14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы
народного образования
и педагогики
14.01.11 Современное
состояние и перспективы развития образования и педагогики
У 4066
45. Абанкина И. В. Университеты в постиндустриальной
экономике / И. В. Абанкина // NewScientist. – 2011. – № 9. – С. 8–13.
Во всем мире университеты идут к автономии, а через нее – к
высоким результатам. В России же пока царствует централизация и обожествляется
отчетность. Раскрывается, в чем суть и преимущества автономии, в том числе
финансовой, а также как работают с деньгами российские вузы. Приведены
сведения о доходах вузов, ранее подведомственных Российскому агентству по
образованию, в различных регионах РФ. Показана динамика внебюджетных доходов
вузов по отраслям.
Р 16
46. Балыхин Г. А. Распределение полномочий между
Федерацией и регионами в сфере образования: проблемы и решения / Г. А. Балыхин,
А. Н. Майоров // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 9. – С. 8–16.
С общих позиций теории управления представлен анализ отношений в
сфере образования между федеральным центром и регионами. Рассмотрены возможные
пути их дальнейшего развития. Приведена таблица изменения полномочий между
Федерацией и регионами с 2004 г. Отражены риски концентрации в федеральном
центре.
У 2913
47. Бирюков А. Н. Модель образовательного консалтинга в
области информационных технологий / А. Н. Бирюков, Р. Б. Васильев, А. И.
Олейник // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 8 (75). – С. 17–21.
Предлагается новая модель консалтинга в области информационных
технологий, а именно, модель образовательного ИТ-консалтинга, основная идея
которого состоит в синтезе образовательных и консультационных услуг.
Рассматривается содержание предлагаемой модели и подход к ее реализации:
специальное обучение руководителей, взаимодействие бизнеса и
ИТ-организации, стратегия развития ИТ,
эффективное управление ИТ, методическое руководство (коучинг), организация
корпоративного обучения и др.
Р 3100
48. Будрин А. Г. Научно-инновационный путь ИНЖЭКОНа / А.
Г. Будрин // Высш. образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 100–103.
Характеризуется научная деятельность в университете ИНЖЭКОН.
Рассмотрены имеющиеся научные школы, направления научных исследований.
Обозначены международный и практический аспекты научной деятельности в
университете. Представлены планы по осуществлению инновационной деятельности –
созданию, внедрению и коммерциализации новаций.
Н/19246
49. Горбунова Т. В. Концептуальная модель системы
профессионального образования с учетом особенностей и перспектив развития
образования при переходе на инновационный путь развития российской экономики /
Т. В. Горбунова // В мире науч. открытий. Сер. "Экономика и инновац.
образование". – 2011. – № 3.1 (15). – С. 455–462. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются перспективы модернизации российской системы
профессионального образования, концептуальные основы, сущность составляющие
модели управления образовательными учреждениями профессионального образования
с точки зрения теории экономических систем, базовых принципов, сложившейся
практики управления, реализуемых и планируемых реформ, возможностей
дальнейшего развития. Приведены модели взаимодействия триады
"государство-образование-бизнес".
Р 3100
50. Горяшко А. П. Образование на основе компетенций в
открытых информационных средах: алгоритмы принятия решений / А. П. Горяшко, Н.
В. Комлева // Высш. образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 78–84. –
Библиогр.: 9 назв.
Рассмотрены вопросы, возникшие в связи с переходом на новые
образовательные стандарты. Утверждается, что полноценная реализация
образования на основе компетенций требует использования возможностей,
предоставляемых современными информационными системами. Проанализировано,
какие формальные проблемы принятия решений при этом возникают и какова
алгоритмическая сложность решения этих проблем.
У 4093
51. Дмитриев В. Я. Место и роль образования в развитии
современного российского общества / В. Я.
Дмитриев // Вестн. Гос. поляр. акад. – 2011. – № 1 (12). – С. 60–65. –
Библиогр.: 14 назв.
Рассмотрены особенности и перспективы развития современной
российской системы образования как одного из ключевых факторов перехода к
инновационному пути развития. Приведены: динамика расходов федерального
бюджета РФ на образование , млрд. руб. (по состоянию на 01.11.2010 г.),
динамика расходов федерального бюджета РФ на образование в % к ВВП (по
состоянию на 01.11.2010 г.).
