Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №7 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.01 Общие вопросы экономических наук
06.01.29 Информационная деятельность в области экономических наук
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями

10 Государство и право. Юридические науки
10.15 Конституционное (государственное) право
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.41 Авторское право и смежные права

12 Науковедение
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.79 Научные кадры
12.79.31 Использование научных кадров
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.91 Библиотечное дело в отдельных странах
13.41 Библиография. Библиографоведение. Общие вопросы
13.41.07 Теория и методология библиографии
13.41.11 Современное состояние библиографии
13.41.23 Виды библиографии
13.41.52 Библиографическое обслуживание

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
14.37.01 Общие вопросы
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.09 История информатики и информационной деятельности. Персоналия
20.01.79 Кадры
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.01 Общие вопросы
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.17 Предметизация и индексирование
20.23 Информационный поиск
20.23.01 Общие вопросы
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.01 Общие вопросы
20.51.15 Потребители информации
20.51.19 Виды информационного обслуживания
20.53 Технические средства обеспечения информационных процессов
20.53.33 Здания информационных центров и их оборудование

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.15 Операционные системы

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.17 Международное сотрудничество в области патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.29 Патентно-информационная деятельность
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов
85.33 Патентно-лицензионная работа

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14 Народное образование. Педагогика

14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики

14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики

У 3704

39. Азарова Р. Н.  Подходы к организации инновационной деятельности в вузе как условие совершенствования качества образования (на примере регионального вуза) / Р. Н. Азарова // Экономика, статистика и информатика. – 2011. – № 2. – С. 3–7. – Библиогр.: 12 назв.

Инновационная деятельность как специфический вид человеческой деятельности. Двухуровневая модель организации инновационной деятельности в вузе.

У 3704

40. Зайнеева А. И.  Трансграничное образование: суть вопроса /
А. И. Зайнеева // Экономика, статистика и информатика. – 2011. – № 2. –
С. 8–13. – Библиогр.: 20 назв.

Дано определение трансграничного образования, основных его форм и провайдеров, представлена схема транснационального образования. Кратко освещены основные тенденции на рынке образования, а также проанализированы различные взгляды на логическое обоснование и последствия трансграничного образования. В основу положены аналитические работы зарубежных экспертов в данной области.

Р 16

41. Карякин Ю. В.  Образовательный процесс: парадигмальность и целостность / Ю. В. Карякин // Alma mater: вестн. высш. шк.. – 2011. – № 5. – С. 22–28. – Библиогр.: 8 назв.

Дается системное описание образовательного процесса на основе парадигмального и компетентностного подходов. Рассматриваются части образовательного процесса – учащийся, преподаватель, предмет учебной дисциплины, и строятся модели их эффективного взаимодействия.

У 3409

42. Клюев А. К.  Слияния в высшей школе: устойчивые практики и решения / А. К. Клюев, П. А. Клюев // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 6 (70). – С. 6–16. – Библиогр.: 12 назв.

Представлен обзор типовых решений по подготовке и реализации проекта слияния вузов, основанный на анализе отечественных и зарубежных практик. Приведена "Дорожная карта" слияния (присоединения) вуза. Отражено управление рисками проекта слияния.

У 2495

43. Малюгина И. В.  Роль и место вузовской науки в формировании экономики, основанной на знаниях / И. В. Малюгина // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 311–316. – Библиогр.: 6 назв.

Затрагиваются вопросы выполнения в вузовском секторе науки фундаментальных и прикладных научных исследований по заданиям отраслевых министерств и ведомств, по заказам хозяйствующих субъектов, по зарубежным грантам и контрактам. Отмечается, что вузы должны обеспечивать инновационную экономику не только квалифицированными кадрами, но и осуществлять трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой.

У 2495

44. Минченкова А. М.  Повышение эффективности инновационной деятельности научно-образовательного комплекса высокотехнологичного сектора экономики / А. М. Минченкова, А. А. Сычев // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 336–342. – Библиогр.: 13 назв.

Создание в вузах технопарковых структур (бизнес-инкубаторов, бизнес-парков и др.); предприятий, оказывающих консультационные услуги; малых инновационных предприятий.

Р 3545

45. Порхун Е. Ю.  Спин-компании для отечественных вузов /
Е. Ю. Порхун // Креатив. экономика. – 2011. – № 5. – С. 103–108. – Библиогр.: 7 назв.

Рассмотрены спин-модели (spin-off и spin-out) организации университетских инновационных компаний, преимущества их использования и перспективы применения в российских вузах и научных организациях.

У 3409

46. Прокопьев В. П.  Федеральный университет и классическое университетское образование / В. П. Прокопьев // Университет. упр.: практика и анализ. – 2010. – № 6 (70). – С. 28–32. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается вопрос об особенностях и месте классического университетского образования в системе российского высшего профессионального образования. Обращается внимание на необходимость его сохранения в процессе создания федеральных университетов для выполнения стратегической миссии этих вузов: формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала. Предлагаются также некоторые организационные меры для успешного развития классического университетского образования в федеральных университетах.

