Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2012 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.54.51 Компьютеризация. Информатизация. Экономика информационного обслуживания
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.37 Экономика науки
06.71.41 Экономика культуры
06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
06.75.41 Хозрасчет. Экономическое стимулирование
06.75.47 Прибыль. Рентабельность. Цены
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.19 Управление производством
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.25 Научно-технический прогресс на предприятии

10 Государство и право. Юридические науки
10.19 Информационное право
10.19.43 Правовой режим информационных ресурсов
10.19.61 Правовое регулирование информационной безопасности
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.35 Имущественные и неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений и их охрана
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.75 Экономика науки
12.75.21 Финансирование науки
12.75.31 Экономическое стимулирование в науке
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела
13.41 Библиография. Библиографоведение
13.41.23 Виды библиографии

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.37 Стандартизация в научно-информационной деятельности
20.01.45 Преподавание информатики
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.15 Виды источников информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.01 Общие вопросы
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания
20.53 Технические средства обеспечения информационных процессов
20.53.33 Здания информационных центров и их оборудование

47 Электроника. Радиотехника
47.41 Радиоэлектронные схемы
47.41.35 Модуляторы, демодуляторы и преобразователи частоты

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.92 Пожарная безопасность
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.11 Современное состояние и перспективы развития патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов

Указатель использованных источников

Авторский указатель


12 Науковедение

12.01 Общие вопросы науковедения

12.01.73 Статистика науки

У 2361

33. Михайлов О. В. Новый индекс цитируемости для оценки деятельности ученого в национальном исследовательском университете /
О. В. Михайлов // Вестн. Каз. технол. ун-та. – 2011. – № 18. – С. 346–348. – Библиогр.: 5 назв.

Предложен новый параметр личной цитируемости исследователя, базирующийся на учете как цитируемости опубликованных им работ, так и импакт-факторов тех научных изданий, где эти работы были опубликованы. Отмечено, что данный параметр, несмотря на существенно более сложное его определение для конкретного исследователя, дает более полное и надежное представление о цитируемости его работ по сравнению с ныне существующими индексами цитируемости.

У 1155

34. Писляков В. В. Шедевры научного творчества: анализ высокоцитируемых статей российских ученых / В. В. Писляков // НТИ. Сер. 2, Информ. процессы и системы. – 2011. – № 12. – С. 1–8. – Библиогр.: 9 назв.

Исследуются высокоцитируемые научные статьи (higly cited papers), написанные отечественными авторами. Дается определение высокоцитируемой статьи в трактовке базы данных Essential Science Indicators, анализируется число высокоцитируемых российских публикаций на фоне мировых показателей, изучается их дисциплинарное распределение. Показано, что во всех областях науки доля российских статей, которые становятся высокоцитируемыми, ниже среднемирового уровня. Проанализировано влияние соавторства с зарубежными учеными на возможность создания высокоцитируемой статьи, сделан вывод о ключевой роли международного сотрудничества в этом процессе.

См. также № 111.

12.31 Научный труд. Научное творчество

12.31.31 Научное творчество

У 4063

35. Зернес С. П. Что и требовалось написать / С. П. Зернес // Науч. периодика: проблемы и решения. – 2011. – № 4 (4). – С. 13–17. – Библиогр.:
7 назв.

Характеризуются требования к оформлению материалов для научной периодики: объем; формулы и термины; список литературы; транслит и перевод; качество иллюстраций; УДК, аннотация, ключевые слова; стиль и слог. Указывается на необходимость сотрудничества автора и редактора.

Р 325

36. Котляров И. Д. Издательское оформление научной статьи /
И. Д. Котляров // Библиография. – 2011. – № 6. – С. 15–21.

Предлагаются меры по совершенствованию издательского оформления научной статьи с целью повышения качества научных работ и включения российских научных публикаций в мировой информационный процесс. Такими мерами являются размещение информации о рецензентах и оформление англоязычного варианта списка литературы в соответствии с правилами, принятыми в мировой научной периодике.