Н/19246
52. Колосок С. С. О перспективах внедрения ГОС ВПО
третьего поколения в процесс профессионального образования / С. С. Колосок, М.
М. Гладышева, В. Д. Тутарова // В мире науч. открытий. Сер. "Проблемы науки и
образования". – 2011. – № 2.1 (14). – С. 265–270. – Библиогр.: 4 назв.
Рассмотрено внедрение ГОСов высшего профессионального
образования третьего поколения в образовательный процесс вузов, что
обусловлено переходом к электронной образовательной среде и новым
информационным технологиям.
Р 3357
53. Ланских А. Н. Методология Форсайт для прогнозирования
тенденций высшего образования / А. Н. Ланских // Рос. предпринимательство. –
2011. – № 8, вып. 2. – С. 113–117. – Библиогр.: 3 назв.
Сделаны выводы, что: из существующих в настоящее время
методологий прогнозирования только Форсайт позволяет обеспечить учет всех
вариантов развития событий в их взаимосвязи с мерами образовательной политики,
возможными сценариями экономического развития. Стратегия развития основных
аспектов системы высшего образования имеет следующие особенности: она
становится результатом общих усилий, а не навязывается сверху от
правительства; указывается на целесообразность применения Форсайта при
разработке, реализации и корректировке стратегий управления и развития системы
высшего профессионального образования, особенно в тех случаях, когда
существенную роль играют не только технологические инновации, но и изменение
экономических отношений между участниками образовательного процесса.
Р 3579
54. Макаридина Е. В. Статистический портрет высшего
образования: требуются перемены / Е. В. Макаридина // Вестн. НГУЭУ. – 2011. –
№ 1. – С. 232–236. – Библиогр.: 4 назв.
Рассматривается система статистического наблюдения в сфере
образования России. Информационная база о состоянии и функционировании отрасли
образования формируется благодаря двум основным источникам – государственной
статистической отчетности и ведомственной статистике. Обозначены и обсуждаются
современные проблемы организации статистического учета: система показателей
официальной отчетности не всегда адекватно реагирует на изменения объекта
наблюдения; не в полной мере отражает актуальные стороны наблюдаемой
совокупности, необходимые для принятия адекватных и своевременных
управленческих решений; при ведении, сводке, обработке результатов учета не
всегда используются современные технические и программные средства.
У 4066
55. Миклушевский В. Восточный фронт / В. Миклушевский, Е.
Михайлова // NewScientist. – 2011. – № 9. – С. 20–21.
О том, что сейчас происходит в самых удаленных от центральной
России университетах – Северо-Восточном и Дальневосточном – рассказывают
ректоры Евгения Михайлова и Владимир Миклушевский.
У 3693
56. Налетова И. В. Структура корпоративной культуры
современного университета / И. В. Налетова, А. В. Прохоров // Вестн. Тамб.
ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2010. – Вып. 12 (92). – С. 23–28. – Библиогр.:
19 назв.
Анализируется проблема трансформации академической культуры
университета в корпоративную под влиянием социокультурных изменений внутренней
и внешней среды современного высшего образования. Определены основные элементы
структуры академической культуры современного университета (институциональный,
академический менеджмент, академическая общественность), ее влияние на
формирование корпоративной политики.
Р 16
57. Овчинников Г. К. Сколь же вузов требуется России,
чтобы быть на уровне века? / Г. К. Овчинников // Alma mater: вестн. высш. шк.
– 2011. –
№ 9. – С. 25–33.
Анализируются актуальные для сегодняшней России проблемы,
связанные со стремлением государственных органов (прежде всего, Министерства
образования и науки РФ) сокращать число вузов. Доказывается, что такая
политика противоречит потребностям как модернизации, так и общему
цивилизационному развитию страны.
У 4093
58. Пашкус В. Ю. Инновационные стратегии образовательных
учреждений: от нишевых стратегий к брендам / В. Ю. Пашкус, Ю. В. Ермаков //
Вестн. Гос. поляр. акад. – 2011. – № 1 (12). – С. 24–28. – Библиогр.: 15 назв.
Утверждается, что учреждениям образования, если они хотят не
просто выжить, а развиваться, занимать лидирующие позиции (в том числе и в
привлечении внешнего финансирования), необходимы качественные механизмы,
стимулирующие развитие и применение инновационных стратегий продвижения
образовательных учреждений.