У 2495

47. Савченко А. В.  Институт тьюторов: понятие и целесообразность введения в российских вузах / А. В. Савченко // Вестн. ун-та. – 2010. –
№ 24. – С. 78–82.

Освещается проблема использования передового опыта в бизнес-образовании. Раскрывается понятие "тьютор" (процесс индивидуального образования в вузе), определены его отличительные признаки, рассматриваются различные формы использования тьюторов в практике обучения менеджеров. Особое внимание уделяется типовым задачам тьютеров.

У 2495

48. Соклакова И. В.  Особенности образования современного менеджера / И. В. Соклакова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 83–87. – Библиогр.: 7 назв.

Проблема использования новых форм образования современного менеджера. Креативное образование, его отличительные признаки. Особенности электронного обучения. Дальнейшее образование в обучающих организациях.

Р 3545

49. Стародумова Ю. В.  Дистанции знаниям не помеха / Ю. В. Стародумова // Креатив. экономика. – 2011. – № 5. – С. 109–113. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается использование современных инновационных методов обучения профессиональных управленческих кадров МВА. Предложена инновационная технология обучения – сочетание очной и дистанционной форм в виде процесса дистанционного сопровождения для повышения качества обучения .

14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики

Р 16

50. Артамонова Ю. Д.  Совместные образовательные программы: состояние, проблемы, перспективы / Ю. Д. Артамонова, К. А. Блинова,
А. Л. Демчук // Alma mater: вестн. высш. шк.. – 2011. – № 5. – С. 74–80.

Анализируются современное состояние и проблемы развития совместных образовательных программ российских и зарубежных вузов, приводятся как результаты аналитических исследований, так и статистические данные. Систематически представлены проблемы, связанные с состоянием нормативно-правовой базы создания и реализации совместных программ вузами РФ, и намечены пути их решения.

У 2495

51. Иванова В. И.  Исследование основных тенденций развития Болонского процесса как формы интернационализации сектора высшего образования в Европейском союзе / В. И. Иванова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 31–35. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматривается одна из важнейших современных тенденций интеграционного развития экономики Европейского Союза – формирование общеевропейского образовательного пространства. Освещены современные тенденции развития высшего образования на территории Европейского Союза. Проанализированы основные характеристики интеграционной гармонизации сектора высшего образования.

14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования

У 2495

52. Борзов С. В.  Соотношение платности и бесплатности высшего образования как исходный момент системного воспроизводства научно-образовательного потенциала / С. В. Борзов // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 12–17. – Библиогр.: 7 назв.

Вопросы соотношения платности и бесплатности высшего образования рассматриваются с точки зрения индивида и общества. Анализируются различные взгляды на эту проблему.

У 2495

53. Иванова Т. А.  Государственная политика в области стимулирования коммерциализации вузовских технологий / Т. А. Иванова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 20. – С. 150–154. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматриваются меры государственной политики в области стимулирования коммерциализации вузовских технологий за период 1990-2010 гг. Выделены три этапа государственной политики в области коммерциализации вузовских технологий: развитие технологической инфраструктуры, создание технопарков и инновационно-технологических центров (1990 – 1999); комплексное развитие финансовой, консалтинговой, кадровой инфраструктуры (2000 – 2007); стимулирование инновационной активности крупного бизнеса, продолжение государственной политики по развитию малого инновационного предпринимательства (2008 – до настоящего
времени).

Р 16

54. Левицкий М. Л.  Госзадание на услуги высшей школы: критерии эффективности / М. Л. Левицкий // Alma mater: вестн. высш. шк.. – 2011. – № 5. – С. 50–57. – Библиогр.: 3 назв.

Исследуется проблема формирования государственного заказа учреждениям высшего профессионального образования в условиях перехода к бюджетированию, ориентированному на результат. Рассматриваются границы применения количественных и качественных критериев, обеспечивающие возможность прогнозирования изменения макроэкономических показателей в зависимости от динамики бюджетных расходов. Проводится ретроспективный анализ концепции человеческого капитала: от соотношения "затраты – результаты" на индивидуальном уровне до формирования показателей человеческого капитала в составе национального богатства страны. Приведены показатели структуры национального богатства РФ, США и стран БРИК. Сделаны выводы о путях повышения качества формирования человеческого капитала в РФ.

У 2495

55. Маланичева Н. В.  Предпринимательская деятельность вузов как фактор повышения конкурентоспособности / Н. В. Маланичева // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 45–48.

Указывается на необходимость создания новых структур (центров трансфера технологий, научных парков, малых инновационных предприятий), которые будут управлять интеллектуальной собственностью с точки зрения ее коммерциализации; привлечения опытных профессиональных патентных поверенных, оценщиков интеллектуальной собственности, специалистов в области технологического маркетинга.

У 2495

56. Масликов В. А.  Предпосылки инновационного развития среды вуза / В. А. Масликов // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 53–58. – Библиогр.: 7 назв.

