Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №9 2011 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.51 Мировое хозяйство. Международные экономические отношения
06.51.77 Экономическая интеграция
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.37 Экономика науки
06.73 Финансовая наука. Денежные и налоговые теории. Кредитно-финансовые институты
06.73.15 Государственные финансы. Налоги
06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
06.75.47 Прибыль. Рентабельность. Цены
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.45 Себестоимость. Рентабельность. Прибыль. Ценообразование на предприятии
06.81.65 Кадры предприятия. Организация труда. Условия труда. Оплата труда. Заработная плата на предприятии

10 Государство и право. Юридические науки
10.01 Общие вопросы
10.01.29 Информационная деятельность в юридических науках. Правовая информация
10.15 Конституционное (государственное) право
10.15.59 Права и свободы человека и гражданина
10.19 Информационное право
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.01 Общие вопросы патентного права
10.35.35 Имущественные и неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений и их охрана
10.35.55 Охрана секретов производства (ноу-хау)
10.35.61 Патенты и их правовая защита
10.35.65 Ответственность в патентном праве и праве промышленной собственности
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах. Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.41.55 Информационное обеспечение научной деятельности
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация
12.91 Наука и научно-исследовательская работа в отдельных странах

13 Культура. Культурология
13.20 Техническое оснащение учреждений культуры
13.20.31 Техническое оснащение библиотек
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.01 Общие вопросы
13.31.07 Теория и методология библиотечного дела
13.41 Библиография. Библиографоведение. Общие вопросы
13.41.21 Библиография и отдельные сферы социальной жизни общества

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.25 Непрерывное (перманентное) образование
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование
14.37.27 Повышение квалификации взрослых
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.04 Информатизация общества. Информационная политика
20.01.13 Научные и технические общества, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
20.01.37 Стандартизация в научно-информационной деятельности
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.01 Общие вопросы
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.01 Общие вопросы
20.19.27 Автоматизация знаковой обработки текста
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.17 Информационные потребности и запросы
20.51.19 Виды информационного обслуживания
20.51.23 Эффективность информационного обслуживания

28 Кибернетика
28.23 Искусственный интеллект
28.23.13 Инженерия знаний
28.23.15 Распознавание образов. Обработка изображений
28.23.24 Модели восприятия информации в интеллектуальных системах

31 Химия
31.01 Общие вопросы химии
31.01.25 Патентное дело. Изобретательство и рационализаторство

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

50 Автоматика. Вычислительная техника
50.01 Общие вопросы автоматики и вычислительной техники
50.01.79 Кадры
50.37 Вычислительные центры (ВЦ)
50.37.23 Защита от несанкционированного доступа. Физическая защита информации
50.41 Программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и сетей
50.41.25 Прикладное программное обеспечение

71 Внутренняя торговля. Туристско-экскурсионное обслуживание
71.01 Общие вопросы внутренней торговли
71.01.14 Коммерческие вопросы, маркетинг, конъюнктура, реклама

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

82 Организация и управление
82.13 Государственное и административное управление
82.13.13 Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. Документоведение

84 Стандартизация
84.13 Системы и службы стандартизации
84.13.51 Контроль за внедрением и применением стандартов

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.79 Кадры патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.29 Патентно-информационная деятельность
85.29.05 Патентные информационно-поисковые системы
85.33 Патентно-лицензионная работа
85.33.07 Патентование и патентная политика
85.37 Изобретательское право
85.37.37 Заявка. Экспертиза

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14 Народное образование. Педагогика

14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики

У2495

47. Аксенова Е. И. Управление объектами интеллектуальной собственности современного вуза / Е. И. Аксенова // Вестн. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 118–121. – Библиогр.: 11 назв.

Рассматриваются вопросы повышения экономической эффективности инновационной образовательной системы. Предлагается современная организационная модель управления инновациями в вузе. Представлено ее нормативно-методическое и инфраструктурное обеспечение.

У2495

48. Колмыкова Е. А. Организационно-функциональная модель инновационного университета / Е. А. Колмыкова, И. А. Черноскутова // Вестн. ун-та. – 2011. – № 8. – С. 154–158. – Библиогр.: 5 назв.

Сформулированы ключевые проблемы системы образования в регионе, предложены принципы, которые необходимо заложить в стратегию трансформации вуза в инновационный университет для решения обозначенных проблем. Построена модель внутривузовской системы менеджмента качества высшего профессионального образования.

Р 16

49. Николаев С. Д. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения / С. Д. Николаев, П. М. Гаврилова, А. В. Зай­цев // Alma mater: вестн. высш. шк. – 2011. – № 6. – С. 8–12. – Библиогр.:
6 назв.

