Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2012 год
Содержание:

06 Экономика и экономические науки
06.54 Производительные силы и научно-технический прогресс
06.54.31 Научно-технический прогресс. Новые технологии. Нововведения. Исследования и разработки
06.54.51 Компьютеризация. Информатизация. Экономика информационного обслуживания
06.56 Общественно-экономическая структура
06.56.21 Рыночная структура. Концентрация. Конкуренция. Предпринимательство
06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
06.61.43 Территориально-промышленные комплексы. Промышленные узлы и центры
06.71 Отраслевая структура экономики
06.71.37 Экономика науки
06.71.41 Экономика культуры
06.75 Экономические проблемы организации и управления хозяйством страны
06.75.41 Хозрасчет. Экономическое стимулирование
06.75.47 Прибыль. Рентабельность. Цены
06.81 Экономика и организация предприятия. Управление предприятием
06.81.19 Управление производством
06.81.23 Интеллектуальный капитал. Управление знаниями
06.81.25 Научно-технический прогресс на предприятии

10 Государство и право. Юридические науки
10.19 Информационное право
10.19.43 Правовой режим информационных ресурсов
10.19.61 Правовое регулирование информационной безопасности
10.35 Патентное право. Право промышленной собственности
10.35.35 Имущественные и неимущественные права авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений и их охрана
10.41 Авторское право и смежные права
10.41.51 Охрана авторских прав

12 Науковедение
12.01 Общие вопросы науковедения
12.01.73 Статистика науки
12.31 Научный труд. Научное творчество
12.31.31 Научное творчество
12.41 Организация науки. Политика в области науки
12.41.45 Связь науки с практикой. Внедрение научных достижений
12.75 Экономика науки
12.75.21 Финансирование науки
12.75.31 Экономическое стимулирование в науке
12.79 Научные кадры
12.79.41 Оценка деятельности научных кадров. Аттестация

13 Культура. Культурология
13.31 Библиотечное дело. Библиотековедение
13.31.11 Современное состояние библиотечного дела
13.41 Библиография. Библиографоведение
13.41.23 Виды библиографии

14 Народное образование. Педагогика
14.01 Общие вопросы народного образования и педагогики
14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики
14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики
14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование и прогнозирование образования
14.01.79 Кадры образования
14.01.80 Правовые вопросы в системе образования
14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы в образовании
14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы
14.35.01 Общие вопросы
14.35.07 Образование и обучение в высшей профессиональной школе
14.85 Технические средства обучения и учебное оборудование
14.85.35 Технические средства и учебное оборудование в высшей профессиональной школе
14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

19 Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации
19.31 Общедоступные сетевые информационные ресурсы (ИНТЕРНЕТ, WWW)
19.51 Печать
19.51.61 Издательское дело

20 Информатика
20.01 Общие вопросы информатики
20.01.37 Стандартизация в научно-информационной деятельности
20.01.45 Преподавание информатики
20.15 Организация информационной деятельности
20.15.05 Информационные службы, сети, системы в целом
20.15.31 Научные и технические библиотеки и библиотечные сети
20.17 Документальные источники информации
20.17.15 Виды источников информации
20.17.17 Комплектование, учет и хранение фондов источников информации
20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
20.19.01 Общие вопросы
20.23 Информационный поиск
20.23.15 Информационно-поисковые языки
20.23.17 Информационно-поисковые массивы. Базы данных. Манипулирование данными и файлами
20.23.19 Процессы информационного поиска
20.23.29 Электронные библиотеки
20.51 Информационное обслуживание
20.51.19 Виды информационного обслуживания
20.53 Технические средства обеспечения информационных процессов
20.53.33 Здания информационных центров и их оборудование

47 Электроника. Радиотехника
47.41 Радиоэлектронные схемы
47.41.35 Модуляторы, демодуляторы и преобразователи частоты

49 Связь
49.38 Телеинформационные службы и аппаратура
49.38.49 Связь по глобальным компьютерным сетям

