Менеджмент и маркетинг
У 4176
61. Алпатова Э. С. Современное высшее образование в
России и за рубежом: проблемы и вызовы времени / Э. С. Алпатова // Соврем.
наука : актуал. проблемы теории и практики. Сер. Экономика и право. – 2012. –
№ 5/6. – С. 28–35. – Библиогр.: 12 назв.
Рассматриваются основные проблемы в сфере высшего образования
Российской Федерации, касающиеся, главным образом, организации учебного
процесса и научной деятельности в вузе, а также характера вузовского
менеджмента. Доказывается, что большинство этих проблем обусловлено
формированием неэффективного управленческого стиля, преобладанием формальных
подходов и некритическим отбором внедряемых в рамках Болонского процесса
институтов. Особо подчёркивается необходимость поставить во главу угла и
сделать центром реорганизации вузов интересы основных участников
образовательно-интеллектуального процесса – студентов как непосредственных
потребителей образовательных услуг и преподавателей как главных акторов,
формирующих лицо российского высшего образования.
У1880
62. Анализ моделей инновационной деятельности в
техническом университете / Ю. Р. Нурулин [и др.] // Инновации. – 2012. – № 8
(166). – С. 54–61. – Библиогр.: 13 назв.
Рассмотрены особенности высшей школы как основы формирования
инновационной инфраструктуры страны. Проведён анализ основных моделей
реализации инновационной деятельности в университетах. Приведено подробное
решение задачи выбора эффективной модели осуществления инновационной
деятельности в вузе как задачи многокритериальной оптимизации. Выработаны
рекомендации по соблюдению баланса интересов всех субъектов инновационной
деятельности университета для построения эффективной корпоративной
инновационной системы университета.
У 2913
63. Бадеева Е. А. Формирование целей в области качества
университета и его структурных подразделений / Е. А. Бадеева, Т. И. Мурашкина
// Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 2–6. – Библиогр.:
9 назв.
Рассмотрены особенности формирования целей в области качества
университета и его структурных подразделений. В качестве примера раскрыты цели
в области качества, мероприятия для их достижения и целевые значения
показателей процесса "Реализация основных образовательных программ"
выпускающей кафедры.
У 2837
64. Башмакова Н. И. Современные подходы к управлению
качеством образования / Н. И. Башмакова // Высш. образование сегодня. – 2012.
– № 10. – С. 45–47. – Библиогр.: 8 назв.
Рассматривается проблема качества образования. Освещаются
современные подходы к управлению качеством образования, представляющие сегодня
большой интерес для исследователей данной проблемы и преподавателей.
У 3560
65. Борзов С. В. Проблемы системного воспроизводства
научно-образовательного потенциала / С. В. Борзов // Вестн. Челяб. гос. ун-та.
– 2011. – № 36 (251), вып. 35: Экономика. – С. 46–51. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматриваются проблемы финансирования высшего образования,
получения дополнительных денежных средств от собственной деятельности вузов
США. Анализируется структура доходов вузов и стоимости обучения, различные
источники финансирования высшего образования (государственный бюджет, включая
систему грантов, плата студентов за обучение, инвестиции корпораций, частные
пожертвования, собственные средства высших учебных заведений).
У 2913
66. Бунтак К. Влияние управления интеллектуальным
капиталом на систему качественного управления организацией / К. Бунтак, З.
Адельсбергер, С. Петар // Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6
(85). – С. 15–22. – Библиогр.: 11 назв.
Интеллектуальный капитал по структуре делится на четыре группы,
а именно: человеческий капитал, структурный капитал, капитал отношений и
интеллектуальная собственность, и представляет особый интерес в аспекте
устойчивого управления организацией. В нормативе ISO 9001:2008 существенное
значение придаётся управлению ресурсами, в особенности человеческим капиталом,
однако интеллектуальный капитал играет главную роль также и в управлении
процессной структурой организации. Устанавливается связь и необходимость в
управлении интеллектуальным капиталом в функции качественного управления
организацией, в соответствии с положениями ISO 9001:2008.
