14 Народное образование.
Педагогика
14.01 Общие вопросы
народного образования
и педагогики
14.01.11 Современное состояние и
перспективы
развития образования и педагогики
Н/16821
49. Афанасьева С. Г. Модульные технологии и формирование
программ повышения квалификации в техническом вузе / С. Г. Афанасьева // Изв.
Сам. науч. центра РАН. – 2010. – Т. 12 (36), № 4 (3). – С. 735–738. –
Библиогр.: 4 назв.
Раскрывается структура модульных программ, состоящих из блоков:
введение в модуль, обучающий модуль, практический модуль, контрольный модуль и
модуль управления самостоятельной работой слушателей. Научная новизна
заключается в инновационных направлениях модернизации факультета повышения
квалификации в процессе формирования профессиональной компетентности
работников образования.
У 1880
50. Верховец С. В. Роль федеральных университетов в
формировании региональной инновационной инфраструктуры (на примере Сибирского
федерального университета) / С. В. Верховец, В. И. Кирко, А. В. Кеуш //
Инновации. – 2010. – № 10 (144). – С. 60–64. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматривается понятие "федерального университета". Приводится
обзор законодательства, касающегося деятельности федеральных университетов по
развитию инновационной деятельности и созданию малых предприятий. Предложена
модель региональной инновационной инфраструктуры на основе взаимодействия
Сибирского федерального университета (СФУ) с территориально-административными
образованиями и финансово-промышленными группами.
Р 3545
51. Горелов Н. А. "Новая грамотность" XXI века / Н. А.
Горелов,
О. Н. Мельников, В. В. Синов // Креатив. экономика. – 2011. – № 3. –
С. 102–111. – Библиогр.: 8 назв.
Ставится задача развития у обучающихся креативного, то есть
созидательного, а не стандартного мышления, основанного только на заучивании
предлагаемой ему информации, то есть
требуются навыки новой грамотности. Рассматриваются главные ресурсы и принципы
функционирования наукоемкой экономики. Прослеживается четкая взаимосвязь между
основными ценностями экономики нового типа: знания – креативность –
инновации.
У 2837
52. Грошев И. В. Исследование деятельности вузов с
позиций формирования бренда / И. В. Грошев // Высшее образование сегодня. –
2011. –
№ 2. – С. 51–56. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматривается проблема эффективности использования вузом
рекламной информации для привлечения потенциальных потребителей
образовательных услуг и формирования учебного заведения в их сознании.
Описываются атрибуты бренда вуза, в числе которых качество образования,
престижность диплома, имидж учебного заведения, направления подготовки,
материальная база.
У 2361
53. Иванов В. Г. Дополнительное профессиональное
образование как фактор инновационного развития современного вуза: слагаемые
успеха /
В. Г. Иванов, С. В. Барабанова // Вестн. Каз. технол. ун-та. – 2010. – № 12. –
С. 22–29. – Библиогр.: 7 назв.
Рассматриваются вопросы становления и развития инновационной
системы дополнительного профессионального образования вуза, ориентированной на
потребности реального сектора экономики, обеспечивающей преподавателям
повышение квалификации, а студентам – возможность освоения дополнительных
образовательных программ.
У 1880
54. Корпоративная инновационная система высшей школы и
национальная инновационная система России
/ А. А. Харин [и др.] // Инновации. – 2010. – № 10 (144). – С. 10–18. –
Библиогр.: 21 назв.
Рассматриваются вопросы, связанные с созданием корпоративной
инновационной системы высшей школы России как одного из важнейших элементов
формируемой национальной инновационной системы. Раскрывается состояние
финансового обеспечения науки в России в сопоставлении с другими странами.
Значительное внимание уделено истории развития инновационной сферы в
отечественных вузах. Показана необходимость и обоснована возможность создания
корпоративной инновационной системы высшей школы.
Н/16821
55. Проблемы многоуровневой инженерной подготовки в
России / Н. И. Дедов [и др.] // Изв. Сам. науч. центра РАН. – 2010. – Т. 12
(36), № 4 (3). – С. 753–756. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматриваются некоторые проблемы процесса реформирования
высшего образования, связанные с переходом на двухуровневую систему подготовки
выпускников вузов. Проведен анализ подготовки инженерных кадров до вступления
России в Болонский процесс. Сделаны выводы о необходимости перехода на
двухуровневую систему высшего профессионального образования и о необходимости
постепенной интеграции в образовательное пространство и пространство научных
исследований единой Европы.
