Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №3 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.54.51 Компьютеризация. Информатизация. Экономика информационного обслуживания
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.58 Воспроизводственная структура экономики. Накопление и потребление. Благосостояние
06.58.51 Издержки производства. Ценообразование. Ценовая политика
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры.
06.71 Отраслевая структура экономики.
06.71.41 Экономика культуры.
06.71.45 Экономика образования
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.55 Сбыт продукции, маркетинг
06.91 Экономика отдельных стран

10 Государство и право. Юридические науки
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки.
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах. Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.79 Научные кадры
12.79.31 Использование научных кадров
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.41 Библиография. Библиографоведение. Общие вопросы
13.41.11 Современное состояние библиографии

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.29 Специальные (коррекционные) школы. Дефектология
14.29.25 Специальные школы и дошкольные учреждения для слепых и слабовидящих детей. Тифлопедагогика. Вечерние школы для взрослых слепых и слабовидящих
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.07 Теория и методология информатики
20.01.17 Международное сотрудничество, деятельность международных организаций по информатике
20.01.79 Кадры
20.01.80 Правовые вопросы
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.15 Виды источников информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.01 Общие вопросы
20.19.19 Аннотирование и реферирование
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания
20.53 Технические средства обеспечения информационных процессов
20.53.33 Здания информационных центрови их оборудование

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.29 Патентно-информационная деятельность
85.31 Изобретательство и рационализаторство

Указатель использованных источников

Авторский указатель


12   Науковедение

12.01   Общие вопросы науковедения

12.01.73   Статистика науки

У 1154

15. Морозова О. П. Индекс Хирша как наукометрический показатель: сравнительный анализ его модификаций / О. П. Морозова // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 2. – С. 30–33. – Библиогр.:
22 назв.

Рассматриваются вопросы разработки и применения индекса Хирша и его модификаций с использованием мультидисциплинарной реферативной базы данных Scopus. Дается сравнительная характеристика наукометрических показателей. Анализируется продуктивность научного вклада как отдельных авторов, так и научных коллективов.

У 3300

16. Перегоедова Н. В. Библиометрические исследования информационных потоков по комплексным и межотраслевым проблемам в гуманитарных отраслях научного знания (опыт ГПНТБ СО РАН) / Н. В. Перегоедова // Библиосфера. – 2010. – № 4. – С. 69–73. – Библиогр.: 5 назв.

Представлены итоги библиометрического анализа документальных потоков из БД собственной генерации ГПНТБ СО РАН. Дан анализ структуры потоков, определены перспективные для организации библиографического сопровождения направления научных исследований.

См. также №  87.

12.31   Научный труд. Научное творчество

12.31.31   Научное творчество

См. №  86.

12.41   Организация науки. Политика
в области науки

12.41.31   Организация, управление, планирование
и прогнозирование исследований
в научных учреждениях и коллективах.
Научно-исследовательская деятельность
в высшей школе

У 3707

17. Валюхов С. Г. Методика планирования научно-технологического задела наукоемких предприятий при освоении новой продукции / С. Г. Валюхов, С. А. Повеквечных // ИнВестРегион. – 2010. – № 2 (20). – С. 30–34. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматриваются проблемы использования интеллектуального ресурса наукоемких предприятий для освоения новой высокотехнологичной продукции. Предложена методика планирования научно-технологического задела , представляющего собой перманентный процесс работы с интеллектуальным ресурсом хозяйствующего субъекта по замкнутой схеме: инвентаризация РИД; правовая защита; коммерциализация; инвестирование НИОКР.

У 3300

18. Перегоедова Н. В. Проблемы и перспективы оптимизации структуры и методологии формирования информационных ресурсов по гуманитарным отраслям знания для сопровождения научных исследований СО РАН / Н. В. Перегоедова, Т. В. Бусыгина, Н. А. Балуткина // Библиосфера. – 2010. – № 4. – С. 37–44. – Библиогр.: 8 назв.

Представлены итоги работы по проекту СО РАН 2007–2009 гг. "Оптимизация структуры и методологии формирования аналитических информационных ресурсов территории для сопровождения научных исследований по гуманитарным отраслям знания". Освещены вопросы: формирование различных типов баз данных, оптимизация методических и технологических подходов к созданию БД, совершенствование способов доведения информации до потребителей.

