Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.39 Наука управления экономикой
06.39.41Теории менеджмента
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
06.75.47 Прибыль. Рентабельность. Цены
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.12 Организация и управление. Планирование на предприятии
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.45 Себестоимость. Рентабельность. Прибыль. Ценообразование на предприятии
06.81.65 Кадры предприятия. Организация труда. Условия труда. Оплата труда. Заработная плата на предприятии
06.91 Экономика отдельных стран

10 Государство и право. Юридические науки
10.19 Информационное право
10.19.25 Правовой режим информации, информационных систем и сетей
10.19.43 Правовой режим информационных ресурсов
10.19.61 Правовое регулирование информационной безопасности.
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.11 Современное состояние и перспективы развития науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки 12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.91 Библиотечное дело в отдельных странах
13.41 Библиография. Библиографоведение. Общие вопросы
13.41.11 Современное состояние библиографии
13.41.91 Библиография в отдельных странах

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики 14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.33 Терминология информатики. Справочная литература. Учебная литература
20.01.45 Преподавание информатики
20.01.79 Кадры
20.01.80 Правовые вопросы
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.17 Предметизация и индексирование
20.23 Информационный поиск
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.33 Терминология. Справочная литература. Учебная литература
50.01.80 Правовые вопросы
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.21 Системы управления базами данных (СУБД)
50.41.25 Прикладное программное обеспечение

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

82 Организация и управление
82.13 Государственное и административное управление
82.13.13 Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. Документоведение

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов
85.33 Патентно-лицензионная работа

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14   Народное образование. Педагогика

14.01   Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11   Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики

У 2837

53. Алтунина В. В. Государственное и частное образование: мировой опыт и российские реалии / В. В. Алтунина // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 4. – С. 8–10. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается мировой опыт функционирования частного негосударственного образования. Анализируются преимущества частного образования над государственным. В качестве примера приводятся такие страны (лидеры рынка образовательных услуг) как США и Великобритания.

Р 16

54. Беляева М. И. Корпоративная культура вуза как ресурс организационного развития / М. И. Беляева // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 4. – С. 45–48. – Библиогр.: 2 назв.

На примере НовГУ в статье рассмотрено влияние корпоративной культуры вуза на его организационное развитие, раскрыты и обоснованы условия реализации ресурсного потенциала культуры вуза, а также представлена модель взаимосвязи объектов  организационного развития и уточняется определение корпоративной культуры вуза и его организационного развития.

Д9-10/76609

55. Борисов С. А. Государственный проект "Сетевое взаимодействие инновационных вузов" / С. А. Борисов, С. Д. Карлина // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос. конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н. Новгород, 2010. – С. 137–139.

Отмечается, что наибольший системный эффект от использования потенциалов инновационных вузов может быть достигнут при объединении их усилий и ресурсов в рамках единой открытой сети, обеспечивающей эффективное межвузовское взаимодействие при реализации научно-образовательных программ различных уровней, выполнении научных исследований и разработок.

Р 16

56. Жадько Н. В. Технологические принципы и структура разработки программы интенсивного бизнес-обучения (тренинга) / Н. В. Жадько // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 4. – С. 35–41. – Библиогр.: 3 назв.

Программа тренинга рассматривается как инструмент управления содержанием и временем обучения. В структуре программы обращается особое внимание на последовательность элементов содержания обучения для решения задач формирования навыков в процессе интенсивного бизнес-обучения.

Д9-10/77014

57. Згурян О. Г. Необходимость непрерывного образования / О. Г. Згурян // Подготовка специалистов в соврем. вузе : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 24 нояб. 2010 г. / НОУ ВПО "Моск. акад. экономики и права". – Рязань, 2010. – С. 24–27.

Проводится анализ эффективности системы непрерывного образования. Рассматриваются и выделяются основные формы, цели, принципы и задачи системы непрерывного образования.