Дана характеристика современных условий развития образовательных учреждений (ОУ). Отмечено, что ОУ переходят на качественно новую ступень развития. Рассмотрены факторы повышения конкурентоспособности ОУ. Решение проблемы может быть достигнуто на основе формирования и эффективного использования интеллектуального капитала, а также на основе интеграции инновационных стратегий развития вуза и предприятий. Предложены направления инновационного развития ОУ с целью формирования стратегии развития.

14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики

У2495

50. Городничева М. И. Международные научные и образовательные проекты как инновационная форма образовательных услуг / М. И. Городничева // Вестн. ун-та. – 2011. – № 4. – С. 36–38. – Библиогр.: 8 назв.

Раскрывается особая роль международных научных и образовательных проектов как способа деловых контактов. Образовательное сотрудничество действует в новых условиях интеграции российского высшего профессионального образования в мировую систему. В качестве источника прибыли выступают знания, технологии, инновации и способы их практического применения.

14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования

У2495

51. Алешина И. В. Маркетинг для маркетологов или индивидуальная образовательная траектория / И. В. Алешина // Вестн. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 165–175. – Библиогр.: 12 назв.

Освещены проблемы подготовки специалистов-маркетологов (менеджеров). Отмечено, что глобализация рынков труда и образования – вызов для российской системы подготовки специалистов-управленцев, в частности, маркетингового профиля. Индивидуализация карьерной траектории делает индивидуальный учебный план инструментом обеспечения конкурентоспособности выпускника на рынке труда, а университета – на мировом рынке образования.

У2495

52. Иванова М. И. Методологические подходы к оценке инвестиций в образование и образовательную деятельность / М. И. Иванова, Т. А. Панкратова // Вестн. ун-та. – 2011. – № 1. – С. 313–318. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены проблемы инвестирования в образовательную сферу. Представлены недостатки образовательной сферы, обоснованы применяемые методы оценки инвестиций в образование. Отмечено, что инвестиционный выбор в образовании предполагает использование не только эконометрических и аналитических данных, но и должен базироваться на основе комплекса критериев, включающих, кроме экономических, критерии социального и политического характера.

Д9-11/81110

53. Кожитов Л. В. Организация работ по коммерциализации интеллектуальной собственности в вузе / Л. В. Кожитов, Б. Г. Киселев // Перспектив. технологии, оборудование и аналит. системы для материаловедения и наноматериалов : тр. 8-й Междунар. конф., г. Алматы, 9–10 июня 2011 г. /
М-во образования и науки РФ, М-во образования и науки Респ. Казахстан, ГОУ ВПО "Юго-Зап. гос. ун-т" и др. – Курск, 2011. – С. 659–678. – Библиогр.: 5 назв.

Описан опыт коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в НИТУ "МИСиС". Для формирования и реализации инновационного потенциала вуза создается информационно-инновационная база данных о результатах научно-технической деятельности вуза на основе научно-технических разработок, прошедших государственную регистрацию во Всероссийском научно-техническом информационном центре (ВНТИЦ). НИТУ "МИСиС" разрабатывает и постоянно обновляет информационный портал "Наука" на сайте университета с целью оперативного представления информации о деятельности научно-исследовательского комплекса университета и представлении всеобъемлющей информации о научно-техническом потенциале вуза, направления научно-исследовательских работ, коммерческих продуктах и услугах, предлагаемых службами и подразделениями вуза.

У 2929

54. Костюкова Т. П. Модель управления рисками образовательного учреждения / Т. П. Костюкова, И. А. Лысенко // Информ.-упр. системы. – 2011. – № 2 (51). – С. 73–76. – Библиогр.: 4 назв.

Изложен подход по управлению рисками образовательного учреждения. Приведена классификация внешних и внутренних рисков. Предложена модель управления рисками, обеспечивающая учет их влияния, повышение оперативности и качества принятия управленческих решений в вузе.

У2495

55. Лукашов П. В. Нормативно-правовые аспекты бюджетного учета и контроля расчетов с контрагентами в вузе / П. В. Лукашов // Вестн. ун-та. – 2011. – № 14. – С. 179–181. – Библиогр.: 4 назв.

Представлены основные нормативно-правовые аспекты бюджетного учета и контроля расчетов с контрагентами в вузе. Сделан вывод, что в Российской Федерации проявляется явная тенденция к активизации конструктивных процессов развития реформ бюджетного учета при расчетах с контрагентами. Однако проблемы совершенствования системы учета государственных финансов находятся на начальном этапе реформирования.