12.41.45   Связь науки с практикой.
Внедрение научных достижений

Ж2-10/50137

19. Афанасьева С. Н. Правовая база Сколково как полигон для отработки правовой базы общества, основанного на знаниях / С. Н. Афанасьева // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. – С. 161–165.

Обозначены проблемы, которые будут решаться в ходе создания комплекса Сколково: пользование землей, оплата труда, выбор приоритетов, организация исследований и разработок, коммерциализация технологий, приглашение иностранных исследователей и др.

Ж2-10/50137

20. Вышегородцев М. М. О проблемах инновационного развития /
М. М. Вышегородцев // Вопросы правового обеспечения научно-техни­ческой и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. – С. 137–140.

Рассматриваются законопроекты «Об инновационном центре "Сколково"» и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре "Сколково"». Проектом федерального закона вводится статус участника проекта. Участником проекта может быть признано российское юридическое лицо, созданное исключительно для цели осуществления исследований, а также иной деятельности, которая необходима для соответствующих исследований на территории центра.

Ж2-10/50137

21. Зоря В. В. О создании регионального инновационного кластера в ЗАТО Саров / В. В. Зоря // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. – С. 159–161.

Рассмотрено типовое понимание регионального инновационного кластера, которое включает в себя финансовую, научно-образовательную, поддерживающую, информационную инфраструктуру, сообщество специалистов. Отмечается, что в отличие от Сколково, в Сарове уже существуют многие компоненты, необходимые для развития иннограда.

Ж2-10/50137

22. Иванов В. В. Территории инновационного развития как системообразующий фактор национальной инновационной системы / В. В. Иванов // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. – С. 98–106.

Представлена структура территории инновационного развития (ТИР), основные индикаторы инновационного развития. Перечислены территории инновационного развития: наукограды (Обнинск, Королев, Дубна, Фрязино, Жуковский – Московская область; Кольцово – Новосибирская область; Мичуринск – Тамбовская область; Петергоф – Санкт-Петербург и др.); особые экономические зоны (технико-внедренческие – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Томск; промышленно-производственные – Липецк, Татарстан); Территория инновационного развития – Томская область; Сколково – "Кремниевая долина России".

У 3707

23. Кондаков И. А. SWOT-анализ научно-инновационной сферы Вологодской области / И. А. Кондаков, М. Н. Иванов // ИнВестРегион. – 2010. – № 2 (20). – С. 17–24. – Библиогр.: 22 назв.

Освещены вопросы исследования научно-инновационной сферы Вологодской области на основе методологии SWOT-анализа с использованием статистической информации и данных опросов экспертов в лице руководителей предприятий и заведующих кафедрами вузов. Итоги исследования позволили сформулировать стратегические направления развития сферы науки и инноваций региона.

У 3707

24. Кондаков И. А. SWOT-анализ научно-инновационной сферы Вологодской области / И. А. Кондаков, М. Н. Иванов // ИнВестРегион. – 2010. – № 3 (21). – С. 14–23. – Библиогр.: 22 назв. – Окончание. Начало см.
№ 2/2010.

Р 3367

25. Королев В. Многоуровневая система управления интеллектуальной собственностью холдинга, осуществляющего совместный бизнес с вузом / В. Королев, А. Ишутинова // ИС. Пром. собственность. – 2011. – № 2. –
С. 24–31. – Библиогр.: 6 назв.

Разработана система управления интеллектуальной собственностью холдинга, в состав которого входит управляющая компания и контролируемые ею предприятия, имеющие различные формы образования, в том числе промышленные предприятия, инжиниринговые компании, корпоративный вуз. Предложенная система централизует и оптимизирует управление интеллектуальной собственностью на разных уровнях, в зависимости от места ее концентрации и формирования портфеля патентов и прав на интеллектуальную собственность холдинга.

Ж2-10/50137

26. Кузнецов М. И. Наукограды: инструмент инновационного развития страны или объект бюрократических манипуляций / М. И. Кузнецов // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. – С. 106–114.