81 Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства
81.92 Пожарная безопасность
81.93 Безопасность. Аварийно-спасательные службы
81.93.29 Информационная безопасность. Защита информации

85 Патентное дело. Изобретательство. Рационализаторство
85.01 Общие вопросы патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.01.11 Современное состояние и перспективы развития патентного дела, изобретательства и рационализаторства
85.31 Изобретательство и рационализаторство
85.31.41 Стимулирование деятельности изобретателей и рационализаторов

Указатель использованных источников

Авторский указатель


14 Народное образование. Педагогика

14.01 Общие вопросы народного образования
и педагогики

14.01.11 Современное состояние и перспективы развития образования и педагогики

У 3103

51. Болгова Е. В. Система образования в экономическом пространстве региона / Е. В. Болгова // Регион. экономика: теория и практика. – 2011. – № 45 (228). – С. 29–37. – Библиогр.: 5 назв.

Рассматривается проблема воздействия системы образования на пространственный прогресс. На основе статистически подтверждаемой диспропорции продуктивности университетов и ее воплощения в инновационных тенденциях обосновывается вывод о необходимости "каркасного" механизма функционирования системы высшего профессионального образования на примере Самарской области.

У 3376

52. Гречко М. В. Противоречия и проблемы реформирования отечественных вузов на этапе построения информационного общества и экономики знаний / М. В. Гречко // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 43 (136). – С. 15–20. – Библиогр.: 3 назв.

Исследованы проблемы модернизации отечественных вузов в условиях информационного общества и экономики знаний. Выявлен спектр противоречий, обозначившихся в процессе трансформации статуса отечественных вузов, который порождает ряд проблем функционирования образовательных учреждений на рынке образовательных услуг. Решение этих проблем позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг вследствие сокращения числа вузов на основе их слияния и поглощения на мезоуровне, а также системно оптимизировать количество необходимых специалистов, их компетенции, учесть основные требования работодателей.

Н/19246

53. Жемерикина Ю. И. Недобросовестная конкуренция как проблема современного вузовского образования в России / Ю. И. Жемерикина //
В мире науч. открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 6.1 (18). – С. 580–589. – Библиогр.: 11 назв.

Раскрываются понятие конкуренция и классификация видов конкуренции в образовательной среде. Обсуждается троянское обучение и его разновидности. Описаны исследования современных авторов, изучающие распространение и способы применения недобросовестной конкуренции.

У 1877

54. Кузьмин А. Е. Формирование государственной политики в области образования в России в контексте образовательных реформ / А. Е. Кузьмин // Экономика и упр. – 2011. – № 10 (72). – С. 76–80. – Библиогр.: 11 назв.

Раскрывается влияние реформы в области образования на характер российской образовательной политики. Проанализированы основные проблемы формирования и реализации государственной политики в области образования, внимание акцентировано на различных этапах реформирования образовательной системы российского государства, на условиях и процессах формирования государственной политики в сфере образования. Приведены сведения о расходах европейских стран на образование на рубеже ХХ и XXI вв. в %
от ВВП. Приведена модель развития образовательной системы.

У 2900

55. Романова И. М. Анализ факторов, влияющих на эффективность системы высшего профессионального образования региона / И. М. Романова, О. М. Шевченко, В. А. Полупанова // Экон. анализ: теория и практика. – 2011. – № 41 (248). – С. 59–67. – Библиогр.: 6 назв.

Приведена классификация внешних и внутренних факторов и дана оценка их влияния на функционирование системы высшего образования. Выявлены причины, сдерживающие развитие системы высшего профессионального образования Приморского края, определены основные направления ее развития.

У 1559

56. Рыбаков С. Проблемы вузовского образования в современной
России / С. Рыбаков // Обозреватель = Observer. – 2011. – № 11 (262). –
С. 66–77. – Библиогр.: 17 назв.

Раскрываются вопросы количества вузов и качественного преподавания в них; бюджетное и платное обучение; проблемы трудоустройства выпускников; научно-исследовательская деятельность в вузах; участие в Болонском процессе.