12.41 Организация науки. Политика в области науки

12.41.45 Связь науки с практикой.
Внедрение научных достижений

У 4100

37. Ахенбах Ю. А. Механизм создания научно-образовательных кластеров: опыт и перспективы / Ю. А. Ахенбах // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. – 2011. – № 4 (37). – С. 34–39. – Библиогр.: 6 назв.

Определен вектор эффективного функционирования участников региональной экономики в соответствии с инновационной концепцией развития нашей страны путем создания научно-производственных кластеров, в рамках которых представляется возможным создать наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала ученых и исследователей, преподавателей и студентов учреждений образования, а также научного и производственного потенциала, расположенных в Воронежской области промышленных предприятий.

Д9-10/83427

38. Байрамуков Ю. Б. Аспекты укрепления связи высшего образования и науки / Ю. Б. Байрамуков // Инновац. технологии в проф. образовании : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / Грозн. гос. нефтяной ин-т
им. акад. М. Д. Миллионщикова. – Назрань, 2010. – С. 326–330. – Библиогр.:
3 назв.

Решение вопросов укрепления связей высшего образования и фундаментальной науки требует разработки федеральной целевой программы, увязанной по ресурсам, исполнителям и срокам реализации комплекса научно-исследовательских, социально-экономических, правовых, организационно-хозяйственных и других мероприятий.

У 3632

39. Бильчак М. В. Развитие научно-исследовательской деятельности как ресурс модернизации экономики экславного региона / М. В. Бильчак,
Е. А. Носачевская // Регион. исслед. – 2011. – № 3 (33). – С. 70–74. – Библиогр.: 5 назв.

Для экономики экславных территорий характерен недостаточноемкий внутренний рынок, ограничивающий ее развитие. Работа же на рынок "материнской" страны осложнена высокими транспортными издержками, таможенными и пограничными процедурами при пересечении границ, повышающими издержки и конечную стоимость продукции. Единственным экславным регионом в Российской Федерации является Калининградская область. Проведен анализ научной деятельности данного региона
с 1990-х гг. по настоящее время. Создание в 2011 г. Балтийского федерального университета им. И. Канта может быть рассмотрено как основа формирования кадровой и технологической инфраструктуры для перехода к инновационному развитию экономики региона. Представлена блок-схема выработки рекомендаций по формированию перспектив развития научно-иссле­довательской деятельности как ресурса модернизации экономики экславного региона.

У 3376

40. Российская промышленность и наука: широкое взаимодействие как условие модернизации // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 44 (137). – С. 2–11.

Как высшая школа может помочь в модернизации экономики страны? Готова ли современная наука принять условия российского бизнеса? Станут ли междисциплинарные инжиниринговые центры российскими технологическими платформами? Что получит высшая школа благодаря созданию междисциплинарных инжиниринговых центров? На эти и другие вопросы интернет-аудитории и журналистов в Информационном агентстве РБК ответили ректор МГТУ им. Н. Э. Баумана А. А. Александров и генеральный директор Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ), член Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям, академик РАН Е. Н. Каблов.

См. также № 23, 25, 57.

12.75 Экономика науки

12.75.21 Финансирование науки

У 3376

41. Цыганов С. А. Государственные фонды поддержки науки: стратегическое управление фундаментальными и прикладными исследованиями / С. А. Цыганов, Е. Ю. Хрусталев, Е. Р. Рудцкая // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 46 (139). – С. 8–16. – Библиогр.: 6 назв.

Рассмотрены проблемы конкурсного финансирования научных исследований с участием Российского фонда фундаментальных исследований. Предлагаемый метод стратегического управления базируется на опыте Организации экономического сотрудничества и развития. Отмечено, что важно проводить концентрацию ограниченных средств государственного бюджета на важнейших направлениях развития фундаментальных и прикладных исследований, участвовать в разработке проектов и грантов для развития инновационной деятельности.

