Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.01 Общие вопросы экономических наук
06.01.29 Информационная деятельность в области экономических наук
06.39 Наука управления экономикой
06.39.02 Общие проблемы
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
06.75.47 Прибыль. Рентабельность. Цены
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

10 Государство и право. Юридические науки
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.01 Общие вопросы патентного права
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.75 Экономика науки
12.75.21 Финансирование науки
12.79 Научные кадры
12.79.25 Воспроизводство научных кадров
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
12.79.51 Миграция научных кадров
12.79.65 Поощрение научной деятельности

13 Культура. Культурология
13.41 Библиография. Библиографоведение
13.41.11 Современное состояние библиографии

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.13 Научные и технические общества, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
20.01.45 Преподавание информатики
20.01.79 Кадры
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.07 Национальные органы информации
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.01 Общие вопросы
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.19 Аннотирование и реферирование
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.25 Информационные системы с базами знаний
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.39 Интеллектуальные базы знаний

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.80 Правовые вопросы
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.49 Автоматизированные системы организационного управления
50.49.37 Автоматизированные системы управления предприятиями и организациями

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.11 Современное состояние и перспективы развития патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.17 Международное сотрудничество в области патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.79 Кадры патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.29 Патентно-информационная деятельность
85.29.05 Патентные информационно-поисковые системы
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов

Указатель использованных источников

Авторский указатель


12   Науковедение

12.01   Общие вопросы науковедения

12.01.73   Статистика науки

У 1465

18. Каленов Н. Е. Некоторые оценки качества Российского индекса научного цитирования на примере журнала «Информационные ресурсы России» / Н. Е. Каленов, О. В. Селюцкая // Информ. ресурсы России. – 2010. – № 6. – С. 2–13. – Библиогр.: 11 назв.

Приводятся результаты тестирования Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), предназначенного для получения библиометрической информации и ее использования для оценки эффективности публикационной активности научно-исследовательских организаций и отдельных ученых. Отмечены достоинства и недостатки системы.

Ж2-10/49923

19. Повесьма Е. К. Оценка научной деятельности через анализ научных публикаций: национальные и международные индексы научного цитирования / Е. К. Повесьма // Повышение качества высш. проф. образования : сб. материалов всерос. науч.-метод. конф. / Дальневост. гос. техн. ун-т
им. В. В. Куйбышева. – Владивосток, 2010. – С. 264–269. – Библиогр.: 2 назв.

Кратко характеризуется история возникновения индекса цитирования (первый Указатель был создан Юджином Гарфилдом в США в начале
60-х гг. XX века). Освещены индексы цитирования Японии, Китая, США, России. В России наиболее известны и используются при оценке научной деятельности такие базы данных по цитированию, как: Web of Science, SCOPUS и РИНЦ. Приведены показатели публикационной активности университетов ДВГУ и ДВГТУ.

12.31 Научный труд. Научное творчество

12.31.31   Научное творчество

Р 2764

20. Дубини П. Публикационные стратегии авторов в научном издательстве / П. Дубини, П. Галимберти, М. Р. Микели // Междунар. форум по информ. – 2010. – Т. 35, № 4. – С. 10–20. – Библиогр.: 48 назв.

Проведен подробный анализ публикационных стратегий: где и кому публиковаться (ученым гуманитариям и ученым технических и естественных наук); принимать более активное участие в конференциях, публиковать журнальные статьи и книги, представлять публикации в открытом доступе.

12.41 Организация науки. Политика в области науки

12.41.45   Связь науки с практикой.
Внедрение научных достижений

Ж2-10/49937

21. Анализ состояния и проблем развития предпринимательства
в научно-технической сфере России / О. П. Молчанова [и др.]; МГУ
им. М. В. Ломоносова, Фак. гос. упр. – М., 2010. – 203 с.: ил. – Библиогр.: 87 назв. – ISBN 978-5-98227-744-2.