У 3376

57. Торкунов А. В. Взаимодействие вузов и бизнеса как путь модернизации России: пресс-конференция ректора Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России
А. В. Торкунова в Информационном агентстве РБК / А. В. Торкунов // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 45 (138). – С. 2–9.

Обсуждались вопросы финансирования российских вузов, качества подготовки специалистов, различия между отечественным и международным бизнесом в вопросе сотрудничества с высшей школой, создание эндаументов, бизнес-инкубаторов и др.

У 1741

58. Щербак Е. Н. Тенденции и особенности глобализации высшего профессионального образования / Е. Н. Щербак // Юрист. – 2011. – № 19. – С. 5–10. – Библиогр.: 8 назв.

Исследуются тенденции в мировом образовании, акцентируется внимание на специфике глобализации образования в правовой сфере. Проанализированы фундаментальные причины формирования системы образования будущего. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной и научной деятельности.

14.01.17 Международное сотрудничество в области организации образования и педагогики

У 1877

59. Максимцев И. А. Обеспечение качества высшего образования в контексте международной интеграции / И. А. Максимцев, Е. А. Горбашко // Экономика и упр. – 2011. – № 11 (73). – С. 6–9.

Освещена проблема обеспечения качества высшего образования в условиях реализации Болонского процесса. Качество образования рассматривается как основа интеграционных взаимодействий на уровне национальных систем образования и конкретных вузов. Приведены основные формы международной интеграции российских вузов с зарубежными партнерами в едином европейском образовательном пространстве, реализация которых рассмотрена на примере Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.

У 3070

60. Унгвари Л. Интернационализация высших учебных заведений. Цели и опыт технического университета Вильдау / Л. Унгвари, И.-Э. М. Шмит-Брауль // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. – 2011. – № 6 (49). –
С. 5–12. – Библиогр.: 3 назв.

В своей стратегии интернационализации ТУ Вильдау занимает важное место в системе образования Германии и в то же время предоставляет гарантию экономического развития. Рассматривается создание связей с зарубежными вузами (стран Европейского союза, Российской Федерации
[C.-Петерб. гос. инженер.-экон. ун-т, Яросл. гос. техн. ун-т], Центральной Азии, Китая и Южной Азии, Латинской Америки, стран Персидского залива), поддержание их жизнеспособности, привлечение иностранных студентов, которые позже представляют интересы Германии у себя на родине. Своими стратегическими решениями ТУ Вильдау создает задел для своей будущей деятельности в образовательной и научной сферах своего региона на 20 лет вперед.

14.01.75 Экономика, организация, управление, планирование
и прогнозирование образования

Д9-11/83637

61. Алтунина В. В. Управление образовательной деятельностью в новых социально-экономических условиях / В. В. Алтунина; Балт. федер. ун-т им. И. Канта. – Калининград, 2011. – 181 с. – Библиогр.: 157 назв. – ISBN 978-5-9971-0160-2.

Подробно анализируется значение и задачи образования в современном социуме и исследуются новые актуальные виды образовательной деятельности, возникающие вследствие системной модернизации образования.

У 4100

62. Балыхин М. Г. Инновационные доминанты высшего образования и науки России в условиях воздействия внешних и внутренних вызовов /
М. Г. Балыхин, А. Э. Свиридова // Изв. Юго-Зап. гос. ун-та. – 2011. –
№ 4 (37). – С. 14–17. – Библиогр.: 6 назв.

Дается оценка опорным доминантам российского образования и науки, намеченным в стратегии развития нашего государства до 2020 г. и системно связанным с решением комплекса задач по становлению инновационного человека и его профессиональной, академической и т.д. адаптации и социализации в системе обновляющегося образования, науки, общества.

У 2913

63. Быстров В. В. Информационная поддержка управления качеством образования в контексте глобальной безопасности развития региона /
В. В. Быстров, А. В. Маслобоев // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 10 (77). – С. 2–11. – Библиогр.: 13 назв.

