Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №12 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.39 Наука управления экономикой
06.39.41 Теории менеджмента
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.45 Экономика образования
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.12 Организация и управление. Планирование на предприятии
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

10 Государство и право. Юридические науки
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.35 Имущественные и неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений и их охрана
10.35.91 Патентное право и право промышленной собственности отдельных стран
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав
10.77 Уголовное право
10.77.51 Отдельные виды преступлений

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.11 Современное состояние и перспективы развития науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.01.79 Кадры науковедов
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.75 Экономика науки
12.75.21 Финансирование науки
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.91 Библиотечное дело в отдельных странах

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.15.25 Непрерывное (перманентное) образование
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.35.17 Студенческие организации в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.45 Преподавание информатики
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.17 Документальные источники информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.19 Аннотирование и реферирование
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.17 Информационные потребности и запросы
20.51.19 Виды информационного обслуживания

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.39 Интеллектуальные базы знаний

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.29 Информационная деятельность
50.01.33 Терминология. Справочная литература. Учебная литература
50.01.80 Правовые вопросы
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.21 Системы управления базами данных (СУБД)
50.49 Автоматизированные системы организационного управления
50.49.37 Автоматизированные системы управления предприятиями и организациями

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.79 Кадры
81.79.03 Подбор и расстановка кадров. Аттестация кадров
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

82 Организация и управление
82.13 Государственное и административное управление
82.13.13 Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. Документоведение
82.17 Социальное управление
82.17.25 Управление персоналом
82.33 Стратегический менеджмент. Стратегическое планирование

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.07 Патентование и патентная политика

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14 Народное образование. Педагогика

14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11 Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики

Р 3545

39. Болгова Е. В. Индустрия знаний / Е. В. Болгова // Креатив. экономика. – 2011. – № 10. – С. 68–73. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются проблемы совершенствования системы высшего образования в контексте экономического роста. Статистические показатели демонстрируют низкую эффективность российского образования через призму инновационного развития и позволяют обосновать направления преодоления данной ситуации. На примере Самарской области, обладающей развитым университетским сектором и мощным производственным потенциалом, представлены результаты рейтингового анализа продукта и эффективности экономической роли научно-образовательного каркаса региона в условиях стабильной (бескризисной) экономики.

У 2837

40. Гуськова М. В. Эвалюация процесса и результатов внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в практику высшего профессионального образования / М. В. Гуськова // Высш. образование сегодня. – 2011. – № 9. – С. 10–13. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются общие проблемы освоения вузами федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требующие обращения к аппарату эвалюации. Вводятся новые принципы, необходимые для эффективной организации учебного процесса в условиях компетентностного подхода к трактовке качества результатов образования. Приводятся современное понимание эвалюации в образовании и наиболее типичные этапы действий по её осуществлению.

Д9-11/83011

41. Елисеева Е. В. О формировании креативной информационно-образовательной среды современного вуза / Е. В. Елисеева // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 94–96.

Креативное образование является альтернативой образованию репродуктивному, исполнительскому. Оно ориентировано на развитие творческих способностей человека и закрепление в его сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности. Описан опыт Брянского государственного университета по формированию креативной информационной образовательной среды (КИОС) на базе использования современных информационных и интернет-технологий, созданных коллекций цифровых образовательных ресурсов, разработанных проблемно-ориентированных информационных систем с развитым веб-интерфейсом по проблемам экологии, биологии, технологии и др.

У 3409

42. Инновационные подходы к подготовке научных кадров в высшей школе / Б. И. Бедный [и др.] // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 3 (73). – С. 50–54. – Библиогр.: 14 назв.

Рассматриваются содержательные и организационные инновации в подготовке научных кадров, осуществляемые в европейских университетах в рамках Болонского процесса. Обсуждаются опыт и перспективы развития структурированных аспирантских программ в российских вузах.

