиональной школе
14.35.19 Внеучебная работа в высшей школе
14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
14.37.01 Общие вопросы
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.09 Методика применения технических средств и учебного оборудования
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе

15 Психология
15.01 Общие вопросы психологии

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.13 Научные и технические общества, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.37 Стандартизация в научно-информационной деятельности
20.01.79 Кадры
20.01.80 Правовые вопросы
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.01 Общие вопросы
20.19.15 Библиографическое описание источников информации
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.11 Языки представления и языки манипулирования знаниями
28.23.24 Модели восприятия информации в интеллектуальных системах
28.23.25 Модели и системы обучения
28.23.39 Интеллектуальные базы знаний

49 Связь
49.33 Сети и узлы связи
49.33.35 Надежность сетей связи и защита информации
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.80 Правовые вопросы
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.25 Прикладное программное обеспечение
50.49 Автоматизированные системы организационного управления

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.05 Лицензия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14 Народное образование. Педагогика

14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11 Современное состояние и перспективы развития
образования и педагогики

Д9-11/80300

39. Есимова А. Б. Инновационные технологии в высшей школе: состояние и проблемы внедрения / А. Б. Есимова // Ун-ты и о-во. Сотрудничество и развитие ун-тов в XXI веке : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. ун-тов, 23–24 апр. 2010 г., Москва / Евраз. ассоц. ун-тов. – М., 2011. – С. 479–482. – Библиогр.: 3 назв.

Основным качественным изменением современной высшей школы в Казахстане является активное внедрение инновационных технологий как в преподавании, так и в целом в университетской жизни. Переход казахстанской образовательной системы от советской (основанной на принципах немецкой системы образования) к европейской (по Болонскому процессу) привел к качественным изменениям, связанным с внедрением новых принципов в образовании. Согласно современным требованиям, вуз должен представлять собой учебное заведение инновационного типа. Основная суть инноваций в системе образования связана с формированием непрерывного цикла: образование – наука – производство.

Д9-11/80300

40. Куатбаева Г. К. Институциональные проблемы интеграции науки и образования / Г. К. Куатбаева // Ун-ты и о-во. Сотрудничество и развитие ун-тов в XXI веке : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. ун-тов, 23–24 апр. 2010 г., Москва / Евраз. ассоц. ун-тов. – М., 2011. – С. 500–506.

Концепции модернизации казахстанского образования в средне- и долгосрочном периодах предусматривают в качестве обновления содержания образования внедрение компетентностного подхода к процессам подготовки специалистов. Компетентность обеспечивает на индивидуальном уровне конкурентоспособность рабочей силы, восприимчивость к новым знаниям, их активное использование. На национальном уровне процессы подготовки специалистов управления актуализируются усилением значимости необходимости посткризисного устойчивого социально-экономического развития. В международном масштабе компетентностный подход к процессам подготовки специалистов является основой для конвергенции национальных моделей образования.

У 2914

41. Кузичкин А. А. Опыт перехода государственных учреждений культуры Томской области в статус автономных / А. А. Кузичкин // Справ. рук. учреждения культуры. – 2011. – № 8. – С. 19–31.

Освещены вопросы перевода всех учреждений культуры, подведомственных областному департаменту по культуре, в автономный статус. Анализируются причины, сподвигшие администрацию Томской области на такой шаг и представлен сам процесс перевода.

Д9-11/80300

42. Мамбеталиева Г. М. Инновация в понимании университетского общения / Г. М. Мамбеталиева // Ун-ты и о-во. Сотрудничество и развитие ун-тов в XXI веке : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. ун-тов, 23–24 апр. 2010 г., Москва / Евраз. ассоц. ун-тов. – М., 2011. – С. 527–531. – Библиогр.: 13 назв.

Инновацией в процессе обучения является ситуация "условного стресса", способствующая активизации коммуникации в обучении иностранным языкам и связанной с ней интерпретацией фактов. Понятие "условный стресс" имеет символическую функцию, выполнение действий и замещение реального предмета знаком. Ситуация "условного стресса" имеет позитивное влияние на адаптацию личности в социуме.