Приведены результаты исследования, посвященного стимулированию закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий. Объектами исследований выступили малые предприятия в научно-технической сфере и элементы инновационной структуры: технопарки, инновационно-технологические центры, венчурные фонды и фонды поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы, дизайн-центры, центры трансфера технологий, учреждений высшего профессионального образования, высокотехнологичных предприятий и др. Предметом исследований являются экономические и производственные показатели деятельности малого предпринимательства в научно-технической сфере в разрезе регионально-отраслевой специфики, определяющие эффективность воспроизводства и закрепления инновационно-ориентированных кадров (выполнение НИОКР, внедрение разработок (лицензий), сотрудничество с вузами и научными организациями, привлечение преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов, участие в программах подготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационно-технологической деятельности, участие в подготовке кадров высшей научной квалификации).

Р 3545

22. Борисова А. А. Нужны специалисты завтрашнего дня! / А. А. Борисова, Е. С. Горевая // Креатив. экономика. – 2010. – № 12. – С. 9–15. – Библиогр.: 2 назв.

Представлен подход к совершенствованию форм взаимодействия между предприятием и вузом при подготовке конкурентоспособного специалиста, отвечающего запросам инновационной бизнес-среды.

М/66168 № 1

23. Вяткин Г. П. Учебно-научно-инновационный комплекс как
средство косвенной поддержки оборонного образования / Г. П. Вяткин,
Ю. С. Павлюк, А. Л. Шестаков // Интеграция образования, науки и пр-ва в интересах высокотехнол. комплекса : материалы Междунар. форума «Технологии в машиностроении – 2010», 30.06 – 4.07 2010 г., г. Жуковский Моск. обл.  / Ассоц. «Лига содействия оборонным предприятиям», Ассоц. техн. ун-тов, МГТУ им. Н. Э. Баумана. – М., 2010. – Ч. 1. – С. 91–94.

Рассматривается создание бизнес-инкубатора в Челябинской области на базе Южно-Уральского государственного университета. Предлагается осуществлять финансирование  из федерального и регионального бюджетов, а также из средств венчурного фонда.

М/66255 № 2

24. Герасимова А. К. Аргументы в пользу и против реализации проекта «Сколково» / А. К. Герасимова // «Актуал. проблемы упр. – модернизация и инновации в экономике» : материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО «Гос. ун-т упр.». – М., 2010. – Вып. 2: Секция: Инновационное развитие и воспроизводство интеллектуального потенциала национальной экономики России. – С. 57–59.

Характеризуются положительные моменты и проблемы, которые могут стать препятствиями  в реализации проекта «Сколково». На основе приведенных аргументов выделены принципы, позволяющие создать свои собственные инновационные кластеры, приближенные к модели Силиконовой долины.

М/66229 № 1

25. Гретченко А. И. Инновационный характер интеграции образования, науки и бизнеса / А. И. Гретченко, И. В. Горохова // Соврем. экономика: концепции и модели инновац. развития : материалы междунар. науч.-практ. конф., 13 мая 2010 г. / ГОУ ВПО «Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова». – М., 2010. – Кн. 1. – С. 513–522.

Отмечается, по данным независимой вашингтонской организации «Фонд информационных технологий и инноваций» (ITIF), составившей мировой рейтинг государств по степени применения инноваций в экономике, Россия заняла 35-е место среди 40 стран из Европы, Северной Америки и Азии. Показана все возрастающая ориентация на создание и экспорт не только наукоемкой продукции, но и передовых технологий («торговля знанием»); растет потребность в специалистах, способных выполнять разработки на стыке прикладных и фундаментальных и поисковых исследований, а соответственно растет и роль университетского образования. Освещены взгляды на роль университетской науки со стороны соответствующих государственных органов различных стран (Нидерланды, США, Бельгия, Германия, Австрия, страны Балтии). Предполагается, что к 2015 г. финансирование научных исследований высшей школы из федерального бюджета должно достигнуть 25 % от соответствующего финансирования по разделу «Образование», а к 2020 г. – 35 %.

У 3056

26. Еременко В. И. Некоторые проблемы инновационного развития экономики России / В. И. Еременко // Изобретательство. – 2010. – Т. Х,
№ 12. – С. 13–26.

Рассматриваются законодательные акты (ФЗ № 244-ФЗ и ФЗ № 243-ФЗ) о создании инновационного центра «Сколково» как инструмента слияния науки и производства, а также одного из способов решения проблем инновационного развития России.

