12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
У 1154
26. Зибарева И. В. Российские научные публикации
2005–2009 гг. в зарубежных базах данных Science Citation Index, Scopus и
Abstracts /
И. В. Зибарева, Н. С. Солошенко // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ.
работы. – 2011. – № 9. – С. 18–29. – Библиогр.: 23 назв.
Представлены результаты библиометрического анализа научных
публикаций 2005–2009 гг., аффилированных с Россией, в политематических базах
данных (БД) Science Citation Index и Scopus и специализированной БД Chemical
Abstracts. Получены величины основных библиометрических индикаторов, включая
показатели цитируемости. Показано, что в БД Scopus отражено наибольшее
количество российских публикаций 2005–2009 гг. При общей тенденции снижения
реферирования изданий на русском языке во всех трех БД наибольшее их
количество учитывает Chemical Abstracts. Выявлено, что, несмотря на
использование переводных версий журналов, отечественные публикации по-прежнему
учитываются в зарубежных БД со значительным опозданием, что существенно влияет
на показатели цитируемости.
У 1154
27. Фундаментальные исследования в Новосибирском регионе:
библиометричекий анализ за 2004–2009 гг. / В. А. Маркусова [и др.] // НТИ.
Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 9. – С. 30–42. – Библиогр.:
13 назв.
Представлены результаты анализа научной продуктивности ученых
Новосибирской области по публикациям за период 2005–2009 гг. с использованием
данных и возможностей Web of Science – WoS (в частности, данных об
отечественных и зарубежных научных фондах, поддержавших конкретные
исследования), Journal Citation Reports, программы HistCite, некоторых
дополнительных данных, включая официальные статистические данные Росстата, и с
применением предложенных авторами показателей, являющихся производными от "импакт-фактора
журнала" и "агрегированного импакт-фактора тематической категории WoS".
Исследования в ряде научных направлений, осуществляющиеся в этом регионе и
соответствующие 48 тематическим категориям WoS, не уступают, а нередко и
превышают мировой научный уровень. Свыше 50% публикаций новосибирских ученых
были поддержаны отечественными и зарубежными научными фондами. Затраты НИР и
ОКР в Новосибирской области используются достаточно эффективно: доля
публикаций новосибирских ученых от общего количества российских публикаций в
2009 г. превысила 9%, в то время как внутренние затраты на исследования и
разработки составили в указанном году только 2,5% от таких затрат в целом по
России.
См. также № 38.
12.41 Организация науки. Политика в области
науки
12.41.31 Организация, управление, планирование
и прогнозирование исследований
в научных учреждениях и коллективах
См. № 27.
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность
в высшей школе
Р 3100
28. Сенашенко В. С. Некоторые соображения об
"академическом письме" и исследовательских компетенциях / В. С. Сенашенко //
Высш. образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 136–139. – Библиогр.: 1
назв.
Показана необходимость проведения научно-исследовательских работ
студентами. Перечислены первичные навыки ведения НИР, инструменты приобщения
студентов к исследовательской деятельности.
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение
научных достижений
Р 16
29. Баженов А. В. Эффективность социального
инвестирования в науку и образование / А. В. Баженов // Alma mater: вестн.
высш. шк. – 2011. – № 8. – С. 82–84.
Представлен опыт социальной политики крупных производственных
компаний (ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл", ОАО "Сургутнефтегаз", ТНК-ВР) по
повышению качества образования и развитию научно-исследовательских и
проектных комплексов путем финансовой поддержки профильных учебных заведений.
Н/19246
30. Гуремина Н. В. Анализ создания научными и
образовательными учреждениями хозяйственных обществ в соответствии с
Федеральным
законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ / Н. В. Гуремина // В мире науч. открытий. Сер.
"Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 3.1 (15). –
С. 604–609. – Библиогр.: 2 назв.
Проведен анализ базы данных созданных малых предприятий на базе
вузов и научных организаций, обозначены основные проблемы, возникающие при
регистрации и создании хозяйственных обществ, а также дальнейшие перспективы
их развития в целях наиболее эффективного внедрения результатов
интеллектуальной деятельности.
