Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №12 2012 год
Содержание:

Автоматизированные библиотечно-информационные системы и технологии, системы автоматизации библиотек

Электронные библиотеки, электронные архивы

Электронно-библиотечные системы

Электронные каталоги и базы данных

Электронные издания

Информационно-коммуникационные технологии и техника

Интернет технологии

Мобильные библиотеки, мобильные ресурсы

Электронное обучение

Менеджмент и маркетинг

Корпоративные проекты, сотрудничество

Книжный рынок и библиотеки

Информационное и авторское право

Аналитические материалы, статистика, библиометрия

Указатель использованных источников

Авторский указатель


Менеджмент и маркетинг

У 4176

61. Алпатова Э. С. Современное высшее образование в России и за рубежом: проблемы и вызовы времени / Э. С. Алпатова // Соврем. наука : актуал. проблемы теории и практики. Сер. Экономика и право. – 2012. – № 5/6. – С. 28–35. – Библиогр.: 12 назв.

Рассматриваются основные проблемы в сфере высшего образования Российской Федерации, касающиеся, главным образом, организации учебного процесса и научной деятельности в вузе, а также характера вузовского менеджмента. Доказывается, что большинство этих проблем обусловлено формированием неэффективного управленческого стиля, преобладанием формальных подходов и некритическим отбором внедряемых в рамках Болонского процесса институтов. Особо подчёркивается необходимость поставить во главу угла и сделать центром реорганизации вузов интересы основных участников образовательно-интеллектуального процесса – студентов как непосредственных потребителей образовательных услуг и преподавателей как главных акторов, формирующих лицо российского высшего образования.

У1880

62. Анализ моделей инновационной деятельности в техническом университете / Ю. Р. Нурулин [и др.] // Инновации. – 2012. – № 8 (166). – С. 54–61. – Библиогр.: 13 назв.

Рассмотрены особенности высшей школы как основы формирования инновационной инфраструктуры страны. Проведён анализ основных моделей реализации инновационной деятельности в университетах. Приведено подробное решение задачи выбора эффективной модели осуществления инновационной деятельности в вузе как задачи многокритериальной оптимизации. Выработаны рекомендации по соблюдению баланса интересов всех субъектов инновационной деятельности университета для построения эффективной корпоративной инновационной системы университета.

У 2913

63. Бадеева Е. А. Формирование целей в области качества университета и его структурных подразделений / Е. А. Бадеева, Т. И. Мурашкина // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 2–6. – Библиогр.: 9 назв.

Рассмотрены особенности формирования целей в области качества университета и его структурных подразделений. В качестве примера раскрыты цели в области качества, мероприятия для их достижения и целевые значения показателей процесса "Реализация основных образовательных программ" выпускающей кафедры.

У 2837

64. Башмакова Н. И. Современные подходы к управлению качеством образования / Н. И. Башмакова // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 10. – С. 45–47. – Библиогр.: 8 назв.

Рассматривается проблема качества образования. Освещаются современные подходы к управлению качеством образования, представляющие сегодня большой интерес для исследователей данной проблемы и преподавателей.

У 3560

65. Борзов С. В. Проблемы системного воспроизводства научно-образовательного потенциала / С. В. Борзов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2011. – № 36 (251), вып. 35: Экономика. – С. 46–51. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются проблемы финансирования высшего образования, получения дополнительных денежных средств от собственной деятельности вузов США. Анализируется структура доходов вузов и стоимости обучения, различные источники финансирования высшего образования (государственный бюджет, включая систему грантов, плата студентов за обучение, инвестиции корпораций, частные пожертвования, собственные средства высших учебных заведений).

У 2913

66. Бунтак К. Влияние управления интеллектуальным капиталом на систему качественного управления организацией / К. Бунтак, З. Адельсбергер, С. Петар // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 15–22. – Библиогр.: 11 назв.