М/66168 № 1

27. Кузнецов М. И. Образовательное пространство наукоградов. Опыт и перспективы / М. И. Кузнецов // Интеграция образования, науки и пр-ва в интересах высокотехнол. комплекса : материалы Междунар. форума «Технологии в машиностроении – 2010», 30.06 – 4.07 2010 г., г. Жуковский Моск. обл. / Ассоц. «Лига содействия оборонным предприятиям», Ассоц. техн. ун-тов, МГТУ им. Н. Э. Баумана. – М., 2010. – Ч. 1. – С. 110–118.

Рассматриваются научно-образовательное сообщество, особенности учебно-научного процесса, образовательные центры, международное и межрегиональное сотрудничество в Международном университете природы, общества и человека «Дубна» и Пущинском государственном университете.

М/66255 № 2

28. Леонова Т. Н. Роль инноградов в инновационном развитии экономики / Т. Н. Леонова // «Актуал. проблемы упр. – модернизация и инновации в экономике» : материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО «Гос. ун-т упр.». – М., 2010. – Вып. 2: Секция: Инновационное развитие и воспроизводство интеллектуального потенциала национальной экономики России. – С. 158–162.

Кратко характеризуется история создания и функционирования силиконовой долины в США и опыт реализации такого проекта в «Кремниевой долине Китая» – Чжунгуаньцунь и «Кремниевой долине Индии» – городе Бангалор. Делается вывод, что идея создания иннограда Сколково кажется очень привлекательной и перспективной для России, но возникает вопрос: сможет ли эта идея быть достойно реализована или останется очередным красивым проектом, как случалось не раз в нашей новейшей истории.

М/66255 № 2

29. Михайлов М. А. Создание технопарков как элемент инновационного развития экономики России / М. А. Михайлов, А. С. Абрамян, П. П. Багрин // «Актуал. проблемы упр. – модернизация и инновации в экономике» : материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО «Гос. ун-т упр.». – М., 2010. – Вып. 2: Секция: Инновационное развитие и воспроизводство интеллектуального потенциала национальной экономики России. – С. 194–196.

Обозначены основные вехи в истории создания крупнейших технопарков. Рассматриваются финансовые проблемы деятельности действующих технопарков России. Отмечается, что их выручка от производимой продукции не соответствует планам. Делается вывод, что такие острые типично российские проблемы могут привести к краху всей идеи технопарков в целом.

Р 3357

30. Муравьева Е. В. Региональный кластер: интеграция вуза с хозяйствующими субъектами / Е. В. Муравьева // Рос. предпринимательство. – 2010. – № 12, вып. 1. – С. 137–142. – Библиогр.: 5 назв.

Изложены аспекты повышения конкурентоспособности региона путем интеграции учебных заведений и хозяйствующих субъектов, входящих в региональный кластер.

М/66168 № 1

31.   Образовательные программы в инновационной системе вузов / О. Г. Дьяченко [и др.] // Интеграция образования, науки и пр-ва в интересах высокотехнол. комплекса : материалы Междунар. форума «Технологии в машиностроении – 2010», 30.06 – 4.07 2010 г., г. Жуковский Моск. обл. / Ассоц. «Лига содействия оборонным предприятиям», Ассоц. техн. ун-тов, МГТУ им. Н. Э. Баумана. – М., 2010. – Ч. 1. – С. 101–105.

Показана деятельность Научного парка МГУ им. М. В. Ломоносова совместно с Управлением инновационной политики и организации инновационной деятельности МГУ им. М. В. Ломоносова и Центром трансфера технологий МГУ им. М. В. Ломоносова по реализации различных образовательных инициатив в области инновационного предпринимательства и управления малым предприятием в высокотехнологичной сфере. Многие студенты, аспиранты и молодые сотрудники МГУ, прошедшие через эту систему подготовки, стали победителями программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и сегодня являются владельцами и руководителями динамично развивающихся высокотехнологичных компаний, представляющих интерес для российских и иностранных инвесторов. Накопленный Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова позитивный опыт по внедрению и реализации образовательных программ в области инновационного предпринимательства может быть использован и в других вузах.