У 2495
31. Зайцева Е. В. Развитие форм государственно-частного
партнерства в системе подготовки высококвалифицированных специалистов в
Российской Федерации / Е. В. Зайцева // Вестн. ун-та. – 2011. – № 5. – С.
10–13. – Библиогр.: 9 назв.
Рассматривается создание самостоятельных
образовательно-производственных организаций – связующих институтов – между
традиционной системой образования и хозяйственными предприятиями.
Н/19246
32. Кушева Н. Б. Трансфер знаний путем использования
возможностей сотрудничества между предприятиями бизнеса и образовательными
учреждениями в сфере туризма / Н. Б. Кушева // В мире науч. открытий. Сер.
"Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 3.1 (15). – С. 568–575. –
Библиогр.: 5 назв.
Описываются возможности сотрудничества между финскими и
российскими образовательными учреждениями разного уровня и предприятиями сферы
туристского бизнеса. Приводится описание международного проекта, который
проходил в 2010-2011 гг. Проект является примером инновационного трансфера
академических знаний, возможностей сотрудничества в рамках сети
образование-бизнес, а также непрерывного профессионального развития.
Доказывается необходимость использования современных электронных
образовательных ресурсов для расширения возможностей сотрудничества
предприятий бизнеса и образования, находящихся в разных странах.
Р 3100
33. Малюк В. И. Итог деятельности вуза – качественное
образование / В. И. Малюк // Высш. образование в России. – 2011. – № 8–9. – С.
104–107.
Раскрывается один из важнейших аспектов повышения качества
образовательного процесса в университете, а именно, формирование ассоциативных
структур, обеспечивающих на основе взаимодополняющих ресурсов ведение учебного
процесса на более высоком уровне, приближение теоретического обучения к
проблемам реального сектора экономики. Рассматривается организационная
структура и деятельность консорциума вузов "Международная высшая школа
производственного менеджмента".
Д9-11/81908
34. Ситников Ю. В. Проблемы и перспективы развития малых
инновационных предприятий в вузах Ростовской области / Ю. В. Ситников // Упр.
и о-во: инновац. развитие регионов : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф.
молодых ученых и студентов / ГОУ ВПО "Орл. регион. акад. гос службы". –
Тамбов, 2011. – С. 174–177. – Библиогр.: 1 назв.
Кратко освещены первые попытки создания инновационных малых
предприятий при вузах в конце 90-х годов. Перечислены основные виды поддержки
малых инновационных предприятий в Ростовской области. Отмечается, что ежегодно
в областном бюджете предусматриваются расходы на реализацию инновационных
проектов по разработке и внедрению прогрессивных технологий, созданию новых
рабочих мест. Ростовская область входит в первую тройку российских регионов по
научно-образовательному потенциалу и в десятку – по инновационному.
У 2913
35. Ступин Д. Д. Организационные основы довузовской
подготовки учащихся для высокотехнологичных компаний реального сектора экономики
/ Д. Д. Ступин, А. А. Кочкаров // Качество. Инновации. Образование. –
2011. – № 5 (72). – С. 15–19. – Библиогр.: 15 назв.
Определены факторы, обусловливающие необходимость восстановления
связки "школа-ВУЗ-(высокотехнологичное) предприятие" и ее дальнейшую
корректировку под нужды современного экономического пространства. Обозначен
ряд организационных барьеров, которые могут возникнуть при взаимодействии
средних образовательных учреждений и предприятий, а также определен ряд
направлений этого взаимодействия , проходящих апробацию в ОАО "Концерн "РТИ
Системы". Предложен полный спектр современных образовательных инструментов,
необходимых для формирования взаимодействия средних учебных заведений, вузов и
предприятий, а также представлен комплекс возможностей, возникающих при
подобном взаимодействии как у учащихся, так и у компаний.
Н/19246
36. Фролов С. Н. Современные технопарки как ключевые
элементы национальной инновационной системы / С. Н. Фролов // В мире науч.
открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 3 (15). –
С. 82–89. – Библиогр.: 4 назв.
Отражен ход реализации государственной программы "Создание в
Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". Выделены
основные подсистемы национальной инновационной системы. На данный момент в
России зарегистрировано 146 технопарков.
См. также № 3, 10, 15, 82.