Д9-11/80300

43. Симонян А. Г. Образовательные реформы в Ереванском государственном университете в свете Болонского процесса / А. Г. Симонян,
А. К. Григорян // Ун-ты и о-во. Сотрудничество и развитие ун-тов в XXI веке : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. ун-тов, 23–24 апр. 2010 г., Москва / Евраз. ассоц. ун-тов. – М., 2011. – С. 253–258.

С присоединением Армении в 2005 году к Болонской декларации и приведением законодательной базы высшего образования республики в соответствие с основными принципами и содержательными параметрами этого документа реформы в университете набрали высокий темп. Приоритетным направлением сегодняшнего этапа реформ стал курс на разработку программ, нацеленных на развитие образовательной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

14.01.13 Научные общества, съезды, конгрессы, конференции,
симпозиумы, семинары в области образования
и педагогики

Д9-11/81269

44. Информационные и коммуникационные технологии в образовании ("ИТО-Екатеринбург-2011"): материалы V междунар. науч.-практ. конф., проводимой в рамках междунар. конгр. конф. "Информ. технологии в образовании" : 12–13 мая 2011 г. / Ин-т развития образования. – Екатеринбург, 2011. – 571 с. – ISBN 978-5-7488-0132-4.

Сборник содержит тезисы выступлений участников конференции, посвященных обсуждению различных аспектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику образовательных учреждений.

Д9-11/81347

45. Новые образовательные технологии в условиях перехода на уровневую подготовку: материалы науч.-метод. конф. проф.-преподават. состава (25 янв. 2011 г.) / Пятигор. гос. технол. ун-т, Науч.-метод. совет, Учеб.-метод. отд. – Пятигорск: Геотур, 2011. – 404 с.: ил. – ISBN 978-5-9902682-1-0.

Сборник материалов содержит тезисы докладов научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Пятигорского государственного технологического университета, представляет научный и практический интерес для выявления стратегии развития образования и обеспечения качества с целью повышения подготовки специалистов высшего профессионального образования.

Д9-11/81252

46. Стандарты нового поколения: реализация компетентностного подхода на разных уровнях образования: всерос. науч.-практ. конф., 1 апр. 2011 г.: сб. ст. / Энгельс. технол. ин-т (фил.) СГТУ, МАОУ "Лицей № 3 им. А. С. Пушкина" г. Саратова. – Саратов: СарИПКиПРО, 2011. – 186 с. – Библиогр. в конце ст. – ISBN 978-5-9980-0128-4.

В статьях и докладах, включенных в сборник, представлены основные направления работы конференции: технологии планирования и достижения образовательных результатов при реализации компетентностного подхода; методики определения учебного содержания и организации образовательного процесса; программно-методическое обеспечение; сетевая и проектная деятельность; современные формы мониторинга образовательных результатов; информационная среда образовательных учреждений как фактор успешности реализации компетентностного подхода; информационные и медиаресурсы в помощь учителю; обеспечение непрерывности в реализации компетентностного подхода на разных уровнях образования.

14.01.17 Международное сотрудничество
в области организации образования и педагогики

Д9-10/80115

47. Глаголев Р. Б. Болонский процесс: подходы и практические меры / Р. Б. Глаголев // Инновац. подходы к развитию соврем. экономики, упр. и образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 дек. 2010 г., Курск / Кур. ин-т социал. образования (фил.) РГСУ. – Курск, 2010. – С. 179–182. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрены основные аспекты образовательной деятельности в соответствии с программой ЮНЕСКО "Реформа и развитие высшего образования". Описаны проблемы реализации интеграции России в Болонский процесс.

Д9-10/80115

48. Краснова Н. П. Перспективы двухуровневой системы подготовки в ВУЗе / Н. П. Краснова // Инновац. подходы к развитию соврем. экономики, упр. и образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 24 дек. 2010 г., Курск / Кур. ин-т социал. образования (фил.) РГСУ. – Курск, 2010. –
С. 195–198.

В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс, то есть в единое Европейское пространство высшего образования. С 2011 года вузы переходят на двухуровневую систему подготовки: бакалавр – магистр. Рассмотрены преимущества такой системы образования.