У2495

56. Фомин Г. Б. Функционально-целевая модель деятельности линейного управленческого персонала высших учебных заведений / Г. Б. Фомин // Вестн. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 237–243. – Библиогр.: 3 назв.

Представлена разработанная для высших учебных заведений и адаптированная к новым социально-экономическим условиям функционально-целевая модель деятельности линейного управленческого персонала. Деятельность линейного управленческого персонала вуза может опираться на систему управления в виде морфологической матрицы типа "функции – цели". По горизонтали этой матрицы располагаются целевые подсистемы, отвечающие за реализацию основных целей, а по вертикали – управленческие функции, исполнение которых обеспечивает достижение целей.

14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы
в образовании

У 2929

57. Володина Д. Н. Методические и технологические аспекты разработки мультимедийных электронных образовательных ресурсов / Д. Н. Володина, А. В. Сарафанов, А. Г. Суковатый // Информ.-упр. системы. – 2011. – № 1 (50). – С. 79–86. – Библиогр.: 18 назв.

Изложены подходы к созданию мультимедийных электронных образовательных ресурсов, основанных на разделении контента на образовательные примитивы. Приведены критерии целесообразности преобразования примитивов в мультимедиа. Рассмотрены процессы расчета смысловой нагрузки исходного образовательного материала и интеграции образовательных примитивов в единый ресурс.

У 2929

58. Гришаков В. Г. Организация распределенного автоматизированного рабочего места студента вуза / В. Г. Гришаков, И. В. Логинов // Информ.-упр. системы. – 2011. – № 3 (52). – С. 61–65. – Библиогр.: 13 назв.

Отмечены недостатки современных методов построения автоматизированных рабочих мест студентов вузов. Обоснована система требований к рабочему месту студента. Предложено для организации рабочего места студента использовать сервис-ориентированный подход и мобильные хранилища данных.

У 2048

59. Тихомирова Н. В. Образовательный процесс в электронном университете: условия и направления трансформации / Н. В. Тихомирова,
В. Г. Минашкин, Л. Н. Дубейковская // Информ. о-во. – 2011. – № 3. –
С. 35–44. – Библиогр.: 6 назв.

Представлена модель организации учебного процесса в условиях активного внедрения и использования информационно-коммуникационных технологий, изменения организационной модели вуза. Сформулированы принципы построения ориентированной на студента модели организации учебного процесса и ее элементов. Показано использование единой информационной среды университета для повышения эффективности образовательного процесса, формирования компетенций выпускников, соответствующих изменяющимся потребностям рынка труда.

Д9-11/79811

60. Управление качеством электронных обучающихся систем в контексте развития современного высшего профессионального образования / П. Н. Воробкалов [и др.]; Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов Нац. исслед. технол. ун-та "МИСиС", Волгогр. гос. техн.
ун-т. – М.; Волгоград, 2011. – 113 с. – Библиогр.: 119 назв.

Формулируются основные критерии построения новых учебных стандартов и планов современной высшей школы. Проанализировано понятие качества электронных обучающих систем, современные подходы и методы управления им. Предложен новый метод и критерии оценки качества электронных обучающих систем, основанные на использовании имитационной модели процесса обучения и позволяющие осуществлять управление качеством на стадиях разработки, внедрения и эксплуатации обучающих систем.

14.15 Система образования

14.15.25 Непрерывное (перманентное) образование

Д9-11/81270

61. Многоуровневая подготовка ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования / Э. Г. Скибицкий [и др.]. – Новосибирск: САФБД, 2011. – 123 с. – Библиогр.: с. 114–123. – ISBN 978-5-88748-092-3.

Рассмотрены возможности и проанализированы основные направления многоуровневой подготовки ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования.

14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01 Общие вопросы

Д9-11/78851

62. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций / Б. Р. Кларк; пер. с англ. Е. Степкиной. – М.: Высшая школа экономики, 2011. – 308 с. – (Теория и практика образования). – ISBN 978-5-7598-0854-1.

Рассматриваются виды университетского предпринимательства на примере 14 передовых институтов из США, Великобритании, Австралии, Латинской Америки и Африки.

Д9-09/81216

63. Конкурентоспособность специалистов для наукоемких технологий / П. А. Лучников [и др.]. – М.: Энергоатомиздат, 2009. – 332 с.: ил. – ISBN 978-5-283-03319-8.

Представлены результаты исследований по разработке концепции, принципов и методов подготовки конкурентоспособных специалистов на основе формирования компетенций, необходимых предприятиям и организациям с инновационной стратегией развития.