Р 3100

43. Поспелов В. К. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки / В. К. Поспелов, Н. Н. Комиссарова // Высш. образование в России. – 2011. – № 10–11. – С. 3–11. – Библиогр.: 5 назв.

Отмечается необходимость различать методику формирования компетенций и методику проверки качества сформированных компетенций. Показаны различия в подходах к формированию компетенций в группе направлений "Экономика и управление". Дается обоснование введения триместровой системы организации учебного процесса в бакалавриате и модульной системы в магистратуре в целях более эффективного использования учебного времени. Отмечаются особенности организации самостоятельной работы студентов и качественное изменение роли преподавателей в учебном процессе.

У 3409

44. Стронгин Р. Г. Национальный исследовательский университет: роль интеграции / Р. Г. Стронгин, Е. В. Чупрунов // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 3 (73). – С. 19–28. – Библиогр.: 29 назв.

Рассматриваются роль и формы внутривузовских взаимодействий и интеграции с организациями-партнерами в реализации программ развития национального исследовательского университета. Отмечается формирование многочисленных неструктурных объединений – научно-образова­тельных центров, которые являются проектами (и проектами проектов) вуза, что ведет к необходимости развития культуры проектного управления.

Р 16

45. Фурс М. В. Интерактивные формы обучения – средство повышения уровня профессиональной подготовки студентов / М. В. Фурс // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 10. – С. 29–33. – Библиогр.: 5 назв.

Представлен обзор современных методов обучения студентов с включением в осваиваемую деятельность интерактивных методов. Приведены примеры применения этих методов за рубежом. Выяснены факторы, сдерживающие применение этих методов преподавателями российских вузов. Отмечается, что современные методы обучения должны быть направлены на подготовку специалиста, который, помимо определенных профессиональных знаний и умений, уверенно владеет аналитическим мышлением, навыками, эрудицией, умением находить выход из сложных ситуаций и многими другими интеллектуальными качествами.

Д9-11/82064

46. Шендерова С. В. Институциональный механизм многоуровневого высшего образования в Российской Федерации: формирование и развитие / С. В. Шендерова; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб., 2011. – 211 с.: ил. – Библиогр.: 124 назв. – ISBN 978-5-7310-2683-3.

Формирование основных компонент институционального механизма многоуровневой системы квалификации Европейского пространства высшего образования. Бенчмаркинг на основе международных рейтингов: возможности для российских вузов. Формирование группы университетов-лидеров в ходе реструктуризации российской высшей школы. Коммерциализация высшего образования в ведущих университетах России. Академическая политика ведущих российских университетов как показатель внедрения многоуровневых квалификаций. Источники и структура доходов ведущих мировых и российских университетов.

14.01.75 Экономика, организация, управление,
планирование и прогнозирование образования

Д9-11/83011

47. Бубарева О. А. Расчет себестоимости образовательных услуг вуза / О. А. Бубарева, Ф. А. Попов // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт.
2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. –
С. 138–140. – Библиогр.: 2 назв.

Описана информационная система расчета себестоимости образовательной услуги, особенностью которой является возможность составления алгоритма расчета без изменений в ее программном коде.

Ж2-11/51641

48. Волкогон В. А. Проектирование основных профессиональных образовательных программ на основе ФГОС СПО: пособие для разработчиков основных проф. образоват. программ на основе Федер. гос. образоват. стандартов сред. проф. образования, методистов, пед. работников образоват. учреждений / В. А. Волкогон, С. А. Ревин; Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота. – Калининград, 2011. – 327 с.: ил. – ISBN 978-5-7481-0246-9.

Представлена сущность обучения, основанного на компетенциях. Приведены рекомендации по организации деятельности преподавателя профессионального образовательного учреждения в системе менеджмента качества и проектирования основных профессиональных образовательных программ.

У 2495

49. Гатауллин Т. М. Стратегические задачи высшей школы России /
Т. М. Гатауллин // Вестн. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 100–103. – Библиогр.:
2 назв.