Д9-11/80300

49. Сейткасимов Г. С. Болонский процесс и система высшего образования в Казахстане / Г. С. Сейткасимов, Н. К. Кучукова // Ун-ты и о-во. Сотрудничество и развитие ун-тов в XXI веке : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. ун-тов, 23–24 апр. 2010 г., Москва / Евраз. ассоц. ун-тов. – М., 2011. – С. 233–244.

В настоящее время казахстанские вузы осуществляют разработку систем менеджмента качества на основе стандартов Международной организации по стандартизации (ISO) серий 9000 и 14000. В дальнейшем предусматривается расширение системы внешней оценки качества образования, совершенствование стандартизированных оценочных средств и инструментов, определяющих уровень учебных достижений обучающихся. Как предусмотрено в Болонском соглашении, в Казахстане вместо традиционной системы организации учебного процесса вводится кредитная система обучения.

14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования

Р 16

50. Алтунина В. В. Рыночные отношения в образовательной деятельности / В. В. Алтунина // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 7. –
С. 48–50. – Библиогр.: 8 назв.

Проведен анализ рыночных отношений в сфере высшего профессионального образования. Рассмотрена специфика рыночных отношений на рынке образовательных услуг. Раскрыты мотивы конкурентных действий субъектов образования, а также возможные формы их взаимодействия в образовательной деятельности.

Д9-11/80358

51. Галимов А. М. Внедрение и развитие системы менеджмента качества в вузе / А. М. Галимов. – Казань: Казан. ун-т, 2011. – 387 с.: ил. – Библиогр.: 78 назв. – ISBN 978-5-98180-912-5.

Представлены теоретические, методические и организационно-управ­ленческие аспекты формирования и развития системы менеджмента качества в вузе на примере ГОУ ВПО "Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет".

У 3409

52. Иванченко Д. А. Оптимизация построения информационной системы управления вузом: концептуальные подходы / Д. А. Иванченко // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 2 (72). – С. 40–48. – Библиогр.: 9 назв.

Представлены концептуальные подходы к построению информационной системы поддержки образовательного процесса и научных исследований. Доказано, что использование возможностей распределенной, децентрализованной инфраструктуры и облачных вычислений позволяет по новому подойти к вопросам управления учебным заведением в условиях переориентации образовательной парадигмы на компетентностно-кредитный подход и двухуровневую систему подготовки специалистов.

Р 3485

53. Кандалов В. И. Повышение экономической эффективности рекламной деятельности вуза / В. И. Кандалов // Вестн. МГУП. – 2011. – № 4. – С. 242–256. – Библиогр.: 21 назв.

Для успешной реализации комплекса мероприятий по совершенствованию рекламной деятельности вуза требуется тщательное экономическое обоснование структуры ее составляющих, изучение динамики затрат на коммуникационные каналы и рекламирование. Представлены разработанные принципы и методы определения эффективности рекламной деятельности вуза.

Д9-11/80173

54. Шайкина В. Н. Перспективы развития студенческого предпринимательства / В. Н. Шайкина, А. С. Новгородцев, Т. Н. Осипова // Перспективы интеграции науки, образования и бизнеса : сб. материалов 6-й науч.-практ. конф., 27 апр. 2011 г. / Юж.-Урал. гос. ун-т. Фил. ЮУрГУ в г. Сатке. – Челябинск, 2011. – С. 113–115.

Формированию экономического мышления и навыков предпринимательской деятельности в значительной мере способствуют экономические игры, используемые в учебном процессе, в частности, "Никсдорф Дельта", в процессе которой участники получают новые знания и навыки в области предпринимательства и применяют их на примере управления типовой версией бизнеса. Практика показывает, что все эти меры в комплексе способствуют успешному продвижению выпускников по служебной лестнице и повышают их конкурентоспособность на рынке труда.

См. также № 31, 49.

14.01.79 Кадры образования

См. № 24.

