Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №1 2012 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.39 Наука управления экономикой
06.39.41 Теории менеджмента
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
06.75.61 Экономическая эффективность производства, фондоотдача
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.25 Научно-технический прогресс на предприятии

10 Государство и право. Юридические науки
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных учреждениях и коллективах
12.41.33 Научно-исследовательская деятельность в высшей школе
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.41.51 Качество и результативность научной деятельности
12.51 Методика и техника исследовательской работы
12.51.85 Автоматизация научных исследований
12.75 Экономика науки
12.75.41 Цена и стоимость научных исследований и разработок
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.09 История библиотечного дела
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела
13.41 Библиография. Библиографоведение
13.41.07 Теория и методология библиографии

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.45 Преподавание педагогики, обучение, повышение квалификации
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.15 Система образования
14.15.17 Аттестация и аккредитация образовательных учреждений
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.51 Печать
19.51.45 Книга. Книговедение
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.07 Теория и методология информатики
20.01.17 Международное сотрудничество, деятельность международных организаций по информатике
20.01.37 Стандартизация в научно-информационной деятельности
20.01.45 Преподавание информатики
20.01.79 Кадры
20.01.80 Правовые вопросы
20.17 Документальные источники информации
20.17.01 Общие вопросы
20.23 Информационный поиск
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.21 Информационно-поисковые системы. Банки данных
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

82 Организация и управление
82.13 Государственное и административное управление
82.13.13 Документационное обеспечение управления. Делопроизводство. Документоведение

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.01 Руководящие материалы
85.01.11 Современное состояние и перспективы развития патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.29 Патентно-информационная деятельность
85.29.05 Патентные информационно-поисковые системы
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов

Указатель использованных источников

Авторский указатель


12 Науковедение

12.01 Общие вопросы науковедения

12.01.73 Статистика науки

У 3300

22. Адлер Р. Статистика цитирования / Р. Адлер, Д. Эвинг, П. Тейлор // Библиосфера. – 2011. – № 4. – С. 69–83.

Доклад посвящен использованию и злоупотреблениям данными цитирований при оценке научных исследований. Приводится новое убеждение, что хорошая оценка должна быть "простой и объективной" и что это может быть достигнуто прежде всего на основе подсчетов (статистик) по данным цитирований, а не на основе сочетания разных методов, включающих экспертные оценки самих ученых. Раскрываются: ранжирование журналов (импакт-фактор), ранжирование работ, ранжирование ученых, смысл цитирования, разумное использование статистики, статистический анализ и представление информации и др.

У 3298

23. Ахметзянов Л. М. Применение статистической информации в научных публикациях / Л. М. Ахметзянов // Информ. право. – 2011. –
№ 3 (26). – С. 3–7. – Библиогр.: 19 назв.

Представлен анализ, свидетельствующий о том, что в отечественных научных пуликациях допускаются многочисленные ошибки при организации статистических исследований, группировке и обработке статистического материала, что приводит к искажению результатов исследования.

См. также № 25.

12.41 Организация науки. Политика в области науки

12.41.31 Организация, управление, планирование и прогнозирование исследований в научных
учреждениях и коллективах

У 1880

24. Тукумцев Б. Г. Социологический анализ культурных правил инновационной деятельности в науке / Б. Г. Тукумцев // Инновации. – 2011. –
№ 1 (147). – С. 82–85. – Библиогр.: 2 назв.

Приведены результаты исследования культуры инновационной деятельности в научных учреждениях. Основное внимание обращается на оценку учеными действующих в сфере инновационной деятельности культурных правил и норм, на неудовлетворительное состояние организации обслуживания научно-исследовательской деятельности и нерациональное использование рабочего времени научных сотрудников (составление громоздкой отчетности, заказ оборудования для исследований самими учеными, ожидание реактивов по несколько месяцев и другие проблемы). Указывается на необходимость учитывать опережающий опыт инновационной культуры в зарубежных научных центрах.

12.41.33 Научно-исследовательская деятельность
в высшей школе

У 3055

25. Ковчуго Е. А. Результаты интеллектуальной деятельности российских и зарубежных университетов в зеркале веб-сайтов Интернета /
Е. А. Ковчуго // Биржа интеллектуал. собственности. – 2011. – Т. X, № 9. –
С. 17–23. – Библиогр.: 6 назв.

Описаны методы отражения результатов исследовательской работы ученых российских и западных университетов на веб-сайтах глобальной сети Интернет. Приводятся фрагментарные данные о рейтинге Webometrics применительно к сфере университетской науки. Делаются некоторые выводы относительно российских университетов.

12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений

У 1880

26. Triple Helix Model на практике – взгляд компаний / В. Я. Гюнтер
[и др.] // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 18–22.

