Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №5 2011 год
Содержание:

06. Экономика и экономические науки
06.01 Общие вопросы экономических наук
06.01.29 Информационная деятельность в области экономических наук
06.39 Наука управления экономикой
06.39.41 Теории менеджмента
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.41 Экономика культуры
06.73 Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты
06.73.15 Государственные финансы. Налоги
06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
06.75.47 Прибыль. Рентабельность. Цены
06.77 Экономика труда. Трудовые ресурсы
06.77.61 Рынок труда
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.19 Управление производством
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.30 Основной и оборотный капитал предприятия. Капиталовложения. Финансы

10 Государство и право. Юридические науки
10.19 Информационное право
10.19.43 Правовой режим информационных ресурсов
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.23 Объекты промышленной собственности. Условия патентоспособности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав
10.91 Государство и право отдельных стран

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.53 Экспертиза научной деятельности, аттестация и аккредитация научных учреждений
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.91 Библиотечное дело в отдельных странах

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.07 Теория и методология информатики
20.01.80 Правовые вопросы
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.17 Документальные источники информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.23 Перевод научных текстов
20.23 Информационный поиск
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.25 Информационные системы с базами знаний
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания
20.53 Технические средства обеспечения информационных процессов
20.53.33 Здания информационных центров и их оборудование

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.35 Экспертные системы

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.25 Патентное дело. Изобретательствои рационализаторство
50.01.80 Правовые вопросы
50.07 Теоретические основы вычислительной техники
50.07.05 Теория вычислительных систем высокой производительности
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

82 Организация и управление
82.13 Государственное и административное управление
82.13.13 Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. Документоведение

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.29 Патентно-информационная деятельность
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.05 Лицензия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14  Народное образование. Педагогика

14.01  Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11  Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики

Н/16821

49. Афанасьева С. Г. Модульные технологии и формирование программ повышения квалификации в техническом вузе / С. Г. Афанасьева // Изв. Сам. науч. центра РАН. – 2010. – Т. 12 (36), № 4 (3). – С. 735–738. – Библиогр.: 4 назв.

Раскрывается структура модульных программ, состоящих из блоков: введение в модуль, обучающий модуль, практический модуль, контрольный модуль и модуль управления самостоятельной работой слушателей. Научная новизна заключается в инновационных направлениях модернизации факультета повышения квалификации в процессе формирования профессиональной компетентности работников образования.

У 1880

50. Верховец С. В. Роль федеральных университетов в формировании региональной инновационной инфраструктуры (на примере Сибирского федерального университета) / С. В. Верховец, В. И. Кирко, А. В. Кеуш // Инновации. – 2010. – № 10 (144). – С. 60–64. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматривается понятие "федерального университета". Приводится обзор законодательства, касающегося деятельности федеральных университетов по развитию инновационной деятельности и созданию малых предприятий. Предложена модель региональной инновационной инфраструктуры на основе взаимодействия Сибирского федерального университета (СФУ) с территориально-административными образованиями и финансово-промышленными группами.

Р 3545

51. Горелов Н. А. "Новая грамотность" XXI века / Н. А. Горелов,
О. Н. Мельников, В. В. Синов // Креатив. экономика. – 2011. – № 3. –
С. 102–111. – Библиогр.: 8 назв.

Ставится задача развития у обучающихся креативного, то есть созидательного, а не стандартного мышления, основанного только на заучивании предлагаемой ему информации, то есть требуются навыки новой грамотности. Рассматриваются главные ресурсы и принципы функционирования наукоемкой экономики. Прослеживается четкая взаимосвязь между основными ценностями экономики нового типа: знания –  креативность – инновации.

У 2837

52. Грошев И. В. Исследование деятельности вузов с позиций формирования бренда / И. В. Грошев // Высшее образование сегодня. – 2011. –
№ 2. – С. 51–56. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается проблема эффективности использования вузом рекламной информации для привлечения потенциальных потребителей образовательных услуг и формирования учебного заведения в их сознании. Описываются атрибуты бренда вуза, в числе которых качество образования, престижность диплома, имидж учебного заведения, направления подготовки, материальная база.

У 2361

53. Иванов В. Г. Дополнительное профессиональное образование как фактор инновационного развития современного вуза: слагаемые успеха /
В. Г. Иванов, С. В. Барабанова // Вестн. Каз. технол. ун-та. – 2010. – № 12. – С. 22–29. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются вопросы становления и развития инновационной системы дополнительного профессионального образования вуза, ориентированной на потребности реального сектора экономики, обеспечивающей преподавателям повышение квалификации, а студентам – возможность освоения дополнительных образовательных программ.