Р 3545
56. Савзиханова С. Э. Обучение в плоскости сетей / С. Э.
Савзиханова // Креатив. экономика. – 2011. – № 3. – С. 92–96. – Библиогр.: 4
назв.
Представлена аргументация несостоятельности политики укрупнения
вузов путем физического слияния нескольких учреждений разного профиля.
Предложена методология горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне на
базе сетевого взаимодействия, и разработана информационно-коммуникационная
инфраструктура такой интеграции. Обоснована целесообразность формирования
федеральных университетов в форме сетевой организации с использованием
информационно-коммуникационной системы. Приведены сравнительные характеристики
университета, университетского комплекса и университетского округа.
Д9-10/76203
57. Система профессионального образования в России:
проблемы и перспективы развития / А. А. Арасланова [и др.] ; под общ. ред. С.
С. Чернова; Центр развития науч. сотрудничества. – Новосибирск: СИБПРИНТ,
2010. – 200 с. – Библиогр.: 407 назв. – ISBN 978-5-94301-176-4.
Раскрываются теоретико-методологические основы анализа развития
истории педагогики. Исследованы перспективы модернизации высшего образования в
России: глобализационные процессы. Отмечается, что одной из проблем
глобализации является потенциальная глобальная нестабильность из-за
взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Отдельного внимания
заслуживают перспективы развития системы дополнительного профессионального
образования.
Ж2-11/50728
58. Университет в современном обществе: стратегия
инновационного развития / И. А. Бедрачук [и др.]; Владивосток. гос. ун-т
экономики и сервиса. – Владивосток, 2011. – 307 с. – Библиогр.: 206 назв. –
ISBN 978-5-9736-0181-2.
Предложена стратегия взаимодействия университета с субъектами
общества на основе идеи социальной ответственности вуза перед обществом и
концепции заинтересованных сторон. Обобщены теория и практика стратегического
партнерства вузов с бизнес-средой. Отражены проблемы формирования
компетентностной модели выпускника вуза и ключевых компетенций преподавателей
и сотрудников университета, сформулированы принципы новой системы оплаты труда
и материального стимулирования персонала.
Р 16
59. Фролов А. В. Влияние мирового экономического кризиса
2008–2009 гг. на высшее образование и его глобализацию (аналитический обзор) /
А. В. Фролов // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 3. – С. 67–73. –
Библиогр.: 11 назв.
Анализируется состояние национальных университетских систем и
новые тенденции глобализации высшего образования. Роль университетов в
национальных и глобальных инновационных системах. Новое соотношение сил в
образовании: азиатские страны (Китай, Тайвань, Южная Корея, Индия)
осуществляют гигантские инвестиции в строительство инфраструктуры высшего
образования, в т.ч. в сферу исследований. По данным Financial Times (26 января
2010 г.) Китай уже обгоняет весь мир по темпам роста научных исследований и на
данный момент уступает только Америке по объему производства научных знаний.
Создаются исследовательские кластеры в сфере высшего образования,
межуниверситетские консорциумы и иные альянсы.
Р 3545
60. Эминова Н. Э. Мобильность в координатах обучения / Н.
Э. Эминова // Креатив. экономика. – 2011. – № 3. – С. 97–101. – Библиогр.: 2
назв.
Говорится об актуализации изучения проблем интеграции российской
системы образования в мировое образовательное пространство. Проанализированы
основные составляющие данного процесса: автономность, академическая
мобильность преподавателей, европейское приложение к диплому, двухуровневая
система.
14.01.17 Международное
сотрудничество в области организации образования и педагогики
Р 16
61. Алтунина В. В. Деятельность Калининградской
бизнес-школы в условиях мировых образовательных процессов / В. В. Алтунина //
Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 3. – С. 28–30. – Библиогр.: 3 назв.