12.75.31 Экономическое стимулирование в науке

У 1741

42. Северин В. А. Проблемы коммерциализации научных исследований в России / В. А. Северин // Юрист. – 2011. – № 19. – С. 35–39. – Библиогр.: 3 назв.

Коммерциализация научных исследований представляет научный и практический интерес для юристов. Рассматриваются особенности инновационной деятельности с целью подготовки юристов для нужд инновационной экономики. Раскрываются четыре группы причин, которые сдерживают движение по инновационному пути развития научного процесса, предложены меры по совершенствованию законодательства в данной сфере.

12.79 Научные кадры

12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

Н/19545

43. Автоматизация тестирования личностных компетенций по методу "360 градусов" / Н. П. Путивцева [и др.] // Науч. ведомости Белгор.
гос. ун-та. Сер. История Политология Экономика Информатика. – 2010. – № 13 (84), вып. 15/1. – С. 120–125. – Библиогр.: 4 назв.

Автоматизация позволяет решить задачи по управлению всем объемом информационно-документальных потоков, возникающих при проведении тестирования по методу "360 градусов", одного из способов оценки личностных компетенций при проведении аттестации. Это необходимо для обеспечения оперативного принятия управленческих решений по работе с персоналом на основе актуальной и достоверной информации, что является стратегически важным для эффективного функционирования предприятия и его конкурентоспособности.

Н/19301

44. Ажмухамедов И. М. Нечеткая когнитивная модель оценки компетенций специалиста / И. М. Ажмухамедов // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 186–190. – Библиогр.: 7 назв.

Определение уровня компетентности специалиста является одной из важных задач при подготовке и отборе кадров. Так, например, разработка федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения основывается на компетентностном подходе, который предполагает наличие в таких стандартах формулировок, отражающих способности выпускников вуза применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Не менее важной является оценка уровня компетентности специалиста при приеме на работу или назначении на определенную должность, поскольку оптимальный подбор кадров способствует высокой отдаче каждого сотрудника и позволяет обеспечить конечный успех предприятия в целом. Предложена методика оценки уровня компетенции испытуемого на базе нечеткой когнитивной модели.

У 2913

45. Азаров В. Н. Система аттестации и регистрации специалистов в области информационно-коммуникационных технологий / В. Н. Азаров,
А. Н. Тихонов // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 10 (77). – С. 18–26.

Рассматриваются вапросы построения и функционирования независимой системы оценки квалификаций и сертификации специалистов в области ИКТ.

У 2913

46. Барсукова Н. И. Разработка системы мониторинга показателей качества образовательного процесса ВГТУ / Н. И. Барсукова, В. А. Юрьев // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 10 (77). – С. 11–14. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрены классификация и функции мониторинга образовательной деятельности. Разработаны методики расчета для показателей качества образовательного процесса Воронежского государственного технического университета.

Д9-10/83427

47. Гербановская Л. Н. Модульно-рейтинговая система обучения в инновационных образовательных программах / Л. Н. Гербановская // Инновац. технологии в проф. образовании : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / Грозн. гос. нефтяной ин-т им. акад. М. Д. Миллионщикова. – Назрань, 2010. – С. 273–277. – Библиогр.: 2 назв.

Модульно-рейтинговая система (МРС) обучения в настоящее время является одной из наиболее перспективных систем, и дает целостное представление об учебной дисциплине, способствует развитию и закреплению системного подхода к изучению материала, формирует навыки самоконтроля, стимулирует самостоятельную систематическую работу студента. Рассматривается внедрение дисциплины "Информатика", которая представлена в свободно распространяемой системе построения образовательного вузовского контента Moodle.

У 3795

48. Кирьянова Т. А. Рейтинговая оценка трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза как механизм повышения качества образовательных услуг / Т. А. Кирьянова // Инновац. деятельность. – 2011. – № 2 (15). – С. 103–107. – Библиогр.: 3 назв.

Рассматриваются вопросы внедрения рейтинговой оценки трудовой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, оцениваются перспективы применения методики рейтинговой оценки деятельности как гаранта качества образования.

  
На главную