14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики
У 2837
53. Алтунина В. В. Государственное и
частное образование: мировой опыт и
российские реалии / В. В. Алтунина // Высшее образование сегодня. –
2011. – № 4. – С. 8–10. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматривается мировой опыт функционирования частного
негосударственного образования. Анализируются преимущества частного
образования над государственным. В качестве примера приводятся такие страны
(лидеры рынка образовательных услуг) как США и Великобритания.
Р 16
54. Беляева М. И. Корпоративная
культура вуза как ресурс организационного развития / М. И. Беляева // Alma
mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 4. – С. 45–48. – Библиогр.: 2 назв.
На примере НовГУ в статье рассмотрено влияние корпоративной
культуры вуза на его организационное развитие, раскрыты и обоснованы условия
реализации ресурсного потенциала культуры вуза, а также представлена модель
взаимосвязи объектов организационного развития и уточняется
определение корпоративной культуры вуза и
его организационного развития.
Д9-10/76609
55. Борисов С. А. Государственный
проект "Сетевое взаимодействие инновационных вузов" / С. А. Борисов, С. Д.
Карлина // Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и
реализации программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка
комплекс. проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос.
конф. / ГОУ ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац.
технологии в экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. – Н.
Новгород, 2010. – С. 137–139.
Отмечается, что наибольший системный эффект от использования
потенциалов инновационных вузов может быть достигнут при объединении их усилий
и ресурсов в рамках единой открытой сети, обеспечивающей эффективное
межвузовское взаимодействие при реализации научно-образовательных программ
различных уровней, выполнении научных исследований и разработок.
Р 16
56. Жадько Н. В. Технологические
принципы и структура разработки программы интенсивного бизнес-обучения
(тренинга) / Н. В. Жадько // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 4. – С.
35–41. – Библиогр.: 3 назв.
Программа тренинга рассматривается как инструмент управления
содержанием и временем обучения. В структуре программы обращается особое
внимание на последовательность элементов содержания обучения для решения задач
формирования навыков в процессе интенсивного бизнес-обучения.
Д9-10/77014
57. Згурян О. Г. Необходимость
непрерывного образования / О. Г. Згурян // Подготовка специалистов в соврем.
вузе : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 24 нояб. 2010 г. / НОУ ВПО "Моск.
акад. экономики и права". – Рязань, 2010. – С. 24–27.
Проводится анализ эффективности системы непрерывного
образования. Рассматриваются и выделяются основные формы, цели, принципы и
задачи системы непрерывного образования.
Р 16
58. Костюкевич С. В. Инновации:
подход современных западных авторов в контексте российского опыта / С. В.
Костюкевич // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 4. – С. 69–78. –
Библиогр.: 7 назв.
Рассматривается подход современных западных авторов к
инновациям. Анализируются работы, опубликованные в журнале "Tertiary Education
and Management" ("высшее образование и менеджмент") авторами из Ирландии, США
и Канады. Показано, что подход западных авторов является прагматическим и
утилитарным и концептуально связан с понятием "экономика знаний" ("a
knowledge-based economy"): инновация рассматривается как процесс извлечения
выгоды (пользы) из умений и знаний для производства новых или улучшенных
продуктов и услуг. Также проанализирован ключевой пункт механизма обеспечения
инновационного развития: исследовательская работа в высших учебных заведениях,
дающая прирост нового знания.
Д9-10/76609
59. Принципиальные особенности модели
"Глобального исследовательского университета" / М. Е. Незнахин [и др.] //
Взаимодействие вузов и НИИ с предприятиями в рамках разработки и реализации
программ инновац. развития предприятий. Науч. и метрол. поддержка комплекс.
проектов по созданию высокотехнологич. пр-ва : материалы Всерос. конф. / ГОУ
ВПО Нижегор. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева, НОЦ "Инновац. технологии в
экономике и менеджменте", НОЦ "Инновац. проекты" и др. –
Н. Новгород, 2010. – С. 236–237.
Во всем мире широкое тиражирование получила модель "глобального
исследовательского университета" (global research university),
в рамках которой университеты становятся активными игроками не только в
производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через
инновационную деятельность.
