Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №4 2011 год
Содержание:

06. Экономика и экономические науки.
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс.
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.71 Отраслевая структура экономики.
06.71.41 Экономика культуры.
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями.

10. Государство и право. Юридические науки.
10.15 Конституционное (государственное) право.
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина.
10.19 Информационное право.
10.41 Авторское право и смежные права.
10.41.51 Охрана авторских прав.

12. Науковедение.
12.01 Общие вопросы науковедения.
12.01.73 Статистика науки.
12.31 Научный труд. Научное творчество.
12.31.31 Научное творчество.
12.41 Организация науки. Политика в области науки.
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах.
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности.
12.79 Научные кадры.
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация.

13. Культура. Культурология.
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение.
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела.
13.41 Библиография. Библиографоведение Общие вопросы.
13.41.07 Теория и методология библиографии.
13.41.11 Современное состояние библиографии.

14. Народное образование. Педагогика.
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики.
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования.
14.01.79 Кадры образования.
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании.
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы.
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе.
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование.
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе.

19. Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации.
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать.
19.51.61 Издательское дело.

20. Информатика.
20.01 Общие вопросы информатики.
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература.
20.01.37 Стандартизация в научно-информационной деятельности
20.01.45 Преподавание информатики.
20.01.79 Кадры.
20.01.80 Правовые вопросы.
20.15 Организация информационной деятельности.
20.15.06 Наднациональные и международные органы информации
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети.
20.17 Документальные источники информации.
20.17.15 Виды источников информации.
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации.
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.01 Общие вопросы.
20.23 Информационный поиск.
20.23.15 Информационно-поисковые языки.
20.23.19 Процессы информационного поиска.
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных.
20.23.29 Электронные библиотеки.
20.51 Информационное обслуживание.
20.51.01 Общие вопросы.
20.51.19 Виды информационного обслуживания.
20.53 Технические средства обеспечения информационных процессов
20.53.01 Общие вопросы.

50. Автоматика. Вычислительная техника.
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники.
50.01.29 Информационная деятельность.
50.01.80 Правовые вопросы.
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.27 Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

81. Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства.
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы.
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации.

82. Организация и управление.
82.33 Стратегический менеджмент. Стратегическое планирование.

85. Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство.
85.29 Патентно-информационная деятельность.
85.31 Изобретательство и рационализаторство.

Указатель использованных источников.

Авторский указатель.


20   Информатика

20.01   Общие вопросы информатики

20.01.04   Информатизация общества. Информационная политика

У 2048

67. Карклиньш Я. Позитивные последствия использования ИКТ становятся все более очевидными: интервью с заместителем генерального директора ЮНЕСКО Я. Карклиньшим / Я. Карклиньш // Информ. о-во. – 2011. – № 1. – С. 4–10.

Освещен ряд острых проблем, связанных с развитием информационного общества, и на решение которых направлены проекты сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО. Среди направлений работы сектора выделены: управление использованием Интернета, расширение доступа к потокам информации и знаний, обеспечение свободного распространения информации в сети, развитие информационной и компьютерной грамотности, сохранение культурного наследия и цифровой информации для будущих поколений.

Д9-10/76211

68. Юрков Д. В. Информационно-коммуникационные технологии управления / Д. В. Юрков; Ин-т упр. и регионологии, Высш. шк. делового администрирования. – Архангельск: КИРА, 2010. – 312 с. – ISBN 978-5-98450-141-5.

Информатизация как процесс движения к информационному обществу. Развитие и применение информационных и коммуникационных технологий. Информационные ресурсы, информационные системы, программы, базы знаний. Интернет. Законодательство РФ в сфере информационных и коммуникационных технологий. Российские справочно-правовые системы. Создание автоматизированной информационной системы на муниципальном уровне. Создание и развитие в России системы электронной экономики, электронного бизнеса. Проблемы информационной безопасности и защиты компьютерной информации. Что ждет информационное общество: "цифровая диктатура" или "цифровая демократия".

20.01.33   Терминология информатики. Справочная литература.
Учебная литература

У 3300

69. Леонидова Г. Ф. Учебное пособие по курсу «Программно-техническое обеспечение автоматизированных библиотечно-информа­цион­ных систем»: подходы к разработке / Г. Ф. Леонидова // Библиосфера. – 2011. – № 1. – С. 75–78.

