12 Науковедение
12.01 Общие вопросы
науковедения
12.01.11 Современное
состояние и перспективы развития науковедения
Д9-11/79030
27. Болгова Е. В. Организационно-экономический
механизм и стратегия развития научно-образовательного каркаса региона / Е. В.
Болгова; Самар. гос. ун-т путей сообщ. – Самара, 2011. – 171 с.: ил. –
Библиогр.: 258 назв. – ISBN 978-5-98941-143-6.
Научно-образовательный каркас: роль в кластерной организации
экономического пространства и соотношение с инновационным каркасом.
Экономические и пространственные индикаторы стратегии развития
образовательного комплекса как каркаса экономического пространства. Показаны
"каркасные", связующие функции университетов в развитии экономических
кластеров.
12.01.73
Статистика науки
У 1465
28. Ханнанов Н. К. Особенности
использования базы данных НЭБ для расчетов публикационной активности
исследователей в области наук об образовании / Н. К. Ханнанов // Информ.
ресурсы России. – 2011. – № 2 (120). – С. 15–19. – Библиогр.: 9 назв.
Показаны возможности и недостатки поисковой системы РИНЦ Научной
электронной библиотеки при анализе публикационной активности исследователей,
работающих в области наук об образовании. На основании пристатейных списков
цитируемых работ базы статей РИНЦ выстроен профиль цитирования работ 7
докторов наук различных специализаций, активно работающих в исследуемой
области знаний. Предложены механизмы, позволяющие отразить такую специфику
продукции специалистов, проводящих исследования в области наук об образовании,
в рассчитываемых НЭБ российских индексах цитируемости.
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
Р 3363
29. Брумштейн Ю. Научные статьи:
технологии опубликования с позиций авторского права / Ю. Брумштейн // ИС. Авт.
право и смеж. права. – 2011. – № 5. – С. 4–21. – Библиогр.: 9 назв.
Рассмотрена номенклатура
факторов, влияющих на выбор авторами изданий для публикации научных статей
(НС). С позиций авторского права исследованы возможные действия авторов и
редакций, связанные с опубликованием НС. Особое внимание уделено обработке НС
в редакциях, включая работу с рецензентами и авторами. Проанализированы
некоторые вопросы информационной безопасности, связанные с соблюдением
авторских прав на НС.
12.41 Организация науки. Политика в области
науки
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение
научных достижений
Д9-10/76609
30. Вдовина С. Б. Аспекты
взаимодействия вузов с промышленными предприятиями региона / С. Б. Вдовина, Н.
А. Мурашова // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки
и реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка
комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос.
конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац.
технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н.
Новгород, 2010. – С. 108–110.
Рассматривается создание регионального центра по вопросам
взаимодействия вузов Волго-Вятского региона и промышленных предприятий
Приволжского федерального округа. Основная задача Регионального центра –
формирование и сопровождение программы подготовки кадров, развития научных
исследований и укрепления материально-технической базы вузов.
Д9-10/76609
31. Вдовина С. Б. Интеграция
образования, науки и производства – главный фактор инновационного образования
/ С. Б. Вдовина // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках
разработки и реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол.
поддержка комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы
Всерос. конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац.
технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н.
Новгород, 2010. – С. 104–105.
Предлагается создавать образовательно-промышленные группы (ОПГ)
с целью координации действий и объединения финансовых ресурсов предприятий и
интеллектуального потенциала вузов. Для успешного функционирования таких
структур необходима поддержка со стороны государства, которая может выразится
в льготном налогообложении средств, инвестируемых в деятельность ОПГ.
Д9-10/76609
32. Елисеев А. В. Создание
инновационных предприятий при вузах /
А. В. Елисеев, Е. С. Тузов // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в
рамках разработки и реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и
метрол. поддержка комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва :
материалы Всерос. конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е.
Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац.
проекты" и др. – Н. Новгород, 2010. –
С. 116–117.
Делается вывод, что долгожданный закон (ФЗ-217), позволяющий
бюджетным вузам и НИИ учреждать инновационные компании, на практике оказался
нерабочим. Перечислены новые инициативы Минобрнауки, направленные на решение
данной проблемы.