М/66168 № 1

32.   Опережающее инновационное образование и подготовка специалистов по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники / С. В. Мищенко [и др.] // Интеграция образования, науки и пр-ва в интересах высокотехнол. комплекса : материалы Междунар. форума «Технологии в машиностроении – 2010», 30.06 – 4.07 2010 г., г. Жуковский Моск. обл. / Ассоц. «Лига содействия оборонным предприятиям», Ассоц. техн. ун-тов, МГТУ им. Н. Э. Баумана. – М., 2010. – Ч. 1. – С. 71–77.

Государственно-частное партнерство и их инновационные проекты. Заинтересованность промышленности в отечественных научно-технических разработках и возможность взаимодействия между наукой, бизнесом и федеральными органами исполнительной власти. Программа СТАРТ. Специализированные университетские бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и Центр трансфера технологий в Тамбовской области. Стратегия развития Тамбовского государственного технического университета.

М/66255 № 2

33. Оплачко А. В. Использование интеллектуального и научно-технического потенциала в рамках инновационного развития страны / А. В. Оплачко // «Актуал. проблемы упр. – модернизация и инновации в экономике» : материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО «Гос. ун-т упр.». – М., 2010. – Вып. 2: Секция: Инновационное развитие и воспроизводство интеллектуального потенциала национальной экономики России. – С. 215–217.

Проект «Сколково», некоммерческая организация «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий». Основы взаимодействия Фонда с научными организациями, вузами и федеральными органами исполнительной власти. Подписание Меморандума между Фондом «Сколково» и Роспатентом. Отмечено, что в ведущих зарубежных странах (США, Великобритания, Япония и др.) новые технологии, какие бы технические преимущества они ни создавали, не будут восприняты бизнесом, если не защищены патентом или комплексом патентов, обеспечивающим конкурентные преимущества за счет патентной монополии.

Р 3357

34. Хаирова С. М. Инновационной экономике – инновационное вузовское образование / С. М. Хаирова // Рос. предпринимательство. – 2010. –
№ 12, вып. 1. – С. 114–118. – Библиогр.: 4 назв.

Предлагается трансформацию вузов осуществлять в направлении формирования образовательного консорциума (отраслевого, территориального), в рамках которого может осуществляться вовлечение персонала и студентов вузов в инновационную деятельность.

М/66262 № 1

35. Хлебникова Ю. М. Проблемы организации инновационной деятельности в вузе / Ю. М. Хлебникова // Инноватика – 2010 : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами науч. шк., 12–16 апр. 2010 г.  / Том. гос. ун-т. – Томск, 2010. – Т. 1. – С. 326–328.

Освещена инновационная деятельность в вузах г. Новосибирска. В 9 вузах из 47 функционируют центры развития инновационных компетенций [ЦРИК] (бизнес-инкубаторы). Обозначены проблемы ЦРИК и намечены пути их реализации.

См. также № 60.

12.41.51   Качество и результативность научной деятельности

См. № 18.

12.75 Экономика науки

12.75.21   Финансирование науки

М/66127 № 1

36. Серых Н. И. Финансовый механизм стимулирования НИОКР / Н. И. Серых // «Проблемы управления – 2010» : материалы 18-го Всерос. студен. семинара / ГОУ ВПО «Гос. ун-т упр.». – М., 2010. – Вып. 1. –
С. 107–109.

Финансирование НИОКР должно осуществляться государством, хозяйствующими субъектами частного сектора, с привлечением негосударственных средств. Указывается на необходимость законодательного регулирования и создания новых законопроектов, направленных на легализацию теневого капитала для вклада последнего в разработку НИОКР, а также на освобождение прибыли, направляемую на внедрение новых технологий, от налогообложения в полном объеме.

12.79 Научные кадры

12.79.25   Воспроизводство научных кадров

М/66255 № 2

37. Лавровская И. Б. Формирование банка данных научной элиты высшей школы / И. Б. Лавровская, Т. В. Косенкова // «Актуал. проблемы упр. – модернизация и инновации в экономике» : материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф.  / ГОУ ВПО «Гос. ун-т упр.». – М., 2010. – Вып. 2: Секция: Инновационное развитие и воспроизводство интеллектуального потенциала национальной экономики России. – С. 152–155.

