12 Науковедение
12.01 Общие вопросы
науковедения
12.01.73 Статистика науки
У 3300
22. Адлер Р. Статистика цитирования / Р. Адлер, Д. Эвинг,
П. Тейлор // Библиосфера. – 2011. – № 4. – С. 69–83.
Доклад посвящен использованию и злоупотреблениям данными
цитирований при оценке научных исследований. Приводится новое убеждение, что
хорошая оценка должна быть "простой и объективной" и что это может быть
достигнуто прежде всего на основе подсчетов (статистик) по данным цитирований,
а не на основе сочетания разных методов, включающих экспертные оценки самих
ученых. Раскрываются: ранжирование журналов (импакт-фактор), ранжирование
работ, ранжирование ученых, смысл цитирования, разумное использование
статистики, статистический анализ и представление информации и др.
У 3298
23. Ахметзянов Л. М. Применение статистической информации
в научных публикациях / Л. М. Ахметзянов // Информ. право. – 2011. –
№ 3 (26). – С. 3–7. – Библиогр.: 19 назв.
Представлен анализ, свидетельствующий о том, что в отечественных
научных пуликациях допускаются многочисленные ошибки при организации
статистических исследований, группировке и обработке статистического
материала, что приводит к искажению результатов исследования.
См. также № 25.
12.41 Организация науки.
Политика в области науки
12.41.31 Организация,
управление, планирование и прогнозирование исследований в научных
учреждениях и коллективах
У 1880
24. Тукумцев Б. Г. Социологический анализ культурных
правил инновационной деятельности в науке / Б. Г. Тукумцев // Инновации. –
2011. –
№ 1 (147). – С. 82–85. – Библиогр.: 2 назв.
Приведены результаты исследования культуры инновационной
деятельности в научных учреждениях. Основное внимание обращается на оценку
учеными действующих в сфере инновационной деятельности культурных правил и
норм, на неудовлетворительное состояние организации обслуживания
научно-исследовательской деятельности и нерациональное использование рабочего
времени научных сотрудников (составление громоздкой отчетности, заказ
оборудования для исследований самими учеными, ожидание реактивов по несколько
месяцев и другие проблемы). Указывается на необходимость учитывать опережающий
опыт инновационной культуры в зарубежных научных центрах.
12.41.33
Научно-исследовательская деятельность
в высшей школе
У 3055
25. Ковчуго Е. А. Результаты интеллектуальной
деятельности российских и зарубежных университетов в зеркале веб-сайтов
Интернета /
Е. А. Ковчуго // Биржа интеллектуал. собственности. – 2011. – Т. X, № 9. –
С. 17–23. – Библиогр.: 6 назв.
Описаны методы отражения результатов исследовательской работы
ученых российских и западных университетов на веб-сайтах глобальной сети
Интернет. Приводятся фрагментарные данные о рейтинге Webometrics применительно
к сфере университетской науки. Делаются некоторые выводы относительно
российских университетов.
12.41.45 Связь науки с
практикой. Внедрение научных достижений
У 1880
26. Triple Helix Model на практике – взгляд компаний / В.
Я. Гюнтер
[и др.] // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 18–22.
Приведены мнения руководителей инновационных компаний, входящих
в УНИК (Учебно-научный инновационный комплекс) ТУСУРа, касающиеся различных
аспектов взаимодействия наукоемкого бизнеса и университета.
У 1880
27. Борисоглебская Л. Н. Разработка модели инновационного
бизнес-инкубатора на основе технологической платформы с использованием
конвергентных технологий / Л. Н. Борисоглебская, Э. Ш. Дибраева // Инновации.
– 2011. – № 5 (151). – С. 47–52. – Библиогр.: 4 назв.
Обобщен опыт создания бизнес-инкубаторов в ведущих странах (США,
Германия, Франция, Финляндия) и в России, который позволил на основе
приведенного анализа развития бизнес-инкубаторов определить их роль в
становлении малого бизнеса в регионах России. Предлагается модель
инновационного бизнес-инкубатора в основу которого положена технологическая
платформа с использованием конвергентных технологий по созданию и
коммерциализации инновационной продукции.
У 1880
28. Глисин Ф. Ф. Наукограды в современной экономике
России / Ф. Ф. Глисин, В. Л. Разин, Т. В. Хабарова
// Инновации. – 2011. – № 2 (148). – С. 71–76. – Библиогр.: 3 назв.
Рассматриваются актуальные проблемы развития
административно-территориальных образований, обладающих развитым
научно-производственным комплексом и получивших статус "Наукоград Российской
Федерации", а также пути решения некоторых из этих проблем.