Д9-10/76609
33. Зайцев А. Н. Развитие малого
инновационного бизнеса на базе университетов / А. Н. Зайцев, О. И. Пыпина //
Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и реализации
программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка комплекс.
проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос. конф. / ГОУ
ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в
экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. –
Н. Новгород, 2010. – С. 95–99.
Сегодня в Российской Федерации число зарегистрированных малых
предприятий в наукоемком бизнесе невелико, всего 22 тыс. структур, в то время
как необходимо порядка 2 млн. Показана роль инновационно-технологических
центров (ИТЦ), технопарков и бизнес-инкубаторов, находящихся при университетах
для развития малых инновационных предприятий. Приведен зарубежный опыт.
Д9-10/76609
34. Зайцев Д. А. Малые инновационные
предприятия при вузах: проблемы и способы их решения / Д. А. Зайцев, Н. Г.
Котомина // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и
реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка
комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос.
конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац.
технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н.
Новгород, 2010. – С. 99–100.
Отмечается, что действующее законодательство запрещает бюджетным
учреждениям направлять деньги, даже полученные от предпринимательской
деятельности, на создание предприятий. Получается, что институты и вузы смогут
вкладывать в уставный капитал своих малых предприятий только лицензии, патенты
и ноу-хау. Рассмотрены и другие проблемы.
Д9-10/76609
35. Иванов Г. В. Инновационные формы
сотрудничества университетов и ИТ-компаний / Г. В. Иванов // Взаимодействие
вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и реализации программ инновац.
развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка комплекс. проектов по созданию
высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос. конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн.
ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в экономике и менеджменте",
НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н. Новгород, 2010. –
С. 123–126.
На конкретных примерах освещены формы и методы, посредством
которых сегодня осуществляется взаимодействие компаний и учебных заведений.
"1C": учебные заведения получают льготные условия приобретения пакетов "1С" и
методическую поддержку. "Академия АйТи": совместно с Государственным
университетом управления создана программа e-MBI –"Мастер делового
администрирования" со специализацией "Информационный менеджмент" с применением
дистанционных образовательных технологий. "Microsoft Dynamics": сотрудничество
более чем с пятьюдесятью вузами и бизнес-школами России и СНГ ведется по
направлению "ПО для бизнеса (ERP и CRM)".
Д9-10/76609
36. Карлина С. Д. Проблематика
создания малых инновационных компаний в вузах / С. Д. Карлина, С. А. Борисов
// Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и реализации
программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка комплекс.
проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос. конф. / ГОУ
ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в
экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. –
Н. Новгород, 2010. – С. 101–103.
Констатируется, что в 2009 г. инновации внедряли лишь 9,6 %
отечественных предприятий, что в 5–7 раз меньше, чем в Германии,
Великобритании или Норвегии. Доля инновационной продукции в промышленном
производстве России сохраняется на уровне 5,5 %, в то время как в США она
составляет 70 %, а в Китае приближается к 40 %. Основными проблемами по
ведению бизнеса в нашей стране, как отмечает Всемирный банк, являются:
коррупция, доступ к финансированию и налоговое регулирование. Предлагается:
понять интересы бизнесменов и пригласить их в инновационную сферу своего
учреждения; сотрудничество с местными властями; государственная финансовая
поддержка вузам; необходимость принятия поправок в действующее
законодательство.
Д9-10/76609
37. Котомина Н. Г. Проблемы
взаимодействия государства, науки и бизнеса в секторе инноваций / Н. Г.
Котомина, Е. А. Селякова // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в
рамках разработки и реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и
метрол. поддержка комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва :
материалы Всерос. конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е.
Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац.
проекты" и др. – Н. Новгород, 2010. – С. 89–94.
Рассматриваются проблемы: "государство – наука"; "государство –
бизнес"; "наука – бизнес".
Д9-10/76609
38. Масальская А. М. Взаимодействие
вузов с предприятиями при реализации инновационных проектов / А. М.