Рассматривается преобразование российских вузов в электронные вузы. Затронута проблема плагиата (студенты, знакомые с Интернетом легко "скачивают" оттуда рефераты практически на любую тему). МГУ принял решение отчислять студентов за плагиат в написании курсовых, дипломных работ и т.д. Отмечается, что увеличение добавочных трудностей у преподавателей вместе с постоянством их зарплаты может вызвать отток преподавателей в другие места работы. Утверждается, что Россия должна стать образовательным центром СНГ.

Р 3100

50. Глухова А. Ю. Реализация принципов менеджмента качества /
А. Ю. Глухова, С. В. Щеблева // Высш. образование в России. – 2011. –
№ 10–11. – С. 77–83. – Библиогр.: 2 назв.

Описан опыт формирования и реализации системы менеджмента качества университета на основе требований МС ИСО 9001.

У 2880

51. Козырьков Р. В. Специфика экономических отношений на рынке образовательных услуг / Р. В. Козырьков // Проблемы соврем. экономики. – 2011. – № 2 (38). – С. 361–364. – Библиогр.: 18 назв.

Проведен анализ образования, дана характеристика образовательной услуги как товара, а также отражена конкуренция на рынке образовательных услуг.

Д9-12/82080

52. Кузьмина Е. Е. Маркетинг образовательных услуг: учеб. пособие для магистров / Е. Е. Кузьмина. – М.: Юрайт, 2012. – 330 с. – (Магистр). – Библиогр.: 54 назв. – ISBN 978-5-9916-1543-3.

Маркетинг в высшей школе; маркетинговая среда вуза; рынок образовательных услуг; конкуренция на рынке образовательных услуг; организация проведения маркетинговых исследований; формирование ценовой политики вуза; формирование комплекса маркетинговых коммуникаций вуза.

Д9-11/83011

53. Маркелова Е. В. Оценка эффективности маркетинговой политики вуза в России и за рубежом / Е. В. Маркелова // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 119–121. – Библиогр.: 4 назв.

Маркетинговые модель и политика вуза, зарубежный опыт.

У 2880

54. Мудрова Е. Б. Учет внеучебных затрат подготовки аспиранта /
Е. Б. Мудрова // Проблемы соврем. экономики. – 2011. – № 2 (38). – С. 354–358. – Библиогр.: 3 назв.

Предложена методика расчета двух составляющих стоимости подготовки аспиранта: затрат, связанных с обеспечением условий выполнения научной части программы обучения в аспирантуре по определенной научной специальности, и затрат, поддерживающих социальные условия жизни аспиранта во время учебы. Рассмотрены нюансы отнесения затрат на статьи расходов применяемой бюджетной классификации.

Д9-11/83011

55. Оболяева Н. М. Система сбалансированных показателей как элемент стратегического управления вузом / Н. М. Оболяева // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 156–164. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются особенности применения системы сбалансированных показателей в управлении вузом. Раскрыта взаимосвязь ключевых процессов в вузе с нефинансовыми показателями, представлена классификация ключевых показателей эффективности деятельности вуза.

У 3409

56. Судаков И. А. Инновации в системе менеджмента качества классического университета / И. А. Судаков, Т. И. Гречухина // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 3 (73). – С. 62–67. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрена особая роль классических университетов в формировании стандартов для инновационной системы менеджмента качества образования. Показана методология процессного подхода и инноваций для системы менеджмента качества классического университета. Отмечена ведущая роль процесса "Инновации".

М/66808 № 2 а

57. Сюбарева И. Ф. Право собственности негосударственных образовательных учреждений / И. Ф. Сюбарева // "Татищев. чтения: актуал. проблемы науки и практики" : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., 14–17 апр. 2011 г. Ч. 2 а / Волж. ун-т им. В. Н. Татищева. – Тольятти, 2011. – С. 107–114. – Библиогр.: 7 назв.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ): платные услуги; различие с государственными образовательными учреждениями; аккредитация и получение прибыли; финансирование НОУ; возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием.