Р 16

58. Костюкевич С. В. Инновации: подход современных западных авторов в контексте российского опыта / С. В. Костюкевич // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 4. – С. 69–78. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается подход современных западных авторов к инновациям. Анализируются работы, опубликованные в журнале "Tertiary Education and Management" ("высшее образование и менеджмент") авторами из Ирландии, США и Канады. Показано, что подход западных авторов является прагматическим и утилитарным и концептуально связан с понятием "экономика знаний" ("a knowledge-based economy"): инновация рассматривается как процесс извлечения выгоды (пользы) из умений и знаний для производства новых или улучшенных продуктов и услуг. Также проанализирован ключевой пункт механизма обеспечения инновационного развития: исследовательская работа в высших учебных заведениях, дающая прирост нового знания.

Д9-10/76609

59. Принципиальные особенности модели "Глобального исследовательского университета" / М. Е. Незнахин [и др.] // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос. конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. –
Н. Новгород, 2010. – С. 236–237.

Во всем мире широкое тиражирование получила модель "глобального исследовательского университета" (global research university), в рамках которой университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность.

Р 16

60. Тихомирова Н. В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство: концепция, инструменты, методы / Н. В. Тихомирова // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 4. – С. 8–14.

Представлена модель  организации учебного процесса в условиях активного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий, изменения организационной модели вуза. Показано использование единой информационной среды университета для повышения эффективности образовательного процесса, формирования компетенций выпускников, соответствующих изменяющимся потребностям рынка труда. Приведены схемы: Коммуникативно-интегрированная система управления и организации учебного процесса; Электронная коммуникативно-интегри­рованная система управления и взаимодействия ППС, сотрудников, обучающихся; Система управления финансами в электронном распределенном университете.

См. также № 6.

14.01.17   Международное сотрудничество в области
организации образования и педагогики

Д9-10/77014

61. Егоров В. Н. Решение задач Болонской декларации для развития общества, основанного на знаниях / В. Н. Егоров, Н. В. Усольцева,
А. А. Малыгин // Подготовка специалистов в соврем. вузе : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 24 нояб. 2010 г. / НОУ ВПО "Моск. акад. экономики и права". – Рязань, 2010. – С. 17–21.

Рассмотрены мероприятия по реализации Болонских принципов в российской высшей школе: развитие мобильности, сопоставимая система циклов и степеней высшего образования, система переноса зачетных единиц, доступ к образованию и обучению, качество профессионального образования, программа совместных дипломов.

14.01.75   Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования

Р 3357

62. Зайцев А. В. Управление инновациями: вузовская дисциплина и инструмент развития предприятия / А. В. Зайцев // Рос. предпринимательство. – 2011. – № 4, вып. 1. – С. 33–38. – Библиогр.: 1 назв.

Предлагаются принципы формирования структуры предмета "Управление инновациями" и пути реализации устойчивого развития предприятия в современной экономике. Управление инновациями рассматривается в контексте повышения конкурентоспособности и рыночной стоимости предприятия. Определены основные подходы к управлению инновациями.

Р 3357

63. Мищенко М. В. Предпринимательский потенциал вуза – как измерить? / М. В. Мищенко, В. Г. Сазонов // Рос. предпринимательство. – 2011. – № 4, вып. 2. – С. 136–141. – Библиогр.: 4 назв.

Предложена система показателей оценки предпринимательского потенциала вуза, разработан системный метод, позволяющий оценить величину предпринимательского потенциала вуза  и уровня его реализации с помощью интегрального показателя. Проведена  оценка предпринимательского потенциала на примере НОУ ВПО "Институт технологии и бизнеса" г. Находки за 2007–2009 гг. Раскрываются пути активизации предпринимательской деятельности.

Д9-11/78212

64. Суровицкая Г. В. Инновационное управление системой менеджмента качества государственного университета / Г. В. Суровицкая; ГОУ ВПО "Пенз. гос. ун-т". – Пенза, 2011. – 240 с. – Библиогр.: 494 назв. – ISBN 978-5-94170-354-8.

Освещены перспективные модели и методы управления системой менеджмента качества  (СМК) университета как управленческой инновацией. Исследованы вопросы оценки состояния СМК государственного университета в рамках процедур внешнего и внутреннего бенчмаркинга, развития функции диагностики СМК, управления ее информационным обеспечением, инновационного управления СМК на основе повышения ее жизнеспособности.

См. также № 1.