У 2990
67. Вяткина Н. И. Грантовая деятельность публичных
библиотек: опыт поиска внебюджетных средств / Н. И. Вяткина // Библ. дело. –
2012. – № 15 (177). – С. 23–24.
В современной России существует три основных источника
финансирования публичных библиотек: федеральные субсидии; финансирование из
регионального бюджета; внебюджетная деятельность. Грантовая деятельность
сегодня рассматривается как один из перспективных источников получения
внебюджетных средств. Выделяются основные этапы составления грантовой заявки.
У 2914
68. Гридина Е. И. Применение технологии интегрированных
маркетинговых коммуникаций для осуществления маркетинговой деятельности в
музее / Е. И. Гридина // Справ. рук. учреждения культуры. – 2012. – № 11. – С.
65–75.
Раскрыты механизмы применения интегрированных маркетинговых
коммуникаций в Государственном Дарвиновском музее. Даны правила разработки
креативной стратегии, создания медиастратегии учреждения. Показано внедрение
результатов в практику ежедневной работы.
У 2913
69. Гурьянова С. Ю. Качественное образование сегодня –
качественная жизнь завтра / С. Ю. Гурьянова // Качество. Инновации.
Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 42–48. – Библиогр.: 6 назв.
Рассмотрена актуальная проблема повышения качества высшего
образования. Приводятся результаты мирового рейтинга высших учебных заведений
2011/2012 гг. исследовательского агентства QS и позиции российских вузов в
нём. Обсуждается "Стратегия-2012". Освещается опыт организации самостоятельной
работы студентов и интерактивной формы обучения.
У 2990
70. Драгныш Е. Ю. Публичные библиотеки Австралии:
некоторые тенденции и перспективы (на примере штата Виктория) / Е. Ю. Драгныш
// Библ. дело. – 2012. – № 15 (177). – С. 25–28.
В австралийском штате Виктория существует большой спрос на
библиотечное обслуживание населения, и власти уделяют большое внимание его
развитию. Освещен опыт внедрения современных технологий, роль публичных
библиотек в обществе и перспективные направления их работы.
У 1877
71. Дюков И. И. Подход к исследованию формирования
интеллектуального потенциала инновационных менеджеров в процессе непрерывного
образования / И. И. Дюков, В. В. Платонов // Экономика и упр. – 2012. – № 8
(82). – С. 42–47. – Библиогр.: 19 назв.
Предлагается модель, показывающая взаимосвязь между источниками
формирования интеллектуального потенциала менеджеров высшего и среднего звена,
их общими компетенциями, определяющими интеллектуальный потенциал для
управления любой деятельностью, и отличительными компетенциями,
обеспечивающими эффективность и результативность инновационной деятельности. В
основу создания модели заложено предположение, что существуют два пути
формирования компетенций: образование и опыт.
У 2837
72. Захарова А. В. Опыт организации образовательной
деятельности в условиях перехода вуза к оригинальным образовательным
стандартам / А. В. Захарова // Высш. образование сегодня. – 2012. – № 9. – С. 14–20.
– Библиогр.: 4 назв.
Рассматривается опыт организации образовательной деятельности в
Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики".
Анализируются особенности содержания оригинальных образовательных стандартов
вуза, а также принципы и формы организации педагогического процесса в связи с
переходом к оригинальным образовательным стандартам.
У 2913
73. Ильина Т. А. Развитие инновационной инфраструктуры
вузов на примере Самарского государственного технического университета / Т. А. Ильина
// Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 23–28.
– Библиогр.: 2 назв.
Выдвинуты предложения по
совершенствованию инновационной инфраструктуры вузов, способствующей трансферу
университетских технологий, а также развитию малого инновационного
предпринимательства в них.
У 3409
74. Калачинский А. В. Информационная политика
университета /
А. В. Калачинский // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 113–120.
– Библиогр.: 13 назв.
Рассматривается комплексная информационная политика вуза,
освещающая разные стороны деятельности университета. Анализируется
университетская практика создания регламентирующих документов, доступных для
общественности. Особое внимание уделено вопросам взаимоотношения университетов
со СМИ, отражённым в положениях и правилах для сотрудников вуза. Представлен
опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС)
по формированию принципов и практической реализации информационной политики.