Обосновывается необходимость создания банка данных научной элиты высшей школы (НЭВШ) с целью сохранения лучшей (элитной) части научного потенциала вузов для последующего ускоренного развития вузовских НИР и кардинального повышения на этой базе качества подготовки специалистов. Отражены задачи методических рекомендаций и банка данных НЭВШ. Описаны принципы создания банка данных НЭВШ и подготовки анкетных данных. Приведенные показатели-ограничения должны выполнять роль той нижней границы, которая может отделить элитного ученого по степени, званию и должностиот элитного ученого по степени, званию и результативности личной научной работы.

12.79.41   Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

У 1816

38. Герасимова И. Б. Системный анализ процессов передачи и усвоения знаний на основе когнитивного моделирования / И. Б. Герасимова // Информ. технологии. – 2010. – № 9 (169). – С. 70–75. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается проблема системного анализа процесса передачи и усвоения знаний на основе когнитивных моделей для выявления факторов, влияющих на эффективность этого процесса, в целях повышения качества подготовки специалиста. Когнитивная модель и анализ процесса передачи знаний преподавателем, усвоения знаний обучаемым. Когнитивная модель обучения в диалоговом режиме.

У 2837

39. Горбушина С. Н. Способ прогнозирования и оценки конкурентоспособности выпускников вуза / С. Н. Горбушина, А. Ф. Сафина, Е. Н. Скворцова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 12. – С. 24–26.

Рассматривается объективная оценка конкурентоспособности выпускников вуза, которая проведена с учетом их квалификации (успеваемости), престижности профессии, влияния конкурентной среды и др. Показывается, что выпускники вузов отвечают лишь минимальным требованиям работодателей и на протяжении трудовой деятельности имеют разную динамику конкурентоспособности.

М/66315 № 2

40. Гудов А. М. Анализ реализаций рейтинговой оценки успеваемости студентов в вузе / А. М. Гудов, М. А. Гудов, С. Ю. Завозкин // Информ. технологии и мат. моделирование (ИТММ – 2010) : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 19–20 нояб. 2010 г. / Том. гос.
ун-т, Кемер. гос. ун-т, Кемер. науч. центр СО РАН и др. – Томск, 2010. –
Ч. 2. – С. 25–30. – Библиогр.: 7 назв.

Характеризуется создание информационной системы, предназначенной для автоматизированного учета успеваемости студентов по учебной и внеучебной деятельности с использованием балльно-рейтингового метода оценивания.

Ж2-10/49923

41. Кононова О. В. Информационная система рейтинговой оценки деятельности преподавателей / О. В. Кононова, К. И. Шахгельдян // Повышение качества высш. проф. образования : сб. материалов всерос. науч.-метод. конф. / Дальневост. гос. техн. ун-т им. В. В. Куйбышева. – Владивосток, 2010. – С. 113–115.

Внедрение рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей решает несколько задач: распределение финансовых ресурсов для формирования фонда оплаты труда и системы показателей, характеризующих деятельность профессорско-преподавательского  состава (ППС); подход к ранжированию показателей и правил формирования общего рейтинга преподавателей; сбор, проверка данных для расчета рейтинга; начисление оплаты в соответствии с методикой распределения финансов и рейтинга преподавателя.

Ж2-10/50025

42. Лалугина А. Ю. Генерация тестов проверки знаний учащихся на основе онтологий / А. Ю. Лалугина, Г. А. Лисьев // Упр. знаниями и технологии семант. веба – 2010 : сб. тр. конф. / Рос. ассоц. искусств. интеллекта, С.-Петерб. гос. ун-т информ. технологий, механики и оптики. – СПб., 2010. – С. 34–39. – Библиогр.: 8 назв.

Представлена экспертная система, разработанная на факультете информатики Магнитогорского государственного университета. Целью создания генератора тестов является не только проверка знаний, но и обучение студентов.

Ж2-10/49923

43. Мазалёва Н. Н. Рейтинговая система оценки знаний и информационные технологии / Н. Н. Мазалёва, С. А. Мазалёв // Повышение качества высш. проф. образования : сб. материалов всерос. науч.-метод. конф. / Дальневост. гос. техн. ун-т им. В. В. Куйбышева. – Владивосток, 2010. –
С. 212–214. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается творческий рейтинг студента, учитывающий реальное авторство в патентах, статьях, научных публикациях; получение единоличных дипломов первой степени на конференциях, научно-технических выставках, конкурсах международного уровня. В качестве примера предлагается подсистема «Рейтинговые оценки» СПбГМТУ.