Приведены мнения руководителей инновационных компаний, входящих в УНИК (Учебно-научный инновационный комплекс) ТУСУРа, касающиеся различных аспектов взаимодействия наукоемкого бизнеса и университета.

У 1880

27. Борисоглебская Л. Н. Разработка модели инновационного бизнес-инкубатора на основе технологической платформы с использованием конвергентных технологий / Л. Н. Борисоглебская, Э. Ш. Дибраева // Инновации. – 2011. – № 5 (151). – С. 47–52. – Библиогр.: 4 назв.

Обобщен опыт создания бизнес-инкубаторов в ведущих странах (США, Германия, Франция, Финляндия) и в России, который позволил на основе приведенного анализа развития бизнес-инкубаторов определить их роль в становлении малого бизнеса в регионах России. Предлагается модель инновационного бизнес-инкубатора в основу которого положена технологическая платформа с использованием конвергентных технологий по созданию и коммерциализации инновационной продукции.

У 1880

28. Глисин Ф. Ф. Наукограды в современной экономике России /
Ф. Ф. Глисин, В. Л. Разин, Т. В. Хабарова // Инновации. – 2011. – № 2 (148). – С. 71–76. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются актуальные проблемы развития административно-территориальных образований, обладающих развитым научно-производ­ственным комплексом и получивших статус "Наукоград Российской Федерации", а также пути решения некоторых из этих проблем.

У 1880

29. Дробот Д. А. Превалирующая роль университетов в модели тройной спирали / Д. А. Дробот, П. Н. Дробот, А. Ф. Уваров // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 93–96. – Библиогр.: 7 назв.

Модель Тройная спираль приобрела популярность в современной инноватике. Это модель инновационного развития, основанная на взаимодействии университетов, бизнеса и власти. У каждой компоненты этой модели есть свои собственные характеристики и параметры измерения. Делается вывод, что качественное рассмотрение аспектов модели Тройной спирали по аналогии с хорошо изученными закономерностями спиральной неустойчивости облегчает понимание механизмов модели Тройной спирали.

У 1880

30. Кобзева Л. В. На пути к предпринимательскому университету: что находится в центре изменений? / Л. В. Кобзева, В. В. Пономаренко // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 85–92. – Библиогр.: 12 назв.

Модель тройной спирали. Пример предпринимательского университета в США. ТУСУР [Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники], открывший в 2004 году первый студенческий бизнес-инкубатор в России и создавший вокруг себя кольцо наукоемких компаний (учебно-научно-инновационный комплекс – УНИК), в которое сегодня входят 120 предприятий.

У 1880

31. Леонова Т. Н. Инновационный центр Сколково: перспективы развития инновационно-образовательных центров в России / Т. Н. Леонова // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 100–108. – Библиогр.: 9 назв.

Представлены результаты исследования организационно-эконо­ми­ческого механизма функционирования инновационного центра (ИЦ) Сколково. На основе анализа существующей законодательной базы иннограда обоснованы предложения по ее совершенствованию, разработана внутренняя и внешняя инфраструктура ИЦ Сколково, приведена схема его финансирования. Рассмотрены перспективы развития инновационно-образовательных центров, расположенных в различных российских регионах.

М/66942 № 4

32. Маланичева Н. В. Основные этапы создания малых инновационных предприятий [МИП] вуза / Н. В. Маланичева // "Актуал. проблемы упр. – 2011" : материалы 16-й Всерос. науч.-практ. конф. / ФГБОУ ВПО "Гос.
ун-т упр." – М., 2011. – Вып. 4. – С. 245–250.

Новые условия функционирования высшего образования с низким государственным финансированием для большинства государственных вузов и жесткой межвузовской конкуренцией вынуждают государственные и частные вузы работать по типу рыночного предприятия. Представлен вариант структурирования предпринимательского процесса по созданию МИП вуза, который может быть разделен на 3 основных соподчиненных процесса, таких как концепция и созревание плана проекта (до основания), основание МИП (старт-ап), а также основание МИП на рынке и управление его ростом.

У 1880

33. Монастырный Е. А. Применимость модели взаимодействия университетов, бизнеса и государства как инструмента развития современной экономики России / Е. А. Монастырный, А. Ф. Уваров // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 56–65. – Библиогр.: 7 назв.

Анализ применимости модели взаимодействия университетов, бизнеса и государства как инструмента развития проведен путем сравнения различных инновационных систем. Было выделено около 50 важнейших условий, при выполнении которых эта модель за рубежом успешно реализуется. Далее они сравнивались с условиями в России, регионе и кластере, сформировавшемся вокруг технического университета. Показано, что внутренняя среда инновационного региона и кластера способна в значительной мере компенсировать неблагоприятные российские условия. Модель взаимодействия университетов, бизнеса и государства (модель тройной спирали "University-Industry-Government") можно реализовать в регионах России в виде инновационных кластеров на базе технических и естественнонаучных университетов, академических и прикладных научных центров в непосредственном взаимодействии федеральной и региональных властей в рамках национальной стратегии развития. Приведены результаты экспертного оценивания условий реализации подхода "тройная спираль".

