14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы
развития образования и педагогики
У2495
47. Аксенова Е. И. Управление объектами интеллектуальной
собственности современного вуза / Е. И.
Аксенова // Вестн. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 118–121. – Библиогр.: 11
назв.
Рассматриваются вопросы повышения экономической эффективности
инновационной образовательной системы. Предлагается современная
организационная модель управления инновациями в вузе. Представлено ее
нормативно-методическое и инфраструктурное обеспечение.
У2495
48. Колмыкова Е. А. Организационно-функциональная модель
инновационного университета / Е. А. Колмыкова, И. А. Черноскутова // Вестн.
ун-та. – 2011. – № 8. – С. 154–158. – Библиогр.: 5 назв.
Сформулированы ключевые проблемы системы образования в регионе,
предложены принципы, которые необходимо заложить в стратегию трансформации
вуза в инновационный университет для решения обозначенных проблем. Построена
модель внутривузовской системы менеджмента качества высшего профессионального
образования.
Р 16
49. Николаев С. Д. Формирование инновационной стратегии
развития образовательного учреждения / С. Д. Николаев, П. М. Гаврилова, А. В.
Зайцев // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 6. – С. 8–12. – Библиогр.:
6 назв.
Дана характеристика современных условий развития образовательных
учреждений (ОУ). Отмечено, что ОУ переходят на качественно новую ступень
развития. Рассмотрены факторы повышения конкурентоспособности ОУ. Решение
проблемы может быть достигнуто на основе формирования и эффективного
использования интеллектуального капитала, а также на основе интеграции
инновационных стратегий развития вуза и предприятий. Предложены направления
инновационного развития ОУ с целью формирования стратегии развития.
14.01.17 Международное сотрудничество в области
организации образования и педагогики
У2495
50. Городничева М. И. Международные научные и
образовательные проекты как инновационная форма образовательных услуг / М. И.
Городничева // Вестн. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 36–38. – Библиогр.: 8 назв.
Раскрывается особая роль международных
научных и образовательных проектов как способа деловых контактов.
Образовательное сотрудничество действует в новых условиях интеграции
российского высшего профессионального образования в мировую систему. В
качестве источника прибыли выступают знания, технологии, инновации и способы
их практического применения.
14.01.75 Экономика, организация, управление,
планирование
и прогнозирование образования
У2495
51. Алешина И. В. Маркетинг для маркетологов или
индивидуальная образовательная траектория
/ И. В. Алешина // Вестн. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 165–175. –
Библиогр.: 12 назв.
Освещены проблемы подготовки
специалистов-маркетологов (менеджеров). Отмечено, что глобализация рынков
труда и образования – вызов для российской системы подготовки
специалистов-управленцев, в частности, маркетингового профиля.
Индивидуализация карьерной траектории делает индивидуальный учебный план
инструментом обеспечения конкурентоспособности выпускника на рынке труда, а
университета – на мировом рынке образования.
У2495
52. Иванова М. И. Методологические подходы к оценке
инвестиций в образование и образовательную деятельность / М. И. Иванова, Т. А.
Панкратова // Вестн. ун-та. – 2011. – № 1. – С. 313–318. – Библиогр.: 4 назв.
Рассмотрены проблемы инвестирования в
образовательную сферу. Представлены недостатки образовательной сферы,
обоснованы применяемые методы оценки инвестиций в образование. Отмечено, что
инвестиционный выбор в образовании предполагает использование не только
эконометрических и аналитических данных, но и должен базироваться на основе
комплекса критериев, включающих, кроме экономических, критерии социального и
политического характера.
Д9-11/81110
53. Кожитов Л. В. Организация работ по коммерциализации
интеллектуальной собственности в вузе / Л. В. Кожитов, Б. Г. Киселев //
Перспектив. технологии, оборудование и аналит. системы для материаловедения и
наноматериалов : тр. 8-й Междунар. конф., г. Алматы, 9–10 июня 2011 г. /
М-во образования и науки РФ, М-во образования и науки Респ. Казахстан, ГОУ ВПО
"Юго-Зап. гос. ун-т" и др. – Курск, 2011. – С. 659–678. – Библиогр.: 5 назв.