Представлены результаты исследований и разработок в области информационной поддержки управления качеством образования в контексте решения задач обеспечения глобальной безопасности регионального развития. Исследовано влияние качества образования на глобальную безопасность и поддержание интеллектуального потенциала в рамках развития одного региона (на примере Мурманской области). Предложена муль­тиагентная информационная технология поддержки управления качеством высшего образования. Критерием качества является уровень усвоения студентом каждой дисциплины учебного плана. Технология позволяет строить и исследовать различные сценарии образовательной деятельности вуза.

Н/19545

64. Ершова И. Г. Стратегическая взаимосвязь развития экономики и качества образования / И. Г. Ершова, Ю. В. Вертакова // Науч. ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер. История Политология Экономика Информатика. – 2010. – № 13 (84), вып. 15/1. – С. 56–63. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматриваются особенности взаимодействия образования и экономического развития страны; выявлены зависимости темпов развития экономики от уровня знаний, навыков, творческого подхода специалистов; установлены параметры зависимости национального дохода от количества и качества подготовки специалистов; обоснована роль образовательных учреждений в равновесии рынка труда.

Р 3534

65. Зубанова Л. Б. Проектно-ориентированные стратегии современного образования: анализ исследовательских инициатив в регионах / Л. Б. Зубанова // Вопр. образования. – 2011. – № 3. – С. 226–236. – Библиогр.: 5 назв.

Обобщаются результаты социологического исследования (опрос преподавателей, контент-анализ конкурсных заявок), направленного на изучение участия преподавателей региональных вузов в специализированных конкурсах проектов на соискание грантов в научной и учебно-образо­вательной деятельности.

Н/17971

66. Маркелова А. В. Модели управления процессом реализации академической мобильности в вузе / А. В. Маркелова, В. А. Козырева,
О. Н. Сметанина // Вестн. НГУ. Сер. Информ. технологии. – 2011. – Т. 9, вып. 2. – С. 55–65. – Библиогр.: 5 назв.

Дается обзор исследований, посвященных реализации академической мобильности (Academic Mobility, AM) в вузе. Рассматривается система управления, в которой объектом управления выступает процесс реализации АМ, в свою очередь являющийся составной частью образовательного процесса. Описывается необходимость разработки системы поддержки принятия решений (СППР) при управлении процессом реализации АМ. Основные проблемы осуществления академической мобильности в России связаны как с "негармонизированностью" самого европейского образовательного пространства, так и с традиционной ориентацией российского образования на внутренний рынок труда, отсутствием необходимости интенсивного и постоянного взаимодействия вузов как внутри страны, так и с вузами зарубежных стран.

Д9-11/82003

67. Наумова Н. А. Концептуальные основы управленческого учета в вузе / Н. А. Наумова; Новосиб. гос. техн. ун-т. – Новосибирск, 2011. –
242 с. – Библиогр.: 232 назв. – ISBN 978-5-7782-1741-6.

Правовое обеспечение модернизации высшей школы России. Мировые и российские тенденции диверсификации доходов высшего образования. Управленческий учет в вузе как элемент нового организационно-экономического механизма управления. Вклад научных школ управления в менеджмент современного вуза. Новосибирская высшая школа в условиях развивающегося рынка образовательных услуг. Инновации и инновационные процессы в стратегическом управленческом учете технического университета. Методологический аспект стратегического управленческого учета в НГТУ.

У 1741

68. Петрова Н. П. Предоставление негосударственными высшими учебными заведениями платных образовательных услуг / Н. П. Петрова // Юрист. – 2011. – № 19. – С. 16–19. – Библиогр.: 9 назв.

Рассматриваются вопросы правового регулирования оказания платных образовательных услуг негосударственными высшими учебными заведениями, проблемы оценки качества образования и коммерциализации образования.

У 2913

69. Петрова С. А. Управление качеством профессионального образования как фактор обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг / С. А. Петрова, И. Л. Яковлева // Качество. Инновации. Образование. – 2011. – № 10 (77). – С. 27–32. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрен ряд вопросов управления качеством профессионального развития кадров применительно к внедрению в образовательных учреждениях стандартов менеджмента качества ИСО серии 9001.