У 2913
59. Ратнер С. В. Коучинг как нструмент повышения качества
образовательного процесса в вузе / С. В. Ратнер, А. С. Скорикова // Качество.
Инновации. Образование. – 2011. – № 7 (74). – С. 9–14. – Библиогр.: 4 назв.
Одним из перспективных инструментов изменения подхода к
образовательной сфере является коучинг – мощное средство, способствующее как
личностному, так и коммуникативному развитию студентов. Реализация принципов
коучинга в системе высшего профессионального образования открывает
прогрессивный путь развития, поскольку интегрирует знания по многим научным
областям и создает новый методологический подход к проектированию
образовательных систем современной высшей школы, к обеспечению роста качества
образования.
У 2495
60. Романенкова О. Н. Состояние и факторы развития рынка
образовательных услуг в России / О. Н. Романенкова, И. С. Вихляева // Вестн.
ун-та. – 2011. – № 5. – С. 5–7. – Библиогр.: 5 назв.
Делается вывод о том, что вузы в настоящее время являются
полноправными субъектами рыночной экономики, производящими интеллектуальную
продукцию и услуги, реализующими их на интенсивно развивающемся рынке
образовательных услуг.
Н/19246
61. Рябкова С. А. Региональные исследовательские
университеты как механизм модернизации российского образования и устойчивого
развития страны / С. А. Рябкова // В мире науч. открытий. Сер. "Проблемы науки
и образования". – 2011. – № 2.1 (14). – С. 280–286. – Библиогр.: 12 назв.
Обосновано, что необходимым элементом современной модели высшей
школы является новая категория вузов – региональные исследовательские
университеты, которые должны стать матрицей решения задач по обеспечению
устойчивого инновационного развития на региональном уровне. Представлен
пилотный проект по созданию регионального исследовательского университета
Московской области на базе Международного университета природы, общества и
человека "Дубна".
Р 16
62. Торкунова Ю. В. Как в вузе управлять развитием
инноваций /
Ю. В. Торкунова // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 8. – С. 55–57.
Раскрываются подходы к управлению инновационно-образовательной
деятельностью вуза, определяются основные компоненты педагогической системы
информационно-аналитического сопровождения этой деятельности. Описана роль
мониторинга в данных процессах, проанализирована информационная инфраструктура
управления.
Р 16
63. Фролов А. В. Глобализация высшего образования:
противоречия и новации / А. В. Фролов // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011.
– № 8. –
С. 61–66. – Библиогр.: 13 назв.
Исследуются современные вопросы глобализации высшего образования
(ВПО). Показано влияние глобализации на трансформацию ВПО. Рассмотрены
противоречия глобализации, основные тенденции и новые формы развития
отечественного ВПО, а также глобальных исследовательских университетов.
У 2913
64. Чубик П. С. Инновации в инженерном образовании: опыт
национального исследовательского Томского политехнического университета / П.
С. Чубик, А. И. Чучалин // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 7
(74). – С. 2–8. – Библиогр.: 7 назв.
Национальный исследовательский Томский политехнический
университет в 2010 г. перешел на уровневую подготовку бакалавров и магистров
по 47 направлениям и специалистов по 8 специальностям в рамках ФГОС третьего
поколения. В настоящее время в университете в соответствии с Программой
развития на период 2009–2018 гг. осуществляется масштабная и глубокая
модернизация образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и
специалистов по приоритетным направлениям на основе Стандарта ООП ТПУ – 2010.
Р 3367
65. Щербак Е. Высшее профессиональное образование как
элемент инновационного развития России в условиях глобализации / Е. Щербак //
ИС. Пром. собственность. – 2011. – № 10. – С. 57-62. – Библиогр.: 6 назв.
С развитием высшего профессионального образования напрямую
связывается устойчивое функционирование национальной экономики, ее
безопасность как составная часть национальной безопасности. Значение высшего
профессионального образования для экономической безопасности и экономического
суверенитета государства в условиях глобализации и интеграции России в мировую
экономическую систему неуклонно растет. Оно становится движущей силой
отечественной экономики, без которой немыслимо поступательное, инновационное
развитие России.
См. также № 39.