Описан опыт работы "Европейской бизнес-школы-Калининград",
избравшей стратегию сотрудничества с ведущими европейскими бизнес-школами
группы EBSI. Ассоциация EBSI существует с 1965 г. и объединяет вузы,
расположенные в Лондоне, Париже, Мадриде, Мюнхене, Дублине, Милане и
Нью-Йорке. Одна из главных целей интернационализации образования – обеспечение
мобильности студентов. Все студенты Калининградской бизнес-школы проходят
обучение за рубежом в вузе-партнере из ассоциации EBSI: один семестр там, где
обучение ведется на английском языке, и еще один на немецком. Студент
Калининградской бизнес-школы может сам выбрать зарубежную школу-партнера,
принять решение о возвращении в Калининград или окончании обучения за рубежом
и получении диплома европейского образца.
14.01.75 Экономика, организация,
управление, планирование и прогнозирование образования
У 3056
62. Баранова Е. Е. О стимулировании инновационной
деятельности / Е. Е. Баранова // Изобретательство. – 2011. – Т. XI, № 4. – С.
39–42. – Библиогр.: 7 назв.
Предлагается оценивать инновационную активность вузов, как и
других научных организаций, не по количеству поданных заявок, а по достижению
действительных целей – количеству и эффективности использованных изобретений,
на которые получены патенты.
У 2495
63. Карпов А. С. Модели управления высшим учебным
заведением с учетом стратегических
приоритетов развития / А. С. Карпов // Вестн. ун-та. – 2010. – № 22. –
С. 183–186. – Библиогр.: 2 назв.
Предложен подход к
планированию объемов и расходов внебюджетных фондов учебного заведения, исходя
из численности обучаемого контингента.
Д9-10/78139
64. Федорчук Ю. М. Инвестиции в образование: развитие
образовательного кредитования в России / Ю. М. Федорчук. – Саратов: ИЦ
"Наука", 2010. – 236 с. – Библиогр.: 173 назв. – ISBN 978-5-9999-0709-7.
Исследованы теоретические и методические разработки по
проектированию эффективно функционирующей персонифицированной системы
инвестирования в профессиональное образование и созданию научно-методических
основ механизма государственной поддержки образовательного кредитования.
Рассмотрены основные субъекты программ образовательного кредитования и их
функции в рамках Концепции государственной поддержки образовательного
кредитования, подготовленной Минобрнауки РФ, а также выполнена оценка
перспектив развития образовательного кредитования в Российской Федерации.
См. также № 14, 15.
14.01.80 Правовые вопросы в
системе образования
У 3670
65. Лопатин В. Н. Интеллектуальная собственность в
университете /
В. Н. Лопатин // Право интеллектуал. собственности. – 2011. – № 1. – С. 3–6. –
Библиогр.: 1 назв.
Приведены основные выводы и рекомендации автора как
национального эксперта Европейской комиссии в рамках проекта TEMPUS-MERCURY по
созданию центров интеллектуальной собственности в университетах с учетом опыта
и практики их деятельности в странах Евросоюза и СНГ.
14.01.85 Автоматизация и
автоматизированные системы
в образовании
У 2837
66. Петрова Е. А. К вопросу поддержки очной формы
обучения студентов в вузе / Е. А. Петрова
// Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 78–80. – Библиогр.:
8 назв.
Рассматриваются варианты поддержки очной формы обучения
студентов в вузе (Московский государственный строительный университет, кафедра
прикладной химии) с применением новых информационных технологий.
Характеризуются особенности применения электронных и мультимедийных учебных
пособий, системы тестирования, виртуальных лабораторий и образовательного
портала в процессе обучения студентов.
Н/15793
67. Пителинский К. В. Использование компетентностного
подхода и нечеткой логики при создании и оценке сложности разработки
автоматизированной системы обучения и тестирования для студентов специальности
"Прикладная информатика в экономике" / К. В. Пителинский, А. В. Тишкин
// Информ. технологии в проектировании и
пр-ве. – 2011. – № 1. – С. 66–70. – Библиогр.: 11 назв.
Раскрывается место АСОТ (автоматизированной системы обучения и
тестирования) в учебном процессе, приведена функциональная схема использования
АСОТ.
Н/16821
68. Цапенко В. Н. Повышение качества профессиональной
подготовки специалистов при внедрении e-learning технологий в систему
дистанционного образования / В. Н. Цапенко, О. В. Филимонова // Изв. Сам.
науч. центра РАН. – 2010. – Т. 12 (36), № 4 (3). – С. 774–777. – Библиогр.: 5
назв.
Характеризуется использование e-learning технологий в Самарском
государственном техническом университете и доказывается их приоритетность
среди имеющихся систем профессиональной подготовки студентов.