Н/19246

70. Прохорова М. П. Инновационный менеджмент в вузе: подходы и особенности / М. П. Прохорова // В мире науч. открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 6.1 (18). – С. 317–325. – Библиогр.: 6 назв.

Раскрываются функции, особенности, факторы инновационного менеджмента в вузе. Систематизированы основные тенденции управления инновациями, обусловленные особенностями реформирования системы образования, и условия эффективной реализации инновационного менеджмента в условиях образовательного учреждения.

Р 3534

71. Реморенко И. М. Переход к инновационной экономике: возможности и ограничения для системы образования / И. М. Реморенко // Вопр. образования. – 2011. – № 3. – С. 54–72. – Библиогр.: 2 назв.

Проведен анализ понятия инновационная экономика в контексте развития системы образования. Делается вывод, что для экономики знаний необходимы специалисты с высшим образованием, способные создавать, совершенствовать и потреблять новые технологии. Представлена динамика: количества государственных и негосударственных вузов; численности студентов негосударственных вузов; студентов, обучающихся на платной основе в государственных вузах, и студентов, обучающихся на бюджетной основе; численности профессорско-преподавательского персонала государственных образовательных учреждений ВПО. Показана среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников образования по видам деятельности в процентах к средней заработной плате в экономике. Сформулированы принципы инновационных процессов.

Н/19246

72. Розанов Ф. И. Инновационное развитие вуза: базовые принципы управления / Ф. И. Розанов // В мире науч. открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 6.1 (18). – С. 300–307. – Библиогр.:
3 назв.

Анализируется феномен инновации, дается его определение и выделяются ключевые характеристики. Определяются базовые источники инноваций, ключевые системы управления инновационным развитием в вузе и наиболее перспективные направления развития высшего образования.

У 3795

73. Сердюкова Л. О. Роль вузов в управлении интеллектуальным капиталом в региональных инновационных системах / Л. О. Сердюкова // Инновац. деятельность. – 2011. – № 2 (15). – С. 65–71. – Библиогр.: 8 назв.

Сформулированы изменения, необходимые для организации исследовательской деятельности вузов в составе региональных инновационных систем. Разработана система показателей, характеризующих структуру интеллектуального капитала (человеческий капитал, структурный капитал, рыночный капитал) как объекта управления. Отражена структура интеллектуального капитала выпускающей кафедры.

У 1877

74. Слепак К. Б. Государственное управление национальной и региональной сферой образования в процессе ее модернизации / К. Б. Слепак // Экономика и упр. – 2011. – № 11 (73). – С. 110–116. – Библиогр.: 20 назв.

Проведен анализ бюджетного финансирования государственных региональных учреждений общего среднего и федеральных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Рассматриваются новые инструменты финансирования образования, позволяющие улучшить систему финансирования учебного заведения. Оценивается экономическое состояние региональной образовательной системы Санкт-Петербурга. Предложен позитивный сценарий развития высшего образования без ликвидации вузов и их филиалов.

У 3089

75. Соляник А. И. Концептуальная модель управления качеством образовательных услуг вуза / А. И. Соляник, Л. А. Семенова, Ю. М. Сапего // Системы упр. и информ. технологии. – 2011. – № 3.2 (45). – С. 277–281. – Библиогр.: 4 назв.

Рассмотрена система управления качеством образовательных услуг как составляющая (подсистема) общей системы управления вузом. Разработаны концептуальная модель управления качеством образовательных услуг и структурно-функциональная модель управления внутренним аудитом системы менеджмента качества вуза.

У 2900

76. Торхова А. Н. Информационно-аналитическая система управленческого учета в вузе / А. Н. Торхова // Экон. анализ: теория и практика. – 2012. – № 2 (257). – С. 30–36. – Библиогр.: 8 назв.

Обосновывается необходимость внедрения системы управленческого учета, основанной на формировании единой информационно-анали­тической базы, построенной как совокупность интегрированных подсистем бухгалтерского и управленческого учета. Сделан вывод о необходимости ее использования в формировании базы данных для принятия обоснованных решений, направленных на повышение качества образования. Представлена структура формирования бюджета вуза. Отражена модель учета затрат и расчета себестоимости образовательных услуг.