14.01.13 Научные общества, съезды, конгрессы,
конференции, симпозиумы, семинары в области образования
и педагогики
Р 3100
66. Леднев В. А. MOSCOW Education Online: традиции, новые
идеи, среда общения / В. А. Леднев // Высш. образование в России. – 2011. –
№ 8–9. – С. 67–68.
Приведены материалы V Международной конференции по вопросам
обучения с применением технологий e-Learning (19–21 октября 2011), освещены
пять тематических направлений и целевые группы участников.
14.01.17 Международное сотрудничество в области
организации образования и педагогики
Р 3100
67. Юденко М. Н. Академическая мобильность в свете
Болонской декларации / М. Н. Юденко // Высш. образование в России. – 2011. – №
8–9. – С. 107–111.
Мобильность преподавателей и студентов ИНЖЭКОНа рассматривается
в качестве неотъемлемого элемента интеграции университетов в зону европейского
высшего образования. Акцентируется внимание на интернационализации как одном
из главных направлений повышения конкурентоспособности вуза не только в
стране, но и в общеевропейском, и в мировом образовательном пространстве.
14.01.75
Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования
Р 3100
68. Антропова О. А. Готовы ли вузы к финансовой
независимости? /
О. А. Антропова // Высш. образование в России. – 2011. – № 8–9. –
С. 154–157.
Исследуется готовность российских вузов к работе в условиях
финансовой независимости, а также возможные перспективы реализации
Федерального закона 83-ФЗ в сфере российского образования и его влияние на
доступность образования.
Д9-11/82034
69. Афанасьев П. П. Информационно-аналитическая система
мониторинга ресурсного обеспечения вузов / П. П. Афанасьев, О. А. Мороз,
Ю. А. Теплов; под ред. Ю. А. Теплова. – М.: МАИ, 2011. – 138 с.: ил. –
Библиогр.: 47 назв. – ISBN 978-5-4316-0019-7.
Разработано методическое обеспечение проведения и оценки
результатов мониторинга устойчивого развития вузов. Предложена оригинальная
общая модель формирования и аналитического управления информацией мониторинга
устойчивого развития вузов.
У 2913
70. Бадеева Е. А. Реализация процесса планирования
корректирующих и предупреждающих действий в вузе / Е. А. Бадеева // Качество.
Инновации. Образование. – 2011. – № 7 (74). – С. 15–20. – Библиогр.: 8 назв.
Рассмотрен процесс планирования корректирующих и предупреждающих
действий в вузе в целях обеспечения результативности и эффективности
внутривузовской системы менеджмента качества. Даются рекомендации по
разработке планов корректирующих и предупреждающих действий. Приводится
фрагмент кафедрального плана корректирующих действий.
У 2913
71. Белый Е. М. Современные вызовы и новая бизнес-модель
вуза /
Е. М. Белый // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 5 (72). –
С. 37–41. – Библиогр.: 16 назв.
Предложена структура новой бизнес-модели вуза, обеспечивающей
его конкурентоспособность в глобальном образовательном пространстве.
Рассмотрены основные модули модели: стратегический модуль; процессная модель;
предложение ценности; стейкхолдеры; финансовая модель; оценка эффективности.
Н/19246
72. Белый Е. М. Управление портфелем образовательных
проектов в вузе / Е. М. Белый, М. П. Беспалова, И. Б. Романова // В мире науч.
открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 3.1 (15). –
С. 478–486. – Библиогр.: 7 назв.
Анализируется жизненный цикл управления портфелем проектов.
Предложены механизмы формирования портфеля и отбора образовательных проектов.
Образовательный проект определяется как временное предприятие, предназначенное
для создания уникальных образовательных продуктов и услуг.
У 4066
73. Вуз – 2020 // NewScientist.
– 2011. – № 9. – С. 14–18.
Каким должен быть идеальный российский вуз к 2020 году? На этот
вопрос отвечают эксперты со стороны, то есть те, кто непосредственно не
работает в системе образования.
Р 3357
74. Дадашов Асфар Азиз оглы Методологические принципы
управления образовательными расходами / Дадашов Асфар Азиз оглы // Рос.
предпринимательство. – 2011. – № 8, вып. 2. – С. 108–112. – Библиогр.: 3 назв.
