Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №12 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.39 Наука управления экономикой
06.39.41 Теории менеджмента
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.45 Экономика образования
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.12 Организация и управление. Планирование на предприятии
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

10 Государство и право. Юридические науки
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.35 Имущественные и неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений и их охрана
10.35.91 Патентное право и право промышленной собственности отдельных стран
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав
10.77 Уголовное право
10.77.51 Отдельные виды преступлений

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.11 Современное состояние и перспективы развития науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.01.79 Кадры науковедов
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.75 Экономика науки
12.75.21 Финансирование науки
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.91 Библиотечное дело в отдельных странах

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.15.25 Непрерывное (перманентное) образование
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.35.17 Студенческие организации в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.45 Преподавание информатики
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.17 Документальные источники информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.19 Аннотирование и реферирование
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.17 Информационные потребности и запросы
20.51.19 Виды информационного обслуживания

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.39 Интеллектуальные базы знаний

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.29 Информационная деятельность
50.01.33 Терминология. Справочная литература. Учебная литература
50.01.80 Правовые вопросы
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.21 Системы управления базами данных (СУБД)
50.49 Автоматизированные системы организационного управления
50.49.37 Автоматизированные системы управления предприятиями и организациями

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.79 Кадры
81.79.03 Подбор и расстановка кадров. Аттестация кадров
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

82 Организация и управление
82.13 Государственное и административное управление
82.13.13 Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. Документоведение
82.17 Социальное управление
82.17.25 Управление персоналом
82.33 Стратегический менеджмент. Стратегическое планирование

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.07 Патентование и патентная политика

Указатель использованных источников

Авторский указатель


20 Информатика

20.01 Общие вопросы информатики

20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика

У 1465

93. Гиляревский Р. С. Развитие национальной инфраструктуры в научно-технической сфере / Р. С. Гиляревский, И. И. Родионов, В. А. Цветкова // Информ. ресурсы России. – 2011. – № 5 (123). – С. 16–18. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются вопросы развития информационной инфраструктуры в постперестроечные годы, выдвигается задача формирования национальной системы информационного обеспечения экономики страны и дается обоснование создания новой модели национальной системы научно-технической информации.

Ж2-11/51376

94. Индекс готовности регионов России к информационному обществу 2009–2010. Анализ информационного неравенства субъектов Российской Федерации / А. В. Евтюшкин [и др.]; Совет при Президенте Рос. Федерации по развитию информ. о-ва. – М.: Ин-т развития информ. о-ва, 2011. – 353 с.: ил. – Библиогр.: 23 назв. – ISBN 978-5-901907-28-3.

Представлен анализ развития информационного общества в субъектах РФ, на пятом выпуске композитного Индекса готовности регионов России к информационному обществу. Индекс рассчитан по данным 2009–2010 гг. для всех субъектов РФ (кроме Чеченской Республики) на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (ИКТ-инфраструктуру, человеческий капитал и экономическую среду), использование ИКТ для развития основных сфер жизнедеятельности общества (государственного и муниципального управления, бизнеса, образования, здравоохранения, культуры). Приводятся международные сопоставления и оценки различий субъектов РФ по интегральным показателям уровня информационного развития.

20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература

Д9-12/82109

95. Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для бакалавров / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 350 с.: ил. – (Бакалавр). – Библиогр.: 10 назв. – ISBN 978-5-9916-1559-4.

Изложены базовые понятия по информатике, информационным технологиям, современным компьютерным аппаратным средствам. Раскрыты назначение, возможности применения и дана классификация программного обеспечения, рассмотрены операционная система Microsoft Windows, прикладные программы различного назначения последних версий. Строгая формулировка основных понятий сочетается с доходчивыми пояснениями и рекомендациями по практической работе. Подробно изложены вопросы организации размещения, обработки, хранения и передачи информации. Описаны услуги глобальных компьютерных сетей, сети Интернет. Особое внимание уделено законодательной и технической защите от несанкционированного доступа, средствам антивирусной защиты.