14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании

Р 3100

55. Баяндин Д. В. Виртуальная среда обучения: состав и функции /
Д. В. Баяндин // Высш. образование в России. – 2011. – № 7. – С. 113–118. – Библиогр.: 4 назв.

Обсуждается структура виртуальной среды обучения и функции, входящих в ее состав виртуальных учебных объектов. Примеры приводятся для предметной области "физика".

Д9-11/80169

56. Бельдяков А. Р. Разработка системы управления учебным контентом WIQALCMS / А. Р. Бельдяков // Информатика и вычисл. техника : сб. науч. тр. 3-й Рос. науч.-техн. конф. аспирантов, студентов и молодых ученых ИВТ–2011, 24–25 мая 2011 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск, 2011. – С. 68–72. – Библиогр.: 4 назв.

Объединенный однотипный контент в библиотеке (модули) формирует большой массив знаний, который нуждается в управлении. Эффективное управление невозможно, если материалы в массиве не будут соответствовать внутреннему стандарту, если не будет построена система учета материала, не обеспечен быстрый поиск и доступ к материалам. Эти и другие функции объединены в системе управления учебным контентом – LCMS.

Ж2-11/51045

57. Гаврилова Е. А. Принципы создания информационно-администра­тивной системы университета / Е. А. Гаврилова, С. С. Попов // "Новые информационные технологии" : XIX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2011. – С. 245–246.

Рассмотрены принципы создания информационно-административной системы Московского авиационного института на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и применения компетентностного подхода в области образования.

Д9-11/80340

58. Гильванов Р. Г. Об использовании дистанционной формы обучения в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов подразделений безопасности / Р. Г. Гильванов, Г. В. Кузнецова, И. В. Новожилова // Актуал. вопр. информ. безопасности региона в условиях модернизации о-ва и внедрения инновац. технологий : материалы Рег. науч.-практ. конф., 9–10 июня 2011 г., Волгоград / Волгогр. гос. ун-т. – Волгоград, 2011. – С. 117–122. – Библиогр.: 2 назв.

Компанией ООО "Газинформсервис", ведущим интегратором и разработчиком средств защиты информации в Северо-Западном федеральном округе, разработан и внедрен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс Центра дистанционного обучения (ЦДО) на базе НОУ ДПО "Центр предпринимательских рисков" (г. Санкт-Петербург). ЦДО представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, организационных мероприятий и людских ресурсов, обеспечивающих процесс дистанционного обучения слушателей электронных курсов.

Ж2-11/51045

59. Еремеев Д. А. Интерактивная система дистанционного обучения "ВЕДА" / Д. А. Еремеев // "Новые информационные технологии" : XIX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2011. – С. 254–256.

Речь идет о системе, ориентированной на применение в образовательных учреждениях с целью увеличения доступности и улучшения качества образования, имеющей возможность расширения функциональности сторонними разработчиками через специализированный интерфейс.

Д9-10/81449

60. Интенсивные блочно-модульные образовательные технологии /
В. Л. Демин [и др.]; под общ. ред. В. А. Трайнева; Моск. гос. индустр. ун-т. – М.: МГИУ, 2010. – 314 с. – Библиогр.: 44 назв. – ISBN 978-5-2760-2008-2.

Изложены основные подходы к разработке и внедрению блочно-модульной системы при создании интенсивных образовательных технологий в высшем образовании. Представлена система принципов и методов, характеризующих особенности разработки и внедрения блочно-модульных систем с целью повышения уровня интенсификации образовательных технологий как непосредственно в вузе при аудиторном обучении, так и при проведении производственной практики с использованием систем дистанционного обучения и других средств.

Ж2-11/51045

61. Каральева Д. К. Автоматизированная система управления аудитами СМК в вузе / Д. К. Каральева // "Новые информационные технологии" : XIX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2011. – С. 250–251. – Библиогр.: 3 назв.

Описаны сущность, функции и задачи исследования в области СМК (Систем Менеджмента Качества). Рассмотрены основные понятия по аудиту качества, проведен анализ информационных систем, применяемых в области аудита. Обоснована необходимость создания новой системы для автоматизации управления аудитами в вузах, определены основные требования к такой системе.

