14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики
Р 16
42. Аверкин В. Н. Образование: ракурсы и грани / В. Н.
Аверкин,
О. М. Зайченко, М. В. Александрова // Alma
mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 1. – С. 8–13.
Рассматриваются понятия эффективности и результативности в
образовании, проводится их сравнительный анализ относительно друг друга и по
отношению к понятиям качества и достоверности. Утверждается, что повышение
эффективности является новой целью для сферы образования. Ее достижение
предполагает использование инновационных способов управления, направленных в
основном на "результат управления", а не на "процесс управления". Предлагается
набор новых индексов, а также некоторые стимулы для достижения требуемого
результата в сфере образования.
Д9-10/75793
43. Анализ состояния, проблем и перспектив развития
высшего образования и науки на Юге России / Г. Г. Матишов [и др.]; Ин-т
соц.-экон. и гуманитар. исслед. Юж. науч. центра РАН, Ин-т проблем развития
науки. – Ростов-н/Д, 2010. – 197 с.: ил. – Библиогр.: 32 назв. – ISBN
978-5-902982-97-5.
Проведен анализ различных аспектов развития современного
научно-образовательного комплекса Юга России: коммерциализация вузовской
системы; рост кадрового потенциала; развитие аспирантуры и докторантуры;
основные источники финансирования НИР; материально-техническое оснащение
научных исследований; защита производителей и потребителей научно-технической
продукции; качество образования, рейтинговые позиции и перспективы развития
научного комплекса Южного Федерального округа.
Р 3545
44. Забелина И. Н. Питательная среда для дерева идей / И.
Н. Забелина, И. О. Трубина // Креатив. экономика. – 2011. – № 1. – С. 30–36. –
Библиогр.: 4 назв.
Освещена роль научных школ университетов как специфического
инструмента, способствующего созданию позитивной системы мотивации, которая
позволяет удовлетворять потребности сотрудников вузов, активно принимающих
участие в развитии научных школ при максимальной реализации их
интеллектуального потенциала.
У 3707
45. Коченко В. В. Информационные технологии как фактор
повышения эффективности экономической подготовки будущих менеджеров в вузе /
В. В. Коченко // ИнВестРегион. – 2010. – № 3 (21). – С. 62–66. – Библиогр.: 6
назв.
Рассматривается система СФАП ("Системы финансового анализа
предприятий"), представляющая собой современный многогранный комплекс, который
может использоваться как в процессе обучения будущего менеджера, так и в
профессиональной деятельности действующих специалистов экономических
специальностей. Программа СФАП помогает пользователю в расчете, оценке,
объединении информации, контроле его знаний и умений, которые необходимы для
успешного выполнения поставленных профессиональных задач.
Р 3545
46. Шендерова С. В. Жажда лидерства в ... образовании /
С. В. Шендерова // Креатив. экономика. – 2011. – № 1. – С. 44–48. – Библиогр.:
2 назв.
Предложена методика и основные ориентиры для сравнительного
анализа вузов всех сегментов "премьер-лиги" ведущих университетов, имеющих
особые преимущества перед остальными в части финансирования и академических
свобод. На основе методики проведено сопоставление университета особого
статуса, национального исследовательского и федерального университетов.
14.01.17 Международное сотрудничество
в области организации образования и педагогики
Д9-10/76188
47. Ершов К. О. Система вовлечения студентов в
международную деятельность / К. О. Ершов // Преподаватель как ключевой фактор
формирования инновац.-предпринимат. компетенций студентов : материалы рос.
науч.-практ. конф., г. Пермь, 9–10 сент. 2010 г. / ГОУ ВПО "Перм. гос. техн.
ун-т". – Пермь, 2010. – С. 40–44.
Раскрывается сотрудничество кафедры "Менеджмент и маркетинг"
Пермского государственного технического университета с Техническим
университетом Вены (Австрия) и Университетом прикладных наук Анхальт
(Германия).
М/66405 № 1
48. Иванова Н. А. Особенности вхождения высшей школы в
международную систему образования / Н. А. Иванова // "Наука и образование:
фундам. основы, технологии, инновации" : междунар. науч. конф. / ГОУ ВПО
"Оренбург. гос. ун-т". – Оренбург, 2010. – Ч. 1. – С. 104–108. – Библиогр.:
5 назв.