Д9-11/83011

58. Шикульский М. И. Автоматизированное управление аудитами СМК в высших учебных заведениях / М. И. Шикульский, Д. К. Каральева // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 479–481. – Библиогр.: 5 назв.

Раскрыты сущность, функции и задачи проводимого исследования в области аудитов Систем Менеджмента Качества; рассмотрены основные понятия по аудиту качества; проведен анализ информационных систем, применяемых в области аудита; обоснована необходимость создания новой системы для управления аудитами в вузах и определены основные требования к такой системе.

См. также № 16, 26, 81.

14.01.79 Кадры образования

Р 3100

59. Пугач В. Ф. Трудоустройство выпускников российских вузов (статистико-социологический анализ) / В. Ф. Пугач, Е. А. Федорова // Высш. образование в России. – 2011. – № 10–11. – С. 136–146. – Библиогр.: 7 назв.

Дается анализ распределения выпускников по видам занятий после окончания вуза; выделяются тенденции в динамике различных показателей трудоустройства, масштабов безработицы среди выпускников; сравниваются реальные и нормативные показатели, содержащиеся в российских государственных документах по образованию; выделяются особенности федеральных округов по трудоустройству выпускников.

См. также № 63.

14.01.80 Правовые вопросы в системе образования

Ж2-11/51473

60. Звонарев М. И. Использование библиотечно-информационной сети университета в решении проблем охраны промышленной собственности его научно-образовательного комплекса / М. И. Звонарев, Т. Б. Звонарева // Изобретатели и инновац. политика России : материалы Всерос. форума, 19–20 нояб. 2010 г. / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. – СПб., 2011. – С. 337–341.

Представлена деятельность подразделений патентной службы ДВГТУ. Отдел имеет платный доступ к удаленным БД ФИПС, Российскому сегменту интернет-сервиса Espenet и БД Questel Patent французской компании Questel: свыше 50 миллионов документов 80 стран и международных патентных ведомств http://www.qpat.com.

Ж2-11/51473

61. Звонарев М. И. Проблемы охраны интеллектуальной собственности и учебный процесс / М. И. Звонарев, Р. Х. Ким // Изобретатели и инновац. политика России : материалы Всерос. форума, 19–20 нояб. 2010 г. /
С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. – СПб., 2011. – С. 335–337.

Отмечается, что главная задача по охране ОИС вуза – обеспечение высокого уровня результатов научно-исследовательской работы (их конкурентоспособности на мировом рынке) и их коммерческой привлекательности в глазах потенциальных инвесторов или промышленности (с позиции защищенности инвестиций на этапе доведения результатов вузовской НИР до товара).

У 3409

62. Яныкина Н. О. Стратегическое управление интеллектуальной собственностью: специфика научно-образовательного комплекса / Н. О. Яныкина // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 3 (73). – С. 37–44. – Библиогр.: 11 назв.

Предложена концепция стратегического управления интеллектуальной собственностью научно-образовательного комплекса, основанная на характеристике деятельности университета в области трансфера технологий. Трансфер технологий понимается как одновременно коммерческое и общественно значимое направление, ориентированное на удовлетворение потребностей общества в знании, с обязательным соблюдением баланса экономических интересов процессов трансфера технологий. Выделены ключевые аспекты интеллектуальной собственности как объекта стратегического управления. Представлены результаты анализа способов правовой охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Приведены ключевые факторы принятия решений при выборе правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности научно-образовательного комплекса университета.

См. также № 15

14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании

Н/18026

63. Автоматизированная система формирования и управления кадровым резервом университета / Н. Н. Горлушкина [и др.] // Науч.-техн. вестн. С.-Петерб. гос. ун-та информ. технологий, механики и оптики. – 2011 . – Вып. 5 (75). – С. 139–144. – Библиогр.: 5 назв.

