14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и
педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики
У 3704
39. Азарова Р. Н. Подходы к организации инновационной
деятельности в вузе как условие совершенствования качества образования (на
примере регионального вуза) / Р. Н. Азарова // Экономика, статистика и
информатика. – 2011. – № 2. – С. 3–7. – Библиогр.: 12 назв.
Инновационная деятельность как специфический вид человеческой
деятельности. Двухуровневая модель организации инновационной деятельности в
вузе.
У 3704
40. Зайнеева А. И. Трансграничное образование: суть
вопроса /
А. И. Зайнеева // Экономика, статистика и информатика. – 2011. – № 2. –
С. 8–13. – Библиогр.: 20 назв.
Дано определение трансграничного образования, основных его форм
и провайдеров, представлена схема транснационального образования. Кратко
освещены основные тенденции на рынке образования, а также проанализированы
различные взгляды на логическое обоснование и последствия трансграничного
образования. В основу положены аналитические работы зарубежных экспертов в
данной области.
Р 16
41. Карякин Ю. В. Образовательный процесс:
парадигмальность и целостность / Ю. В. Карякин // Alma mater: вестн. высш. шк..
– 2011. – № 5. – С. 22–28. – Библиогр.: 8 назв.
Дается системное описание образовательного процесса на основе
парадигмального и компетентностного подходов. Рассматриваются части
образовательного процесса – учащийся, преподаватель, предмет учебной
дисциплины, и строятся модели их эффективного взаимодействия.
У 3409
42. Клюев А. К. Слияния в высшей школе: устойчивые
практики и решения / А. К. Клюев, П. А. Клюев // Университет. упр.: практика и
анализ. – 2010. – № 6 (70). – С. 6–16. – Библиогр.: 12 назв.
Представлен обзор типовых решений по подготовке и реализации
проекта слияния вузов, основанный на анализе отечественных и зарубежных
практик. Приведена "Дорожная карта" слияния (присоединения) вуза. Отражено
управление рисками проекта слияния.
У 2495
43. Малюгина И. В. Роль и место вузовской науки в
формировании экономики, основанной на
знаниях / И. В. Малюгина // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 311–316.
– Библиогр.: 6 назв.
Затрагиваются вопросы выполнения в вузовском секторе науки
фундаментальных и прикладных научных исследований по заданиям отраслевых
министерств и ведомств, по заказам хозяйствующих субъектов, по зарубежным
грантам и контрактам. Отмечается, что вузы должны обеспечивать инновационную
экономику не только квалифицированными кадрами, но и осуществлять трансфер
знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными
объединениями и академической наукой.
У 2495
44. Минченкова А. М. Повышение эффективности
инновационной деятельности научно-образовательного комплекса
высокотехнологичного сектора экономики /
А. М. Минченкова, А. А. Сычев // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С.
336–342. – Библиогр.: 13 назв.
Создание в вузах технопарковых структур (бизнес-инкубаторов,
бизнес-парков и др.); предприятий, оказывающих консультационные услуги; малых
инновационных предприятий.
Р 3545
45. Порхун Е. Ю. Спин-компании для отечественных вузов /
Е. Ю. Порхун // Креатив. экономика. – 2011. – № 5. – С. 103–108. – Библиогр.:
7 назв.
Рассмотрены спин-модели (spin-off и spin-out) организации
университетских инновационных компаний, преимущества их использования и
перспективы применения в российских вузах и научных организациях.
У 3409
46. Прокопьев В. П. Федеральный университет и
классическое университетское образование / В. П. Прокопьев // Университет.
упр.: практика и анализ. – 2010. – № 6 (70). – С. 28–32. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматривается вопрос об особенностях и месте классического
университетского образования в системе российского высшего профессионального
образования. Обращается внимание на необходимость его сохранения в процессе
создания федеральных университетов для выполнения стратегической миссии этих
вузов: формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала.
Предлагаются также некоторые организационные меры для успешного развития
классического университетского образования в федеральных университетах.
У 2495
47. Савченко А. В. Институт тьюторов: понятие и
целесообразность введения в российских вузах / А. В. Савченко // Вестн. ун-та.
– 2010. –
№ 24. – С. 78–82.
Освещается проблема использования передового опыта в
бизнес-образовании. Раскрывается понятие "тьютор" (процесс индивидуального
образования в вузе), определены его отличительные признаки, рассматриваются
различные формы использования тьюторов в практике обучения менеджеров. Особое
внимание уделяется типовым задачам тьютеров.
У 2495
48. Соклакова И. В. Особенности образования современного
менеджера / И. В. Соклакова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 83–87. –
Библиогр.: 7 назв.
Проблема использования новых форм образования современного
менеджера. Креативное образование, его отличительные признаки. Особенности
электронного обучения. Дальнейшее образование в обучающих организациях.
Р 3545
49. Стародумова Ю. В. Дистанции знаниям не помеха / Ю.
В. Стародумова // Креатив. экономика. – 2011. – № 5. – С. 109–113. – Библиогр.:
4 назв.