Раскрываются механизмы реализации процесса вхождения высшего
образования в единое образовательное пространство: разработка образовательных
программ, адаптированных к информационно-коммуникационным образовательным
технологиям; переход на систему зачетных единиц (кредитов); создание
национальной цифровой образовательной библиотеки; обеспечение мобильности
студентов и персонала; создание адекватных процедур аккредитации, новые
приложения к дипломам и др.
14.01.75 Экономика, организация, управление,
планирование и прогнозирование образования
Р 3100
49. Волошина И. А. Маркетинг в дополнительном образовании
/
И. А. Волошина, И. О. Котлярова, Ю. В. Тягунова // Высш. образование в России.
– 2010. – № 12. – С. 48–53. – Библиогр.: 6 назв.
Раскрываются особенности структуры управления институтом
дополнительного образования в университете, определена роль маркетинга в
дополнительном образовании, представлен опыт применения маркетинговых
исследований и их результатов при принятии управленческих решений в
дополнительном образовании.
М/66405 № 2
50. Гурьянов А. П. Роль и место договора образовательного
кредитования в инновационных процессах образования / А. П. Гурьянов, О. А.
Ковалева // "Наука и образование: фундам. основы, технологии, инновации" :
междунар. науч. конф. / ГОУ ВПО "Оренбург. гос. ун-т". – Оренбург, 2010. – Ч.
2. – С. 37–41. – Библиогр.: 1 назв.
Утверждается, что высшее образование должно быть доступно не
только талантливым молодым людям успешно прошедшим вступительные экзамены в
вуз и имеющим возможность бесплатно обучаться, но и другим гражданам, которые
не прошли по конкурсу, но тем не менее желают получить высшее образование,
хотя и на платной основе. Лидером образовательного кредита является Сбербанк
России.
Д9-10/76174
51. Емельянова О. В. Управление ценовым риском в
муниципальном вузе / О. В. Емельянова // Перспективы развития информ.
технологий : сб. материалов II Ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.
участием, 11 марта 2010 г. / Центр развития
науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2010. – С. 263–268. – Библиогр.: 8
назв.
Рассмотрены вопросы управления финансовыми ресурсами
муниципального вуза в переходный период экономики, когда вероятность ценовых
рисков значительна. Показаны пути страхования от рисков путем применения
методов хеджирования и самострахования.
Р 3100
52. Жигалев Б. А. Организационные основы управления
развитием
вуза / Б. А. Жигалев // Высш. образование в России. – 2010. – № 12. –
С. 35–40. – Библиогр.: 7 назв.
Рассматриваются вопросы организации управления развитием вуза в
контексте менеджмента качества образования. На опыте Нижегородского
государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова
раскрывается содержание управленческой деятельности на разных уровнях.
Р 3357
53. Лапшинов С. Б. Платные вузовские услуги: каким будет
спрос на ближайшее будущее? / С. Б. Лапшинов, Я. Э. Жукова // Рос.
предпринимательство. – 2011. – № 1, вып. 1. – С. 111–116. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются подходы к определению показателей деятельности
вуза и прогнозированию на их основе объема продаж платных образовательных
услуг при помощи эконометрических регрессионных моделей.
У 1154
54. Нестеров А. В. Влияние рейтинга на развитие
университетов /
А. В. Нестеров // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. –
№ 1. – С. 13–16. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются дискуссионные вопросы создания рейтингов
университетов. Показано, что рейтинги вузов находятся на начальном этапе
развития и фактически используются в рекламных целях. Сам механизм составления
рейтингов материально-вещественной продукции является объективным, но такому
идеальному объекту, как "качество" образования, очень сложно найти объективные
критерии, поэтому рейтинги вузов страдают субъективизмом и вкусовщиной
"экспертов".
Д9-10/76188
55. Стародумова Ю. В. Управление информацией и знаниями
как фактор конкурентоспособности бизнес-школы / Ю. В. Стародумова //
Преподаватель как ключевой фактор формирования инновац.-предпринимат.