Р 2227
75. Кирьянова А. П. Применение технологий
интернет-маркетинга в научной библиотеке: теоретический аспект / А. П.
Кирьянова // Науч. и техн. б-ки. – 2012. – № 10. – С. 44–50. – Библиогр.: 17
назв.
Рассмотрены сущность, структура и преимущества технологий
интернет-маркетинга. Проанализирован комплекс маркетинговых
интернет-коммуникаций для библиотечной деятельности с учётом её специфики.
Р 3545
76. Ковцев К. В. Развитие измеряется качеством: высшее
профессиональное образование сегодня: проблемы и угрозы экономического
развития / К. В. Ковцев // Креатив. экономика. – 2012. – № 10. – С. 59–65. –
Библиогр.: 10 назв.
Современное высшее образование отличает низкая эффективность, а
точнее фактическое отсутствие связи между финансовыми вложениями в развитие и
обеспечение образования и результативностью образовательной деятельности
высших учебных заведений в части соответствия запросам рынка труда и
формирования инновационной экономики. Диспропорция экономического развития
России сегодня закладывается именно системой высшего образования, точнее,
противоречивыми тенденциями, которым ей приходится следовать.
У 3409
77. Кононова О. В. Система контроля качества подготовки
ВГУЭС: особенности и перспективы развития / О. В. Кононова, Е. В. Садон //
Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 43–52. – Библиогр.: 6
назв.
На примере Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса (ВГУЭС) рассматривается модель системы контроля качества
подготовки, механизмы управления системой, процедуры обеспечения вариативности
индивидуальной траектории обучения студентов и осознанного выбора ими профилей
и программ профессиональной подготовки.
У 4055
78. Кунгурцев Р. М. Разработка услуги в сфере
международного образования для Национального исследовательского университета
"Высшая школа экономики" – Пермь / Р. М. Кунгурцев // Молодой учёный. – 2012.
– № 8 (43). – С. 112–122. – Библиогр.: 16 назв.
Речь идёт о высшем образовании в контексте активного вовлечения
в процесс глобализации. Пермский филиал НИУ ВШЭ проводит особую политику, в
рамках которой происходит как развитие существующих, так и разработка
дополнительных услуг. На данный момент одним из приоритетных направлений
развития для НИУ ВШЭ-Пермь является налаживание международных отношений, в
частности, при помощи программы двойного диплома.
У 3409
79. Лазарев Г. И. Эффективное управление вузом: этапы,
ключевые направления и перспективы / Г. И. Лазарев // Унив. упр.: практика и
анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 8–15. – Библиогр.:
5 назв.
Проведён анализ деятельности Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса (ВГУЭС) по построению системы управления,
адекватной требованиям внешней среды. Раскрыт опыт университета в области
стратегического планирования. Описаны инструменты для разработки и реализации
стратегии социально-ответственного вуза. Обоснованы характеристики вуза как
предпринимательского университета. Приведены основные параметры программы
стратегического развития ВГУЭС на ближайшие годы.
У 3409
80. Луговой Р. А. Модели поддержки процессов принятия
стратегических решений в вузе / Р. А. Луговой, К. С. Солодухин, А. Я. Чен //
Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 26–34. – Библиогр.: 12
назв.
Рассматриваются модели поддержки процессов принятия
стратегических решений в вузе, в основе которых лежит формализация
зависимостей между стратегическими целями и описывающими их показателями для
любого количества данных. Приводится соответствующий пример.
У 3409
81. Мазелис Л. С. Модели оптимизации портфеля проектов
университета с учётом рисков и корпоративной социальной ответственности /
Л. С. Мазелис, К. С. Солодухин // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4
(80). – С. 53–56. – Библиогр.: 12 назв.
Предлагаются оптимизационные модели поддержки принятия решений о
выборе портфеля проектов в рамках программы стратегического развития вуза.
Учёт рисков осуществляется в рамках теории портфельного инвестирования Г.
Марковица с использованием сценарного подхода. В качестве целевой функции
используется функция удельной полезности, аргументами которой являются степени
достижения целей университета с учётом их значимости и объём необходимых
ресурсов. Корпоративная социальная ответственность университета проявляется
при постановке целей с учётом интересов всех вовлечённых сторон.
