12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.11 Современное
состояние и перспективы
развития науковедения
Р 16
17. Левин В. И. Наука в России: что дальше / В. И. Левин
// Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 10. – С. 79–84. – Библиогр.: 3
назв.
Проблемы науки в России: утечка мозгов, коррупция, существенное
снижение объемов финансирования, формальность "Сколково" (никто из
ведущих мировых ученых не согласился участвовать в проекте, серьезные
отечественные ученые отнеслись к нему с большим недоверием). Делается вывод:
если ничего не делать, не развивать фундаментальную науку, России суждено и
дальше развиваться "по инерции", что может привести страну в будущем к
распаду, а потом и к исчезновению с карты мира. Ибо противоестественно, когда
страна, владеющая 33 % природных ресурсов мира, производит лишь 1 % мирового
валового продукта.
У 2495
18. Свиридов А. П. Об эффективности науки и ее
взаимосвязи с производством / А. П. Свиридов // Вестн. ун-та. – 2011. – № 3. –
С. 143–147. – Библиогр.: 12 назв.
Рассмотрены место и роль науки в социально-экономической
системе, проанализированы проблемы, стоящие перед современной российской
наукой и даны некоторые рекомендации. Отмечено плачевное состояние российской
науки и сделаны выводы, что если не принять экстренные меры, то науку придется
восстанавливать едва ли не заново, а для восстановления понадобится очень
много ресурсов и времени. Наука та отрасль, где каждый год промедления в
будущем отразится большими затратами.
12.01.73 Статистика науки
У 3376
19. Бельских И. Е. Российский индекс научного цитирования
как фактор роста качества национального управления в России / И. Е. Бельских
// Нац. интересы: приоритеты и
безопасность. – 2011. – № 37(130). – С. 9–12. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются недостатки практики существующего кадрового
обновления региональных элит. На основе анализа потенциала данных российского
индекса научного цитирования (РИНЦ) предлагается расширить функции данного
публичного научного института для использования роста качества принимаемых
управленцами решений. В частности, предложен механизм квотирования мест в
региональных партийных списках для ученых. Российский индекс научного
цитирования – будущий инструмент государственной кадровой политики.
Р 16
20. Идрисов А. А. Размышления о современных условиях
публикации научных исследований / А. А. Идрисов // Alma mater: вестн. высш. шк.
– 2011. – № 10. – С. 74–78. – Библиогр.: 1 назв.
Рассматривается импакт-фактор как показатель результативности
ученого. Раскрывается содержание и анализируются различные аспекты этого
фактора, а также даны рекомендации исследователям, как повысить шансы на
публикацию и цитирование работы в ведущих рецензируемых зарубежных журналах.
У 4079
21. Индекс научного цитирования Web of Science / ред.
В. В. Панкрашин // Наука и технологии трубопровод. транспорта нефти и
нефтепродуктов. – 2011. – № 3. – С. 102–104. – Библиогр.: 2 назв.
Приводится информационный обзор крупнейшей в мире международной
реферативной базы научных публикаций (создание индекса научного цитирования,
методика расчета, отбор изданий).
У 4079
22. Разумова И. К. Государственные проекты
информационного обеспечения научной и образовательной деятельности. Динамика
публикационной активности российских ученых / И. К. Разумова // Наука и
технологии трубопровод. транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2011. – № 3. –
С. 105–109. – Библиогр.: 8 назв.
Рассмотрены основные результаты работ по развитию системы
информационного обеспечения российской науки и образования, выполненные по
государственным контрактам в рамках федеральных целевых программ (ФЦП) в
2008–2010 гг. Проведена оценка уровня финансирования проектов в сопоставлении
с данными по другим странам. Рассмотрено состояние обеспеченности российского
научного и образовательного процессов в рамках пяти заявленных приоритетных
направлений развития научно-технологического комплекса России и шести областей
нанонауки. Сравниваются данные 2007 и 2010 гг. Отмечена высокая
востребованность предоставленных в рамках госконтрактов ресурсов.
Проанализирована временная динамика российского публикационного потока,
отмечен рост числа российских публикаций.
См. также № 78.
12.01.79 Кадры науковедов
См. № 42.
12.41 Организация науки. Политика в области
науки
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность
в высшей школе
Д9-11/83088
23. Вайнштейн М. З. Основы научных исследований: учеб.
пособие / М. З. Вайнштейн, В. М. Вайнштейн, О. В. Кононова; Мар. гос. техн.