12.41.51 Качество и результативность научной
деятельности
Н/19246
37. Ганичева А. В. Метод векторного анализа инновационной
деятельности / А. В. Ганичева // В мире науч. открытий. Сер. "Проблемы науки и
образования". – 2011. – № 5 (17). – С. 37–46. – Библиогр.: 4 назв.
Предложен метод оценки качества образовательного процесса,
основанный на применении аппарата векторной алгебры. Введены векторные и
скалярные показатели качества обучения, позволяющие оценивать и сравнивать
успеваемость разных групп. Получены соотношения, характеризующие отклонения
успеваемости от нормы.
У 1948
38. Зубец В. В. Оценка достоверности сетевой информации /
В. В. Зубец // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. – 2011. – Т.
16,
вып. 1. – С. 247–249. – Библиогр.: 3 назв.
Предлагаются основные положения по оценке достоверности сетевой
информации, на основе которых можно продолжить разработку технологии поиска
информации. Под сетевой информацией понимается информация, циркулирующая в
открытой информационной системе, которой является Интернет. Показано значение
Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), НЭБ и других поисковых систем
для написания рефератов.
12.41.53
Экспертиза научной деятельности, аттестация
и аккредитация научных учреждений
У 1948
39. Чванова М. С. Вузы Тамбовской области в международных
и российских рейтингах / М. С. Чванова // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и
техн. науки. – 2011. – Т. 16, вып. 2. – С. 437–460. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются отдельные глобальные рейтинги мировых
университетов, позиции российских вузов в глобальных рейтингах, проект РейтОР
по созданию рейтинга вузов, различные рейтинги вузов России и место вузов
Тамбовского региона в этих рейтингах за последние 3 года.
12.51 Методика и техника исследовательской
работы
12.51.85
Автоматизация научных исследований
Д9-11/83005
40. Компьютерные технологии в науке и образовании: учеб.
пособие / А. И. Черных [и др.]. – Краснодар, 2011. – 228 с. – Библиогр.: 35
назв. – ISBN 978-5-8333-0389-4.
Изложен процесс информатизации образования и науки, современные
информационные системы, внедряемые в технологию обучения, управление
образовательными системами и научно-методическую деятельность.
См. также № 84.
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров.
Аттестация
М/66245 № 36
41. Аринушкина А. А. Информационные системы мониторинга
качества управления образованием и стандарты качества / А. А. Аринушкина //
Учен. записки ИИО РАО : сб. / Ин-т информатизации образования Рос. акад. наук.
– М., 2011. – Вып. 36. – С. 89–98. – Библиогр.: 4 назв.
Раскрывается процесс контроля качества управления
образовательными системами в контексте применения лучших образовательных
практик в области управления качеством. Приводится пример информационной
системы мониторинга качества образования, разработанной на базе
CRM-технологии.
Р 16
42. Кондратьев Э. В. Компетентностный портрет бакалавра
менеджмента / Э. В. Кондратьев, С. С. Чемезов // Alma mater: вестн. высш. шк.
– 2011. – № 9. – С. 72–76. – Библиогр.: 6 назв.
Переход высшей школы к стандартам третьего поколения основан на
компетентностном подходе . Представлены результаты детализации
компетентностного портрета бакалавра менеджмента путем ранжирования
компетенций и уточнения шкалы поведенческих индикаторов, выполненных в рамках
НИР "Моделирование компетентностного портрета бакалавра менеджмента".
Исследование охватывает три группы – эксперты, "лучшие" студенты и обычные
студенты.
У 2913
43. Короткая Г. Н. Теория и практика оценивания качества
услуг в системе образования / Г. Н. Короткая, О. А. Холоша // Качество.
Инновации. Образование. – 2011. – № 7 (74). – С. 42–45. – Библиогр.: 6 назв.
Обоснована и апробирована методология маркетинговых исследований
качества услуг с использованием модифицированной методики SERVQUAL,
адаптированной к специфическим особенностям услуг в системе образования. По
результатам оценки качества услуг на основе удовлетворенности потребителей
приняты управленческие решения, направленные на повышение качества услуг до
уровня, соответствующего фактическому удовлетворению потребностей.
|