У 1880
29. Дробот Д. А. Превалирующая роль университетов в
модели тройной спирали / Д. А. Дробот, П. Н. Дробот, А. Ф. Уваров //
Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 93–96. – Библиогр.: 7 назв.
Модель Тройная спираль приобрела популярность в современной
инноватике. Это модель инновационного развития, основанная на взаимодействии
университетов, бизнеса и власти. У каждой компоненты этой модели есть свои
собственные характеристики и параметры измерения. Делается вывод, что
качественное рассмотрение аспектов модели Тройной спирали по аналогии с хорошо
изученными закономерностями спиральной неустойчивости облегчает понимание
механизмов модели Тройной спирали.
У 1880
30. Кобзева Л. В. На пути к предпринимательскому
университету: что находится в центре изменений? / Л. В. Кобзева, В. В.
Пономаренко // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 85–92. – Библиогр.: 12
назв.
Модель тройной спирали. Пример предпринимательского университета
в США. ТУСУР [Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники], открывший в 2004 году первый студенческий бизнес-инкубатор
в России и создавший вокруг себя кольцо наукоемких компаний
(учебно-научно-инновационный комплекс – УНИК), в которое сегодня входят 120
предприятий.
У 1880
31. Леонова Т. Н. Инновационный центр Сколково:
перспективы развития инновационно-образовательных центров в России / Т. Н.
Леонова // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 100–108. – Библиогр.: 9 назв.
Представлены результаты
исследования организационно-экономического механизма функционирования
инновационного центра (ИЦ) Сколково. На основе анализа существующей
законодательной базы иннограда обоснованы предложения по ее совершенствованию,
разработана внутренняя и внешняя инфраструктура ИЦ Сколково, приведена
схема его финансирования. Рассмотрены перспективы развития
инновационно-образовательных центров, расположенных в различных российских
регионах.
М/66942 № 4
32. Маланичева Н. В. Основные этапы создания малых
инновационных предприятий [МИП] вуза / Н.
В. Маланичева // "Актуал. проблемы упр. – 2011" : материалы 16-й
Всерос. науч.-практ. конф. / ФГБОУ ВПО "Гос.
ун-т упр." – М., 2011. – Вып. 4. – С. 245–250.
Новые условия функционирования высшего образования с низким
государственным финансированием для большинства государственных вузов и
жесткой межвузовской конкуренцией вынуждают государственные и частные вузы
работать по типу рыночного предприятия. Представлен вариант структурирования
предпринимательского процесса по созданию МИП вуза,
который может быть разделен на 3 основных соподчиненных процесса, таких
как концепция и созревание плана проекта (до основания), основание МИП
(старт-ап), а также основание МИП на рынке и управление его ростом.
У 1880
33. Монастырный Е. А. Применимость модели взаимодействия
университетов, бизнеса и государства как инструмента развития современной
экономики России / Е. А. Монастырный, А. Ф. Уваров // Инновации. – 2011. – № 4
(150). – С. 56–65. – Библиогр.: 7 назв.
Анализ применимости модели взаимодействия университетов, бизнеса
и государства как инструмента развития проведен путем сравнения различных
инновационных систем. Было выделено около 50 важнейших условий, при выполнении
которых эта модель за рубежом успешно реализуется. Далее они сравнивались с
условиями в России, регионе и кластере, сформировавшемся вокруг технического
университета. Показано, что внутренняя среда инновационного региона и кластера
способна в значительной мере компенсировать неблагоприятные российские
условия. Модель взаимодействия университетов, бизнеса и государства (модель
тройной спирали "University-Industry-Government") можно реализовать в регионах
России в виде инновационных кластеров на базе технических и естественнонаучных
университетов, академических и прикладных научных центров в непосредственном
взаимодействии федеральной и региональных властей в рамках национальной
стратегии развития. Приведены результаты экспертного оценивания условий
реализации подхода "тройная спираль".
У 1880
34. На пути к предпринимательскому университету / А. В.
Кобзев
[и др.] // Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 11–17.
Рассмотрены основополагающие идеи по организации инновационного
общества, описанные в модели Тройной спирали Г. Ицковица, в которой основными
действующими силами являются университет, бизнес и власть. Предпринимательский
университет видится центральным элементом инновационного процесса, что
полностью соответствует требованиям времени.
У 2837
35. Прокопьева И. П. Технопарки как инструмент повышения
эффективности малого и среднего инновационного предпринимательства /
И. П. Прокопьева, А. Ю. Сметанов // Высш. образование сегодня. – 2011. – № 10.
– С. 2–5. – Библиогр.: 4 назв.