компетенций студентов : материалы рос. науч.-практ. конф., г. Пермь,
9–10 сент. 2010 г. / ГОУ ВПО "Перм. гос. техн. ун-т". – Пермь, 2010. –
С. 101–107. – Библиогр.: 2 назв.
Задача управления информацией и знаниями в бизнес-школах
заключается в координации и организации личного знания и знаний самой
бизнес-школы. Раскрывается модель KMAT (Knowledge Management Assessment Tool),
применяемая в США и некоторых странах Европы для определения уровня
совершенства организации в области управления информацией и знаниями. Данный
инструмент рассматривает пять критериев: процессы, лидерство, культура,
технология, инструменты. Каждый оценивается в диапазоне от "отсутствует" до
"отлично" по пятибалльной шкале.
Р 3100
56. Факторович А. А. Принципы управления качеством
образования в вузе в условиях реализации ФГОС / А. А. Факторович // Высш.
образование в России. – 2010. – № 12. – С. 40–48. – Библиогр.: 9 назв.
Рассматриваются проблемы развития высшего профессионального
образования в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных
стандартов третьего поколения. Обоснованы принципы, формы и методы
совершенствования действующих внутривузовских систем управления качеством
образования. Предлагается управленческий механизм, который обеспечит
актуализацию преподавательского и студенческого потенциала как ресурса
реализации новых образовательных стандартов.
Д9-10/76206
57. Чернова Л. В.
Проблемы финансирования высшей школы / Л. В. Чернова // Проблемы и
перспективы развития образования в России : сб. материалов I Междунар.
науч.-практ. конф., 21 апр. 2010 г. / Центр развития науч. сотрудничества. –
Новосибирск, 2010. – С. 402–405. – Библиогр.:
3 назв.
Отмечается недостаток бюджетного финансирования в последние годы
системы высшего образования, определены пути выхода из этого положения:
платное обучение и предоставление различных платных услуг, образовательные
кредиты, заключение договоров между вузами и предприятиями на проведение
научных исследований и разработок, освобождение вузов от региональных налогов
и др.
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные
системы
в образовании
Д9-10/76354
58. Акимова И. В. Использование информационных технологий
в образовании: учеб. пособие для студентов и учителей / И. В. Акимова,
И. А. Баландин; Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. – Пенза, 2010. –
112 с.: ил. – Библиогр.: 25 назв.
Основные современные направления информатизации образования.
Информационные технологии и их роль в образовательном процессе. Электронные
учебники: основные понятия, технологии разработки. Возможности использования
интерактивных досок в образовании. Основные сведения о системе дистанционного
обучения Moodle.
Н/19645 № 1
59. Барчуков И. С. Информационно-телекоммуникацонное
обучение. Ч. 1. Основы теории и методики / И. С. Барчуков. – М., 2011. – 208
с.: ил. – Библиогр.: 30 назв. – ISBN 978-5-905173-02-8.
Концептуальные направления онлайнового обучения в зарубежных и
отечественных вузах; суперкомпьютеры в информационно-телекоммуникационном
образовательном процессе; основные структуры и функции распределенного вуза;
способы передачи образовательной информации в распределенном вузе; программное
обеспечение контроля успеваемости и аттестации студентов и др.
Н/19645 № 2
60. Барчуков И. С. Информационно-телекоммуникационное
обучение. Ч. 2. Практико-преобразующие основы / И. С. Барчуков. – М., 2011. –
208 с.: ил. – Библиогр.: 19 назв. – ISBN 978-5-905173-03-5.
Элементы системы менеджмента качества обучения студентов;
Инновационные образовательные технологии в системе управления качеством;
нормативы и оценка технологических средств информационно-телекоммуникационного
обучения; информационные технологии и методики разработки учебных продуктов;
научно-исследовательская деятельность в инновационном обучении; онлайновый
диссертационный совет распределенного вуза: взгляд в будущее и др.
У 2328
61. Благодатский Г. А. К вопросу создания информационной
системы вуза / Г. А. Благодатский // Вестн.
Ижев. гос. техн. ун-та. – 2010. – № 4 (48). – С. 118–120. – Библиогр.:
5 назв.
Предлагается новая информационная модель с применением сервера
бизнес-процессов, основанного на Berkley DB, и инновационной CRM-платформы.