Рассматривается концепция разработки учебного пособия «Программно-техническое обеспечение...», предназначенного для подготовки технологов автоматизированных библиотечных ресурсов, с точки зрения реализации трех важнейших функций учебных изданий: информационно-познавательной; развивающей; организационной.

20.01.37   Стандартизация в научно-информационной деятельности

Р 325

70. Новый международный библиографическийстандарт RDA /
К. М. Сухоруков // Библиография. – 2011. – № 1. – С. 146–148.

Стандарт разработан для цифровых технологий и возрастающего сообщества пользователей, которым необходимо обмениваться метаданными. Преимуществами RDA являются: структура, основанная на концептуальных моделях FRBR (функциональных требований к библиографическим записям) и FRAD (функциональных требований к авторитетным данным), которая призвана помочь пользователям каталогов находить, идентифицировать, выбирать и получать информацию значительно более упрощенными способами; поддержка кластеризации библиографических записей, что позволяет отражать отношения типа "автор – текст", а также получать более полную информацию о различных изданиях того или иного произведения и т.д.; гибкая структура описания, которая подойдет и для работы с традиционными печатными изданиями; совместимость с новейшими технологиями в области баз данных и др.

20.01.45   Преподавание информатики

У 1154

71. Аврамова Е. В. Обучение библиотечных специалистов работе с электронными ресурсами: из опыта работы Управления библиографическими информационными службами ЦГПБ им. В. В. Маяковского (Санкт-Петербург) / Е. В. Аврамова // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 3. – С. 4–7. – Библиогр.: 6 назв.

Представлены практикующиеся формы обучения и их содержание. Обосновывается необходимость включения комплекса знаний по работе с электронными ресурсами в число базовых компетенций современного библиотечного специалиста. Рассматриваемая образовательная деятельность ориентирована на библиографов и сотрудников отделов обслуживания публичных библиотек Санкт-Петербурга.

20.01.79   Кадры

М/60703 № 126

72. Валиуллина Н. Р. Библиотека: найм персонала / Н. Р. Валиуллина. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 127 с.: ил. – ("Библиотекарь и время. XXI век"; вып. № 126). – ISBN 978-5-8167-0034-4.

Впервые предложены и обоснованы принципы привлечения подготовленных кадров в библиотечные учреждения. Проанализированы система управления персоналом, структура деятельности библиотечного менеджера. Описана методика отбора претендентов на вакантные места в библиотеке. Приводятся многочисленные методические материалы (инструкции, анкеты, рекомендации), апробированные в библиотеках Республики Татарстан.

См. также №  71

20.01.80   Правовые вопросы

У 2914

73. Борисова Е. И. Правовые барьеры в библиотечной отрасли / Е. И. Борисова // Справ. рук. учреждения культуры. – 2011. – № 3. – С. 99–103.

Характеризуются существующие проблемы и коллизии в библиотечном законодательстве.

См. также №  7,  8.

20.15   Организация информационной деятельности

20.15.06   Наднациональные и международные органы информации

Р 325

74. Сухоруков К. М. Научная и методическая деятельность РКП в сфере библиографии / К. М. Сухоруков // Библиография. – 2011. – № 1. – С. 3–13.

Научно-исследовательские разработки, государственные стандарты, методические материалы РКП; участие специалистов РКП в подготовке проекта закона "Об обязательном экземпляре документов в городе Москве"; текущая деятельность журнала "Библиография".

20.15.31   Научные и технические библиотеки и библиотечные сети

Д9-11/75800

75. Воякин Е. А.Формирование библиотечного контура вуза /
Е. А. Воякин // Информ. технологии для соврем. ун-та : [сб. ст.] / Гос. науч.-исслед. ин-т информ. технологий и телекоммуникаций. – М., 2011. –
С. 160–163.

Рассмотрены основные системы библиотечного контура: хранилище электронных образовательных ресурсов, учебных курсов и мультимедиа-материалов; система организации виртуальных читальных залов; автоматизированная система библиотечного хранения, принцип использования в библиотеке университета технологий типа RFID.