Р 3545
82. Морозова Н. А. Время меняет ориентиры: изменение
концепции "качество высшего образования" в современном обществе / Н. А.
Морозова // Креатив. экономика. – 2012. – № 10. – С.
72–75. – Библиогр.: 2 назв.
Рассмотрена проблема изменения парадигмы качества высшего
образования в современном обществе. Предложена четырёхуровневая модель
качества высшего образования, выделены составляющие парадигмы качества высшего
образования, определены её доминанты.
У 3983
83. Насер А. А. Концепции построения информационной
системы вуза на основе структурно-функционального анализа информационных
потоков / А. А. Насер // Интеллект. Инновации.
Инвестиции. – 2012. – № 1. – С. 156–159. – Библиогр.:
5 назв.
Предложен единый концептуальный подход к созданию информационной
системы вуза для обеспечения процессов поддержки принятия решений,
ориентированных на эффективное использование его интеллектуального, научного и
профессионального потенциала.
Р 3545
84. Насибян С. С. Инновационная архитектура
образовательных программ: современные тренды в модернизации российского
высшего образования / С. С. Насибян // Креатив. экономика. – 2012. – № 10. –
С. 66–71. – Библиогр.: 2 назв.
Рассматриваются вопросы подготовки лидеров, обладающих
мультидисциплинарными знаниями, способных строить эффективные коммуникации,
гармонизировать отношения с внешней и внутренней средой бизнеса. Здесь важно
наличие инновационной архитектуры образовательных программ и использование
современного управленческого инструментария, информационных технологий.
У 2990
85. Пальгуева Г. М. Шаг в будущее: организация работы ЦБС
в электронном формате / Г. М. Пальгуева // Библ. дело. – 2012. – № 15 (177). –
С. 6–11.
Освещается опыт работы ЦБС Канавинского района в Нижнем
Новгороде по организации работы в реалиях сегодняшнего дня. Рассматриваются
перспективы дальнейшего развития и необходимость внедрения электронного
библиотечного формата.
У 1877
86. Пастухов А. Л. Глобализация как основа управления
знаниями в сфере образования / А. Л. Пастухов // Экономика и упр. – 2012. – №
8 (82). – С. 48–51. – Библиогр.: 6 назв.
Рассматриваются тенденции развития образования и управления
знаниями в университетских (вузовских) комплексах в условиях глобализации.
Одним из последствий глобализации является изменение системы образования.
Происходят перемены в учебном процессе, всё шире распространяется
дистанционное обучение, формируются системы непрерывного образования и
университетские комплексы, вне зависимости от про-странственного
расположения входящих в него образовательных учреждений, с сохранением единого
образовательного пространства в Интернете, а образовательные учреждения
объединяются на основе глобальных электронных систем.
У 3409
87. Разработка программы стратегического управления
университета: требования, показатели, процесс / В. В. Крюков [и др.] // Унив.
упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 16–25. – Библиогр.: 15 назв.
Рассмотрены вопросы формирования программ развития российских
университетов. Проанализированы требования Министерства образования и науки
Российской Федерации к структуре программ развития для федеральных и
национальных исследовательских университетов, а также условия конкурса
поддержки программ стратегического развития вузов, подведомственных
министерству. Рассмотрена модель программы стра-тегического
развития, определены требования к программе, сформулированы подходы к
управлению программой, включающие управление по показателям и общепрограммные
мероприятия.
У 3560
88. Сальникова Л. Ю. Управление механизмом повышения
конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений на рынке труда / Л.
Ю. Сальникова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. – 2011. – № 31 (246), вып. 33:
Экономика. – С. 127–131. – Библиогр.: 4 назв.
Рассмотрены основные проблемы конкурентоспособности выпускника
на рынке труда, отмечается их актуальность, и даются рекомендации по их
разрешению. Предметом исследования является конкурентоспособность и
востребованность выпускников высших учебных заведений на рынке труда, а также
соответствие структуры рынка труда структуре специальностей выпускников.