Описан опыт коммерциализации
объектов интеллектуальной собственности в НИТУ "МИСиС". Для формирования и
реализации инновационного потенциала вуза создается
информационно-инновационная база данных о результатах научно-технической
деятельности вуза на основе научно-технических разработок, прошедших
государственную регистрацию во Всероссийском научно-техническом информационном
центре (ВНТИЦ). НИТУ "МИСиС" разрабатывает и постоянно обновляет
информационный портал "Наука" на сайте университета с целью оперативного
представления информации о деятельности научно-исследовательского комплекса
университета и представлении всеобъемлющей информации о научно-техническом
потенциале вуза, направления научно-исследовательских работ, коммерческих
продуктах и услугах, предлагаемых службами и подразделениями вуза.
У 2929
54. Костюкова Т. П. Модель управления рисками
образовательного учреждения / Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко // Информ.-упр.
системы. – 2011. – № 2 (51). – С. 73–76. – Библиогр.: 4 назв.
Изложен подход по управлению рисками образовательного
учреждения. Приведена классификация внешних и внутренних рисков. Предложена
модель управления рисками, обеспечивающая учет их влияния, повышение
оперативности и качества принятия управленческих решений в вузе.
У2495
55. Лукашов П. В. Нормативно-правовые аспекты бюджетного
учета и контроля расчетов с контрагентами в вузе / П. В. Лукашов // Вестн.
ун-та. – 2011. – № 14. – С. 179–181. – Библиогр.: 4 назв.
Представлены основные нормативно-правовые аспекты бюджетного
учета и контроля расчетов с контрагентами в вузе. Сделан вывод, что в
Российской Федерации проявляется явная тенденция к активизации конструктивных
процессов развития реформ бюджетного учета при расчетах с контрагентами.
Однако проблемы совершенствования системы учета государственных финансов
находятся на начальном этапе реформирования.
У2495
56. Фомин Г. Б. Функционально-целевая модель деятельности
линейного управленческого персонала высших учебных заведений / Г. Б. Фомин //
Вестн. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 237–243. – Библиогр.: 3 назв.
Представлена разработанная для высших учебных заведений и
адаптированная к новым социально-экономическим условиям функционально-целевая
модель деятельности линейного управленческого персонала. Деятельность
линейного управленческого персонала вуза может опираться на систему управления
в виде морфологической матрицы типа "функции – цели". По горизонтали этой
матрицы располагаются целевые подсистемы, отвечающие за реализацию основных
целей, а по вертикали – управленческие функции, исполнение которых
обеспечивает достижение целей.
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные
системы
в образовании
У 2929
57. Володина Д. Н. Методические и технологические аспекты
разработки мультимедийных электронных образовательных ресурсов / Д. Н. Володина,
А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый // Информ.-упр. системы. – 2011. – № 1
(50). – С. 79–86. – Библиогр.: 18 назв.
Изложены подходы к созданию мультимедийных электронных
образовательных ресурсов, основанных на разделении контента на образовательные
примитивы. Приведены критерии целесообразности преобразования примитивов в
мультимедиа. Рассмотрены процессы расчета смысловой нагрузки исходного
образовательного материала и интеграции образовательных примитивов в единый
ресурс.
У 2929
58. Гришаков В. Г. Организация распределенного
автоматизированного рабочего места студента вуза / В. Г. Гришаков, И. В.
Логинов // Информ.-упр. системы. – 2011. – № 3 (52). – С. 61–65. – Библиогр.:
13 назв.
Отмечены недостатки современных методов построения
автоматизированных рабочих мест студентов вузов. Обоснована система требований
к рабочему месту студента. Предложено для организации рабочего места студента
использовать сервис-ориентированный подход и мобильные хранилища данных.
У 2048
59. Тихомирова Н. В. Образовательный процесс в
электронном университете: условия и направления трансформации / Н. В.