Анализируется нормативно-правовое обеспечение развития наукоградов, значение государственной поддержки и роль Минобрнауки России в данном вопросе. Рассматриваются вопросы присвоения статуса, критерии, срок (на 25 лет, бессрочный или другой) наукоградов. Указывается на необходимость проработать комплексно вопрос взаимодействия наукоградов, особых экономических зон и создающегося "Сколково" с его нормативным правовым обеспечением.

Ж2-10/50137

27. Мадфес Н. Ю. Наукоград Дубна / Н. Ю. Мадфес // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. –
С. 140–146.

Ж2-10/50137

28. Морозов В. В. Инновационное развитие региона на базе интеграции образования, науки и высокотехнологичных секторов промышленности: проблемы и перспективы (существующая практика – по опыту Владимирского государственного университета) / В. В. Морозов, С. М. Аракелян,
В. Г. Прокошев // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. – С. 171–185.

Характеризуется создание на базе ведущего регионального инновационного/исследовательского университета (в частности, ВлГУ) объединенного университета, интегрирующего всю научно-образовательную сферу региона. Обозначена необходимость разрешения вопросов с интеллектуальной собственностью в рамках существующего отечественного законодательства.

М/66376 № 1

29. Нурутдинова А. Р. Мировой опыт функционирования технополисов и технопарков как одна из наиболее удачных форм интеграции науки и производства (Россия, Япония, Китай) / А. Р. Нурутдинова // Избран. вопр. соврем. науки / Центр науч. мысли. – М., 2010. – Ч. 1. – С. 110–136. – Библиогр.: 15 назв.

Технополисы и технопарки, понятие наукоемких технологий. Классификация технопарков (Американская модель, Японская модель, Смешанная модель). Особенности функционирования технопарков в России. Особенности функционирования высокотехнологичных кластеров в Китае и Японии. Делается вывод, что в настоящее время системно проработанная целостная государственная научно-техническая политика, охватывающая науку, технологию, образование, внедрение и научно-технологическую модернизацию производства, в российском масштабе окончательно еще не сформировалась.

Р 3545

30. Овчинников П. В. ... а на выходе готовый профессионал /
П. В. Овчинников, А. Н. Ткачев // Креатив. экономика. – 2011. – № 1. –
С. 49–55. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается задача оптимального проектирования образовательных траекторий в вузе с участием университета, работодателей и обучаемых. Показано, что такая задача с использованием инструментария нечетких оценок сводится к задаче целочисленного программирования с булевыми переменными.

Д9-10/76188

31. Палкин А. Ф. Бизнес-инкубатор в системе формирования инновационно-предпринимательских компетенций студентов / А. Ф. Палкин, Г. А. Гер­шанок // Преподаватель как ключевой фактор формирования инновац.-предпринимат. компетенций студентов : материалы рос. науч.-практ. конф., г. Пермь, 9–10 сент. 2010 г. / ГОУ ВПО "Перм. гос. техн. ун-т". – Пермь, 2010. – С. 86–89.

Целью деятельности студенческого бизнес-инкубатора Пермского государственного технического университета является формирование и развитие инновационно-предпринимательского потенциала университета путем отбора способных и мотивированных к предпринимательству студентов и создания условий для развития их навыков и способностей, проведения научных исследований и их дальнейшей коммерциализации. Механизм коммерциализации идей и проектов тесно связан с механизмом сотрудничества с технопарками и бизнес-инкубаторами РФ и зарубежными партнерами.

У 3056

32. Рекомендации "круглого стола" на тему: "Законодательное обеспечение процесса интеграции образования, науки и наукоемкого производства как ключевого фактора инновационного развития Российской Федерации" / Х. Д. Чеченов // Изобретательство. – 2011. – Т. XI, № 2. –
С. 33–41.

Проанализированы законодательные акты № 307-ФЗ, № 18-ФЗ, № 217-ФЗ, № 310-ФЗ, № 244-ФЗ и др. Даны рекомендации Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Федеральным органам исполнительной власти, Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ, Органам государственной власти субъектов РФ.

У 1154

33. Ступкин В. В. Основные положения методологии оценки качества информационного сервиса интегрированных библиотечно-информа­ционных систем наукоградов / В. В. Ступкин // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 1. – С. 25–28. – Библиогр.: 6 назв.