Предложена автоматизированная система формирования и управления кадровым резервом Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. Обоснована необходимость такой системы. Рассмотрен ее функционал, который направлен на учет кадрового резерва. Система позволяет вести учет и планирование кадрового резерва университета с мониторингом личных достижений соискателей.

Д9-11/83011

64. Автоматизированные самоорганизующиеся негоэнтропийные образовательные системы (АСНОС) / Ю. Н. Костин [и др.] // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 81–84. – Библиогр.: 3 назв.

АСНОС позволяют обновлять быстро устаревающую учебно-научно-производственную информацию, существенно понижать энтропию информационно-образовательных сред вузов, результативно бороться с инфляцией знаний и непрерывно повышать уровень образованности, компетентности, профессиональной и общей культуры обучающихся. В основе АСНОС лежат принципы конвергенции нано-, био-, инфо- и когно- (НБИК) технологий в информационно-образовательных средах вузов. Для ускорения проектирования, разработки, внедрения и использования АСНОС целесообразно использовать опыт деятельности Европейской ассоциации университетов – ЕАУДО (www/eadtu./nl).

Д9-11/83011

65. Автоматизированный лабораторный комплекс с удаленным доступом / А. В. Берилов [и др.] // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 92–94. – Библиогр.: 1 назв.

Автоматизированный лабораторный комплекс может устанавливаться в учебных заведениях и, используя средства современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет обеспечить удаленный доступ к автоматизированному лабораторному оборудованию практически неограниченному числу учащихся.

Р 3565

66. Анализ перспектив использования технологий виртуальной реальности в дистанционном обучении / Я. Г. Подкосова [и др.] // Вопр. соврем. науки и практики. Ун-т им. В. И. Вернадского. – 2011. – № 2 (33). –
С. 104–111. – Библиогр.: 14 назв.

Проанализированы возможности использования технологий виртуальной реальности и интерактивной 3D-визуализации в дистанционном обучении. Принимая во внимание преимущества использования технологий виртуальной реальности в обучении и новые возможности миварных технологий накопления и обработки информации, представляется необходимым развивать данные технологии в России. ФГУП "Научно-исследовательский институт радио" (НИИР), обладая комплексом технических устройств иммерсивной виртуальной реальности I-Space 3D, может служить базой для дистанционного обучения студентов.

Д9-11/83011

67. Егоркина Е. Б. Опыт организации дистанционного обучения в ГОУ МГИУ [Моск. гос. индустриал. ун-т] / Е. Б. Егоркина, Н. Н. Иванова // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 90–92.

Рассматривается электронная система дистанционного обучения (ЭСДО) в Московском государственном индустриальном университете. Используются LMS-системы, СУБД Oracle, LMS Moodle. Разработано два вида виртуальных практикумов: экспериментальная работа и расчетная работа.

М/66383/5

68. Интернет-технологии на базе LMS MOODLE в компетентностно-ориентированном образовании: учеб.-метод. пособие / А. В. Кирьякова
[и др.]. – Оренбург: ООО "НикОс", 2011. – 117 с.: ил. – (Аксиол. ресурс
развития унив. образования; № 5). – Библиогр.: 60 назв. – ISBN 978-5-4417-0003-0.

Рассмотрены возможности реализации системы управления обучением Moodle в современном образовательном процессе. Представлены средства организации самостоятельной учебной деятельности студентов и методика работы с ними. Описана модель проектирования учебного курса в электронной обучающей среде Moodle.

Н/18026

69. Калачев Н. В. Вопросы дистанционного преподавания естественнонаучных дисциплин на факультете открытого образования / Н. В. Калачев, А. Н. Ланских // Науч.-техн. вестн. С.-Петерб. гос. ун-та информ. технологий, механики и оптики. – 2011 . – Вып. 5 (75). – С. 135–139. – Библиогр.: 9 назв.

Описаны методы дистанционного преподавания на факультете открытого образования Финансового университета при Правительстве РФ, приведено описание образовательного портала, обобщен опыт работы со студентами заочного и дистанционного отделений.