Ж2-11/50329

76. Загайнова Н. Л. Использование технологии Data Mining в библиотечных системах / Н. Л. Загайнова, Л. А. Пляскина, А. С. Карауш // Соврем. образование: техн. ун-ты в модернизации экономики России : материалы междунар. науч.-метод. конф., 27–28 янв. 2011 г., Россия, Томск / Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. – Томск, 2011. – С. 213–214.

Анализируется читательская аудитория муниципальных библиотек по данным ежегодной перерегистрации, начиная с 2003 года.

Ж2-11/50329

77. Матвеева Е. А. Возможности библиотеки в информационном обеспечении управления образовательным процессом вуза / Е. А. Матвеева // Соврем. образование: техн. ун-ты в модернизации экономики России : материалы междунар. науч.-метод. конф., 27–28 янв. 2011 г., Россия, Томск / Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. – Томск, 2011. – С. 207–208.

Раскрываются новые подходы к использованию данных картотеки книгообеспеченности и показателей книговыдачи в практике работы библиотеки Омского государственного технического университета. Первый аспект касается описания технологии предоставления доступа к АРМ "Книгообеспеченность" САБ ИРБИС 64 через сайт библиотеки. Второй аспект показывает, что АРМ "Книговыдача" может не только поддерживать библиотечные процессы, но и влиять на политику формирования фондов библиотеки и эффективность расходования денежных средств, выделяемых на комплектование.

Р 3070

78. Редькина Н. Комплексная IT-стратегия – эффективный расход ресурсов / Н. Редькина // Библиотека. – 2010. – № 11. – С. 29–33.

Под стратегией понимается управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Рассмотрены виды технологических стратегий в библиотеке. Выделены IT-стратегии библиотеки: IT-инфраструктура (компьютеры, телекоммуникации, системное программное обеспечение и информационные системы); информационные ресурсы и услуги; персонал, включая сотрудников IT-служб.

См. также №  94.

20.17   Документальные источники информации

20.17.15   Виды источников информации

У 3300

79. Котляров И. Д. Проблемы функционирования российских научных журналов / И. Д. Котляров // Библиосфера. – 2011. – № 1. – С. 39–43. – Библиогр.: 4 назв.

Приведен перечень критериев, которым должен соответствовать журнал, претендующий на статус научного. Базовая методика отбора статей для публикации. Процесс приема статей к публикации в российских научных журналах. Плата за публикацию научных статей.

У 1154

80. Лукашевич Н. Л. Об одном эффекте кумулятивного наполнения выпусков РЖ ВИНИТИ РАН по астрономии, географии, геологии, геофизике, металлургии и механике / Н. Л. Лукашевич // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 3. – С. 15–18. – Библиогр.: 11 назв.

Анализируется наполнение тематических выпусков РЖ ВИНИТИ РАН. Отмечается, что годовое наполнение четырех последних тематических выпусков упало в период 1986–2009 гг. в 2–3 раза. Предлагается для того, чтобы российская наука имела полное, своевременное и доступное информационное обеспечение, во-первых, резко увеличить текущее наполнение БД ВИНИТИ, а во вторых, перейти от информирования в виде печатных выпусков РЖ к их электронным версиям в Интернете.

20.17.17   Комплектование, учет и хранение фондов источников информации

У 3300

81. Бочарова Е. Н. Автоматизированное рабочее место комплектатора отечественной литературой в ЦБ БЕН РАН / Е. Н. Бочарова, Е. В. Кочукова // Библиосфера. – 2011. – № 1. – С. 58–61. – Библиогр.: 5 назв.

Описана автоматизированная технология комплектования фондов библиотек, входящих в централизованную библиотечную сеть БЕН РАН. Автоматизированное рабочее место комплектатора включает в себя: информационно-библиотечную систему "Библиобус", автоматизированную систему ведения и поддержки ТТПК, экспертную интернет-систему оценок литературы, систему обобщенного статистического мониторинга работы ЦБС БЕН РАН, справочную систему «Наука России».

Р 3070

82. Джиго А. Обязательный экземпляр в информационно-телеком­муникационной сети / А. Джиго // Библиотека. – 2010. – № 10. – С. 47–50.