У 2913
89. Смыков А. А. Применение QFD-методологии для улучшения
качества взаимодействия процессов в вузе / А. А. Смыков, Е. Г. Хомутова //
Качество. Инновации. Образование. – 2012. – № 6 (85). – С. 7–15. – Библиогр.:
13 назв.
В статье предложена методика оценки качества взаимодействий
процессов в системе менеджмента качества ВУЗа с использованием методологии
последовательного развёртывания функции качества (Quality Function Deployment
– QFD). Выявлены ожидания внутренних потребителей и участников процессов от их
взаимодействий и показано, что они коррелированы с критериями взаимодействия
процессов, для достижения которых предложены соответствующие механизмы и
мероприятия.
У 3409
90. Терентьева Т. В. Развитие научных исследований в
региональном вузе: результаты и перспективы (на примере ВГУЭС) / Т. В.
Терентьева, А. И. Шавлюгин // Унив. упр.: практика и
анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 86–92. – Библиогр.:
6 назв.
Рассматривается существующее состояние и перспективы развития
научно-исследовательской деятельности в региональном вузе в контексте
современной государственной научно-технической политики, институциональных
изменений в сфере высшего профессионального образования, трендов
социально-экономического положения в России. Общие положения иллюстрируются
примерами из управленческой практики Владивостокского государственного
университета экономики и сервиса.
У 3409
91. Фалько Л. Ю. Модернизация образовательного процесса
на основе практико-ориентированной модели обучения / Л. Ю. Фалько, Н. А.
Коновалова // Унив. упр.: практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 73–79. –
Библиогр.: 18 назв.
Представлен опыт Владивостокского государственного университета
экономики и сервиса (ВГУЭС) по внедрению практико-ориентированного обучения и
краткий анализ международного и российского опыта, требований федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС). Описаны новые для ВГУЭС
формы практико-ориентированного обучения, внедряемые в учебный процесс:
бизнес-мастерская, обучение через волонтёрство. Показаны перспективы
дальнейшего развития через реализацию проекта "ВГУЭС-СИТИ".
У 1877
92. Федорова М. В. Развитие вузовского менеджмента / М.
В. Федорова // Экономика и упр. – 2012. – № 4 (78). – С. 112–115. – Библиогр.:
4 назв.
Рассматриваются основные задачи менеджмента в образовательных
учреждениях высшего профессионального образования, анализируются изменения,
происходящие в вузовском менеджменте в условиях перехода к инновационной
экономике, особенности перехода от сметного финансирования образовательных
учреждений к нормативно-подушевому обеспечению финансовыми средствами;
анализируются проблемные аспекты перевода бюджетных учреждений в автономные.
Обосновывается необ-ходимость ориентации вузовского
менеджмента на концепцию образовательной услуги как некоммерческой социальной
услуги.
У 3409
93. Шестак О. И. Маркетинговые исследования в системе
принятия решений в современном университете / О. И. Шестак // Унив. упр.:
практика и анализ. – 2012. – № 4 (80). – С. 35–42. – Библиогр.: 5 назв.
Раскрыта роль и место маркетинговых исследований в системе
управления университетом. Поставлены четыре ключевых вопроса: какие цели
преследуют маркетинговые исследования и каково их концептуальное содержание,
по каким направлениям они проводятся, как результаты маркетинговых
исследований применяются на практике.
У 3300
94. Юркевич Я. Б. Опыт участия централизованной
библиотечной системы г. Сургута в конкурсе на соискание премии Правительства
Российской Федерации в области качества / Я. Б. Юркевич // Библиосфера. –
2012. – № 3. – С. 73–76. – Библиогр.: 4 назв.
Повышение эффективности и качества информационно-библиотечного
обслуживания требует новых разработок по управлению современной библиотекой.
Теория управления качеством предлагает набор управленческих методик и
инструментов, способный послужить основой внедрения системы менеджмента
качества в конкретную библиотеку. Описан опыт централизованной библиотечной
системы г. Сургута. Проанализирована эффективность подходов к организации
участия в национальном конкурсе.
См. также № 97, 99, 100.
|