Р 16
60. Тихомирова Н. В. Управление
современным университетом, интегрированным в информационное пространство:
концепция, инструменты, методы / Н. В. Тихомирова // Alma mater: вестн. высш.
шк. – 2011. – № 4. – С. 8–14.
Представлена модель организации учебного процесса в условиях
активного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий,
изменения организационной модели вуза. Показано использование единой
информационной среды университета для повышения эффективности образовательного
процесса, формирования компетенций выпускников, соответствующих изменяющимся
потребностям рынка труда. Приведены схемы: Коммуникативно-интегрированная
система управления и организации учебного процесса; Электронная
коммуникативно-интегрированная система управления и взаимодействия ППС,
сотрудников, обучающихся; Система управления финансами в электронном
распределенном университете.
См. также № 6.
14.01.17 Международное сотрудничество в области
организации образования и педагогики
Д9-10/77014
61.
Егоров В. Н. Решение задач
Болонской декларации для развития общества, основанного на знаниях / В. Н.
Егоров, Н. В. Усольцева,
А. А. Малыгин // Подготовка специалистов в соврем. вузе : материалы
межрегион. науч.-практ. конф., 24 нояб. 2010 г. / НОУ ВПО "Моск. акад.
экономики и права". – Рязань, 2010. – С. 17–21.
Рассмотрены мероприятия по реализации Болонских принципов в
российской высшей школе: развитие мобильности, сопоставимая система циклов и
степеней высшего образования, система переноса зачетных единиц, доступ к
образованию и обучению, качество профессионального образования, программа
совместных дипломов.
14.01.75 Экономика, организация, управление,
планирование
и прогнозирование образования
Р 3357
62. Зайцев А. В. Управление
инновациями: вузовская дисциплина и инструмент развития предприятия / А. В.
Зайцев // Рос. предпринимательство. – 2011. – № 4, вып. 1. – С. 33–38. –
Библиогр.: 1 назв.
Предлагаются принципы формирования структуры предмета
"Управление инновациями" и пути реализации устойчивого развития предприятия в
современной экономике. Управление инновациями рассматривается в контексте
повышения конкурентоспособности и рыночной стоимости предприятия. Определены
основные подходы к управлению инновациями.
Р 3357
63. Мищенко М. В. Предпринимательский
потенциал вуза – как измерить? / М. В.
Мищенко, В. Г. Сазонов // Рос. предпринимательство. – 2011. – № 4, вып.
2. – С. 136–141. – Библиогр.: 4 назв.
Предложена система показателей оценки предпринимательского
потенциала вуза, разработан системный метод, позволяющий оценить величину
предпринимательского потенциала вуза и уровня его реализации с помощью
интегрального показателя. Проведена оценка предпринимательского потенциала на
примере НОУ ВПО "Институт технологии и бизнеса" г. Находки за 2007–2009 гг.
Раскрываются пути активизации предпринимательской деятельности.
Д9-11/78212
64. Суровицкая Г. В. Инновационное
управление системой менеджмента качества государственного университета / Г. В.
Суровицкая; ГОУ ВПО "Пенз. гос. ун-т". – Пенза, 2011. – 240 с. – Библиогр.:
494 назв. – ISBN 978-5-94170-354-8.
Освещены перспективные модели и методы управления системой
менеджмента качества (СМК) университета как управленческой инновацией.
Исследованы вопросы оценки состояния СМК государственного университета в
рамках процедур внешнего и внутреннего бенчмаркинга, развития функции
диагностики СМК, управления ее информационным обеспечением, инновационного
управления СМК на основе повышения ее жизнеспособности.
См. также № 1.
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
Р 3357
65. Ланских А. Н. Законодательное
регулирование деятельности вузов / А. Н. Ланских // Рос. предпринимательство.
– 2011. – № 4, вып. 2. –
С. 130–135. – Библиогр.: 7 назв.
Анализируются законодательные акты, регулировавшие управление
вузами в период перехода к рыночным отношениям, и нормативные документы,
определяющие особенности деятельности вузов в настоящее время. Рассматриваются
лицензирование и аккредитация вуза.
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные
системы в образовании
Д9-11/77732
66. Баранова Е. В. Информационно-образовательное
пространство вуза: электронные ресурсы для управления и организации учебного
процесса / Е. В. Баранова // Новые образоват. стратегии в соврем. информ.