Освещены вопросы распространения Федерального закона об обязательном экземпляре на электронные документы, находящиеся в информационно-телекоммуникационном режиме. Высказана необходимость разработки документов on-line с поэтапным включением отдельных их видов в институт обязательного экземпляра для формирования полного национального библиотечно-информационного фонда.

У 3300

83. Медведева Е. В. Обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда в научной библиотеке Томского государственного университета / Е. В. Медведева, Е. А. Масяйкина // Библиосфера. – 2011. – № 1. – С. 79–83. – Библиогр.: 9 назв.

Описан опыт решения проблемы сохранности и безопасности библиотечных фондов в НБ ТГУ, в основе которого как обеспечение сохранности самих документов (обеспылевание, консервация, маркировка документов магнитными лентами для исключения выноса книг за пределы библиотеки и др.), так и организации системы безопасности (физическая охрана и инженерно-техническая оснащенность библиотек).

У 3761

84. Петрусенко Т. В. Электронные аукционы: шаг за шагом / Т. В. Петрусенко, И. В. Эйдемиллер // Кн. индустрия. – 2011. – № 2 (84). – С. 56–59.

Обсуждаются изменения в сфере госзакупок, ФЗ-94, особенности открытого аукциона в электронной форме.

Р 3070

85. Сухоруков К. Книжные палаты в современных условиях / К. Сухоруков // Библиотека. – 2010. – № 11. – С. 13–16.

Рассматривается создание региональных (или федеральных окружных) репозитариев. Репозитарии предназначены для формирования фондов литературы эпизодического спроса, которые должны разгружать хранилище в своем регионе и обеспечивать коллективное использование своих фондов в соответствии с конкретными правилами и законодательством.

20.19   Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации

20.19.01   Общие вопросы

У 3300

86. Меркулова А. Ш. От библиографического свертывания к аналитическому: опыт подготовки катализаторов в вузе / А. Ш. Меркулова,
О. Я. Сакова // Библиосфера. – 2011. – № 1. – С. 71–74. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены особенности вузовской подготовки студентов по курсу аналитико-синтетической переработки информации, дан анализ содержательной подготовки каталогизаторов в средних профессиональных и высших учебных заведениях, выделены общепрофессиональные и специальные компетенции, свойственные специалистам в области аналитико-синтетической переработки информации. Особое внимание уделено системе непрерывного образования специалистов в области аналитико-синтетической переработки информации. Предложено рассмотреть вопрос о дальнейшем активном развитии партнерских отношений между вузами, осуществляющими подготовку каталогизаторов, и региональными, а также национальными библиотечно-информационными корпорациями.

20.23   Информационный поиск

20.23.15   Информационно-поисковые языки

Ж2-11/50329

87. Осина Р. М. Для чего нужна УДК? Поисковые функции УДК в электронных каталогах библиотек / Р. М. Осина // Соврем. образование: техн. ун-ты в модернизации экономики России : материалы междунар. науч.-метод. конф., 27–28 янв. 2011 г., Россия, Томск / Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. – Томск, 2011. – С. 214–216.

Рассматриваются функции классификационных систем, поисковые возможности УДК в современных АБИС, приводится сравнительный анализ классификационных и вербальных ИПЯ, обсуждаются проблемы использования УДК для поиска в ЭК.

20.23.19   Процессы информационного поиска

У 1155

88. Голицина О. Л. Модели информационного поиска в контексте поисковых задач / О. Л. Голицина, Н. В. Максимов // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. – 2011. – № 2. – С. 1–12. – Библиогр.: 16 назв.

Приводится обобщенная итеративная запросно-ответная схема процесса поиска. Определяется понятие механизма поиска и его место и роль в поисковом процессе. Приводится характеристика системы моделей механизмов поиска, ориентированной на поддержку поисковых задач разных типов и на развитие поискового процесса с использованием внутренней и внешней обратной связи. Для реализации внешней обратной связи предлагается использовать модели многомерного количественного анализа, основанные на координатном индексировании.

20.23.21   Информационно-поисковые системы. Банки данных

См. №  69,  77,  81.

20.23.29   Электронные библиотеки

См. №  71,  82.