Ж2-11/51045

62. Конькин А. В. Разработка интегрированной информационно-обра­зовательной среды дистанционного обучения / А. В. Конькин // "Новые информационные технологии" : XIX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2011. – С. 235–237.

Проведенные исследования показали сложность и важность создания информационно-образовательной среды дистанционного обучения (ИОС ДО), а также то, что не существует единого решения, несмотря на многолетний опыт внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование и на наличие технологических образовательных стандартов, которые не носят законченного характера и определяют лишь общее направление развития учебных систем. Поэтому необходимо разработать интегрированную ИОС ДО, объединяющую ресурсы, опыт и функциональные возможности учебных заведений, чтобы создать конкурентную среду, развитие которой будет носить не экспериментальный (случайный), а закономерный (необходимый) характер.

Р 3100

63. Костыгов А. М. Интерактивные инструменты в системе дистанционного обучения / А. М. Костыгов, О. И. Мухин, О. А. Полякова // Высш. образование в России. – 2011. – № 7. – С. 110–113. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены подходы к процессу доставки образовательного контента студентам, обучающимся в системе дистанционного образования. Приведены доводы в пользу организации дистанционного обучения с помощью виртуальных учебных объектов – интерактивных моделей объектов учебных дисциплин. Рассмотрена организация системы мониторинга эффективности и качества обучения в дистанционном образовании и использование интерактивных моделей.

У 3409

64. Методы и средства информационно-управляющей системы "Деканат МИРЭА" / А. А. Антонов [и др.] // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 2 (72). – С. 49–54. – Библиогр.: 4 назв.

Анализируются информационные потоки в бизнес-процессах управления обучением в вузах. Выделяются потоки с высокими пиковыми нагрузками. Дается формальная модель бизнес-процессов, обрабатывающих эти информационные потоки. Предлагается автоматизация таких бизнес-процессов с использованием штрихкодовой технологии. Описываются методические и алгоритмические решения, принятые в подсистеме "Деканат МИРЭА". Приводятся результаты экспериментальной оценки эффективности принятых решений.

М/66687 № 2

65. Милорадов К. А. Повышение эффективности использования интернет-портала вуза / К. А. Милорадов // Перспективы развития информ. технологий : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф., 17 марта 2011 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова; Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2011. – Ч. 2. – С. 229–232. – Библиогр.:
2 назв.

Проанализирована проблема недостаточно эффективного использования интернет-порталов в российских вузах. Изложен подход к решению данной проблемы путем интеграции интернет-портала с корпоративной информационной системой вуза.

Ж2-11/51045

66. Павликов М. К. Информационная система "Аспиранты кафедры" / М. К. Павликов // "Новые информационные технологии" : XIX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2011. – С. 243–244.

Рассмотрена информационная система "Аспиранты кафедры", предназначенная для интерактивного взаимодействия научных руководителей и аспирантов кафедры Московского авиационного института.

Ж2-11/51045

67. Попов С. С. Вопросы разработки и архитектура информационно-административной системы управления вузом / С. С. Попов, Е. А. Гаврилова // "Новые информационные технологии" : XIX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2011. – С. 244–245.

Рассмотрены технические вопросы разработки и внедрения программного комплекса "Информационно-административная система управления вузом" (ИАСУ) на базе Московского авиационного института. Обсуждена архитектура, проблемы внедрения и дальнейшее развитие комплекса.

Д9-11/80173

68. Ривкина М. Л. E-learning как элемент обучения по системе зачетных единиц / М. Л. Ривкина // Перспективы интеграции науки, образования и бизнеса : сб. материалов 6-й науч.-практ. конф., 27 апр. 2011 г. / Юж.-Урал. гос. ун-т. Фил. ЮУрГУ в г. Сатке. – Челябинск, 2011. – С. 100–103.

E-learning – это система электронного обучения в помощь педагогу и студенту. Внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов в сочетании с системой электронного обучения E-learning, как элементов организации учебного процесса в системе зачетных единиц, дает эффект повышения качества обучения и снижения пропусков занятий студентами.