У 3795

77. Федорчук Ю. М. Инвестиционное обеспечение инновационного развития системы высшего профессионального образования / Ю. М. Федорчук // Инновац. деятельность. – 2011. – № 3 (16). – С. 56–62. – Библиогр.: 10 назв.

Под инновационным развитием системы ВПО понимаются достижение и поддержка ею нового качественного состояния, обеспечивающего поддержку окружающей высокотехнологичной среды кадрами, услугами, продукцией; становление системы, являющейся провайдером высоких технических и гуманитарных технологий, источником позитивных возмущений активным субъектом инновационной среды, создающей констелляции людей, способных устойчиво производить и потреблять инновации.

14.01.79 Кадры образования

Д9-10/83427

78. Алисултанова Э. Д. Формирование информационной компетентности вузовского преподавателя / Э. Д. Алисултанова, Н. А. Моисеенко // Инновац. технологии в проф. образовании : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / Грозн. гос. нефтяной ин-т им. акад. М. Д. Миллионщикова. – Назрань, 2010. – С. 148–154. – Библиогр.: 7 назв.

Предлагаемая программа курса повышения квалификации "Информационные и коммуникативные технологии в образовании" разрабатывалась на основе учебно-методических комплексов Института ЮНЕСКО, дополнена курсом "Intel. Обучение для будущего", предусматривающими повышение квалификации преподавателей в области компьютерных технологий. В основу структуры программы закладывается модульный принцип организации учебного материала.

14.01.80 Правовые вопросы в системе образования

У 1741

79. Оленский С. Ф. Повышение качества образования студентов юридических специальностей: проблемы эффективности формирования антикоррупционного мировоззрения / С. Ф. Оленский // Юрист. – 2011. – № 19. – С. 43–46. – Библиогр.: 14 назв.

Отмечается, что существенное повышение эффективности процесса общеправовой подготовки студентов юридического вуза посредством внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий, направленных на реализацию идей личностно-ориентированного образования, приводит к повышению качества правового образования будущих юристов и формированию антикоррупционного мировоззрения.

У 1877

80. Смолин О. Н. Контуры новой образовательной политики России / О. Н. Смолин // Экономика и упр. – 2011. – № 11 (73). – С. 41–43.

Развитие образовательной политики зависит от правового регулирования этой сферы деятельности, определяющее значение в котором имеют соответствующие федеральные законы. Проведен сравнительный анализ правительственного и альтернативного законопроектов, регламентирующих деятельность в образовании, обоснованы предложения по совершенствованию государственного регулирования в этой сфере.

14.01.85 Автоматизация и автоматизированные системы
в образовании

Н/19246

81. Завьялова О. А. Сервисы Web 2.0 для организации учебной деятельности студентов магистратуры / О. А. Завьялова // В мире науч. открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 6.1 (18). –
С. 295–299.

Рассматриваются возможности реализации дистанционных форм работы со студентами магистратуры с помощью сервисов Web 2.0.

Н/17971

82. Казаков В. В. Перспективы использования и развития мультимедийных технологий в образовании / В. В. Казаков, В. Г. Казаков, А. М. Федотов // Вестн. НГУ. Сер. Информ. технологии. – 2011. – Т. 9, вып. 2. –
С. 15–24. – Библиогр.: 9 назв.

Представлена новая форма дистанционной работы – мультимедийные лекции и информационно-телекоммуникационные технологии, обеспечивающие их проведение. Рассматриваются существующие технологии, стандарты и программные комплексы, на основе которых данные системы могут быть построены, и наиболее популярные образцы таких систем. Выработаны параметры и проведено сравнение систем дистанционного чтения лекций, выявившее наиболее проблемные стороны развития функциональности систем дистанционной лекционной работы, и предложен перспективный подход к их организации.

Н/17971

83. Казаков В. В. Разработка технологии поддержки виртуальных мультимедийных лекций / В. В. Казаков // Вестн. НГУ. Сер. Информ. технологии. – 2011. – Т. 9, вып. 2. – С. 66–79. – Библиогр.: 6 назв.