У 2837
69. Чеботарева О. И. Проблема адаптации учебных заданий
для электронного учебника при очно-дистанционном обучении / О. И. Чеботарева
// Высшее образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 80–83. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются компьютерные обучающие программы. Отмечается,
что нередко электронные учебники создаются на основе уже существующих
учебно-методических комплексов. Поэтому возникает необходимость в адаптации
отдельных заданий и общей структуры упражнений к электронной форме. Выделены
основные направления адаптации упражнений, особо выделены задания, создающие
особые трудности при переносе их в компьютерную обучающую программу.
См. также № 75.
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и
аккредитация образовательных учреждений
Р 16
70. Резник С. Д. Репутация высшего учебного заведения:
компоненты и модель / С. Д. Резник, Т. А.
Юдина // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 3. – С. 30–35. –
Библиогр.: 8 назв.
Уточнение понятия "репутация вуза". Показатели формирования
репутации вуза. Аккредитация вуза. Оценка репутации вуза. Формирование
репутации ректора вуза. Модель репутации вуза. Делается вывод, что заработать
высокую репутацию достаточно сложно, в то время как именно репутация
руководителя высшего учебного заведения напрямую влияет на уровень репутации
самого вуза.
14.35 Высшее
профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
Д9-11/77618
71. Основные направления развития высшего образования в
России и за рубежом / Ю. С. Перфильев [и др.]; Краснояр. гос. аграр. ун-т. –
Красноярск, 2011. – 423 с. – Библиогр. в конце гл. – ISBN 978-5-94617-229-5.
Инновации в отечественном образовании и повышение его
конкурентоспособности. Зарубежное элитное и элитарное образование.
Магистратура за рубежом. Методология формирования содержания образования,
образовательных технологий и средств обучения с учетом мирового опыта.
14.35.01 Общие вопросы
У 2837
72. Вишнякова И. В. Анализ состояния образования в
области интеллектуальной собственности в России / И. В. Вишнякова // Высшее
образование сегодня. – 2011. – № 2. – С. 47–50. – Библиогр.: 5 назв.
Современное состояние образования в области интеллектуальной
собственности оценивается автором как не вполне удовлетворительное. Из
исследования следует, что услуги патентоведов и поверенных в России остаются
невостребованными, в то время как в странах с развитой экономикой такие
специалисты являются элитой и загружены работой по оформлению патентов,
консультированием по вопросам права в области интеллектуальной собственности.
Анализируются формы и методы организации образования в сфере интеллектуальной
собственности в различных учебных заведениях.
У 3089
73. Истомин А. Л. Определение оптимальной структуры
учебных помещений, обеспечивающей допустимое расписание занятий в вузе /
А. Л. Истомин // Системы упр. и информ. технологии. – 2011. – № 1(43). – С.
73–77. – Библиогр.: 2 назв.
Приведена постановка задачи и метод нахождения оптимальной
структуры учебных помещений, обеспечивающей выполнение всех обязательных
требований к расписанию учебных занятий в вузе, и при которой затраты на
использование учебных помещений минимальны.
14.35.07 Образование и обучение
в высшей профессиональной школе
У 1880
74. Сравнительный анализ эффективности технологий
обучения /
Н. Д. Рогалев [и др.] // Инновации. – 2010. – № 10 (144). – С. 87–91. –
Библиогр.: 2 назв.
Проводится сравнительный анализ эффективности технологий
обучения: традиционная технология, "методика активации знаний", дистанционная
технология. В качестве критериев эффекта и эффективности изучения дисциплины в
вузе приняты два критерия: результативность и эффективность. В качестве
статистических характеристик оценки рассматривались: математическое ожидание
экзаменационных оценок, коэффициент вариации и мода распределения.
14.91 Народное образование
и педагогика в отдельных странах
Р 16
75. Корсунов В. И. Актуальные вопросы on-line обучения:
опыт высшей школы США / В. И. Корсунов // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011.
– № 2. – С. 68–72. – Библиогр.: 7 назв.
On-line обучение рассматривается как новая информационная
технология обучения и фактор, определяющий развитие высшей школы США.
Анализируются различные проблемы американского вузовского on-line образования:
психолого-педагогические, методические, организационные, технические,
финансовые.
См. также № 59, 71.
|