У 2837

70. Критерии эффективности подготовки специалистов к коммерциализации высоких технологий на базе сетевой инфраструктуры /
А. В. Жуков [и др.] // Высш. образование сегодня. – 2011. – № 9. – С. 18–21. – Библиогр.: 5 назв.

Освещается проблематика дополнительного образования специалистов в области коммерциализации наукоемких технологий на базе сетевой инфраструктуры. Раскрываются общие педагогические, экономические и социальные показатели эффективности дистанционного обучения и частные критерии готовности специалистов к коммерциализации инноваций.

Р 3100

71. Кухаренко В. Н. Инновации в e-Learning: массовый открытый дистанционный курс / В. Н. Кухаренко // Высш. образование в России. – 2011. – № 10–11. – С. 93–99. – Библиогр.: 10 назв.

Описаны основные особенности массовых открытых дистанционных курсов (открытость, самоконтроль, сотрудничество), которые получили распространение в Канаде и США в последние три года. В таких курсах обучаются от 500 до 2500 студентов со всего мира. Приведены результаты пилотного обучения слушателей СНГ в открытом дистанционном курсе "Стратегия развития дистанционного обучения в корпорации".

У 3116

72. Кучепатова Л. Г. Развитие дистанционного образования в высшей школе / Л. Г. Кучепатова, А. В. Хазраткулова // Вестн. Ульян. гос. техн. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 4–8.

Раскрываются характеристики и модели дистанционного обучения.

Р 3545

73. Лебедева Н. А. И лекция в чате, и семинар в блоге / Н. А. Лебедева // Креатив. экономика. – 2011. – № 10. – С. 117–123. – Библиогр.: 5 назв.

Анализируются проблемы коммуникационного взаимодействия в высшей школе в контексте возможных способов их разрешения. Обосновано использование интернет-технологий для повышения эффективности взаимодействия субъектов образовательного процесса. Рассмотрена система организации социальной инновационно-образовательной сети и ее воздействия на непосредственных участников коммуникационного процесса в высшей школе.

Р 16

74. Нуриев Н. К. Цифровая модель деятельностного потенциала инженера / Н. К. Нуриев, С. Д. Старыгина // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 10. – С. 49–55. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрен интеллект как средство и инструмент деятельностного потенциала будущего инженера. Определен состав, структура и метрики параметров, характеризующих интеллектуально-деятельный потенциал инженера с представлением его в цифровом формате при организации высокоэффективного дистанционного обучения.

У 1465

75. Разработка информационно-образовательных ресурсов для дистанционного обучения / Е. А. Василенко [и др.] // Информ. ресурсы России. – 2011. – № 5 (123). – С. 39–41. – Библиогр.: 5 назв.

Проанализированы существующие открытые объектно-ориенти­рован­ные системы, которые можно использовать в качестве среды для размещения информационно-образовательных ресурсов для дистанционного обучения (OpenSource LMS: ATutor, Claroline, Dokeos, Sakai, Moodle). Обо­снована необходимость использования модульной объектно-ориенти­рованной среды Moodle в качестве среды учебного портала РХТУ
им. Д. И. Менделеева. Рассмотрены возможности Moodle для разработки иформационно-образовательных ресурсов и созданы обучающие материалы: электронный учебник со встроенной системой самоконтроля, материалы для семинарских и практических занятий, тесты для итогового контроля уровня знаний обучаемого, а также элементы системы управления учебным процессом и др.

Р 3554

76. Финогеев А. Г. Структура электронной образовательной среды с использованием гетерогенных сетей для доступа к информационным ресурсам / А. Г. Финогеев, В. А. Маслов, А. А. Финогеев // Изв. высш. учеб. заведений. Поволж. регион. Техн. науки. – 2011. – № 1 (17). – С. 106–115. – Библиогр.: 13 назв.