Интеллектуальный капитал по структуре делится на четыре группы, а именно: человеческий капитал, структурный капитал, капитал отношений и интеллектуальная собственность, и представляет особый интерес в аспекте устойчивого управления организацией. В нормативе ISO 9001:2008 существенное значение придаётся управлению ресурсами, в особенности человеческим капиталом, однако интеллектуальный капитал играет главную роль также и в управлении процессной структурой организации. Устанавливается связь и необходимость в управлении интеллектуальным капиталом в функции качественного управления организацией, в соответствии с положениями ISO 9001:2008.

У 2990

67. Вяткина Н. И. Грантовая деятельность публичных библиотек: опыт поиска внебюджетных средств / Н. И. Вяткина // Библ. дело. – 2012. – № 15 (177). – С. 23–24.

В современной России существует три основных источника финансирования публичных библиотек: федеральные субсидии; финансирование из регионального бюджета; внебюджетная деятельность. Грантовая деятельность сегодня рассматривается как один из перспективных источников получения внебюджетных средств. Выделяются основные этапы составления грантовой заявки.

У 2914

68. Гридина Е. И. Применение технологии интегрированных маркетинговых коммуникаций для осуществления маркетинговой деятельности в музее / Е. И. Гридина // Справ. рук. учреждения культуры. – 2012. – № 11. – С. 65–75.

Раскрыты механизмы применения интегрированных маркетинговых коммуникаций в Государственном Дарвиновском музее. Даны правила разработки креативной стратегии, создания медиастратегии учреждения. Показано внедрение результатов в практику ежедневной работы.

У 2913

69. Гурьянова С. Ю. Качественное образование сегодня – качественная жизнь завтра / С. Ю. Гурьянова // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 42–48. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрена актуальная проблема повышения качества высшего образования. Приводятся результаты мирового рейтинга высших учебных заведений 2011/2012 гг. исследовательского агентства QS и позиции российских вузов в нём. Обсуждается "Стратегия-2012". Освещается опыт организации самостоятельной работы студентов и интерактивной формы обучения.

У 2990

70. Драгныш Е. Ю. Публичные библиотеки Австралии: некоторые тенденции и перспективы (на примере штата Виктория) / Е. Ю. Драгныш // Библ. дело. – 2012. – № 15 (177). – С. 25–28.

В австралийском штате Виктория существует большой спрос на библиотечное обслуживание населения, и власти уделяют большое внимание его развитию. Освещен опыт внедрения современных технологий, роль публичных библиотек в обществе и перспективные направления их работы.

У 1877

71. Дюков И. И. Подход к исследованию формирования интеллектуального потенциала инновационных менеджеров в процессе непрерывного образования / И. И. Дюков, В. В. Платонов // Экономика и упр. – 2012. – № 8 (82). – С. 42–47. – Библиогр.: 19 назв.

Предлагается модель, показывающая взаимосвязь между источниками формирования интеллектуального потенциала менеджеров высшего и среднего звена, их общими компетенциями, определяющими интеллектуальный потенциал для управления любой деятельностью, и отличительными компетенциями, обеспечивающими эффективность и результативность инновационной деятельности. В основу создания модели заложено предположение, что существуют два пути формирования компетенций: образование и опыт.

У 2837

72. Захарова А. В. Опыт организации образовательной деятельности в условиях перехода вуза к оригинальным образовательным стандартам /
А. В. Захарова // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 9. – С. 14–20. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматривается опыт организации образовательной деятельности в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики". Анализируются особенности содержания оригинальных образовательных стандартов вуза, а также принципы и формы организации педагогического процесса в связи с переходом к оригинальным образовательным стандартам.

У 2913

73. Ильина Т. А. Развитие инновационной инфраструктуры вузов на примере Самарского государственного технического университета / Т. А. Ильина // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 23–28. – Библиогр.: 2 назв.

Выдвинуты предложения по совершенствованию инновационной инфраструктуры вузов, способствующей трансферу университетских технологий, а также развитию малого инновационного предпринимательства в них.