ун-т. – Йошкар-Ола, 2011. – 215 с.: ил. – Библиогр.: 10 назв. – ISBN
978-5-8158-0876-8.
Кратко представлены основные формы научной деятельности,
включающие выбор направления научного исследования, поиск, накопление и
обработку научной информации. Изложены рекомендации по оформлению результатов
научной работы и внедрению их в производство.
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение
научных достижений
Д9-12/82118
24. Воронина Л. А. Научно-инновационные сети в России:
опыт, проблемы, перспективы / Л. А.
Воронина, С. В. Ратнер. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 253 с.: ил. – (Научная
мысль). – (Электронно-библиотечная система). – Библиогр.: 316 назв. – ISBN
978-5-16-004176-6.
Исследованы особенности, проблемы и тенденции развития
глобальной среды генерации знаний в условиях постиндустриального общества,
обобщен зарубежный и российский опыт развития существующих прототипов
научно-инновационных сетей, выявлены возможности его адаптации к условиям
формирования национальной инновационной системы. Определены способы сохранения
и развития конкурентной среды при сетевой организации инновационной
деятельности и меры, позволяющие минимизировать антиконкурентные эффекты.
Сформированы методические подходы к финансовому обеспечению
научно-инновационной сети на базе государственно-частного партнерства.
У 3376
25. Гречко М. В. Университет
инновационно-предпринимательского типа как автономная социально-экономическая
система / М. В. Гречко // Нац. интересы:
приоритеты и безопасность. – 2011. – № 37 (130). – С. 13–23. – Библиогр.:
11 назв.
Изложены результаты исследования сущности и моделей формирования
образовательных учреждений инновационно-предпринимательского типа. Выявлено,
что современный университет инновационно-предпринимательского типа является
наиболее конкурентной формой организации учебной, научной и
предпринимательской деятельности в информационном обществе и экономике знаний.
Представлены схемы: влияние экономики знаний на структуру современного
образовательного учреждения; процесс разработки миссии и предпринимательской
стратегии образовательного учреждения; компоненты управления университетом
инновационно-предпринимательского типа.
У 2495
26. Зайцева Е. В. Место и роль государственно-частного
партнерства в сфере образования / Е. В. Зайцева // Вестн. ун-та. – 2011. – №
3. –
С. 118–121. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматривается предположительное решение проблемы нехватки
высококвалифицированных специалистов в российской экономике. Ключевая роль в
реализации ГЧП отводится вузам.
У 2495
27. Курило А. К. Государственное регулирование
взаимодействия науки, образования и бизнеса (на примере создания
инновационного центра "Сколково" / А. К. Курило // Вестн. ун-та. –
2011. – № 3. – С. 114–118. – Библиогр.: 3 назв.
Представлены: структура управления инноградом в Сколково;
принцип и инфраструктура взаимодействия Университета Сколково с
образовательными учреждениями, научными организациями и бизнес-структурами.
Отмечены огромное государственное финансирование проекта "Сколково",
беспрецедентные налоговые льготы и таможенные преференции.
Д9-11/83011
28. Курылев А. С. Непрерывная практико-ориентированная
подготовка кадров инновационных предприятий / А. С. Курылев // Инновации на
основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ.
конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). –
М., 2011. – С. 129–132. – Библиогр.: 3 назв.
Представлен инновационный опыт технического университета по
взаимодействию с высокотехнологичными предприятиями.
Д9-11/80815
29. Сурков Р. В. Консорциум как условие повышения темпов
инновационного развития высшего профессионального образования на примере
Ульяновской области / Р. В. Сурков // Проблемы и перспективы развития
образования в России : сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф., 28
июня 2011 г. / Центр развития науч.
сотрудничества. – Новосибирск, 2011. – С. 385–390.
Освещается активизация научно-исследовательского и
инновационного потенциала вузов Ульяновской области, а также развитие
кооперации вузов и производства с учетом отечественного и зарубежного опыта,
особенности объединения вузов в консорциумы.
У 2837
30. Тарасенко В. В. Роль образования в агломерации
территориальных кластеров / В. В. Тарасенко // Высш. образование сегодня. –
2011. – № 9. – С. 35–37. – Библиогр.: 7 назв.
Освещается проблема коэволюции институтов образования и
территориальных кластеров. Дается представление о "реактивной" и "проактивной"
стратегиях образовательных институтов в развитии кластеров.
См. также № 7, 10, 86.