Рассматривается проблема создания структур поддержки наукоемкого
бизнеса и их классификации. Представляются конкретные примеры вновь созданных
структур поддержки инновационного предпринимательства. Анализируется состояние
развития технопарков в России.
У 1880
36. Пудкова В. В. Развитие взаимодействия университета и
власти при генерации наукоемкого бизнеса / В. В. Пудкова // Инновации. – 2011.
–
№ 4 (150). – С. 37–42.
Рассматриваются пути преодоления проблем, возникающих при
реализации Федерального закона № 217-ФЗ от 02.08.2009. Анализируются сильные и
слабые стороны предлагаемых решений. Даются рекомендации по взаимодействию
формальных и неформальных подходов на пути создания хозяйственных обществ.
Раскрываются проблемы, цели и задачи акторов модели тройной спирали. Показано
участие университета, бизнеса и власти в жизненном цикле инновационного
проекта.
У 1880
37. Смородинская Н. Тройная спираль как новая матрица
экономических систем / Н. Смородинская // Инновации. – 2011. – № 4 (150). –
С. 66–78. – Библиогр.: 46 назв.
Освещены вопросы становления сетевого уклада и нового,
неиерархичного способа координации связей, основанного на модели тройной
спирали. Тройная спираль (сетевое взаимодействие науки, бизнеса и государства)
представлена как универсальная институциональная матрица для инновационного
типа роста и условий непрерывных обновлений. С этих позиций анализируются
переход экономик к кластерному строению, организация инновационных кластеров и
национальных инновационных систем. Концепция тройной спирали сопоставлена с
кластерной концепцией Портера. В контексте сетевого уклада рассмотрены
возможности модернизации российской экономики.
У 1880
38. Шевелева А. И. Конкурентоспособность инновационного
университета и региона: ставка на абитуриентов и их представления о городе,
университете и будущей карьере / А. И. Шевелева, В. В. Пономаренко //
Инновации. – 2011. – № 4 (150). – С. 97–100. – Библиогр.: 4 назв.
Приведены результаты пилотного социологического исследования
среди абитуриентов томских вузов. Исследования, проведенные в США и Европе в
ходе разработки модели инновационного развития Тройная спираль, основывающейся
на лидирующей роли университета в обществе, основанном на знаниях, показывают,
что его конкурентным преимуществом перед другими институтами (государство и
бизнес), также участвующими в генерации знаний, является постоянный приток
молодых людей – студентов, которые привносят новые идеи.
См. также № 5, 8, 15,
58, 63.
12.41.51 Качество и
результативность научной деятельности
У 3409
39. Свиридова Н. В. Сравнительный анализ эффективности и
результативности деятельности вузов / Н. В. Свиридова, И. В. Сазонова // Унив.
упр.: практика и анализ. – 2011. – № 4 (74). – С. 83–86. – Библиогр.: 9 назв.
Рассматривается методика построения целевых рейтингов
эффективности и результативности деятельности вузов, позволяющая проводить
сравнительный анализ вузов с учетом последних изменений в законодательстве.
12.51 Методика и техника
исследовательской работы
12.51.85 Автоматизация научных
исследований
Д9-11/83492
40. Муратов А. В. Компьютерные технологии в науке: учеб.
пособие / А. В. Муратов, М. А. Ромащенко; Воронеж. гос. техн. ун-т. – Воронеж,
2011. – 178 с.: ил. – Библиогр.: 24 назв.
Эффективные методы поиска информации в Интернете: алгоритмы
поиска, ИПС Яндекс, ИПС Google, расширенный поиск, сложный поиск,
специализированная поисковая система Scirus. Особенности онлайновых научных
публикаций: платные и бесплатные ресурсы, агрегаторы, онлайновые адреса
статей (DOI). Библиографические и реферативные ресурсы Интернета: Elsevier,
Springer, Wiley, другие издательства, библиографические и реферативные базы
данных, нежурнальные научные публикации. Ввод и обработка научной информации:
способы оцифровки научной информации, виды и устройство сканеров, сканирование
и распознавание текста, математический редактор формул MathType. Работа с
научной информацией: системы компьютерного перевода (электронный словарь ABBYY
Lingvo, переводчик PROMT Professional). Подготовка к публикации научных работ:
основные сведения о формате PDF, формат PDF и программа Acrobat, создание
PDF-документа из Microsoft Word, виртуальный принтер Adobe PDF, Adobe Acrobat
Distiller, предварительный просмотр и проверка документа.
12.75 Экономика науки
12.75.41 Цена и стоимость
научных исследований и разработок
См. № 18.