У 3409

74. Калачинский А. В. Информационная политика университета /
А. В. Калачинский // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 113–120. – Библиогр.: 13 назв.

Рассматривается комплексная информационная политика вуза, освещающая разные стороны деятельности университета. Анализируется университетская практика создания регламентирующих документов, доступных для общественности. Особое внимание уделено вопросам взаимоотношения университетов со СМИ, отражённым в положениях и правилах для сотрудников вуза. Представлен опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) по формированию принципов и практической реализации информационной политики.

Р 2227

75. Кирьянова А. П. Применение технологий интернет-маркетинга в научной библиотеке: теоретический аспект / А. П. Кирьянова // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 10. – С. 44–50. – Библиогр.: 17 назв.

Рассмотрены сущность, структура и преимущества технологий интернет-маркетинга. Проанализирован комплекс маркетинговых интернет-коммуникаций для библиотечной деятельности с учётом её специфики.

Р 3545

76. Ковцев К. В. Развитие измеряется качеством: высшее профессиональное образование сегодня: проблемы и угрозы экономического развития / К. В. Ковцев // Креатив. экономика. – 2012. – № 10. – С. 59–65. – Библиогр.: 10 назв.

Современное высшее образование отличает низкая эффективность, а точнее фактическое отсутствие связи между финансовыми вложениями в развитие и обеспечение образования и результативностью образовательной деятельности высших учебных заведений в части соответствия запросам рынка труда и формирования инновационной экономики. Диспропорция экономического развития России сегодня закладывается именно системой высшего образования, точнее, противоречивыми тенденциями, которым ей приходится следовать.

У 3409

77. Кононова О. В. Система контроля качества подготовки ВГУЭС: особенности и перспективы развития / О. В. Кононова, Е. В. Садон // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 43–52. – Библиогр.: 6 назв.

На примере Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) рассматривается модель системы контроля качества подготовки, механизмы управления системой, процедуры обеспечения вариативности индивидуальной траектории обучения студентов и осознанного выбора ими профилей и программ профессиональной подготовки.

У 4055

78. Кунгурцев Р. М. Разработка услуги в сфере международного образования для Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" – Пермь / Р. М. Кунгурцев // Молодой учёный. – 2012. – № 8 (43). – С. 112–122. – Библиогр.: 16 назв.

Речь идёт о высшем образовании в контексте активного вовлечения в процесс глобализации. Пермский филиал НИУ ВШЭ проводит особую политику, в рамках которой происходит как развитие существующих, так и разработка дополнительных услуг. На данный момент одним из приоритетных направлений развития для НИУ ВШЭ-Пермь является налаживание международных отношений, в частности, при помощи программы двойного диплома.

У 3409

79. Лазарев Г. И. Эффективное управление вузом: этапы, ключевые направления и перспективы / Г. И. Лазарев // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 8–15. – Библиогр.: 5 назв.

Проведён анализ деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) по построению системы управления, адекватной требованиям внешней среды. Раскрыт опыт университета в области стратегического планирования. Описаны инструменты для разработки и реализации стратегии социально-ответственного вуза. Обоснованы характеристики вуза как предпринимательского университета. Приведены основные параметры программы стратегического развития ВГУЭС на ближайшие годы.

У 3409

80. Луговой Р. А. Модели поддержки процессов принятия стратегических решений в вузе / Р. А. Луговой, К. С. Солодухин, А. Я. Чен // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 26–34. – Библиогр.: 12 назв.

Рассматриваются модели поддержки процессов принятия стратегических решений в вузе, в основе которых лежит формализация зависимостей между стратегическими целями и описывающими их показателями для любого количества данных. Приводится соответствующий пример.

У 3409

81. Мазелис Л. С. Модели оптимизации портфеля проектов университета с учётом рисков и корпоративной социальной ответственности /
Л. С. Мазелис, К. С. Солодухин // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 53–56. – Библиогр.: 12 назв.