12.75 Экономика науки
12.75.21 Финансирование науки
См. № 5.
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка
деятельности научных кадров. Аттестация
У 2880
31. Губарьков С. В. Моделирование организационного
механизма и рейтинговой методики оценки эффективности деятельности
преподавательского состава университетского комплекса / С. В. Губарьков //
Проблемы соврем. экономики. – 2011. – № 2 (38). – С. 350–353. – Библиогр.:
8 назв.
Изложены подходы к формированию сбалансированной организационной
структуры управления университетским комплексом и универсальной рейтинговой
методики для оценки эффективности деятельности преподавательского состава.
Рассматривается деятельность стандартного УНИК (учебно-научно-инновационного
центра), в частности, Тихоокеанского УНИК.
У 2837
32. Гуськова М. В. Аттестация студентов на основе новых
стандартов профессионального образования / М. В. Гуськова // Высш. образование
сегодня. – 2011. – № 8. – С. 10–12. – Библиогр.: 4 назв.
Обосновывается необходимость инновационной перестройки
сложившейся системы аттестации. Предлагается решение этой задачи с применением
эвалюации, предусматривающее установление стандартов качества процесса и
результатов аттестации, высокую надежность и валидность ее данных.
Д9-11/80815
33. Красиков И. А. Автоматизированная проверка курсовых
работ по дисциплине базы данных / И. А. Красиков // Проблемы и перспективы
развития образования в России : сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф.,
28 июня 2011 г. / Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2011. –
С. 97–102. – Библиогр.: 3 назв.
Обсуждаются цели и задачи, возникающие перед преподавателем,
проверяющим курсовые работы по дисциплине "Базы данных" и связанные с их
достижением проблемы. Предлагается автоматизированная система проверки
курсовых работ, описывается механизм работы проектируемой автоматизированной
системы.
Д9-11/80815
34. Лазарев Г. А. Использование современных
информационных технологий в вузе / Г. А. Лазарев, А. Г. Коротаевский //
Проблемы и перспективы развития образования в России : сб. материалов X
Междунар. науч.-практ. конф., 28 июня 2011 г. / Центр развития науч.
сотрудничества. – Новосибирск, 2011. – С. 103–110. – Библиогр.: 5 назв.
Приводится пример использования информационных технологий в
проведении рейтинговой оценки успеваемости студентов в вузе.
Д9-11/82097
35. Львович Я. Е. Основы построения искусственных
нейронных сетей (ИНС) в образовании для определения уровня и контроля качества
знаний студентов в условиях их рейтинговой оценки / Я. Е. Львович, В. В.
Ряскова // Интеллектуал. информ. системы : тр. Всерос. конф., 22–23 июня 2011
г. / РАЕН им. В. И. Вернадского, ФГБОУ ВПО "Воронеж. гос. техн. ун-т", МГТУ
им. Н. Э. Баумана, С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т и др. – Воронеж, 2011. –
С. 226–230.
Делается вывод, что 5-балльная система давно себя
дискредитировала. Раскрываются положительные стороны рейтинговой системы:
объективность оценки, усиление конкуренции, дифференцированный подход к
обучению, стимулирование деятельности и др.
Д9-11/83031
36. Мороз Л. С. Использование компьютерных технологий для
тестового контроля знаний студентов / Л. С. Мороз, Т. В. Кишкурно, Т. П.
Брусенцова // Актуал. проблемы преподавания информ. и естественнонауч.
дисциплин : материалы V Всерос. науч.-метод. конф. / Костром. гос. ун-т им. Н.
А. Некрасова. – Кострома, 2011. – С. 155–159. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматривается контроль знаний средствами компьютерного
тестирования в Белорусском государственном технологическом университете. Для
создания тестов и проведения компьютерного тестирования используется
программное средство Wondershare QuizCreator.
Д9-11/80723
37. Щербаков В. В. Компьютерные тесты: разработка и
апробация: учеб. пособие / В. В. Щербаков, Ю. И. Капустин; Рос. хим.-технол.
ун-т
им. Д. И. Менделеева. – М., 2011. – 164 с.: ил. – Библиогр.: 53 назв. – ISBN
978-5-7237-0884-6.
Компьютерное тестирование как основа создания независимой
системы оценки качества образования. Основные типы тестовых заданий. Системы
обучающего и контролирующего компьютерного тестирования. Система адаптивного
компьютерного тестирования АСТ-Тест. HTML-сценарий обучающего теста.
|