Предложенная информационная система обладает большей универсальностью,
гибкостью, возможностью обобщить и использовать опыт экспертов в области
управления вузом и методы системного анализа. Новая информационная система
интегрирует все существующие информационные системы в единую информационную
систему вуза.
Д9-10/77060
62. Злобин А. Д. Квантово-виртуальный метод
дистанционного обучения / А. Д. Злобин, В. Н. Пряхин. – Красноярск:
Научно-инновационный центр, 2010. – 387 с. – Библиогр.: 218 назв. – ISBN
978-5-904771-12-6.
Монография содержит концептуальное видение проблемы
дистанционного образования в России, обзор терминов и понятий, принятых в
информатике и педагогике, методологию дистанционного обучения и анализ итогов
экспериментальных исследований. Акцентируется внимание на суть
квантово-виртуального метода дистанционного обучения, отказываясь от более
масштабного исследования технологий дистанционного обучения в США,
Великобритании, Германии и других странах, доминирующих на мировом рынке
образовательных услуг.
Р 3100
63. Рубин Ю. Б. Управление качеством электронного
обучения на основе европейских стандартов / Ю. Б. Рубин, Э. Ю. Соболева //
Высш. образование в России. – 2010. – № 12. – С. 74–83. – Библиогр.: 7 назв.
Рассматриваются некоторые стандарты качества электронного
обучения и европейские проекты по оценке качества электронного обучения.
Д9-10/76174
64. Стебеняева Т. В. Интенсификация образовательного
процесса на основе применения современных информационно-коммуникационных
технологий / Т. В. Стебеняева // Перспективы развития информ. технологий : сб.
материалов II Ежегод. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 11
марта 2010 г. / Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2010. – С.
343–348. – Библиогр.: 6 назв.
Обоснована необходимость
повышения уровня профессиональных компетенций специалистов на основе
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Приведены
дидактические возможности современных ИКТ, реализация которых позволяет
интенсифицировать образовательный процесс. Описаны структура, профили основных
пользователей и функциональные возможности разработанного программного
комплекса для подготовки компетентных специалистов и оценки уровня их знаний.
У 1154
65. Сугак Д. Б. Рейтинг электронных представительств
вузов в глобальной сети Интернет / Д. Б. Сугак // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика
информ. работы. – 2011. – № 1. – С. 16–19. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматривается один из способов оценки веб-сайтов – рейтинговая
оценка. Анализируются достоинства и недостатки такого метода оценки. Подробно
анализируется крупнейшая рейтинговая система оценки веб-сайтов вузов –
Webometrics. Исследуются причины низкого рейтинга веб-сайтов отечественных
вузов. Обосновывается значение веб-сайта кафедры как важнейшей структурной
единицы, формирующей портал вуза.
Д9-10/77111
66. Чернова Д. В. Модернизация системы управления
образовательными услугами в вузе на основе дистанционных технологий / Д. В.
Чернова, Р. К. Крайнева. – Тольятти: Изд-во фонда "Развитие через
образование", 2010. – 183 с. – Библиогр.: 159 назв. – ISBN 978-5-88299-186-8.
Приводится характеристика потребителей образовательных услуг,
содержится обзор состояния рынка образовательных услуг заочной формы обучения
с элементами дистанционных технологий, представлена методика формирования
системы управления образовательными услугами заочной формы обучения с
элементами дистанционных технологий.
Н / 16063 № 70 (5)
67. Шульгин А. О. Особенности жизненного цикла
автоматизированной системы вуза / А. О. Шульгин // Вестн. Ставроп. гос. ун-та.
– 2010. – Вып. 70 (5). – С. 64–69. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматривается проблема построения оптимальной модели
жизненного цикла для сложных многокомпонентных информационных систем. Проведен
анализ типовых моделей ЖЦ программных средств и предлагается модель жизненного
цикла АИС вуза, учитывающая специфику высшего учебного заведения. Приведены:
структура основных процессов ЖЦ АИС вуза; компонентно-ориентированная модель
ЖЦ программного модуля АИС вуза.
14.29 Специальные (коррекционные) школы.
Дефектология
14.29.25 Специальные школы и дошкольные
учреждения
для слепых и слабовидящих детей. Тифлопедагогика. Вечерние школы для взрослых
слепых и слабовидящих
См. № 95, 96.