Предлагаются оптимизационные модели поддержки принятия решений о выборе портфеля проектов в рамках программы стратегического развития вуза. Учёт рисков осуществляется в рамках теории портфельного инвестирования Г. Марковица с использованием сценарного подхода. В качестве целевой функции используется функция удельной полезности, аргументами которой являются степени достижения целей университета с учётом их значимости и объём необходимых ресурсов. Корпоративная социальная ответственность университета проявляется при постановке целей с учётом интересов всех вовлечённых сторон.

Р 3545

82. Морозова Н. А. Время меняет ориентиры: изменение концепции "качество высшего образования" в современном обществе / Н. А. Морозова // Креатив. экономика. – 2012. – № 10. – С. 72–75. – Библиогр.: 2 назв.

Рассмотрена проблема изменения парадигмы качества высшего образования в современном обществе. Предложена четырёхуровневая модель качества высшего образования, выделены составляющие парадигмы качества высшего образования, определены её доминанты.

У 3983

83. Насер А. А. Концепции построения информационной системы вуза на основе структурно-функционального анализа информационных потоков / А. А. Насер // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2012. – № 1. – С. 156–159. – Библиогр.: 5 назв.

Предложен единый концептуальный подход к созданию информационной системы вуза для обеспечения процессов поддержки принятия решений, ориентированных на эффективное использование его интеллектуального, научного и профессионального потенциала.

Р 3545

84. Насибян С. С. Инновационная архитектура образовательных программ: современные тренды в модернизации российского высшего образования / С. С. Насибян // Креатив. экономика. – 2012. – № 10. – С. 66–71. – Библиогр.: 2 назв.

Рассматриваются вопросы подготовки лидеров, обладающих мультидисциплинарными знаниями, способных строить эффективные коммуникации, гармонизировать отношения с внешней и внутренней средой бизнеса. Здесь важно наличие инновационной архитектуры образовательных программ и использование современного управленческого инструментария, информационных технологий.

У 2990

85. Пальгуева Г. М. Шаг в будущее: организация работы ЦБС в электронном формате / Г. М. Пальгуева // Библ. дело. – 2012. – № 15 (177). – С. 6–11.

Освещается опыт работы ЦБС Канавинского района в Нижнем Новгороде по организации работы в реалиях сегодняшнего дня. Рассматриваются перспективы дальнейшего развития и необходимость внедрения электронного библиотечного формата.

У 1877

86. Пастухов А. Л. Глобализация как основа управления знаниями в сфере образования / А. Л. Пастухов // Экономика и упр. – 2012. – № 8 (82). – С. 48–51. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматриваются тенденции развития образования и управления знаниями в университетских (вузовских) комплексах в условиях глобализации. Одним из последствий глобализации является изменение системы образования. Происходят перемены в учебном процессе, всё шире распространяется дистанционное обучение, формируются системы непрерывного образования и университетские комплексы, вне зависимости от про-странственного расположения входящих в него образовательных учреждений, с сохранением единого образовательного пространства в Интернете, а образовательные учреждения объединяются на основе глобальных электронных систем.

У 3409

87. Разработка программы стратегического управления университета: требования, показатели, процесс / В. В. Крюков [и др.] // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 16–25. – Библиогр.: 15 назв.

Рассмотрены вопросы формирования программ развития российских университетов. Проанализированы требования Министерства образования и науки Российской Федерации к структуре программ развития для федеральных и национальных исследовательских университетов, а также условия конкурса поддержки программ стратегического развития вузов, подведомственных министерству. Рассмотрена модель программы стра-тегического развития, определены требования к программе, сформулированы подходы к управлению программой, включающие управление по показателям и общепрограммные мероприятия.