20.01.45 Преподавание информатики

Р 3070

96. Клюев В. Как готовить бакалавров? / В. Клюев // Библиотека. – 2011. – № 3. – С. 37–38.

Обоснована компетентностная модель профильной организационно-правовой подготовки, обеспечивающая академическую мобильность студентов и педагогов, конкурентоспособность дипломированных вузовских специалистов на рынке труда, их открытость по отношению к инновационным тенденциям. Среди наиболее значимых характеристик образовательного поля библиотечных бакалавров правомерно выделить объем, структуру, системность и соотношение знаний, что обеспечивает необходимый синергетический эффект их использования в профессиональной деятельности.

20.15 Организация информационной деятельности

20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом

Ар11-12702

97. Смирнов А. В. Планирование и анализ инновационной деятельности информационной службы предприятия: автореф. дис. ... канд. экон.
наук: 08.00.05 / А. В. Смирнов; ГОУ ВПО "С.-Петерб. гос. инженер.-экон.
ун-т". – СПб., 2011. – 18 с.: ил. – Библиогр.: 5 назв.

Научная новизна исследования заключается в: введении понятия латентных инновационных потребностей пользователей информационной системы предприятия; формулировании инновационного процесса сопровождения информационной системы как самостоятельного процесса жизненного цикла; разработке формализованных процедур определения системы показателей и их оценки, характеризующих наличие латентных инновационных потребностей; разработке метода определения степени приоритетности инноваций с целью их ранжирования в инновационном процессе на основе метода иерархий Саати, модифицированного применительно к инновационной деятельности информационной службы.

См. также № 93.

20.17 Документальные источники информации

20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации

У 2914

98. А. И. Вислый : об оцифровке фондов, авторском праве и не только // Справ. рук. учреждения культуры. – 2011. – № 10. – С. 7–11.

Интервью с директором РГБ А. И. Вислым о затруднениях и правовых коллизиях, которые возникают у библиотек в процессе оцифровки фондов. А. И. Вислый считает, что нарушений в этой сфере можно избежать, если сформировать полноценный рынок электронной книги. Выделена роль агрегаторов ("ЛитРЕС", "Книгафонд").

Р 3310

99. Савина Е. А. Централизация не исключает инициативу. Как комплектуются фонды / Е. А. Савина // Мир библиогр. – 2011. – № 3. –
С. 13–18. – Библиогр.: 39 назв.

Аналитический обзор публикаций за последние полвека по системе фондообразования региональных вузовских библиотек.

20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации

20.19.19 Аннотирование и реферирование

См. № 101.

20.23 Информационный поиск

20.23.15 Информационно-поисковые языки

Д9-11/82097

100. Жуков И. В. Онтологическое представление знаний в интеллектуальной информационной системе предприятия / И. В. Жуков // Интеллектуал. информ. системы : тр. Всерос. конф., 22–23 июня 2011 г. / РАЕН
им. В. И. Вернадского, ФГБОУ ВПО "Воронеж. гос. техн. ун-т", МГТУ
им. Н. Э. Баумана, С.-Петерб. гос. электротехн. ун-т и др. – Воронеж, 2011. – С. 87–92. – Библиогр.: 3 назв.

Описан процесс построения онтологии согласно IDEF5, ее жизненный цикл. Приведены библиотеки повторно используемых онтологий (Ontolingua, DAML), а также общедоступные коммерческие онтологии (UNSPSC, RozettaNet, DMOZ).

Д9-11/83011

101. Норенков И. П. Онтологии в документальных базах знаний / И. П. Норенков, М. Ю. Уваров // Инновации на основе информ. и коммуникац. технологий : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 1–10 окт. 2011 г. / Моск. гос. ин-т электроники и математики (МИЭМ). – М., 2011. – С. 42–43.

Отмечается, что применение онтологий повышает эффективность решения многих задач TextMining – поиска знаний в базах текстовых документов. Рассматриваются задачи аннотирования, классификации и поиска документов с применением онтологий. В основе предлагаемого подхода к решению задач лежит кластеризация предметных онтологий.