Изложены принципы управления образовательными расходами:
маркетинговый анализ потребностей и наличия кадров в системе образования;
научный подход; системный подход; комплексный подход; экономичность;
оптимальность и др. Рассматривается применение методов оптимизации
эффективного использования средств и ресурсов, выделяемых на подготовку кадров
с учетом источников финансирования.
Д9-10/80922
75. Медведева Е. И. Маркетизация образования. Социальные
и экономические проблемы (на примере юго-востока Московской области) /
Е. И. Медведева; ГОУ ВПО "Моск. гос. обл. социал.-гуманитар. ин-т". – Коломна,
2010. – 224 с. – Библиогр.: 104 назв. – ISBN 978-5-98492-076-6.
Коммерческое ценообразование на образовательные услуги.
Продвижение образовательных услуг на рынке. Особенности рекламы
образовательных услуг. Оценка конкурентоспособности образовательных
учреждений. Обобщающая модель маркетинговой деятельности вуза.
У 2913
76. Оболяева Н. М. Применение системы сбалансированных
показателей в системе стратегического управления вузом / Н. М. Оболяева //
Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 5 (72). – С. 5–10. – Библиогр.:
4 назв.
Рассматриваются особенности применения системы сбалансированных
показателей и системы менеджмента качества (СМК) в управлении вузом. Раскрыта
взаимосвязь ключевых процессов в вузе с нефинансовыми показателями,
представлена классификация ключевых показателей эффективности деятельности
вуза. Показано значение принципа непрерывного управления качеством (Total
Quality Management, TQM) при подготовке специалистов современным потребностям
рынка труда.
Р 3579
77. Половова Т. А. Подход к количественной оценке
экономической устойчивости вузов / Т. А. Половова // Вестн. НГУЭУ. – 2011. – №
1. –
С. 225–231. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются особенности функционирования и управления
деятельностью вуза в современной рыночной среде. Формулируются
основополагающие принципы, позволяющие адекватно раскрыть содержание категории
устойчивого развития – системность, адаптивность, способность к
самоорганизации; раскрывается сущность устойчивого стратегического
управления вузом; обсуждаются основные
составляющие оценки экономической устойчивости – параметры состояния и
динамики внутренней и внешней эффективности. Предлагается концептуальная
модель оценки устойчивости учреждения высшего профессионального образования,
позволяющая получать интегрированную оценку устойчивости в трех режимах
жизнедеятельности вуза – функционирования, переходного периода и развития.
Р 3357
78. Савзиханова С. Э. Негосударственные и государственные
вузы: конкуренция в неравных условиях / С. Э. Савзиханова // Рос.
предпринимательство. – 2011. – № 8, вып. 2. – С. 104–107. – Библиогр.: 2 назв.
Доказывается необходимость формирования цивилизованной
добросовестной конкурентной среды в сфере высшего образования, что возможно
при создании одинаковых условий для государственных и негосударственных вузов,
установлении для них одинаковых льгот и равного доступа к бюджетным средствам
на конкурсной основе.
У 3693
79. Смагина В. В. Роль корпоративной политики в
формировании модернизационной модели управления университетом / В. В. Смагина
// Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. – 2010. – Вып. 12 (92). –
С. 16–22. – Библиогр.: 7 назв.
Утверждается, что университет должен превращаться из закрытой
профессиональной системы в открытую, не только меняющую формы своей
деятельности, но преобразующую собственное ядро и открывающуюся для других
внешних сред, создавая дополнительные стимулы для своего развития. К ним
относятся: непрерывность образовательных инноваций; создание на базе учебного
заведения исследовательских центров; смещение приоритетов от поддержания
функциональности к вложениям в человеческий капитал; создание условий
вхождения университета в международные сетевые профессиональные сообщества;
создание корпоративной политики, позволяющей университету быть центром
притяжения разнородных внеуниверситетских сил).
Н/19246
80. Титенко Е. А. Реинжиниринг организационной структуры
вуза как источник развития высшей школы России / Е. А. Титенко // В мире науч.
открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 3.1 (15). – С.
462–469. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматривается модификация организационной структуры вуза на
основе CALS-методологиии и обосновывается тем самым повышение его
конкурентоспособности.
Н/19246
81. Федотов Д. А. Стратегическое планирование
международной деятельности вуза: опыт Забайкальского государственного
гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского / Д. А.