Обосновываются актуальность и важность разработки методологии оценки качества информационного сервиса интегрированных библиотечно-информационных систем наукоградов (ИСБИО "Наукоград"). Приведены результаты исследования наиболее известных в мировой практике методов менеджмента качества. Выделен спектр концептуальных подходов, используемых при измерении показателей качества различных направлений деятельности субъектов интеграции. Сформулированы основные положения методологии оценки информационного сервиса, предоставляемого библиотеками и информационными службами – членами ИСБИО "Наукоград", и этапы их реализации.

Ж2-10/50137

34. Ухалкин В. В. Наукоград Фрязино / В. В. Ухалкин // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. –
С. 154–159.

Ж2-10/50137

35. Шубин Н. Е. Наукоград Обнинск / Н. Е. Шубин // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам парламент. слушаний, "круглых столов", выездного совещ.-семинара Ком. Гос. Думы по науке и наукоем. технологиям / Федер. собрание Рос. Федерации. Гос. Дума. – М., 2010. –
С. 146–154.

12.41.51   Качество и результативность научной деятельности

У 3300

36. Котляров И. Д. Показатели качества научного журнала / И. Д. Котляров // Библиосфера. – 2010. – № 4. – С. 83–92. – Библиогр.: 4 назв.

Методика оценки качества научного журнала, используемая Всероссийской аттестационной комиссией РФ, Национальной библиотекой Украины им. В. И. Вернадского. Методика расчета индекса научного качества журнала. Платные публикации и качество научного журнала. Использование индекса научного качества журнала. Предлагаемый индекс научного качества журнала позволяет не только адекватно оценить уровень журнала (что делает прозрачной процедуру отбора журналов для включения в "список ВАК"), но также и создать инструментарий для оценки научной деятельности соискателей ученых степеней, претендентов на получение ученых званий и сотрудников высших учебных заведений.

12.79   Научные кадры

12.79.31   Использование научных кадров

Р 3100

37. Гогина Н. А. Конкурентоспособность выпускника как фактор трудоустройства / Н. А. Гогина // Высш. образование в России. – 2010. – № 12. – С. 74–83

 Описывается один из способов достижения высокого уровня компетентности и конкурентоспособности выпускников – применение в процессе обучения ситуационно-ролевых игр.

12.79.41   Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

У 3707

38. Бочагов О. В. Один из инновационных методов оценки компетенций студентов / О. В. Бочагов // ИнВестРегион. – 2010. – № 2 (20). – С. 63–66. – Библиогр.: 8 назв.

Представлен один из инновационных методов построения системы оценки компетенций студентов. Базовыми составляющими для данного метода служат принципы и основные идеи, описанные в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения, а также содержание профессиональных стандартов по наиболее массовым и востребованным профессиям в области информационных технологий.

Д9-10/76188

39. Дубровская Ю. В. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как фактор мотивации к обучению / Ю. В. Дубровская // Преподаватель как ключевой фактор формирования инновац.-предпринимат. компетенций студентов : материалы рос. науч.-практ. конф., г. Пермь, 9–10 сент. 2010 г. / ГОУ ВПО "Перм. гос. техн. ун-т". – Пермь, 2010. – С. 33–40. – Библиогр.: 4 назв.

Описывается применение балльно-рейтинговой системы (БРС) в Пермском государственном техническом университете. Отмечается, что БРС не только является полезной с точки зрения повышения качества образования студента, но и оказывает неоценимую помощь преподавателю: применение БРС обязывает преподавателя подробно спланировать учебный процесс по конкретной дисциплине (последовательность лекционных и практических занятий) в ходе разработки конкретных форм текущего контроля по видам учебной деятельности.

Р 3497

40. Карабельников И. А. Подход к сбору и обработке данных автоматизированного контроля знаний / И. А. Карабельников, А. Н. Кривцов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Прикладная математика. Информатика. Процессы упр. – 2010. – Вып. 1. – С. 147–153. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются возможности использования методов динамического программирования и семантической модели представления знаний для создания математического аппарата поддержки принятия решения на организацию учебного процесса с использованием данных статистической обработки результатов автоматизированного контроля знаний.

  
На главную