Описывается создание экспериментальной информационной среды кафедры университета для поддержки мониторинга различных систем и служб, а также информационной поддержки студентов и преподавателей. Рассматриваются вопросы организации "повсеместного" доступа на базе гетерогенных беспроводных сетей (на базе технологий WiFi, Bluetooth, Zigbee), а также идентификации, локализации и позиционирования пользователей системы. Приводятся описание построенной информационной среды и достигнутые результаты.

Д9-11/83011

77. Чудинов И. Л. Об особой роли документов в реализации единой информационной среды вуза / И. Л. Чудинов, А. А. Цибульников // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 64–65.

Рассмотрен объектный подход к учету и использованию электронных документов в реализации единой информационной среды вуза, приведены результаты применения подхода в Томском политехническом университете.

14.15 Система образования

14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений

У 2495

78. Варшавский А. Е. Проблемы объективности международных рейтингов университетов / А. Е. Варшавский, Т. А. Комкина // Вестн. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 103–111. – Библиогр.: 5 назв.

Проведен анализ данных двух основных международных рейтингов вузов (THE-QS и ARWU). Рассмотрены факторы, используемые в рейтингах. Сделана попытка корректирования мест, занимаемых двумя ведущими университетами России. Исследование корреляционной связи между важнейшими факторами выявило проблематичность использования показателя цитируемости в рейтингах.

14.15.25 Непрерывное (перманентное) образование

Д9-11/83011

79. Радионова Л. К. Образовательная программа профессиональной переподготовки "Финансовый и информационный менеджмент в энергетике" как компонент системы непрерывного образования / Л. К. Радионова // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 168–170. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается программа профессиональной переподготовки в свете проекта системы непрерывного образования, требований ФГОС и анализа спроса на IT-специалистов.

14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01 Общие вопросы

У 3409

80. Гринкруг Л. С. Обновление образовательной системы вуза: модель взаимодействия с внешней средой / Л. С. Гринкруг, В. С. Василенко // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 3 (73). – С. 29–36. – Библиогр.: 11 назв.

Обоснована необходимость обновления образовательной системы вуза для повышения эффективности его взаимодействия с субъектами хозяйственной деятельности и органами власти в регионе. Представлен анализ различных подходов к управлению взаимодействием вуза с внешней средой. Предложены принципы функционирования, структурная схема и формализованная модель системы взаимодействия "рынок образовательных услуг – вуз – рынок профессионального труда – работодатели".

Д9-11/83011

81. Кушнир И. Б. Инновационный подход к продвижению дополнительных образовательных услуг вуза на базе информационно-коммуникационных технологий InDoor TV / И. Б. Кушнир, Т. Б. Мойсеева // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 37–39. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрены варианты информационно-коммуникационных каналов продвижения образовательных услуг в условиях рынка. Предложен инновационный подход InDoor TV и способы его реализации. InDoor реклама – это реклама внутри помещений. Рекламодатель находит своего потенциального клиента по месту работы, отдыха, обучения, хобби, то есть там, где человек проводит значительную часть своей жизни.

У 2880

82. Резник С. Система управления конкурентоориентированием студенческой молодежи вузов России / С. Д. Резник, Е. С. Коновалова // Проблемы соврем. экономики. – 2011. – № 2 (38). – С. 345–349. – Библиогр.:
12 назв.

Приведены результаты исследования, проведенного в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства: обобщены современные подходы к проблеме конкурентоориентирования студентов, уточнена модель качеств и сфер жизнедеятельности конкурентоориентированного студента вуза, разработана комплексная система и механизмы конкурентоориентирования студенчества. Делается вывод, что система конкурентоориентирования российских студентов должна представлять собой комплексное взаимодействие вуза, представителей бизнеса и родителей студентов.

14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе

У 3409

83. Говорков А. С. Применение проектного управления при реализации комплексных проектов университета по созданию высокотехнологичного производства / А. С. Говорков // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 3 (73). – С. 45–49. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены вопросы применения проектного управления при реализации совместных проектов в рамках правительственной поддержки ведущих вузов. Приведена модель организационной структуры выполнения проектов. Представлена схема организации исследований с применением системы управления.