Масальская, С. Н. Митяков // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в
рамках разработки и реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и
метрол. поддержка комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва :
материалы Всерос. конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е.
Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац.
проекты" и др. – Н. Новгород, 2010. – С. 111–112.
Освещена реализация Президентской программы подготовки
управленческих кадров, которая функционирует в Нижегородской области более
12 лет. В качестве примера приведены два
проекта: создание системы информационного обеспечения управленческих решений в
компании «ООО "Системотехника-Центр"» и совершенствование системы управления
проектами на предприятии ВПК Нижегородской области. На предприятии ВПК эффект
от реализации проекта оказался положительным, причем примерно в 10 раз
превысил затраты на проект.
Д9-10/76609
39. Мурашова Н. А. Взаимодействие
образования, науки и производства: проблемы и методы решения / Н. А. Мурашова
// Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и реализации
программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка комплекс.
проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос. конф. / ГОУ
ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в
экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н. Новгород, 2010. –
С. 106–108.
Выделяется возможность предприятия, влияя на процесс обучения,
получить специалистов, подготовленных по "специальному заказу", и даже принять
непосредственное участие в подготовке, направляя своих топ-менеджеров для
преподавания в вузе.
Д9-10/76609
40. Ожерельева Н. К. Развитие
элементов инновационной инфраструктуры России / Н. К. Ожерельева, К. О.
Тулегенова // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и
реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка
комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос.
конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац.
технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. –
Н. Новгород, 2010. – С. 121–123.
Характеризуются: Федеральный закон № 217-ФЗ, Постановления
Правительства РФ от 9 апр. 2010 г. № 218 "О мерах государственной поддержки
развития кооперации российских вузов и производственных предприятий", согласно
которому предусматривается выделение субсидий производственным предприятиям по
организации высокотехнологичных производств, и № 219 "О государственной
поддержке развития инновационной инфраструктуры в российских высших учебных
заведениях". Согласно этому документу 8 млрд. рублей направлены на
государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры вузов в
2010–2012 гг.
Д9-10/76609
41. Пшик Н. Д. Проблемы высших
учебных заведений по созданию эффективного сотрудничества с предприятиями / Н.
Д. Пшик // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и
реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка
комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос.
конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац.
технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н.
Новгород, 2010. – С. 84–86.
В результате постановлений Правительства РФ в стране создано 507
хозяйственных обществ на базе 135 вузов (это не более трети российских вузов)
и научных учреждений, из которых реально работают, производят продукцию
примерно 75–80 %. Изложены проблемы и намечены пути взаимодействия вузов и
предприятий: введение практики трудоустройства выпускников по направлениям и
предварительным заявкам работодателей; участие студентов в работе профильных
предприятий, научных институтов; вопросы передачи создаваемому малому
предприятию исключительных прав; предоставление в аренду помещения и
оборудования вуза; налоговые каникулы для малых предприятий при университетах
и др.
Д9-10/76609
42.
Формозов Б. С. К вопросу о
связи НИИ и вузов с инновационным производством / Б. С. Формозов //
Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и реализации
программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка комплекс.
проектов по созданию
высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос. конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн.
ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в экономике и менеджменте",
НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н. Новгород, 2010. – С. 117–121.
Освещены достоинства и недостатки ФЗ-217, показана роль
инновационного менеджмента, приведена цепочка переходных процессов от идеи до
продавца.
Д9-10/76609
43. Чернов А. Г. Необходимость
организации мониторинга национальных исследовательских университетов
Приволжского федерального округа как центров взаимодействия систем
образования, науки и бизнеса /
А. Г. Чернов // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки
и реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка
комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос.
конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т
им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в экономике и менеджменте", НОЦ
"Инновац. проекты" и др. – Н. Новгород, 2010. – С. 82–83.
В Приволжском федеральном округе статус Национального
исследовательского университета имеют восемь вузов, вложения средств
федерального бюджета в них составляет более 13,8 миллиардов рублей.