У 1880

54. Корпоративная инновационная система высшей школы и национальная инновационная система России / А. А. Харин [и др.] // Инновации. – 2010. – № 10 (144). – С. 10–18. – Библиогр.: 21 назв.

Рассматриваются вопросы, связанные с созданием корпоративной инновационной системы высшей школы России как одного из важнейших элементов формируемой национальной инновационной системы. Раскрывается состояние финансового обеспечения науки в России в сопоставлении с другими странами. Значительное внимание уделено истории развития инновационной сферы в отечественных вузах. Показана необходимость и обоснована возможность создания корпоративной инновационной системы высшей школы.

Н/16821

55. Проблемы многоуровневой  инженерной подготовки в России / Н. И. Дедов [и др.] // Изв. Сам. науч. центра РАН. – 2010. – Т. 12 (36), № 4 (3). – С. 753–756. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются некоторые проблемы процесса реформирования высшего образования, связанные с переходом на двухуровневую систему подготовки выпускников вузов. Проведен анализ подготовки инженерных кадров до вступления России в Болонский процесс. Сделаны выводы о необходимости перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и о необходимости постепенной интеграции в образовательное пространство и пространство научных исследований единой Европы.

Р 3545

56. Савзиханова С. Э. Обучение в плоскости сетей / С. Э. Савзиханова // Креатив. экономика. – 2011. – № 3. – С. 92–96. – Библиогр.: 4 назв.

Представлена аргументация несостоятельности политики укрупнения вузов путем физического слияния нескольких учреждений разного профиля. Предложена методология горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне на базе сетевого взаимодействия, и разработана информационно-коммуникационная инфраструктура такой интеграции. Обоснована целесообразность формирования федеральных университетов в форме сетевой организации с использованием информационно-коммуникационной системы. Приведены сравнительные характеристики университета, университетского комплекса и университетского округа.

Д9-10/76203

57. Система профессионального образования в России: проблемы и перспективы развития / А. А. Арасланова [и др.] ; под общ. ред. С. С. Чернова; Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. – 200 с. – Библиогр.: 407 назв. – ISBN 978-5-94301-176-4.

Раскрываются теоретико-методологические основы анализа развития истории педагогики. Исследованы перспективы модернизации высшего образования в России: глобализационные процессы. Отмечается, что одной из проблем глобализации является потенциальная глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Отдельного внимания заслуживают перспективы развития системы дополнительного профессионального образования.

Ж2-11/50728

58. Университет в современном обществе: стратегия инновационного развития / И. А. Бедрачук [и др.]; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. – Владивосток, 2011. – 307 с. – Библиогр.: 206 назв. – ISBN 978-5-9736-0181-2.

Предложена стратегия взаимодействия университета с субъектами общества на основе идеи социальной ответственности вуза перед обществом и концепции заинтересованных сторон. Обобщены теория и практика стратегического партнерства вузов с бизнес-средой. Отражены проблемы формирования компетентностной модели выпускника вуза и ключевых компетенций преподавателей и сотрудников университета, сформулированы принципы новой системы оплаты труда и материального стимулирования персонала.

Р 16

59. Фролов А. В. Влияние мирового экономического кризиса 2008–2009 гг. на высшее образование и его глобализацию (аналитический обзор) / А. В. Фролов // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 3. – С. 67–73. – Библиогр.: 11 назв.

Анализируется состояние национальных университетских систем и новые тенденции глобализации высшего образования. Роль университетов в национальных и глобальных инновационных системах. Новое соотношение сил в образовании: азиатские страны (Китай, Тайвань, Южная Корея, Индия) осуществляют гигантские инвестиции в строительство инфраструктуры высшего образования, в т.ч. в сферу исследований. По данным Financial Times (26 января 2010 г.) Китай уже обгоняет весь мир по темпам роста научных исследований и на данный момент уступает только Америке по объему производства научных знаний.  Создаются исследовательские кластеры в сфере высшего образования, межуниверситетские консорциумы и иные альянсы.

Р 3545

60. Эминова Н. Э. Мобильность в координатах обучения / Н. Э. Эминова // Креатив. экономика. – 2011. – № 3. – С. 97–101. – Библиогр.: 2 назв.