Ж2-11/51045

69. Слободнюк Г. В. Разработка и использование электронного практикума на занятиях по информатике / Г. В. Слободнюк, И. В. Слободнюк, Л. Э. Бекмамбетова // "Новые информационные технологии" : XIX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2011. – С. 238–239. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрены этапы создания и преимущества использования студентами электронного практикума на занятиях по дисциплине "Информатика".

Р 3100

70. Стегний В. Н. Преподаватель высшей школы и дистанционные образовательные технологии / В. Н. Стегний, Г. А. Черновалов // Высш. образование в России. – 2011. – № 7. – С. 94–98.

Рассматриваются вопросы, касающиеся степени готовности преподавателей высшей школы к работе с дистанционными технологиями. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведенного в Пермском государственном техническом университете по поводу мотивации студентов при выборе дистанционной формы обучения, используемых преподавателями учебно-методических и контрольных ресурсов; даются рекомендации по улучшению подготовки специалистов, обучающихся по дистанционным технологиям.

Д9-11/80169

71. Трейбач А. Л. Разработка интеллектуальной обучающей системы в рамках исследовательской группы в вузе / А. Л. Трейбач // Информатика и вычисл. техника : сб. науч. тр. 3-й Рос. науч.-техн. конф. аспирантов, студентов и молодых ученых ИВТ–2011, 24–25 мая 2011 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск, 2011. – С. 562–569. – Библиогр.: 8 назв.

Представлена концепция интеллектуальной обучающей системы (ИОС) на основе агентов. ИОС включает следующие технологии: построение последовательности курса обучения; интеллектуальный анализ ответов обучаемого; интерактивная поддержка в решении задач; помощь в решении задач, основанная на примерах. Приведена схема работы ИОС, определен её функционал, а также описаны основные классы онтологии для работы агентов.

Ж2-11/51045

72. Шагурин В. И. Разработка программного обеспечения анкетирования и электронного каталога анкет Электронных образовательных ресурсов / В. И. Шагурин // "Новые информационные технологии" : XIX Междунар. студен. конф.-шк.-семинар: тез. докл. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (техн. ун-т). – М., 2011. – С. 253–254. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрена разработка программного обеспечения анкетирования и электронного каталога анкет Электронных образовательных ресурсов (ЭОР), средства и технологии, используемые при реализации.

Р 3100

73. Шевелев Н. А. Организация образовательной среды вуза на основе системы дистанционного обеспечения / Н. А. Шевелев, Т. А. Кузнецова // Высш. образование в России. – 2011. – № 7. – С. 88–93. – Библиогр.: 3 назв.

Описан опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в Пермском государственном техническом университете, в частности, на факультете дистанционных образовательных технологий.

14.15 Система образования

14.15.07 Принципы организации образования

Н/18807

74. Сотрудничество национального исследовательского университета и школы в условиях инновационного общества знаний / Е. В. Чупрунов
[и др.] // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. – 2010. – № 4, ч. 1. – С. 11–15. – Библиогр.: 5 назв.

Рассмотрены идейные основы и ряд новых направлений совместной деятельности инновационного университета и общеобразовательной школы, обеспечивающие решение задач Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной в январе 2010 года Президентом РФ. Данная инициатива продолжает курс на масштабное реформи­рование образования, необходимость которого вызвана становлением глобального инновационного общества знаний и начало которому положено в ходе реализации Концепции модернизации российского образования.

14.15.15 Организация и управление в системе образования

У 2837

75. Соловьев В. П. К вопросу о переходе на уровневую систему высшего профессионального образования / В. П. Соловьев, Ю. А. Крупин,
Н. М. Золотарева // Высш. образование сегодня. – 2011. – № 7. – С. 21–26. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются вопросы перехода на уровневую систему высшего профессионального образования в соответствии с новыми образовательными стандартами. Представлена структура вузовской компетентностной модели. Предлагаются варианты выполнения требований образовательных стандартов, прежде всего в части достижения выпускниками запланированных результатов образования.

14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений

У 3409

76. Полозов А. А. Рейтинг вуза: эволюция проблемы / А. А. Полозов // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 2 (72). – С. 85–89. – Библиогр.: 4 назв.