14.01.80   Правовые вопросы в системе образования

Р 3357

65. Ланских А. Н. Законодательное регулирование деятельности вузов / А. Н. Ланских // Рос. предпринимательство. – 2011. – № 4, вып. 2. –
С. 130–135. – Библиогр.: 7 назв.

Анализируются законодательные акты, регулировавшие управление вузами в период перехода к рыночным отношениям, и нормативные документы, определяющие особенности деятельности вузов в настоящее время. Рассматриваются лицензирование и аккредитация вуза.

14.01.85   Автоматизация и автоматизированные системы в образовании

Д9-11/77732

66. Баранова Е. В. Информационно-образовательное пространство вуза: электронные ресурсы для управления и организации учебного процесса / Е. В. Баранова // Новые образоват. стратегии в соврем. информ. пространстве : сб. науч. тр. / ГОУ ВПО "Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена". – СПб., 2011. – С. 14–19.

Раскрывается  разработанная в РГПУ им. А. И. Герцена и полномасштабно внедренная интегрированная информационная система для подразделений университета, связанных с организацией и управлением учебным процессом.

Д9-11/77732

67. Белеченко А. В. Функции и дидактические свойства информационно-образовательного кафедрального портала / А. В. Белеченко // Новые образоват. стратегии в соврем. информ. пространстве : сб. науч. тр. / ГОУ ВПО "Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена". – СПб., 2011. – С. 19–22. – Библиогр.: 4 назв.

Описан проект нелинейной образовательной программы, основанной на базе кластер-технологий. Образовательный портал кафедры имеет четкую структуру: информационно-справочный ресурс, организационный ресурс, методический ресурс, аналитический ресурс. Функции и дидактические свойства кафедрального сайта отвечают задачам современного образовательного процесса, помогают в работе с уровневой моделью подготовки студентов.

Д9-11/78308

68. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе / Ю. А. Поляков [и др.]; Фил. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева в г. Железногорске, Фил. Сиб. федер. ун-та в г. Железногорске, Науч.-образоват. центр "Перспектива". – Красноярск: Центр информ., 2011. – 171 с.: ил. – Библиогр.: 138 назв. – ISBN 978-5-905284-04-5.

Изложены основные сведения о современном уровне использования информационно-коммуникационных технологий в образовании, представлены различные аспекты информатизации в обучении, рассмотрены вопросы зависимости качества образовательного процесса от информационно-коммуникационной компетентности педагогов.

Д9-10/76616

69. Кулагина Ю. А. Интерактивные технологии обучения и инновации в области образования / Ю. А. Кулагина // Применение инновац. технологий в науч. исслед. : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 28 дек. 2010 г. / ГОУ ВПО "Юго-Зап. гос. ун-т". – Курск, 2010. –
С. 410–413. – Библиогр.: 1 назв.

Анализируются результаты исследования уровня готовности преподавателей к работе с технологиями дистанционного обучения. Сделаны выводы: издать учебное пособие, в котором подробно будут раскрыты теоретические и дидактические основы дистанционного обучения; создать комплекс методических рекомендаций по созданию и применению в учебном процессе элементов дистанционных технологий; организовать для преподавателей ряд методических семинаров с участием не просто квалифицированных специалистов академии по данным вопросам, но и с участием ведущих специалистов других учебных заведений с целью обмена опытом.

У 3949

70. Лохвицкий В. А. Проблемы построения электронных университетов будущего / В. А. Лохвицкий, В. В. Растроса // Защита информ. Инсайд. – 2010. – № 6 (36). – С. 38–40.

Рассматривается возможность свободно получать и выполнять задания в режиме реального времени, иметь доступ к справочной и другой учебной информации благодаря развитию сети Интернет. Вместе с тем, новые образовательные инициативы принесли и новые вызовы информационной безопасности для электронных университетов.

У 2837

71. Рыбкин С. А. Визуализация и дизайн электронных учебных материалов / С. А. Рыбкин // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 1. –
С. 72–74. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматриваются методы повышения концентрации внимания, используемые в рекламных технологиях, и их применение в процессе визуализации электронных учебных материалов. Описываются общие принципы визуализации и типичные ошибки.