У 1880

34. На пути к предпринимательскому университету / А. В. Кобзев
[и др.] // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 11–17.

Рассмотрены основополагающие идеи по организации инновационного общества, описанные в модели Тройной спирали Г. Ицковица, в которой основными действующими силами являются университет, бизнес и власть. Предпринимательский университет видится центральным элементом инновационного процесса, что полностью соответствует требованиям времени.

У 2837

35. Прокопьева И. П. Технопарки как инструмент повышения эффективности малого и среднего инновационного предпринимательства /
И. П. Прокопьева, А. Ю. Сметанов // Высш. образование сегодня. – 2011. – № 10. – С. 2–5. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается проблема создания структур поддержки наукоемкого бизнеса и их классификации. Представляются конкретные примеры вновь созданных структур поддержки инновационного предпринимательства. Анализируется состояние развития технопарков в России.

У 1880

36. Пудкова В. В. Развитие взаимодействия университета и власти при генерации наукоемкого бизнеса / В. В. Пудкова // Инновации. – 2011. –
№ 4 (150). – С. 37–42.

Рассматриваются пути преодоления проблем, возникающих при реализации Федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.2009. Анализируются сильные и слабые стороны предлагаемых решений. Даются рекомендации по взаимодействию формальных и неформальных подходов на пути создания хозяйственных обществ. Раскрываются проблемы, цели и задачи акторов модели тройной спирали. Показано участие университета, бизнеса и власти в жизненном цикле инновационного проекта.

У 1880

37. Смородинская Н. Тройная спираль как новая матрица экономических систем / Н. Смородинская // Инновации. – 2011. – № 4 (150). –
С. 66–78. – Библиогр.: 46 назв.

Освещены вопросы становления сетевого уклада и нового, неиерархичного способа координации связей, основанного на модели тройной спирали. Тройная спираль (сетевое взаимодействие науки, бизнеса и государства) представлена как универсальная институциональная матрица для инновационного типа роста и условий непрерывных обновлений. С этих позиций анализируются переход экономик к кластерному строению, организация инновационных кластеров и национальных инновационных систем. Концепция тройной спирали сопоставлена с кластерной концепцией Портера. В контексте сетевого уклада рассмотрены возможности модернизации российской экономики.

У 1880

38. Шевелева А. И. Конкурентоспособность инновационного университета и региона: ставка на абитуриентов и их представления о городе, университете и будущей карьере / А. И. Шевелева, В. В. Пономаренко // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 97–100. – Библиогр.: 4 назв.

Приведены результаты пилотного социологического исследования среди абитуриентов томских вузов. Исследования, проведенные в США и Европе в ходе разработки модели инновационного развития Тройная спираль, основывающейся на лидирующей роли университета в обществе, основанном на знаниях, показывают, что его конкурентным преимуществом перед другими институтами (государство и бизнес), также участвующими в генерации знаний, является постоянный приток молодых людей – студентов, которые привносят новые идеи.

См. также № 5, 8, 15, 58, 63.

12.41.51 Качество и результативность научной деятельности

У 3409

39. Свиридова Н. В. Сравнительный анализ эффективности и результативности деятельности вузов / Н. В. Свиридова, И. В. Сазонова // Унив. упр.: практика и анализ. – 2011. – № 4 (74). – С. 83–86. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматривается методика построения целевых рейтингов эффективности и результативности деятельности вузов, позволяющая проводить сравнительный анализ вузов с учетом последних изменений в законодательстве.

12.51 Методика и техника исследовательской работы

12.51.85 Автоматизация научных исследований

Д9-11/83492

40. Муратов А. В. Компьютерные технологии в науке: учеб. пособие / А. В. Муратов, М. А. Ромащенко; Воронеж. гос. техн. ун-т. – Воронеж, 2011. – 178 с.: ил. – Библиогр.: 24 назв.

Эффективные методы поиска информации в Интернете: алгоритмы поиска, ИПС Яндекс, ИПС Google, расширенный поиск, сложный поиск, специализированная поисковая система Scirus. Особенности онлайновых научных публикаций: платные и бесплатные ресурсы, агрегаторы, онлай­но­вые адреса статей (DOI). Библиографические и реферативные ресурсы Интернета: Elsevier, Springer, Wiley, другие издательства, библиографические и реферативные базы данных, нежурнальные научные публикации. Ввод и обработка научной информации: способы оцифровки научной информации, виды и устройство сканеров, сканирование и распознавание текста, математический редактор формул MathType. Работа с научной информацией: системы компьютерного перевода (электронный словарь ABBYY Lingvo, переводчик PROMT Professional). Подготовка к публикации научных работ: основные сведения о формате PDF, формат PDF и программа Acrobat, создание PDF-документа из Microsoft Word, виртуальный принтер Adobe PDF, Adobe Acrobat Distiller, предварительный просмотр и проверка документа.