Д9-11/83011

84. К вопросу интенсификации обучения студентов заочного отделения вуза / О. А. Авдеюк [и др.] // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 111–113. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрены особенности организации учебного процесса для студентов заочной формы обучения. Показаны возможности интенсификации обучения посредством внедрения новых информационных технологий.

У 2837

85. Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие процесса обучения в вузе / И. С. Казаков // Высш. образование сегодня. – 2011. – № 8. – С. 49–53. – Библиогр.: 5 назв.

Определяются деятельностные и познавательные уровни деятельности студентов. Представлена матрица прохождения студентов по этим уровням в процессе обучения. Для реализации персонифицированной модели на сервере университета устанавливается свободно распространяемая программа Moodle.

Р 3100

86. Лукьянов С. И. Научно-инновационная деятельность МГТУ
им. Г. И. Носова / С. И. Лукьянов, Э. Ю. Мещеряков // Высш. образование в России. – 2011. – № 10–11. – С. 70–77.

Приведены результаты формирования инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова.

М/66806 № 1

87. Медведева С. А. Аксиологический аспект подготовки современного менеджера в системе вуза / С. А. Медведева // Наука и современность – 2011 : сб. материалов X Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 1 / Центр развития научного сотрудничества. – Новосибирск, 2011. – С. 225–231. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматривается процесс подготовки студента-менеджера в вузе с точки зрения требований, предъявляемых современным обществом, а также сформулированных в ФГОС. Делается акцент на необходимость обучения студента на ценностные ориентации. Дан краткий обзор существующих методик изучения ценностей.

Р 3100

88. Патаракин Е. Д. Открытая образовательная сеть как "паутина соучастия" / Е. Д. Патаракин // Высш. образование в России. – 2011. –
№ 10–11. – С. 111–118. – Библиогр.: 13 назв.

Рассматривается актуальная научная задача – формирование открытой образовательной сети, основанной на принципах соучастия в создании, видоизменении и использовании цифровых объектов. Представлен анализ коммуникаций "паутины соучастия", опыт создания и применения мультиагентной модели для описания и изучения феноменов, наблюдаемых внутри образовательной сети. Предложены простые решения, основанные на общедоступных данных, позволяющие участникам самим анализировать развитие образовательной сети, наблюдать и исследовать графы совместного редактирования отдельных объектов.

14.35.17 Студенческие организации в высшей
профессиональной школе

Д9-11/82255

89. Пьянкова Л. А. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом университете / Л. А. Пьянкова; Фил. Кузбас. гос. техн. ун-та в
г. Новокузнецке. – Новокузнецк, 2011. – 229 с. – Библиогр.: 63 назв. – ISBN 978-5-89070-807-6.

Обобщены теоретические исследования в области адаптации студентов. Определены особенности психолого-педагогической поддержки процесса адаптации студентов к вузу с привлечением органов студенческого самоуправления, отдела внеучебной работы.

14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование

14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе

Д9-11/83011

90. Увайсов С. У. Электронный ассистент "UVAYSOV" докладчика / С. У. Увайсов, С. С. Увайсова, А. С. Увайсова // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 60–61.

Предложен инновационный метод и программный комплекс для учета, контроля и управления бюджетом времени, определенном регламентом при чтении лекций или проведении научных собраний. Программный комплекс "UVAYSOV" регулирует временной ресурс, отведенный на выступление декламатора, благодаря анимации в виде песочных часов.

14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах

Р 3070

91. Шамина М. Учиться никогда не поздно / М. Шамина // Библиотека. – 2011. – № 3. – С. 30–33.

Рассматривается деятельность шведских библиотек, их экономическое состояние, библиотечно-информационные услуги. Отмечается необходимость внедрения новых форм обслуживания.

  
На главную