пространстве : сб. науч. тр. / ГОУ ВПО "Рос. гос. пед. ун-т им. А. И.
Герцена". – СПб., 2011. – С. 14–19.
Раскрывается разработанная в РГПУ им. А. И. Герцена и
полномасштабно внедренная интегрированная информационная система для
подразделений университета, связанных с организацией и управлением учебным
процессом.
Д9-11/77732
67. Белеченко А. В. Функции и
дидактические свойства информационно-образовательного кафедрального портала /
А. В. Белеченко // Новые образоват. стратегии в соврем. информ. пространстве :
сб. науч. тр. / ГОУ ВПО "Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена". – СПб., 2011.
– С. 19–22. – Библиогр.: 4 назв.
Описан проект нелинейной образовательной программы, основанной
на базе кластер-технологий. Образовательный портал кафедры имеет четкую
структуру: информационно-справочный ресурс, организационный ресурс,
методический ресурс, аналитический ресурс. Функции и дидактические свойства
кафедрального сайта отвечают задачам современного образовательного процесса,
помогают в работе с уровневой моделью подготовки студентов.
Д9-11/78308
68. Информационно-коммуникационные
технологии в образовательном процессе / Ю. А. Поляков [и др.]; Фил.
Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева в г. Железногорске, Фил. Сиб.
федер. ун-та в г. Железногорске, Науч.-образоват. центр "Перспектива". –
Красноярск: Центр информ., 2011. – 171 с.: ил. – Библиогр.: 138 назв. – ISBN
978-5-905284-04-5.
Изложены основные сведения о современном уровне использования
информационно-коммуникационных технологий в образовании, представлены
различные аспекты информатизации в обучении, рассмотрены вопросы зависимости
качества образовательного процесса от информационно-коммуникационной
компетентности педагогов.
Д9-10/76616
69. Кулагина Ю. А. Интерактивные
технологии обучения и инновации в области образования / Ю. А. Кулагина //
Применение инновац. технологий в науч. исслед. : сб. науч. ст. по материалам
Междунар. науч.-практ. конф., 28 дек. 2010 г. / ГОУ ВПО "Юго-Зап. гос. ун-т".
– Курск, 2010. –
С. 410–413. – Библиогр.: 1 назв.
Анализируются результаты исследования уровня готовности
преподавателей к работе с технологиями дистанционного обучения. Сделаны
выводы: издать учебное пособие, в котором подробно будут раскрыты
теоретические и дидактические основы дистанционного обучения; создать комплекс
методических рекомендаций по созданию и применению в учебном процессе
элементов дистанционных технологий; организовать для преподавателей ряд
методических семинаров с участием не просто
квалифицированных специалистов академии по
данным вопросам, но и с участием ведущих специалистов других учебных заведений
с целью обмена опытом.
У 3949
70. Лохвицкий В. А. Проблемы
построения электронных университетов
будущего / В. А. Лохвицкий, В. В. Растроса // Защита информ. Инсайд. –
2010. – № 6 (36). – С. 38–40.
Рассматривается возможность свободно получать и выполнять
задания в режиме реального времени, иметь доступ к справочной и другой учебной
информации благодаря развитию сети Интернет. Вместе с тем, новые
образовательные инициативы принесли и новые вызовы информационной безопасности
для электронных университетов.
У 2837
71. Рыбкин С. А. Визуализация и
дизайн электронных учебных материалов / С. А. Рыбкин // Высшее образование
сегодня. – 2011. – № 1. –
С. 72–74. – Библиогр.: 9 назв.
Рассматриваются методы повышения концентрации внимания,
используемые в рекламных технологиях, и их применение в процессе визуализации
электронных учебных материалов. Описываются общие принципы визуализации и
типичные ошибки.
14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
Д9-10/77585
72. Егорова И. С. Развитие
креативности студента как средство профессиональной адаптации выпускников
вузов на рынке труда / И. С. Егорова, Е. А. Михалкина // Образование и рынок
труда : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / ГОУ ВПО "Хакас. гос. ун-т
им. Н. Ф. Катанова". – Абакан, 2010. – С. 25–30. – Библиогр.: 5 назв.