20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных

У 1154

102. Васильева Ж. Ж. Формирование информационно-аналитической системы как элемента единого информационного пространства инновационной сферы / Ж. Ж. Васильева // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 10. – С. 7–14. – Библиогр.: 3 назв.

Обоснована необходимость формирования средств доступа к информационным ресурсам и управления ими в инновационной сфере в условиях формирования единого информационного пространства. В качестве решения предложена модель информационно-аналитической системы на региональном уровне, определены методические подходы и требования к созданию такой системы. Рассмотрена архитектура и логика функционирования региональной информационно-аналитической системы инновационной сферы региона. Представлена структура интернет-портала "Инновации региона".

См. также № 111.

20.23.29 Электронные библиотеки

У 3775

103. Круглова Н. А. Мобильный электронный ресурс "Книжная
полка". Новые возможности предоставления защищенного контента /
Н. А. Круглова // Медиатека и мир. – 2011. – № 3. – С. 38–40.

Программное обеспечение "Книжная полка" – решение, обеспечивающее защищенный удаленный доступ и санкционированное использование электронного контента. "Книжная полка" прошла регистрацию и имеет "Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ". Рассмотрены возможности, варианты использования, порядок предоставления защищенного удаленного доступа.

Д9-11/80429

104. Хорунжий В. П. Перспективы и проблемы внедрения электронно-библиотечных систем в информационно-образовательное пространство вуза / В. П. Хорунжий // Инновац. технологии соврем. учеб. процесса: стратегия, задачи, внедрение : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 4 февр. 2011 г. / ГОУ ВПО "Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева. – Н. Новгород, 2011. – С. 110–113.

Варианты обеспечения доступа вузовских библиотек к электронно-библиотечной системе: создание собственной электронно-библиотечной системы; оформление подписки на ЭБС у сторонних организаций-агрегаторов; создание межвузовских электронных библиотек.

У 2914

105. Юмашева Ю. Ю. Создание электронных копий предметов культурного наследия: проблемы и возможные решения / Ю. Ю. Юмашева // Справ. рук. учреждения культуры. – 2011. – № 10. – С. 78–93.

Правила безопасного сканирования: инструкции и ГОСТы. Главные враги документов. Опыт и особенности сканирования документов в России, странах СНГ, Европе и США. Рекомендации и разбор характеристик наиболее популярных сканеров.

См. также № 98.

20.51 Информационное обслуживание

20.51.17 Информационные потребности и запросы

У 1154

106. Слащева Н. А. Информационные потребности читателей научных библиотек / Н. А. Слащева, С. А. Власова, Н. В. Миронова // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 10. – С. 24–28. – Библиогр.: 10 назв.

Отражены результаты проведенного БЕН РАН в 2011 г. анализа информационных потребностей читателей с целью сбора сведений о качестве справочно-библиографического и информационного обслуживания специалистов РАН по тематике их исследований. Намечены пути повышения качества предоставляемых услуг.

20.51.19 Виды информационного обслуживания

У 1154

107. Босина Л. В. Зарубежные научные ресурсы открытого доступа и навигатор SciGuide / Л. В. Босина, Н. Н. Шабурова // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 10. – С. 14–19. – Библиогр.: 8 назв.

Названы причины возникновения потребности в материалах открытого доступа (ОД); изложены пути развития моделей ОД, достоинства и недостатки информационного потока ОД; описан созданный навигатор как механизм использования ресурсов ОД; рассмотрена статистика его использования, включая изучение на основе анкетирования и интервьюирования специалистов одного из ведущих НИИ СО РАН; высказано представление авторов о роли библиотек в движении ОД.

У 1154

108. Косова Л. Н. Влияние информационного обеспечения на качество менеджмента организации / Л. Н. Косова // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 10. – С. 20–24. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматриваются вопросы, связанные с информационным обеспечением управления организацией и принятия решений, а также с содержанием и способами создания внутреннего информационного потока, и его взаимодействием с другими потоковыми процессами. Предложен и обоснован коэффициент эффективности менеджмента для оценки качества управления организацией.

  
На главную