Исследуются способы построения информационно-коммуникационных систем для поддержки лекционной работы в виртуальном образовательном пространстве, в частности дистанционных и мультимедиалекций. Построена модель информационных процессов виртуальной лекционной работы, сформулирован подход к построению и принципиальная архитектура программного комплекса для поддержки лекционной работы на основе специализированной информационной системы управления учебными материалами, сопряженной с системой видеоконференцсвязи. Описывается реализация программного комплекса ведения лекционной работы в виртуальном образовательном пространстве "Мультимедиалектория", построенного на основе предложенных моделей и архитектуры и позволяющего подготавливать и проводить мультимедийные лекции, а также записывать их и преобразовывать в многократно используемые электронные средства обучения.

14.35 Высшее профессиональное образование. Педагогика высшей профессиональной школы

14.35.01 Общие вопросы

У 1568

84. Москвин В. Построение программ высшего образования на основе системного компетентностного подхода / В. Москвин // Инвестиции в России. – 2011. – № 12 (203). – С. 27–32.

В результате внедрения данного подхода появится реальная возможность перейти от технологий массового конвейерного производства дипломированных специалистов, которые в свое, но совсем другое время себя оправдали, к современным технологиям серийной подготовки нужных потребителям выпускников, с учетом быстро меняющихся требований в этом динамичном мире. Необходимо учитывать одно важное обстоятельство. Если Россия промедлит с переходом на новую образовательную парадигму, это обязательно сделают другие, например, Китай, который изыскивает новые возможности и не боится экспериментов, обеспечивающих ему развитие и лидерство.

Н/19246

85. Новикова И. В. Стратегическое планирование как форма содействия трудоустройству выпускников вузов Амурской области / И. В. Новикова // В мире науч. открытий. Сер. "Экономика и инновац. образование". – 2011. – № 6.1 (18). – С. 451–461. – Библиогр.: 8 назв.

Обосновывается необходимость стратегического планирования трудоустройства выпускников вузов. Приводится стратегический анализ проблемной ситуации в Амурской области. Предлагается ряд мероприятий в рамках стратегического плана, направленных на повышение информированности выпускников, с целью содействия их трудоустройства.

14.35.07 Образование и обучение в высшей
профессиональной школе

У 4100

86. Балыхина Т. М. Структурные и содержательные аспекты учебника для инновационного образования / Т. М. Балыхина // Изв. Юго-Зап. гос.
ун-та. – 2011. – № 4 (37). – С. 123–128. – Библиогр.: 5 назв.

Анализируются проблемы, актуальные для инновационного образования России – концептуальные основы разработки и создания учебника для высшей школы, позволяющего формировать современного конкурентоспособного профессионала, имеющего гибкую методико-содержательную структуру, отвечающего вызовам рынка международных образовательных услуг.

У 1877

87. Гневко В. А. Повысить качество подготовки специалиста высшей квалификации / В. А. Гневко // Экономика и упр. – 2011. – № 11 (73). –
С. 3–5. – Библиогр.: 2 назв.

Ректор Санкт-Петербургского университета управления и экономики делится опытом перестройки учебного процесса, научно-исследователь­ской работы и организации новых методов обучения студентов с использованием важнейших научно-исследовательских достижений ведущих университетов глобализирующегося мира. Главная мысль состоит в том, чтобы научить студента активно и самостоятельно изучать материал по предмету, излагать полученные знания в рефератах, докладах, применять полученные знания в реальной практике.

Д9-10/83427

88. Зверева Н. Н. Применение активных методов обучения для формирования профессиональных компетенций / Н. Н. Зверева // Инновац. технологии в проф. образовании : материалы Всерос. науч.-метод. конф. / Грозн. гос. нефтяной ин-т им. акад. М. Д. Миллионщикова. – Назрань, 2010. –
С. 219–222. – Библиогр.: 3 назв.