Д9-11/81110

64. Рогалев Н. Д. Методы оценки качества и содержания обучения в целях совершенствования образовательных процессов и моделей выпускников / Н. Д. Рогалев, Г. Н. Курдюкова, Е. Ю. Абрамова // Перспектив. технологии, оборудование и аналит. системы для материаловедения и наноматериалов : тр. 8-й Междунар. конф., г. Алматы, 9–10 июня 2011 г. / М-во образования и науки РФ, М-во образования и науки Респ. Казахстан, ГОУ ВПО "Юго-Зап. гос. ун-т" и др. – Курск, 2011. – С. 607–616.

Раскрываются проблемы обратной связи " вуз – работодатель" с целью коррекции обучения в соответствии с появившимися изменениями в отраслях экономики и требованиях к выпускникам. Рассматривается сопоставление результативности обучения и самооценки выпускников.

См. также № 51, 59.

14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе

У 3983

65. Насейкина Л. Ф. Формирование единого информационного образовательного пространства в системе открытого образования средствами электронных образовательных ресурсов / Л. Ф. Насейкина // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2011. – № 2. – С. 173–179. – Библиогр.: 13 назв.

Рассматриваются особенности разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс в условиях информатизации образования и общества в целом. Предлагается использование образовательных порталов сети Интернет для размещения электронных образовательных ресурсов с целью расширения единого информационного образовательного пространства.

Д9-10/81261

66. Научно-методические рекомендации по использованию системы зачетных (кредитных) единиц при реализации вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС-3 по гуманитарным направлениям подготовки ВПО / Е. Н. Ковтун [и др.]; Челяб. гос. ун-т. – Челябинск: Энциклопедия, 2010. – 179 с.: ил. – Библиогр.: 96 назв. – ISBN 978-5-91274-112-8.

Представленные научные результаты ориентированы на реализацию в классических университетах РФ в процессе разработки и внедрения инновационных образовательных программ бакалаврского и магистерского уровня как исследовательского, так и прикладного типа при кредитно-модульном подходе, с учетом компетентностного формата, заложенного ФГОС-3. Научные рекомендации позволят оптимизировать использование инновационных основных образовательных программ, стимулировать применение новейших образовательных технологий при сохранении традиций обучения в российских университетах.

Д9-11/81110

67. Шамшина И. Г. Обоснование необходимости использования инновационных технологий в обучении / И. Г. Шамшина // Перспектив. технологии, оборудование и аналит. системы для материаловедения и наноматериалов : тр. 8-й Междунар. конф., г. Алматы, 9–10 июня 2011 г. / М-во образования и науки РФ, М-во образования и науки Респ. Казахстан, ГОУ ВПО "Юго-Зап. гос. ун-т" и др. – Курск, 2011. – С. 603–606.

Проанализированы недостатки традиционной системы обучения и приведены пути их устранения путем введения инновационных технологий.

14.37 Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование

14.37.27 Повышение квалификации взрослых

Д9-11/81157

68. Информационные системы и технологии: учеб.-метод. комплекс образоват. программ профес. переподгот. и повышения квалификации / под ред. В. И. Валикова. – М.: Рудомино, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-905017-21-6.

Учебно-методический комплекс посвящен учебному направлению "Информационные системы и технологии". В него вошли два учебно-методических комплекта (по программе профессиональной переподготовки и по программе повышения квалификации), включающие учебные планы, методические указания к учебным планам, учебно-тематические планы, требования к результатам освоения программы, учебные программы по всем перечисленным в учебных планах дисциплинам.

14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

У2495

69. Карагодина О. В. Зарубежный подход к системе модульного обучения в вузе / О. В. Карагодина // Вестн. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 81–85. – Библиогр.: 5 назв.

Освещены вопросы применения современной технологии модульного обучения в высшем профессиональном образовании в различных вузах и странах. Рассмотрены системы высшего образования в США, Британии, Германии, Франции, Италии. Отмечено, что чаще всего понятие "модуль" можно встретить в образовательных программах ФРГ и Великобритании.

У 2837

70. Семенова Ю. И. Рынок и государство в политике в области высшего образования во Франции / Ю. И. Семенова // Высшее образование сегодня. – 2011. – № 5. – С. 37–41. – Библиогр.: 8 назв.

Анализируются направления реформирования и преобразования в высшей школе в рамках меняющихся отношений между государством и рынком: изменение учебных планов, увеличение бюджетного финансирования высшего образования, введение новых механизмов государственного финансирования, децентрализация управления высшим образованием, внедрение рыночных механизмов в систему управления и финансирования высшего образования, экспорт и импорт образовательных технологий и кадров, финансовая поддержка студентов.

  
На главную