Ж2-10/49923

44. Овсяников В. В. Формирование рейтинговой системы учета научных достижений студентов для вузов ДФО / В. В. Овсяников, Т. А. Посухова // Повышение качества высш. проф. образования : сб. материалов всерос. науч.-метод. конф. / Дальневост. гос. техн. ун-т им. В. В. Куйбышева. – Владивосток, 2010. – С. 167–176. – Библиогр.: 7 назв.

Проанализирован опыт организации рейтинговой системы оценки научных достижений студентов и аспирантов в шести вузах РФ. Сделан вывод, что вузы применяют разные шкалы весовых коэффициентов и разные подходы к оценке весомости тех или иных показателей, большинство рассмотренных вузов не включают в рейтинг такие перспективные показатели НИРС как участие в конкурсах инновационных проектов и программах СТАРТ, У.М.Н.И.К., БИТ, И5. Предложена рейтинговая система, в которую заложена оценка трудоемкости выполненной работы и важность мероприятий, в которых принимают участие студенты и молодые ученые.

М/66315 № 2

45. Ризун Н. О. Подсистема тестового контроля знаний студентов в составе комплексной автоматизированной системы управления учебным процессом вуза / Н. О. Ризун, Ю. К. Тараненко, Р. С. Моргун // Информ. технологии и мат. моделирование (ИТММ – 2010) : материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 19–20 нояб. 2010 г. / Том. гос. ун-т, Кемер. гос. ун-т, Кемер. науч. центр СО РАН и др. – Томск, 2010. – Ч. 2. –
С. 63–67. – Библиогр.: 3 назв.

Предложена система оценивания знаний путем: совершенствования технологии оценки качества тестового материала; повышения эффективности организации тестового сеанса; обеспечения объективности идентификации результатов тестирования уровня знаний студентов.

У 2251

46. Томашева Л. Ю. Система оценки качества знаний студентов дистанционного обучения / Л. Ю. Томашева // Ползун. альманах. – 2010. –
№ 2. – С. 196–198. – Библиогр.: 2 назв.

Описан опыт Алтайского государственного технического университета, использующего гибридную модель качества знаний при дистанционном обучении.

Н/18789 № 10 (77)

47. Шестакова Н. В. Диагностика уровня сформированности компетенций бакалавра технологического образования / Н. В. Шестакова,
О. Ф. Шихова // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. – 2010. – № 10 (77). – С. 40–47. – Библиогр.: 7 назв.

Представлены результаты разработки комплексных аттестационных заданий для диагностики уровня сформированности профессиональной компетентности бакалавра технологического образования в ходе итоговой аттестации.

12.79.51   Миграция научных кадров

М/66255 № 2

48. Балашов В. В. Проблема «утечки мозгов» из сектора науки России / В. В. Балашов, М. Б. Шойхет // «Актуал. проблемы упр. – модернизация и инновации в экономике» : материалы 15-й Междунар. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО «Гос. ун-т упр.». – М., 2010. – Вып. 2: Секция: Инновационное развитие и воспроизводство интеллектуального потенциала национальной экономики России. – С. 16–19.

Сделан подробный анализ такого явления как «утечка мозгов», «утечка идей» и наёма на работу лучших российских специалистов иностранными компаниями. Приведены факторы, которые могли бы стимулировать возвращение выпускников вузов домой – высокая заработная плата, наличие высококлассной профессиональной среды, условия для профессионального роста и карьеры, международные профессиональные контакты, зарубежные поездки, доступ к современному оборудованию, информационные и коммуникационные возможности, независимость, свободный  рабочий график, долгосрочная и стабильная занятость. В настоящее время государством принимаются меры по привлечению ранее эмигрировавших ученых к работе в российских научно-технических организациях. Для этого выделены средства в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы.

12.79.65   Поощрение научной деятельности

Р 1318

49. Грачева Т. В. Проблемы эффективности аспирантуры в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации / Т. В. Грачева // Вестн. МГУ. – 2010. – № 5. – С. 89–94. – (Сер. Право). – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются вопросы государственного стимулирования научной деятельности в системе послевузовского профессионального образования.

  
На главную