Рассматривается использование современных инновационных методов
обучения профессиональных управленческих кадров МВА. Предложена
инновационная технология обучения – сочетание очной и дистанционной форм в
виде процесса дистанционного сопровождения для повышения качества обучения .
14.01.17 Международное сотрудничество в области
организации образования и педагогики
Р 16
50. Артамонова Ю. Д. Совместные образовательные
программы: состояние, проблемы, перспективы / Ю. Д. Артамонова, К. А. Блинова,
А. Л. Демчук // Alma mater: вестн. высш. шк.. – 2011. – № 5. – С. 74–80.
Анализируются современное состояние и проблемы развития
совместных образовательных программ российских и зарубежных вузов, приводятся
как результаты аналитических исследований, так и статистические данные.
Систематически представлены проблемы, связанные с состоянием
нормативно-правовой базы создания и реализации совместных программ вузами РФ,
и намечены пути их решения.
У 2495
51. Иванова В. И. Исследование основных тенденций
развития Болонского процесса как формы интернационализации сектора высшего
образования в Европейском союзе / В. И. Иванова // Вестн. ун-та. – 2010. – №
24. – С. 31–35. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматривается одна из важнейших современных тенденций
интеграционного развития экономики Европейского Союза – формирование
общеевропейского образовательного пространства. Освещены современные тенденции
развития высшего образования на территории Европейского Союза.
Проанализированы основные характеристики интеграционной гармонизации сектора
высшего образования.
14.01.75 Экономика, организация, управление,
планирование и прогнозирование образования
У 2495
52. Борзов С. В. Соотношение платности и бесплатности
высшего образования как исходный момент системного воспроизводства научно-образовательного
потенциала / С. В. Борзов // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 12–17.
– Библиогр.: 7 назв.
Вопросы соотношения платности и бесплатности высшего образования
рассматриваются с точки зрения индивида и общества. Анализируются различные
взгляды на эту проблему.
У 2495
53. Иванова Т. А. Государственная политика в области
стимулирования коммерциализации вузовских технологий / Т. А. Иванова // Вестн.
ун-та. – 2010. – № 20. – С. 150–154. – Библиогр.: 5 назв.
Рассматриваются меры государственной политики в области
стимулирования коммерциализации вузовских технологий за период 1990-2010 гг.
Выделены три этапа государственной политики в области коммерциализации
вузовских технологий: развитие технологической инфраструктуры, создание
технопарков и инновационно-технологических центров (1990 – 1999); комплексное
развитие финансовой, консалтинговой, кадровой инфраструктуры (2000 – 2007);
стимулирование инновационной активности крупного бизнеса, продолжение
государственной политики по развитию малого инновационного предпринимательства
(2008 – до настоящего
времени).
Р 16
54. Левицкий М. Л. Госзадание на услуги высшей школы:
критерии эффективности / М. Л. Левицкий // Alma mater: вестн. высш. шк.. –
2011. – № 5. – С. 50–57. – Библиогр.: 3 назв.
Исследуется проблема формирования государственного заказа
учреждениям высшего профессионального образования в условиях перехода к
бюджетированию, ориентированному на результат. Рассматриваются границы
применения количественных и качественных критериев, обеспечивающие возможность
прогнозирования изменения макроэкономических показателей в зависимости от
динамики бюджетных расходов. Проводится ретроспективный анализ концепции
человеческого капитала: от соотношения "затраты – результаты" на
индивидуальном уровне до формирования показателей человеческого капитала в
составе национального богатства страны. Приведены показатели структуры
национального богатства РФ, США и стран БРИК. Сделаны выводы о путях повышения
качества формирования человеческого капитала в РФ.
У 2495
55. Маланичева Н. В. Предпринимательская деятельность
вузов как фактор повышения конкурентоспособности / Н. В. Маланичева // Вестн.
ун-та. – 2010. – № 24. – С. 45–48.
Указывается на необходимость создания новых структур (центров
трансфера технологий, научных парков, малых инновационных предприятий),
которые будут управлять интеллектуальной собственностью с точки зрения ее
коммерциализации; привлечения опытных профессиональных патентных поверенных,
оценщиков интеллектуальной собственности, специалистов в области
технологического маркетинга.
У 2495
56. Масликов В. А. Предпосылки инновационного развития
среды вуза / В. А. Масликов // Вестн. ун-та. – 2010. – № 24. – С. 53–58. –
Библиогр.: 7 назв.
Представлен анализ доминирующих направлений инновационной
деятельности некоторых российских корпораций на основе университетских
конкурентоспособных проектов.
У 3704
57. Мещерякова И. В. Разработка эффективной системы
управления инновационной деятельностью вуза / И. В. Мещерякова // Экономика,
статистика и информатика. – 2011. – № 1. – С. 33–35. – Библиогр.: 9 назв.
Предложена формула для определения эффективности инновационной
деятельности вуза (на примере МЭСИ).
У 2495
58. Павлюченко Е. И. Анализ основных тенденций
финансирования высшего образования в зарубежных странах / Е. И. Павлюченко //
Вестн. ун-та. – 2010. – № 20. – С. 63–66. – Библиогр.: 1 назв.