Тихомирова,
В. Г. Минашкин, Л. Н. Дубейковская //
Информ. о-во. – 2011. – № 3. –
С. 35–44. – Библиогр.: 6 назв.
Представлена модель организации
учебного процесса в условиях активного внедрения и использования
информационно-коммуникационных технологий, изменения организационной модели
вуза. Сформулированы принципы построения ориентированной на студента модели
организации учебного процесса и ее элементов. Показано использование единой
информационной среды университета для повышения эффективности образовательного
процесса, формирования компетенций выпускников, соответствующих изменяющимся
потребностям рынка труда.
Д9-11/79811
60. Управление качеством электронных обучающихся систем в
контексте развития современного высшего профессионального образования / П. Н.
Воробкалов [и др.]; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Нац.
исслед. технол. ун-та "МИСиС", Волгогр. гос. техн.
ун-т. – М.; Волгоград, 2011. – 113 с. – Библиогр.: 119 назв.
Формулируются основные критерии
построения новых учебных стандартов и планов современной высшей школы.
Проанализировано понятие качества электронных обучающих систем, современные
подходы и методы управления им. Предложен новый метод и критерии оценки
качества электронных обучающих систем, основанные на использовании
имитационной модели процесса обучения и
позволяющие осуществлять управление качеством на стадиях разработки, внедрения
и эксплуатации обучающих систем.
14.15 Система образования
14.15.25 Непрерывное (перманентное) образование
Д9-11/81270
61. Многоуровневая подготовка
ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования / Э.
Г. Скибицкий [и др.]. – Новосибирск: САФБД, 2011. – 123 с. – Библиогр.: с.
114–123. – ISBN 978-5-88748-092-3.
Рассмотрены возможности и проанализированы основные направления
многоуровневой подготовки ИТ-специалистов в системе непрерывного
профессионального образования.
14.35 Высшее профессиональное образование.
Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
Д9-11/78851
62. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах.
Преемственность кейс-стади и концепций / Б. Р. Кларк; пер. с англ. Е.
Степкиной. – М.: Высшая школа экономики, 2011. – 308 с. – (Теория и практика
образования). – ISBN 978-5-7598-0854-1.
Рассматриваются виды университетского предпринимательства на
примере 14 передовых институтов из США, Великобритании, Австралии, Латинской
Америки и Африки.
Д9-09/81216
63. Конкурентоспособность специалистов для наукоемких
технологий / П. А. Лучников [и др.]. – М.: Энергоатомиздат, 2009. – 332 с.:
ил. – ISBN 978-5-283-03319-8.
Представлены результаты исследований по разработке концепции,
принципов и методов подготовки конкурентоспособных специалистов на основе
формирования компетенций, необходимых предприятиям и организациям с
инновационной стратегией развития.
Д9-11/81110
64. Рогалев Н. Д. Методы оценки качества и содержания
обучения в целях совершенствования образовательных процессов и моделей
выпускников / Н. Д. Рогалев, Г. Н. Курдюкова, Е. Ю. Абрамова // Перспектив.
технологии, оборудование и аналит. системы для материаловедения и
наноматериалов : тр. 8-й Междунар. конф., г. Алматы, 9–10 июня 2011 г. / М-во
образования и науки РФ, М-во образования и науки Респ. Казахстан, ГОУ ВПО "Юго-Зап.
гос. ун-т" и др. – Курск, 2011. – С. 607–616.
Раскрываются проблемы обратной связи " вуз – работодатель" с
целью коррекции обучения в соответствии с появившимися изменениями в отраслях
экономики и требованиях к выпускникам. Рассматривается сопоставление
результативности обучения и самооценки выпускников.
См. также № 51, 59.
14.35.07 Образование и обучение в высшей
профессиональной школе
У 3983
65. Насейкина Л. Ф. Формирование единого информационного
образовательного пространства в системе открытого образования средствами
электронных образовательных ресурсов / Л. Ф. Насейкина // Интеллект.