12.75 Экономика науки

12.75.41 Цена и стоимость научных исследований и разработок

См. № 18.

12.79 Научные кадры

12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

У 2913

41. Азаров В. Н. Система аттестации и регистрации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий / В. Н. Азаров,
А. Н. Тихонов // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 9 (76). –
С. 35–40.

Рассматриваются вопросы построения и функционирования независимой системы оценки квалификаций и сертификации специалистов в области ИКТ. Данная система сертификации специалистов в области ИКТ разработана в соответствии с требованиями стандартов ISO 9001; ISO 1704; ISO 20000; ISO 27000.

Ж2-11/51706

42. Бахтизин Р. Н. Оптимизация тестового контроля в системе дистанционного обучения путем групповой дифференциации тестовых заданий методами теории нечетких множеств / Р. Н. Бахтизин, В. Ф. Шамшович,
Н. Ю. Фаткуллин // V Междунар. выставка-конф. по вопросам обучения с применением технологий e-learning "MOSCOW Education Online", 19–21 окт. 2011 г. : сб. материалов / М-во образования и науки РФ, М-во связи и массовых коммуникаций, Рос. акад. образования, Техн. ком. по стандартизации "Информ.-коммуникац. технологии в образовании (ИКТО)" и др. – М., 2011. – С. 46–51. – Библиогр.: 5 назв.

Осуществление эффективного промежуточного контроля за учебной деятельностью слушателей дистанционных курсов является до сих пор одной из главных проблем ДО. Подавляющее большинство дистанционных курсов включает в себя обязательное промежуточное тестирование после каждого учебного модуля, на которые они разбиты. Формирование банка тестовых заданий для проведения текущего контроля производится методами теории нечетких множеств.

У 2951

43. Бильчинская С. Г. Использование программного комплекса компьютерного тестирования в условиях модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов вуза / С. Г. Бильчинская, О. А. Гололобова,
С. В. Чебанюк // Вестн. Камч. гос. техн. ун-та. – 2011. – Вып. 17. – С. 22–28. – Библиогр.: 4 назв.

Описан опыт КамчатГТУ по использованию программного комплекса компьютерного тестирования после внесения соответствующих изменений в программный код и проектную документацию.

Д9-10/82455

44. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании / Н. Ф. Ефремова; Дон. гос. техн. ун-т. – Ростов н/Д, 2010. – 383 с.: ил. – Библиогр.: 169 назв. – ISBN 978-5-7563-0407-7.

Рассмотрены проблемы формирования и оценивания компетенций студентов как результатов профессионального образования в соответствии с требованиями нового поколения государственных образовательных стандартов и формируемых вузами основных образовательных программ. Даны рекомендации по созданию фонда оценочных средств вуза и организации вузовской службы оценивания компетенций, основы разработки оценочных средств по уровням и стадиям обучения студентов, в том числе компетентностно-ориентированных заданий. Приведены образцы оценочных средств, шкал и критериев оценивания компетенций.

Ж2-11/51706

45. Ларина Л. В. Исследование и решение задач компьютерного тестирования по информатике с использованием методов дискретной оптимизации / Л. В. Ларина, А. А. Колоколов // V Междунар. выставка-конф. по вопросам обучения с применением технологий e-learning "MOSCOW Education Online", 19–21 окт. 2011 г. : сб. материалов / М-во образования и науки РФ, М-во связи и массовых коммуникаций, Рос. акад. образования, Техн. ком. по стандартизации "Информ.-коммуникац. технологии в образовании (ИКТО)" и др. – М., 2011. – С. 88–91. – Библиогр.: 6 назв.

Раскрывается подход к компьютерному тестированию знаний студентов, основанный на методах дискретной оптимизации. Предлагаются математические модели для решения задач формирования оптимальных тестов на примере дисциплины "Информатика". Приводятся результаты экспериментальных исследований по этим моделям.

Н/18063

46. Перескокова О. И. Использование модели знаний в технологии адаптивного педагогического тестирования / О. И. Перескокова, И. В. Сединина // Вестн. Перм. ун-та. Математика. Механика. Информатика. – 2010. – Вып. 4 (4). – С. 69–73. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматривается решение проблемы учета структуры знаний в адаптивном педагогическом тестировании. Показано, что сочетание адаптивности и модели знаний позволяет обеспечить обратную связь между студентом и преподавателем, то есть выявить неусвоенные элементы знаний, затрудняющие дальнейший процесс обучения.

См. также № 118

  
На главную