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности
научных кадров. Аттестация
У 2913
41. Азаров В. Н. Система аттестации и регистрации
специалистов в области информационно-коммуникационных технологий / В. Н.
Азаров,
А. Н. Тихонов // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 9 (76). –
С. 35–40.
Рассматриваются вопросы построения и функционирования
независимой системы оценки квалификаций и сертификации специалистов в области
ИКТ. Данная система сертификации специалистов в области ИКТ разработана в
соответствии с требованиями стандартов ISO 9001; ISO 1704; ISO 20000; ISO
27000.
Ж2-11/51706
42. Бахтизин Р. Н. Оптимизация тестового контроля в
системе дистанционного обучения путем групповой дифференциации тестовых
заданий методами теории нечетких множеств / Р. Н. Бахтизин, В. Ф. Шамшович,
Н. Ю. Фаткуллин // V Междунар. выставка-конф. по вопросам обучения с
применением технологий e-learning "MOSCOW Education Online", 19–21 окт. 2011
г. : сб. материалов / М-во образования и науки РФ, М-во связи и массовых
коммуникаций, Рос. акад. образования, Техн. ком. по стандартизации
"Информ.-коммуникац. технологии в образовании (ИКТО)" и др. – М., 2011. – С.
46–51. – Библиогр.: 5 назв.
Осуществление эффективного промежуточного контроля за учебной
деятельностью слушателей дистанционных курсов является до сих пор одной из
главных проблем ДО. Подавляющее большинство дистанционных курсов включает в
себя обязательное промежуточное тестирование после каждого учебного модуля, на
которые они разбиты. Формирование банка тестовых заданий для проведения
текущего контроля производится методами теории нечетких множеств.
У 2951
43. Бильчинская С. Г. Использование программного
комплекса компьютерного тестирования в условиях модульно-рейтинговой системы
оценки знаний студентов вуза / С. Г. Бильчинская, О. А. Гололобова,
С. В. Чебанюк // Вестн. Камч. гос. техн. ун-та. – 2011. – Вып. 17. – С. 22–28.
– Библиогр.: 4 назв.
Описан опыт КамчатГТУ по использованию программного комплекса
компьютерного тестирования после внесения соответствующих изменений в
программный код и проектную документацию.
Д9-10/82455
44. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций
в образовании / Н. Ф. Ефремова; Дон. гос. техн. ун-т. – Ростов н/Д, 2010. –
383 с.: ил. – Библиогр.: 169 назв. – ISBN 978-5-7563-0407-7.
Рассмотрены проблемы формирования и оценивания компетенций
студентов как результатов профессионального образования в соответствии с
требованиями нового поколения государственных образовательных стандартов и
формируемых вузами основных образовательных программ. Даны рекомендации по
созданию фонда оценочных средств вуза и организации вузовской службы
оценивания компетенций, основы разработки оценочных средств по уровням и
стадиям обучения студентов, в том числе компетентностно-ориентированных
заданий. Приведены образцы оценочных средств, шкал и критериев оценивания
компетенций.
Ж2-11/51706
45. Ларина Л. В. Исследование и решение задач
компьютерного тестирования по информатике с использованием методов дискретной
оптимизации / Л. В. Ларина, А. А. Колоколов // V Междунар. выставка-конф. по
вопросам обучения с применением технологий e-learning "MOSCOW Education
Online", 19–21 окт. 2011 г. : сб. материалов / М-во образования и науки РФ,
М-во связи и массовых коммуникаций, Рос. акад. образования, Техн. ком. по
стандартизации "Информ.-коммуникац. технологии в образовании (ИКТО)" и др. –
М., 2011. – С. 88–91. – Библиогр.: 6 назв.
Раскрывается подход к компьютерному тестированию знаний
студентов, основанный на методах дискретной оптимизации. Предлагаются
математические модели для решения задач формирования оптимальных тестов на
примере дисциплины "Информатика". Приводятся результаты экспериментальных
исследований по этим моделям.
Н/18063
46. Перескокова О. И. Использование модели знаний в
технологии адаптивного педагогического
тестирования / О. И. Перескокова, И. В. Сединина // Вестн. Перм. ун-та.
Математика. Механика. Информатика. – 2010. – Вып. 4 (4). – С. 69–73. –
Библиогр.: 2 назв.
Рассматривается решение проблемы учета структуры знаний в
адаптивном педагогическом тестировании. Показано, что сочетание адаптивности и
модели знаний позволяет обеспечить обратную связь между студентом и
преподавателем, то есть выявить неусвоенные элементы знаний, затрудняющие
дальнейший процесс обучения.
См. также № 118
|