Инновации. Инвестиции. – 2011. – № 2. – С. 173–179. – Библиогр.: 13 назв.
Рассматриваются особенности разработки и внедрения электронных
образовательных ресурсов в образовательный процесс в условиях информатизации
образования и общества в целом. Предлагается использование образовательных
порталов сети Интернет для размещения электронных образовательных ресурсов с
целью расширения единого информационного образовательного пространства.
Д9-10/81261
66. Научно-методические рекомендации по использованию
системы зачетных (кредитных) единиц при реализации вузовских основных
образовательных программ на основе ФГОС-3
по гуманитарным направлениям подготовки ВПО / Е. Н. Ковтун [и др.]; Челяб. гос.
ун-т. – Челябинск: Энциклопедия, 2010. – 179 с.: ил. – Библиогр.: 96 назв. –
ISBN 978-5-91274-112-8.
Представленные научные результаты ориентированы на реализацию в
классических университетах РФ в процессе разработки и внедрения инновационных
образовательных программ бакалаврского и магистерского уровня как
исследовательского, так и прикладного типа при кредитно-модульном подходе, с
учетом компетентностного формата, заложенного ФГОС-3. Научные рекомендации
позволят оптимизировать использование инновационных основных образовательных
программ, стимулировать применение новейших образовательных технологий при
сохранении традиций обучения в российских университетах.
Д9-11/81110
67. Шамшина И. Г. Обоснование необходимости использования
инновационных технологий в обучении / И. Г. Шамшина // Перспектив. технологии,
оборудование и аналит. системы для материаловедения и наноматериалов : тр. 8-й
Междунар. конф., г. Алматы, 9–10 июня 2011 г. / М-во образования и науки РФ,
М-во образования и науки Респ. Казахстан, ГОУ ВПО "Юго-Зап. гос. ун-т" и др. –
Курск, 2011. – С. 603–606.
Проанализированы недостатки традиционной системы обучения и
приведены пути их устранения путем введения инновационных технологий.
14.37 Образование взрослых. Повышение
квалификации. Самообразование
14.37.27 Повышение квалификации взрослых
Д9-11/81157
68. Информационные системы и
технологии: учеб.-метод. комплекс образоват. программ профес. переподгот. и
повышения квалификации / под ред. В. И. Валикова. – М.: Рудомино, 2011. – 96
с. – ISBN 978-5-905017-21-6.
Учебно-методический комплекс посвящен учебному направлению
"Информационные системы и технологии". В него вошли два учебно-методических
комплекта (по программе профессиональной переподготовки и по программе
повышения квалификации), включающие учебные планы, методические указания к
учебным планам, учебно-тематические планы, требования к результатам освоения
программы, учебные программы по всем перечисленным в учебных планах
дисциплинам.
14.91 Народное образование и педагогика в
отдельных странах
У2495
69. Карагодина О. В. Зарубежный подход к системе
модульного обучения в вузе / О. В. Карагодина // Вестн. ун-та. – 2011. – № 2.
– С. 81–85. – Библиогр.: 5 назв.
Освещены вопросы применения современной технологии модульного
обучения в высшем профессиональном образовании в различных вузах и странах.
Рассмотрены системы высшего образования в США, Британии, Германии, Франции,
Италии. Отмечено, что чаще всего понятие "модуль" можно встретить в
образовательных программах ФРГ и Великобритании.
У 2837
70. Семенова Ю. И. Рынок и государство в политике в
области высшего образования во Франции / Ю. И. Семенова // Высшее образование
сегодня. – 2011. – № 5. – С. 37–41. – Библиогр.: 8 назв.
Анализируются направления реформирования и преобразования в
высшей школе в рамках меняющихся отношений между государством и рынком:
изменение учебных планов, увеличение бюджетного финансирования высшего
образования, введение новых механизмов государственного финансирования,
децентрализация управления высшим образованием, внедрение рыночных механизмов
в систему управления и финансирования высшего образования, экспорт и импорт
образовательных технологий и кадров, финансовая поддержка студентов.
|