При реализации компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании актуальным становится внедрение и использование инновационных технологий активного обучения, обучения действием. В этом случае две основные задачи образования – передача знаний и формирование умений и навыков по их применению, заменяются одной задачей. Цель обучения действием – преодолеть разрыв между теорией предполагаемых действий (знаниями) и практикой (деятельностью). Показана эффективность активного социально-психологического обучения для реализации профессионального самоопределения. Проведение деловой игры способствует повышению у студентов интереса к изучаемой дисциплине, формированию профессионально значимых компетенций.

У 1877

89. Кузнецов С. В. Образовательная среда как фактор формирования и развития человеческого потенциала инновационной экономики / С. В. Кузнецов, С. А. Иванов // Экономика и упр. – 2011. – № 11 (73). – С. 34–40. – Библиогр.: 3 назв.

Делается вывод, что самым действенным способом повышения человеческого потенциала должно стать новое качество образовательного процесса. Именно благодаря компетентностному подходу в образовании инновационная экономика должна получить инициативных, креативно мыслящих исследователей. Освещена деятельность центров коллективного пользования на базе ведущих научных организаций и университетов, а также инновационно-технологических центров Санкт-Петербурга.

У 1568

90. Раткин Л. Реализация системного компетентностного подхода к построению образовательных программ / Л. Раткин // Инвестиции в России. – 2012. – № 1 (204). – С. 35–41. – Библиогр.: 5 назв.

Построение программы обучения по принципу "дерева целей". Блочно-модульное построение программ обучения. Сложность и трудоемкость процесса обучения. Делается вывод, что проблему реализации системного компетентностного подхода в высшем образовании России можно решить и обеспечить себе явное конкурентное преимущество в мире. В свою очередь это конкурентное преимущество обязательно даст толчок для появления и других конкурентных преимуществ у нашей страны.

Н/19301

91. Ткаченко И. М. Применение тестовых композиций матричного типа для повышения обучающей составляющей учебного процесса / И. М. Тка­ченко // Вестн. Астрах. гос. техн. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 205–209. – Библиогр.: 2 назв.

Тестовые композиции матричного типа могут быть определены как измерительное устройство, которое обеспечивает возможность измерить интересующие качества и свойства личности. В частности, такие тесты способны контролировать процесс обучения и получения знаний не только на его завершающем этапе, но и на протяжении всего сложного процесса образования. С помощью тестов выявляются пробелы в подготовке обучающихся, а также устанавливаются причины их возникновения, что является существенным моментом в педагогической деятельности.

У 1741

92. Уваров А. А. Вопросы целевого использования результатов научно-исследовательской практики при подготовке магистерской диссертации / А. А. Уваров // Юрист. – 2011. – № 19. – С. 40–42.

Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Рассматривается научно-исследовательская практика в юридических вузах.

См. также № 46.

14.85 Технические средства обучения
и учебное оборудование

14.85.35 Технические средства и учебное оборудование
в высшей профессиональной школе

Н/16354

93. Технология виртуальных миров для проведения дистанционных научных конференций / Д. С. Тарасов [и др.] // Учен. записки Каз. ун-та. Сер. Естеств. науки. – 2011. – Т. 153, кн. 2. – С. 292–298.

Использование виртуальных миров для научного общения и в образовательных целях – один из самых перспективных трендов развития информационных технологий. Дан краткий обзор технических решений для проведения дистанционных конференций, охарактеризованы преимущества и недостатки этих решений, представлен собственный успешный опыт применения технологии виртуальных миров для проведения международных и всероссийских интернет-конференций.

14.91 Народное образование и педагогика в отдельных странах

У 2900

94. Аристова Е. В. Радикальные реформы высшего образования в Великобритании / Е. В. Аристова // Экон. анализ: теория и практика. – 2012. – № 1 (256). – С. 54–58. – Библиогр.: 7 назв.

Рассматривается революционный проект реформ в области системы высшего образования в Великобритании, дается описание свойств и составляющих образовательного кредита, анализируется роль государства как гаранта студенческих займов. Представлен опыт образовательного кредитования в Великобритании.

  
На главную