Представлен анализ доминирующих направлений инновационной деятельности некоторых российских корпораций на основе университетских конкурентоспособных проектов.

У 3704

57. Мещерякова И. В.  Разработка эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза / И. В. Мещерякова // Экономика, статистика и информатика. – 2011. – № 1. – С. 33–35. – Библиогр.: 9 назв.

Предложена формула для определения эффективности инновационной деятельности вуза (на примере МЭСИ).

У 2495

58. Павлюченко Е. И.  Анализ основных тенденций финансирования высшего образования в зарубежных странах / Е. И. Павлюченко // Вестн. ун-та. – 2010. – № 20. – С. 63–66. – Библиогр.: 1 назв.

Отмечается значительный удельный вес государственного финансирования в системе образования, однако при этом внимание уделяется и изучению других источников финансирования. В частности, исследуются преимущества использования образовательных кредитов по сравнению с обычной схемой финансирования. В результате проведенного анализа обозначены основные тенденции в сфере финансирования образования. Рассмотрены образовательные системы Германии, Австрии, Италии, Норвегии, Финляндии, Нидерландов, Швейцарии и др. 

См. также № 45.

14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании

Д9-11/77837

59. Инновации и современные технологии в системе образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., 20-21 февр. 2011 г. / Науч.-изд. Центр "Социосфера", Рос.-Армян. (Славян.) гос. ун-т, Пенз. гос. технол. акад. и др.. – Пенза; Ереван; Шадринск: Социосфера, 2011. – 316 с.: ил. – Библиогр. в конце отд. ст.. – ISBN 978-5-91990-011-5.

Представлены научные статьи преподавателей вузов, соискателей и аспирантов, посвященные актуальным тенденциям процесса модернизации в образовании. Рассматриваются инновации в учебной и научно-исследовательской деятельности; теория и практика использования образовательных технологий; информационные и коммуникационные технологии как средства повышения качества образования; рейтинговая система обучения и оценки знаний; система менеджмента качества в образовательном процессе.

Р 3485

60. Савенков И. А.  Состояние, требования и средства создания электронных учебников / И. А. Савенков, Ю. Н. Ткачук // Вестн. МГУП. – 2011. – № 1. – С. 184–191. – Библиогр.: 6 назв.

Выделены функциональные, дидактические, эргономические требования. Отмечены программные инструментальные системы: Toolbook Instructor, eAuthor CBT 3.2, СДО "Прометей" 4.3.

У 3704

61. Худоренко Е. А.  Роль электронного портфолио в развитии научно-образовательных компетенций студентов высшего профессионального образования / Е. А. Худоренко // Экономика, статистика и информатика. – 2011. – № 2. – С. 14–18. – Библиогр.: 15 назв.

Исследована проблематика научно-исследовательской работы студентов в вузах. Выявлены ключевые моменты становления и развития НИРС в вузах России и проблемы современного состояния. В качестве одного из путей совершенствования НИРС предложено использование электронного портфолио студента, как одной из наиболее эффективных инновационных технологий, позволяющих наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного процесса и научной деятельности в рамках вуза, сформировать у студента тягу к творческой и научной самореализации в процессе обучения.

14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе

У 2495

62. Владимирова И. Г.  Модульная система обучения: особенности и основные понятия / И. Г. Владимирова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 18. –
С. 46–53. – Библиогр.: 12 назв.

Использование модульной системы обучения является одним из важнейших направлений модернизации российского высшего образования. Раскрывается содержание модульной системы обучения, ее особенности, преимущества и недостатки ее использования. Рассмотрен дискуссионный вопрос трактовки понятия "учебный модуль".

У 2495

63. Куканова Н. С.  Концепция преподавания менеджмента в формате исследовательского университета / Н. С. Куканова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 35–38. – Библиогр.: 1 назв.

Освещен процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения и переход на уровневую систему подготовки баклавров, магистров. Показана значимость овладения исследовательскими компетенциями. 

См. также № 34.

14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование

14.37.01 Общие вопросы

У 3723

64. Подопригора В. Г.  О развитии инновационной деятельности в Красноярском государственном торгово-экономическом институте [КГТЭИ] / В. Г. Подопригора // Инновац. образование и экономика. – 2010. – № 7 (18). – С. 15–17.

Рассматриваются инновации в научной деятельности и организационные инновации: внедрение модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса, обучающих виртуальных производственно-технических комплексов; "кейс-технологии"; развитие системы электронного тестирования студентов.

14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

У 2495

65. Бутковская Г. В.  Зарубежный опыт разработки компетентностной модели бакалавра и магистра (на примере Великобритании) / Г. В. Бутковская, Е. В. Колганова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 18. – С. 34–46. – Библиогр.: 9 назв.

Представлена модель анализа общих компетенций бакалавров и магистров в сравнении с Дублинскими дескрипторами для программ первого и второго цикла. Кроме общих компетенций в области бизнеса были проанализированы и выделены также и специальные компетенции в области бизнеса. 

См. также № 58.

  
На главную