Говорится об актуализации изучения проблем интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство. Проанализированы основные составляющие данного процесса: автономность, академическая мобильность преподавателей, европейское приложение к диплому, двухуровневая система.

14.01.17  Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики

Р 16

61. Алтунина В. В. Деятельность Калининградской бизнес-школы в условиях мировых образовательных процессов / В. В. Алтунина // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 3. – С. 28–30. – Библиогр.: 3 назв.

Описан опыт работы "Европейской бизнес-школы-Калининград", избравшей стратегию сотрудничества с ведущими европейскими бизнес-школами группы EBSI. Ассоциация EBSI существует с 1965 г. и объединяет вузы, расположенные в Лондоне, Париже, Мадриде, Мюнхене, Дублине, Милане и Нью-Йорке. Одна из главных целей интернационализации образования – обеспечение мобильности студентов. Все студенты Калининградской бизнес-школы проходят обучение за рубежом в вузе-партнере из ассоциации EBSI: один семестр там, где обучение ведется на английском языке, и еще один на немецком. Студент Калининградской бизнес-школы может сам выбрать зарубежную школу-партнера, принять решение о возвращении в Калининград или окончании обучения за рубежом и получении диплома европейского образца.

14.01.75  Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

У 3056

62. Баранова Е. Е. О стимулировании инновационной деятельности / Е. Е. Баранова // Изобретательство. – 2011. – Т. XI, № 4. – С. 39–42. – Библиогр.: 7 назв.

Предлагается оценивать инновационную активность вузов, как и других научных организаций, не по количеству поданных заявок, а по достижению действительных целей – количеству и эффективности использованных изобретений, на которые получены патенты.

У 2495

63. Карпов А. С. Модели управления высшим учебным заведением с учетом стратегических приоритетов развития / А. С. Карпов // Вестн. ун-та. – 2010. – № 22. – С. 183–186. – Библиогр.: 2 назв.

Предложен подход к планированию объемов и расходов внебюджетных фондов учебного заведения, исходя из численности обучаемого контингента.

Д9-10/78139

64. Федорчук Ю. М. Инвестиции в образование: развитие образовательного кредитования в России / Ю. М. Федорчук. – Саратов: ИЦ "Наука", 2010. – 236 с. – Библиогр.: 173 назв. – ISBN 978-5-9999-0709-7.

Исследованы теоретические и методические разработки по проектированию эффективно функционирующей персонифицированной системы инвестирования в профессиональное образование и созданию научно-методических основ механизма государственной поддержки образовательного кредитования. Рассмотрены основные субъекты программ образовательного кредитования и их функции в рамках Концепции государственной поддержки образовательного кредитования, подготовленной Минобрнауки РФ, а также выполнена оценка перспектив развития образовательного кредитования в Российской Федерации. 

См. также  №  14, 15.

14.01.80  Правовые вопросы в системе образования

У 3670

65. Лопатин В. Н. Интеллектуальная собственность в университете /
В. Н. Лопатин // Право интеллектуал. собственности. – 2011. – № 1. – С. 3–6. – Библиогр.: 1 назв.

Приведены основные выводы и рекомендации автора как национального эксперта Европейской комиссии в рамках проекта TEMPUS-MERCURY по созданию центров интеллектуальной собственности в университетах с учетом опыта и практики их деятельности в странах Евросоюза и СНГ.

14.01.85  Автоматизация и автоматизированные системы
в образовании

У 2837

66. Петрова Е. А. К вопросу поддержки очной формы обучения студентов в вузе / Е. А. Петрова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 78–80. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматриваются варианты поддержки очной формы обучения студентов в вузе (Московский государственный строительный университет, кафедра прикладной химии) с применением новых информационных технологий. Характеризуются особенности применения электронных и мультимедийных учебных пособий, системы тестирования, виртуальных лабораторий и образовательного портала в процессе обучения студентов.

Н/15793

67. Пителинский К. В. Использование компетентностного подхода и нечеткой логики при создании и оценке сложности разработки автоматизированной системы обучения и тестирования для студентов специальности "Прикладная информатика в экономике" / К. В. Пителинский, А. В. Тишкин // Информ. технологии в проектировании и пр-ве. – 2011. – № 1. – С. 66–70. – Библиогр.: 11 назв.

Раскрывается место АСОТ (автоматизированной системы обучения и тестирования) в учебном процессе, приведена функциональная схема использования АСОТ.