Выделяются три категории классификаций вузов: по цитируемости преподавательского состава; по успешности сданных тестов; по реакции СМИ на достижения выпускников данного вуза. Говорится о необходимости поисковой системы в Интернете для анализа информации, используемой для оценки трех критериев.

Р 3485

77. Чаган Н. Г. Российский и зарубежный опыт формирования и управление брендом в системе высшего образования / Н. Г. Чаган // Вестн. МГУП. – 2011. – № 4. – С. 206–225. – Библиогр.: 4 назв.

Определены ключевые понятия брендинга в системе образования. Сформулированы основные критерии определения рейтинга высших учебных заведений. Рассмотрено использование существующих рейтингов вузов для продвижения собственного образовательного бренда.

М/66687 № 2

78. Яндыбаева Н. В. Алгоритм управления качеством образовательного процесса / Н. В. Яндыбаева // Перспективы развития информ. технологий : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф., 17 марта 2011 г., Новосибирск / под общ. ред. С. С. Чернова; Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2011. – Ч. 2. – С. 265–270. – Библиогр.:
2 назв.

Речь идет об алгоритме, позволяющем определять качество образовательного процесса на основе показателей аккредитации вуза. Предлагаемая методика дает возможность управлять процессом обучения в вузе с учетом его специфики.

14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01 Общие вопросы

Д9-11/81436

79. Авдеев Н. Ф. Высшая школа в условиях глобализации / Н. Ф. Авдеев; Моск. гос. индустр. ун-т. – М., 2011. – 578 с. – Библиогр.: 62 назв. – ISBN 978-5-2760-1990-1.

Освещены актуальные вопросы российского высшего образования в современных условиях. Представлен анализ зарубежных образовательных систем, рассмотрен отечественный опыт применения инновационно-педагогических технологий в высшей школе. Особое внимание уделено воспитательной роли преподавателя при взаимодействии со студентами.

14.35.07 Образование и обучение
в высшей профессиональной школе

Д9-11/80169

80. Бельдяков А. Р. Карта знаний, как средство формирования области знаний и разработки актуальных электронных курсов в корпоративной системе обучения / А. Р. Бельдяков // Информатика и вычисл. техника : сб. науч. тр. 3-й Рос. науч.-техн. конф. аспирантов, студентов и молодых ученых ИВТ–2011, 24–25 мая 2011 г., Ульяновск / Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск, 2011. – С. 64–67. – Библиогр.: 6 назв.

Дано определение и краткое описание применения технологии карт знаний в корпоративной системе обучения. Описаны преимущества различных участников процесса обучения, полученные за счет применения карт знаний.

Ар11-7357

81. Горюнова Е. В. Повышение качества образовательных услуг региональных вузов на основе внедрения инноваций и инновационных стратегий: Автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. В. Горюнова; Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов н/Дону, 2011. – 26 с.: ил. – Библиогр.:
21 назв.

Теоретическое обоснование и разработка научно-методических и практических рекомендаций, направленных на совершенствование сферы образовательных услуг на основе инновационных стратегий развития вузов, обеспечивающих повышение качества образовательных услуг.

Д9-11/80300

82. Чесновский М. Э. Инновационный потенциал современного университета / М. Э. Чесновский, А. Н. Сендер // Ун-ты и о-во. Сотрудничество и развитие ун-тов в XXI веке : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. ун-тов, 23–24 апр. 2010 г., Москва / Евраз. ассоц. ун-тов. – М., 2011. – С. 271–277.

Принятие в Брестском университете им. А. С. Пушкина программы инновационного развития, фундаментом которой является концепция развития научно-инновационной деятельности в системе Министерства образования Республики Беларусь. Программа состоит из двух разделов: инновационное образование и научно-инновационная деятельность.

14.35.09 Методика преподавания учебных дисциплин
в высшей профессиональной школе

Р 3588

83. Комкова А. В. Интегративная специфика инновационно-ориенти­рованных программ университета / А. В. Комкова // Вестн. Моск. гос. открытого ун-та. – 2011. – № 2 (12). – С. 33–39. – Библиогр.: 3 назв.