Федотов // В мире науч. открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". –
2011. – № 3.1 (15). – С. 470–478. – Библиогр.: 10 назв.
Рассматривается опыт построения системы стратегического
планирования международной деятельности вуза. Дано описание основных этапов
планирования, возможные стратегии и механизмы их реализации. Представлены
стратегические цели, направления и задачи международной деятельности ЗапГГПУ,
внедрение механизмов стратегического менеджмента в университете.
См. также № 1.
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
У 4029
82. Королев В. В. Использование патентов российскими
вузами /
В. В. Королев, А. В. Ишутинова // Науч. перспектива. – 2011. – № 7. –
С. 6–8. – Библиогр.: 6 назв.
Раскрывается значение Федерального закона № 217-ФЗ для патентной
деятельности сотрудников университетов, финансирования и продвижения на рынок
вузовских разработок, создания бизнес-структур при российских вузах. Приведены
конкретные примеры.
См. также № 120.
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные
системы в образовании
У 1948
83. Лазутин С. Б. Проблемы организации системы
дистанционного обучения и ее эффективности / С. Б. Лазутин // Вестн. Тамб.
ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. – 2011. – Т. 16, вып. 1. – С. 204–206. –
Библиогр.:
5 назв.
Рассмотрены вопросы перспектив внедрения систем дистанционного
образования в современных условиях и преимущества дистанционного обучения по
сравнению с традиционной системой образования. Определены основные проблемы
внедрения систем дистанционного обучения и их эффективности.
Д9-11/83003
84. Онокой Л. С. Компьютерные технологии в науке и
образовании: учеб. пособие / Л. С. Онокой,
В. М. Титов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 223 с.: ил. – (Высшее
образование). – ISBN 978-5-8199-0469-5. – ISBN 978-5-16-004836-9.
Раскрываются вопросы, связанные с использованием технических и
программных средств информатизации при решении задач научной и образовательной
деятельности социолога.
У 1154
85. Разработка информационно-образовательных материалов
для систем дистанционного обучения на примере учебной дисциплины "Защита
интеллектуальной собственности" / Е. А. Василенко [и др.] // НТИ. Сер. 1, Орг.
и методика информ. работы. – 2011. – № 9. – С. 1–8. – Библиогр.:
6 назв.
Проанализированы существующие открытые
объектно-ориентированные системы, которые можно использовать в качестве
среды для размещения информационно-образовательных ресурсов для дистанционного
обучения (OpenSource LMS: ATutor, Claroline, Dokeos, Sakai, Moodle).
Обоснована необходимость использования модульной объектно-ориентированной
среды Moodle в качестве среды учебного портала РХТУ им. Д. И. Менделеева (http:
// moodle. muctr.ru). Рассмотрены возможности Moodle для разработки
информационно-образовательных ресурсов и созданы обучающие материалы по
дисциплине "Защита интеллектуальной собственности": теоретические материалы,
задания для семинарских и практических занятий, тесты для промежуточного и
итогового контроля уровня знаний обучаемого, а также элементы системы
управления учебным процессом по дисциплине и др.
Р 3100
86. Стародубцев В. А. Особенности современного
образовательного процесса / В. А. Стародубцев, О. М. Шепель, А. А. Киселева //
Высш. образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 68–73. – Библиогр.: 13 назв.
Появление в Интернете социальных медиа (Social Media Services)
позволяет расширить рамки традиционного образовательного процесса в плане
дополнительных возможностей для формального и неформального сетевого
сотрудничества. С этой точки зрения межличностные коммуникации в Интернете
рассматриваются в качестве контекста, способствующего формированию общих и
профессиональных компетенций.
Р 16
87. Таппасханова М. А. Дистанционное обучение – способ
реализации образовательной траектории / М. А. Таппасханова // Alma mater:
вестн. высш. шк. – 2011. – № 8. – С. 44–48. – Библиогр.: 5 назв.
Даны определения таким понятиям как дистанционное обучение,
дистанционное образование, образование. Введено новое понятие в
образовательном процессе – преемственность траектории. Делается вывод, что по
качеству ДО не уступает очной форме получения образования и по оценке мировых
образовательных систем обходится на 50% дешевле традиционных форм получения
образования.
См. также № 32, 40.