Н/16821

68. Цапенко В. Н. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов при внедрении e-learning технологий в систему дистанционного образования / В. Н. Цапенко, О. В. Филимонова // Изв. Сам. науч. центра РАН. – 2010. – Т. 12 (36), № 4 (3). – С. 774–777. – Библиогр.: 5 назв.

Характеризуется использование e-learning технологий в Самарском государственном техническом университете и доказывается их приоритетность среди имеющихся систем профессиональной подготовки студентов.

У 2837

69. Чеботарева О. И. Проблема адаптации учебных заданий для электронного учебника при очно-дистанционном обучении / О. И. Чеботарева // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 80–83. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются компьютерные обучающие программы. Отмечается, что нередко электронные учебники создаются на основе уже существующих учебно-методических комплексов. Поэтому возникает необходимость в адаптации отдельных заданий и общей структуры упражнений к электронной форме. Выделены основные направления адаптации упражнений, особо выделены задания, создающие особые трудности при переносе их в компьютерную обучающую программу. 

См. также  №  75.

14.15  Система образования

14.15.17  Аттестация и аккредитация образовательных учреждений

Р 16

70. Резник С. Д. Репутация высшего учебного заведения: компоненты и модель / С. Д. Резник, Т. А. Юдина // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 3. – С. 30–35. – Библиогр.: 8 назв.

Уточнение понятия "репутация вуза". Показатели формирования репутации вуза. Аккредитация вуза. Оценка репутации вуза. Формирование репутации ректора вуза. Модель репутации вуза. Делается вывод, что заработать высокую репутацию достаточно сложно, в то время как именно репутация руководителя высшего учебного заведения напрямую влияет на уровень репутации самого вуза.

14.35  Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы

Д9-11/77618

71. Основные направления развития высшего образования в России и за рубежом / Ю. С. Перфильев [и др.]; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2011. – 423 с. – Библиогр. в конце гл. – ISBN 978-5-94617-229-5.

Инновации в отечественном образовании и повышение его конкурентоспособности. Зарубежное элитное и элитарное образование. Магистратура за рубежом. Методология формирования содержания образования, образовательных технологий и средств обучения с учетом мирового опыта.

14.35.01  Общие вопросы

У 2837

72. Вишнякова И. В. Анализ состояния образования в области интеллектуальной собственности в России / И. В. Вишнякова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 47–50. – Библиогр.: 5 назв.

Современное состояние образования в области интеллектуальной собственности оценивается автором как не вполне удовлетворительное. Из исследования следует, что услуги патентоведов и поверенных в России остаются невостребованными, в то время как  в странах с развитой экономикой такие специалисты являются элитой и загружены работой по оформлению патентов, консультированием по вопросам права в области интеллектуальной собственности. Анализируются формы и методы организации образования в сфере интеллектуальной собственности в различных учебных заведениях.

У 3089

73. Истомин А. Л. Определение оптимальной структуры учебных помещений, обеспечивающей допустимое расписание занятий в вузе /
А. Л. Исто­мин // Системы упр. и информ. технологии. – 2011. – № 1(43). – С. 73–77. – Библиогр.: 2 назв.

Приведена постановка задачи и метод нахождения оптимальной структуры учебных помещений, обеспечивающей выполнение всех обязательных требований к расписанию учебных занятий в вузе, и при которой затраты на использование учебных помещений минимальны.

14.35.07  Образование и обучение в высшей профессиональной школе

У 1880

74. Сравнительный анализ эффективности технологий обучения /
Н. Д. Рогалев [и др.] // Инновации. – 2010. – № 10 (144). – С. 87–91. – Библиогр.: 2 назв.

Проводится сравнительный анализ эффективности технологий обучения: традиционная технология, "методика активации знаний", дистанционная технология. В качестве критериев эффекта и эффективности изучения дисциплины в вузе приняты два критерия: результативность и эффективность. В качестве статистических характеристик оценки рассматривались: математическое ожидание экзаменационных оценок, коэффициент вариации и мода распределения.

14.91  Народное образование и педагогика в отдельных странах

Р 16

75. Корсунов В. И. Актуальные вопросы on-line обучения: опыт высшей школы США / В. И. Корсунов // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 2. – С. 68–72. – Библиогр.: 7 назв.

On-line обучение рассматривается как новая информационная технология обучения и фактор, определяющий развитие высшей школы США. Анализируются различные проблемы американского вузовского on-line образования: психолого-педагогические, методические, организационные, технические, финансовые. 

См. также  №  59, 71.

  
На главную