Разработана модель креативной образовательной среды на примере
подготовки бакалавров физико-математического образования, представляющая
процесс развития креативных качеств личности как сложное личностно-деятельное
образование, включающее в себя мотивационно-целевой, содержательный,
операционно-деятельностный, рефлексно-оценочный компоненты.
14.35.07 Образование и обучение в высшей
профессиональной школе
Д9-10/76616
73. Горлова Ю. С. Применение
кейс-метода в процессе обучения /
Ю. С. Горлова // Применение инновац. технологий в науч. исслед. : сб. науч.
ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 28 дек. 2010 г. / ГОУ ВПО "Юго-Зап.
гос. ун-т". – Курск, 2010. – С. 433–435. – Библиогр.: 2 назв.
Главной целью кейс-метода является то, что он ориентирован на
решение какой-либо проблемы, которая впоследствии помогает осмыслить и усвоить
учебный материал, дополнительную информацию и научиться студентам работать не
только самостоятельно, но и в коллективе.
У 2837
74. Саякин В. Ю. Специфика
индивидуального когнитивного стиля студентов и его оптимизация в
образовательном пространстве высшей школы / В. Ю. Саякин // Высшее образование
сегодня. – 2011. – № 1. –
С. 60–65. – Библиогр.: 10 назв.
Рассматривается диагностический подход к процессу обучения и
выявляется специфика когнитивных профилей студентов вуза. Анализируется работа
по внедрению обогащающей программы учебного процесса с целью оптимизации
когнитивного стиля и достижения эффективной динамики в обучении. Предложенная
обогащающая программа приводит не только к изменениям в когнитивной
организации студентов, но и способствует достижению более высоких результатов
в учебном процессе.
Д9-10/77014
75. Фирсова Ю. Н. Расширение
автономии университетов в рамках реформирования системы высшего образования в
Европе / Ю. Н. Фирсова // Подготовка специалистов в соврем. вузе : материалы
межрегион. науч.-практ. конф., 24 нояб.
2010 г. / НОУ ВПО "Моск. акад. экономики и права". – Рязань, 2010. – С.
27–30. – Библиогр.: 6 назв.
Традиционно выделяют два уровня автономии вузов –
основополагающий (substantive) и процессуальный (procedural). Основополагающая
автономия предполагает, что учебное заведение самостоятельно выбирает миссию,
образовательную и научно-исследовательскую политику, занимается присуждением
степеней, составлением учебного плана и разработкой академических программ.
Процессуальная автономия относится к способам достижения поставленных целей и
реализации программ, а также включает в себя аспекты, касающиеся
неакадемических сфер деятельности учебного заведения – составление бюджета,
финансовый менеджмент (планирование, расчеты, контроль над доходами),
управление персоналом. Делается вывод, что при проведении правильной политики,
автономия служит стимулом дальнейшего развития университета и дает множество
новых возможностей.
14.85 Технические средства обучения
и учебное оборудование
Д9-11/78554
76. Использование
информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в
образовании / Ю. Н. Ильина [и др.]; Фил. Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П.
Астафьева в г. Железногорске, Фил. Сиб. федер. ун-та в г. Железногорске,
Науч.-образоват. центр "Перспектива". – Красноярск: Центр информ., 2011. – 163
с.: ил. – Библиогр.: 97 назв. – ISBN 978-5-905284-05-2.
Освещаются вопросы зависимости качества образовательного
процесса от информационно-коммуникационной компетентности педагогов.
Представлен опыт использования современных достижений информатики при
обучении в вузе (использование компьютерных технологий за счет установления
обратной связи, дистанционные образовательные технологии, виртуальное
образовательное пространство). Рассмотрены сущность и содержание креативного
образования.
14.91 Народное образование и педагогика
в отдельных странах
У 2837
77. Вишнякова И. В. Управление
интеллектуальной собственностью в университетах США / И. В. Вишнякова //
Высшее образование сегодня. – 2011. – № 4. – С. 11–13. – Библиогр.: 4 назв.
Описывается передача технологий по лицензионным соглашениям в
вузах США (Стэнфордском, Корнельском, Принстонском, Аризонском, Огайском
университетах). Показано распределение роялти от изобретений.
См. также № 53.
|