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация
образовательных учреждений
У 2913
88. Сергеев А. Г. О методиках государственно-общественной
оценки деятельности образовательного
учреждения и общественно-профессиональной аккредитации
образовательных программ / А. Г. Сергеев, Ю. И. Захаров // Качество.
Инновации. Образование. – 2011. – № 6 (73). – С. 2–3.
Освещены вопросы согласования подхода к оценке качества
образования, предлагаемого в проекте Федеральной целевой программы развития
образования на 2011-2015 годы, с практикуемой в настоящее время оценкой
качества образования на базе международных стандартов ISO. Предлагается
совместить процедуры независимой оценки деятельности вуза с действующей в вузе
СМК на базе стандартов ISO и применить этот подход к созданию региональной
системы оценки качества образования и муниципальной модели управления
качеством образования.
14.15.25 Непрерывное (перманентное) образование
Р 3100
89. Кансузян Л. В. Второе образование в техническом вузе:
достоинства и перспективы / Л. В. Кансузян // Высш. образование в России. –
2011. – № 8–9. – С. 57–60.
Раскрываются наиболее общие вопросы организации второго высшего
образования на примере МГТУ им. Н.Э. Баумана, в частности, на примере
факультета социальных и гуманитарных наук. Можно утверждать, что второе
образование сегодня становится важнее первого, поскольку выблр здесь делает
зрелый, сформировавшийся человек. Отмечается, что только непрерывное
образование в течение всей жизни способно качественно улучшить нашу жизнь.
14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
Р 16
90. Резник Г. А. Компетентностный подход как фактор
успеха будущего специалиста на рынке труда / Г. А. Резник, Ю. С. Пономаренко
// Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 8. – С. 52–55. – Библиогр.: 1
назв.
Сделан вывод, что в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка
труда необходимо не только планировать, но и прогнозировать выпуск тех или
иных специальностей. Следует акцентировать внимание и на качестве образования.
Внедрение инноваций нацеливает вузы на разработку различных по сроку
образовательных программ, отвечающих потребностям
рынка труда.
14.35.07 Образование и обучение в высшей
профессиональной школе
Р 3100
91. Бакулина С. С. Целевой прием в современных условиях /
С. С. Бакулина, Е. А. Музыченко, В. Е. Черноскутов // Высш. образование в
России. – 2011. – № 8–9. – С. 14–22. – Библиогр.: 4 назв.
Освещаются вопросы правового регулирования системы целевого
приема и целевой контрактной подготовки. Проведен анализ нормативно-правовой
базы, ориентированной на государственную поддержку высшего образования в
субъектах Российской Федерации. Рассматривается опыт реализации целевой
контрактной подготовки в Новосибирской области и в Сибирской академии
государственной службы.
Р 3100
92. Каморджанова Н. А. Уровневая система подготовки
студентов: опыт вуза / Н. А. Каморджанова // Высш. образование в России. –
2011. –
№ 8–9. – С. 96–99.
Рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся необходимости
перехода вузов на уровневую систему подготовки; задачи, решаемые при введении
бакалавриата и магистратуры; современные технологии подготовки кадров в высшей
школе.
У 1948
93. Клыгина Е. В. Формирование профессиональных
компетенций студентов в микрокластере "Интеллектуальные технологии" / Е. В.
Клыгина, А. О. Кириенко // Вестн. Тамб. ун-та. Сер. Естеств. и техн. науки. –
2011. – Т. 16, вып. 1. – С. 259–260. – Библиогр.: 2 назв.
Кластер кафедры – это способ организации согласованных
взаимодействий в сфере подготовки специалистов, научных исследований и
коммерциализации результатов работы между микрокластерами внутри кафедры;
кафедрой и директоратом; кафедрой и университетом (центрами инновационного
развития и др.); внешними партнерами.
Р 3070
94. Клюев В. Магистр – после бакалавра / В. Клюев //
Библиотека. – 2011. – № 8. – С. 9–11.
Раскрывается поэтапное освоение соответственно профессиональной
(бакалавриат, 3-4 года) и профессионально-научной (магистратура, 2 года)
образовательных программ. В результате полного цикла двухуровневой вузовской
подготовки выпускники получат фундаментальные знания и устойчивые
профессиональные навыки, в том числе в профильных научно-исследовательской и
педагогической сферах деятельности.