У 3560

88. Сальникова Л. Ю. Управление механизмом повышения конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда / Л. Ю. Сальникова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2011. – № 31 (246), вып. 33: Экономика. – С. 127–131. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности выпускника на рынке труда, отмечается их актуальность, и даются рекомендации по их разрешению. Предметом исследования является конкурентоспособность и востребованность выпускников высших учебных заведений на рынке труда, а также соответствие структуры рынка труда структуре специальностей выпускников.

У 2913

89. Смыков А. А. Применение QFD-методологии для улучшения качества взаимодействия процессов в вузе / А. А. Смыков, Е. Г. Хомутова // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 7–15. – Библиогр.: 13 назв.

В статье предложена методика оценки качества взаимодействий процессов в системе менеджмента качества ВУЗа с использованием методологии последовательного развёртывания функции качества (Quality Function Deployment – QFD). Выявлены ожидания внутренних потребителей и участников процессов от их взаимодействий и показано, что они коррелированы с критериями взаимодействия процессов, для достижения которых предложены соответствующие механизмы и мероприятия.

У 3409

90. Терентьева Т. В. Развитие научных исследований в региональном вузе: результаты и перспективы (на примере ВГУЭС) / Т. В. Терентьева, А. И. Шавлюгин // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 86–92. – Библиогр.: 6 назв.

Рассматривается существующее состояние и перспективы развития научно-исследовательской деятельности в региональном вузе в контексте современной государственной научно-технической политики, институциональных изменений в сфере высшего профессионального образования, трендов социально-экономического положения в России. Общие положения иллюстрируются примерами из управленческой практики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса.

У 3409

91. Фалько Л. Ю. Модернизация образовательного процесса на основе практико-ориентированной модели обучения / Л. Ю. Фалько, Н. А. Коновалова // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 73–79. – Библиогр.: 18 назв.

Представлен опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) по внедрению практико-ориентированного обучения и краткий анализ международного и российского опыта, требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Описаны новые для ВГУЭС формы практико-ориентированного обучения, внедряемые в учебный процесс: бизнес-мастерская, обучение через волонтёрство. Показаны перспективы дальнейшего развития через реализацию проекта "ВГУЭС-СИТИ".

У 1877

92. Федорова М. В. Развитие вузовского менеджмента / М. В. Федорова // Экономика и упр. – 2012. – № 4 (78). – С. 112–115. – Библиогр.: 4 назв.

Рассматриваются основные задачи менеджмента в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, анализируются изменения, происходящие в вузовском менеджменте в условиях перехода к инновационной экономике, особенности перехода от сметного финансирования образовательных учреждений к нормативно-подушевому обеспечению финансовыми средствами; анализируются проблемные аспекты перевода бюджетных учреждений в автономные. Обосновывается необ-ходимость ориентации вузовского менеджмента на концепцию образовательной услуги как некоммерческой социальной услуги.

У 3409

93. Шестак О. И. Маркетинговые исследования в системе принятия решений в современном университете / О. И. Шестак // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 35–42. – Библиогр.: 5 назв.

 Раскрыта роль и место маркетинговых исследований в системе управления университетом. Поставлены четыре ключевых вопроса: какие цели преследуют маркетинговые исследования и каково их концептуальное содержание, по каким направлениям они проводятся, как результаты маркетинговых исследований применяются на практике.

У 3300

94. Юркевич Я. Б. Опыт участия централизованной библиотечной системы г. Сургута в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества / Я. Б. Юркевич // Библиосфера. – 2012. – № 3. – С. 73–76. – Библиогр.: 4 назв.

Повышение эффективности и качества информационно-библиотечного обслуживания требует новых разработок по управлению современной библиотекой. Теория управления качеством предлагает набор управленческих методик и инструментов, способный послужить основой внедрения системы менеджмента качества в конкретную библиотеку. Описан опыт централизованной библиотечной системы г. Сургута. Проанализирована эффективность подходов к организации участия в национальном конкурсе.

См. также №   97,  99,  100.

  
На главную