14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
Д9-10/75663
68. Милорадов К. А. Компьютерная обучающая программа
«Деловая игра "Конкуренция" (ДИК)» / К. А. Милорадов // Проблемы и перспективы
развития образования в России : сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф.,
3 июня 2010 г. / Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2010. –
С. 71–75. – Библиогр.: 2 назв.
Программа используется при изучении дисциплины "Моделирование
рыночной стратегии предприятия". Компьютерная программа, имитирующая
производственную, маркетинговую и финансовую деятельность трех
предприятий-конкурентов в изменяющихся макроэкономических условиях
в течение пяти лет, позволяет студентам
исследовать, какие основные факторы и ключевые решения влияют на результаты
деятельности предприятия.
14.35.07 Образование и обучение в высшей
профессиональной школе
Д9-10/75654
69. Мордовская А. В. Научно-методическое сопровождение
исследований студентов и аспирантов посредством внедрения кейс-технологии /
А. В. Мордовская, Е. А. Барахсанова, С. В. Панина; ФГАУ ВПО "Сев.-Вост. федер.
ун-т им. М. К. Аммосова", Моск. гос. обл. ун-т. – М., 2010. – 165 с. –
Библиогр.: 232 назв. – ISBN 978-5-7017-1637-5.
Раскрываются теория и практика профессионального становления
будущего специалиста, рассматривается проблема научно-методического
сопровождения исследований студентов и аспирантов посредством кейс-технологии.
Изложены возможности кейс-технологии для подготовки обучающихся к
научно-исследовательской деятельности. Дана функциональная характеристика
портала "Научно-методическое сопровождение исследований студентов и
аспирантов".
14.85 Технические средства обучения и учебное
оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное
оборудование в высшей профессиональной школе
Р 16
70. Лалетин В. А. Актуализация
информационно-коммуникационной компетентности преподавателей в среде
интернет-конференции / В. А. Лалетин, И. Д. Столбова, О. В. Столбов // Alma
mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 1. – С. 54–59. – Библиогр.: 5 назв.
Обсуждается необходимость формирования компетентности
преподавателей высшей школы в использовании информационно-коммуникационных
технологий. Анализируется опыт проведения Международной научно-практической
интернет-конференции "Проблемы качества графической подготовки студентов в
техническом вузе" на базе Пермского государственного технического
университета.
Д9-10/76206
71. Сусленкова Ю. В. Использование интернет-коммуникаций
в подготовке будущих специалистов / Ю. В. Сусленкова // Проблемы и перспективы
развития образования в России : сб. материалов I Междунар. науч.-практ. конф.,
21 апр. 2010 г. / Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск, 2010. –
С. 129–133. – Библиогр.: 5 назв.
Освещены виды интернет-коммуникаций, применяемых автором в
учебной деятельности: элементы сайта кафедры (портал технологий дистанционного
обучения кафедры, форумы портала, чат), ICO, электронная почта. Описана
система Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная
среда).
14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах
Д9-10/75663
72. Архангельский М. В. Исследование методов и средств
автоматизации образовательного процесса в университете прикладных наук г.
Людвигсхафен, Германия / М. В. Архангельский, Д. Ю. Кузнецов // Проблемы и
перспективы развития образования в России : сб. материалов II Междунар.
науч.-практ. конф., 3 июня 2010 г. / Центр развития науч. сотрудничества. –
Новосибирск, 2010. – С. 52–55. – Библиогр.: 3 назв.
Описывается опыт применения информационных технологий в
Университете Прикладных Наук г. Людвигсхафен, Германия на примере проекта
международного сотрудничества с университетом г. Сатакуна, Финляндия.
Анализируется ценность данного опыта, и приводятся рекомендации по его
использованию в Томском политехническом университете.
Р 3100
73. Кириллова Н. Б. Высшее образование во Франции: смена
институциональной парадигмы / Н. Б. Кириллова // Высш. образование в России. –
2010. – № 12. – С. 66–70. – Библиогр.: 9 назв.
Описывается стратегическая
цель реформ высшего образования во Франции – увеличить число студентов вузов и
повысить качество подготовки в них. Отмечена смена парадигмы в организации
высшего образования.
|