Р 16
95. Кормакова В. Н. Тьюторское сопровождение
профессионального самоопределения в системе "школа – вуз" / В. Н. Кормакова,
Е. И. Ерошенкова // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 8. – С. 40–44. –
Библиогр.: 4 назв.
Рассмотрены вопросы организации тьюторского сопровождения
профессионального самоопределения личности в системе взаимодействия "школа –
вуз". Определены основные субъекты этого сопровождения, выявлены его
особенности, функции и направления.
Р 3100
96. Мосичева И. А. Реализация программ ДПО
[дополнительного профессионального образования] в условиях совершенствования
нормативной базы профессионального образования / И. А. Мосичева // Высш.
образование в России. – 2011. – № 8–9. – С. 3–6.
В связи с изменением нормативной базы функционирования ДПО
возникает ряд проблем концептуального и организационного характера. С одной
стороны, это тема создания условий для формирования в сфере ДПО конкурентной
среды, с другой – вопрос о статусе документов, выдаваемых слушателям курсов
ДПО по их окончании. В выигрыше будут те вузы, которые сохранили и развивают
связи с отраслевыми предприятиями и для которых они являются базовыми
поставщиками кадров. Работодателю важно знать, что работник прошел
подготовку/повышение квалификации в "базовом" вузе, а какого образца документ
он при этом получил, для него вторично.
Р 16
97. Похолков Ю. П. Корпоративная культура российских
технических университетов / Ю. П. Похолков, В. А. Пушных, М. В. Митрофанова //
Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 9. – С. 66–71. – Библиогр.: 9 назв.
Приведены результаты исследования корпоративной культуры
современных российских технических университетов. Исследование проводилось с
целью описания состояния корпоративной культуры как отправной точки для
совершенствования в направлении соответствия вызовам внешней среды.
Р 16
98. Сазонов Б. А. Индивидуально
ориентированный учебный процесс – путь к индивидуализации образования /
Б. А. Сазонов // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 8. – С. 12–18. –
Библиогр.: 2 назв.
Рассмотрены пути перехода российских вузов от поточно-групповой
к индивидуально ориентированной организации образовательного процесса. В
сочетании с современными подходами к оценке достижений студентов индивидуально
ориентированный учебный процесс – одно из важнейших условий перехода вузов к
новому качеству образования. Впервые кредит-система ( в российском варианте –
система зачетных единиц) была введена в Гарвадском университете в 1950-х гг.,
затем в США и по всему миру.
14.35.17 Студенческие организации в высшей
профессиональной школе
Н/19246
99. Дорохина Р. В. Студенческие братства в Йеле / Р. В.
Дорохина //
В мире науч. открытий. Сер. "Проблемы науки и образования". – 2011. –
№ 2.1 (14). – С. 439–445. – Библиогр.: 5 назв.
Рассказывается о возникновении тайных обществ и студенческих
братств в Америке. Их влияние на политическую, экономическую и социальную
жизнь общества. О том, что многие политические деятели, видные ученые, банкиры
и крупные монополисты начинали свою карьеру со студенческих корпораций,
основанных в престижнейших вузах США, просто называющих себя Лигой плюща.
У 4066
100. Мы сами // NewScientist. – 2011. – № 9. – С. 22–25.
Готовы ли российские студенты бороться за свои права? Для чего
нужны органы студенческого самоуправления, способны ли они влиять на вузовскую
администрацию и в целом – на происходящие в высшей школе изменения? Эти
вопросы стали ключевыми на молодежной школе-конференции "Роль и место
студенческих организаций в процессе модернизации высшего профессионального
образования" летом 2011 г. в МИФИ.
14.91 Народное образование и педагогика в
отдельных странах
Р 3534
101. Крулл В. Стимулирование конкуренции и креативности в
сфере высшего образования Германии и
Европы / В. Крулл // Вопр. образования. – 2011. – № 2. – С. 151–162.
Рассмотрены некоторые из самых значительных сдвигов в выработке
политических решений, финансировании и управлении высшим образованием и
научными разработками в Германии и ЕС, а также вызовы, обусловливающие
политику приема в вузы, управленческие процессы и институциональные формы
научно-исследовательских структур. Обсуждаются вопросы относительно быстрого
изменения способов взаимодействия между государством и частным сектором в
сфере высшего образования, научных исследований и технологических инноваций.
|