Указывается на необходимость жесткого контроля за их использованием. Основными
показателями эффективности деятельности НИУ являются: привлечение средств
предприятий и организаций реального сектора экономики (наличие заказов, объемы
контрактов); количество малых предприятий, деятельность которых направлена на
модернизацию региональных экономик, объемы инноваций.
См. также № 2, 5, 10, 11, 20, 58.
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров.
Аттестация
У 3842
44. Ажмухамедов И. М. Методика
оценки компетенций специалиста в области информационной безопасности / И. М.
Ажмухамедов // Проблемы информ. безопасности. Компьютер. системы. – 2010. – №
4. – С. 65–70. – Библиогр.: 12 назв.
Предложена методика оценки компетенций на базе нечеткой
когнитивной модели, которая может быть полезна не только при определении
уровня компетенций специалистов по направлениям и специальностям направления
"Информационная безопасность", но и по другим специальностям высшего
профессионального образования. Кроме того, она может применяться кадровыми
службами для более обоснованного и целенаправленного подбора персонала.
Д9-10/77014
45. Ивличев П. С. Повышение
объективности оценки обучаемых на основе применения балльно-рейтинговой
технологии / П. С. Ивличев,
Н. А. Ивличева // Подготовка специалистов в соврем. вузе : материалы межрегион.
науч.-практ. конф., 24 нояб. 2010 г. / НОУ ВПО "Моск. акад. экономики и
права". – Рязань, 2010. – С. 170–174.
Проведен анализ балльно-рейтинговой технологии, приведена
таблица соответствия количества набранных баллов итоговой оценке.
Д9-11/77732
46. Малязина М. А. Интеллект-карты
как инструмент мониторинга усвоения знаний / М. А. Малязина, Т. Н. Носкова //
Новые образоват. стратегии в соврем. информ. пространстве : сб. науч. тр. /
ГОУ ВПО "Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена". – СПб., 2011. – С. 176–179. –
Библиогр.: 2 назв.
Используя интеллект-карту, субъект может рефлексировать по
поводу усвоения предметного содержания не в процессе экзамена или ответов
педагогу на задаваемые вопросы, а в процессе отражения своих знаний в виде
визуальной схемы, которая легко воспринимается и может быть проанализирована.
Для построения интеллект-карт используется более 200 программ, часть из
которых является платными, но есть и бесплатные программы.
Р 16
47. Практика определения оценок в
системе ECTS: опыт Финансового университета при Правительстве Российской
Федерации / Н. М. Розина [и др.] // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – №
4. – С. 49–55.
Рассматриваются вопросы, связанные с переходом на
общеевропейскую систему учета учебной работы студентов при освоении
образовательных программ (система переноса и накопления кредитных единиц –
ECTS). Показана методика расчета оценок в системе ECTS, принятая в Финансовом
университете.
Д9-10/76616
48. Свиридов В. В. Тестирующая
программа по информатике в EXCEL 2003 BASIC FOR APPLICATIONS / В. В. Свиридов
// Применение инновац. технологий в науч. исслед. : сб. науч. ст. по
материалам Междунар. науч.-практ. конф., 28 дек. 2010 г. / ГОУ ВПО "Юго-Зап.
гос. ун-т". – Курск, 2010. – С. 414–416. – Библиогр.: 2 назв.
Описана учебная программа, разработанная на кафедре информатики
и прикладной математики ЮЗГУ и предназначенная для автоматического
тестирования текущих и остаточных знаний по предмету "Информатика" в вузах.
Главная особенность программы – методика случайного генерирования контрольных
тестов с автоматическим расчетом соответствующего верного ответа.
Д9-10/77014
49. Чернобродова Л. А. Опыт
применения рейтинговой системы контроля успеваемости студентов / Л. А.
Чернобродова // Подготовка специалистов в соврем. вузе : материалы межрегион.
науч.-практ. конф., 24 нояб. 2010 г. / НОУ ВПО "Моск. акад. экономики и
права". – Рязань, 2010. –
С 175–176.
Перечислены недостатки рейтинговой системы в существующем виде,
предложены пути их решения.
|