20.51   Информационное обслуживание

20.51.01   Общие вопросы

У 2914

89. Сафиканова Н. М. Автоматизированное библиотечное обслуживание пользователей в комплексно компьютеризированной библиотеке /
Н. М. Сафиканова // Справ. рук. учреждения культуры. – 2011. – № 3. –
С. 72–83.

Комплексный подход к автоматизации обслуживания читателей состоит в компьютеризации всех библиотечно-библиографических процессов. На примере библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева раскрываются возможности, предоставляемые и читателям, и сотрудникам библиотеки, автоматизированной информационной библиотечной системой "Absothe­queUnicode".

У 3300

90. Цукерблат Д. М. Важнейшее звено процесса экономической интеграции / Д. М. Цукерблат, Л. Г. Щукина // Библиосфера. – 2011. – № 1. –
С. 62–66. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается место информационного фонда технических регламентов и стандартов в системе информационно-библиотечного обеспечения специалистов. Сформулированы основные ценности деятельности системы ИБО технического регулирования: ориентация на запросы потребителя; аккуратность, точность и достоверность переработки и распространения информации; стремление к объединению информационных потоков в единую систему знания о стандартизации, метрологии и сертификации. Работа библиотек заключается в разъяснении пользователю всех вопросов, связанных с использованием организованных определенным образом фондов НТД.

20.51.19   Виды информационного обслуживания

Ж2-11/50329

91. Заблоцкая Т. А. Электронные информационные ресурсы библиотеки в образовательном пространстве вуза / Т. А. Заблоцкая, Л. А. Евсеева // Соврем. образование: техн. ун-ты в модернизации экономики России : материалы междунар. науч.-метод. конф., 27–28 янв. 2011 г., Россия, Томск / Том. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. – Томск, 2011. – С. 208–209.

Перечислены возможности библиотеки ТУСУРа: информационно-библиотечное обслуживание как традиционными, так и электронными документами; создание собственных библиографических ресурсов, БД, локальной информационной системы.

У 1154

92. Тупысев Н. В. Автоматизированная система управления научно-технической информацией (опыт работы сектора патентования и информации ОАО «ЦКБ МТ "Рубин"») / Н. В. Тупысев // НТИ. Сер. 1, Орг. и методика информ. работы. – 2011. – № 3. – С. 10–11. – Библиогр.: 2 назв.

Описан процесс создания в организации системы обеспечения сотрудников научно-технической информацией. Рассмотрен вариант формирования соответствующего раздела на внутреннем сайте организации. Изложены его достоинства и недостатки по результатам практического использования. Определены требования, которым должна соответствовать такая система. Дано краткое описание разработанной программы для ЭВМ.

См. также №  65.

20.53   Технические средства обеспечения
информационных процессов

М/60703 № 122

93. Дрешер Ю. Н. Технические средства управления / Ю. Н. Дрешер, В. А. Цветкова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 351 с.: ил. – ("Библиотекарь и время. XXI век"; вып. № 122). – Библиогр. к гл. – ISBN 978-5-8167-0032-0.

Подробно рассмотрен круг вопросов по дисциплине "Документоведение и документационное обеспечение управления". Изложены основные управленческие процессы, дана классификация технических средств. Характеризуется совместимость, структура и классификация соответствующих технических средств (компьютера, сканера, принтера, проектора, мобильных персональных компьютеров и т.д.). Приведены и описаны технические средства тиражирования и копирования документов (допечатный, печатный и послепечатный процессы). Описаны виды копировальной и множительной техники и основные виды копиров. Раскрыты технические средства транспортировки документов, системы передачи информации,
IP-телефония, электронная почта.

20.53.01   Общие вопросы

У 3300

94. Редькина Н. С. Внедрение информационных технологий в библиотеках с учетом оценки их эффективности / Н. С. Редькина // Библиосфера. – 2011. – № 1. – С. 45–52. – Библиогр.: 17 назв.

Рассмотрены этапы внедрения информационных технологий (ИТ): разработка ИТ-стратегии библиотеки, детальное планирование ИТ по объектам, обследование объекта воздействия, выбор ИТ с учетом эффективности, обучение сотрудников, внедрение ИТ, анализ результатов внедрения. Предложена модель внедрения ИТ с учетом оценки их эффективности.

  
На главную