14.35   Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01   Общие вопросы

Д9-10/77585

72. Егорова И. С. Развитие креативности студента как средство профессиональной адаптации выпускников вузов на рынке труда / И. С. Егорова, Е. А. Михалкина // Образование и рынок труда : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО "Хакас. гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова". – Абакан, 2010. – С. 25–30. – Библиогр.: 5 назв.

Разработана модель креативной образовательной среды на примере подготовки бакалавров физико-математического образования, представляющая процесс развития креативных качеств личности как сложное личностно-деятельное образование, включающее в себя мотивационно-целе­вой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексно-оценочный компоненты.

14.35.07   Образование и обучение в высшей
профессиональной школе

Д9-10/76616

73. Горлова Ю. С. Применение кейс-метода в процессе обучения /
Ю. С. Горлова // Применение инновац. технологий в науч. исслед. : сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 28 дек. 2010 г. / ГОУ ВПО "Юго-Зап. гос. ун-т". – Курск, 2010. – С. 433–435. – Библиогр.: 2 назв.

Главной целью кейс-метода является то, что он ориентирован на решение какой-либо проблемы, которая впоследствии помогает осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию и научиться студентам работать не только самостоятельно, но и в коллективе.

У 2837

74. Саякин В. Ю. Специфика индивидуального когнитивного стиля студентов и его оптимизация в образовательном пространстве высшей школы / В. Ю. Саякин // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 1. –
С. 60–65. – Библиогр.: 10 назв.

Рассматривается диагностический подход к процессу обучения и выявляется специфика когнитивных профилей студентов вуза. Анализируется работа по внедрению обогащающей программы учебного процесса с целью оптимизации когнитивного стиля и достижения эффективной динамики в обучении. Предложенная обогащающая программа приводит не только к изменениям в когнитивной организации студентов, но и способствует достижению более высоких результатов в учебном процессе.

Д9-10/77014

75. Фирсова Ю. Н. Расширение автономии университетов в рамках реформирования системы высшего образования в Европе / Ю. Н. Фирсова // Подготовка специалистов в соврем. вузе : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 24 нояб. 2010 г. / НОУ ВПО "Моск. акад. экономики и права". – Рязань, 2010. – С. 27–30. – Библиогр.: 6 назв.

Традиционно выделяют два уровня автономии вузов – основополагающий (substantive) и процессуальный (procedural). Основополагающая автономия предполагает, что учебное заведение самостоятельно выбирает миссию, образовательную и научно-исследовательскую политику, занимается присуждением степеней, составлением учебного плана и разработкой академических программ. Процессуальная автономия относится к способам достижения поставленных целей и реализации программ, а также включает в себя аспекты, касающиеся неакадемических сфер деятельности учебного заведения – составление бюджета, финансовый менеджмент (планирование, расчеты, контроль над доходами), управление персоналом. Делается вывод, что при проведении правильной политики, автономия служит стимулом дальнейшего развития университета и дает множество новых возможностей.

14.85   Технические средства обучения
и учебное оборудование

Д9-11/78554

76. Использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в образовании / Ю. Н. Ильина [и др.]; Фил. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева в г. Железногорске, Фил. Сиб. федер. ун-та в г. Железногорске, Науч.-образоват. центр "Перспектива". – Красноярск: Центр информ., 2011. – 163 с.: ил. – Библиогр.: 97 назв. – ISBN 978-5-905284-05-2.

Освещаются вопросы зависимости качества образовательного  процесса от информационно-коммуникационной компетентности педагогов. Представлен опыт использования современных достижений информатики  при обучении в вузе (использование компьютерных технологий за счет установления обратной связи, дистанционные образовательные технологии, виртуальное образовательное пространство). Рассмотрены сущность и содержание креативного образования.

14.91   Народное образование и педагогика
в отдельных странах

У 2837

77. Вишнякова И. В. Управление интеллектуальной собственностью в университетах США / И. В. Вишнякова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 4. – С. 11–13. – Библиогр.: 4 назв.

Описывается передача технологий по лицензионным соглашениям в вузах США (Стэнфордском, Корнельском, Принстонском, Аризонском, Огайском университетах). Показано распределение роялти от изобретений.

См. также № 53.

  
На главную