Динамика спроса на образовательные услуги в будущем будет определятся реструктуризацией рынка образовательных услуг. Реализация университетом интеграционной функции – своевременная реакция на процессы модернизации в системе образования. Представлены концептуальные наработки и стратегический опыт, которые будут получены университетом в результате реализации целевых инновационно-ориентированных образовательных и научных программ.

Д9-11/80300

84. Кухарчик П. Д. Интеллектуальная карта развития инновационных процессов в высшей школе / П. Д. Кухарчик, И. И. Цыркун, А. И. Андарало // Ун-ты и о-во. Сотрудничество и развитие ун-тов в XXI веке : материалы 3-й междунар. науч.-практ. конф. ун-тов, 23–24 апр. 2010 г., Москва / Евраз. ассоц. ун-тов. – М., 2011. – С. 156–160. – Библиогр.: 4 назв.

Идеальная педагогическая инновация представляет собой целостный проблемно-ориентированный процесс сопряженных прогрессивных изменений всего курса образования или его отдельных составляющих и среды нововведения (средств и условий образования), что приводит к повышению его эффективности и качества. Обобщенное представление о развитии педагогических инноваций в высшей школе рассмотрено с помощью интеллектуальной карты.

14.35.17 Студенческие организации
в высшей профессиональной школе

Р 3100

85. Белова Е. А. Опыт студенческого самоуправления в педуниверситете / Е. А. Белова, С. В. Горячева // Высш. образование в России. – 2011. – № 7. – С. 65–69. – Библиогр.: 3 назв.

Представлен опыт Нижегородского государственного педагогического университета по созданию студенческого самоуправления. Раскрываются формы, функции, направления деятельности студенческого самоуправления. Показана роль студенческого самоуправления в социализации и воспитании личности.

14.35.19 Внеучебная работа в высшей школе

Д9-10/80285

86. Совершенствование системы информационно-аналитической поддержки научных исследований в высшей школе на основе технологии открытых систем / И. В. Попова [и др.]. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. –
121 с. – Библиогр.: с. 106–121. – ISBN 978-5-86781-800-5.

Представлены результаты изучения потребностей в информационно-аналитическом обеспечении исследователей и руководства высшей школы, применение подхода открытых систем для разработки автоматизированных информационных систем, концепция и политика информационной безопасности системы информационно-аналитической поддержки исследовательской деятельности в высшей школе, проект средств информационной поддержки научного исследования и реализации оперативной отчётности системы информационно-аналитической поддержки научных исследований.

14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации.
Самообразование

14.37.01 Общие вопросы

Д9-11/80173

87. Юсупова О. Проблемы совмещения работы и учебы студентами дневного отделения / О. Юсупова // Перспективы интеграции науки, образования и бизнеса : сб. материалов 6-й науч.-практ. конф., 27 апр. 2011 г. / Юж.-Урал. гос. ун-т. Фил. ЮУрГУ в г. Сатке. – Челябинск, 2011. –
С. 130–132.

Совмещение учёбы с работой позволяет студенту обеспечивать себя материально, помогать родителям, способствует развитию ответственности, самостоятельности и креативности, появляется возможность профессионального роста. Рассмотрены положительные и отрицательные стороны совмещения учебы и работы студентами дневных отделений.

14.85 Технические средства обучения
и учебное оборудование

14.85.09 Методика применения технических средств
и учебного оборудования

М/66405 № 7

88. Бобкова М. А. Информационные технологии – основа образования / М. А. Бобкова, Э. М. Евдокимова // "Наука и образование: фундам. основы, технологии, инновации" : междунар. науч. конф. / ГОУ ВПО "Оренбург. гос. ун-т". – Оренбург, 2010. – Ч. 7. – С. 188–191.

Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности, дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных, профессиональных навыков. Практическая реализация компьютерных технологий является важнейшей задачей информационного образования.

14.85.35 Технические средства и учебное оборудование
в высшей профессиональной школе

См. № 118.

  
На главную