Отмечается значительный удельный вес государственного
финансирования в системе образования, однако при этом внимание уделяется и
изучению других источников финансирования. В частности, исследуются
преимущества использования образовательных кредитов по сравнению с обычной
схемой финансирования. В результате проведенного анализа обозначены основные
тенденции в сфере финансирования образования. Рассмотрены образовательные
системы Германии, Австрии, Италии, Норвегии, Финляндии, Нидерландов, Швейцарии
и др.
См. также № 45.
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные
системы в образовании
Д9-11/77837
59. Инновации и современные технологии в системе
образования: материалы междунар. науч.-практ. конф., 20-21 февр. 2011 г. /
Науч.-изд. Центр "Социосфера", Рос.-Армян. (Славян.) гос. ун-т, Пенз. гос.
технол. акад. и др.. – Пенза; Ереван; Шадринск: Социосфера, 2011. – 316 с.:
ил. – Библиогр. в конце отд. ст.. – ISBN 978-5-91990-011-5.
Представлены научные статьи преподавателей вузов, соискателей и
аспирантов, посвященные актуальным тенденциям процесса модернизации в
образовании. Рассматриваются инновации в учебной и научно-исследовательской
деятельности; теория и практика использования образовательных технологий;
информационные и коммуникационные технологии как средства повышения качества
образования; рейтинговая система обучения и оценки знаний; система менеджмента
качества в образовательном процессе.
Р 3485
60. Савенков И. А. Состояние, требования и средства
создания электронных учебников / И. А. Савенков, Ю. Н. Ткачук // Вестн. МГУП.
– 2011. – № 1. – С. 184–191. – Библиогр.: 6 назв.
Выделены функциональные, дидактические, эргономические
требования. Отмечены программные инструментальные системы: Toolbook Instructor,
eAuthor CBT 3.2, СДО "Прометей" 4.3.
У 3704
61. Худоренко Е. А. Роль электронного портфолио в
развитии научно-образовательных компетенций студентов высшего
профессионального образования / Е. А. Худоренко // Экономика, статистика и
информатика. – 2011. – № 2. – С. 14–18. – Библиогр.: 15 назв.
Исследована проблематика научно-исследовательской работы
студентов в вузах. Выявлены ключевые моменты становления и развития НИРС в
вузах России и проблемы современного состояния. В качестве одного из путей
совершенствования НИРС предложено использование электронного портфолио
студента, как одной из наиболее эффективных инновационных технологий,
позволяющих наилучшим образом объединить в себе потребности образовательного
процесса и научной деятельности в рамках вуза, сформировать у студента тягу к
творческой и научной самореализации в процессе обучения.
14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.07 Образование и обучение в высшей
профессиональной школе
У 2495
62. Владимирова И. Г. Модульная система обучения:
особенности и основные понятия / И. Г. Владимирова // Вестн. ун-та. – 2010. –
№ 18. –
С. 46–53. – Библиогр.: 12 назв.
Использование модульной системы обучения является одним из
важнейших направлений модернизации российского высшего образования.
Раскрывается содержание модульной системы обучения, ее особенности,
преимущества и недостатки ее использования. Рассмотрен дискуссионный вопрос
трактовки понятия "учебный модуль".
У 2495
63. Куканова Н. С. Концепция преподавания менеджмента в
формате исследовательского университета / Н. С. Куканова // Вестн. ун-та. –
2010. – № 24. – С. 35–38. – Библиогр.: 1 назв.
Освещен процесс внедрения федеральных государственных
образовательных стандартов третьего поколения и переход на уровневую систему
подготовки баклавров, магистров. Показана значимость овладения
исследовательскими компетенциями.
См. также № 34.
14.37 Образование взрослых. Повышение
квалификации. Самообразование
14.37.01 Общие
вопросы
У 3723
64. Подопригора В. Г. О развитии инновационной
деятельности в Красноярском государственном торгово-экономическом институте
[КГТЭИ] / В. Г. Подопригора // Инновац.
образование и экономика. – 2010. – № 7 (18). – С. 15–17.
Рассматриваются инновации в научной деятельности и
организационные инновации: внедрение модульно-рейтинговой системы организации
учебного процесса, обучающих виртуальных производственно-технических
комплексов; "кейс-технологии"; развитие системы электронного тестирования
студентов.
14.91 Народное образование и педагогика в
отдельных странах
У 2495
65. Бутковская Г. В. Зарубежный опыт разработки
компетентностной модели бакалавра и магистра (на примере Великобритании) / Г.
В. Бутковская, Е. В. Колганова // Вестн. ун-та. – 2010. – № 18. – С. 34–46. –
Библиогр.: 9 назв.
Представлена модель анализа общих компетенций бакалавров и
магистров в сравнении с Дублинскими дескрипторами для программ первого и
второго цикла. Кроме общих компетенций в области бизнеса были проанализированы
и выделены также и специальные компетенции в области бизнеса.
См. также № 58.
|